"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » О главном...

10. "ОЧИСТИ ПРЕЖДЕ ВНУТРЕННЕЕ ЧАШИ..."
 
 
  "23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
  24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
  25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
  26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
  27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
  28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
  (Евангелие от Матфея, 23 глава: http://www.bible.by/new-testament/read/40/23/#26 © bible.by)"

 
 
 
 
 
 
 
 



 
 
  "Чаша" – всякий человек...
  "Внутреннее" – помыслы человека...
  "Очищение" – умаление страстей в человеке до минимума и увеличение добродетелей в нем до максимума...
  "Прежде" – приоритетность, главенство умного делания (трезвения, бодрствования) над деланием телесным (доброделием)...     
  Страсти человека – суть его порочные помыслы... 
  Помыслы человека – суть его внутренние, невидимые действия: мысли, эмоции, воображение, желания, намерения... 
  Когда у человека заболевает тело и появляются высокая температура, кашель, озноб, краснота глотки, боль в ней, увеличение миндалин и др. соответствующие симптомы, то с большой степенью вероятности можно предположить, что человек этот заболел ангиной... 
  Если бы не было симптомов, то не узнал бы человек и об ангине... 
  Если бы не узнал человек об ангине, то и не лечился бы от нее... 
  А если бы не лечился человек от ангины, то он получил бы тяжкие осложнения, или ангина переросла бы в пневмонию с вполне возможным, летальным исходом... 
  Подобно этому и страсти человека являются симптомами его духовных заболеваний - пороков... 
  По страстям человек может не только диагностировать свои пороки, определять их абсолютную и относительную друг к другу величину, но с их помощью уменьшать и сами их причины – пороки... 
  Разберем какой-нибудь конкретный пример... 
  Допустим, человек повстречал на улице пьяного человека, и у него появилась мысль: "Этот мужчина плохой, опустившийся морально и нравственно, он - пьяница..."... 
  Эта мысль соответствует пороку осуждения, и она свидетельствует о наличии его в человеке...
  Ведь вместе с осуждающею мыслью рука об руку идет и соответствующее ей осуждающее чувство... 
  А бывает, что при виде пьяного, мысль у человека отсутствует, но возникает только осуждающее, уничижающее того чувство... 
  Эта осуждающая эмоция тоже соответствует пороку осуждения и также свидетельствует о его наличии в человеке...
  Иногда же на память человеку приходит воспоминание о том пьянице в виде какого–нибудь неприглядного образа и тоже с чувством осуждения... 
  Этот возникающий в воображении образ тоже соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке...
  Бывает же, что у человека появляется и желание сказать пьяному с чувством осуждения что-нибудь типа: "ты – пьяница, свинья и пр."... 
  Это желание тоже соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке...
  Иногда же, в силу каких–либо обстоятельств, например, робости или человекоугодия, человек дальше желания и не идет... 
  Но бывает, что по прошествии некоторого времени, человек принимает решение при встрече с пьяным все же обязательно сказать ему с чувством осуждения о том, что он пьяница...
  Это является намерением, которое тоже соответствует пороку осуждения и тоже свидетельствует о его наличии в человеке... 
  Лакмусовой же бумажкой, свидетельством о наличии любого порока, всегда является соответствующее ему чувство...
  Эмоция, как правило, менее заметна для человека, если она не очень сильна...
  Поэтому все остальные помыслы (как более заметные), являются тревожными сигналами для человека, по которым он может определить как соответствующее им порочное чувство, так и сам порок...
  А уж при наличии явной (сильной), порочной эмоции человек может со всею определенностью диагностировать и сам порок - причину соответствующих ему страстей...     
  Порочная эмоция очень часто может возникать в человеке совсем одна, без сопровождения других, соответствующих ей помыслов (например, обида, зависть и пр.)... 
  Другие же порочные помыслы, без соответствующего им чувства, не бывают... 
  Не замечает же человек порочные эмоции только по причине грубости (бесчувственности) и невнимательности своей души...
  Например, у св. отцов были очень чувствительные души...
  Они видели в себе самые малейшие проявления порочных эмоций, которые практически непрестанно действуют в любом человеке...
  Видели св. отцы их в себе (в той или иной степени) практически всегда...
  И это не потому, что они были порочнее других, современных им людей, а потому, что через непрестанное покаяние достигали высочайшего смирения и острейшего духовного зрения, т. е. смиренномудрия...
  Чем чище и смиреннее становится душа христианина через жизнь по заповедям Христовым, тем большей способностью видеть в себе зло (духовной нищетою) он начинает обладать...
  Современные люди подобны бегемотам, не чувствующим и падающих на них булыжников, а св. отцы были подобны глазу, с резкой болью ощущающему и малейшую соринку, попавшую в него... 
  Сколько пыли видно ясным днем в луче солнечного света, пронизывающем жилую комнату?...
  А что видно в той же самой комнате ночью?... 
  Только смутные очертания шкафов и пр. мебели...    
  Недаром прп. Петр Дамаскин писал, что первым признаком начинающегося выздоровления человеческой души является ее способность видеть в себе зло, бесчисленное, как песчинки на морском пляже... 
  Как же человеку правильно использовать помыслы, соответствующие его порокам?...
  Во-первых, когда человек видит в себе какую-нибудь страсть, значит, он должен обязательно признать, что в нем есть и соответствующий ей порок... 
  По страсти как по симптому, христианин должен с покаянием и смирением диагностировать наличие в себе соответствующего ей порока (ее причину - саму духовную болезнь)... 
  Во-вторых, анализируя частоту, с которой возникают те или иные страсти, их продолжительность, их интенсивность, их многообразие, христианин может определить и соответствующую величину того или иного, соответствующего этим страстям, порока... 
  Чем чаще приходят страсти, соответствующие тому или иному пороку, чем продолжительнее они в человеке действуют, чем интенсивнее они, чем сильнее, чем богаче палитра их – тем больше в человеке и развит соответствующий этим страстям, тот или иной порок...
  Только при помощи внимательного наблюдения за своими страстями, христианин может и должен увидеть как свои пороки вообще, так и определять их и абсолютную, и относительную друг к другу величину... 
  А значит и выявлять главный порок, и правильно каяться, и правильно поститься, и правильно исповедоваться и правильно причащаться Тела и Крови Христовых ("приобретать себе друзей богатством неправедным"), умаляясь во зле и возрастая в добре, т. е. "очищать внутреннее" своей "чаши"... 
  Продолжим разбирать ранее предложенный пример... 
  Если тот человек, проанализировав все свои страсти, понял, что он имеет полный набор страстей осуждения, что они появляются у него чаще страстей других пороков, что они у него действуют дольше других страстей, что сила эмоции осуждения больше чем у остальных порочных чувств, значит, главным (доминирующим) пороком этого человека на данное время является осуждение... 
  Главные пороки, как правило, очень трудно не заметить по причине т. н. "браней" (непрестанно и длительно возникающих в человеке одних и тех страстей)...
  Когда в человеке возникают страсти, ему нельзя услаждаться ими, ему необходимо сразу же отсекать их категорическим несогласием с ними и с раскаянием и смирением устремлять свое внимание ко Христу (например, при помощи Иисусовой молитвы)... 
  Это – основа трезвения... 
  На стадии очищения христианина от главных пороков, брани могут одолевать его многими часами и даже по нескольку дней кряду, доводя его иногда даже и до полного духовного изнеможения... 
  Вот уж, действительно - брань...
  Поэтому, чтобы упражняться в умном делании ("очищать внутреннее чаши"), христианину крайне необходимы большие мужество, кротость и терпение, которые непрестанно надо испрашивать у Христа для эффективного прохождения этого обязательного для всех православных людей подвига...
  Когда человек трезвится, происходит удивительная вещь – пороки уменьшаются ("внутреннее чаши очищается")... 
  При помощи борьбы с симптомами лечится и сама болезнь, т. е. их причины умаляются тоже...
  В телесной медицине такое бывает нечасто (например, при воздействии световым пучком на темные, симптомные пятна радужной оболочки глазного яблока)... 
  А в духовной медицине, правильно воздействуя на следствие, человек одновременно может воздействовать и на причину... 
  И наоборот, не отсекая сразу мгновенно страсти, позволяя им действовать, обращая на них с удовольствием внимание, услаждаясь ими, человек увеличивает, культивирует соответствующие этим страстям, пороки... 
  Поэтому-то так необходимо человеку отсекать свои страсти мгновенно, сразу же по мере их возникновения... 
  Это - пост внутренний, воздержание внутреннее, без которого воздержание внешнее не только бесполезно, но и вредно... 
  Ибо без трезвения (без очищения внутреннего) человек неизбежно возрастает в гордыне ("и будет тогда для него последнее хуже первого")... 
  Если же человеку не удается мгновенно отвратить свое внимание от страсти и молиться, то ему необходимо это сделать сразу же, как только это станет для него возможным... 
  Чем раньше - тем лучше... 
  Необходимо как можно скорее каяться и обращать свое внимание ко Господу... 
  Лучше позднее, чем никогда...
  Полезно также культивировать добрые помыслы, противоположные страстям... 
  Например, когда приходит осуждающая мысль, то надо оправдывать пьяного: "А может, у него сильное горе... А может, он хоть и выпивает, зато кроток и смирен, и т. п."... 
  Это - правильное размышление, являющееся одной из необходимых, составных частей трезвения христианина...
  Человеку очень полезно на осуждающую ближнего мысль и себя самого в том же пороке осуждать: "Сам пьяница и пр."... 
  Ведь все люди являются духовными зеркалами друг друга... 
  Чего по духовным слепоте, бесчувственности и гордости человек не замечает в себе самом, то он очень хорошо видит в ближних... 
  Ведь все люди подобострастны... 
  Полезно подумать, что, мол, даже если и меньше во мне порок пьянства чем у того человека, зато другие пороки у меня больше, чем у него - например, то же осуждение...
  Да и осуждать-то ведь человек может только по причине своей духовной слепоты - видел бы он в себе аналогичный порок (а он обязательно присутствует), то не осуждал бы никого: "Сам такой потому что"... 
  И это - тоже трезвение... 
  Необходимо и размышление о вреде осуждения...
  Такое размышление развивает ненависть к осуждению... 
  Например, полезно думать о том, что осуждение не позволяет увидеть в себе аналогичный порок... 
  А не позволяя увидеть его в себе, не позволяет и покаяться, и избавиться от этого порока... 
  А не избавившись от какого-либо порока и не спасешься... 
  Неспособность к покаянию отсекает и возможность человека смиряться...
  Неспособность к покаянию и надмевает человека...
  А гордость - путь в геенну...    
  Это - тоже трезвение... 
  Полезно размышлять и о пользе противоположной пороку (в данном случае - осуждению) добродетели... 
  Такое размышление развивает потребность в ней – добролюбие... 
  Например, что самоукорение, самоосуждение и оправдание ближнего развивают смирение, чувство духовной нищеты... 
  А они являются причиной внимания человека ко Христу, причиной развития в нем молитвенной способности... 
  Ибо человеку без смирения невозможно в принципе обратиться ко Христу...
  Разве нужен "здоровому" Врач?...
  Разве нужен "праведнику" Спаситель?...
  Разве нужна "чистому" Баня "пакибытия"?...
  И пр., и пр. ...
  Только в смиренном состоянии, подобном состояниям евангельских кровоточивой женщины, разбойника, мытаря, прокаженного, слепого, глухого, немого, парализованного и др., человек и может, и должен обращаться ко Христу...  
  Это - тоже трезвение... 
  Крайне полезно на страсть осуждения отвечать и молитвою за этого выпившего человека... 
  Самая лучшая молитва за любого ближнего - это желание спасения (бесконечного блаженства) ближнему, устремленное ко Христу...
  Если таковое желание отсутствует, то необходимо каяться, смиряться и просить у Христа спасения ближнему хотя бы и только словами...
  Посмотрите, как один встретившийся пьяный человек помогает христианину исполнить столь много заповедей Христовых... 
  А ведь без него бы и не представилась такая возможность... 
  Так вместо осуждения в христианине появляется искренняя, сердечная благодарность и к пьяному, и ко Христу, премудро все устрояющему... 
  Это чувство благодарности и к пьяному, и ко Христу необходимо культивировать, взращивать его...
  Это - тоже трезвение, "приобретение друзей богатством неправедным", это - тоже "очищение внутреннего чаши"... 
  Но и это еще не все... 
  Все основные свои силы христианин должен направить на борьбу только с осуждением, как с причиной всего остального своего зла...
  Непрестанно каясь во всех своих страстях и во всех своих пороках, христианин должен одновременно и всегда каяться в осуждении, как в их причине...
   Единственной просьбой христианина ко Христу должна стать просьба только об избавлении его от порока осуждения... 
  Единственным мотивом всех  религиозных действий христианина (крестное знамение, благословение, молитва, покаяние, Соборование, Исповедь, Причастие и пр.), единственной его целью при соприкосновении со всеми православными святынями (храмы, монастыри, иконы, распятия, просфоры, св. вода, мощи святых и пр.), должны стать только усиление в ненависти к осуждению, освобождение от него...
  Христианину также необходимо посещать храм и исповедовать только порок осуждения как главный на данный момент, доминирующий над всеми остальными пороками и являющийся причиной всех остальных... 
  Затем необходимо приступать к Таинству Причастия и вкушать Тела и Крови Христовых как сильнейшего и эффективнейшего Лекарства от осуждения... 
  И осуждение ("смерть") будет резко уменьшаться в человеке, умирать ("смертию смерть поправ")...
  А если после Исповеди и Причастия брани осуждения все же продолжаются, если осуждение по-прежнему преобладает над остальными пороками, то все равно необходимо по-прежнему исповедывать только осуждение, и причащаться с целью избавления только от порока осуждения, как все еще доминирующего на данный момент...
  Необходимо так исповедываться и причащаться до тех пор, пока осуждение резко не уменьшится, до тех пор, пока не прекратятся "брани" осуждения, до тех пор, пока вместо осуждения не определится следующий по размеру, новый, ставший уже теперь доминирующим (бранным), порок...  
  И так жить, и так поступать со всеми остальными главными пороками... 
  По росту... 
  По калибру...
  От самых больших пороков – к меньшим... 
  Избирательно, поэтапно, и не суетясь, бить точно в цель... 
  Бить в одну точку, а не по всей стене...
  И нельзя торопить события, надо положиться на Господа – Он определяет все времена и все сроки... 
  Торопливость и нетерпеливость - от гордости...
  Слишком быстрое очищение тоже неполезно...
  Иначе не приобретается опыт борьбы со злом, не приобретается искусство жизни по заповедям Христовым...
  А значит, человек не сможет и научить ближнего... 
  Тот его спросит: "как ты достиг?"... 
  А человек только разведет руками: "не знаю, как", или и научит, но - неправильно... 
  Да и не ценит человек легко и быстро приобретенное, теряя его так же быстро и легко... 
  Примером тому – наши прародители... 
  Опыт жизни в невольном зле - тоже очень полезен, он естественным образом очень эффективно смиряет человека...
  Поэтому христианину необходимо запастись терпением, что называется, "закатать рукава" и по мере своих сил неотступно "очищать внутреннее чаши"... 
  Очень важно знать и то, что разные люди могут сильно отличаться друг от друга по своему внутреннему, порочному устроению...
  У одного человека может быть всего пять главных пороков, у другого - десять, у третьего - пятнадцать, а у кого-то и всего - один и т. д. ...
  Поэтому и время умаления от того или иного главного порока у разных людей может быть разное...
  Чем меньшее количество главных пороков присутствуют в человеке, тем большее время необходимо ему для того, чтобы освободиться от каждого из них...
  И наоборот, чем большее количество главных пороков имеется в человеке, тем меньшее время требуется ему на борьбу с каждым из них... 
  Это подобно тому, как если бы пришел лесоруб в кустарник и, увидев в нем три огромных, толстенных дерева, начал бы их долго-долго рубить...
  Или например, если бы пришел он в молодой лесок, нашел бы в нем десятка полтора приличных по толщине сосенок, и начал бы их рубить тоже...
  Понятно, что на валку всех деревьев и в кустарнике, и в молодом лесу, у лесоруба уйдет примерно одинаковое количество и времени, и труда...
  А вот на валку каждого дерева по отдельности (тонкого и толстого) и труда, и времени потребуется разное количество, соответственно... 
  Время, необходимое христианину для умаления в своих главных пороках зависит и от степени покаяния христианина в них, и от частоты его Исповеди и Причастия, и от внешних обстоятельств, и от внутренних, и от специфики его духовной наследственности, а иногда и от особого промысла Божия, сокращающего, или увеличивающего сроки очищения от них...  
  Христианину же главное не отчаиваться, положиться во всем на Господа и продолжать по-прежнему, неотступно "очищать внутреннее" своей "чаши"...   
  Чтобы Христос радовался...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Валерия Духанина с сайта Православие.Ру, соответствующая же статья с сайта Логослово и толкования св. отцов на 23-ю главу Евангелия от Луки с сайта ЭкзегетЪ.Ру ... 

 





 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: О главном... | Добавил: samcfv (09 Окт 12)
Просмотров: 709

Поиск