"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

113. Вопрос: "Не могли бы Вы поподробнее рассказать о духовном теле человека?"


  "20 Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
  21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.
  (Филип. 3)"




 



"Вся тварь по велению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такой, какой была создана — вещественной и чувственной, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





  "Богочеловек имел естество человеческое вполне непорочное, но ограниченное. Оно было ограниченное: ограниченное не только тою ограниченностию, с которою человек создан, но и тою, которая в гораздо большей степени явилась в естестве человека по его падении. Богочеловек не имел греха, вовсе был не причастен греху, даже в самомалейших его видах: естественные свойства Его не были изменены, как в нас, в страсти; свойства эти находились в нем в естественном порядке, в постоянном подчинении духу, в управлении духом, а дух находился в постоянном управлении Божества, соединенного с человечеством. Богочеловек имел свойство печалиться и скорбеть; но печаль никогда не овладевала Им, как случается с нами, а постоянно была управляема духом.
  Господь огорчился смертию Лазаря, пролил при гробе его слезы. Господь плакал об Иерусалиме, предрекая разрушение его за отвержение им Мессии; Господь допустил в Себе такое предсмертное томление в саду Гефсиманском, что это состояние души Его названо в Евангелии подвигом и смертельною скорбию. Оно сопровождалось таким страдальческим напряжением тела, что тело дало из себя и пролило на землю пот, которого капли были подобны каплям крови.
  Но и при этом усиленном подвиге тяжкая скорбь находилась в покорности духу, который, выражая вместе и тяжесть скорби и власть свою над скорбию, говорил: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Богочеловек имел свойство гнева; но гнев действовал в Нем как святая душевная сила, как характер, как энергия, постоянно сохраняя достоинство человека, никогда не обнаружив никакого увлечения.
  Господь выразил Своё негодование тем, которые не допускали к Нему детей; Он подвигся гневом на ожесточенных и ослепленных фарисеев, дерзнувших хулить явное Божие чудо. Необыкновенное, поразительное владение гневом, при употреблении этой силы в движение, созерцается при тех страшных обличениях, которые произносил Господь иудеям.
  Величественное духовное зрелище представляют собою человеческие свойства Христовы во время Его страданий за человечество: Господь, во все продолжение этих страданий, пребывает постоянно верным Самому Себе; ни на минуту не явились в Нем ни разгорячение, ни восторг, обыкновенно одушевляющие земных героев; ни на минуту не явились в Нем многословие и красноречие этих героев; ни на минуту не выказалась в Нем никакая переменчивость; постоянно действовала в Нем неколеблющаяся равная сила, без ослабления и без напряжения; эта сила постоянно выражала и могущество свое и подчиненность святой власти, руководившей ею.
  Если кто вникнет в характер Иисуса Христа при разумном чтении Евангелия, тот по одному этому характеру исповедует Иисуса Богом, как исповедал Его Богом апостол Петр единственно за Его слово жизни. Такого характера, постоянно и вполне свободного и открытого, постоянно одинакового, никогда не увлекающегося, не изменяющегося ни от укоризн, ни от похвал, ниже пред лицом убийц и смерти, — такого другого характера между характерами человеческими — нет.
  Богочеловек был вполне чужд одного из свойств нашего падшего естества: Он был вполне чужд — не по устройству тела, но по ощущению души и тела — того свойства, которое до падения нисколько не было ощущаемо, ощущено немедленно по падении, потом развилось, соделалось естественным падшему естеству.
  Адам, сотворенный бесстрастно из земли, Ева, заимствованная бесстрастно из Адама, сообразно бесстрастному началу бытия своего, были бесстрастны. Они до того были бесстрастны и невинны, что при ближайшем содружестве и непрестанном обращении друг с другом не нуждались в одежде, даже не понимали наготы своей, несмотря на то, что непрестанно видели ее.
  Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе Пречистой Девы! Бог соделал плоть Свою в самом зачатии ее Божественною, способною к ощущениям единственно духовным и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, Которое Бог и человек.
  По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны и сверхъестественны в отношении к человеческому естеству. Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари — Адама.
  Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеках посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза.
  Напротив того: как зачатие было Божественно, так и все последствия его были Божественны. — Богочеловек, как искупительная Жертва, принял на Себя все немощи человеческие — последствия падения, — кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением.
  Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостию естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Творцом человеческого естества, неограниченным Владыкою этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно.
  Иногда Он являл Свое человечество в немощи естества падшего: утруждался, жаждал, принимал упокоение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно создано: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама.
  Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том состоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в Себе, в одном Лице, Божество и человечество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть, а не в той, в какой оно есть.
  Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне соединено с Его человечеством: Божество Богочеловека соединено с Его человеческим духом, с Его душою, с Его телом. Когда душа Христова разлучилась с телом Христовым посредством смерти, то Божество Христово пребыло неразлучным как с душою Его, так и с телом Его. Возглашает Святая Церковь: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.
  Тело Богочеловека имело необыкновенную стройность и красоту, как и воспел о Нем пророчественно праотец Его, святой пророк Давид: Красен добротою паче сынов человеческих. Но телесная красота Богочеловека отнюдь не производила на женский пол тех впечатлений, которые обыкновенно производит на него красота мужчин.
  Да будет отвергнута и проклята такая мерзостная и богохульная мысль, которая, однако, принята и произнесена еретиками. Напротив того, тело Христово исцеляло все страсти, и душевные, и телесные. Каким свойством оно было проникнуто, такое свойство оно и сообщало. Оно всеобильно преподавало Божественную благодать всем, взиравшим на него, всем прикасавшимся ему, и мужчинам и женщинам.
  Сила от Него исходила, свидетельствует Евангелие, и исцеляла всех. Елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся. Это — то Божественное тело, о котором Сам Господь засвидетельствовал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем.
  Всякий православный и благочестивый христианин да представит себе непредставимо величие Божией Матери, носившей во чреве такое тело, потом носившей его в объятиях, продолжительнейшее время бывшей в ближайшем отношении к этому телу. По причине Божественности тела Христова непогрешительно признать и назвать величие Божией Матери Божественным.
  Тело Христово при погребении его положено было в тесную, искусственную пещеру, иссеченную в камне, то есть в холме, составлявшем собою цельный камень. Пещера так тесна, что она названа в Евангелии гробом. Вход в нее так низок, что надо посредством него вползать в пещеру, приняв самое согбенное положение. По внесении во гроб тела Христова ко входу в гроб был привален камень значительной величины.
  Иудейские архиереи, опасаясь предсказанного Господом воскресения Его и думая, что тело Христово подчинено тем же законам, которым обыкновенно подчинены тела человеческие, припечатали камень, заграждавший вход в пещеру, к наружности пещеры; сверх того, они поставили при входе стражу. Таким образом, по соображению человеческому, все препятствия неупустительно были совокуплены и устроены к тому, чтоб воспрепятствовать воскресению; все меры были приняты к тому, чтоб в случае воскресения тотчас же по воскресении погубить воскресшего насильственною смертию.
  Но Божественное тело воскресло, оставя и естественные препятствия и человеческие предосторожности неприкосновенными. Оно проникло сквозь толстое, цельное и твердое вещество пещеры: камень остался приваленным, печать нетронутою; пещера не дала трещины для свободного шествия воскресшему телу; стражи, поставленные для надзора и насилия, не сподобились ни ощутить воскресения, ни увидеть воскресшего.
  Уже по воскресении Христовом нисшел Ангел, сломил печать, отвалил камень и возвестил совершившееся воскресение; стражи от одного видения Ангела попадали замертво на землю. Божественное тело по воскресении проникло сквозь затворенную дверь к собранным Апостолам.
  Оно не было узнано двумя учениками, шествовавшими в Еммаус; когда же они узнали его при преломлении хлеба, — оно внезапно соделалось невидимым. Это тело, в виду всех Апостолов, отделилось от земли, начало возвышаться и проникать воздух как крылатое, скрылось от очей апостольских в недосягаемой высоте, вступило в небо. На небе увидел его первомученик Стефан, будучи возведен к такому видению действием Святого Духа, и воскликнул: се, вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога.
  С такими сверхъестественными преимуществами явил, постоянно являл и являет Богочеловек Свое человеческое тело по воскресении. Эти преимущества — нетленный, духовный венец, которым со справедливостию тело Богочеловека увенчано Им, как победившее и поправшее смертию смерть.
  Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении. Нет! Оно как тело всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. Доказывают то следующие события: Однажды в храме иерусалимском Господь Иисус Христос сделал указание на Свою предвечность по Божеству; иудеи взялись за камни, чтоб побить Богочеловека, столь открыто объявившего им о Себе.
  Но Господь внезапно сделался невидим посреди их и удалился из храма, пройдя между множеством врагов Своих. В другой раз разъяренные жители города Назарета схватили Господа, учившего в их синагоге, и повели на вершину горы, на которой построен город, чтоб оттуда свергнуть вниз и убить; но Господь сделался невидим и, вышедши из среды их, удалился.
  Точно так поступил Господь и при рождении Своем: Он вышел из утробы Девы, не разрушив печатей девства, не разверзши дверей сего дивного храма Своего, как эта предуведал Пророк, предвозвестивший в восторге видения своего: сия врата заключенна будут и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев внидет ими, и будут заключенна. 
  Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве, и по рождестве Дева: анафема. Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной, святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама.
  Они не могли иметь тут места, будучи одною из казней за первородный грех, а этот грех не имел тут места, потому что зачатие совершилось не только без участия мужеского семени, не только без всякого ощущения плотской сласти, но, в противоположность обычному зачатию, при наитии Святого Духа на Деву, при вселении Всесвятого Бога-Слова в утробу Девы.  
  Безболезненность Девы при рождении Богочеловека очень ясно видна из простого и скромного повествования, которое читаем в Евангелии: Роди Сына Своего Первенца, поведает Евангелие о Богоматери, и повит Его, и положи Его в яслех. Родила Дева, и немедленно приступает к служению! Рожденного повивает, полагает в яслях, не нуждаясь при служении в посторонней помощи, потому что не ощущает никакой болезни, никакого изнеможения, которые так свойственны женам, рождающим в грехе чад, зачатых в беззакониях, рождающим их уже убитыми вечною смертию и для вечной смерти. Божия Матерь родила Жизнь и Подателя жизни.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"  





  "Всякая душа, за рачительность и веру, здесь еще, по силе и несомненности благодати, сподобившаяся совершенно облечься во Христа, и вступившая в единение с небесным светом нетленного Образа, ныне сама ипостасно тайноводствуется к ведению всех небесных таин; а в великий день воскресения, и тело ее, прославленное тем же небесным Образом славы, и по написанному, восхищенное духом на небеса, и сподобившееся стать сообразным телу славы Его, - будет иметь вечное, не преемственное в сонаследии со Христом царство. 
  В какой мере за рачительность свою и веру приобщился кто небесной славы Духа Святого, и украсил душу добрыми делами; в такой мере в оный день и тело его соделается достойным прославления. Ибо что внутрь себя собрал человек ныне, то откроется тогда внешним образом, как плод, зимою сокрытый внутри дерев, в весеннее время является наружу, что объясняемо было и прежде. Посему, боговидный образ Духа, еще ныне как бы напечатленный внутрь Святых, соделает и тело их, по внешности, боговидным и небесным. Покрывало же мирского духа, лежащее на душе оскверненных и грешных, мерзостию страстей соделав (увы мне!) и самый ум омраченным и безобразным, явит и тело, по внешности, омраченным и исполненным всякого срама.
  Как по преступлении Адама, когда благость Божия осудила его на смерть, сперва по душе подвергся он смерти, потому что умные чувства души стали в нем угашены и как бы умерщвлены лишением небесного и духовного услаждения; впоследствии же, чрез девятьсот тридцать лет, постигла Адама и смерть, телесная; так ныне крестом и смертию Спасителя, примиренный с человечеством Бог истинно уверовавшую душу, пока она еще во плоти, восстановляет для услаждения причастием небесных светов и тайн, а также Божественным светом благодати и слова дает прозрение и умным ее чувствам; впоследствии же и самое тело облечет бессмертной и нетленною славою. Враг, обольстив Адама, и таким образом, возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего.
  Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия. Но после того как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему. Посему, волхвы и чародеи, по действию сопротивной силы, при Божием попущении оказываются чудодеями, имеют власть над ядоносными животными, смело идут в огонь и воду, как Ианний и Иамврий, противившиеся Моисею, и как Симон, вступающий в состязание с первоверховным Петром. Думаю, что враг, увидев на лице Моисеевом сияющую славу, подобную первой славе самого Адама, не мало был поражен, заключая из сего о разорении своего царства. Ничто не препятствует сюда же отнести и Апостольское изречение: царствова смерть от Адама даже до Моисея и над не согрешившими.
  Ибо, по мнению моему, прославленное лице Моисеево удерживает в себе образ и подобие первого, руками Божиими созданного, человека. И смерть, то есть виновник смерти диавол, как тогда, видя сие, догадывалась уже о падении своего царства, так действительно потерпела это от Господа. Почему, в славу сию неложные христиане облекаются еще ныне, и ими внутренне в бездействие приводится смерть, или постыдные страсти, неимеющие уже силы над ними, когда духовная слава ощутительно и со всею несомненностию воссияет в душах их. 
  Враг, обольстив Адама чрез жену, как чрез нечто подобное, отъял у него славу, какою был он облечен. И таким образом, человек явился обнаженным, и узнал свое безобразие, которого не видал прежде, потому что мысль его услаждалась небесными красотами; ибо, по преступлении, помышления его сделались земными и пресмыкающимися долу, простое и доброе в нем мудрование перемешалось с мудрованием плотским и порочным. А что рай заключен и Херувиму повелено пламенным мечем воспрещать человеку вход в него, о сем веруем, что видимым образом действительно так было, как написано, и вместе находим, что таинственно совершается сие в каждой душе.
  Ибо сердце облегается вокруг покрывалом тьмы (под тьмою же разумею огнь мирского духа), и оно не позволяет как уму предстоять пред Богом, так душе, по собственной воле, или молиться, или веровать, или любить Господа. Во всем же этом опыт служит учителем для тех, которые искренно предали себя Господу, как при непрестанном пребывании в молитве, так и при усиленном устремлении на борющего врага. Когда случится тебе слышать о общении жениха и невесты, о ликах, празднествах не представляй ничего вещественного или земного; потому что берется сие применительно, только для примера.
  Поелику все сие неизреченно духовно и неприкосновенно для плотских очей, но делается понятным для души верной и святой: и самое общение Святого Духа, и небесные сокровища, и лики и празднества святых Ангелов бывают видимы тому только, кто испытал сие, а непосвященному совершенно невозможно и в уме того представить: то слушай о сем благоговейно, пока и сам по вере не сподобишься достигнуть такового ведения, - и тогда на самом опыте увидишь душевными очами, каких благ здесь еще могут приобщаться христианские души. Ибо в воскресение и самому телу можно будет стать причастным таковых благ, и видеть оные и как бы обладать ими, когда и тело соделается духовным.
(Прп. Макарий Великий)"



  









 
  Ответ: "Ваш вопрос затрагивает сферу, довольно скудно освещённую в святоотеческой литературе…
  Может быть, это связано с малой степенью важности этого вопроса в деле спасения человека, а может быть и с какими-то др. неведомыми нам причинами…
  Но нам он показался интересным и в некотором роде даже полезным в аскетическом его аспекте…
  Но поскольку, как мы сказали, у св. отцов нам удалось узнать про духовное тело человека лишь некие малые крохи, то мы просим и Вас, и др. наших читателей принимать всё что мы напишем ниже по этому поводу, лишь как информацию к размышлению - и не более того…
  Но мы надеемся, она будет способствовать возгреванию памяти смертной и мироотречению...
  Первые духовные тела получили при своём создании наши прародители – Адам и Ева…
  Св. отцы писали, что они были наги – не имели одежд за ненадобностью по нескольким причинам…
  Ум и рассудок прародителей были чистыми и простыми до грехопадения – не испорченными/не повреждёнными грехом/злом/пороками…
  Прародители были соединены с Богом и благодать, которую они воспринимали от своего Творца, как бы одевала их тела светом, подобным Фаворскому, который исходил от преображённого на тот момент - духовного тела Христа…
  Святым прародителям был неведом стыд или похотливость, которые появились в них лишь после их грехопадения как результат отсоединения от Бога, утраты Его благодати – как одно из многочисленных порочных проявлений первородного повреждения…
  Благодать, которую прародители воспринимали от Бога, передавалась через них и всему остальному творению, которое до грехопадения было подобным телесному естеству Адама и Евы – духовным…
  Земля и всё, что на ней - было духовным по благодати: дождей не было за ненадобностью, воздух был повсеместно тёплым и влажным, солнечная радиация проникала сквозь густую атмосферу в намного меньшей степени чем ныне, обеспечивая комфортную среду обитания не только для прародителей, но и для всех многочисленных в то время представителей флоры и фауны…
  Земля и вся вселенная до грехопадения пребывали в благодатной гармонии – в некоем благодатном симфоническом состоянии единения Творец-люди-вселенная…
  Даже современные хищники, имеющие в те времена духовные тела, либо не питались меньшими братьями/животными, но растениями, либо же и вовсе были способны воздерживаться от ядения и пития…
  Ибо благодать Божия питала всё мироздание через прародителей…
  Не исключено, что и параметры планеты Земля имели до грехопадения другие характеристики: угол наклона оси, массу, скорость вращения, расположение магнитных полюсов, интенсивность магнитных полей и пр., и пр. …
  Всё мирозданье до грехопадение было как бы отражением/образом/отпечатком Бога-Творца и в первую очередь это относилось к венцу творения – человеку…
  Поскольку Бог есть дух, то и всё Его творение вообще, и тела прародителей в частности, были в какой-то степени (понятно, что в относительной – сравнительно с теперешними, повреждёнными грхопадением, тленными, страстными и смертными) духовными…
  Они не нуждались в одежде, не страдали от холода или жары, не уставали, не болели, не старились и пр. …
  Естество прародительских тел благодатью Божией, по своей духовной схожести со всем остальным мирозданием могло быть совмещённым друг с другом полностью как идентичные по материально/духовному составу…
  Даже современная наука свидетельствует, что весь материальный мир состоит из одних и тех же элементарных микрочастиц, имеющих духовные корпускулярно/волновые свойства..
  Всё построено как бы из одних и тех же микрокирпичиков, лишь по-разному скомбинированных и поэтому имеющих разные итоговые характеристики макропредметов…
  Прародители могли, подобно воскресшему Христу, проходить сквозь любые предметы (поскольку у них была идентичная духовно/материальная структура), мгновенно преодолевать любые расстояния (поскольку временно-пространственный континуум мирозданья был также духовным и идентичным человеку)…
  У духовного тела отсутствуют любые выделения/испражнения, т. к. оно гармонично соединено с окружающей средою…
  Пища и питьё (по идентичности духовного естества) полностью усваивались телами прародителей без какого бы то ни было остатка…
  Необходимости в экскрементации и мочевыделении не было, соответственно нижний кишечник, мочевой пузырь и пр. органы выделения (потовые/жировые железы и пр.), а также многие объекты метаболизма не функционировали - они были созданы Богом заранее в связи с грехопадением прародителей, ибо Творец вне времени... 
  Отсутствовала похотливость (либидо) – прародители должны были осуществлять телесные отношения любо в некоем трансе (вспомним наведённый Богом сон на Адама, когда Господь "брал" у него ребро), либо же осознанно, но в полностью бесстрастном/беспохотном состоянии…
  С высокой степенью вероятности можно допустить, что у духовного женского тела отсутствовала менструация (так же как и у мужского духовного тела отсутствовали и спонтанная эрекция, и ночные паллюции)... 
  Сама овуляция у духовного женского тела могла иметь принципиально другой (по сравнению с нынешним/тленным/страстным/смертным) характер...
  Напр., не циклический/ежемесячный, а по подобию с мужской эякуляцией - конкретно-ситуационный в момент взаимной телесной близости (или же менструация могла не быть по причине непременного/обязательного зачатия сразу же после овуляции (всегдашней беременности при следующей после предыдущих родов, овуляции)...
  Но особо нам хочется обратить Ваше внимание на феномен полной совместимости духовного предмета и предмета недуховного/нынешнего/земного...
  Духовное тело способно полностью совместить с собою (идентифицировать как самого себя), соединиться с предметом недуховным/материальным...
  И наоборот - духовный предмет способен полностью соединиться с материальным человеческим телом...
  Духовный предмет (в широком смысле этого слова) способен прелагать другой материальный предмет в подобие себе (в предмет идентичный себе - духовный) и поэтому полностью усваиваться/соединяться с ним...
  Когда Христос явился апостолам в Иерусалимской горнице, он вкушал материальную пищу, полностью прелагая её в духовный вид/качество и без остатка усваивая её...
  Церковное предание свидетельствует о том, что Архангел Гавриил постоянно приносил Богородице райскую пищу в Иерусалимский храм, когда Она пребывала там во младенчестве и отрочестве...
  Святоотеческая литература повествует нам о многочисленных примерах, когда райская пища (напр., всё те же яблоки) подавалась чудесным образом святым Божиим человекам...
  Ну а в Кане Галилейской на свадьбе у Симона Кананита Христос явно пресуществил материальную воду в вино духовное...
  И пр., и пр. ...
  Материальное человеческое тело способно полностью усваивать духовные предметы (напр., пищу - Артос и питьё - Агиасму) без всякого остатка, само при этом прелагаясь в духовный предмет, подобный ему...
  На практике это не чувствуется/не ощущается явно из-за большой степени злой повреждённости (дебелости) падшего человеческого естества...
  Хотя святые Божии человеки и явно ощущали в себе духовное изменение/преложение при вкушении/соединении/употреблении духовных предметов/святынь...
  В церковных Таинствах многие материальные предметы освящаются - становятся духовными, но по порочности употребляющих их человеков не оказывают на них явного для них, ощутительного действия/эффекта... 
  В связи с вышесказанным становится понятной польза Причастия...
  В Таинстве Евхаристии материальный хлеб прелагается в предмет духовный...
  Преложившись в предмет духовный, хлеб по идентичности духовного естества становится Телом Христовым...
  Христос, имея ныне Тело духовное, способен усвоить Себе и простой материальный хлеб (вспомним и горницу Иерусалимскую, и обед с учениками на берегу озера у костра)...
  Но хлеб прелагается в духовный предмет для причастников - чтобы преложить их материальное тело в тело духовное, Христово...
  Поэтому ни Кровь Христова (преложенное Евхаристическое вино), ни Его Тело (преложенный Евхаристический хлеб) не выводятся из организма причастника, полностью усваиваясь им (идентифицируясь с ним)...
  Мы завидуем белой завистью (ревнуем) св. прав. Иоанну Кронштадтскому, ежедневно причащавшемуся Святых Тайн...
  Наверняка к концу его жизненного пути всё его тело уже состояло из Тела Христова (являлось Им), а кровь - из Крови Христовой (являлось Ею)...
  Какой ещё довод нужно приводить в пользу частого и регулярного правильного Причастия?...
  Отче Иоанне прекрасно это понимал и делал соответственно своему пониманию...
  Было ли Тело воскресшего Христа аналогичным Адамову?...
  Точно мы сказать не можем, но можем предположить, что нет...
  Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) писал, что Новый Адам с Небеси - Христос отличается от Адама перстного/земного как небо же отличается от земли... 
  Мы предполагаем, что эта разница касается не только духа и души, но и тела, как неслиянно соединённого с ними...  
  Поскольку Тело Христово было воскресшим - прежде умершим, можно предположить, что оно, подобно умершему зерну, дало росток с колосом и плодом сторицею... 
  Нам кажется, что воскресшие тела качественно отличны - несравненно лучше, духовнее что-ли, чем перстные, созданные из земли...
  Это подобно рождённой из мерзкой куколки, прекрасной бабочке... 
   Нельзя также забывать и о таинственном соединении человеческого Естества Христова с божественным Естеством Бога Слова...
  Наверняка это неизреченное соединение накладывает своё, особое, несравненно более высокое, духовное изменение как на качество всего человеческого естества, так и на естество телесное, в частности...
  "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом"...
  Поэтому нам кажется, что воскресшее человечество ожидает неизреченное же обожение (как духовно-душевное, так и телесное) по причине его соединённости с Пресвятой Троицей во Христе - Богочеловеке... 
  Седение Христа одесную Бога является просто антропоморфной фигурой речи...
  Оно просто показывает духовный статус - максимальную степень соединённости человеческого Естества Иисуса и Естества Божественного, высшую меру соединения человека с Богом (обожение)...
  После же грехопадения прародителей, их соединённость с Богом утратилась...
  Утратилась и усваиваемая ими дотоле благодать Божия...
  Вселенная содрогнулась и стала дебелой, материальной, страстной, смертной, вместе с повреждённым человеческим естеством...
  Это была катастрофа вселенского масштаба, о которой можно судить по её следам/последствиям...
  Некоторые планеты и звёзды разрушились - теперь это астероиды, кометы, метеоры и пр. космический мусор...
  Изменились все физико-химические и астрономические параметры Земли...
  Стала замедляться скорость Её вращения, изменилась орбита, ось вращения, магнитный и географический полюсы, планеты понемногу стали отдаляться от Солнца, масса Земли стала расти от падающей на Неё космической пыли, огромных астероидов, метеоритов и непрестанного распада/тления/смерти флоры, фауны и пр. ...
  Протоматерик/протоконтинент Гондвана раскололся на современные 6 (! - где вы - хулители творения Божия и клевещущие на цифры?) континентов/огрызков и разъехался в разные концы планеты (их внешние очертания до сих пор совпадают при соединении)... 
  Земля испытывала грандиозный тектонический катаклизм - по всей планете из многочисленных разломов, трещин (напр., траппы северной части Восточной Сибири) и жерл вулканов (в региональных масштабах !) интенсивно изливалась лава и выбрасывались газы и пепел, изменяя не только ландшафт/топографию, но и химико-физические характеристики атмосферы...
  Раньше солнце не появлялось сквозь туманную/паровую атмосферу, равномерно распределяя свою энергию по всей земной поверхности, а теперь (после прекращения активной вулканической деятельности и утраты парового компонента) оно стало жечь своим прямым светом/ультрафиолетом всю планету (причём крайне неравномерно - от максимума на экваторе и до минимума на полюсах)...
  Резко изменились климат и погода - наступили и макрогеографические, и сезонные, и суточные колебания температур, из-за которых появились ветра, ураганы, тайфуны, пустыни, засухи, наводнения, землетрясения, оледенения и пр. (достаточно время от времени посмотреть за окно или в телевизор)...
  Флора и фауна стала исчезать (посмотрите сколько существует ископаемых останков)...
  Каждая тварь стала пожирать другую тварь - более слабую...
  Выжила малость...
  Звери взбунтовались против человека, по справедливости считая его своим врагом - источником и причиною их скорби...
  Вся вселенная стала вместе с человеком тленной и неуклонно/неотвратимо идёт к своему логическому концу - к хаосу/распаду/смерти... 
  И всё это,казалось бы, из-за какого-то "яблочка"...
  Шутка, конечно же, но это было бы смешно, если б не было столь грустно...
  Здесь можно ещё вспомнить и о, казалось бы, парадоксальных язвах на воскресшем духовном теле Христове...



 

 
  Понятно, что они оставлены Сыном Божиим из-за человеческой немощи - как доказательство/свидетельство истинности Его воскресшего тела...
  Благодаря ранам Христовым уверовал, напр., Фома (и нам думается, что не только он)...
  Нам кажется, что эти язвы Христовы будут на Его Теле до Страшного Суда...
  Мы думаем, что после всеобщего Воскресения и завершения Домостроительства, эти следы страстей Христовых утратят уже своё промыслительное значение и упразднятся вместе со старой/ветхой вселенною, которая преобразуется в Новую, духовную вместе с новыми духовными воскресшими телами...
  Каждым грешник своим грехом как бы пробивает гвоздями руки и ноги Христовы, как бы вонзает Иисусу копьё в рёбра, как бы распинает Господа... 
  На Страшном Суде Христос как бы покажет свои раны грешникам и спросит их - каетесь ли вы в грехах своих?... 
  Помните ли вы - спросит Иисус - как распинали Меня и изъязвляли Меня на Кресте?... 
  После Страшного же Суда, когда всё человечество приобретёт Новое, духовное, обожествлённое естество, благодать Божия через него с неизреченной по своей силе интенсивностью потечёт на вселенную, изменив/преложив неизреченно же её в Новую, придав Ей новое духовное состояние...
  Всё станет как в Начале, но несравненно выше и прекраснее... 
  И уж поскольку мы по необходимости коснулись Страшного Суда, то можно воспользоваться случаем и коснуться темы спасения грешников из геенны...
  Если нам не изменяет память, то на двух Вселенских Соборах были приняты два ороса/правила/канона/постановления (по одному на каждом), анафематствующих исповедание временности гееннских мучений...
  Мы вовсе не исключаем вероятности бесконечности геенны - мы вполне допускаем это... 
  Мы просто не уверены в этом и поэтому не утверждаем этого...
  Во-первых, мы и не утверждаем, что геенна временна, но  - мы надеемся на это...
  Надеемся очень сильно...
  Надежда не является злом, надежда - суть великое благо...
  Утверждение/исповедание/проповедывание/навязывание и надежда - суть разные предметы...
  Поэтому мы канонов здесь не нарушаем и анафеме не подлежим...
  Церковь имеет сотни анафематствований и если их все строго ко всем применить, то в церкви не останется ни одного человека, напр.:

  "Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды - от авт.) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться (намерение обаяния или и гомосексуализма - от авт.), как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. (Постановления святых апостолов, книга 1, стр. 6-7)" 

  Анафема (как и все остальные каноны) применяется только по мере необходимости - когда те или иные действия члена церкви мешают либо его личному спасению, любо спасению других - напр., ересь и её проповедь...
  Под ересью же, строго говоря можно понимать только извращение истин, содержащихся в Символе веры (о временности или бесконечности геенны там ничего не сказано)... 
  Мы надеемся, что на Страшном Суде воскресшее человечество на Небесах (Церковь) сможет помочь молитвою и покаянием (любовью) воскресшему человечеству в геенне...
  Мы надеемся, что получив новые духовные тела, люди в геенне приобретут способность к покаянию и с помощью Новой Церкви, войдут в Её состав, завершив и совершив Её тем самым... 
  Надежда и упование на премудрость Божию - суть заповедь, которую мы исполняем здесь...
  Кроме того, существует целый ряд св. отцов, которые тоже не только надеялись на временность (вечность по Евангелию) геенны, но и имели дерзновение публично огласить свою надежду, напр. :

  


  "Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?
  Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?
  Будем же помогать умершим и совершать о них поминовение. Ибо если детей Иова очищала жертва отца, то почему ты сомневаешься, что когда и мы приносим жертву за умерших, то им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других. Это объяснил Павел, когда сказал: - «Дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Не обленимся же помогать умершим и приносить за них молитвы; ибо предлежит общее очищение вселенной. Посе­му мы и молимся тогда с дерзновением о всей вселенной и именуем их вместе с мучениками, исповедниками и священниками. Ибо все мы — одно Тело, хотя члены одни других превосходнее.
(Свт.  Иоанн Златоуст)"





"Когда в молитвах воспоминаются имена усопших, что может быть полезнее этого для них? Живые веруют, что и умершие не лишены бытия, но живут у Бога. Как Святая Церковь учит нас молиться о путешествующих братиях с верой и упованием, что совершаемые о них молитвы им полезны, так надо понимать и молитвы, совершаемые за ушедших из мира сего.
(Свт. Епифаний Кипрский)"


Картинки по запросу икона святители епифания кипрского


  Сдержанность (добрая скрытность) в публичном оглашении своей надежды на временность геенны у подавляющего большинства др. св. отцов может объясняться не отсутствием у них таковой надежды, но пастырским благоразумием, учитывающим немощную удобопреклонность своей паствы ко злу/греху, способную подвигнуть  её к расслаблению/беспечности/нерадению...
  Хотя иногда дерзновение и преобладало - напр., с
в. ап. Павел также неоднократно писал о возможности всеобщего спасения, напр:

   "25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
  26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
  (Рим. 11)"
  14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
  15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
  (1 Кор. 3)"







  А справедливость Божия?...
  Мы надеемся и на неё...
  Одни в геенне мучаться должны на тысячи/десятки/сотни тысяч лет или миллионы (никто не знает времён и сроков) больше других, а другие меньше из-за рождения/смерти в разное время?...
  А бесы и сатана (как бы виновники/первопроходцы/провокаторы/соблазнители греха) всё это время чувствовали/чувствуют и будут себя прекрасно чувствовать на свободе (на земле и в воздухе), а не в геенне (!?) ...
  Мы считаем, что время в геенне как бы остановлено - там "один день как тысяча лет и тысяча лет как один день"...
  Там прекращаются, как бы замораживаются все события - там нет никаких перемен, там как бы нулевой пространственно-временной континуум - там и "точка и бочка" как бы одинаковы...
  Нам кажется, что и первые, и последние люди там пребывают на равных условиях, как бы одновременно - в этом тоже справедливость Божия...  
  А красота Божия?...
  Ну разве красива геенна?...
  Да ещё при условии существования прекрасных Небес?... 
  А любовь Божия и святых человеков?...
  Да разве сможет любовь понести гееннские муки грешников?...
  По определению - не сможет...



siluan



  "«Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай. Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».
  Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён быти от Христа по братии моей» /«я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» – писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам.
(Иеромон. Исаак, Житие прп. Паисия Святогорца)"



  
 
  А молитвы церкви и св. Божиих человеков об упокоении/спасении гееннских Грешников?...
  Церковь просто так - ради галочки ничего делать не станет... 
  Церковное предание напр., со всею убедительностью свидетельствует о том, что Римский император Траян был спасён из ада по молитве свт. Григория Двоеслова...

"Видел я однажды священника, крестившего всех нас на родине. Который был святым человеком. Хранил девство. Творил много милостыни. И во сне он мне говорит: «Я, говорит, при жизни думал, что только Литургии (на Проскомидии, совершаемой во время Литургии, священник вынимает из просфоры одну частицу за каждую поминаемую им усопшую душу, которая позже помещается в Потир с Кровью и Телом Христовыми для Причастия - от авт.) вызволяют души из ада, но теперь - когда умер, увидел воочию, что и молитвы, которые вы совершаете, избавляют души, находящиеся в аду». Итак, не прекращайте молиться об усопших душах. 
(Прп. Иосиф Исихаст)"







  А уж что говорить о Проскомидиях и Панихидах, которым в церкви непрерывно посвящаются целые часы, дни и ночи - по всей земле...
  Церковное предание констатирует, что грешники (не имея тела!) спасаются из геенны уже и сейчас - это просто непреложный факт...
  А уж что говорить про всеобщую Церковную молитву (на Страшном Суде) о гееннских грешниках с духовными телами... 
  Это просто несопоставимо по мощи/эффективности - как небо и земля...
  Упомянутое анафематствование, так же как слова Христовы о вечности гееннских мук необходимы из-за человеческого нерадения, малодушия. равнодушия и пр. немощей (т. н. икономия - рассудительная пастырская деятельность)... 
  Идея бесконечности геенны стимулирует ревность человека к спасению под страхом мучений (т. н. рабский страх Божий)...
  Особенно вредна проповедь о кратковременности и незначительности гееннских мук, т. к. она подвигает к расслабленности и других людей... 
  Отсюда и анафема, и слова Христовы о вечности геенны (которые многие понимают как бесконечность) - это необходимо для нерадивых и нерешительных...
  Но ведь и о Ниневии Господь говорил, что она погибнет...
  А Иона сомневался в этом - но не переставал быть от этого человеком Божиим (пророком)...
  И Ниневия спаслась - спаслась вся!...
  Что же - лжёт Господь?...
  Нет - Господь просто вне времени...
  Бог говорит истину - то есть то, что есть...
  Гибнет Ниневия - Он так и говорит - гибнет...
  Кается Ниневия - Он так и говорит - спасается...
  И мы, подобно прор. Ионе, надеемся против отчаяния и печали - ради благодарности и радости, а не ради расслабленности...
  Наоборот - мы всегда призываем на нашем сайте к усердию и решительности в исполнении заповедей Христовых, проповедуя нестерпимость геннских мук и растянутость мгновений там до века/вечности (ревность ("препоясание чресл") в исполнении заповедей Христовых, первая из которых - покаяние)...
  Развратная Ниневия - образ всего грешного человечества земного...
  Иона - образ Христа...
  Мы думаем, что её (Ниневии) неожиданное/чудесное покаяние/спасение - образ спасения и гееннских грешников тоже...
  Книга Бытия свидетельствует о том, что Сам Бог сделал прародителям кожаные одежды...
  По толкованиям св. отцов это означает современное материальное/страстное/тленное/смертное тело...
  Это произошло не сразу же после грехопадения, а только после того, как прародители отказались покаяться и оклеветали/обвинили в грехопадении своего Творца - т. е. уже после того, как связь с Богом оборвалась и после утраты благодати Божией... 
  Утрата духовного тела (приобретение материального) произошла не автоматически/мгновенно после утраты благодати, но по особому промыслу Божию - Господь "сделал" прародителям кожаные ризы (не сами они появились у них в результате грехопадения)... 
  Бог показал здесь неуместность/неполезность жалости...
  Если бы Адам и Ева сохранили свои духовные тела, то они не испытывали бы никаких скорбей, нужды и болезней, им не пришлось бы в поте лица добывать себе пропитание и обустраивать своё житие на "проклятой" их собственным грехом земле... 
  Труд и скорби были призваны снизить сластолюбие прародителей, смирить их и привести к всецелому покаянию - что и произошло впоследствии...

"В поте лица съедать свой хлеб – Божия эпитимия.
(Свт. Феофан Затворник)"







  Материальность тел до сих пор является великим промыслительным благом для человечества, к великому сожалению, не понимающему этого и стремящемуся всячески обустроить своё телесное благоденствие - как бы имитировать духовность тела, обмирщаясь всё больше и больше...
  В Символе веры провозглашается Воскресение мёртвых...
  Не сказано о мёртвых из Царствия Небесного - сказано просто о мёртвых (т. е. о всех - включая и тех, кто находится в геенне)...
  Воскресение будет всеобщим...
  Более того, во время Второго Пришествия Христова, населяющие Землю люди не познают телесной смерти - их тела преобразятся вместе со вселенною в духовные, воскреснут с нею и со всеми мёртвыми для Суда Божия...
  Суть в том, что если геенна бесконечна, то как люди, которые в ней останутся пребывать после Страшного Суда, смогут испытывать мучения?...
  Ведь духовное тело бесстрастно/безболезненно/бессмертно/нетленно/неуязвимо/независимо...
  На этот вопрос мы не знаем ответа и предлагаем Вам самим поразмышлять об этом...
  И поскольку мы ненавидим монополию на информацию, то приводим ниже альтернативное мнение (которое мы вполне понимаем) по этому поводу одного из самых нами любимейших святых:

  "Священное Писание многократно называет Божество нематериальным огнем. Ангельские хоры и души праведников разгораются от приближения к Богу; и уместным образом они здесь именуются углями, ибо они сияют в мире как светила, стяжав живое Слово. Мы знаем, что у огня два действия — жечь и светить. То, что лениво (т. е. трухляво), огонь жжет без страха (без всякой опасности для себя); огонь и весьма очищает, сжигая то, что в него попадает. А если удалиться от него на достаточное расстояние, то огонь светит.
  Много раз мы научены, что люди, искусные во врачевании, прижиганием успокаивают [организм] от неисцелимых [до этого] страданий. Так и Бог не губит, но обновляет и очищает от нечистоты греха, если с помощью покаяния обратится к врачеванию тот, кого держит страсть. А если он больным уйдет из этой своей несчастной жизни, то он будет гореть и не сгорать, мучимый Божиим огнем, будучи уже в бессмертном и нетленном теле.
  Ибо подобает тленному человеку облечься в нетление, и смертному облечься в бессмертие, чтобы каждый принял соответственно силе, как он сотворил телом, по словам возвышенного Апостола. Здесь — врачевание, там — ответ, здесь — здоровье, там — муки, здесь — Божие долготерпение, там — неизбежное для исправления наказание.
  (209) Вопрос: "Что обозначает Господь, когда говорит: «У Него лопата в руке Его. Он истребит гумно (ток) свое, и пшеницу соберет в амбар, а плевелы сожжет огнем неугасимым»."
  Ответ: "Думаю, что лопата — это правый Божий суд, который каждому, судя по тому, что он в Законе Божием сотворил в своем житии, по достоинству, выделяет место. Под гумном разумею собранную отовсюду вселенскую Церковь и воскрешение всех людей из мертвых. На гумне заплесневевшие и вымокшие зерна, развеянные разными ветрами греха, оказавшиеся пустыми и бесплодными, Божий суд, словно лопатой, поручает огню на сожжение вечное.
  А правильную пшеницу, которая стала пищей ближнему, изобилуя добрым житием, Бог собирает достойным образом в амбар, который один можно назвать Спасением. Он есть воистину наш дом: жизнь —не дом, но, как мне думается, шалаш, дающая тень постройка, которую легко разрушить."
(Из переписки прп. Антония Великого со свт. Сильвестром, папой Римским)"

 

  

  Господь Иисус Христос в Евангелии, св. апостолы во время своей проповеди и подавляющее большинство св. отцов постоянно говорили/писали о бесконечности гееннских мучений...
  Это вполне оправданно и мудро...
  Страх бесконечных мучений является эффективнейшим средством для отвращения нечестивого человека от его порочной жизни и обращения его к жизни по заповедям Христовым как к способу, при помощи которого можно реально избежать этих адских мук...
  Мы это знаем на собственном опыте... 
  Погрязшее во зле дерзкое/нерадивое/немощное человечество остро нуждается в страхе бесконечных гееннских мучений (рабский страх Божий) не только на этапе оглашения, но и на новоначальном этапе (наёмнический страх Божий)... 
  Значимость бесконечности мучений геенны упраздняется лишь на этапе освящения, когда остаётся только страх огорчить грехом Господа Иисуса...
  Всему своё время, место и мера...
  Рассудительность, рассудительность и ещё раз рассудительность...
  В заключение нам хочется привести одну поучительную историю из Древнего Патерика:

  "Однажды авва Макарий Великий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, - череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Старец спросил: в чем состоит это утешение?
  Череп отвечал: сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего. Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!
  К этому старец присовокупил: есть ли мука, более тяжкая этой? Череп отвечал: ниже нас мука больше. Старец сказал: кто в ней? Череп: нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас. После этой беседы старец предал череп земле."


 






  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:
  http://www.alexey-osipov.ru/





 

 

                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !


 

 


  
 


  

  

 

 

 


    


  


  

  

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (11 Ноя 15)
Просмотров: 548

Поиск