"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

100. Вопрос: "Господь говорил о Царстве Небесном как о жемчужине и сокровище. Что Он имел ввиду?"

 

  "44 Ещё подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
  45 Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
  46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.
  (Мф. 13)"






  "Для чего, когда не было народа говорит в притчах и ученикам? Он знал, что ученики сказанным прежде настолько были вразумлены, что «разумеете ли сия вся»? Они говорят «ей, Господи». Как в двух предыдущих притчах, о зерне горчичном и о закваске, Царством Небесным называл учение веры, так точно и здесь. Сравнил же его с сокровищем по причине заключающегося в нем богатства Святого Духа. Поле – это мир, как сказано выше. Итак, знай, что в мире скрыта вера, а в вере – богатство Духа.
  Все остальное в этой притче оставь, как выше было сказано. Но обратите внимание, как нашедший это богатящее сокровище, или узнавший его, усердствует (это показывает слово «идёт») и с радостью продает все, что имеет, лишь бы только приобрести его. Знай, что эта притча научает всех не только не печалиться, отвергая ради веры все, что они имеют, но делать это с радостью и это отвержение считать величайшим приобретением; не отвергающий же этого, или отвергающий не с радостью, не может приобрести сокровища веры. «Все, что имеет», т. е. согрешения в деле, в слове и в помышлении, которые, равным образом, нужно продать, т. е. оставить. 
  Под Царством Небесным разумеем здесь, собственно, желание царства небеснаго, которое назвал человеком, как действующее в человеке, а купцом – как соделывающее свое спасение. И смотри, что найдя одну многоценную жемчужину, т. е. учение веры (оно – «одно», потому что истинная вера – одна, и нет другой такой же; «многоценно», как имеющее великую цену, или как ценное для многих, разумеется – знающих его), желание это «пошло», что показывает его усердие, и оставило все, чем прежде наслаждалось и приобрело только это одно (учение веры).
  Эти две притчи во многом сходны между собою, различаясь только в том, что одна называет учение веры сокровищем, а другая – жемчужиной, подобно тому как и из двух предыдущих одна притча назвала его зерном горчичным, а другая – закваскою. И как теми двумя Христос показал возрастание и силу веры, так опять этими двумя – богатство и превосходство ее. Она возрастает, кик горчичное зерно, имеет такую силу, как закваска, обогащает, как сокровище, и превосходна, как драгоценнейшая жемчужина. Всего остального в этой притче нет нужды нам изъяснять. Но чтобы мы не полагались на одну только веру и не подумали, что для спасения достаточно ее одной, присоединяет и другую притчу, из которой мы научаемся, что не все верующие спасаются, но многие из них погибают (Жемчужиной назван и Господь, так как Он был соединен с глубиною Божества и был узнан одними только рыбаками и их учениками). (Мон. Евфимий Зигабен)"
  "В этом деле замечательно еще то, что найденное сокровище скрывается для сбережения, потому что кто не скрывает ревностное стремление к небу от человеческих похвал, тот недостаточно охраняет его от злых духов. Ибо в настоящей жизни мы как бы на пути, которым шествуем к Отечеству. А злые духи, словно некие разбойники, осаждают наш путь. Следовательно, тот, кто публично выносит сокровище на дорогу, желает быть ограбленным. Но я говорю это не для того, чтобы ближние не видели наших добрых дел, ибо написано: Чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного, но для того, чтобы мы не искали похвал извне за то, что делаем.
  Пусть дело будет таково, чтобы его намерение оставалось тайной для людей, чтобы мы подавали ближним пример не только добрым делом, но и намерением, которым желаем благо-угодить только Богу и которое должны всегда содержать в тайне. Сокровище же есть небесное желание, а поле, на котором скрывается сокровище, есть учение о небесном стремлении. Это поле приобретает, продав все, тот, кто, отказывая пожеланиям плоти, все свои земные желания отбрасывает посредством соблюдения небесного учения, так что дух уже ничего не одобряет, чем услаждается плоть, ничего не страшится, что убивает плотскую жизнь.
  Опять Небесное Царство называется подобным человеку купцу, который ищет хорошие жемчужины, но находит одну драгоценную, найдя которую, покупает, продав все, потому что кто в совершенстве познал сладость небесной жизни, насколько это возможно, тот охотно оставляет все, что любил на земле. По сравнению с ней все дешевеет, он оставляет имение, собранное расточает, его дух возгорается небесным, ничто из земного ему не нравится, все, что только нравилось по виду земной вещи, кажется безобразным, потому что в его уме сияет только блеск драгоценной жемчужины. О его любви справедливо сказано через Соломона: Крепка, как смерть, любовь, потому что, очевидно, как смерть лишает тело жизни, так любовь к вечной жизни убивает любовь к телесным вещам. Кем она полностью овладеет, того делает как бы нечувствительным к земным, внешним пожеланиям. (Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский)"
  "Если желаем стяжать любовь к Богу, возлюбим евангельские заповеди: продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше, которое без этой купли не может принадлежать нам; возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище – любовь.  (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "В затруднении от часто встречающихся неясностей в притчах мы выступаем с краткими толкованиями, так что собственно кажется, будто мы от одного способа толкования переходим к другому. Названное здесь сокровище, в котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть или Бог-Слово, скрытый в плоти Христа 42), или же сокровищница Св. Писания, в которой заключается познание о Христе-Спасителе; и если кто найдет Его в ней, тот должен презреть все выгоды этого мира, чтобы иметь возможность возобладать Тем, Которого открыл. А следующее затем: «Нашедши которое человек скрывает)» говорится не в том значении, что человек делает это по зависти, а в том, что он по страху желающего сохранить и боящегося потерять скрывает в своем сердце Того, Которого предпочел своим прежним богатствам. 
  Здесь другими словами говорится то же, что и выше [сказано]. Хорошие жемчужины, которых ищет поверенный торговца, это – закон и пророки. Слушай, Маркион! Слушай, Манихей! Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета. Но самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения. Когда ее найдет купец, – человек подобный апостолу Павлу, – то начинает презирать все тайны ветхозаветного закона и пророков и прежние предосторожности и предписания, в которых жил невинно, как будто какую нечистоту и отбросы, чтобы приобрести Христа. Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна. (Блж. Иероним Стридонский)"
  "Через сравнение с сокровищем в пом Господь показывает скрытые в Нем богатства нашей надежды, поскольку Бог обретен в человеке и ради Его стоимости следует продать все блага мира, чтобы мы одеждой, едой и питьем нуждающихся приобрели вечные богатства небесного сокровища. Но следует заметить, что сокровище было найдено и скрыто, хотя нашедший мог втайне и, вместо того, чтобы скрыть, унести его и, унеся, не имел бы нужды покупать его. Здесь следует объяснить как предмет, так и смысл сказанного. Потому было скрыто сокровище, что и пом следовало купить. Ибо под сокровищем в поле, как мы сказали, понимается Христос во плоти, Которого можно найти даром. Ибо проповедь Евангелий не ограничена, но возможность пользоваться и владеть этим сокровищем не может быть бесплатной, поскольку небесными богатствами не владеют без утраты мирского.
  И в притче о жемчужине такой же смысл. Но здесь речь идет о купце, уже давно находящемся в законе, который долгим и продолжительным трудом узнал о жемчужине и оставил то, чего достиг под бременем закона. Ибо он долго торговал и однажды нашел жемчужину, какую желал, цену которой, одного этого желанного камня, следует сравнить со стоимостью остального труда. (Свт. Иларий Пиктавийский)"
  "Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Как выше – горчичное зерно и закваска имеют малую разность между собою, так и здесь сходны две притчи о сокровище и о бисере.
  Обеими этими притчами показывается то, что проповедь должно всему предпочитать. В притчах о закваске и о горчичном зерне говорится о могуществе проповеди и о том, что она совершенно победит вселенную. Настоящие же притчи показывают важность и многоценность проповеди. Подлинно она расширяется подобно горчичному дереву, превозмогает, подобно закваске, многоценна как бисер и доставляет бесчисленные удобства, подобно сокровищу.
  Отсюда мы научаемся тому, что надобно не только прилежать к проповеди, отрешившись от всего прочего, но что даже должно это делать с радостью. И отрекающийся от своего имения должен знать, что это есть приобретение, а не потеря. Видишь ли, и как проповедь сокрыта в мире, и сколько в проповеди сокрыто благ? Если не продашь всего, то не купишь; и если не имеешь ищущей и заботливой души, то не найдешь. Итак, для тебя необходимо, во-первых, отказаться от житейских попечений, и во-вторых, быть весьма бдительным. Сказано: «Ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее».
  Одна есть истина, – и она не многосложна. Как обладающий бисером сам знает, что он богат, но для других часто бывает неизвестно, что у него в руках бисер, потому что он не велик, – так можно сказать и о проповеди: обладающие ею знают, что они богаты, но неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве. Но чтобы мы не слишком полагались на одну проповедь, и чтобы не подумали, что одной веры достаточно нам ко спасению, Господь произносит новую грозную притчу. Какую же именно? Притчу о неводе. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Так было и есть: во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, нашедши сокровище Царствия Небесного, с радостию оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые, для того чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостынею и пожертвованиями. Искать нужно добродетель.
  Ныне равноапостольный князь Владимир, просветивший Русь Крещением, уподобляется этому евангельскому купцу, ищущему добрых бисерей. Чтобы купить многоценный бисер веры Христовой, он вдруг отвергнул язычество и свои буйные страсти и покорился легкому игу Христову. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Поле - мир, сокровище - проповедь и познание Христа. Оно сокрыто в мире. "Проповедуем премудрость, - говорит апостол Павел, - сокровенную". Ищущий познания о Боге находит его и все, что имеет - еллинские ли учения, или худые нравы, или богатства, тотчас бросает и покупает поле, то есть мир. Ибо своим имеет мир тот, кто познал Христа: не имея ничего, он обладает всем. Рабами для него являются стихии, и он повелевает ими, подобно Иисусу или Моисею.
  Море - это настоящая жизнь, купцы - те, которые провозят чрез это море и ищут приобресть какое-либо знание. Многие жемчужины - это мнения многих мудрецов, но из них одна только многоценна - одна истина, которая есть Христос. Как о жемчуге повествуют, что он рождается в раковине, которая раскрывает черепицы, и в нее упадает молния, а когда снова затворяет их, то от молнии и от росы зарождается в них жемчуг, и потому он бывает очень белым - так и Христос зачат был в Деве свыше от молнии - Святого Духа. И как тот, кто обладает жемчугом и часто держит его в руке, один только знает, каким он владеет богатством, другие же не знают, так и проповедь бывает скрыта в неизвестных и простецах. Итак, должно приобретать этот жемчуг, отдавая за него все. 
  Море - это настоящая жизнь, купцы - те, которые провозят чрез это море и ищут приобресть какое-либо знание. Многие жемчужины - это мнения многих мудрецов, но из них одна только многоценна - одна истина, которая есть Христос. Как о жемчуге повествуют, что он рождается в раковине, которая раскрывает черепицы, и в нее упадает молния, а когда снова затворяет их, то от молнии и от росы зарождается в них жемчуг, и потому он бывает очень белым - так и Христос зачат был в Деве свыше от молнии - Святого Духа. И как тот, кто обладает жемчугом и часто держит его в руке, один только знает, каким он владеет богатством, другие же не знают, так и проповедь бывает скрыта в неизвестных и простецах. Итак, должно приобретать этот жемчуг, отдавая за него все. (Блж. Феофилакт Болгарский)"
  "Почему Господь называется бисером и почему царство небесное уподобляется ищущу добрых бисерей? Взыскавший многоценен бисер и отдавший за него все, елика имяше, есть новый Господень народ, пренебрегший достоянием и богослужением отеческим и взыскующий Господа славы. А бисером называется Господь, потому что соединен с глубиною Божества, и познается только одними рыбарями и истолкователями Его. (Прп. Исидор Пелусиот)"
  "Господь, говоря о Царстве Небесном и повествуя о пречистом, и преславном, и Божественном, и единственном жемчуге и научая, как кто его получит, отвечает так, пользуясь сравнением с видимыми вещами: «Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил» тот жемчуг, чтобы, принеся его, угодить царю, потому что драгоценными камнями вплетается властительский венец. Так, следовательно, и душа должна стяжать и найти небесный и многоценный жемчуг, Дух Христа, великую и хорошую куплю, чтобы он был вплетен в венце славы Небесного Царя Христа; а без этого Божественного жемчуга, который есть Святой Дух, душа не может угодить Царю Христу, ни получить царский венец.
  Итак, каким образом приобретет кто-либо и найдет этот жемчуг, можно научиться от видимых купцов, торгующих драгоценными жемчугами, потому что они, продавши свое имущество, и удалившись далеко от родины, и прошедши чрез пустынные и разбойнические края, достигают местности, где рождаются жемчуги. Потому что там бывают выставлены самые ценные и славные из драгоценных камней, с их выгравированными и надписанными ценами. И каждый из торгующих видит выставленные (напоказ) камни, предвидит, и как ему предстоит явиться царю.
  Если же это превосходит его средства, он не только тяготится о пустом труде и плачет, но даже не может увидеть царя. Тем же образом и Христос, Господь наш, предобразил и преднаписал цену хорошего и великого жемчуга, без которого никто не может угодить Небесному Царю, а пена — отречение от мира и смерть и крест, потому что Он стал образом и начальником отводящего в жизнь пути, предав на смерть Свое Тело за нас, и победив насилие диавола, и искупив нас Своею собственною Кровью. И таким образом всех, последовавших за Ним, и ставших Его учениками, и хотящих приобрести небесный жемчуг (а он есть Царство Небесное), научает отречься от себя и более не себе жить, по Апостолу:«Чтобы живущие, говорит он, уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего Христа».
  А Сам Господь говорит: «Да отвержется себя и да последует за Мной». И снова: «Если кто, говорит Он, не возненавидит отца, мать, братьев и так далее, еще же и самую свою душу, не может быть Моим учеником». Итак, смертью покупается этот жемчуг жизни, Христос. И таким образом, если кто не приготовит себя и от себя не отречется, предав на смерть свою душу, не может приобрести того жемчуга и без него не может увидеть Небесного Отца.
  Ибо Он есть венец, сплетенный из славы, Он есть Христос, связанный драгоценными камнями и бывший преславным венцом Церкви святых. И всякая душа, отдающая себя до смерти и желающая отойти в жизнь, да взыщет этот жемчуг и да стяжает Господа, ставшего всем во всех, пищей, питием, одеждою, сокровищем, упокоением, радостью нерассказуемой, жизнью истинной. Следовательно, нашедший Его нашел во все века богатство, наслаждение непрестанное, свет незаходимый, славу незатемняемую. Ибо Он все это действует различно в нем, соизменяясь с нуждами.
  Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха. Как огонь, разжигаемый в обильном веществе, увеличивает пламя, да возжелает и она наконец удостоиться неизреченного явления и до смерти да подвизается, чтобы, победив, получить вечную жизнь по предшественнику нашему, Христу, до смерти предавшему Себя за нас.
  Потому что Господь стал всем указанием, чтобы как Он, посредством бесславия и бесчестия и последней смерти, победил врага, так и мы, живущие в страданиях и смирении и бесславии и во смерти, презревшие стыд, смогли победить диавола и получить жизнь и стяжать «многоценный жемчуг», Он же есть Христос, по сказанному: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». Смертью победим смерть, не сочетаясь со злом, не падая вместе с помыслами.
  Постыдно же купцам переплывать такие пучины и пренебрегать смертоносными опасностями ради возрастания и прибавки богатства, а нам, вожделеющим держаться за вечную жизнь и хотящим стяжать нетленный свет самого лучшего жемчуга и желающим приторговать куплю истинного сокровища, не презирать временной смерти, (то есть) мирских наслаждений. 
  Итак, прошу вас, братья, презирать смерть, и за ничто считать свою душу, и до смерти стать подражателями Господа, бывшего во всем нам образом и примером и смертью победившего смерть. (Прп. Макарий Великий)" 

 

  "Как сказал мне старый тренер: «Те, кто борются за звание чемпионов мира - это таланты, собранные со всего мира». Их физические данные и возможности изначально выше, чем у остальных людей, плюс они, как правило, занимаются спортом с самого детства. Так и наши известные старцы - это духовные таланты, собранные от мира, и всем, кто ни пожелает - прийти в их меру практически не возможно. Тем более, если мы посмотрим на те условия, в которых находятся сейчас современные монастыри: в своей молодости наши старцы не видели ничего подобного и даже в этом имели сильное преимущество. Если у них кроме «Лествицы» не было ничего, то у современных подвижников: плееры, компьютеры, планшеты. Мнимая польза от них, зачастую мешает сосредоточиться на главном и это еще мягко сказано. Каждый раз, когда я возвращался из пустыни в монастырь, я был подобен осе, попавшей в мед, в котором чем дольше барахтаешься, тем больше тонешь. И если осу вытащить из меда, она еще долго не сможет летать, ползает по траве, пока не отлипнет весь мед от крыльев. Примерно тоже самое испытывала и моя душа по возвращении в пустыню - проходило время пока она хоть сколько-то освобождалась от мира."

 
 


 

"Подвизающиеся на олимпийских играх увенчиваются не тогда, как победят одного или другого, или третьего; но когда победят всех, вступающих с ними в состязание. Так и всякому желающему быть увенчану от Бога, надобно обучать душу свою целомудрствовать не только в отношении к телесным страстям, но и тогда, как бывает искушаем корыстолюбием, желанием похитить чужое, завистию, сластолюбием, тщеславием, укорами, опасностями смерти, и подобным сему.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

 






 

 
  

  Ответ: "Насколько малы по тексту/форме эти коротенькие притчи Господни, настолько же они обширны и неохватны по своему смыслу/содержанию…
  Чтобы раскрыть их полностью - необходим объём, намного превышающий пространство всего нашего сайта…
  Поэтому мы затроним лишь несколько самых, на наш взгляд, актуальных для нашего времени аспектов, содержащихся в них…
  И "человек", и "купец" – любой человек, пришедший из небытия в этот земной мир…
  И "сокровище", и "жемчужина" – и Сам Христос, и Царство Небесное (Церковь), и правда Божия (заповеди Иисусовы) и церковь земная как человеческая христианская организация на Земле, и истина во всем ее разнообразии, и сама спасительная жизнь человека по заповедям Христовым…
  "Поле" – и Земля (носительница и человечества, и церкви – сообщества истинных христиан), и душа христианина, и духовный мир (носитель Церкви как Тела Христова)…
  "Поиск" человека/купца – искренняя, открытая жизнь человека по совести до его оглашения…
  "Все имение" человека/купца – все его пороки (все его внутреннее и внешнее зло)…
  "Продажа всего имения" человека/купца – период оглашения человека, неотделимый от его всецелого покаяния…
  "Покупка поля" человеком/купцом – период воцерковления человека, смыслом и целью жизни которого является исполнение заповедей Христовых…
  Чтобы адаптировать эти чрезвычайно емкие по своему духовному содержанию притчи Христовы к современным менталитету и лексикону, мы попытаемся проиллюстрировать их хорошо известным всем примером… 
  Представьте себе спортсмена, который тренируется, готовясь к выступлению на Олимпийских Играх…
  Хочет ли он победить – занять первое место, получить золотую медаль, славу, почет, популярность, деньги и пр., и пр.?...
  Вопрос риторический…
  Что служит залогом успеха спортсмена на Олимпиаде?...
  Много факторов (напр., его природные данные – талант, тренер, внешние условия), среди которых самым важным является усердие/труд/самоотдача/самоотверженность/терпение/упорство спортсмена на тренировках…
  Но получит ли спортсмен золотую медаль Олимпиады только за то, что он изо всех своих сил тренировался, готовясь к ней?...
  Присудят ли спортсмену первое место на Олимпиаде только потому, что на своих тренировках он достиг потрясающих – хотя бы и рекордных, результатов?...
  Понятно, что – нет…
  Спортсмен подобен христианину…
  Спортсмен тренируется, а христианин упражняется в исполнении заповедей Христовых…
  Спортсмен хочет получить золото Олимпиады и пр. "имение" мира сего, а христианин хочет купить "жемчужину/сокровище" мира горнего – приобрести Христа (спасение)…
  У спортсмена - тренер, а у христианина - Господь, Богородица, духовник, ангел-хранитель и небесный святой-покровитель…
  У спортсмена - план тренировок, режим, диета и пр., а у христианина - заповеди Христовы, подробно раскрываемые/объясняемые в святоотеческих творениях…
  У спортсмена - спортзал, тренажеры, болельщики и пр., а у христианина - храм, Таинства, молитвы церкви, всех святых и ангелов на Небесах...
  У спортсмена залог успеха его участия в Олимпиаде - его трудолюбие/самоотверженность на тренировках (результаты на них), а у христианина залог спасения – его ревность/самоотверженность при исполнении заповедей Христовых…
  
У спортсмена выступление на Олимпиаде – единственно возможный (завершающий/последний) для него способ победив всех соперников, получить свое золото (цена которого является самой высокой/престижной в спортивном мире)…
  У христианина же единственной/последней/завершающей возможностью обрести Христа (спасение) является прохождение мытарств (воздуха), на которых он должен победить всех своих соперников – все свои пороки…
  Таким образом, перефразируя современным языком притчи Господни, можно сказать, что Царство Небесное подобно золотой медали Олимпийских Игр, захотев получить которую, спортсмен начал самоотверженно тренироваться и, приняв участие в Них, занял высшую ступень пьедестала... 
  Или и др. словами, Царство Небесное подобно самоотверженно тренирующемуся спортсмену, который, захотев обладать золотом Олимпиады, принял участие в Ней, победил всех своих соперников и, заняв первое место, получил медаль высшей пробы...  
  Но на этом подобие спортсмена и христианина заканчивается... 
  Почему спортсмен получает золото на Олимпиаде?...
  Не потому, что он показывал хорошие результаты на тренировках, трудясь на них изо всех сил…
  Он получает золото, потому что является более сильным, ловким, умелым, выносливым, умным, опытным и пр., и пр., чем его соперники…
  Спортсмен побеждает, потому что к Олимпиаде он привел себя в максимально хорошую форму – благодаря своей силе, ловкости и пр. физическим и душевным качествам…  
  А не благодаря своим заслугам/достижениям на тренировках, которые являются лишь средствами достижения спортивной формы, приводящей его к победе на Олимпиаде…
  И христианин успешно проходит мытарства не из-за своих "добрых дел" во время своего земного христианского пути, а потому что благодаря им, он приобретает способность/возможность полюбить Господа Иисуса Христа…
  Насколько для спортсмена важна высокая физическая форма на Олимпиаде (которая в свою очередь стимулируется его любовью/стремлением к золоту Олимпиады), настолько же и для христианина необходима хорошая духовная форма (его любовь/стремление ко Христу-Спасителю)…
  Как тренировки (хорошие результаты на них) сами по себе не дают основания спортсмену получить золотую медаль, так и сами по себе "добрые дела" не спасают христианина…
  Человека спасает только Христос - при условии, если тот взаимно любит Его…
  
Все добрые дела (исполнение заповедей Христовых) лишь помогают человеку обрести любовь ко Христу, являясь необходимыми для этого средствами Божиими…
  Люди, считающие свои добрые дела достаточными для своего спасения, проявляют тем самым крайнюю степень своего безрассудства...
  Имя Господа Иисус означает буквально - Спаситель...
  Полагающие спастись своими добрыми делами тем самым уничижают значимость Господа как Спасителя, неизбежно впадая в гордость (подобно Евангельским фарисеям, распявшим своего Мессию)...
  Принципиальное отличие традиционного спорта (спортивной жизни) от христианства (жизни по заповедям Христовым) заключается в том, что в нем отсутствует место для Христа-Спасителя...
  Ибо сам спортсмен и считает себя Господом ("свой" труд на тренировках, "свои" таланты и пр.)...
 
 Т. н. христианам, надеющимся спастись своими доброделиями (подобным тому спортсмену), по определению надо отказаться от своего наименования и называться доброделянами, не имеющими нужды/надобности в Христе-Спасителе...
  Подобно несчастным католикам, внешне/напоказ бутафорски возвышая своим тщеславием Христа в виде грандиозной статуи в Бразилии, а внутренне уничижая Его спасительное Божество...
  Несмотря даже и на Само Имя Господа, католики упорно называют Христа не Спасителем, а Искупителем, иллюзорно выкупая и самих себя своими якобы добрыми делами...
  Подобно древним фарисеям, внешне/напоказ расширяющим повязки ("хранилища") на лбах с цитатами из Св. Писания и "воскрилия" (бахрому) на своих одеждах, католики и иже с ними напоказ же - только внешне превозносят и Христа, сводя по сути (внутренне) Его роль/значимость в спасении людей к ничтожеству:

  "5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
  (Мф. 23)"

  К великому нашему сожалению, подобными "добродельными" заблуждениями обладает и значительная часть современных православных христиан, уподобляясь тому самому "спортсмену" и "расподобляясь" тому самому человеку/купцу из притчей Господних...
  Понятно, что доброделия необходимы хотя бы по причине того, что их заповедал Сам Христос - Премудрость Божия...
  Не следует забывать и о том, что человек состоит не только из духа и души (внутреннего/содержания), но и из соединенного с ними (до окончания своего земного пути) тела (внешнего/формы), которое тоже посильно должно участвовать в исполнении заповедей Христовых...
  Поэтому доброделия чрезвычайно важны в жизни христианина (вспомним того самого "спортсмена"), помогая развивать в нем благости - внутренние добродетели (любовь) по причинно-следственной взаимосвязанности между ними...
  Не в доброделиях/благостях (любви) как в таковых проблема, а в безрассудном к ним отношении как к достаточным условиям спасения человека...
  Ибо спасает человека только любящий его Господь Иисус Христос...
  При условии наличия взаимной же любви в человеке к Нему, которая и есть совокупность всех добродетелей (проявляющаяся в них)...
  Даже и всецелая любовь человека ко Христу сама по себе как таковая  (только она одна) не является достаточным условием его спасения (хотя и необходимым)...
  Необходим еще и Спаситель...
  Синергия...
  Именно это и имел ввиду Господь, когда говорил, что тот, кто любит Его, тот соблюдет/исполнит Его заповеди/спасется...
  В заключение хочется отметить, что хотя количество и "ассортимент" духовных талантов (подобно спортивным) являются различными в каждом человеке, они ни в коей мере как не умаляют, так и не увеличивают его шансы на спасение...
  В связи иерархичностью творения Божия и Его особой промыслительностью в отношении каждого человека, таланты лишь определяют его соответствующий духовный статус как на земле, так и в Царствии Небесном...
  Подобно тому, как разные члены тела человека исполняют в нем различные же функции, отличающиеся и по своей значимости/важности/силе...
  И подобно тому, как любой член тела человека имеет одинаковую вероятность по сравнению с другими как заболеть, так и выздороветь, так же и любой человек, вне зависимости от его предназначения в Церковном Теле Христовом и вне зависимости от его дарований/талантов, от его социального статуса, времени и места рождения, сроков земной жизни и пр., имеет равную возможнеость своего спасения...
  Спасение же человека зависит только от степени, с какой он использует дарованные ему Господом таланты...

  "39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
  40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано.
    (Мк. 10)"
  "13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
  14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
  15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
  17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
  18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
  21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
  23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
  25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.
  26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
  27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
  28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
  29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
  30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  (Мф. 25)"

 

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья иер. Димитрия Фетисова о другой крайности безрассудного отношения к доброделиям, форме, внешнему - о пренебрежении ими (о лукавой имитации борьбы с фарисейством) и статья Худиева С. о неблагоразумном стремлении человека только к хорошести и добру как к таковым (как к конечной цели, как к самому главному/важному/значимому вместо Христа - слово "анти" в греч. языке означает не только "против/напротив", но и "вместо") с сайта Православие.Ру...





 

 

                                                    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (21 Июл 14)
Просмотров: 602

Поиск