"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

111. Окончание ответа на Вопрос 111.


  "Одни, услышав слово спасения, убеждаются в истине оного почти так же, как убеждаются в истине слов другого человека. Посему, не медля нимало, следуют призыванию Божию и стараются сообразовать жизнь свою с учением евангельским. 
  Другие возбуждаются к жизни благочестивой только потому, что узнают из евангельского учения о великих наказаниях, которые ожидают грешника в будущей жизни, и о неизреченном блаженстве, которое обещано праведным. Страх подвергнуться первым и надежда получить последнее побуждают их исполнять волю Божию. Таким образом, закон Господень обращаяй дýши их и явление словес Господних просвещает и вразумляет их.
  Иные, наконец, по развращению и грубости сéрдца своего, по сильной и долговременной привычке ко грехам не могут оставить порочную жизнь свою первыми двумя образами. Поэтому Милосердый Бог ввергает их в бедствия и болезни, чтобы совесть их пробудилась от греховного усыпления, чтобы тяжкие несчастия побудили их раскаяться всем сердцем в беззакониях своих, последовать призыванию Божию и сделаться участниками в дарах духовных так же, как первый и второй род людей, обращающихся к Богу.
  Дух Святой вначале обыкновенно делает для него легкими все духовные подвиги, чтобы раскаяние во грехах не было для него трудно и неприятно. Он показывает ему истинный путь к благочестию, более и более усиливает в нём дух покаяния, укрепляет его в добродетелях, научает обуздывать свое тело и очищать свое сердце — и таким образом соделывает его наследником жизни вечной.
  Тело умерщвляется обыкновенно долговременными постами, бдением и трудами.
  Если человек постоянно питает в себе дух покаяния и не препятствует действию Духа Божия, то трудные подвиги покаяния рождают в нём духовное утешение, и он ужé ясно чувствует, что привязанность к суетным удовольствиям мiра сего и возвращение к жизни порочной гибельны для него. Тогда душевный взор человека на окружающие его предметы просвещается, душа и тело очищаются и в чистоте своей действуют согласно между собою.
  Всё сие производит Дух Святой, Который постепенно истребляет в человеке природное его повреждение, чтобы поставить его в первобытное состояние и чтобы не осталось в нём ничего, что собственно принадлежит врагу его.
  Когда душа человеческая возвращает первобытную свою чистоту, то тело ужé теряет свое господство над нею, ибо тогда оно зависит от воли души, которая и предписывает ему правила воздержания в пище и питии и управляет им во всех его действиях, как говорит апостол о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю.
  Действия человеческого тéла, по моему мнению, бывают троякого рода.
  Одни относятся к обыкновенным занятиям жизни человеческой, когда человек посредством тéла исполняет все внешние делá свои. Сии действия всегда зависят от воли души.
  Другие телесные действия побуждают человека желать приятной и роскошной пищи и пития. Когда он удовлетворяет сему желанию, то изобилие крови и соков, происшедших от пищи, производит волнение в теле и рождает различные порочные желания. Посему–то Господь наш Иисус Христос говорит Своим ученикам: внемлите себе, да не когда отягчают сердцá ваша объядением и пиянством; и апостол Павел запрещает: не упивайтесь вином, в немже есть блуд.
  Итак, всякий, кто удаляется от мира и обращается к Богу, должен наблюдать строгое воздержание в пище и питии и таким образом умерщвлять тело свое, чтобы в чистоте совести мог он говорить с апостолом Павлом: умерщвляю тело мое и порабощаю.
  Наконец, иные действия в человеческом теле происходят от злых духов, которые стараются совратить с пути чистоты вступивших в оный.
  Если душа постоянно питает в себе дух покаяния и непрестанно старается строго исполнять евангельские заповеди, то Дух Святой показывает ей средства управлять действиями тéла своего или совершенно уничтожать оные. Но если человек не обращает внимания на заповеди Господни и не хочет последовать им, то чувственные желания его усиливаются и душу его порабощают господству телесных страстей, так что она не знает, откуда получит себе помощь.
  Если же человек прибегает к Богу с молитвою о помощи и в делах своих старается руководиться Духом Божиим, то противоборство страстям своим для него есть духовный покой и мир.
  Из всего сказанного мною видно, что истинные покаяние и обращение к Богу требуют чистоты не только душевной, но и телесной.
(Прп. Антоний Великий)"


  










  Тело человека непрестанно изменяется – в нём непрестанно происходят всевозможные процессы/изменения как на микроуровне (био-химическом/физическом), так и на макроуровне (достаточно время от времени посмотреть на себя в зеркало, чтобы убедиться в этом)…
  Телесное естество имеет непрестанные потребности/способности (как жизненно необходимые, так и порочные - ради удовольствия души/духа) в дыхании (в воздухе), в его задержке (в отсутствии воздуха напр., на выдохе), в ядении (в пище), в посте (в воздержании по насыщении пищей), в питии воды и пр., в воздержании от пития, в движении/работе, в покое/отдыхе, в сне, в бодрствовании/бдении, в сексе, в целомудрии (в воздержании от секса), в видении, в слышании, в обонянии, в осязании, во вкусе, в слове/говорении, в общении, в гигиене, в отправлении естественных надобностей, в других функциях, а также во всех видах воздержаний (в посте) от этих своих потребностей/способностей…
  Человеческое тело только тогда может пребывать в максимально хорошем/добром/эффективном состоянии (быть минимально изменчивым), когда оно в должной мере (умеренно) использует как свои потребности/возможности/способности с одной стороны, так и воздержание от них – с другой стороны (важнейшая составляющая благоразумия)…
  Баланс/симфония/гармония удовлетворения потребностей/способностей тела и воздержания от них (которые причинно-следственно взаимосвязаны и нераздельны) – суть важнейшее внешнее средство, при помощи которого достигается телесное здоровье  человека…
  Тело человека всегда естественно стремится к своему оптимальному (максимально здоровому и стабильному) температурно-влажностному режиму…
  Нарушение человеком вышеуказанного баланса (неумеренность) потребления/воздержания (неблагоразумие, которое нередко соединено с неуместностью и несвоевременностью) как правило и приводит к нарушению оптимальных/полезных температуры и влажности его телесного естества…
  Основными проявлениями дисбаланса являются т. н. крайности – либо объядение/обпитие, либо чрезмерный пост/диета, либо гиподинамия (чрезмерный покой/отдых), либо чрезмерный труд/движение/работа (гипердинамия); либо многоспание, либо чрезмерное бдение/бодрствование и пр., и пр. …
  Удовлетворение всех телесных потребностей/способностей (способы/качество/количество этого удовлетворения), равно как и воздержание/пост от них (все подробности/нюансы) оказывают непосредственное/прямое воздействие на тело, как правило, меняя и его внутреннее состояние (биохимию/физиологию, биофизику), и внешнее и, как следствие, опосредованно (по причине неслиянного единства) влияет/воздействует и на состояние души и духа человека (может изменять их количественно-качественные характеристики - их функциональность)…
  Совершенно ясно поэтому, что на телесном/душевном/духовном состоянии человека очень сильно отражается то, на что и как, и сколько смотрит человек , что и как и сколько он слушает, что и как и сколько он говорит, с кем и как и сколько он общается и пр., и пр. ...
  Как внешние/телесные действия/бездействие (потребление/воздержание) человека, так и внешние предметы/обстоятельства (через органы чувств) влияют на его тело, изменяя как его самого, так и соединённые с телом душу и дух (могут изменять)…
  Поэтом так важна рассудительность во внешней жизни человека, без которой легко причинить вред не только телу, но и его душе и духу... 
  Издавна св. отцы опытом познали, что смиряя/угнетая тело, человек тем самым смиряет и душу…
  Монахи нередко носили жёсткие власяницы и вериги, мешки с камнями (подобно прп. Серафиму) и т. п., вовсе не пытаясь лечиться от телесных заболеваний и не заботясь о бытовых удобствах и телесном комфорте…
  Жизнь в монастырях всегда сопровождал физический труд (нередко скрытный), приносящий умеренную скорбь телу и снижающий сластолюбие, тщеславие души (гордость), печаль и уныние…
  Многие св. отцы считали даже, что молитва без телесного напряжения/скорби, без сокрушения плоти (напр., посредством многочисленных и непрестанных земных поклонов) не может быть правильной (смиренной/сокрушённой)...
  Даже трезвение (молитва) отшельников, проживавших в пещерах и хижинах, как правило, сопровождалось каким-либо рукоделием (плетением верёвок, циновок, корзин и пр.)…
  Труд души человека (трезвение) и труд его тела (скорбь плоти) многие св. отцы считали неразделимыми предметами (разумеется, при условии достаточной крепости/здоровья тела)…
  Особенно актуальным измождение плоти было в древние времена, когда телесная крепость тогдашних людей была на порядок выше современной и поэтому нередко вызывала в душе сильную похоть, печаль и уныние…
  Св. отцы справедливо писали, что телесное естество состоит из четырёх противоположных по качеству природных стихий (качеств/потребностей/свойств): из холодной, тёплой, сухой и влажной…
  Каждый человек имеет свои (отличающиеся от других людей) биохимические особенности, основанные, главным образом на его генетике (конкретной наследственности)…
  Поэтому для каждого человека характерен свой - оптимальный только для него одного режим питания, сна, работы, отдыха и пр. …
  Церковь задаёт только некие рамки телесной жизни христианина, предлагая ему самому определить для себя именно те внешние условия/потребности/способности, которые позволят именно ему наиболее эффективно/оптимально (поддерживая телесное здоровье на должном уровне), эффективно же исполнять все остальные заповеди Христовы…
  Нередко на новоначальном этапе человек ещё не обладает ни должными теоретическими знаниями, ни необходимым аскетическим опытом – поэтому так важны для него и опытный духовник (с его советами по аскетике), и чтение святоотеческой аскетической литературы…
  Люди по своим телесным/биохимическим особенностям могут отличаться как медь от воска и поэтому то, что полезно одному человеку, может быть вредно для другого (и наоборот)…
  То, что полезно для одного и того же человека на одном его жизненном этапе (напр., при очищении от главных пороков), может быть вредным для него на другой жизненной стадии (напр., на стадии освящения)…
  Кроме того, с течением времени/возраста, а также при изменении внешних обстоятельств (напр., при болезни или эмоциональном потрясении/стрессе), может изменяться и биохимия человека, что неизбежно должно приводить и к соответствующим аскетическим корректировкам…
  На телесные функции (на изменение телесного естества) сильно могут влиять и природные, и погодные условия (влажность воздуха, атм. давление, магнитные бури, среднегодовые и суточные температуры воздуха и пр., и пр.)…
  Некоторым людям (имеющим преобладание влажной и холодной телесной стихии/биохимии/метаболизма) полезен сухой и жаркий климат…
  И наоборот, людям с преобладанием сухой и горячей стихии полезен влажный и холодный климат и пр., и пр. …
  Каждое тело – это сложнейший биохимический организм, на внутренние функции/потребности/способности которого влияют практически все внешние факторы…
  Человек-христианин должен внимательно следить/наблюдать за состоянием своего тела, чтобы, помещая его в оптимальные внешние обстоятельства, предотвращать/минимизировать тем самым негативные воздействия на тело и способствовать воздействиям добрым/полезным…
  Есть и ещё один фактор воздействия на тело – бесы…
  Господь позволяет падшим ангелам влиять на телесное естество человека главным образом ради его смирения (из-за тщеславия, осуждения и пр. проявлений гордости), как от малых степеней, так иногда даже и до полного беснования (во измождение плоти), когда другие способы воздействия на человека уже оказываются неэффективными (когда, напр., подвижник входит в состояние т. н. мнения/прелести) - нередко и для вразумления окружающих людей…
  Бесам не позволено непосредственно влиять на духовное естество человека, но прямо влиять на телесное естество, изменяя его биохимию/метаболизм, центральную нервную систему, рефлексию и пр.  – они могут (тем более им разрешено и внешнее телесное воздействие - достаточно посмотреть на бесноватых, чтобы убедиться в этом)…
  Поэтому так важна добрая внутренняя жизнь христианина (трезвение), смиряющая его через покаяние, не допускающая бесовского воздействия, привлекающая через молитву благодать Божию и позволяющая внимательно следить за всеми внешними и внутренними обстоятельствами человека, оценивать их, систематизировать и, делая соответствующие выводы, вести правильную/полезную/безопасную жизнь внешнюю/телесную…
  Ввиду того, что тело человека неслитно соединено с его душой и духом, то оно способно влиять/изменять и способности/возможности души и духа как по отдельности, так и вместе…
  В зависимости от состояния/переменчивости тела, оно может склонять душу и дух человека либо ко злу, либо к добру (способствовать их доброму или злому изменению) – либо по отдельности, либо же и обоих вместе…
  Любые внешние факторы (напр., качество/количество пищи, сна, физ. труда и пр.) влияют на биохимию (напр., на уровень тех или иных гормонов, сахара в крови, адреналина, и пр.), которая, в свою очередь определяет качество/количество тех или иных помыслов души и духа…
  Напр., избыточные питание и сон могут стимулировать блуд и леность, а избыточное измождение плоти могут спровоцировать печаль, уныние, чрезмерную слабость/немощность и пр. (этой темы мы касались в статье о источниках помыслов в человеке)…
  Оптимальное/здоровое (минимально переменчивое) телесное естество (его оптимальные функциональные способности) минимально влияет на негативные/злые вредные функциональные же способности естеств духа и души человека (снижают порочность – напр., стужевание) и максимально способствует добрым/полезным изменениям в душевных и духовных способностях (напр., усиливают покаяние)…
  Но так не всегда бывает – иногда доброе тело может потянуть за собою к добру склоняющиеся ко злу душу и дух, а иногда и не может…
  Всё зависит от соотношений/степеней добра и зла, в которых пребывают тело, душа и дух того или иного человека в то или иное время, при тех или иных обстоятельствах…
  Здоровье/доброта (оптимум) тела не должно являться самоцелью человека, но лишь средством к здоровому/доброму (оптимальному) состоянию души…
  Здоровье тела состоит вовсе не в румяных щеках или в сильных мышцах, но в способности его помогать душе возрастать в добре и умаляться во зле…
  Чем здоровее тело, тем большее влияние оно имеет на движение души к добру и наоборот…
  Церковь на протяжении многих веков определило некие внешние условия, которые способствуют достигать здоровья тела (его оптимального, с точки зрения исполнения заповедей Христовых, состояния) и через него – здоровья души…
  При этом необходимо понимать, что с течением времени крепость тела современного человека значительно снизилась (напр., по сравнению с телами людей времён проповеди Евангелия и в первые века после него)…
  То, что сейчас является нормой для потребления тела (напр., количество и качество пищи, питья, сна, работы и пр.) и приносит ему и душе пользу, то же самое раньше было избыточным (вредило телу, а следовательно - и душе) и наоборот, и т. д. …
  Тело человека (по мнению некоторых св. отцов) является неким средством, при помощи которого человек имеет творческие способности (подобно Богу, создавшему его), в отличие от ангелов, которые, не имея тела, творческими способностями не обладают…
  Некоторым подтверждением этого мнения (которого придерживаемся и мы) является неспособность человека покаяться после смерти тела (так же как и неспособность к покаянию бесов, не имеющих тела от начала)…
  Пока человек живёт на земле и имеет тело, он способен покаяться (хотя бы зло и вошло в его природу как навык)…
  Тело является как бы неким молниеотводом (как бы некоей подушкой безопасности, неким сорбентом зла), через который накопленное зло удаляется из человека вовне, давая ему возможность в земной жизни впитать в себя добро и истину – покаяться (хотя бы и на смертном одре)…
  Тело подобно некой примочке, прикладываемой к фурункулу (к больной злом душе) и оттягивающей из него гной (зло)…
  Как и примочка до своего прикладывания имеет приятный вид/качество и благоухает свежестью, а после оттяжки гноя имеет гнусный вид и распространяет смрад, так же и тело первозданного человека было наполнено жизнью (любовью и красотою), а ныне (после грехопадения) исполнено смерти (ненавистью и мерзостью)…
  Тело изначала (и доныне) было необходимо человеку как венцу материально-духовного творения, для взаимодействия с ним как некий манипулятор для души, как некое связующее (родственное по естеству) средство между духовным естеством человека и всем остальным материальным миром…
  Хотя (подобно ангелам и бесам) душа первозданного человека и могла манипулировать/управлять материальными предметами без помощи тела – свидетельством тому является т. н. телекинез (некий рудимент/остаток былых душевных способностей)…
  Как через материальные предметы (епитрахиль, распятие, масло, миро и пр.) благодать Божия нисходит на освящаемые предметы во время церковных Таинств, так же и через тело человека, по замыслу Божию, Его благодать должна была распространяться на всё материальное мироздание как через некий ретранслятор, соединяя через человека с Творцом всё его творение…
  Грехопадение прародителей отделило от Бога не только их самих, но и всё творение…
  Цепочка благодати иссякла/прервалась, заставляя всю тварь стенать и мучаться вместе с человеком…
  Изначала же было не так – благодатью Божией всё творение пребывало в мире и послушании человеку и Богу через него…
  После же грехопадения началась вражда как между человеком и Богом, так и между всей тварью и самим враждебным к Богу и миру человеком…
  Лишь духоносные и святые мужи, распространяющие через себя на тварь благодать Божию, обладали способностью к некоему примирению с остальным творением Божиим, повелевая горам передвигаться, воде носить их тела подобно суше, а диким животным ластиться к ним, подобно домашним…
  Когда же многократные примеры из церковного предания свидетельствуют нам о бунте неких драконов против святых, которых святые умерщвляли (пример влмч. Георгия отнюдь не единственный), то это говорит лишь о том, что бесы (подобно как в истории со свиньями в Евангелии) вселялись в реликтовых (ископаемых ныне) животных и намеренно устрашали людей, предлагая им поклонение себе…
  Мнение же о теле как об одном из покаянных средств, является одним из аргументов, который позволяет нам надеяться на всеобщее спасение людей на Страшном Суде – ведь тогда все люди приобретут не просто тела, но тела новые, духовные, воскресшие, подобные Христову Телу (и всё материальное творение "сгорит" - т. е. также радикально/кардинально изменится, перейдёт в новое/духовное качество/состояние)…
  Мы надеемся, что обретя новые тела, люди из геенны обретут способность к покаянию и при всеобщей молитвенной поддержке всей Церкви, спасутся…
  Более того, мы даже не исключаем возможности того, что после этого и падшие ангелы обретут способность к покаянию/спасению, т. к. Единый Церковный Организм будет обладать невероятной по силе способностью любить и поможет бесам покаяться, завершив тем самым замысел Божий о Домостроительстве…
  Завершая слова о телесном естестве, хочется ещё раз акцентировать Ваше внимание на главном Факторе, изменяющем как само телесное естество человека, так и его (тела) способности/потребности/возможности – это благодать Божия, действующая в соответствии с Его промыслом (либо непосредственно через молитву человека, либо посредством священнослужителей, либо через ангелов и святых человеков на Небесах, либо через духоносных святых отцов, либо через церковные святыни и пр.)…
  Поэтому так важно человеку жить по всем заповедям Божиим (особенно трезвиться) – потому что через них человек приобретает ту самую благодать Божию, которая не только поддерживает его тело в оптимальном состоянии (а тела некоторых святых приводит даже и в нетленное состояние), но и вразумляет человека всем абсолютным и относительным истинам (помогает ему усваивать их и применять на практике)…
  Хочется также, пользуясь данной темой, упомянуть здесь и о т. н. астрологии, представители которой, лицемерно (или и безрассудно) эксплуатируя тезис о способности внешних факторов/предметов своими физическими свойствами (напр., планеты Солнечной системы) воздействовать на телесное естество человека, спекулятивно и непомерно возвеличивают эту роль (на самом деле имеющую величину, сопоставимую с погрешностью), доводя её до абсурда (напр., до предопределённости характеров людей, тех или иных событий, до пророчеств о судьбе, под видом якобы соответствующих корректировок, манипулируя людьми и пр., и пр.) и заботясь лишь о славе человеческой, о человекоугодии, богатстве, власти и пр. земном и тленном (а не о небесном) – решая свои корыстные интересы…
  Ну а теперь можно перейти и к душе человека…
  Её естество/сущность не определена догматически какими-либо соборными церковными постановлениями (так же как естество духа) и относится к области святоотеческих мнений…
  Все св. отцы единодушны в том, что душа человека проста по естеству, неизменна по нему и бессмертна (т. е. что её бытие определено Богом как бесконечное)…
  Но есть некоторые различия в некоторых несущественных нюансах – напр., некоторые считали, что естество души полностью нематериально/невещественно (являясь подобным Божественному), но лишь имеющее некую тонкую оболочку/форму из некоей духовной/тонкой как бы материи…
  Другие же считали, что абсолютно духовным естеством обладает только Бог и что естество души обладает некоей тонкой материальностью (к чему и мы склоняемся), и пр. …
  Все эти разногласия св. отцов не имеют принципиального значения и поэтому никоим образом не влияют на спасение человека…  
  Отсутствует и ясное, единомысленное мнение св. отцов как по поводу образования/происхождения/генезиса души и духа у вновь рождающихся/зачинающихся людей (ныне приходящих в это бытие), так и о морфолгии души и духа человека с момента его зачатия и далее по мере развития эмбриона, его рождения, возрастания взросления, зрелости, старения и пр. …
  Все св. отцы единодушны, что душа человека возникает в момент оплодотворения яйцеклетки – т. е. человек обретает душу в момент своего зачатия (мы думаем, что одновременно с душою человек получает и дух)…
  А дальше возникают неясности и разномыслия (очевидно, также ввиду непринципиальности/неважности для спасения человека этих вопросов)…
  Некоторые св. отцы считали, что как плоть младенца/эмбриона образуется из плоти родителей, то подобно этому и его душа/дух образуются из родительских души/духа по закону/замыслу Божию (этого мнения придерживается и горячо любимый нами проф. Алексей Ильич Осипов)…
  Другие св. отцы считали, что Сам Бог непосредственно наделяет душою/духом человеческий эмбрион…
  Мы же склоняемся (вместе с прп. Антонием Великим) к компромиссному варианту, в соответствии с которым Сам Бог как формирует плоть эмбриона из плоти родителей, так и наделяет душою и духом оплодотворённые эмбрионы посредством душ и духа (как бы используя их как некий строительный материал) его родителей (отсюда и телесно-психическая наследственность аж "до четвёртого колена" - ибо каковы материалы, таков и построенный из них дом)…
  В пользу этой версии говорит история создания Евы (образ размножения человека)…
  Неразумная живая тварь была создана/рождена по закону/желанию/слову Божию из материального творения…
  Адам тоже был создан из персти земной – но не по слову/желанию/закону Божию, а собственно/лично Богом (аж через совет Божий)…
  Ева тоже была (подобно Адаму) создана собственно Богом, но не как вся остальная живая тварь из неживой материи (воды или земли), а – из плоти (ребра) Адама…
  И если создавая Адама, Бог вдувал ему в лицо дух его, то при создании Евы (образ современного зачатия человека), Он этого не сделал (иначе бы Священное Писание упомянуло бы об этом наиважнейшем акте)…
  Это свидетельствует о том, что каждого человека при его зачатии и развитии из эмбрионального состояния созидает Сам Бог (а не Его закон), используя ранее созданное и телесное, и душевное естество прародителя Адама (в переводе с древнееврейского Адам означает человечество/человек), и сотворённое (вдунутое) ранее духовное, которое (совокупное трёхчастное естество) передаётся по наследству каждому человеку как потомку Адама…
  Некоторые св. отцы (напр., прп. Симеон Новый Богослов) считали, что слова Бога о том, что две плоти мужа и жены станут одним целым, означают не только и не столько телесную близость, сколько результат этой близости – образование/зачатие единой (т. е. одной) плоти их ребёнка…
  Наведённый же предварительно на Адама сон свидетельствует о таинственности/сокровенности/непознаваемости/невыразимости для человека образования/генезиса, подробностей/деталей, процессов/принципов по которым происходит и его зачатие, и формирование всего его трёхчастного естества в утробе матери …
  Чего только стоит хотя бы такой генетический парадокс (подумайте внимательно об этом факте), что Ева приходится Адаму одновременно и дочерью, и женою, и сестрою…
  Согласным и одновременно феноменальным/парадоксальным подтверждением вышесказанному является и чудесное Зачатие Господа Иисуса Христа…
  Всё произошло аналогично, но зеркально – при создании/рождении/образовании Евы Бог использовал только плоть, душу и дух Адама земного/перстного…
  И при Создании же Адама Небесного – Господа Иисуса, Бог использовал тоже только естество человека, но уже не естество мужа, но Девы  - Марии…
  И также это произошло не по какому-то там закону Божию, но Сила Вышнего (Сам Дух Святой) собственно Сама всё и осуществила/осенила в девственной утробе Нескверной Отроковицы…
  Всё совершил Сам Бог, позаимствовав/использовав материнскую святую плоть Девы, Её душу, Её дух (всё Её трёхчастное естество) и добавив к ним Свою Отеческую абсолютную святость/функциональность/качество…
  В результате чудесно/беспорочно зачался, развился и чудесным же образом родился (не разрушив девственных печатей Своей Матери) совершенный (по качеству души и духа) Человек и совершенный же (по определению) Бог, новый Адам (но уже с Небес) – Господь Иисус Христос, безгрешный Спаситель всего падшего человечества…
  Как праматерь всех людей Ева (в переводе с евр. Жизнь) погубила/соблазнила грехом первого земного Адама (а в его лице всё человечество), так и Матерь Божия Мария дала жизнь Адаму второму с Небес (а в Его Лице и всему человечеству), пожертвовав для этого всё Своё святое естество... 
  Мы не исключаем также и того (но это лично/только наше мнение), что Зачатие Спасителя произошло во время первой (и вполне может быть, что последней) овуляции божественной Отроковицы...  
  Также мы присоединяемся к тому святоотеческому мнению, которое свидетельствует, что морфология души любого человека (о морфологии духа мы ничего никогда не читали) полностью идентична морфологии идеального взрослого тела во всех его подробностях (вплоть до ресниц) от зачатия до смерти…
  Т. е. символически изображённая маленькая душа на иконах Успения Богородицы является не фактически/реально отображённой морфологически, но условно/аллегорически призвана выразить младенческую чистоту и непорочность Божией Матери…
  Неизменность идентичности морфологий души и тела косвенно подтверждается т. н. фантомными болями у ампутантов…
  Нам кажется, что душа человека является некой программой/матрицей/заданием/основой/затравкой/клише/формой/печатью/образом для идеальной телесной морфологии (как внутренней, так и внешней) и что тело человека формируется и развивается в соответствии с конституциональными особенностями души, которые являются индивидуальными и неповторимыми для каждого человека…
  Нам кажется, что при зачатии эмбриона, морфология получаемой им души (и духа) соответствует/идентична морфологии человеческого тела в самом его цветущем/зрелом современном возрасте (около 30-ти лет) - именно того, которое оно получит по всеобщем Воскресении при Втором Пришествии Господа (нового, возрождённого и преображённого, одухотворённого благодатью Божией)…
  Мы бы не возражали против гипотезы о том, что морфология души полностью совпадает с морфологией тела человека от самого его зачатия – т. е., что размеры и форма души развиваются/возрастают синхронно с размерами и формой эмбриона, младенца, отрока/отроковицы, юноши/девицы, мужчины/женщины (старика/старухи???) если бы не два недоумения…
  Первое – нелепо выглядит микроскопическая душа только-только зачатого эмбриона, перешедшего из этого мира в мир духовный (напр., в результате микроаборта, несчастного случая и пр. )…
  Второе – нелепо выглядит согбенная и умалённая душа старца (высохшего, сгорбленного), закончившего свой максимальный по взрасту земной путь и превратившаяся вслед за телом из красивой в дряхлую (не говоря уж о морфологии душ людей с врождёнными телесными уродствами)…
  Св. отцы единодушны в том, что человеческая душа является самым прекрасным/красивым/добрым творением Божиим, несравнимым по красоте ни с чем другим даже отдалённо…
  Изначально она такой и была у наших прародителей в раю…
  Соответственными душе были и тела у первозданных Адама и Евы – они светозарно блистали богоподобной красотою (ибо и тело человека было создано по образу Божию)…
  Тела прародителей не нуждались в одежде, будучи окутаны одеянием славы/красоты образа Божия (в соответствии с первозданным подобием/красотою тогдашних их душ)…
  В результате первородного греха души Адама и Евы помрачились, отчасти утратив свою красоту, свет мысленный (благодать Божию), что немедленно же отразилось и на их телах – они утратили былое одеяние славы, обнажившись…
  Прародителям пришлось сшить себе опоясания, увидев свою наготу…
  Но это ещё не была окончательная смерть/мерзость, о которой предупреждал их Господь…
  Бог призвал их к покаянию, но они, отказавшись от него и возведя всю вину друг на друга, на змея и на Самого Бога, окончательно погибли душою, практически полностью отпав от благодати Божией – смертью умерли душевной…
  Тогда же и тела прародителей (по соединённости с душами) подверглись окончательным страстности и тлению, радикально утратив былую духовную красоту и приобретя хорошо знакомые ныне признаки тления…
  Во свидетельство этого (листвечных опоясаний стало уже недостаточно, чтобы прикрыть открывшуюся срамоту) Бог дал Адаму с Евой кожаные ризы…
  Но даже и ныне душа каждого человека несопоставимо прекраснее его тела, испорченного страстями, экологией, генетикой, порочным внешним образом жизни и пр. …
  Невозможно себе представить, насколько прекрасны были души и тела первозданных людей (только св. отцы в созерцаниях провидели это)…
  Мы уверены, что после правильного Крещения души христиан преображаются в подобие тех самых первозданных душ, а при ревностной жизни по заповедям Христовым даже и возрастают в красоте своего богоподобия благодатью Божией (об этом свидетельствуют жития многих св. отцов)…
  Мы уверены, что на Страшном Суде произойдёт не только воскресение тел людей, но и воскресение их духовной сущности – окончательное возрождение/преображение всего их человеческого естества по образу Преображения Господня на Фаворе (где Господь отверз душевные очи/уши апостолов для видения/слышания пророков и их духовные/умные очи для видения Его Божественной славы)…
  Очи (и пр. органы) ума и души человека отверзает только благодать Божия по мере смирения, очищения от пороков и освящения души/духа человека (не случайно мироносицы, апостолы и ученики Христовы не могли узнать изменившееся Тело Иисуса по Его Воскресении, т. к. тогда они ещё не были возрождены Крещением в День Пятидесятницы)…
  Но здесь мы немного забежали вперёд – остановимся теперь немного на способностях души человека…
  У души есть рассудок - способности/потребности мыслить только о тварных предметах (как о материальных, так и о духовных, мысленных, небесных), воображать, эмоционировать (раздражительная сила), желать/хотеть (вожделевательная сила/воля), намереваться (определять те или иные телесные/внешние и внутренние действия/поступки)…
  Как у тела есть телесные органы/способности чувств, так же и у души есть душевные зрение, осязание, вкус, слух и обоняние - для взаимодействия с духовным творением (в первую очередь со своими собственными помыслами - основным проявлением/способностью личности)…
  Одним из проявлений/последствий первородного повреждения человека является нарушение чувствительности (функциональности) его душевных органов чувств...
  Падший человек значительно утратил способность видеть/чувствовать как свои собственные мысли, эмоции, желания и пр. (как собственно их, так и их качество - принадлежность к добру и злу), так и помыслы др. людей, и помыслы неразумной/живой твари... 
  Благодатью Божией (через жизнь по заповедям Христовым) человек восстанавливает способности способности/функциональность своих душевных чувств...  
  Трёхчастное естество человека не является случайным – каждая часть его сущности предназначена Творцом для своей цели (либо для взаимодействия с тем или иным типом творения Божия, либо же с Самим Богом)…
  Мы склоняемся именно к трёхчастности человеческого естества (вместе со св. ап. Павлом, Библией и мн. св. отцами):

  "86 Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
  (Дан. 3)"
  "12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 
  (Евр. 4)"

  Первым актом творения Божия было образование мира духовного, состоящего как минимум из геенны/шелома/ада, Небесного Иерусалима (Царства Небесного/Небесных обителей) и ангелов (об этом свидетельствует Св. Писание)…
  Библия не повествует отдельно и подробно как о самом творении духовного мира, так и о его строении/структуре (по причине всё той же неважности/непринципиальности этих знаний в деле спасения человека)…
  Но церковное предание, немного приоткрывая завесу таинственности, свидетельствует о том, что и геенна, и Небеса (духовное мироздание) имеют несколько неких уровней/кругов/этажей (некоторые св. отцы - напр. прп. Ефрем Сирин, считали, что их 12)…
  Утверждается также, что в духовном мире существует своё пространственно-временное измерение, что там функционируют отличные (от мира материального) физические и химические законы, что там имеются и некоторые духовные аналоги (т. е. отличные по естеству) материальных предметов – духовные воздух, земля, свет, растения, пища, питьё, запахи и пр., и пр. …
  Повествуется напр., о том, что архангел Гавриил регулярно приносил Богородице небесную пищу во время Её пребывания младенцем/отроковицей в Иерусалимском храме…
  Имеются также неоднократные примеры того, как святым преподносились т. н. райские яблоки (иногда и среди зимы) с чудодейственными видом, вкусом и ароматом и пр. …
  Поэтому ясно, что основное предназначение души человека (по родству естества) состоит в её взаимодействии/общении с тварным духовным миром (что и происходит сразу же по исходу её из своего тела)…
  И поэтому же ясно, что одним из смыслов исполнения человеком заповедей Христовых является ещё и чисто прагматический аспект – обрести органичную/естественную способность/потребность (после смерти тела) войти душою в состав духовного мироздания/организма как его органичная, неотделимая и необходимая часть…
  Св. отцы единомысленны в том, что всё творение создано Творцом по иерархическому принципу, поэтапно, постепенно и соподчинённо, согласно которому оно предназначено для человека (венца/главы творения Божия), где материальный мир открыт ему ещё при его временной/земной жизни посредством тела (внешних органов чувств), а мир духовный будет доступен ему лишь по освобождении от этой скудельной храмины (до Страшного суда частично, а после Него – в полной мере, когда и сам духовный мир, и всё естество человека обретут новое, воскресшее духовное качество через полное единение с Богом во Христе)…
  Подобно тому, как душа человека без благодати Божией (когда её оставляет Дух Святой) умирает (погружается во зло), так и тело человека умирает, когда его покидает душа…
  Но когда человеческое тело умирает, душа человека получает способность/возможность пользоваться этими своими чувствами (как правило дремлющими в человеке из-за его падшего состояния и греховной/злой жизни)…
  Душа умершего телом человека не только способна ощущать в полной мере (даже полнее, чем с телом) материальный мир, но и мир духовный, поскольку роль падшего тела заключается ещё и в некоем покрывале/преграде - промыслительном препятствии в общении между человеком и миром духов (особенно падших, которые привели бы человека в ужас и к параличу всех его способностей)…
  Состояние телесного естества (особенно его биохимия, зависящая, напр., от ассортимента продуктов питания и пития) может влиять как на все душевные силы, так и на какую-либо их комбинацию, и на каждую в отдельности…
  А может и не влиять…
  Каждая отдельная способность души человека имеет качественно-количественные характеристики, которые и могут изменяться…
  Напр., рассудок может генерировать одну мысль, а может и несколько одновременно…
  Мысли могут быть как добрыми (благостями), так и злыми (страстями), они могут быть истинными, а могут быть и ложными, они могут быть глубокими по смыслу (по большому количеству содержащихся в них истин), а могут быть и поверхностными (с малым количеством истин), они могут быть полезными (благоразумными), а могут быть и вредными (неблагоразумными) и пр. …
  Рассудок может обладать лёгкостью/быстротою/эффективностью в анализе той или иной информации, в определении тех или иных причинно-следственных связей, а может быть и тяжёлым/медленным/неэффективным, ошибочным и пр., и пр. …
  Способности души могут иметь и самые главные свои свойства (на которые тоже может влиять тело) – направленность их либо к добру, либо ко злу (духовность/дух)…
  И изменения этой направленности (к Богу или от Бога, к спасению или к погибели, на Небеса или в геенну, к бесконечному блаженству или к вечным мукам и пр.) являются самыми важными/значимыми для человека…
  То же самое можно сказать и о всех других способностях/силах души человека, на которые может влиять (изменяя их) состояние его тела – это касается и эмоций/чувств, и воли, и воображения, и намерений (не будем писать о них отдельно, чтобы не повторяться и не удлинять и без того протяжённый текст)…
  И как тело влияет на душу, так же и душа влияет на тело - здесь наблюдается причинно-следственная взаимосвязанность, о которой мы также писали в материалах о источниках помыслов в человеке…
  Как биохимия/биофизика может менять помыслы (их качество и количество) – самые функции души, точно так же и помыслы (трезвение либо стужевание) могут определять состояние тела человека (его качественно-количественные характеристики/параметры) – изменять функции телесного естества (как на микро-, так и на макроуровне)…
  Как трезвение, напр., может приводить тело человека в доброе/здоровое/оптимальное состояние, так и стужевание может способствовать изменению тела на биохимическом уровне (гнев или страх напр., повышают уровень адреналина вплоть до остановки сердца и пр.)…
  Причинно-следственная взаимосвязанность телесных и душевных состояний человека в медицине по определению называется психосоматикой и широко применяется при лечении тех или иных заболеваний (как психических/душевных, так и телесных/соматических)…
  Степень таких заболеваний (зависящих, как правило, от степени телесной/ духовной порочности) классифицируется на неврозы, психозы и психопатии…
  Поэтому жизнь по заповедям Христовым стимулирует не только здоровье душевное, но и здоровье телесное…
  Исполняя внешние/телесные заповеди, христианин приводит тем самым в здоровое/оптимальное состояние не только тело, но и свою душу и наоборот – исполняя заповеди о духовной/внутренней жизни, христианин тем самым оздоравливает/изменяет к добру не только свою душу, но и тело…
  И как тело способно влиять не только на душу, но и на дух, точно так же и душа может влиять на дух человека, изменяя его либо ко злу, либо к добру (в зависимости от своего собственного состояния и состояния духа)…
  Ну а теперь можно перейти и к самому таинственному/неудобопостижимому/неудобоизъяснимому предмету нашего скромного материала – к духу человека…

  "Ум и душа это не одно и то же. В согласии с моими установлениями, ум не вне души, но образ Божий не подвластен тлению и переменам, а душа переменчива. Ибо сказал возвышенный духом Апостол: «Пою духом, пою и умом», — называя духом душу, для которой ум — владыка и строитель. Ему повинуются и как царю — во главе (в голове) сидящему возвышенному владыке, поднося вверх замыслы и советы сердца. Он непобедим очень многим, хотя помысел воюет с помыслом, размышление с безумием, «ибо из сердца исходят злые помыслы», как сказал Господь.
  Если нас побеждает помысел, который из сердца, то мы сопротивляемся ему умом. Как бы царь издает закон — и скоро умолкает страсть. И если мы с разумом наткнемся на безумие, то вновь будет низложена презрительная гордыня — и заботой ума, разбором, угаснет то, что клокочет в несчастном теле. Ибо безумие — это отделение (отлучение) ума, когда душа остается без его наставлений, оказываясь вдали от наставника. Помышление — это присутствие и управление ума, и наставление ума, которое вкладывают учителя в учеников, когда их наставляют. (Прп. Антоний Великий)"

  У св. отцов мы не встретили систематизированного (упорядоченного, взаимосвязанного, всеохватывающего и развёрнутого) учения о духе человека…
  Не догматизировано учение о духе и соборными церковными постановлениями/оросами (как и о душе)…
  Одни св. отцы вообще не упоминают о духе, другие объединяют его с душою (имея ввиду под духом высшую часть/силу души), третьи же называют его умом (подобно Антонию Великому) или разумом (нередко и мы сами не разделяем душу и дух в своих материалах особо - по умолчанию, как само собою разумеющееся, в целях краткости текста и удобства изложения)…
  Не совсем понятно также (по крайней мере нам), имеет ли дух (если допустить его наличие) некое отличие по своей сущности от души человека (хотя мы считаем, что морфология духа и души идентичны и неизменны от начала своего возникновения в бытие и до бесконечности времён)…  
  Очевидно, все эти неясности связаны (так же как и полемика св. отцов о сущности души) с непринципиальностью/неважностью этих знаний в деле спасения человека…
  Мы же лично придерживаемся мнения тех св. отцов, которые считали, что тело Адама было создано Богом из персти земной одновременно с его душою (т. е. живым) и что именно дух был вдунут в его лицо Творцом как наиболее простое и подобное/близкое естество к естеству Божию…
  Соответственно, мы считаем, что естество человека трёхчастно (как и прп. Антоний Великий), что дух человека неслитно соединён с его душою и через неё с телом…
  В пользу такого мнения можно привести тот аргумент, что вся живая тварь получила душу одновременно с возникновением/созданием своих тел – Богу не понадобилось для этого им что-то вдувать в клювы, морды, хоботки и пр. …
  Адам ничем не хуже неразумной твари – наоборот, несравненно выше, будучи создан по образу Творца и после Великого Совета Божия…
  Понятно, что в буквальном смысле совета Божия как такового не было – Лица Святой Троицы не нуждаются ни в каких советах, а тем более в словах по причине Своих единомыслия и премудрости…
  Совет описан символически и таинственно показывает важность и значимость создания/сотворения человека – его превосходство и приоритетность над всем остальным творением…
  Отсюда следует логический вывод, что естество духа (его сущность) несколько отлично (более простое) от естества души…
  Также отсюда следует, что дух является самым главным (по своему происхождению/генезису) предметом в человеческом естестве...
  Это вполне соответствует иерархическому принципу всего творения - сначала Богом творится менее важное/значимое, подчинённое (тело и душа человека) и в конце - самое важное/главенствующее над ранее созданным/сотворённым (дух человека)…
  Поэтому св. отцы справедливо считали, что дух человека призван руководить/начальствовать (подобно генералу над солдатами) всеми силами его естества на пути возрастания в добре (в преподобии/совершенстве) - на пути обожения/соединённости человека с Богом…

  "46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
  (Лк. 23)"


  Дух человека ведает взаимоотношениями с Богом, он является принципиальным отличием человека от всей остальной твари, содержа в себе силы/способности словесности, совести, способности постигать/усваивать абсолютные истины и стяжевать жизнетворную, дарующую/обеспечивающую все добрые способности благодать Божию, распространяя её как на всё естество человека, так и на всё остальное творение через душу и тело (в отличие от души, которая ведает лишь взаимоотношениями с тварным миром)…
  У духа (так же как и у души с телом) есть все те же самые умные органы чувств, и все те же самые силы/способности/возможности/потребности (только духовные, а не душевно-материальные) воздействуя на которые Своей энергией/благодатью, и изменяя их соответствующим образом (вызывая в человеке те или иные духовные ощущения), Бог оказывается способным общаться с человеком (по мере/степени его святости/доброты/совершенства)…
  Духовные органы чувств (функциональные способности духа) современного человека повреждены так же, как и у его души в результате первородного греха...
  Как весы с растянутой или смятой пружиной не могут показывать истинный вес взвешиваемого ими предмета (или и вовсе ломаются), так же повреждённый дух грешного человека не способен реагировать на благодать Божию - общаться с Ним...  
  Подобие можно усмотреть во всех испорченных измерительных приборах/инструментах: монометрах, барометрах, термометрах, камертонах и в телесных органах чувств (нарушениях/болезнях телесного зрения, слуха, обоняния и пр.)...   
  Как органы телесных чувств человека функционируют посредством Солнца, света, тьмы, воздуха, его колебаний, газов, воды, веществ, растворённых в ней и пр. материальных стихий, так и органы духа функционируют в среде духовной - в благодати Божией... 
  Дух человека – это его самый главный орган, при помощи которого он приближается к Богу и соединяется с Ним в единомыслии и любви (спасается, обретая То Самое Царство Божие/Небесное) благодатью Божией…
  И как благодать Божия животворит всё творение, так и дух человеческий, стяжаемой им благодатью Божией животворит как всё своё собственное естество, так и всё остальное творение Божие…
  К сожалению, в связи с непрестанной духовной деградацией человечества и его животворящая способность соответственно уменьшается, непрестанно же приводя всё мироздание от своих собственных страстности, тленности, смертности к окончанию его бытия (к тлению и смерти мира, описанных в Откровении Иоанна Богослова)…
  Некоторые св. отцы даже считали, что духом среди разумных творений наделён только человек – в отличие даже от ангелов…
  И мы тоже разделяем эту точку зрения – больно уж огромное (не сопоставимое) значение в Св. Писании уделено человеку в сравнении с ангелами или бесами…
  Хотя конечно же и это мнение нисколько не влияет на спасение человека, являясь незначительным по своей важности (соответственно, оно не догматизировано и относится лишь к области святоотеческих мнений)…
  Не догматизированные мнения св. отцов, отличающиеся друг от друга, каждый христианин вправе либо принять, либо отвергнуть – и не погрешит (хотя использовать их как информацию к размышлению всякому  будет полезно)…
  Прп. Симеон Новый Богослов писал, что замечать/наблюдать изменения в духе/уме человека (а тем более определять причины и следствия этих изменений, анализировать их, делая соответствующие истинные выводы) способны только христиане, достигшие духовного совершенства, бесстрастия, чистоты и свободы как душевной, так и духовной (да и то они постигают эти изменения постепенно и незаметно, и только посредством своего собственного опыта)…
  Как душа и тело могут влиять на дух (изменять его), так и дух может (и должен) влиять на тело и душу по отдельности или и одновременно (изменять их)…
  Подытоживая вышеизложенное, можно заключить, что все три части человеческого естества фактически и реально могут взаимно изменять друг друга – по крайней мере точно взаимно воздействовать/влиять друг на друга…
  Поэтому так важно внимательно относиться к состояниям своего естества, к исполнению всех заповедей Христовых, потому что многие из них акцентированно направлены на исцеление какой-либо одной конкретной болезни/порока той или иной составной части человеческого естества…
  И если какой-нибудь заповедью человек пренебрежёт (неверным окажется в малом), то оставив ту или иную болезнь/порок (либо духовную, либо душевную, либо телесную), ту или иную часть своего естества (дух или душу, или тело) неисцельными, напрасно потрудится, ибо по причине неслитной соединённости трёх своих естеств, неисцельным останется и весь человек – погибнет (и во многом/остальном окажется неверным)…
  Поэтому же и наблюдать, и анализировать изменения в душе и теле и могут, и обязаны все подвизающиеся в исполнении заповедей Иисусовых христиане…
  Христианин, благодатью Божией уяснивший изменчивость своих души и тела (через жизнь по заповедям Божиим) и их причинно-следственную взаимосвязанность, сможет шествовать Царским путём добродетелей, без препонов и задержек - идти максимально эффективно к своему спасению…
  В заключение к ответу на Ваш вопрос нам хочется вспомнить Евангельские притчи Господни о строительстве дома и башни, в которых Христос сокровенно изъясняет и нашу тему…
  Как для строительства качественного дома человеку необходимо изготовить/приобрести/применить качественные и надёжные инструменты/оборудование/механизмы, так и для стяжания/обустройства доброй души/духа христианину потребно доброе же тело…
  Как для изготовления качественных инструментов и дома необходимы соответствующие технологиям материалы, так и для стяжания телесного здоровья необходимы те или иные соответствующие внешние/материальные/тварные предметы…
  Как инструменты и дом должны изготавливаться/строиться только по соответствующим/правильным технологиям, так и человек может правильно/эффективно/полезно возрастать в телесных/внешних и в душевных/духовных/внутренних добродетелях только живя по всем заповедям Христовым…
  Как испортив/сломав или выбросив/расточив инструменты и материалы, человек не построит/не изготовит ни самих инструментов, ни дома, так и без здорового/правильного тела, и без материального творения человек не сможет исполнять заповеди Иисусовы – не созиждет ни доброго тела, ни доброй души/духа…
  Как без необходимых технологий человек не сможет создать ни качественных инструментов, ни построить хороший дом, так и без заповедей Христовых человек не сможет построить из своего  падшего, глубоко повреждённого первородным грехом естества, Небесную храмину – дом Духа Свята (стяжать/обустроить/основать/созиждить внутри себя Царство Божие - спастись)…
  Как постепенность/поэтапность творения Божия объясняет нам его приоритетность/подчинённость/промыслительность, так и христианин должен понимать, что всё материальное творение предназначено для здоровья/добра/правильности/полезности тела, души и духа человека, что это временное/тленное/страстное/смертное/земное тело человека предназначено для пользы души и духа человека, что душа человека предназначена для пользы его духа…
  Не внутреннее для внешнего, не дух для души и тела и не душа для тела, не человек для мира, не человек для субботы, но – наоборот…
  Рассудительность должна отсекать крайности в отношениях человека с творением Божиим – как презрение/высокомерие/расточительность/ненависть к нему с одной стороны, так и превозношение/культивирование, с другой…
  Как если строитель оставив всё, будет заботиться лишь о материалах или инструментах, или о технологиях, никогда не построит дом, так и человек, заботящийся лишь о мирском/материальном/временном/земном/телесном (будет якобы спасать душу свою), никогда не спасёт душу свою (т. к. истинно погубит её)…
  Всё в этом мире взаимосвязано/взаимозависимо – и дом, и инструменты, и материалы, и технологии, и условия производства, и условия временного проживания/отдыха строителя (его временное жилище), и сам строитель, и его природные способности/возможности, и пр., и пр., сокровенно показывая/объясняя нам причинно-следственную взаимосвязанность/взаимозависимость как самих человеческих духа, души, тела, так и всех внешних предметов…"

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 43-е и 52-е прп. Симеона Нового Богослова  (См. библиотеку сайта), главы о психофизике в умном делании/трезвении свт. Игнатия Брянчанинова, Главы 5-12 из книги свт. Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" (См. библиотеку сайта) и статья "Дух, душа и тело" игум. Бориса (Долженко) с сайта Тихая пристань…
  Ссылки прилагаются:
  www.aosipov.ru
  http://брянчанинов.рф/public/4/6.shtml
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/22Telo.htm
 



 



 

 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (17 Авг 15)
Просмотров: 569

Поиск