"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

110. Вопрос: "Что, с Вашей точки зрения, является самым удивительным в православии?"

  
  "3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
  4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
  5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
  6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
  7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
  8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
  9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
  10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
  (2 Кор. 6)"
  "32 И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
  33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
  34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
  35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
  36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
  37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
  38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
  39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
  40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
  (Евр. 11)"
  "18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
  19 Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».
  20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
  21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
  23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие,
  24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость;
  25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
  26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
  27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
  28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее,

  29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
  30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
  31 чтобы было как написано: «хвалящийся хвались Господом».
  (1 Кор. 1)"
  "1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
  2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
  9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
  (Рим. 3)"
  "8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
  6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
  8 Кто делает грех, тот от диавола ...
  9 Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога.
  18 Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; 
  (1 Ин. 5)"
  "1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
  (Рим. 15)"
  "30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
  (2 Кор. 11)"

  "9 но Господь9 сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
  10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён.

  5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
  (2 Кор. 12)"
  "18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
  19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: «уловляет мудрых в лукавстве их».
  (1 Кор. 3)"
  "9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
  10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
  11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
  12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
  13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
  (1 Кор. 4)"
  "22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
  29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
  30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
  31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся;
  (1 Кор. 7)"
  "3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.
  4 Ибо хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
  9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем‐то и молимся, о вашем совершенстве.
  (2 Кор. 13)"
  "9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
  10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
  5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою
  (Иак. 1:9; 2:5)"
  "9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
  (2 Кор. 8)"
  "21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её,
  13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

  (1 Ин. 2; 5)"
  "11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
  23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.
  (Откр. 21)"







 



  "Многие люди недоумевают: а почему Христос пришел на землю как Человек? Почему Он жил среди людей? Почему Он собрал учеников и только им рассказал о Царствии Небесном? Почему Он дал Себя в руки Своим противникам, ведь те, кто Его пришел арестовывать, не могли к Нему даже подойти: только приблизились – упали, потом встали, подошли опять – и опять упали и, пока Он Сам не отдал им Себя в руки, они не могли даже Его взять. Спрашивается, если в Нем была такая Божественная сила, которую враги не могли преодолеть, почему же Он дал себя убить? Зачем это было нужно? И вообще, нельзя ли каким-то иным путем спасти человека?
  Представим себе, что по нашему городу идет сорокаметровый Архангел с огненными крылами и огненным мечом и говорит: "А ну-ка, голубчики, бывшие пионеры, комсомольцы, коммунисты, вон из своих домов!" И от его голоса полопались бы окна в домах, и все высыпали на улицы, а кто не высыпал – сгорел бы заживо. "А теперь ну-ка вставайте в пыль на колени!" И все бы встали. "А теперь ну-ка все хором кричите: "Каюсь в своих грехах!"" И весь город бы закричал: "Каюсь!" Для Бога устроить это не составляет никакого труда. Спрашивается, почему же Он этого не делает? Многие говорят: "Что же Бог смотрит?! Война в Чечне, мафия… Если ваш Бог есть, почему же Он не вмешивается?"
  Действительно, послал бы Архангела, и все газеты всего мира затрубили бы: "Екатеринбург покаялся!" А дальше Тюмень на очереди. Но на самом деле никакого покаяния бы не произошло, а произошло элементарное насилие. А Бог, как и всякий отец, хочет только одного – чтобы дети его любили и слушались. Можно взять любого непослушного сына и палкой бить его до тех пор, пока этот сынок не скажет: "Папочка, я тебя люблю, ты меня прости". С помощью палки можно любого заставить сказать "каюсь и прости" и даже сказать "люблю", но любви не будет. Любовь – это дело добровольное, поэтому Господь только явил Себя миру, и каждый, кто захотел, пристал к Нему как ученик, стал слушать Его слова, стал исправлять свою жизнь.
  Говорят: ну хорошо, допустим, так, но зачем Ему было приходить? Он бы мог послать в мир какого-нибудь пророка – ведь посылал же Он раньше Моисея, Илию и других пророков – и через него передать людям, что нужно делать. Ответить можно на таком примере: представим себе, что мы идем по лесу и видим гнилое дерево, которое уже наклонилось так, что, если будет более или менее сильный ветер, оно упадет. А при корне дерева – большой муравейник, и если оно упадет, то муравейник будет разорен.
  Нам стало очень жалко этих муравьев и захотелось их спасти. Как это сделать? Если мы будем их убеждать, чтобы они покинули свои жилища, они подумают, что это какой-то гром с неба. Если мы будем пытаться оттаскивать их в другое место, они тут же побегут назад. Единственный способ – это самому стать муравьем и на их муравьином языке постараться объяснить, что им угрожает опасность и тот, кто за нами пойдет в безопасное место, тот будет спасен. Так же сделал и Господь: будучи всемогущим Богом, Он стал беззащитным человеком и, будучи бессмертным, Сам отдал Себя на смерть для того, чтобы спасти людей. И только человек совершенно тупой или абсолютно бессовестный не захочет стать христианином после того, как услышит о Христе, потому что, значит, он равнодушен к самому святому, что есть на свете.
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"





 

"И что удивительно: человек грешит, но Бог его хранит. Человек отдает себя врагу, но Бог не позволяет взять его и свести в погибель. Человек отступает от Бога, но Бог все еще не оставляет его. Человек Бога прогневляет, но Бог все еще не отнимает у него Своей милости, иначе в одну минуту погиб бы человек, если бы отнял Бог Свою всемогущую руку, хранящую его. Ибо сатана только и ждет увидеть оставленного человека и его погубить. Помни благодать Божию, которая и врагам благотворит, помни и злобу диавольскую и берегись.
(Свт. Тихон Задонский)"

 


 

  "Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
  Кто не имеет своей воли, тот всегда исполняет своё желание. Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы ни случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он желает, но хочет, чтобы они были как будут.
(Авва Дорофей)"

 


 

  "Через него <рождение Христа> уничтожена продолжительная вражда и долгая война и наступил мир, давно ожидаемый ангелами и праведными людьми. Через него воздвигнуто знамение Креста, блестящее и славное, добыча Христова, начатой природы нашей, доспехи Царя нашего... Бог на земле, человек на небе, Ангелы сослужат людям, люди в общении с Ангелами и прочими Горними Силами; демоны убегают, смерть уничтожена, рай отверзт, клятва снята, грех исчез, заблуждения изгнаны, истина снизошла.
  Природа, от которой Херувимы оберегали рай, соединилась сегодня с Богом. Слыша это, оставь уныние. Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все последует за тем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу; родился от Жены, чтобы ты перестал быть сыном женщины; попустил, что отец Его <Иосиф> стал рабом, чтобы тебе, рабу, сделать отцом Владыку. Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе.

(Свт. Иоанн Златоуст)"
 




  "Что за повреждение в моей природе! Грех, страсть всегда меня обманывают: с первого раза благовидны(?), но всегда горьки по своим плодам - и я, однако ж, вовлекаюсь в них легко; добро, добродетель всегда правы, всегда верны, всегда успокоительны, благотворны по своим последствиям — и я с трудом достигаю их.
  
Не много цени деньги (букв. — имущество), но не менее тщательно веди им счёт
  
Какая глупость у большей части людей — вести счёт деньгам! Как несправедлива пословица, по крайней мере для честных людей, что денежка счёт любит! Иуда-предатель, вероятно, сначала прилежно считал подаваемые ему деньги, а потом дошёл и до сребролюбия, и до страшного греха — предательства Господа!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 


 









  

  Ответ: "Самым неудобопостижимым и таинственным в православии (с нашей точки зрения), является нужда/потребность ни в чём не нуждающегося, самодостаточного, неизменяемого Бога в Своей Собственной твари – в людях (в их любви сначала к себе, потом к ближнему как к самому себе себе, а потом и к Богу всею своею сущностью)…
  В наших ограниченных человеческим мудрованием головушках это ну никак не укладывается…
  Мы не можем выразить свой ответ чисто/только нашими словами…
  Мы здесь бессильны...
  Мы прибегаем здесь непосредственно к помощи святого...
  В подтверждение этого вопиющего противоречия (в зависимости Творца от твари) мы приводим ниже свидетельство прп. Симеона Нового Богослова из его 21-го слова:

  "Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей…
  Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари…
  И святые отцы наши говорят, что как злыми делами нашими питаются демоны и получают силу воевать против нас, а нашим удалением от зла они истомляются алчбою и обессиливают, так и Христос, обнищавший нашего ради спасения, питаем бывает нами, когда творим заповеди Его…
  Это узнать и в этом удостовериться можем мы из самой жизни и деяний святых." 


 


 
  А в своём 30-м слове прп. Симеон иллюстрирует вышеобозначенное нами противоречие с другой стороны - как бы противореча уже сам себе:

  "…Бог всё создал, приведши то из небытия в бытие, не потому, чтобы имел нужду в чём-либо из того, но по единой благости Своей,  чтоб сделать твари причастными славы Своей, и силы, и благобытия…" 






 

 
 А чего стоит, напр., кажущееся противоречие в самоанализе святого/бесстрастного человека, когда он одновременно видит и свою святость/бесстрастие, и великую греховность?...
  Например:

"Кто, впрочем, исследуя себя с точностию, находит, что он свободен от всякого славолюбия и даже следа не имеет сластолюбия и плотской похотливости, чист также совершенно от сребролюбия и злопамятства, имеет безгневие и совершенную кротость, стяжал такую любовь к Богу, что лишь только услышит одно имя Христа, тотчас начинает гореть пламенем к Нему и проливать слезы, плакать при этом и о братиях своих, почитая грехи других собственными своими и от всей души имея себя самого грешнейшим паче всех, - и наконец видит в себе благодать Святого Духа, просвещающую его богатно и делающую сердце его солнцем, - видит, что в нём явно совершается чудо купины, так что он говорит, поелику душа его соединена с неприступным огнём Божества, и не сгорает, поелику она свободна от всякой страсти, - ещё смиряется так, что почитает себя недостойным и недовольным для такой степени...
(Прп. Симеон Новый Богослов, Слово 88-е)"




    


  Не менее удивительным в православии является и противоречие премудрости и благости Божииих, и бесконечных мучений грешников в геенне...
  Огромное количество св. отцов утверждали нескончаемость адских мук...
  А некоторые - как напр., прп. Симеон Новый Богослов, в одних местах писали/говорили как об одном, так и о, казалось бы, противоречивом/противоположном - о всеобщем спасении людей...
  Не исключением в этом плане является и один из наших самых любимых святых, который многократно и со всею категоричность/ясностью в своих творениях проповедывал бесконечность геенны...
  Но вот что он сам же пишет в своём 6-м Божественном Гимне (казалось бы - весьма парадоксально и непоследовательно):   

"Таково Твоё Домостроительство, Слово, таково пришествие, таково благоутробие Твоё и человеколюбие, бывшее ради всех нас людей - верных и неверных, язычников, грешников и святых. Ибо явление Твоё сделалось общим для всех спасением и искуплением.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"







  Св. отцы нередко использовали пастырский принцип икономии (благоразумного/рассудительного отношения/применения к своим пасомым церковных, Евангельских, апостольских, Соборных догматов/канонов/правил, Св. Писания, церковного предания и пр.) ради спасения/сохранения как уже действительных членов Церкви, так и ради благовестия/проповеди - привлечения в Неё новых людей (язычников, атеистов, отпавших/павших и др.)...
  Наше мнение по этому поводу (довольно гонимое/непопулярное в современной церкви и согласное с нечастыми мнениями лишь немногих же св. отцов) мы никогда не скрывали - оно заключается в надежде на конечность геенны (до Второго Пришествия Христова, Всеобщего Воскресения и Страшного Суда)...  
  В продолжение же широчайшей темы парадоксальности православия (ибо всё православие насквозь пронизано кажущимися противоречиями/"безумиями", непонятными падшему человеческому рассудку), нам хотелось бы написать ещё об одном кажущемся противоречии, которое миряне обычно по безрассудству называют эгоизмом (путая любовь человеческую/порочную/душевную с любовью христианской, жертвенной, духовной) – о любви человека к самому себе как к самому лёгкому способу любви, с которого по необходимости должен начинать упражняться каждый христианин, прежде чем приступить к любви к ближнему как к самому себе ("которого видит") и к Богу ("которого не видит")…
  Об этом писал и св. ап. Иоанн в своём послании, и многие св. отцы…
  Но, тем не менее, парадоксальная (с точки зрения безрассудного христианина) и непривычная для многих православных людей тема любви к самому себе довольно редко освящается в святоотеческой литературе…
  В связи с этим нам хочется в очередной раз обратиться к соответствующей цитате прп. Симеона Нового Богослова из того же его 21-го Слова, усиленно призывающего всякого христианина упражняться сначала в любви к самому себе (как к самому лёгкому упражнению) и только потом – постепенно и параллельно, обязательно и всенепременно, неслитно и нераздельно, по мере возрастания в этой главной и первой, важнейшей способности, переходить к упражнениям в любви к близким (к супругам, к детям, к родителям, к друзьям) и затем, усилившись на этом этапе, распространять также любовь и на остальных окружающих людей (на соседей, однокашников, коллег, сограждан, и др. ближних - вплоть до всех землян) и далее на Бога в Господе Иисусе Христе…  
  Любовь к ближнему как к самому себе по определению проявляется/возникает в христианине по мере его любви к самому себе (по мере её проявления/возникновения в нём), так же как и любовь к Богу проявляется/возникает в христианине по мере проявления/возникновения в нём любви к ближнему (и, соответственно, неотделимой от неё любви к себе самому)…
  Кто может поднять 100 килограммов, тот может поднять и 50, и 1…
  Кто любит (может любить) Бога, тот любит (может любить) и ближнего, и себя самого…
  От сложного/многосоставного/страстного/порочного/злого (не путать с трудным) – к простому/доброму/полезному, от лёгкого – к тяжёлому…
  Постепенно и поэтапно – в строгой последовательности благоразумия…
  И здесь просматривается обычная для православия очередная парадоксальная причинно-следственная взаимосвязанность…
  Любовь человека ко Христу позволяет ему молитвенно соединиться с Богом в Господе и принять в себя от Бога же ещё большую способность любить и себя, и ближнего как самого себя, и Бога…
  Парадоксы христианства - ими пронизано всё православие...
  Недаром по словам св. ап. Павла душевный человек почитает безумием всё духовное (напр., необходимость непрестанных/единовременных скорби и радостности/веселья - скорби от видения/ощущения зла в себе и ближних и радости от прощения Божия при непрестанном же покаянии)…
  Отчасти эти кажущиеся противоречия объясняются повсеместным и всегдашним наличием благодати Божией (которую св. отцы называли и благодатью Святого Духа, и благодатью Бога Отца, и благодатью Христовою, и благодатью Сына Божия; которую в Евангелии Господь назвал Утешителем, а в Деяниях св. апостолов св. евангелист и ап. Лука называет её и вовсе Святым Духом (как затем и прп. Серафим Саровский), которая и производит всё доброе в человеке, позволяя ему как начинать жить по заповедям Христовым (заложенным по минимуму и в совести каждого), так и возрастать в них (в добре), умаляясь во зле (в жизни по заповедям человеческим)...
  Ну а степень покаяния, рождая соответствующее ему смирение, позволяет человеку воспринимать эту благодать в соответствующей же степени...
  И здесь так же как и везде, и всегда в христианстве/православии, тоже прослеживаются и парадоксы, и причинно-следственная взаимосвязанность - и покаяние (как и исполнение любой др. заповеди Христовой), и смирение (как и любая др. добродетель) без благодати Божией невозможны и зависят др. от друга...






  А чего стоят как бы полностью противоречащие друг другу заповеди Господа о всегдашних радости/веселье во время гонений за веру (вспомним святых мучеников), во время покаяния и соединённой(!) с ними скорбью ("плачем"/слезами) о грехах своих и ближних...
  Скорбь ("В мире скорбны будете...") и радость/веселье ("Радуйтесь и веселитесь...", "Всегда радуйтесь...") идут непостижимым для рассудка образом вместе/нераздельно - как лёд и пламень...

"Нет ничего сладостнее, чем печаль по Боге.
(Свт. Иоанн Златоуст)"






  Человек скорбит/плачет от видения бесчисленных грехов своих, от ясного ощущения своей наполненности злом и немощью к добру, склонностью ко злу (вспомним слова св. ап. Павла) и - одновременно благодатью Божией чувствует прощение (умаление во зле/немощи и возрастание в добре/силе) Божие, надежду на Спасение, радость/веселье от причастности к Церкви и к Богу...
  А не великим ли парадоксом в христианстве является и тот факт, что без благодати Божией (т. е. сам по себе) человек ничего доброго сделать не может и что благодать он может стяжать только если сделает это добро (напр., поступит по совести)?... 
  Ну и теперь – непосредственно слова прп. Симеона Нового Богослова о милости (любви) человека к самому себе…

  Итак...:

"…мы, крестившиеся во имя Отца и Сына и Святого Духа, именуемся братиями Христу, и есмы ещё члены Его. Итак, если ты будешь честить, упокоивать и всячески утешать всех других, а себя – брата Христова и член Христов, - оставишь в небрежении и не восприимешь труда и подвига путём всех добродетелей востещи на верх совершенства жизни о Христе, а оставишь душу свою омраченною и оскверненною, - пусть валяется, как мёртвая, в глубочайшей тьме греха, пусть алчет и жаждет от твоей лености и нерадения, пусть остаётся заключённою в теснейшей темнице оскверненного тела по причине чревоугодия и сластолюбия твоего, - прошу тебя, не брата ли Христова (самого себя, члена Христова – от авторов) ты презришь таким образом? Не его ли (самого себя – от авторов) ты оставишь алчущим и жаждущим, и в темнице валяющимся без всякого призору? Так вот – по этой причине ты имеешь некогда услышать: не помиловал ты себя самого, и не будешь помилован."





  

  Пользуясь Вашим вопросом, нам хочется объяснить и противоречивые (на первый/поверхностный взгляд), такие слова Христа: 

  "28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
  29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
  30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
  (Мф. 11)"

 
  Иго означает скорбность, а благо означает радостность...
  Бремя означает гнетущую тяжесть, а Господь называет её лёгкостью...
  Христос ставит знак равенства/идентичности между антонимами, между противоположными по смыслу понятиями...
  В чём тут дело?...
  Ответ на этот вопрос дают великие св. отцы, напр.:

"
Трудное само по себе дело становится лёгким по надежде на Бога.
(Свт. Иоанн Златоуст)"



 
  Под бременем и игом Христос имел ввиду тяжесть/трудность/скорбность исполнения Его заповедей для людей самонадеянных/гордых/превозносящихся и лёгкость и радостность жизни по заповедям Божиим для истинных христиан - людей кающихся и смиряющихся, надеющихся на Господа и поэтому благодатью/даром Его (которую они по смирению способны воспринять) легко и радостно исполняющих заповеди Христовы...


"Любящим Бога удобен и приятен труд исполнения заповедей, потому что любовь Божия делает подвиг лёгким и вожделенным.
(Прп. Макарий Великий)"







"Совершаемое без понуждения себя не есть дело, но скорее дар.
(Прп. Исаак Сирин)"







"Укажу вам дело, которое одно делает человека твёрдым в добре и блюдёт его таким от начала до конца, а именно - любите Бога всею душою вашей, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему Единому работайте. Тогда и Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божии станут для вас сладки как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко.
(Прп. Антоний Великий)"






"Слава преисполненной благодати Литургии: как она успокаивает душу! Ах, Господи, как благо иго Твоё, как легко бремя Твоё! Но как тяжело иго мира, плоти, диавола! Как оно гнетёт и давит бедную душу! 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Святой Апостол Иоанн Богослов говорит, что заповеди Божии не тяжки, а легки. Но легки они только от любви, а если нет любви, то все трудно. Поэтому храни любовь, не теряй ее, потому что хотя и возможно ее вернуть, но это дается многими слезами и молитвами, а без любви трудно жить на свете. А кто пребывает в злобе, то это смерть души, от чего да сохранит нас Господь.
(Прп. Силуан Афонский)"






  "1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.
  2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
  3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
  4 Дары различны, но Дух один и тот же;
  5 и служения различны, а Господь один и тот же;
  6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
  7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
  8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
  9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
  10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
  11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
  (1 Кор. 12)""




 

  Замечательно по этому поводу высказывался и свт. Сербский Николай (Велимирович):

 


 


  Существует и ещё одно довольно любопытное, с нашей точки зрения - не всеми замечаемое противоречие в некоторых словах Христа...
  В одном месте Иисус говорит, что Царство Божие приблизилось к людям (т. е. находится вовне/снаружи), а в другом, что Оно внутри них...   
  Здесь всё просто - в первом случае Христос имел ввиду людей, которые пребывают на доцерковном этапе своей жизни (до своего оглашения/покаяния)...
  Во втором случае Иисус имеет ввиду людей уже покаявшихся - вступивших в Церковь и поэтому принявших в себя Царство Божие как совокупность добра и Источник добра, Само абсолютное Добро, Царя Царства Небесного/Божия Господа Иисуса Христа...
  Но на этом кажущиеся противоречия не заканчиваются...
  В другой раз Христос говорит Никодиму о том, что уже оглашенный/покаявшийся, Крестившийся человек/христианин почему-то не обретает вовнутрь (во всё своё естество) Царство Божие, но входит в него - как бы в нечто внешнее/наружное...

  "5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа (речь здесь идёт о Таинстве Крещения и о необходимо предваряющем Его покаянии/оглашении - от авт.), не может войти в Царствие Божие. 
  (Ин. 3)"


  В данном случае Христос использует и принцип икономии (пастырскую рассудительность), снисходя к немощи Своего слушателя, и говорит уже о посмертной участи души человека, имея ввиду под Царством Божиим Небесные Обители духовного мира - тот самый "рай", который он обетовал/обещал на Голгофе благоразумному (покаявшемуся/огласившемуся за какие-то минуты/часы), Крестившемуся на кресте без вещественной воды Духом Святым (благодать Которого в Священном Писании тоже называется водою живою - вспомним, напр., разговор Христа с самарянкою у колодца Иаковлева) разбойнику...
  А разве  Сам по Себе Господь наш Иисус Христос (распятый Бог, иудеям - соблазн и эллинам - безумие) не является ли величайшим Парадоксом?...







  Далее нам хочется привести всего один догматический парадокс (из многих, имеющихся в Символе веры)...
  Мы (православные) утверждаем, что Сын - Господь Иисус Христос - истинный, живой, личностный/ипостасный Бог наш...
  Ещё мы исповедуем, что Отец - тоже истинный, живой, личностный/ипостасный Бог наш...
  Также мы истинно веруем, что и Дух Святой - всенепременно истинный, живой, личный/ипостасный Бог наш... 
  В сумме обязательно должно получиться три Бога...
  Но непостижимая/удивительная (невмещаемая нами лично) догматическая/необсуждаемая истина заключается в том, что Бог - один...
  Знание того, что Бог един по Своей сущности/естеству, не помогает нам лично усвоить/воспринять/исповедывать без удивления и восхищения этот поразительнейший догматический (а, следовательно - истинный) парадокс...
  Вообще же - лично мы считаем, что кроме многих др. доказательств истинности православия как религии, главным таким свидетельством как раз и является её нечеловеческая парадоксальность...
  Ни один самый что ни на есть лукавый/гениальный/талантливый бесовский или человеческий ум не способен (с нашей точки зрения) создать/обосновать/сочинить/придумать/построить такую невероятно противоречивую (и догматическую, и моральную, и нравственную/аскетическую, и событийную - чего стоит хотя бы кроткий!, смиренный!, распятый! Бог!) и одновременно чрезвычайно красивую, религиозную систему...
  Именно невероятная (как бы нереальная) парадоксальность православия и является (с нашей точки зрения) главным доказательством его Божественного происхождения, а значит и - истинности...
  
Ну а заверщить наш ответ нам хочется несколькими парадоксальными (как нам кажется/представляется) отрывками/цитатами из Св. Писания:

  "15 И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице:
  16 «возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе».
  17 И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной.
  18 Но торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу; не будут заперты и уложены в кладовые, ибо к живущим пред лицем Господа будет переходить прибыль от торговли его, чтобы они ели до сытости и имели одежду прочную.
  (Ис. 23)"
  "12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и лишь употребляющие усилие восхищают его,
  (Мф. 11)"
  "9 но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
  10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён.
  (2 Кор. 12)"









  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и 34-й и 35-й Божественные Гимны прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта)…
  Ссылка прилагается:
  
 http://www.alexey-osipov.ru/





 

 

                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (24 Июн 15)
Просмотров: 1056

Поиск