"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

114. Вопрос: "Как вы относитесь к церковным реформам патриарха Никона и к их последствиям?"


  "В России Евангелие читается обычно лицом на восток (к алтарю). В Греции, как и во многих восточных странах, Евангелие читается лицом к народу. Конечно, особой разницы здесь нет. Греческая традиция более удобна для молящихся, русская – свидетельствует о более глубоких богословских идеях. Как легко заметить, православный священник во время богослужения всегда стоит лицом на восток. Это не потому, что он пренебрегает прихожанами, поворачиваясь к ним спиной. В основе этого лежит идея, что и верующие, и возглавляющий их священник устремлены в одном направлении – к алтарю, к Богу. Он – один из них, он – вместе с ними. Не так на Западе, где священники выделены в отдельную касту. Они служат для народа. А у нас – вместе с народом, от лица народа. (Свящ. Константин Пархоменко)"
  "Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу. (Свящ. Игорь Фомин)"                                                

"Тебя, Господи, должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи,- богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевание для израненных, утешение для всех сетующих. Ты - мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты - полная благословений нива, кто обладает Тобою, тот не испытывает голода.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

"Полезно нам искать одного: пребывания со Иисусом. Богат пребывающий со Иисусом, если он и нищ в вещественном отношении Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного. Ищущий же небесного — господин всему миру. Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


Святитель Игнатий Брянчанинов

 

"Мы должны помнить, что все мы смертны и здесь странники и пришельцы, а отечество наше на небесах есть, к коему и должны стремиться и делать то, что нам повелено от Господа, искупившего нас Своею кровью и отверзшему крестом рай.
(Прп. Макарий Оптинский)"

 

  




  Современная притча:
  "Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
  Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
  Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: — Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
  А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют."

  Реформы патриарха Никона. Начало раскола.
  Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые об­ряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году.
  Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной ре­форме решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.
  Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
  Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
  За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:
- вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
- в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
- в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
- в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
- Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.
  Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконе­ний, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни пред­почитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места. (#Древлеправославие #Краткая_история, По материалам:
http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadc..)
 
  Исповедники древлего православия.
  Реформы Никона встретили сильное сопротивление со стороны ряда духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, про­топопов Аввакума Петрова, Иоанна Неронова, Даниила из Костромы, Логгина из Мурома и других. Вожди религиозной оппозиции пользовались в народе огромным уважением за их истовое пастырское служение. Они смело говорили правду в глаза сильным мира сего, не заботились о своих личных выгодах, служили Церкви и Богу со всей преданностью, с искренней и ревностной любовью. В устных проповедях, в письмах они обличали виновников церковных несчастий, не боясь в числе первых называть имена патриарха и царя, проповедовали истину в постоянной готовности пойти на страдание и мучение за Церковь, за правду Божию. Верные и стойкие поборники непорочности Святой Руси вскоре под­верглись жестоким мучениям и казням.
  Первыми страдальцами за древлеправославную веру стали епископ Павел Коломенский, протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум. Они были высланы из Москвы в первый же год ре­форматорской деятельности Никона (1653-1654 годы).
  На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: «Мы новой веры не примем», за что без соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить его в ссылку. В далеком север­ном монастыре епископ Павел был тайно убит, по некоторым данным - сожжен.
  Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел палач и мучитель. Все трепетали перед ним, и никто из епископов уже не посмел открыто выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо они соглашались с его требованиями и распоряжениями. Те же, кто не мог поступиться своею совестью, но не был в силах сопротивляться, постарались отойти от дел. Так, епископ вятский Александр, сохраняя личную верность старой вере, предпочел оставить свою кафедру, удалившись в один из монастырей. Были и такие, которые келейно (а иногда и соборно) молились по старому обряду, но внешне пребывали в послушании новообрядческому начальству. Среди них - Макарий, митрополит Великого Новгорода, Маркел, епископ Вологодский и Пермский, Иоасаф, епископ Тверской, Питирим, епископ Тамбовский, Исайя, митрополит Нижегородский, Лев, епископ Воронежский, и другие...
  К сожалению, среди высшего русского духовенства середины XVII века было не много мужественных людей, способных противостоять жестокому начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые священники, диаконы, иноки и миряне, духовно сильные и преданные сыны православия.
  Тех, кто последовал за Никоном, в народе стали называть никонианами, или новообрядцами. Последователи Никона, пользуясь государственной властью и силой, провоз­гласили свою церковь православной. За противниками церковной реформы закрепилась кличка «раскольники». На самом же деле противники никоновских нововведений просто остались верны древним православным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив святой Церкви. Таковых было немало, а в первые годы после собора 1666-67 годов - подавляющее большинство. (#Древлеправославие #Краткая_история, По материалам: http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadc)
 
  Духовные центры старообрядчества.
  Духовными центрами становились места, где сохранялась возможность вести духовную деятельность. Преимущественно это были монастыри и скиты.
  Из Москвы и других крупных городов христиане бежали на окраины России, часто в совсем глухие, незаселенные места. Там, где они оседали, вскоре создавались монастыри и скиты, которые становились оплотом духовной жизни. Отсюда шло руководство Церковью, из монастырей рассылались священники на приходы, здесь составлялись увещания и послания к христианам, писались сочинения в защиту старообрядчества, обучались и воспитывались защитники и проповедники истинной веры.
  В некоторых местах возникало по нескольку десятков скитов с сотнями иночествующих подвижников. Таких духовных центров в старообрядчестве было несколько.
  Керженец - река, протекающая в Нижегородской области и впадающая в Волгу. По названию реки называлась и вся местность. В XVII веке здесь был густой, девственный лес, дававший христианам укрытие от преследователей. К концу XVII века на Керженце уже существовало до сотни обителей, мужских и женских. При Петре I началось их планомерное разорение. Наиболее жестоким гонителем старообрядцев в этой местности был нижегородский архиепископ Питирим. Керженских старообрядцев в это время ссылали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили. В Нижнем Новгороде был публично казнен известный керженский диакон Александр, составивший ответы на полемические вопросы Питирима, так называемые «Диаконовы ответы». Ему отсекли голову, тело сожгли, а пепел развеяли над Волгой.
  Стародубье - местность вокруг города Стародуба, объединявшая несколько уездов северной части Черниговской губернии. И в настоящее время здесь существуют города и селения, где живут потомки старообрядцев: Клинцы, Климово, Митьковка, Воронок, Лужки, Новозыбков, Злынка, Добрянка (в настоящее время относятся к Брянской и Черниговской областям). Здешние природные условия позволяли скрываться от гонений, а местные власти относились к пришлым христианам терпимо. Однако правительство нигде не оставляло старообрядцев в покое. Когда в конце XVII века преследования дошли и до здешних мест, священники вместе с паствой ушли на Ветку, в земли, принадлежавшие тогда Польше.
  Ветка. В Польше старообрядцы пользовались большей свободой, их здесь не преследовали. Сюда бежали старообрядцы со всей России. Вскоре здесь выросло около двадцати новых слобод. Местность, населенная старообрядцами, стала называться одним общим именем - Ветка.
  Царское правительство обратило внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не могло поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабло, русское правительство поспешило разогнать Ветку. Случилось это в 1735 году, в царствование Анны Иоанновны. По приказанию царицы войска внезапно окружили все ветковские слободы. Старообрядцы были захвачены врасплох, никто не смог бежать. Был совершен повальный обыск монастырей, скитов, келий, жилых домов. Все, что найдено, было отобрано. Постройки были сожжены дотла. Из жителей Ветки было захвачено более 15 тысяч мужчин, женщин и детей. В монастырях было захвачено более тысячи иноков и инокинь. Всех мирских жителей расселили по разным городам и селениям Российского государства. Этот разгром Ветки известен под названием «выгонки». Вскоре на испепеленном месте снова появились поселенцы, опять возникли слободы и скиты. При Екатерине II последовала вторая «выгонка» Ветки.
  Иргиз - приток Волги, протекающий на юго-востоке Саратовской и Самарской областей. При Екатерине II старообрядцы поселились здесь в большом количестве и основали несколько скитов и монастырей, которые именовались общим названием Иргиз. Как монастыри, так и их окрестности населяли старообрядцы, возвращенные царицей из-за границы. Во время жестоких гонений на старообрядчество много людей бежало за пределы родного отечества: в Польшу, Швецию, Румынию, Турцию, Пруссию, Китай и даже в Японию. Вступив на престол, Екатерина II издала манифест, которым призывала старообрядцев вернуться в Россию и обещала им спокойную жизнь. Старообрядцы радостно откликнулись на этот призыв и большими массами устремились на Родину. Правительство отвело им место жительства в пределах Иргиза. Иргизские монастыри вскоре приобрели выдающееся значение в церковной и общественной жизни старообрядчества. Но в царствование Николая I они были разгромлены.
  Рогожское кладбище в Москве основано при Екатерине II. В 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы. Московским старообрядцам было отведено для погребения покойников место за Рогожской заставой. Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами.
  Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве. Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
  В 1854 году у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам (о единоверцах см. далее), а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 году.
  С начала XIX века Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец». (По материалам: http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadc)


 
 
   







 
 
  
  Ответ: "К сожалению, развёрнутый/полный ответ на Ваш вопрос требует огромной/кропотливой работы и массы времени как по сбору соответствующей информации, содержащейся в исторических первоисточниках, так и по её анализу...
  У нас отсутствует возможность долговременного посещения архивов, поэтому мы можем опираться только на источники, размещённые в открытом доступе - в средствах массовой информации...
  У нас даже складывается такое впечатление, что эта тема жёстко цензурирована...
  По не вполне понятным нам причинам, о реформах патр. Никона (так же как и о их последствиях) мы практически ничего не слышали/не нашли ни в многочисленных лекциях ведущих наших богословов, ни в литературе, ни в интернете (хотя не так давно был снят замечательный х/ф "Раскол")...
  Поэтому с одной стороны, нам не стоит вроде бы отвечать Вам, но с другой стороны, именно по причине информационного вакуума по этой теме, мы и считаем возможным написать о ней - в надежде как привлечь к ней внимание православной общественности, так и хотя бы немного поделиться теми крохами, которые мы кое-где/кое-как наскребли по различным информационным закоулкам/сусекам...
  Поэтому же наш ответ Вы можете вполне справедливо подвергнуть сомнению и критике как не только по причине скудости и сомнительной истинности информационных источников, которые мы использовали, но и по причине, вытекающей из первой - сомнительности в верности/истинности нашего анализа/мнения...  
  Поэтому же в очередной раз мы предупреждаем и Вас, и всех наших читателей о спорности материалов этой статьи и предлагаем отнестись к ним лишь как к информации для размышления...
  Патриарх Никон заступил на святейшую кафедру в начале пятидесятых годов 17-го века...
  Почти сразу он начал осуществлять церковные реформы...
  Напр., 11 февраля 1653 года патр. Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.
  Именно этот указ вызвал огромный протест верующих, который впоследствии перерос в #церковный раскол...
  По некоторым данным, эти реформы производились либо вообще без соборных решений/одобрений/постановлений, либо же под его жёстким давлением на весь соборный епископат Руси...
  Доказательством тому являются изгнания несогласных с реформами епископов с их кафедр, запугивания, избиения, ссылки и пр. гонения (иногда до смерти)... 
  Суть церковных реформ патр. Никона не затрагивала сущности/содержания/внутреннего церковной жизни - все они относились лишь к её форме/букве/внешнему...
  Это позволяет заключить, что патр. Никон был внешним христианином, достигшим крайней степени обмирщения...  
  Для чего нужно внешнее?...
  Чтобы усваивать внутреннее...
  Для чего необходимо отвергать одну форму, заменяя её другой (реформа)?...
  Чтобы качественно усилить/улучшить усвоение/употребление/стяжание/восхищение внутреннего - в том случае, если старые формы по тем или иным причинам перестали функционировать должным образом и появились альтернативные, более хорошие/лучшие/эффективные формы... 
  Чем троеперстие помогает молитве больше, чем двуперстие?...
  Ничем...
  Тем более, что в обоих вариантах есть как два соединённых пальца, так и три - просто их комбинация изменена...
  Чем обхождение (крещальной купели, аналоя, храма и пр.) против солнца (противусолонь) помогает исполнению заповедей сильнее, чем хождение по солнцу (посолонь)?...
  Ничем...
  Чем пять просфор на Литургии лучше семи?...
  Ничем...
  Как звуки/буквы Иисус лучше чем буквы/звуки Исус помогают молиться, каяться, размышлять, бодрствовать/трезвиться и исполнять др. заповеди Христовы?...
  Никак...
  Как слово Истинный, удалённое из 8-го члена Символа веры, могло помешать молитве и спасению?...
  Никак... 
  Стоит ли овчинка выделки?...
  Чтобы из-за выделки порвать шкурку?...
  Нет...
  Люд православный столетиями жил по определённому церковному порядку, приняв его от великих святых мужей и доведя свою церковную культуру до кровяного навыка...
  Отказ от правил, по которым жил и спасался Сергий Радонежский и иже с ним, вполне естественно воспринимался подавляющим большинством простого народа и духовенства как ересь и предательство православной веры...
  Реформировать церковь возможно было только на основе соборного согласия как на архиерейском, так и уровне простого люда...
  Но обмирщённость (сребролюбие, властолюбие и своеволие) патриарха возобладала над рассудительностью и любовью...
  Из-за внешних/ничтожных реформ патр. Никона великая единая русская церковь раскололась - овчинка не выдержала выделки, разорвалась...
  Огромное количество православных людей поломало свои судьбы, испытало неимоверные гонения/скорби и было вынуждено либо бежать в тайгу и болота, либо иммигрировать на чужбину, оставив отчизну с могилами своих предков ради внешних обычаев, которые они от них восприняли/впитали с молоком матери... 
  В чём мотив (внутренняя причина) церковных реформ патр. Никона?...
  Его обмирщённость... 
  В чём причина (внутренний мотив) раскола - как нетерпимости патриарха к непослушным ему, так и несогласия старообрядцев?...
  Их обоюдная обмирщённость... 
  Чем троеперстие хуже двоеперстия?...
  Ничем...

  
 

  Первые несколько веков христиане вообще крестились только одним (большим) пальцем (как образ единого Бога), как бы начертывая себе крестное знамение на лбу...  
  Позже появилось двуперстие (образ неслитного соединения во Христе Божественной и человеческой природ/естеств) в пику еретикам, утверждавшим монофизитсво Иисуса...
  Троеперстие же (образ троичности Божественных Ипостасей в едином Естестве) появилось ещё позже - в пику исламу, утверждавшему моноипостасность Бога... 
  Т. е. в этом плане реформа патр. Никона не была беспрецедентной и опиралась как раз на древние православные реформы (т. е. на внешние исторические традиции/опыт православия)...
  Ну как, в самом деле, троеперстие, пять просфор и пр. внешние предметы (ИННы, чипы, цифры и др.) могут помешать человеку-христианину каяться, молиться и исполнять др. заповеди Христовы?...
  Сонм новообрядческих святых во главе с прп. Серафимом свидетельствует, что никак не мешает... 
  Как видно - мы не хулим двоеперстие, поскольку это есть всего лишь внешний/обрядовый инструмент/предмет для веры (предмета внутреннего)...
  "Древлеправославцы" же называют троеперстие символом/образом сребролюбия/любостяжания - т. е. той самой печатью антихриста на деснице (хуля тем самым и святых Божиих человеков, которые этим самым троеперстием эффективно и пользовались)  ...  
  Увы им - братьям нашим меньшим во Христе... 
  Ну а что касается Имени Господня...
  Арамейская транскрипция по-любому отличается и от звуков Исус, и от букв Иисус - точно так же, как и все православные имена отличаются от истинных/родных транскрипций всех иностранных святых (Иоанн - Иван - Джон - Жан,, Феодор - Фёдор, Мариам - Мария и пр.)...
  Ну при чём здесь звуки?...
  Не звуки ведь спасают, а Христос...
  Каждый народ трансформирует под свою языковую культуру все иностранные слова вообще и имена, в частности...
  Удлинение же за счёт дополнительной гласной человеческого Имени Бога Слова, позволяет, по нашему мнению, более задержаться вниманием на Нём и тем самым облегчить исполнение совета всех св. отцов о необходимости неспешности в молитве для усиления благоговения в ней ко Господу...
  Представьте Себе, напр., гипотетическую ситуацию, когда все слова всех молитв состояли бы всего лишь  из нескольких (или и из одной !) букв...
  Это была бы пулемётная очередь, а не молитва (хотя многие современные клирики умудряются строчить и ныне вместо Иисус - И или С, или в лучшем случае Ис) - ну что им, в самом деле, до реформ патр. Никона...
  А чем противусолонь хуже посолони?...
  Ничем...
  Небо - образ горний (Царство Небесное/Божие), спасение, а солнце - образ Спасителя Христа...
  Обхождение по солнцу - образ послушания, исполнения заповеди Господней о подъятии креста и следовании за Христом...
  А как же притча о блудном сыне?...
  "Если человек ищет Бога - он Бога найдёт. И когда человек идёт к Богу, то Бог бежит ему навстречу. (Протоиер. Алексей Уминский)"
  Грешник (образ каждого христианина) возвращается (образ покаяния) из страны далёкой (образа обмирщённости) к отцу своему (образ мироотречения) и не только он (сын) бежит навстречу (!) отцу, но и отец, оставив все домашние дела свои (образ мироотречения Христова), спешит навстречу же сыну!...
  Итак, обхождение противусолонь - образ покаяния (послушания), а не своеволие как таковое...
  А как изъятие слова Истинный из 8-го члена может помешать спасаться человеку (ибо ересь является смертным грехом и губит еретика)?...
  Понятно, что никак...
  Если Бог Дух Святой провозглашается Истинным, то почему тогда Бог Отец и Бог Сын Истинными на словах не исповедуются?...
  Или надо слово Истинный добавлять для равночестности/справедливости/истинности и к Ним или, действительно, изымать слово Истинный из 8-го члена Символа веры...
  Что и было сделано - согласны, безрассудно, волюнтаристски, без соборности/консенсуса, но это уже отдельный вопрос к патр. Никону с его деспотизмом "вертикали власти"... 
  Вообще называть Бога Истинным для истинно же верующего допустимо лишь снисходя к его новоначалию - подобно тому как если называть масло - масляным, воду - водяной, воздух - воздушным, дерево - деревянным и пр., и пр. ...
  Если нечто не является истинным (не существующим реально), то оно по определению не может быть Богом ("Сущим")...
  Не сущее (не Сущий) не может быть по определению ничем, не то что Богом... 
  Мотив раскола обоюден - обмирщённость всей церкви...
  Одни из страха перед патр. Никоном ("страха ради иудейского") согласились на новообрядчество, а другие (старообрядцы-древлеправославцы) из упрямства и фанатизма ушли в раскол...
  Господь допустил реформацию и раскол для обличения в обмирщённости - для покаяния русской церкви...
  К сожалению, покаяния не случилось - и реформы патр. Никона прошли, и раскол произошёл, и вся последующая трагическая история и самой церкви, и Руси-России (связанной с церковью как тело связано с душою) ясно продемонстрировала это...
  Прп. Симеон Новый Богослов утверждал, что духовная нищета в первой заповеди о блаженствах есть нищета духом мира сего (мироотреченность)...
  Есть мир сей/земной/временный/тленный/смертный/дольний (царство мира сего) во главе с его князем - дьяволом...
  Есть мир горний/небесный/бесконечный/нетленный (Царство Небесное/Божие, которое "не от мира сего") во главе с его Царём - Господом Иисусом Христом...
  Кто не имеет духа мира сего ("нищ духовно"), но имеет в себе дух горний, тот губя душу свою (для мира сего), спасает её (для мира горнего)...
  Блаженны нищие духом - мироотреченные (спасающие свои души)...
  Горе богатым духом - обмирщённым (губящим души свои)...  
  Церковь подобна поезду...
  Конечная станция - горний Иерусалим...
  Остановки - станции мира сего (Среброград, Властоград, Славоград, Блудоград и пр., и пр.)...
  Люди заходят и выходят...
  Немногие остаются до конца...
  Многие выходят, так и не доехав...
  Билет до Иерусалима - спасение...
  Деньги за билет - мироотречение...
  И Машинист поезда, и Билетёр/Кондуктор/Ревизор/Кассир - Христос...
  Кому денег на билет не хватает и кто просит их - тому щедро одалживает Кассир...
  Но есть в поезде и зайцы...
  Это те, кто едет без денег (без мироотречения), кто скуп и кто не хочет просить по гордости/глупости их и платить, кто лжёт, что он нищий (обмирщённые) - таких выгоняет в Среброграде, Лживограде, Скупограде, Гордограде Ревизор поезда...
  Когда по поезду идёт ревизор, зайцы бегут по поезду от него, выпрыгивают из вагонов на перрон - так и обмирщающиеся/обмирщённые уходят из церкви...
  Есть зайцы, прячущиеся от ревизора в туалете, перепрыгивающие из одного вагона в др. и пр., и пр. ... 
  Есть и фальшивомонетчики, и фальшивые деньги, и фальшивые билеты, и мошенники ревизоры/кассиры/билетёры/кондукторы и пр. ...
  Многие в церкви ложно считают, что они отречены от мира, являясь на самом деле обмирщёнными...
  Каждый член церкви имеет ту или иную степень обмирщённости - важно видеть это, каяться и иметь вражду с духом мира сего (мироотрекаться)...
  В истинном христианине должен быть дух мироотречения, а не обмирщения...
  Только тогда он сможет доехать до конечной остановки - спастись...
  Может быть, не в первом вагоне (образ совершенства), а в последнем - но достигнуть Горнего Иерусалима...
  С Ноем (образ Христа) выжили трое его сыновей с жёнами (образ христиан)...
  Но Хам (тот самый заяц) не спасся - презрев своего спасителя, ответив ему ненавистью вместо благодарности (любви)...
  Св. отцы (напр., прп. Серафим Саровский) сравнивали церковь с кораблём, а его пассажиров/команду матросов с христианами...
  Море сравнивалось с миром сим...
  Отче Серафиме сравнивал старообрядческую церковь с утлой лодочкой, привязанной к кораблю верёвочкой, за которую тот тянет её на буксире...
  Была одна единая команда...
  Ну да - капитан оказался безрассудным тираном, приказал команде/экипажу кашу есть не деревянными ложками, а железными, держать их не двумя пальцами, а тремя, подходить к столу не справа, а слева, резать хлеб не на семь кусков, а на пять и пр, и пр. ...
  Понятно - не привычно...
  Но ведь каша-то и хлеб остались прежними...
  Капитаны приходят и уходят, а корабль и Хозяин/Господин корабля остаются всегда...
  Нельзя забывать о Господине - без Него ничего не происходит на корабле...
  Корабль плавает по огромному морю - там разный климат, погода, течения, ветер и пр. ...
  Паруса то поднимают, то опускают, руль поворачивают то влево, то вправо
и пр.,..
 Можно бы и потерпеть немного матросам - ну не прыгать же за борт из-за всякой ерунды в бушующее море, не менять же шило на мыло (корабль на шлюпку)...
  Капитану бы тоже проявить терпение и ласку - поговорить с бунтовщиками, успокоить и пр., а не пороть их и не сажать в карцер, не вешать на рее и пр.  ... 
  Но нет - все пошли, ч. н., на принцип и разделились...
  Как мы относимся к современной Русской Старообрядческой Православной Церкви (к т. н. древлеправославию)?...
  Как к родной/братской...
  Нам так же жалко Её, как и нашу РПЦ...
  У нас всех по-прежнему нет покаяния в обмирщённости как в результате/состоянии/качестве обеих церквей и в обмирщении церквей как в процессе (следствиях нераскаянности)...
  В обеих церквях почти никто (от простых захожан до монашествующих и иерархов) не видит церковного обмирщения, почти никто не считает обмирщение злом, поэтому почти никто и не кается, не мироотрекается...
  Поэтому и вероятность объединения РПЦ и РСПЦ нам кажется крайне маловероятным событием (чего уж говорить об экуменизме/унии с инославными)...  
  Мало того - поскольку процесс обмирщения продолжает развиваться (вслед за инославными), вероятность объединения РПЦ и РПСЦ с течением времени будет всё более уменьшаться...
  Если с обмирщённостью РПЦ всё предельно ясно (достаточно побывать на богослужении в любом храме России), то в отношении специфики/особенностей обмирщения РПСЦ нам хотелось бы сделать несколько комментариев...
   "Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды - от авт.) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться (мотивация обаяния или и гомосексуализма - от авт.), как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. (Постановления святых апостолов, книга 1, стр. 6-7)" 
  Мужчинам старообрядцам предписано по ветхозаветной заповеди иметь неприкасаемую бороду...
  Вопрос к ним - а где же ваша лопатка (которая должна быть у каждого ветхозаветного еврея всегда с собою) для зарывания кала и пр.?...
  Уж если исполнять ветхозаветные заповеди, то все, не разделяя их по удобству/лёгкости исполнения...
  Вопрос риторический - понятно, что многие сотни ветхозаветных заповедей, данных невоздержным евреям, упразднены для христиан благодатью Христовой...
  Старообрядцы утверждают, что человек должен быть внешне естественным - дал Бог мужу бороду, значит, должен носить, не изменять образ, данный ему Творцом... 
  Вопрос к ним - а почему тогда вы стрижёте волосы на голове, обрезаете ногти и пр. ?...
  Почему бороды не стрижёте, а усы обрезаете?...
  Ну и ходили бы с ними как моржи, полоская их в тарелках с супом...
  Очень даже практично - во время зевания мухи не залетят в рот...
  А джунгли из ушей и из носов вы тоже оставляете - чтобы во сне туда не залезли мухи и тараканы?...
  Или чтобы тоже быть непохожими на женщин?...
  Абсурд, лицемерие, лукавство, фанатизм, безрассудство, невежество, обмирщение и пр. ...
  Старообрядцы говорят, что муж не должен быть похожим на жену - не может бриться...
  Вопрос: а что жена - не человек, не образ Божий, она что - второй сорт или вообще злое создание?...
  Жена создана из мужа, из его естества, они (муж и жена) по определению/по происхождению идентичны...
  А кто у нас Славнейшая и Честнейшая, кто Спасительница рода христианского - Жена...  
  Не муж, но - жена...
  Богородица стоит выше всех людей (и мужей в том числе)...
  Выше Неё только Христос, но Он - Богочеловек, а не только/просто человек...
  Смешно стремиться быть не похожим на женщину (христианину подобает стремиться быть непохожим на бесов)...
  Такой и заповеди-то нету, потому что это глупость как минимум... 
  У некоторых народов и племён мужчины вообще не имеют растительности на лице - что же им делать: носить накладные бороды?...
  А многие восточные женщины имеют от природы волосы как на лице, так и на всём теле...
  Мы сами нередко встречали даже и русских женщин, у которых интенсивно росли усы и борода (по наследству/генетически или в результате гормональных изменений от лечения теми или иными лекарствами)...  
  Ну как вообще борода может помогать спастись?...
  Или как отсутствие бороды может погубить человека (препятствовать его спасению)?...   
  История церкви (см. хотя бы Деяния св. апостолов) знает немало примеров, когда даже евнухи становились святыми человеками, достигая духовного совершенства (Царства Небесного) ещё при своей земной жизни...
  Понятно, что вопросы эти риторические...
  Волосы имеют утилитарное предназначение...
  Раньше борода защищала лицо охотника от царапин/ссадин в лесу, пахаря и пастуха от палящих солнечных лучей, зимой согревая, защищая от града/снега и пр., и пр. ...
  Свт. Иоанн Златоуст вообще говорил, что волосы даны человеку для благообразия - напр, напоминая о том или ином святом, о Христе и пр. (вспомним напр., Ветхозаветного назорея/пророка/судью Самсона, от рождения никогда не стригшегося)... 
  Довольно неоднозначен по этому поводу и один из великих пророков Божиих:

  "20 И головы своей они (священники - от авт.) не должны брить, и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои. 
  (Иез. 44)"


  "Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
(Митр. Антоний Сурожский)"



  

"Слабыми и немощными представляются волосы, но они украшают голову. Они отгоняют худшие из животных запахов, но досаждают плешивым, которые часто протягивают руку, чтобы поправить отсутствующие волосы. Они сопротивляются холодному ветру, стуже, солнечному зною; словно перелесок или чаща волосы осеняют то, что лежит под ними, и принимают на себя дождь, защищая голову. Бородой осеняются щёки, когда мы меняем детский и непостоянный возраст на мужество. Думаю, что борода являет промысл природы о жизни. До наступления мужества она только растёт. С неё начинаются труды мужа.
(Прп. Антоний Великий)"




  А стриг ли Свою бороду Христос?...
  Вопрос риторический, т. к. ни на одной иконе (Спас Нерукотворный же - вообще является как бы прижизненным фото Христа) Спаситель не изображён с бородой до пояса - ведь именно такой она должна была бы отрасти у Иисуса, если бы Он никогда не прикасался к ней ножницами...   
  И волосы у Христа на всех иконах удлинённые - лежат на плечах (без стрижки)...
  И это - в Ветхозаветные времена!...




  




   
  Но ныне-то ведь время благодати, а не закона (вспомним напр., назореев - Числа, 6:5 и пр.)...
  Иконы и прижизненные картины огромного количества святых - в том числе и столпов церкви (в которых "дивен Бог") свидетельствуют о том же (и многие из новомучеников подстригали свои бороды - это видно на их фото)...


                        Живописное изображение свт. Иоанна Златоуста 






 
  Ниже мы приводим древнюю икону прародителей, на которой внешность первозданного Самим Богом мужчины (в расцвете сил/лет) не требует никаких комментариев и современную икону создания Евы из ребра Адама:





  





  Мы вовсе не за стрижки и бритьё, так же как и не за отращивание волос и бород...
  Мы  за икономию (которую применяли все св. отцы) - за благоразумный/избирательный подход к внешнему/формальному ради пользы внутреннего (ради удобства исполнения всех заповедей Христовых, прежде всего покаяния - ради спасения/Спасения бесценной/бессмертной души, а не тленных тела, бороды и пр.)...
  Свт. Игнатий Кавказский (Брянчанинов) со всею ясностью писал, что к любым внешним предметам (к одежде и пр.) надо относиться с полной свободой до той меры/поры, пока они не мешают исполнять заповеди Христовы - не вредят душе (не способствуют её порочности) и уж тем более свободно использовать те из них, которые помогают душе приобретать добродетели...
  Т. е. во всём, в том числе и с волосами необходима рассудительность - любой предмет (напр., стрижка), помогающий исполнять заповеди Христовы (спасаться), необходимо использовать...
  Так же как и любой предмет (напр. отращивание волос), препятствующий исполнять заповеди Иисусовы, необходимо устранять (уклоняться от него чувственно и внутренне)...
  И это с учётом уместности, своевременности и умеренности - т. е. всегда и везде необходим творческий/индивидуальный подход по отношению к любому предмету/любому обстоятельству...
  Непохожесть или похожесть мужчины на женщину/женщины на мужчину (через причёски, одежды и пр.) не есть сами по себе зло (ибо это естественно) - зло есть стремление к ним (использование их) с порочными/злыми целями/намерениями (напр., чтобы соблазнить ближнего к блуду/гомосексуализму/лесбиянству и пр. злу/греху)...
  Ибо обаять/соблазнять можно как бородой, так и гладким лицом, и пр. ...
  Благоразумный уход за земной храминой/телом (у которого, естественно, имеется внешность - его наружный образ/вид) есть исполнение заповеди о бережливости...
  Безрассудно смешивать бережливость, исходящую из любви с транссексуализмом, обаянием, блудом и пр. пороками, исходящими из гордости и сластолюбия... 
  Глупостью/погибелью/вредом являются как стремление/любовь к бороде/волосам, гладкой коже, бритью/стрижке, отращиванию/причёске, количеству/цифрам/числам, географическим/астрономическим направлениям, звукам/буквам (и пр. внешним предметам), так и отвращение/уклонение от них (ненависть к ним)...
  Ибо разумным /спасительным являются как уклонение/отвращение от зла/греха, так и стремление/любовь к Святой Троице во Христе...
  А все внешние предметы необходимо благоразумно (умеренно, своевременно, уместно) рассматривать/применять/отвергать лишь как средства/инструменты для спасения, исходя из тех или иных конкретных обстоятельств (и даже внутреннее зло можно и необходимо использовать для покаяния/смирения - для спасения)... 
  Рассудительность, рассудительность, и ещё раз рассудительность...
  Мироотречение...
  В заключение нам хотелось бы напомнить о принципиально другом (вполне обоснованном) расколе, который постиг вселенскую церковь в начале второго тысячелетия по Р. Х. ...

  "В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 г. латинских церквей в Константинополе.
  Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папу и его легатов.
  Это послужило расколу Христианской Церкви, в результате которого окончательно обособились: римско-католическая церковь на Западе и православная на Востоке. Раскол имел множество предпосылок и причин, коренившихся в обрядовых, догматических и этических различия между западной и восточной Церквями.
  Разными были языки богослужения: латынь в западной церкви и греческий – в восточной. Кроме того, имели место имущественные споры, а также прямая борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди других христианских первосвященников.
  Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных патриархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе.
  При этом русская Церковь сохранила приверженность православию. Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского патриарха взаимные проклятия были сняты.
  (Источник: https://elitsy.ru/communities/29243/206847/
)""






 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
  

 


 

                                                
  

 

 

 

 

 

 

 


  

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (20 Ноя 15)
Просмотров: 1163

Поиск