"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

103. Вопрос: "Что означает притча Христова о талантах?"

​​

 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё:
  15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
  16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
  17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
  18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
  19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
  20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
  21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
  23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
  24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
  25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.
  26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
  27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя,   получил бы мое с прибылью;
  28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
  29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
  30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
  (Мф. 25)"
  "11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.
  12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
  13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
  14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
  15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
  16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
  17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
  18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
  19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
  20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
  21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
  22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
  23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
  24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
  25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
  26 Сказываю вам, что всякому имеющему (покаяние - от авт.) дано будет (добро/таланты - от авт.), а у неимеющего отнимется и то, что (мнимое добро - от авт.) имеет;
  27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
  (Лк. 19)"






 

  "Был у меня в миру знакомый, который говорил: «Если Бог создал нас, чтобы потом послать в ад, я первый восстану против такого Бога!» Нечто подобное приходилось слышать и от других людей. Именно о таком человеке и повествуется в притче о талантах: «Ведех тя, яко человек жесток еси», - сказал получивший один талант, оправдывая свою леность. Под талантом нужно понимать время земной жизни. Потому один получил пять, другой – два, и сказано: "Каждому по силе его". Видим, что одни умирают раньше, другие позже. А имеющие доброе произволение доброделанием приобретают вечную радость Господина Своего, а потому названы "добрыми и верными рабами". Добрыми по своему устроению душевному, а верными, потому что во всем доверяли Богу. Очень же опасно приписывать Богу те свойства и намерения, которых в Нем нет, да еще и оправдывать этим свое нежелание следовать заповедям Господним. Таких рабов справедливо Господь называет "лукавыми". Лукавыми по своему устроению и мыслям своим, потому как они время своей земной жизни в землю же и зарывают, то есть в земное, тленное, в страсти. Такой человек не любит Бога, ибо как можно возлюбить Бога тому, кто мыслит о Нем недостойно? Посему человек сам отлучает себя от общения с Господом в будущей жизни. 
  Проходя жизненные испытания, пройдем и это, имея пред Богом сердце простое и нелукавое, как у апостола Нафанаила, о котором Господь сказал: " Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства"(Ин. 1:47). Ну и, конечно же, нужно иметь веру именно как доверие Богу во всем - это и есть вера живая, спасительная."


 
 

 



"Под тем сокровищем, о котором говорит Апостол, что имеет оное в скудельных сосудех, разумей освящающую силу Духа, какую Апостол сподобился приять, пребывая еще во плоти. Ибо он же в другом месте еще говорит: Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. Кто обрел, и имеет у себя, сие небесное сокровище Духа, тот может совершить всякую правду, требуемую заповедями, и исполнять все заповеди, не только чисто и неукоризненно, но даже без труда и утомления, чего прежде не трудясь не было и возможности сделать; потому что, если бы и хотел человек, не может истинным образом возделать духовного плода до причастия благого Духа. Но впрочем всякий, совершая течение с терпением и верою, постоянно да принуждает себя, и с горячностию да молит Христа, чтобы получить ему сие небесное сокровище. И тогда о Нем и Им возможет совершить всякую правду чисто и совершенно, присовокупляю же, незатруднительно и безбедно.
(Прп. Макарий Великий)"

 




"Не дадим себе воздремать нерадением души своей и не попустим влаяться (быть влекомыми. - Ред.) туда и сюда в прелестях мира, в то время, когда надлежит трудиться в делании заповедей Божиих, чтоб не погасить светильника возжжённого и светящего под действием плодов покаяния и не уподобиться пяти юродивым девам. Но делами добрыми и богоугодными будем приумножать талант благодати Христовой. Всякий христианин должен посредством покаяния, милостыни и всякой другой добродетели изо всех сил стремиться принять действие благодати Святого Духа, силою Которого и начнёт он жить истинно по Христу. Ибо нет другого способа и средства к тому, чтобы христианин жил во Христе, кроме принятия свыше благодати Христовой.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант. В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 

Старец Паисий Святогорец: Житие, наставления, творения, чудеса (+Видео)
 


"Если Господь не исполняет прошение, надо продолжать молиться и не унывать. Молитва — это капитал. Чем дольше лежит, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда Ему это благоугодно, когда нам полезно её принять. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример надо брать с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, и какое Господь послал им утешение!
(Прп. Нектарий Оптинский)"


"Мир и земная жизнь – это ярмарка, где каждый человек за золото своей жизни покупает жизнь вечную.
(Архим. Ефрем, Афон)"



 

 






  

 

  Ответ: "И этот Ваш вопрос тоже достаточно широко раскрывается в материалах нашего сайта… 
  Ну да и в этот раз мы считаем необходимым раскрыть и эту тему особо в силу ее особой же важности в деле спасения человека…
  Талант - суть любой предмет (внешний или внутренний), предназначенный промыслом Божиим для спасения человека/человечества - напр, способность в той или иной степени усваивать/стяжевать/воспринимать благодать Божию (Святого Духа), без содействия которой человек не может исполнить ни одной заповеди Христовой (ни первой - покаяться, ни последней - Спастись)... 
  Промысел Божий - суть Его замысел (реализация замысла) о спасении в отношении того или иного человека, того или иного социума (всего человечества)...
  Цель промысла Божия состоит в том, чтобы создать такие очевидные/простые условия/обстоятельства (как внутренние, так  и внешние), которые ясно показывают субъекту промысла что есть плохо/зло, а что есть хорошо/добро, предлагая ему сделать простой выбор между ними (выбор в направлении добра - спасения)...  
  Одно из многочисленных неправильных пониманий того, что именно является реализацией промысла Божия, проявилось не так давно в т. н. евангелии от Иуды...
  Там пишется, что на Тайной Вечере Христос приказал Иуде Лично пойти и предать Его иудеям (тогда Иисус предложил Иуде делать быстрее то, что тот должен делать), что Он не оставил тем самым Иуде выбора - принудил его согрешить...
  На самом-то деле это была последняя попытка Христа склонить Иуду к покаянию - поставить того перед последним явным выбором хотя бы между предательством как таковым и просто ничего неделанием...
  Это же было так легко (тем более после Причастия) - просто остаться в горнице и есть, пить и веселиться на празднике пасхи...
  Но Иуда выбрал тяжесть предательства...
  А если бы он просто/только остался сидеть, то его судьба могла бы сложиться совсем иначе - вполне похожей на историю св. ап. Петра (по отношению к которому Христос употребил всего лишь взгляд вместо слов(!))...
  Все предметы можно разделить на две категории: на творение Божие (добро) и на творение человеческое/бесовское (зло)...  
  Творение Божие предназначено как для непосредственного благоразумного употребления (напр., для поддержания телесной жизнедеятельности), так и для исполнения заповедей Божиих (напр., для благодарения Творца) - для спасения/Спасения...
  Зло (даже и свободный/сознательный грех) предназначено Богом (без прямой Его воли на это, но опосредованно - через дар свободы человеку) для последующих покаяния и смирения человека - т. е. для его спасения...
  Все творение Божие/добро (даже и творение человеческое/зло) предназначено замыслом/промыслом Божиим только для спасение людей по любви Божией /благости/милости, т. к. Бог есть только Любовь)... 
  Протестанты же, англикане, католики и пр. инославные объясняют притчу Христову о талантах/минах в соответствии со своими пороками вообще и сообразно сребролюбию, в частности (т. е. буквально)…
  Они считают, что Господь повелевает христианам заниматься коммерцией (приумножать деньги): торговлей, ростовщичеством, рантьерством/заимодавством в рост (вопреки др. заповеди Христовой, в которой Он говорил, что у взявшего твое, не требуй назад/возврата), финансовой игрой на бирже и пр. проявлениями т. н. бизнеса…
  Не случайно запад "прославился" бурным ростом экономики (любыми средствами – напр., за счет колоний или войн), т. к. менталитет протестантизма предполагает не просто благословление бизнеса как средства к спасению человека/бизнесмена, но и тем, что бизнес (богатство/маммона – вспомним фарисеев, иудеев и соответствующие слова Христа о верблюде и игольном ушке) сам по себе провозглашен протестантской религией как благословление Божие и как (соответственно) одно из главных условий в спасении человека…
  Православие же, которое опирается в своих канонах не на человеческое мнение (которое, как правило, ошибочно), но на Церковное предание вообще и на святоотеческое наследие, в частности (которое только и является истинным), смотрит на эти слова Христовы намного шире и глубже…
  Таланты/мины являются на самом деле любыми предметами (как внешними, так и внутренними), которые помогают человеку исполнять заповеди Христовы (спасаться)…

"
Что такое талант? Думаю, что эта притча о всяком даре (т. е. о предмете, приобретённом/полученном бесплатно/туне/безвозмездно/без мзды - от авт.) Божием.
(Свт. Василий Великий)"






  Бог создал человека для бесконечных обожения и блаженства, т. к. Он есть Любовь (и только)…
  Весь же созданный/сотворенный Богом мир (вселенная), как внешний, так и внутренний, являются средством – "талантом" (во всех его проявлениях), посредством которого Господь помогает человеку спастись…
  Таланты/мины могут быть внешними и внутренними, врожденными и приобретенными, заслуженными и дарованными ("туне") по особому промыслу Божию в деле Его Домостроительства (строительства Церкви как Тела Христова), согласно вселенскому принципу иерархии…
  Даже и ангелы разделены на девять чинов по порядку усвоения благодати Божией (по промыслу Божию)…
  Благодать нисходит от Бога через высших ангелов к низшим…
  Единственная причина, по которой душа умершего человека не может войти в Царство Небесное весьма прозаична – она просто не может вместить в себя Благодати Божией…
  "Хлеб наш на(д?)сущный даждь нам днесь"...
  Не является на(д)сущным хлебом здесь и благодать Божия, а не только необходимые для жизни человека (его спасения) материальные блага?...
  Душа каждого человека подобна аккумулятору с конкретной емкостью…
  Благодать подобна электричеству…
  Врожденная ёмкость души человека (а вследствие жизни по заповедям Христовым и приобретённая) – один из главных его талантов/мин…  
  Бог подобен зарядному устройству, а заповеди Христовы – проводам между ним и аккумулятором (где молитва подобна выключателю)…
  Как новый аккумулятор необходимо, ч. н. раскачать – несколько раз полностью разрядить, а потом полностью зарядить (чтобы максимально повысить его емкость), так же и христианин (новый человек пришедший в мир) через падения/согрешения (ибо грех опустошает душу от благодати Божией до минимума) и восстания/покаяние (ибо исполнение заповедей наполняет душу благодатью) во время своей земной христианской жизни максимально повышает свою способность воспринимать благодать Божию (свою благодатоемкость), приуготовляя себя к Царству Небесному, преизобилующему благодатью любви Божией (соединяющей всех членов Церкви со Святой Троицей во Христе)…
  Что будет с аккумулятором, если во время его зарядки на него подать ток намного большей силы по сравнению с той, на которую он рассчитан?…
  Понятно, что он выйдет из строя (перестанет функционировать) – либо в нем как минимум выкипит электролит, либо же и вообще он может сгореть или взорваться…
  Когда нет возможности заряжать аккумулятор номинальным током (соответствующим его характеристикам), то не откладывают ли его до поры в чулан/гараж, пока не появится возможность изменить характеристики либо самого аккумулятора (повысить его емкость) либо же зарядного устройства…
  Так и геенна является проявлением любви/заботы Божией о грешниках, неспособных на Небесах существовать в условиях благодатной изобильности…
  В раю грешная душа будет испытывать неизмеримо большие муки по сравнению с теми, которые ожидают ее в аду…
  Из всего вышесказанного понятно, что способность воспринимать благодать Божию является наипервейшей/наиважнейшей/фундаментальной способностью/талантом Божиим (надеемся, что и горячо любимый нами Алексей Ильич Осипов не станет особо сильно возражать нам, если вдруг когда- нибудь познакомится с этими строками)…
  Как благодать только позволяет человеку и существовать, и жить, и исполнять заповеди Божии, так (как это ни парадоксально) и исполнение заповедей Божиих позволяют человеку пускать в оборот свои таланты, взращивая из степень/силу…
  В Своей притче Господь условно показывает на возможность врожденного приобретения и пяти талантов…
  К сожалению, в связи с деградацией (и духовной, и душевной, и телесной) человечества (это последствия первородного греха Адама и Евы), в наши последние времена с трудом можно встретить человека и с тремя-то талантами (даже и в древности пятиталанные христианские подвижники были редкостью)…
  С каждым поколением люди становятся все немощнее как в целом, так и в своей способности воспринимать/стяжать благодать Божию (Святого Духа)…  
  Посмертная емкость души человека (сформированная в результате его жизни либо по заповедям человеческим/бесовским, либо же по заповедям Божиим) либо позволяет ему войти в Царство Небесное/Рай (бесконечно заряжаться), либо же войти в геенну (единственное место, где "аккумулятор" не сгорит от "перенапряжения" благодати)…
  Способность воспринимать благодать Божию – важнейший внутренний талант человека (нередко врожденный, как у Иоанна Крестителя или у прп. Сергия Радонежского), который ему необходимо взращивать через исполнение заповедей Христовых…
  Наряду с самой благодатью – талантом внешним…
  Ярким примером человеческого ничтожества (его добродетельности) без неспособности воспринимать благодать Божию является предсмертная история великого подвижника православия 20-го века о. Серафима (Роуза), который (в свое и наше научение/смирение), бывши лишенным благодати Божией превратился в хулящего все и вся святое...
  Поэтому главнейшая/сокровеннейшая задача человека во время его земной/временной жизни как раз и заключается в возрастании своей способности воспринимать благодать Божию как в можно больших/максимальных "объёмах" - через исполнение заповедей же Божиих... 
  Ибо не привыкнувший (не навыкнувщий) к благодати Божией человек (не стяжавший потребности в ней или просто равнодушный к ней) просто физически не сможет сосуществовать с нею, соединиться с нею в Царстве Небесном - там, где она будет действовать в максимально возможной степени (с наибольшей силой)...
  Во время исполнения заповедей Христовых человек (изначально грешный и злолюбивый - ненавидящий благодать) не просто привыкает к Божественным энергиям, но и начинает стремиться к ней, любить ее, жаждать ее (человек становится блаженным - добролюбивым)...
  Не случайно один из самых замечательнейших наших святых - прп. Серафим Саровский акцентировал внимание всех христиан последних времен на этом так редко упоминаемом феномене учения Христова о стяжании Его благодати...
  Прп. Серафим особо указывал на цель христианской жизни как на стяжание Духа Святого - благодати Божией (ибо Бог по своей сущности пребывает в каждом человеке и весь, и всегда, и везде)...
  Господь после Воскресения говорил апостолам о необходимости Своего отшествия к Отцу Небесному для того, чтобы к ним смог придти другой Утешитель - Бог Дух Святой...
  Сын Божий вочеловечился/воплотился чтобы, соединив Своё божественное Святое Естество с естеством человеческим (поврежденным первородным грехом и потому неспособным соединяться с Богом - воспринимать Его благодать), дать способность ему усваивать благодать Святого Духа и тем самым "оправдываясь (очищаясь от греха)"/освящаясь (обоживаясь) - спасаться во Христе...
  Телесная же смерть и последующее за ней Воскресение Христово позволило Господу, изменив Свое поврежденное прежде смерти человеческое естество в естество новое/духовное/святое/обоженное еще в большей степени/мере/силе воспринимать/усваивать себе (своему новому человеческому естеству) благодать Святого Духа... 
  Это Таинство Отшествия Господа к Отцу Небесному явным образом произошло на глазах апостолов как Вознесение Господне...
  Таинственные же изменения воскресшего человеческого Естества Христова  - Его освящение/обожение и последующая радикально возросшая Его способность воспринимать благодать Божию выражается Церковью в словах о новом же статусе Богочеловека Иисуса Христа - Его восседании "одесную Бога Отца"... 
  Вочеловечение Сына Божия, Его Крестная телесная смерть, последующие Его Воскресение, Обожение Его человеческого Естества, Приобретение феноменальной (дотоле невозможной и невиданной даже у первозданных прародителей в Раю) способности "стяжевать" благодать Божию по новому человечеству, Вознесение на Небеса и Воцарение с Отцом Небесным позволили третьему Лицу Святой Троицы - Богу Святому Духу освящать/обоживать каждого члена Церкви Своею благодатью (ровно так же как позволили и каждому члену Церкви эту благодать Божию стяжевать/усваивать)...
  После Вознесения Господня началась как бы новая эра в истории человечества - в его новой (невиданной до того) способности усваивать/стяжевать/приобретать им благодать Бога Духа Святого (человек получил от Христа новые "таланты")...


"Благодать подобна источнику, состояние же приступающих к ней является сосудом, определяющим меру, в какой каждый ее вмещает. Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но содействует и в самых легких, по внешнему впечатлению, делах и во всем оказывает свою помощь.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Как человек, не имеющий души, мертв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа - мёртв для Бога. И никак невозможно, чтобы он имел жительство на Небесах.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





  Если и раньше спасение людей осуществлялось благодатью/силой Духа Святого (вспомним самое начало Домостроительства - Благовещенье, во время Которого произошло Святое зачатие Богомладенца Иисуса в пресвятой же утробе Приснодевы Марии), то после Воцарения Нового Адама - Богочеловека Господа Иисуса Христа, каждый член Церкви перешел (получил способность/возможность перейти) как бы на новый (совершенно не сопоставимый с ветхозаветным) уровень стяжания благодати Духа Святого...
  Ибо все дела спасения каждого члена Церкви осуществляются только благоволением Бога Отца (благостью Святой Троицы) через благодать Божию (милостью Святой Троицы) - действием Бога Святого Духа (через стяжание благодати членами Церкви)...
  Благодаря Христу и во Христе...
  Ну а теперь скажем немного и непосредственно о притче (т. к. полностью раскрыть её смыслы нам не под силу - мы только лишь чуть-чуть коснёмся её содержания в самом, как нам кажется, актуальном для нашего времени - аскетическом её аспекте)...
  Глубоко уважаемый нами проф. Осипов А. И. (как обычно, в полном соответствии со св. отцами) провозглашает единственным (по важности) внутренним талантом человека его способность к исканию/поиску истины (одно из проявлений добролюбия)…
  В соответствии с тем, что все добродетели нераздельны, мы берём на себя дерзновение сказать, что искание истины неотделимо, напр., от мужества или от ревности…
  Ибо если у человека есть желание искать истину, но нет постоянства в нём (т. е. мужества), или ревности (т. е. трудолюбия) и пр. внутренних талантов, то не будет ему от того никакой пользы и пр. …
  Или если, напр., у человека есть все необходимые таланты внутренние, но отсутствуют необходимые для исполнения заповедей Христовых обстоятельства внешние (здоровье, погода, климат, общественный и государственный строй, время, место, мера и пр.), то ясно, что и заповеди эти человек исполнить не сможет…
  Из всего вышеизложенного совершенно ясно, что талантами/минами Божиими являются абсолютно все предметы вокруг и внутри человека…
  И только от самого человека зависит (в соответствии с его личными степенями любви и рассудительности), закопает/скроет он их, или пустит в оборот – отдаст "торгующим (Богу, ангелам, святым на Небесах, праведникам на Земле, и всем остальным обстоятельствам/талантам)"…
  Ибо всем людям даётся (от рождения и в жизни) хоть и разные по количеству таланты/мины, но у всех их имеется одинаковый шанс/способность к спасению…
  Просто по принципу иерархии (по одному из многочисленных проявлений промысла/замысла Божия) у каждого человека/ангела своё/собственное/личное/неповторимое предназначение в Теле Христовом – в Церкви…
  Кто-то глаз, а кто-то и ноготь…
  Все нужны, но не все одинаково равноправны/равночестны/равнонеобходимы/равноценны - хотя даже и ради самого последнего/одного грешника Христос ещё бы раз взошёл на Голгофу, если бы это помогло его спасению…

"Бог на лица человеческие не смотрит, Ему все равны, всех равно хочет спасти, никому не хочет погибели: хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Поэтому для всех и Сына Своего в мир послал, чтобы все Его благодатью спасение получили.
(Свт. Тихон Задонский)"





"Справедливость состоит не в том, чтобы всем дать равное, а в том, чтобы каждому воздать должное.
(Свт. Василий Великий)"





"Святая любовь, проникая всех — от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одной той же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми и первые, как последние.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





 
  Как и те самые аккумуляторы – все нужны, но у каждого из них разная/своя электроёмкость и разное предназначение для различных функций/целей и разных агрегатов/механизмов с различными же мощностями/потреблениями и задачами…   
  Задача же православного христианина состоит в том, чтобы с рассудительностью и любовью, непрестанно (всегда и везде) используя все внешние и внутренние обстоятельства/условия/таланты, спасать свою бессмертную душу (поэтому и с непрестанным благодарением/молитвой)…
  Даже и зло (в себе или в ближнем) христианин может использовать (по заповеди Христовой) для покаяния (спасения)…
  В заключение отметим и один из множества парадоксов православия – талантом человека является и его способность видеть во всем (во всех внешних/внутренних обстоятельствах) таланты Божии (и соответственно использовать их для исполнения заповедей Христовых)…
  Этот талант позволяет православному христианину всегда пребывать в состоянии радости, благодарения и покаяния – в молитве (в спасении)…
  Ну и понятно, наверное, Вам, что отдавание человека "своих (Божиих)" талантов/мин торгующим (передача их в "оборот") - суть ревностная жизнь (хотя ревность/радение является тоже заповедью Иисусовой) человека-христианина по заповедям Христовым, которая только единственно и обеспечивает приумножение его добродетелей (его/Божиих талантов/мин) в христианине - его спасение (приобретение им Царствия Божия)...
  В заключение отметим слова Христа из Его нагорной проповеди, где, указывая на важность благодати Духа Святого для человека, Господь подробно объясняет, как человек должен возрастать в своей способности воспринимать ее, становясь блаженным (счастливым, слав.) ...
  Любую заповедь Христову вообще и любую заповедь из Нагорной проповеди Иисуса, в частности, человек может исполнить только благодатью Божией...
  Отсюда понятна важность в деле спасения фундаментального таланта - способности человеком воспринимать/усваивать благодать Христову... 

"
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Владычица прияла всю полноту благодати от Господа - как Матерь по человечеству всесовершенного Творца, всю полноту правды, святости, благости, милосердия и сострадания к грешному и всячески бедствующему человечеству, полноту могущества и силы, блаженства, славы вечной и превосходства над всеми небесными силами. Она получила все десять талантов благодати и по причине непостижимого обилия благодати может изобильно источать и источает всем, с верою к Ней приходящим, всякую благодатную помощь в бедах, скорбях, болезнях и во всяком состоянии печальном. Приходи же к Ней с несомненной верою и упованием!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






  Поскольку духовная нищета, плач, кротость, добролюбие и молитва являются неотъемлемыми составными частями покаяния, то становится очевидным и его (покаяния) важность в деле спасения...
  Христос предельно четко заповедал покаяние как основу православной жизни, обеспечивающую не просто способность воспринимать спасительную благодать Божию (талант), но возрастать в ней (пускать в оборот)...
  Недаром и слова "блаженны вы" стоят у Господа в самом начале каждой Его заповеди, и сами Нагорные заповеди церковь называет заповедями блаженства...
  Завершить же наш скромный ответ нам хочется соответствующей главою из кн. "Невидимая брань" прп. Никодима Святогорца, в которой он замечательно объясняет, как человек может и должен рассудительно использовать такие таланты/мины Божии, как свои собственные органы чувств:

  "Многодумным и непрерывным подвигом у ревнителей благочестия должны быть строгое управление и доброе направление употребления внешних наших пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Сердце наше непрестанно жаждет и ищет утех и наслаждений. Ему следовало бы находить их внутренним порядком, содержа и нося в себе Того, по образу Коего создан человек, самый источник всякого утешения. Но когда в падении отпали мы от Бога себя ради, то не удержались и в себе, а ниспали в плоть, чрез нее вышли вовне и там начали искать себе радости и утех. Проводниками и руководителями в сем стали наши чувства. Чрез них душа исходит вовне, вкушает вещи, подлежащие испытанию каждого чувства, и теми, кои услаждают сии чувства, услаждается сама и из совокупности их составляет себе круг утех и наслаждений, во вкушении коих полагает свое первое благо. Порядок таким образом извратился: вместо Бога внутри сердце ищет сластей вне и ими довольствуется.
  Внявшие гласу Божию: покайтеся, каются и полагают себе законом восстановить в себе первоначальный порядок жизни, т.е. возвратиться отвне внутрь и извнутрь к Богу, чтоб жить в Нем и Им и в сем иметь свое первое благо и в себе носить источник утешений. Восстановление такого порядка, хотя воспринимается сильным желанием и твердою решимостью, достигается, однако ж, не вдруг. Решившемуся на сие предлежит долгий труд борения с прежними навыками утешать и услаждать, и ублажать себя, пока они отпадут и заменятся другими, по роду новой жизни. И вот здесь-то большое значение имеют управление и пользование внешними чувствами.
  Каждое чувство имеет свой круг предметов, приятных и неприятных. Приятными услаждается душа и привыкши к сему, образует в себе похотение к ним. От каждого чувства внедряется таким образом в душу несколько похотений, или склонностей и пристрастий. Они все кроются в душе и молчат, когда нет поводов к возбуждению их. Возбуждаются же они иногда помыслами о предметах их, но главным и сильнейшим образом тем, если предметы их предстоят чувствам и испытываются ими. В сем случае похотение к ним восстает неудержимо и в том, кто не положил еще поддаваться ему, раждает грех, грех же содеян раждает смерть, и исполняется на нем пророческое слово: вниде смерть сквозь окна ваша, т.е. сквозь чувства, кои суть окна души для сообщения с внешним миром,- а в том, кто положил, поднимает брань, не безопасную от падения. Потому для сего последнего должно быть неотложным законом так управлять и пользоваться чувствами, чтоб чрез них не возбуждались чувственные похотения, а напротив, получались такие впечатления, которые подавляли бы их и возбуждали противоположные им чувства.
  Видишь, брате, в какую опасность могут поставить тебя чувства твои. Внимай убо себе и умудряйся предотвращать ее. Всячески старайся не попускать им блуждать туда и сюда, как хотят, и не обращай их на вкушение одних чувственных сластей, а напротив, обращай к тому, что добро или полезно, или нужно. И если доселе иной раз чувства твои прорывались к чувственным наслаждениям, то отныне всевозможно подвизайся обуздывать их и от увлечений возвращать назад. Добре управляй ими, так, чтоб где прежде порабощались они суетными и душевредными удовольствиями, там после сего от каждой твари и от каждого предмета воспринимали душеполезные впечатления и их вносили в душу.
  Такие впечатления, возрождая в душе духовные помыслы, будут собирать ее в себя саму, а на крыльях умного созерцания возносить к зрению Бога и славословию Его, как говорит блаженный Августин: "Сколько ни есть в мире тварей, все они ведут беседу с мужами благочестивыми, на языке немом, правда, и молчаливом, но тем не менее многодейственном и для них удобномысленном и удобнопонимаемом; отсего воспринимают они благие и благоговейные помышления и подвигаются на пламеннейшую любовь к Богу".
  Это и ты можешь делать следующим образом. Когда внешним твоим чувствам предстоит какой-либо чувственный предмет, видимый ли или слышимый, или обоняемый, или вкушаемый, или осязаемый - отдели в помысле своем то, что есть в нем чувственного и вещественного, от того, что есть в нем от творческого Духа Божеского, и помысли, что невозможно, чтоб он сам от себя имел свое бытие и все другое, что есть в нем, но что все это есть в нем дело Бога, Который невидимою силою Своею дает ему это бытие и эту доброкачественность, и красоту, и мудрое устройство, и эту силу действовать на других, и эту крепость от них принимать воздействие, и все другое, что есть в нем хорошего.
  Затем перенеси такие помышления и на все другие видимые вещи и возрадуйся сердцем, что один Бог есть причина и начало столь разнообразных, столь великих и столь дивных совершенств открывающихся в тварях,- что Сам Он в безмерности совмещает в Себе всевозможные совершенства и что эти совершенства, видимые в тварях, суть не что иное, как слабое отражение и тень беспредельных Божиих совершенств. Такими помышлениями упражняй ум свой при виде всякой твари, и привыкнешь, смотря на видимые вещи, не останавливаться вниманием на одной их внешности, но проникать внутрь, к тому, что в них есть божественного, к невидимой, сокровенной их умозрительной красоте. Вследствие сего все, что есть в вещах внешне-привлекательного для твоей чувственной стороны, будет бесследно миновать твое внимание и чувство и только одно внутреннее их содержание овладевать будет умом твоим, возбуждая и питая в нем духовные созерцания и подвигая на славословие Господа.
  Так, смотря на четыре стихии - огонь, воздух, воду и землю, помышляя об их существе, силе и действии, в великом утешении духовном воззовешь тогда к Верховному Создателю их, так их устроившему: "Боже великий, Сила безмерная и Действо превожделенное! Радуюсь и веселюсь, что Ты един еси начало и причина всякой тварной сущности, силы и действа!" Воззрев на небо и световые тела небесные: солнце, луну и звезды, и помышляя, что свет свой и свое блещение получили они от Бога, воскликнешь: "Свете, паче всякого света светлейший, от Коего создан всякий свет вещественный и невещественный Свете предивный, первый предмет радования Ангелов и упоения блаженных, в неуклонное созерцание Которого изумленно погружаются очи Херувимов и в сравнении с Коим все чувственные светы кажутся тьмою глубокою!
  Славословлю и превозношу Тебя, Свете истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Сподоби меня всегда умно зрети Тебя, да радуется полною радостью сердце мое!" Также, смотря на дерева, травы и другие разные растения, и зря умом, как они живут, питаются, растут и отражают от себя подобное себе, и что не от себя самих имеют они жизнь и все другое, что есть в них, но от творческого Духа, Которого ты не видишь и Который один животворит их, так можешь воззвать: "Вот где истинная жизнь, от Которой, в Которой и Которою живет, питается и множится все! О живоносное Услаждение сердца моего!" Подобным образом и при воззрении на неразумных животных можешь ты вознестись умом своим к Богу, давшему им чувства и силу двигаться с места на место, и сказать: "О первый всяческих Движетелю, Который, все приводя в движение, Сам в Себе пребываешь недвижим! Сколь радуюсь я и веселюсь о сей преподвижности Твоей и Твоем твердом тождепребывании!"
  Смотря же на себя самого или на других людей и помышляя, что тебе одному дано высокое положение, что ты один из всех живых на земле существ одарен разумом и служишь точкой единения и союза вещественных и невещественных тварей, подвигнись на славословие и благодарение Творца своего и Бога и скажи: "О пресущная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый! Буди преблагословенна во веки! Сколько долженствую я благодарить Тебя всегда, не только за то, что Ты создал меня из земли и поставил царем над всеми неземными тварями, не только за то, что Ты по естеству почтил меня образом Своим, разумом, словом, живым телом, но за то наипаче, что даровал мне силу свободным произволением моим соделываться подобным Тебе посредством добродетелей, чтоб чрез то вечно иметь Тебя в себе и блаженствовать в Тебе!"
  Обращаюсь теперь к каждому из пяти чувств в частности и говорю тебе: видя красоту и благообразие тварей, отделяй умом своим то, что видишь, от духовного значения их, которого не видишь, и, помыслив, что вся эта благообразная красота, внешне видная, есть дело невидимого и всекраснейшего творческого Духа, в Коем причина всякой такой внешней красоты, скажи, преисполнен быв радованием: "Се обильные потоки из несозданного источника! Се всеоросительный дождь от безмерного моря всякого блага! Как обрадован я в недрах сердца моего, помышляя о неизреченной красоте Творца моего,- начале и причине всякой созданной красоты! Какою сладостью духовною преисполнен бываю, когда держу на уме мысль о неизглаголенной и недомыслимой красоте Бога моего, в коей начало всякой красоты!"
  Когда слышишь какой-либо приятный голос или гармонию таких голосов и пений, обратись умом своим к Богу и скажи: "Гармония гармоний, Господи мой! Как радуюсь я о беспредельных совершенствах Твоих, кои все, сосредоточиваясь в Тебе в преестественной гармонии и потом отражаясь в сонмах Ангелов на небесах и в неисчислимых созданиях под небесами, составляет одну невообразимо стройную симфонию!" И еще: "Когда придет, Господи, мой час, услышать мне ушами сердца моего сладчайший глас Твой, говорящий: мир Мой даю тебе - мир от страстей! Яко глас Твой сладок, как поет невеста в Песнях песней"!
  Если случится тебе обонять миро некое или цвета какого благовоние, перейди мыслью от этого внешнего благоухания к сокровенному благоуханию Духа Святого и скажи: "Се ухание Цвета онаго всеблагоуханного и Мира оного неистощимого, Которое излилось на все творении Божии, как поется в Песнях песней: Аз цвет польний и крин удольный и еще: миро излиянное имя Твое (там же). Се распространение источного благоухания, которое пребогато источает божественные свои отдыхания на все, от высших чистейших Ангелов до последних тварей, и все благоухает". Так некогда Исаак, обоняя воню своего Иакова, сказал: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь.
  Опять, когда ешь или пьешь, помысли, что это Бог дает всему съедобному приятный для нас вкус и, Им единым услаждаясь, скажи: "Радуйся, душа моя, что тогда как вне Бога нет для тебя никакого удовлетворения, нет никакой сладости и утешения, ты, познав Его и к Нему прилепившись, в Нем едином можешь находить всякое услаждение, как приглашает тебя к сему Давид, говоря: вкусите и видите, яко благ Господь, и как Соломон удостоверяет в истине сего, сказав: плод его сладок в гортани моем".
  Также, когда простираешь руки свои, чтоб сделать какое дело, приводи на мысль, что Бог, даровавший тебе силу и способность действовать, есть первая причина всякого движения, ты же не что иное, как живое орудие в руках Его, и, вознесшись к Нему помыслом, скажи: "Какую радость испытываю я внутри себя, вышний Боже всяческих, помышляя, что я без Тебя не могу сделать никакого дела, и что Ты еси первый и начальный Действователь во всяком деле!"
  А когда в других увидишь доброту или мудрость, или правду, или другие какие добродетели, то и в сем случае, отделяя от сего видимого невидимое, скажи к Богу твоему: "О пребогатое сокровище всякой добродетели! Сколь велика для меня радость ведать и видеть, что всякое добро исходит от Тебя единого и что всякое наше добро в сравнении с Твоими божественными совершенствами - ничто! Благодарю Тебя, Боже мой, за сие и за всякое другое добро, какое творишь ты ближнему моему, но помяни, Благодетелю наш, и о моей собственной нищете и о великой моей недостаточности во всякой добродетели".
  И скажу вообще, всякий раз, как почувствуешь в творениях Божиих что привлекательное и услаждающее, не останавливайся вниманием на них одних, но, минуя их, перейди помыслом своим к Богу и скажи: "Если творения Твои, Боже мой, так прекрасны, так радостотворны и усладительны, сколь же безмерно прекрасен, сколь безмерно радостворен и сколь безмерно сладостен Ты Сам, Творче всяческих!"
  Если будешь так поступать, возлюбленный мой, то можешь и посредством пяти своих чувств научиться Боговедению, восходя всегда умом своим от тварей к Творцу, так что бытие и благоустроение всего сотворенного будет для тебя книгой Богословия, и ты, находясь еще в сем чувственном мире, соделаешься причастным ведения, свойственного премирному миру. Ибо, воистину, весь мир и вся природа есть не что иное, как орган некий, в коем под видимостью невидимо пребывает присущим Сам Устроитель и Художник всего, действуя и видимо проявляя художество Свое или в видимом и вещественном предоставляя взору разумных тварей невидимые и невещественные Свои совершенства и действия.
  Потому, с одной стороны, премудрый Соломон говорит, что от величия красоты созданий возводительно Бытотворец их узревается, а с другой - блаженный Павел удостоверяет, чтоневидимое Божие, Его вечная сила и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы. В мире Божием, с одной стороны, поставлены все творения Божии, премудро устроенные, с другой - люди, обогащенные разумною силою, с тою целью, чтоб они разумною силою своею, рассматривая творения и узревая в создании и устроении их беспредельную премудрость, восходили к познанию и созерцанию предвечного и ипостасного Слова, Имже вся быша. И мы, естественно, из действий познаем Действующего, так что следует только право и здраво рассудить, чтоб в творении обрести веру и в созданном узреть Создателя Бога.


 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и Слова 22-е, 36-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта)...
  Ссылка прилагается:
  www.aosipov.ru

 




 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (22 Окт 14)
Просмотров: 609

Поиск