"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

106. Вопрос: "Может ли быть спасение вне церкви?"


  "18 Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её.
  (Мф. 16)"

  

"Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех их прекраснее роза – Божественная Литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но их всех ярче блистает бриллиант – Божественная Литургия. Все источники, все ручейки – Таинства наши – сливаются в глубочайшем Святейшем Таинстве – Божественной Литургии. У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Христовых – Евангелие Христа; очи Его – Таинства святые, чрез которые Он заглядывает в наши души, Сердце Его – Божественная Литургия.
(Митр. Вениамин (Федченков))"

 



  "Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников. (Прп. Ефрем Сирин)"
  "Человек, думающий, что он может иметь Христа в сердце без Церкви, — это человек, который находится в великом заблуждении. Такой человек похож на больного, который хочет исцелиться без обращения к врачу. К сожалению, скорей всего он погибнет, если не пойдет к врачу. Если бы Церковь была не нужна для нашего спасения, Христос бы ее не основал и диавол ее не преследовал. Поскольку Церковь необходима для спасения, поэтому Христос стал Человеком, чтобы основать Церковь и спасти человека. Мы, как люди Церкви, особенно пастыри Церкви, должны действовать, как действуют медсестры, медбратья в больницах, принимающие искалеченных людей. 
  Мы должны за ними ухаживать, должны их распределять по палатам, укладывать на кровать. И затем звать Врача, чтобы Врач их исцелил. Ни у кого нет повода для отчаяния в лечебнице Церкви. Церковь — лечебница, в которой даже трупы могут оживать. Потому что Врач является Жизнеподателем, и Он воскрешает даже мертвых. Так что у всех есть надежда. Врач-Бог всесилен, Он исцеляет и оживотворяет человека. 
  Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь - это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека. Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни. (Митр. Лимассольский Афанасий)"
  "Православная Церковь – это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле, а люди других исповеданий плывут сами. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Правоверные христиане, оставив все свои дела, стекайтесь на церковную молитву без лености и не говорите так: отпоем дома. Не может та молитва ничего успеть без церковной молитвы. Как дом не согреется дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом, в ней закалается Агнец, Сын, Слово Божие, за очищение грехов всего мира, верных и людей, трепещущих словес Божиих.
  В ней же проповедуется Евангелие благовещения Царства Божия, и Деяния святых апостолов, и Соборные послания, и 14 Посланий святого нашего учителя апостола Павла, и почитаются семь святых Вселенских Соборов. В церкви престол Божией славы осеняют невидимо Херувимы и священническими руками приемлются Божественные Тело и Кровь и подаются верным людям на спасение и на очищение душ и тел. И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением! (Свт. Алексий Московский)"
  "Только в церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях. (Прп. Севастиан Карагандинский)"
  "Братья и сестры! Всемилостивый Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она очищала нас от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение. У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "Церковь Христова - единая, святая, вселенская и апостольская. Она представляет собой единое тело духовное, глава которого - Иисус Христос, с единым Духом Святым, пребывающим в ней. Поместные частные Церкви суть члены единого тела Церкви Вселенской, и они, как ветви одного дерева, питаются от одного корня одними и теми же соками. Она называется святой, потому что освящена святым Словом, делами, жертвой и страданиями ее Основателя, Иисуса Христа, на что Он пошёл ради того, чтобы спасти людей и привести их к святости. Церковь называется Вселенской потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, ни языком. Она обращается ко всему человечеству. Православная Церковь называется апостольской, потому, что дух, учение и труды Апостолов Христа полностью сохранены в ней. (Свт. Николай Сербский)"
  "Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли - есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь - Тело Его, то оторваться от Тела Его - значит умереть. (Свт. Иларион (Троицкий))"
  "Не должно у других искать истины, которую легко взять у Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни. (Св. Ириней Лионский)"
  "Церковь - свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется святой. (Свт. Филарет Московский)"
  "Когда мы живем со Христом? Когда живем согласно Его Евангелию, и в Его Церкви. Ведь в Церкви не только Его Евангелие, но и Сам Он, со всеми Своими совершенствами и добродетелями. Церковь есть вечноживое Тело Богочеловека Христа. В нее вступают посредством священных таинств, в ней пребывают посредством святых добродетелей. Господь наш Иисус Христос пребывает непрерывно в этом мире с Церковью. Он пребывает и с каждым членом Церкви на протяжении всех веков. Он оставил нам всего Себя в Церкви и постоянно дает дает нам всего Себя, чтобы могли и мы жить в этом мире согласно тому, как Он жил. (Прп. Иустин (Попович))"
  "Господь до того возлюбил нас, что страдал за нас на кресте; и страдания Его были столь велики, что постигнуть их мы не можем. Так и наши духовные пастыри страдают за нас, хотя мы часто не видим их страданий. И чем больше любовь пастыря, тем больше ему страданий; и мы, овцы, должны понимать это, и любить, и почитать своих пастырей. (Прп. Силуан Афонский)"
  "Духовный отец только как столп указывает путь, а идти надо самому. Если отец духовный будет указывать, а ученик сам не будет двигаться, то он никуда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа» (Прп. Никон Оптинский)"
  "Не заблуждайся относительно знания о том, что будет с тобой после смерти: что здесь посеешь, то там и пожнёшь. После исхода отсюда никому нельзя уже достичь успеха. Здесь делание - там воздаяние, здесь подвиг - там венцы. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "Всем, имеющим любовь к Нему, Бог даёт Своё общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, кто по собственной воле отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое они сами избрали. Как удаление от света есть тьма, так и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца; так грешники сами будут причиной своих мук подобно тому, как ослепившие себя не видят света, хотя он светит на них. (Свт. Ириней Лионский)"
  "Спаситель нашего рода, намереваясь всецело освободить человека от заблуждения, обещал нам, послушным Ему, пренебесные и божественные блага, а непослушным показал, что их ожидают не временные и убывающие со временем скорби, но мучения, длящиеся на протяжении беспредельной вечности. (Свт. Фотий Великий)"
  "Для мореходов Бог предназначил в убежище острова, а для мира, обуреваемого грехом, даровал святые церкви, в которых соблюдается учение истины. (Свт. Феофил Антиохийский)"
  "Вы, мои дорогие, только истово осеняйте себя крестным знамением и просите, надейтесь на милосердие Божие. Бывает, потеряет кто веру, озлобится, отойдет от Церкви, - его ждут страшные мучения. Нужно молиться и просить милосердие Божие, не спасет ли как его Господь. Говорят, наша жизнь стала непереносимой. Это, мои дорогие, - наш крест, он по нас, мы его достойны. Это, мои дорогие, не Христов крест, а личный, наш собственный, и мы должны понести его. (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Нигде не раскрывается так дух молитвенный, как в храмах при внимательном и благоговейном в них пребывании. Если будете так делать, скоро увидите плод… однако ж не после первого и второго пребывания в храме. Надо употребить месяцы и показать постоянство и терпение в сем труде. Богослужения со всем устроением храма, с иконами, свечами, елеем, ладаном, святою водою, каждением, пением, чтением, требами воздействуют на все чувства человека, являясь сильными и единственно верными оттирателями от душевной и телесной порочности. Душа человека омертвела от духа мира, обладающего ею через живущий в ней грех. Всё устроение церковного служения сокрытою в нём благодатью освобождает душу от тяготящего влияния, даёт возможность вкусить сладость духовной свободы. (Свт. Феофан Затворник)"
 "Святые отцы назвали Церковь Божию земным Небом и Невестой Христа, и Домом Божиим. Потому что Бог здесь, в ней, пребывает, и к Нему сюда все верные приходят, и у Него милости и оставления грехов просят. ("Сын церковный")"
  "Кто не член Христов, тот не может спастись. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуиа», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде кроме Православной Кафолической Церкви нельзя найти спасения. (Блж. Августин)" 
  "Только в церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях. (Прп. Севастиан Карагандинский)"
  "Господь Иисус Христос устроил жизнь духовную таким образом, что спасение возможно только внутри Церкви, а когда у человека неприятие, враждебность, когда ему Церковь противна - это великая победа диавола над душей, когда он сформировал противное отношение у человека к Церкви. Значит человек остается за дверями спасения. (Протоиер. Евгений Попиченко)"

                                 ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПРИХОДИМ В СВЯТОЙ ХРАМ
  "Среди тех людей, кто именует себя христианами, одни стремятся по возможности чаще приходить во святой храм и, по крайней мере, делают это каждую неделю. Другие же переступают церковный порог так редко, что проще будет сказать: они не бывают в храме почти никогда. Что получают те, которые приходят в церковь, и чего лишаются те, кто не делают этого?
  Церковь, или храм – это особенное место, это не простое здание, а специально построенное, освященное и приготовленное для того, чтобы в нем совершались общественные христианские молитвы, церковные таинства и иные священнодействия, чтобы здесь приносились безкровные жертвы нашему Господу, чтобы именно здесь совершались все те службы и чинопоследования, которые Господь установил для спасения всех верующих в Него.
  Но с тех самых пор, как Господь открыл людям Свою волю о храме и о пребывании за общим богослужением, - с тех пор и диавол, противник Бога и людей, пытается помешать христианам исполнить сие Божие узаконение. И чаще всего его уловки проявляются в невнимании и неуважении к церковному богослужению.
  Эта «христианская болезнь» возникла не сегодня: уже в IV веке, святитель Иоанн Златоустый сетовал: «Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то скажи мне, чему необходимому мы сможем научить тебя?
  О душе, о теле, о бессмертии, о царствии Небесном, о наказании, о геенне, о долготерпении Божием, о прощении, о Покаянии, о Крещении, об отпущении грехов, о тварях небесных и земных, о природе человеческой, об Ангелах, о коварстве бесов, о кознях диавола, о поведении, о догматах, о правой вере, о нечестивых ересях.
  Это и гораздо больше этого должно знать [для своего спасения всякому] христианину, и обо всем этом давать ответ спрашивающим вас» (Иоанн Златоуст, Беседа на праздник Крещения Господня).
  Поистине, велика беда от того, что христиане пытаются строить свою жизнь, не стремясь по возможности чаще приходить в храм к церковному богослужению.
  Именно в храме мы совершаем наши совместные молитвы – молитвы людей, объединенных единой верой, единым намерением. Но кто-то упрямо твердит: «Я и дома могу помолиться, если захочу!»
  То-то и беда, что чаще всего бывает как раз наоборот, - если вспомним, то не найдем для этого возможности: кто-то или что-то помешает, и снова наше благое намерение останется не реализованным. Сегодня домашнее молитвенное усердие многих христиан столь минимально (если вообще оно есть!), что трудно посчитать его достаточным для благополучной духовной жизни. А в храме же более, чем где либо, все расположено для молитвы, и уж здесь мало что помешает нашему молитвенному сосредоточению.
  Но даже если кто-то и имеет обычай самостоятельно молиться у себя дома, все равно церковная молитва имеет особенную силу и большую значимость. Господь говорит: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Здесь же, в стенах святого храма, на молитву собирается не два и не три человека, но иногда и сотни христиан. Здесь присутствуют люди пожилые, и среднего возраста, и младенцы. И все мы в меру нашего разумения и понимания стараемся принести Богу свои молитвенные труды, все надеемся, что Господь пребывает с нами. В этом смысле общественная, соборная молитва во святом храме имеет большую значимость для каждого из ее участников. Очень важно для каждого шагнуть на встречу Господу, потрудиться, какое-то время провести рядом с Ним (пусть Он и невидим), сподобиться получить обновление той благодати Святаго Духа, которую мы получили во святом Крещении, и которая всегда действует в нас.
  Так почему же мы снова и снова ищем предлоги для того, чтобы в очередной раз избежать этого важнейшего христианского дела – участия в общественной церковной молитве, снова мы снова уступаем диаволу, который предлагает нам лукавые и лживые отговорки? Отговорок этих так много, что даже и перечислить их все нет возможности.
  Одни привыкли считать, что их обычные, повседневные дела будто бы являются препятствием для посещения храма. Они говорят: «Я бы и рад приходить в храм, но мне некогда. Жизнь сейчас такая трудная, мы все очень занятые». И говорят это так, будто в прежние времена жизнь была совершенно беззаботная, а люди – все были сплошь бездельники, и не знали, чем заняться. Утром, мол, надо сготовить завтрак, сходить в магазин или сделать еще что-либо обыденное, попросту хочется подольше полежать в кровати в выходной день; а к вечеру спускаются сумерки и приходит некоторая усталость… Будто бы это достаточно уважительные причины для того, чтобы в очередной раз пропустить церковное богослужение.
  Давайте еще раз посмотрим, чем и как мы бываем заняты на самом деле? Понаблюдаем за собой: сколько времени уходит у нас на телевизор, на праздное времяпровождение, на телефонное пустословие, на чтение бесполезной (если не развращенной или богоборческой!) литературы и т.д.? Осмелимся ли мы после этого заявить, что у нас НЕТ времени для храма? Будто ни в какое другое время нельзя зайти в магазин или выполнить иную домашнюю работу, но только в этот самый праздничный или воскресный день? Будто мы имеем какие-то реальные непреодолимые препятствия для посещения храма. Так, может быть, справедливее будет сказать иное: время-то у нас есть, но вот тратим мы его не на то? Конечно же, так оно и есть, и лучше всего нам вовремя признаться в этом, чтобы успеть еще что-то исправить.
  Другие рассуждают так: «Ну вот что я приду? Молитву в церкви я не слышу (или не понимаю), как себя вести в храме - толком не знаю… Что я буду смущать других людей? Пусть лучше они там молятся, а я посижу дома». И так остро переживают чувство неловкости при своих очень редких посещениях храма, что потом долго боятся заглянуть сюда снова.
  Этакая «благочестивая скромность». Но скромность эта только на вид такова, ибо на самом деле здесь тоже присутствует скрытый обман, здесь опять видно лукавство нашего общего врага. Ибо, если мы однажды поймали себя на том, что плохо понимаем или совсем не понимаем читаемые в церкви молитвы, это должно бы нас не к тому подвести, чтобы совсем отказаться в храм ходить, а к совершенно обратному. Надо приложить некое старание и познакомиться хотя бы с самыми основными молитвами, которые всякий христианин должен знать и соблюдать каждый день в своей домашней молитве. Тогда уже и в церкви мы будем слышать те же самые, уже знакомые нам, молитвы. И пребывание за службой для нас вовсе не будет казаться напрасным препровождением времени.
  Ну, а насчет неловкости от неумения себя правильно вести в церкви – это вполне естественное ощущение для любого, кто первый раз оказался в новой обстановке. Следует поставить себе задачу внимательно наблюдать за другими, и постепенно осваивать те необходимые навыки, которыми должен владеть всякий христианин, приходя во святый храм. И все это вовсе не так трудно, как многие думают, что для них это трудно и невозможно…
  Итак, видите, как лукавый подталкивает нас из одного и того же обстоятельства сделать совершенно превратные выводы. Вместо того чтобы приложить старания и потрудится на духовную пользу, на развитие своего молитвенного навыка, диавол навевает страшную мысль: уж лучше ты и вовсе в храм не приходи! И это ли мы назовем «скромностью»?
  Третьи иногда заходят в храм, но считают, что приходить на службу каждое воскресенье, вовсе не обязательно, мол, «богомольные старушки или те, кому делать нечего, пусть и ходят молиться каждую неделю, а всем христианам ходить часто». Возникает вопрос, где та мера регулярности посещения храма, которой надо стараться придерживаться?
  Еще во времена Ветхого Завета Господь дал людям десять заповедей, и четвертая из них гласит: «шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя; ибо благословил Господь день сей и освятил его».
  Господь заповедал нам хранить седьмой день (воскресенье); а раньше – во времена Ветхого Завета, до Воскресения Христа из мертвых, праздновалась суббота, как день отдыха от телесных трудов, как день, в который мы должны более, чем в другие дни, устремить ум свой к Господу, прийти во святой храм, обратиться к Нему в молитве, вспомнить о своих грехах. Именно во исполнение этой заповеди в каждый воскресный день во всех храмах совершается богослужение, каждому христианину предоставляется возможность прийти в церковь, разделить общие молитвы всех христиан.
  Указанная заповедь Божия является прямым основанием известному обычаю ежевоскресного посещения храма, в котором как раз и заключена та мера церковного усердия верующих, которая веками соблюдалась на Руси. К этому еще надо добавить, что в храм приходили не на полчаса-час, как нынче, и не для того, чтобы лишь «поставить свечи» и «подать записки», а добросовестно молились многие часы, почитая за правило не исходить из храма до окончания общей молитвы.
  Все попытки провозгласить некий иной, «самодельный» обычай посещения храма чаще всего заканчиваются бедой, потому что ни на чем не основаны. Если сегодня кто-то считает достаточным приходить в церковь один-два раза в год – легко того не заметит, как пропустит и два-три года, или больше. Чем реже человек понуждает себя приходить в храм, тем тяжелее ему становится собраться в каждый очередной раз, тем острее он ощущает соблазн вовсе отказаться, или, по крайней мере, не пойти сегодня. И так день за днем, год за годом. Чем дальше он удаляется от церкви, от понимая всего того, что совершается в ней, тем в большей степени его сознание удаляется от разумения Закона Божьего, от стремления свою жизнь проводить по заповедям Божиим. Все это происходит очень малозаметно для самого человека. И со временем, бывает, человек приходит в такое горестное духовное состояние, что уже никаких грехов за собой совершенно не сознает, и готов считать себя чуть ли не святым, а на призыв к покаянию недоумевает - в чем бы ему следовало каяться? И при том он искренне убежден, что живет «с Богом в душе».
  Столь чудовищное оскудение христианского сознания - результат незаметного отступления от церкви, начавшегося с «простого непосещения» храма. И подобные случаи сегодня отнюдь не редки. Причем, отлучив себя от храма, многие такие «христиане» спохватываются лишь тогда, когда произойдет что-то из ряда вон выходящее, часто непоправимое. Это о них говорят: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». И, если перефразировать эту поговорку – выходит, что некоторые упорно не желают вспомнить о Боге, прийти в храм, словно и в правду ждут, пока грянет гром…
  Невозможно перечислить всех уловок, которые в изобилии выдвигает сатана на пути тех незадачливых верующих, которые еще не решили для себя – хотят ли они жить по заповедям или не хотят, будут ли ходить в храм или пока не знают, зачем им это нужно. И пока эти люди сомневаются, дьявол предложит им тысячу мнимых причин, чтобы смутить их неокрепшую душу и разубедить в необходимости веровать Богу…
  Однако, не стоит думать, будто так уж легко диаволу нас запутать и сбить с толку. Многое зависит от нашего личного желания. Господь дал каждому из нас совесть, а ее голос трудно бывает заглушить даже отчаянно-бессовестному человеку. Просто иной раз люди сами готовы обманываться и рады предлагаемым сатаною уловкам - они так привыкли, им так удобнее и ничего не хочется менять. И проблема заключается чаще всего в нежелании преодолеть сложившийся «расслабленный» порядок жизни, человек просто-напросто не хочет прислушаться к гласу Божию, как будто он обращен к кому-то другому, а вовсе не к нему. И получается, что снова и снова оправдывая себя в преступном отношении к заповеди Божией, ммногоие на долгие годы фактически сами себя отлучают от Церкви.
  Можно ли такое самоотлучение от Церкви считать нормальным, благополучным для человека, сознающего себя христианином? Можно ли думать, что это не помешает делу его спасения?
  Нет, дорогие братия! Чтобы мы ни думали и ни говорили, мы не можем посчитать такой образ жития нормальным для верующего человека.
  Что же делать нам? Прежде всего, нельзя позволять лукавому себя напрасно обманывать, нельзя снова и снова оправдывать свое нерадение в деле посещения храма, ибо это есть грех, в котором следует признаться и покаяться. А дальше – как и всегда после покаяния в каком-либо грехе, надо попытаться хоть что-то изменить к лучшему.
  Пожелав исправить ситуацию с редким посещением храма, надо прежде поставить себе задачу: не упускать каждую очередную возможность прийти во святой храм! В день Воскресения Христова, как и в день иного церковного праздника, мы должны отложить свои дела (исключение можно сделать, если это какие-то явно «аварийные» проблемы), и постараться прийти в храм Божий, помолиться Господу, принести Ему свое старание, свою жертву, послушать слова Божественных писаний и священническую проповедь. И если иной раз получится прийти и чаще – дважды или трижды в неделю – порадуйтесь тому, что Бог дает вам такую возможность за те многие богослужения, которые ранее вами были пропущены.
  Я совершенно уверен, что многим из нас в той или иной мере знакомы отговорки, подобные вышеперечисленным. Многие все-таки время о времени приходят в храм, но могли бы приходить и чаще, могли бы приходить в каждое воскресение, однако не делают этого, считая «не обязательным».
  В том, что многие не привыкли ходить в храм, и совершенно не чувствуют угрызения совести по этому поводу, проявляется явное охлаждение в отношении людей к Богу и к Церкви. Путь этот, дорогие братие, весьма скользкий и опасный. Сегодня сатана шепчет нам, что не обязательно ходить в храм каждое воскресение, и мы, кажется, согласились с ним… Завтра этот же самый шепот возвестит нам о том, что и каждый месяц не обязательно сюда ходить. Не трудно догадаться, что так будет дальше и дальше. Поэтому, дорогие братие, моя огромная ко всем просьба и напоминание: давайте постараемся не прислушиваться к этому зловещему шепоту, который – будем уверены! – пытается увести нас от храма, и чем дальше, тем ему отраднее. Если мы стремимся ко спасению, мы должны твердо знать: Господь проложил путь спасения верующих в Него через земную Церковь, через святые храмы. И чем чаще мы будем участвовать в церковной молитве, тем более надежным и прямым будет наш жизненный путь, целью которого является достижение Царства Божьего и Вечной Жизни. (Протоиер. Евгений Чунин)"  

  "Не помню точно, у кого довелось мне встретить пояснения, что «Невидимая Брань» Никодима Святогорца – это переработанная книга одного католического подвижника. Отсюда и её своеобразный дисциплинарный стиль: как держать себя в том или ином случае, что исполнять и как и прочее. Свт.Феофан Затворник переводя «Невидимую Брань» с греческого на русский, в свою очередь, отредактировал её своими исправлениями и обогатил духовными рассуждениями. Так что почти всегда можно различить руку свт. Феофана или Никодима Святогорца, а то и самого католического подвижника. В частности, в главе XIX приводится обращение к язвам Христовым как к разумному существу. Надо сказать, что и сегодня это в католичестве излюбленные и распространенные молитвы.
  Молитва к сердцу Иисуса, к язвам Иисуса. Иногда воспаление воображения бывает до крайних пределов, и появляются стигматы. В православной традиции эта молитва может звучат так: «Господи Иисусе Христе, язвами твоими исцели мя, язвами Твоими просвети мя». Разум может общаться только с разумом и обращаться может только к разуму. До XVII века очевидно так и обращались ко Господу у нас на Руси. Во всяком случае, обращения к самим язвам мы не встретим ни у кого из русских святых. Помимо молитв, к нам проникают и другие новшества как, к примеру, живопись италийская и реализм пронизали у нас иконопись так плотно, что никто уже этому не удивляется и не задумывается об этом. Или «партэс» повсеместно почти вытеснил знаменный роспев с клироса и нам это кажется теперь нормальным.
  А ведь еще Оптинские Старцы называли его козлогласованием. Зеньковский в своей книге «Русское старообрядчество» приводит интересные факты. С конца XVII века в течение 50 лет на Руси не было рукоположено ни одного великоросса, рукополагали только малороссов, преимущественно выпускников из Киева. Они, естественно, приносили и распространяли у нас все Западное: от жизни и до духа. А насчет того, откуда у католиков такие подвижники - ответ простой: у них есть люди, которые искренне хотят спастись. Я, вот, знал у них подвижников, которые читают Авву Дорофея. Древний патерик плюс Бернарда Клевросткого, Терезу Авильскую и все это перемешано в ералаш. Пример тому – Иоанн Креста, который спасался по книге Иоанна Кассиана Римлянина и при этом оставался католиком. А один капеллан уверял меня, что если б и Антоний Великий жил в наше время, он был бы католиком. Каково?
  Вредных людей у них не больше, чем и у нас, они, в основном, заблуждающиеся и притом многие искренно. Не сомневаюсь, что они и на мытарствах ругаются с бесами и требуют отправить их в чистилище. Я знал одного старого католического монаха Дорофея, история его монашества такова: в молодости его очень сильно избили разбойники прямо недалеко от стен монастыря. Избили так сильно, что тот еле выжил и на всю жизнь остался заикой с трясущимися руками. Его внесли в монастырь и выходили, и он, постригшись в монахи, остался в нем до смерти. Я думаю, если б его избили под стенами православного монастыря, он бы стал православным. Сам он деревенский и вряд ли понимал различий в вере. Души чрезвычайно доброй и смиренный человек.
  Вот как эти судьбы Божии уразуметь? А никак, на то они и Божии, что недоступны нашему разумению. Не хочется заканчивать грустно. Вспомнилось, как Господь обличил баптистов. В одном их молитвенном доме они повесили над входом надпись: «Мы проповедуем Христа Распятого». Начал эту вывеску заплетать виноград и заплел последнее слово, осталось: «мы проповедуем Христа» Заплел дальше, осталось: «Мы проповедуем». Заплел еще дальше и осталось: « мы». Как говориться «Бог шельму метит». Ну а эти еще горше, они и в чистилище не верят, им сразу рай подавай. И ведь тоже искренне верят Мартину Лютеру. Так что и нам нужно опасно блюсти свое спасение, «ибо посреде сетей ходим многих», но силен и от них избавить Господь!"






  "Хочешь спастись? Пребывай в церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда:если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь - будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее её. Она - твоя надежда, в ней - твоё спасение. Если ты пришел в Церковь искать святых людей, то ты ошибся. Если ты пришел сюда искать Бога, то сделал правильный выбор. Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною. 
  Подлинно, здесь не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это – пристань свободная от всего такого, это – духовная пристань душ. И вы сами свидетели сказанному. Если бы кто-нибудь из вас раскрыл теперь свою совесть, то нашел бы внутри себя великое спокойствие: ни гнев не волнует, ни похоть не воспламеняет, ни зависть не иссушает, ни гордость не надмевает, ни страсть тщеславия не снедает, но все эти звери укрощены, так как слушание божественных Писаний, как бы некоторая божественная чарующая песня, проникает чрез слух в душу каждого и усыпляет эти безумные страсти.
  Как же не жалеть о тех, которые, имея возможность наслаждаться таким любомудрием, не обращаются и не приходят постоянно к общей матери всех церкви? Какое мог бы ты указать мне занятие необходимее этого? Какое собрание полезнее? И что препятствует пребыванию здесь? Отдели солнечный луч от его начала – единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева – отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником – разобщенный иссякнет. Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным. По всей земле распростирает она ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преуспеянием плодотворения. 
  Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и Веры не может иметь участие во Христе или спастись... безбожным ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения с Христом... пусть никто да не называет таковых христианами и да не имеет никакого общения с ними, ибо это невозможно. 
  Согрешил ты? Войди в церковь, и загладь свой грех. Сколько бы ты ни падал на площади, – всякий раз встаешь: также точно сколько раз ни согрешишь, – покайся во грехе, не отчаивайся; согрешишь в другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости – и согрешил? Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах. Человеколюбив Господь; Он Сам сказал: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился », покаялся, «и жив был». От тебя хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Входите в храм тихими шагами в совершенном молчании. Никто пусть не входит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью и смущением. Оставим все это за первыми дверями. Мы входим в Небесные Царские чертоги, вступаем в светлые области; внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн.
  «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Бог везде смотрит на цель дел. Если и в комнату войдешь, и затворишь за собою двери, но сделаешь это по тщеславию, затворенные двери не принесут тебе пользы... Господь желает, чтобы ты, прежде нежели затворишь их, изгнал из себя тщеславие и заключил дверь сердца твоего. Ибо совершенно доброе дело должно быть всегда свободным от тщеславия, а особенно во время молитвы. Если и без порока во время молитвы всюду блуждаем своими мыслями, то, когда приступим к молитве с болезнью тщеславия, тогда и сами не услышим молитв своих. Если же мы и сами не слышим молитв и прошений своих, то как можем надеяться, что Он услышит нас? 
  Говорят: могу молиться дома. Ты сам себя обманываешь, друг мой. Правда, ты можешь дома молиться, но не можешь молиться так, как в церкви, где собрано столько отцов, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не можешь так возносить молитву, когда один станешь призывать Господа, как можешь возносить её, когда стоишь вместе с братьями, ибо здесь есть нечто большее – единение многих, союз любви, молитвы священников. Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на Небо. Святитель Иоанн Златоуст
(Свт. Иоанн Златоуст)"




"Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее её. Она - твоя надежда, в ней - твоё спасение. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования. 
(Свщмч. Киприан Карфагенский)"





"Церковь - это соль, осоляющая всю землю, предохраняя ее от гнилости. Не только мужчины, но и женщины, - более немощный пол, - идя тесным путем Христовым, обретали себе Небесное Царство. Ибо нет там ни мужского пола, ни женского, но каждый по труду своему получит награду свою. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

"С какою любовью материнскою, или лучше, божественною, Церковь ежедневно как бы носит нас на руках своих, вознося о всех нас непрестанные молитвы ко Господу, вечером, в полночь, утром и около середины дня; поучает нас, очищает, освящает, врачует и укрепляет таинствами и всеми способами руководствует нас нежнейшим и кротчайшим образом ко спасению и вечной жизни. Блаженны те священнослужители и церковнослужители, которые понимают эту любовь и это попечение Церкви о спасении чад ее и стараются усвоить дух ее, жить этим духом, дышать этим духом и в церкви и вне ее и со вниманием сердечным и с благоговением совершают молитвы, песнопения и священнодействия церковные, памятуя, что чрез все это спасаются и они сами и паства их.
(Св. прав.  Иоанн Кронштадтский)"

 
"Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в небесный, нерукотворённый храм. Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Неслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"








  






  Ответ: "Очень трудный для исчерпывающего ответа вопрос как в силу его таинственности, так и из-за крайне недостаточного уровня нашей компетентности по этой очень важной теме...
  Поэтому мы попробуем как бы прикоснуться лишь к некоторым его аспектам…
  Поскольку ранее на нашем сайте мы уже немного писали об этом, то сейчас речь у нас пойдёт только о трёх сугубых (двойственных) и взаимосвязанных предметах, непосредственно (по определению) составляющих Ваш вопрос…
  Прежде всего необходимо различать такие понятия, как: церковь и Церковь, воцерковление и воЦерковление, спасение и Спасение…
  Человеческая структура под названием церковь была учреждена на земле Христом после вочеловечения и воплощения Бога Слова "нас ради человек и нашего ради спасения"…
  Понятно, что если бы для спасения человека церковь была бы не нужна, то Сын Божий и не "стал бы человеком, чтобы человек стал богом (спасся)"…
  Для спасения человека церковь так же полезна и нужна, как МГУ для получения знаний студентами, как ДПЦ для благополучия родов у рожениц, как спортзал для получения силы атлетами, как столичная клиника для выздоровления больных, как КамАЗ для выпуска грузовиков, как Банно-прачечный комбинат для чистоты тела и белья, как супермаркет для получения продовольствия и пр., и пр. …
  Земная/временная организация под названием православная церковь предназначена (как бы специально "заточена") Богом для того, чтобы помочь её члену на земле исполнять заповеди Христовы - спасаться…
  Только в ней (и нигде более) человек может участвовать в её Таинствах…
  В православной церкви удобнее и легче всего (в сравнении со всеми другими вариантами) исполнять заповеди Иисусовы - спасаться…
  Стать членом церкви (воцерковиться) проще пареной репы – достаточно Креститься…
  Ибо церковь – суть внешний предмет…
  Поэтому и воцерковление (как факт/событие вхождения в церковь, так и как процесс совершенствования в церковной жизни) есть способ внешний и поэтому лёгкий и быстрый в наши последние времена…
  Не то что в первые века христианства (во времена гонений и мученичества), когда оглашение/тестирование/проверка "кандидата" в христианина могло длиться многими годами и обычно требовало поручительства восприемников, гарантирующих верность/надёжность/проверенность своих подопечных…
  Может ли быть Спасение вне церкви?...
  Благоразумный разбойник и множество Ветхозаветных праведников свидетельствуют о том, что может…
  Гарантирует ли пребывание в церкви спасение её члену?...
  История церкви свидетельствует, что нет…
  Воцерковление отлично от воЦерковления как небо отличается от земли, ибо первое является предметом внешним/телесным/материальным/временным/земным, а второе – внутренним/бесконечным/духовным/таинственным…
  Ибо Церковь есть таинственное соединение Божества и человечества во Христе как Его Собственное Тело, где каждый человек является тем или иным Его органом/членом/клеточкой с той или иной, характерной только для него одного специфической и необходимой функцией/силой/ролью/предназначением…
  Если воцерковление человека есть просто/только совершение внешних/телесных действий/поступков (сравнительно кратковременных) при совершении Таинства Крещения, то его воЦерковление есть  внутренний процесс, длящийся иногда всю земную жизнь – хотя бы и на смертном одре…
  ВоЦерковление человека может завершиться и на прохождении душой мытарств, и на Страшном Суде…
  ВоЦерковление и следующее за ним Спасение человека может осуществляться и в геенне (даже и в массовом порядке) - вспомним Сошествие во ад Господа Иисуса Христа, изведшего из него на Небеса находящихся/пребывающих там насельников...
  Или вспомним спасение из геенны гонителя христиан(!) римского императора Траяна по молитве свт. Григория Двоеслова...
  Не случайно церковь/Церковь молится о поминовении душ усопших - об их Спасении/воЦерковлении...
  Воцерковление помогает воЦерковлению человека – его вхождению в Тело Христово и наоборот…
  Воцерковление человека после его Крещения является внешним процессом, во время которого он научается пользоваться церковными предметами (напр., Исповедью, Причастием, постом и пр.) всё более и более умело (эффективно)…
  Повышая внешнее мастерство, человек тем самым приобретает большую способность и к искусности внутренней – воЦерковляясь…
  Становясь же более духовнее (возрастая во внутренних добродетелях), человек тем самым становится и рассудительнее, благоразумнее – возрастает в доброделиях…
  Одно (внешнее) поддерживает другое (внутреннее) и наоборот…
  Умение эффективно/правильно пользоваться церковными предметами (напр., богослужениями) очень важно для человека и должно непрерывно возрастать в нём – в этом и состоит суть его воцерковления…
  Отсюда понятно, что воцерковление человека определяет его спасение…
  А воЦерковление человека определяет его Спасение…
  Церковь подобна бессмертной душе человека, а церковь – его смертному телу…
  Воцерковление подобно выздоровлению тела (спасению), а воЦерковление подобно выздоровлению души (Спасению)…
  Как душа и тело человека едины и взаимосвязаны, так и его воцерковление с воЦерковлением взаимозависимы и соединены…  
  Как спасение (подобно укреплению телесного здравия) является совершенствованием внешним/телесным в церкви земной/временной, так и Спасение (подобно возрастанию в душевном здоровье) является совершенствованием внутренним/духовным в Церкви Небесной/бесконечной…
  Как спасение есть внешний/видимый процесс совершенствования человека в его жизни церковной, в деле его воцерковления, точно так же и Спасение человека является процессом внутренним/таинственным/невидимым в деле его воЦерковления…
  И эти процессы причинно-следственно взаимосвязаны, подобно доброделиям и добродетелям…
  И если вхождение человека в церковь осуществляется через внешнее Таинство Крещения, то его вхождение в Церковь происходит через покаяние (оглашение)…
  И как воцерковление/спасение человека происходит через его совершенствование в использовании церковных предметов, так же и воЦерковление/Спасение человека осуществляется через его совершенствование в жизни по внутренним заповедям – прежде всего в покаянии…
  ВоЦерковление человека ("Не приходит Царство Божие приметным образом") подобно привитой (через прививку – покаяние) веточке дикой маслины к сортовому дереву…
  Сначала она болеет, плохо растёт, но постепенно, если за нею правильно и старательно ухаживать, то она приживается и начинает в полной мере питаться соком (благодатью) от матери-дерева (Церкви) и приносит плоды…
  Веточка (воЦерковляющийся человек) и дерево (Церковь) становятся постепенно единым целым…
  Гарантирует ли воЦерковление человека его Спасение?...
  История церкви свидетельствует, что нет…
  И привой иногда не приживается к подвою – засыхает…
  А уж расЦерковление людей происходит на каждом шагу (нередко так и не осуществляясь после Крещения)…
  Веточку/привой воткнули в дерево/подвой, но не прикрепили её лентой покаяния и веры…
  Она сразу же и отвалилась/засохла…
  Как воцерковление/спасение, так и воЦерковление/Спасение человека есть свободный и осознанный процесс, который человек (как существо свободное) по тем или иным порочным причинам может так же свободно и сознательно прекратить…
  Как падшие восставали (воцерковлялись/спасались), точно так же и вознёсшиеся в высоты святости нередко безвозвратно впадали в блуд, в ереси и пр. смертные грехи (расЦерковлялись/погибали)…
  Ясно только, что в церкви неизмеримо удобнее воЦерковляться/Спасаться, чем вне её…
  Особенно - этническим славянам, проживающим в России, Украине и Белоруссии, т. к. для этого (их воцерковления) есть максимум условий…  
  Из вышеизложенного становится ясно, что воЦерковившись (вспомним ещё раз покаяние благоразумного разбойника), человек может спастись и без воцерковления (внутреннее без внешнего – трезвение без доброделия), хотя это и очень трудно/тяжело…
  Но воцерковление без воЦерковления (внешнее без внутреннего – доброделие без трезвения/покаяния) однозначно крайне губительно для человека (вспомним Евангельских фарисеев и иже с ними)…
  Христос заповедовал симфонию/гармонию внешнего и внутреннего (доброделия и трезвения), но с приоритетом/важностью внутреннего (напр., покаяния) над телесным (напр., над постом), ибо только любовь пребывает вовек…
  И в заключение нам хочется разрешить кажущееся противоречие со св. отцами, которые категорически утверждали, что вне церкви нет спасения...
  Под церковью они имели подразумевали Церковь...
  А под спасением - Спасение...
  Поэтому и противоречия у нас с ними нет...






  Ясно, что вне Тела Христова Спасения нет, поскольку пребывание человека в Теле Христовом (в Церкви) - это и есть собственно его Спасение...
  Нет пребывания в Церкви - нет и Спасения (по определению):

"Может ли человек спастись без Церкви? Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсечённая от тела (и это не фигура речи, не метафора, это реальность, это истина - от авт.).
(Свт. Николай Сербский)"






  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующий материал с сайта Святые слова…
  Ссылки прилагаются:
  www.aosipov.ru
  https://vk.com/doc-47743344_425822091







 

                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (12 Мар 15)
Просмотров: 1056

Поиск