"23 "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
"Поклоняться" – исполнять заповеди Христовы...
"В духе" – с максимально сконцентрированным (насколько только это возможно для человека) вниманием ко Христу...
Ведь было бы безумием заповеди исполнять, а на Заповедавшего их не обращать внимания...
Лампа может светить во все стороны, а может, имея отражатель, сфокусировать свет в пучок - в тонкий луч (в "узкий путь/тесные врата") и послать его только в одном направлении к какому-нибудь только одному, даже и очень далеко находящемуся от неё предмету...
Так же и человек - подобно лампе, может находиться в рассеянном состоянии...
А может сконцентрироваться, напрячь изо всех сил ум и сердце и устремить всю силу своих молитвенных мыслей и чувств только ко Христу...
Это и означает - "в духе"...
"1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!
2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи её, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.
(Псалтирь, 122 псалом – Библия: http://www.bible.by/old-testament/read/19/122/ © bible.by)"
Как же человеку возыметь сконцентрированное внимание ко Христу?...
Да еще и непрестанное, т. к. исполнять заповеди Христовы христианин должен непрестанно, как дышать...
Для этого человеку необходимо познавать и усваивать "истину" как о самом себе, так и о Боге...
Самарянка же, к которой обращался Христос у колодезя Иаковлева, является образом как всех людей вообще, так и современных православных христиан, в частности...
Христианам крайне необходимо не только познавать истину, но и воспринимая её, следовать ей - жить по истине (истинно/искренно)...
Необходимо воспринимая истину, обретать и ведение, и благоразумие...
А воспринимая ведение и благоразумие - обретать тем самым рассудительность...
Рассудительность же - суть совокупность ведения и благоразумия...
Христианину необходимо обретая рассудительность, неотступно жить по ней, возрастая тем самым в премудрости...
Ибо премудрость - суть и есть рассудительная жизнь...
Напр., бесы - безрассудны, т. к. зная всю истину, они не пользуются ею правильно...
Поэтому демоны ещё и безумны, т. к. не только не живут в соответствии с истиной, но и живут вопреки ей - в полном соответствии со своею порочностью (нечестиво/бесчинно)...
Только обретая истину и мудро живя по ней, возможно приобрести её Источник - Саму Абсолютную Истину и Саму Премудрость (Господа Иисуса Христа)...
Премудрость – это познание/усвоение человеком всей совокупной истины, доступной для его восприятия, его способность правильно ею пользоваться и жить по ней...
Или и другими словами: премудрость - суть нераздельная совокупность рассудительности и соответствующей ей жизни...
Только познав истину, человек и может начать правильно/истинно относиться и к себе, и к Богу, и к людям, и ко всему творению Божию...
Только такой человек может "образовать" в себе правильное, истинное мировоззрение и смириться...
Только такой (смирившийся) человек и является истинно/правильно "образованным"...
Только такой человек и является истинным христианином - человеком, стяжавшим истинное/правильное/рассудительное образование...
Только рассудительный человек имеет возможность придти в смиренное состояние...
Степень смирения человека прямо пропорциональна степени его рассудительности...
Рассудительность рождает жизнь по заповедям Христовым...
Премудрость же (т. е. сама жизнь по заповедям Христовым) и рождает, и культивирует в человеке покаяние, которое, в свою очередь, рождает/культивирует в нём смирение...
Смирение же и рождает, и культивирует в христианине внимание ко Христу - как к Самому Главному Предмету (к тому самому "сокровищу/жемчужине")...
Чем больше смиряется христианин, тем сильнее/сконцентрированнее его внимание (тот самый "дух") ко Христу и наоборот...
Степень смирения в человеке прямо пропорциональна степени концентрации его внимания ко Христу и наоборот...
Нет смирения в человеке – отсутствует и его внимание ко Христу (хотя ему и может ложно/прелестно казаться, что оно имеется)...
Смирение - суть правильное состояние человека, познавшего истину через исполнение заповедей Христовых и поэтому стремящегося к её Источнику, к Истине Абсолютной - Христу...
Степень смирения человека прямо пропорциональна степеням его рассудительности, премудрости и покаяния...
У бесов и эрудированных лицемеров - состояние ложное/неправильное из-за отсутствия премудрости и наличия безумия, уничтожающего возможность покаяния/смирения и производящего гордость...
Чем в большей мере христианин познает истину через жизнь по заповедям Христовым, тем в большее смиренное состояние он приходит, тем большее стремление ко Христу он приобретает, тем большая способность концентрации внимания к Иисусу возникает в нём...
Как без аппетита человек не может с удовольствием поесть, а пресыщенного может даже и стошнить от еды, так и без смирения человеку невозможно обратить своё внимание ко Христу - Спасающему его от смертельного "жала смерти (греха)"...
Как голодный стремится всем своим вниманием только к пище, так же и смиренный стремится всем своим вниманием только к спасающему (от ясно видимого в себе зла и немощи) Иисусу...
Как голод свидетельствует человеку о недостатке в нём питательных веществ и телесной силы, так же и смирение показывает человеку его недостаток или отсутствие в нём добра и силы духовной ("духовная нищета")...
Смирение подобно телесному аппетиту - оно является фундаментом и причиной добролюбия ("алчбы и жажды правды"), ненависти ко злу, истинной/правильной любви к себе, к ближнему как к себе самому и ко Христу...
Гордость же подобна телесному пресыщению, она является фундаментом и причиной злолюбия, ненависти к добру, истинной ненависти к себе самому, к ближнему как с самому себе и к Иисусу...
И это не удивительно, ведь ненависть к Богу и к ближнему влечёт её носителя в вечные, гееннские муки, что и является главным проявлением ненависти к себе самому...
Истина может быть вне времени и пространства - тогда она относится к Богу и является абсолютной...
Святая Троица всегда была, есть и будет везде и вся, вместе со всеми Своими силами, свойствами и сущностью...
Сами время и пространство сотворены Святой Троицей (весьма условно) 7500 лет назад...
А до того (по восприятию человека) ни времени, ни пространства не было - как и всей прочей твари...
Святая Троица, как Творец пространства и времени, несопоставимо выше их по определению - как не только их Творец, но и как Творец всей остальной твари...
Святая Троица несопоставимо выше всей твари не только потому, что является Творцом её, но и потому, что само бытие твари продолжается только благодаря благости и милости – любви Бога...
Абсолютная истина относится/принадлежит только к Святой Троице, а не к Её творению, которое является только как бы Её временно/пространственным образом/отпечатком, и поэтому только ко всей твари относится/принадлежит истина относительная...
Человек христианин в своём падшем/ущербном состоянии ("как бы сквозь тусклое стекло"), не способен воспринять всю истину о Святой Троице, но - "лишь отчасти"...
Но то, что православный человек способен усвоить (эту самую "часть"), он обязан воспринять...
Ведь только уже с этой, воспринятой им абсолютной истиной, человек и способен смирившись и приступать к Богу, и стремиться к Нему и соединяться с Ним (спасаться)...
Восприятие человеком абсолютных истин является необходимым условием для обретения им правильного отношения к Богу (стяжания смиренного состояния), которое образуется в нём только через его усердную жизнь по заповедям Христовым, многие из которых как раз и провозглашают эти самые абсолютные истины...
Как же человеку узнать и воспринять Божественные истины?...
Каяться в неведении...
Внимательно изучать христианские догматы - фундаментальные вероучительные православные истины, содержащиеся в "Символе веры" с обязательными толкованиями на них святых отцов...
Внимательно читать православные книги по догматическому богословию (например, учебник иерея Олега Давыденкова), слушать и смотреть соответствующие лекции проф. МДАиС А. И. Осипова, размещённые на его официальном сайте (http://www.alexey-osipov.ru/)...
Внимательно читать Священное Писание, особенно Евангелие, апостольские послания, Псалтирь с обязательными толкованиями на них святых отцов, размещённых, напр., на сайте ЭкзегетЪ.Ру (http://ekzeget.ru/) или на сайте монастыря Оптина Пустынь...
Внимательно слушать и читать богослужебные тексты с соответствующими же толкованиями на них святых отцов...
Внимательно читать молитвы в православных молитвословах и толкования на них святых отцов...
Внимательно и со смирением читать творения святых отцов, самыми полезными и доступными для восприятия из которых (в наше время) мы считаем Дневники св. прав. Иоанна Кронштадтского (см. раздел "Дневники")...
Полезно также и искренне беседовать с единомысленными людьми - т. е. с людьми, искренне стремящимися познать истину, т. е. с теми людьми, целью и смыслом жизни которых является исполнение заповедей Христовых...
Крайне необходимо стараться усердно жить по всем заповедям Христовым, первая/всегдашняя/непрестанная/важнейшая из которых - покаяние...
Пока человек не воспримет Божественных истин, он по определению не будет иметь истинного понятия о Боге...
Не имея же истинного понятия о Боге, человек не может и правильно (со смирением) к Нему относиться...
А правильное отношение к Богу состоит в исповедании того, что всё от Троицы, всё из Троицы, всё Троицей, всё через Троицу, всё к Троице...
Святая Троица во Христе – это христианское Всё...
Это – Истина и истина...
Если человек её не воспринял, то он и приступить к Богу не может, хотя ему может и казаться, что он приступает...
Степень соединения человека со Святой Троицей (спасение) зависит от степени его смирения, которое зависит от правильности/истинности отношения человека и к Святой Троице в спасающем от зла/немощи Христе, и к себе саму, погибающему во зле/немощи...
Усвоенные христианином Божественные (абсолютные) истины – суть ведение...
Состояние человека, не познавшего Божественные истины – суть неведение...
Ведение очень важно и с аскетической (практической) точки зрения, т. к. оно не только позволяет христианину проникать в смыслы заповедей Иисусовых, но и даёт возможность человеку исполнять их своевременно, умеренно и уместно (т. е. правильно/рассудительно - с пользой как для себя, так и для ближних)...
Истина может быть и относительной, если она обусловлена пространством и временем, т. е. относится к твари...
Напр., вчера дождь был, а сегодня нет, или сегодня дождь есть, но не везде и т. п. ...
Для того, чтобы правильно (с пользой для себя) исполнять заповеди Христовы, человеку необходимо познавать и истины относительные, т. к. при исполнении любой Христовой заповеди человеком обязательно употребляется какие-нибудь творения Божии (либо внешние - напр., пища и его тело, либо внутренние - напр., его душа и помыслы)...
Воспринятые человеком относительные истины – суть его благоразумие...
Оно проявляется прежде всего в своевременности, умеренности и уместности употребления творений Божиих во время исполнения заповедей Христовых...
Если хоть один из этих компонентов отсутствует, то и благоразумия нету, а значит и нет пользы человеку от того или иного его поступка, от использования им того или иного предмета, хотя бы это было и при исполнении им, как ему кажется, заповедей Христовых...
Неуместное, несвоевременное и неумеренное использование творений Божиих является не просто бесполезным для человека, но и вредным для него...
Самым важным предметом благоразумия (главным предметом для исследования/наблюдения/познавания) должен являться для христианина он сам - прежде всего его собственные зло и немощь (приводящим его и к "духовной нищете", и к всецелому покаянию)...
Как ведение, так и благоразумие могут иметь в человеке разные степени...
Поэтому и степень рассудительности у человека может быть разной...
Поэтому и степень премудрости в человеке тоже может быть разной...
Чем большую премудрость имеет человек, тем большую пользу он получает от того или иного своего действия...
И наоборот...
Христианину крайне необходимо непрестанно возрастать и в премудрости, и в смирении (как в неотделимой, составной её части) через тщательную жизнь по всем заповедям Христовым...
Поскольку и человек тоже является творением Божиим (причём, самым прекрасным и главным), то человеку и необходимо истинно и приоритетно познавать самого себя (свои собственные зло и немощь)...
Прп. Пимен Великий говорил, что только тот и может считаться настоящим человеком, кто познал самого себя...
Потому что только человек, познавший самого себя, может увидеть, насколько он слаб, немощен, нечист и неисправен из-за непрестанно действующих в нём страстей (порочных помыслов) без помощи/благодати Христовой...
Потому что только человек, познавший свою полную беспомощность без поддержки Иисусовой и может приобрести истинное отношение к самому себе, т. е. ясно увидеть, что он, как говорят в народе, "ноль без палочки" вне Христа и смиряться ещё больше...
Самый же лучший способ познания человеком самого себя - это его тщательная жизнь по всем заповедям Христовым, показывающая ему его всегдашнюю неисправность и поэтому реально, естественным образом смиряющая его...
Только тогда человек и смиряется истинно, а не притворно, как это нередко и бывает (напоказ)...
Кроме того, жизнь человека по заповедям Христовым позволяет ему смиряясь, соединяться с Христом, а соединившись, воспринимать смирение уже и непосредственно, сверхъестественным способом от Самого Иисуса, Который является Источником как любой добродетели вообще, так и смирения, в частности...
А как же воспринимать истины относительные?...
Каяться в неблагоразумии...
Исследовать как свой собственный жизненный опыт, так и опыт жизни других людей (и ближних, и святых отцов из их житий)..
Учиться как на своих, так и на чужих ошибках...
Каяться в них...
Внимательно читать писания святых отцов...
Помогает и умеренное светское образование, если человек понимает, что научные знания нужны ему не для эрудиции (которая "надмевает"), а для правильного/эффективного исполнения заповедей Христовых...
Православному человеку крайне необходима внимательная/наблюдательная/анализирующая/бодрствующая тактика/стратегия по отношению к самому себе, позволяющая ему стяжать истинное падшее/греховное/порочное/немощное познание самого себя...
При внимательной и ревностной жизни по заповедям Христовым, человек непрестанно, естественным образом смиряется, видя с какою неисправностью (например, с сопутствием страстей) он их исполняет...
Смиряется человек при жизни по заповедям Христовым и сверхъестественным образом, когда посредством них, через молитву соединяясь с Самим Источником смирения - Христом, он переливает в себя из Него добродетель смирения уже и непосредственно...
Премудрость – суть совокупное восприятие человеком абсолютной и относительной истин, способность правильно ими пользоваться (рассудительность) и его жизнь по ним...
Перестал Соломон жить по истине и утратил премудрость и наоборот...
Древние св. отцы (напр., Антоний Великий) рассудительность определяли как царицу всех добродетелей, основополагающею и самою важною среди них...
Они справедливо считали, что без рассудительности любой поступок человека принесёт ему только вред - хотя бы это была и попытка исполнения им Христовых заповедей...
О необходимости и важности рассудительности говорил и Сам Иисус во время Своей проповеди Евангелия - напр., в притчах о построении башни, или о царе, встречающем более сильного другого царя, идущего на него с войною...
Итак, исполнять заповеди Христовы возможно только со вниманием ко Христу...
Которое от смирения...
Которое от ведения, благоразумия и тщательной жизни по Христовым заповедям - от премудрости...
Самым ярким примером состояния человеческого смирения в Евангелии является внутреннее (духовное) состояние кровоточивой женщины...
Именно с состоянием, подобным её смирению, человек только и может/должен - и приближаться ко Христу, исполняя все Его заповеди, и соединяться с Ним через молитву, и принимать участие во всех церковных Таинствах (Причастие и пр.)...
Что сеется человеком, то же самое им и пожинается, но только уже в гораздо большей степени...
Во время своего внимания ко Христу, душа человека соединяется со Христом, и Господь переливает в неё в соответствии с индивидуальностью человека, все необходимые ему на данный момент божественные качества, среди которых – и смирение...
Если правильное отношение человека ко Господу Христу – Иисус это животворящее спасающее кающегося грешника ВСЁ, то правильное отношение человека к себе самому – я погибающее во зле и немощи ничто (в смысле наличия в нём добра и силы)...
Это и есть общее выражение и ведения, и благоразумия, от которых – и премудрость, и покаяние, и смирение...
Состояние человека, находящегося в правильном (не будем забывать о бесах) состоянии ведения и благоразумия (в премудрости) – это и есть смирение, т. е. истинное/правильное состояние человека, правильно/истинно же относящегося и к себе, и к Богу, и ко всему творению Божию ...
Именно в таком только сокрушенном/смиренном/благоговейном/внимательном состоянии и необходимо, и возможно исполнять все заповеди Христовы - особенно молиться и участвовать в церковных Таинствах...
Всё, что делается человеком со смирением, смирение же в нём и увеличивает...
Как само исполнение православным человеком Христовых заповедей, так и его смирение, являются взаимно перетекающими друг в друга и причиною, и следствием одновременно (т. е. они причинно-следственно взаимосвязаны)...
Они нераздельны/неразлучны...
Гордость же является противным смирению состоянием человека с неправилным ложным/неистинным/прелестным отношением и к Богу, и к себе и ко всему миру (с неправильным ложным мировоззрением - "образованием")...
"Я - всё, бог - ничто" - крайнее состояние гордости...
Всё, что человеком с гордостью делается (безумно), гордость же в нём и увеличивает...
Безумие и гордость тоже причинно-следственно взаимосвязаны...
Как смирение, так и гордость могут иметь разные степени в человеке...
Проявляется гордость прежде всего в забвении Бога, в обмирщённости, в духовной слепоте (нечувствии своих зла и немощи), в прелести (в ложном мнении/убеждении наличия в себе добра и силы, отсутствия зла и немощи) в осуждении, тщеславии, обидчивости, зависти, гневе, злопамятстве, раздражительности, недовольстве/ропоте, неблагодарности, нетерпеливости, лживости, неспособности к внимательной молитве и пр. пороках...
И если смирение является причиной способности человека исполнять Христовы заповеди, то гордость является причиной неспособности человека исполнять заповеди Иисусовы...
Гордость является причиной жизни человека по заповедям человеческим/порочным...
И порочная жизнь также является причиной гордости...
Они тоже взаимно перетекают друг в друга как причина и следствие...
Причинами гордости в человеке также являются и его неведение, и неблагоразумие (безрассудство), и лицемерие (как у бесов), и своеволие, и злолюбие, и сластолюбие, неотделимые от гордости...
Правильное же, истинное/благоразумное отношение человека ко всей твари является очень простым и поэтому очень трудно им воспринимается...
Любое Божие творение является средством для спасения человека (в этом Божий замысел о нём) – т. е. оно и может, и должно быть вспомоществованием к исполнению христианином всех заповедей Иисусовых...
Рассудительность (благоразумие) позволяет человеку не только это понять, но и то, какой именно предмет, в какой мере, в каком месте, и в какое время наиболее полезен ему при исполнении им той или иной Христовой заповеди...
И наоборот, рассудительность позволяет человеку определить, что из творений Божиих вредно или бесполезно использовать в данном месте, в данное время и в данной мере...
Рассудительность (ведение) же позволяет человеку и видеть, какую именно Христову заповедь, в какое время, в какой мере и в каком месте наиболее полезно ему исполнять...
И наоборот, рассудительность показывает христианину, какая из заповедей Иисусовых вредна или бесполезна для него в данное время, в данном месте и в данной мере...
Подобие можно позаимствовать из медицины - любое, даже и самое полезное лекарство может причинить вред человеку при неблагоразумном применении его...
Истина делает человека свободным от зла, очищает и освящает его...
Истина позволяет человеку обратиться к её Источнику – ко Господу Христу, приблизиться к Нему и соединиться с Иисусом...
Ведь только уподобившись Христу (обожившись) и соединившись с Господом по смерти тела, человек и может стать бесконечно блаженным (Спастись)...
Восприятие истины позволяет православному человеку исполнить замысел Божий о себе - спасти себя через Иисуса во Христе...
Только обращаясь к истине и следуя ей, человек и может радовать Господа Иисуса Христа - Саму Абсолютную Истину...
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья прп. Ефрема Сирина о смирении и гордости с сайта Православие.Ру и соответствующие материалы с сайтов Серафимоа, Азбука веры и толкования св. отцов на 4-ю главу Евангелия от Иоанна с сайта ЭкзегетЪ.Ру ...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! |