"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 11 ответа на вопрос 116.

  

   "Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.
  Если молишься Богу о чем либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. 
  Кто стяжал любовь, питается Христом всякий день и всякий час, и через это становится бессмертным. Блажен ядущий хлеб любви, который есть Иисус… Итак, живущий в любви получает от Бога плод жизни, вдыхая уже в этом мире воздух Воскресения… Любовь есть Царство Небесное.
  Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую.
  Кто печется о духовном или о чем-либо служащем духовному, тому телесное, без попечения о том, доставляется соразмерно с настоятельною нуждой и со временем.
  Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля.
    Когда предстанешь в молитве пред Богом сделайся в помысле своем как бы муравьем и как бы ребенком лепечущим.
  Вспоминай о падении сильных и смиряйся в добродетелях своих. Припомни тяжкие падения падших в древности и покаявшихся, а также высоту и честь, каких сподобились они после сего, — и приимешь смелость в покаянии своем.
  Во время своего поражения, расслабления и лености, связуемый и содержимый врагом в мучительном томлении и в тяжком деле греха, представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив обо всем даже до малости, какой показал подвиг, как с ревностью противился желавшим воспрепятствовать твоему шествию.
  Содержи всегда в уме тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных, чтобы самому тебе воздавать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостию.
  Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары большие прежних. Кто неблагодарен за малое, тот и в большем лжив и несправедлив.
  Всякому человеку, который живет нечисто, вожделенна жизнь временная.
  Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.
  Для отвращения предзанятых душою расположений к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежный пламень, ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей.
  Начало истинной жизни в человеке — страх Божий. А он не терпит того, чтобы пребывать в чьей-либо душе вместе с парением ума, потому что служением чувствам сердце рассеивается, утрачиваю в себе услаждение Богом.
  Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога.
  Сближайся с праведными и чрез них приблизишься к Богу.
  Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия. Ибо невозможно, чтобы Бог возжелавшему пребывать с Ним оказал благодеяние как иначе, а не послав на него искушения за истину. Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби. Поэтому святые, из любви Христовой, показали себя благоискусными в скорбях, а не в покое.
  Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку (худую) — то же, что человек, который даёт пищу огню, потому что мера силы того и другого (то есть привычки и огня) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование её не будет исполнено, то в другой раз найдёшь её слабою; а если однажды исполнишь её волю, то во второй раз найдёшь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою.
  Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом.
  Тот, кто в вере и молитве предал себя Богу, не будет более мучим попечением о себе самом.
  Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога и в сердце, пребывающее в благодарении, нисходит внезапная благодать.
  Страсти искореняются и отгоняются непрестанным поучением о Боге: это тот меч, который убивает их…
  Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя. Затем с любовью скажи ему слово или два и не воспаляйся на него гневом, и да не увидят в тебе признака вражды, ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться.
  Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудие этого мира.
  Любовь не умеет гневаться и раздражаться на кого или укорять кого со страстью.
  Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своей пребывай один.
  Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Господь не заботится о нём.
  Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозрелым плодом, потому что такая молитва без души.
  В какой мере ум оставляет попечение об этом видимом и уповает на будущее, в такой же степени он утончается и просветляется в молитве.
  Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их веры.
  Любовь может быть приобретена после душевного здравия; а душа, не сохранившая заповедей, не есть здравая.
  Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой - милосердие, любовь и прощение.
  Не тот любитель добродетели, кто с борением делает добро, но тот, кто с радостию приемлет последующие за тем бедствия.
  Быть злопамятным и молиться - то же, что сеять на море и ждать жатвы.
  Покаяние есть трепет души пред вратами Рая.
  В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой Бог приближается к нему Своими дарованиями и благодатью.
  Сокровище смиренномудрого внутри его: оно - Господь.
  Преданный суесловию и развлечению душою и телом — блудник; одобряющий его поведение и принимающий в таком поведении участие — прелюбодей; находящийся в общении с ним (из человекоугодия) — идолослужитель.
  Тяжесть наказания соизмеряется с намерением каждого и его пристрастием ко греху.
  В том и добродетель, чтобы человек не занимал ума своего миром.
  Избегай тщеславия и будешь прославлен.
  Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление.
  На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином. 
  Душа, которая любит Бога, в Боге, и в Нем едином, обретает себе упокоение.
  Долговременным сохранением памятования о Боге душа по временам приводится в изумление и удивление.
  У кого сердце наполнено страстями, у того ими же и язык приводится в движение. Если станет он говорить и о духовном, то будет рассуждать под влиянием страсти. Мудрый замечает такого человека при первой встрече, и чистый обоняет его зловоние. 
  Начало помрачения ума, первый признак помрачения, усматриваемый в душе, состоит в лености к службе Божией и молитве. Другого пути к обольщению души нет, если она прежде не оставит этого подвига своего. Когда же она лишится помощи Божией, тогда она удобно впадает в руки супостатов своих.
  Господь требует не только лишь исполнения заповедей, но - главное - исправления души, ради чего и заповеди даны. Тело одинаково участвует как в добрых, так и в недобрых делах, разум же во всех поступках становится или праведным, или грешным, судя по своему настроению.
  Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они.
  Кто обрел зависть, тот обрел вместе с нею дьявола.
  Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу.
  Пусть лучше предполагают тебя необразованным за скудость в тебе умения прекословить, нежели одним из мудрых за бесстыдство.
  Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и подвиги бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Смирением соделай беззакония твои простительными. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. К приобретению смирения надо стремиться непрестанно. И если приобретаем его, то смирение соделает нас сынами Божиими, и без добрых дел представит Богу, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание.
  Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир.
  Водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога.
  Кто защищает ближнего, тот поборником себе обретает Бога.
  Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным.
  Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий.
  Любящий блеск не может стяжать смиренного помышления, потому что сердце внутри принимает образ, подобный внешним образам.
  Смиренные не смеют более просить от Бога, только: да будет воля Твоя, Господи.
  Помятуй о Боге, чтобы Он всегда памятовал о тебе.
  Слезы в молитве суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа своим покаянием, и того, что она принята, и начала входить в поле чистоты слезами. Если помыслы не отторгнутся от предметов преходящих, не отвергнут от себя надежды на этот мир; если не возбудится в них презрение к нему, и они не начнут приготовлять напутствий к исходу своему; если не начнут действовать в душе помышления о предметах, принадлежащих будущему веку, то очи не возмогут произвести слез.
  Без прилежного чтения не узнаешь тонкости помыслов. Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим.
  Тех, которые держатся учения противного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностью слов твоих.
  Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, и узришь сокровище небесное. Лествица в царствие небесное сокрыта внутрь тебя, то есть в сердце твоем. Итак, омой себя от греха, и соберись в сердце твое: там обретешь ты степени, по которым можешь восходить в горняя.
  Хорошо богословствовать ради Бога, но лучше сего для человека соделать себя чистым для Бога. Лучше тебе, будучи ведущим и опытным, быть косноязычным, нежели от остроты ума своего, подобно реке, источать учения. Полезнее для тебя позаботиться о том, чтобы мертвость души твоей от страстей воскресить движением помыслов твоих к Божественному, нежели воскрешать умерших.
  Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику.
  Друг, обличающий тайно, - мудрый врач, а врачующий перед глазами многих есть ругатель.
  Делатель, усладившийся похвалою, не получает пользы (благого воздаяния - от авт).
  Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение.
  Не надейся только на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе.
  Кто жаждет исполнения воли Божией, тот будет иметь путеводителями небесных Ангелов.
  Душа, однажды и навсегда предавшая себя Богу верою и стяжавшая многими опытами познание содействия Божия, уже не заботится о себе. Связанная удивлением и молчанием, она не может возвратиться к средствам, которые представляет разум, и действовать ими, чтобы из-за их противоположного направления вере не лишиться Промышления Божия.
  Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру. 
Как глаза видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное.
  Страшен бесам, возлюблен Богу и Ангелам Его тот, кто с горящею ревностию днем и ночью взыскует Бога в сердце своем и искореняет из него прилоги, посеваемые врагом.
  Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире.
  Стяжи мир в себе, и будут иметь мир с тобою небо и земля.
  Любящий беседу со Христом любит быть уединенным. Любящий пребывать в обществе многих есть друг мира сего. Если любишь покаяние, то возлюби и безмолвие, ибо вне безмолвия не бывает совершенного покаяния.
  Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи: то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказывавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы — эти вельможи Небесного Царя — смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, чего просишь у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. 
 Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя.
  В том и добродетель, чтобы человек не занимался в уме своём миром.
  Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем.
  Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтобы принять дарование, просимое тобою.
  Если приучимся к доброму размышлению, то будем стыдиться страстей, как только встретимся с ними.
  От человека требуется не усыпить свои страсти, а искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут упорствовать.
  Страсти лучше исцелять памятью Божией и трудами добродетелей, чем только сопротивлением им.
  Кто деланием заповедей и трудными делами истинного жития победил страсти, тот пусть знает, что законно приобрел он душевное здоровье.
  Нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства.
  Когда болезнь, скудость, истощание тела, боязнь вредного телу возмущают мысль твою до того, что отторгают тебя от радости упования твоего и от попечения об угождении Господу; то знай, что живёт в тебе тело, а не Христос.
  Если желаешь созерцания таин, то делом исполни заповеди в себе, а не исканием одного познания о них.
  Пока человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль преселение из жизни; и прилагает он всегда попечение свое о жизни по воскресении, во всякое время промышляет о всяком там уготовании и приобретает терпение, бегает всякой чести и телесного покоя, посеваемого в помысле его; и помысл о пренебрежении мира ежечасно животрепещет в уме его; и благодушен он в уме своем, и приобретает во всякое время крепкое сердце, чтобы встретить всякую опасность и всякий страх, причиняющий смерть; даже не боится и смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор, как на нечто приближающееся, и ожидает ее, попечение же его с несомненным вполне упованием возвергнуто на Бога. И если встретятся ему скорби, то он как бы уверен и точно знает, что скорби доставят ему венец; и терпит их со всякою радостию, принимает их с веселием и радованием. Ибо знает, что Сам Бог по причинам полезным предназначает ему оные в Своем неявном для нас Домостроительстве.
  Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем, и со слезами и с любовию скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться на кого или укорять кого со страстью. Указанием любви и ведения служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе, Господе нашем.
  Совершаемое без понуждения себя не есть дело, но скорее дар.
  В какой мере вступил кто в подвиг ради Христа, — в такой мере сердце его приемлет дерзновение.
  Остерегайся, чтобы не изнемогло слишком (чрезмерно - от авт.) тело твое, и от того не усилилось в тебе нерадение и не уменьшило в душе своей ревности ко спасению.
  Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого. Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее.
  Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
  Кто чтит всякого человека, тот по мановению Божию, втайне, обретает помощь от всякого человека.
  Как скорости колебания весов в ветреную бурю препятствует тяжесть взвешиваемого груза, так колебанию ума (беспечности/невнимательности и малодушию - от авт.) препятствуют стыд согрешить и страх (Божий - от авт.).
  Созерцание есть ощущение Божественных таин, сокровенных в вещах и в их причинах. Когда слышишь об удалении от мира, об оставлении мира, о чистоте от всего, что в мире, тогда нужно тебе сначала понять и узнать, по понятиям не простонародным, но чисто разумным, что значит самое наименование: мир, из каких различий составляется это имя, и ты в состоянии будешь узнать о душе своей, сколько далека она от мира и что примешано к ней от мира.
  Если некогда естество души было просветлено и чисто по причине приятия им в себя блаженного света, а подобно сему таковым же оказывается, когда возвращается в первобытный чин, то несомненно уже, что душа бывает вне своего естества, как скоро приходит в страстное движение, как утверждают и кормители Церкви. Поэтому страсти привзошли в душу впоследствии, и несправедливо говорить, будто бы страсти - в естестве души, хотя она и приводится ими в движение.
  Надежда на Бога обнаруживается в злостраданиях за добродетели. Человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде в своей мере не исполнит волю Его.
(Прп. Исаак Сирин)"





  "Опытом доказано, что за какие грехи осудим ближних - в те сами впадём.
  Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке.
  Кто умом своим стоит всегда вне мира и все время молится Богу - тот монах.
  Бесчеловечный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив, и что Он скорое прощение подает сей страсти, как естественной.
  В сердцах чревоугодников - сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих - сновидения о последнем суде и о муках.
  Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесёт нам никакой пользы.
  Часто тщеславие враждует против объедения; и сии две страсти ссорятся между собою за бедного монаха, как за купленного раба.
  Кто приобрел духовные слёзы, тому всякое место угодно к плачу.
  Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многия убедительныя оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества.
  Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям.
  
Кто хочет с объедением и насыщением победить беса блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
  Как противен грех, какой бы то ни был, всесвятому Господу. Это - мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 11).
  Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть.
  Лицемерие - от самоугодия и самочиния.
  Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного.
  Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает.
  Все боязливые тщеславны, но не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники и гробокопатели не боятся.
  Рыба спешит убежать от удочки: а душа сластолюбивая отвращается безмолвия.
  Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким. 
Лукавство происходит от возношения и от гнева.
 
 На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии.
  Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум.
  Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути.
  Кто приобрел похвальное дело молитвы, тот приближается к Богу и избегает бесов.
  Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость – причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.
  Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.
  Сомневаться в суждениях, и долго не решаться на избрание чего-либо из двух, есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души.
  Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
  Великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее – отвратить от себя похвалу бесовскую.
  В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения.
  Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство.
  Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.
  Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение.
  Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различению тел.
  Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.
  Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды.
  Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке.
  Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего.
  Будь мужествен во всех случаях, и Сам Бог будет твоим учителем в молитве.
  Никто, кроме святых, не может слышать похвалу без вреда для себя.
  Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы, т. к. молитва есть добродетель частная, а любовь обьемлет все добродетели.
  Кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит.
  Оплакивающий себя самого даже и тела своего отвергся и не щадит его в случае нужды.
  Кто иногда плачет, а иногда наслаждается и говорит смешное, тот вместо камней бросает хлебом на пса сластолюбия; видимо он отгоняет его, но самым делом он привлекает его к себе.
  Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом.
  Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела.
  Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ.
  Сила любви в надежде; ибо надеждою ожидаем воздаяния любви.
  Умножение страха Божия есть начало любви.
  Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего.
  В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении; в средних - прекращение внутренних браней; а в совершенных - умножение и изобилие Божественного света.
  Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого.
  Любовь есть Бог (Ин. 4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
  По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.
  Утешения Божия сподобляются любящие Его.
  Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам. 
  Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями.
  Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, (и тогда) не осуждай; потому что часто и они обманываются.
  Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
  Луч солнечный, проникнувший в дом, освящает в нём все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему и когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи.
  Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!
  Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостию, святым же и преподобным — выслушивать похвалу без вреда.
  Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.
  Кто ласкает льва, тот часто укрощает его: а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.
  Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь.
  Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.
  Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.
  Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно.
  Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя.
  Итак, кто есть инок верный и мудрый? Кто горячность свою сохранил неугасимою, и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию, и желание к желанию.
  Сколько похвальны те, которые с самого начала со всею радостию и усердием совершают заповеди, столько же достойны жалости те, которые на протяжении всей своей жизни ещё с трудом совершают (хотя и совершают) подвиги добродетелей.
(Прп. Иоанн Лествичник)"





"Нерадение, начавшись чуть заметно, проникает всё и ядом своим поражает не только волю, вселяя в нее отвращение от всякого труда и от всякого духовного делания и послушания, но ослепляет и ум, не давая ему узреть всю неразумность и лживость помышлений, на коих держится такое настроение воли, и не допуская его представить сознанию те здравые суждения, которые были бы сильны подвигнуть эту разленившуюся волю, сколько можно скорее и со всем усердием исполнить должное дело, не отлагая его до другого времени. Ибо не довольно делать дела скоро, но должно каждое дело делать в свое ему время, какое требуется по свойству его, и со всем вниманием и тщанием, чтоб оно явилось в возможном совершенстве. 
(Прп. Никодим Святогорец)"





  "Господи, Милостивый, — немощный дух мой не может приити к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь.
  В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил — благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.
  Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее — в Боге. В Боге и жизнь ее, и радость, и веселие, и Господь неизреченно нас любит, и любовь эта познана Духом Святым.
  Господь Сам внушает молиться за людей, и Сам дает силы на молитву, и за это награждает душу. Такова милость Господа к нам.
  Кто познал любовь Божию, тот любит весь мир и никогда не ропщет на свою судьбу, ибо временная скорбь ради Бога доставляет вечную радость.
  Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицем Господа, Которого знает душа молящегося.
  Живем мы на земле, и Бога не видим, и видеть не можем. Но если Дух Святой придет в душу, то мы увидим Бога, как увидел Его святой архидиакон Стефан. Душа и ум Духом Святым сразу узнают, что это Господь, Так святой Симеон Богоприимец Духом Святым в маленьком младенце познал Господа; и святой Иоанн Креститель также Духом Святым познал Господа и указал на Него народу. А без Духа Святого никто не может познать Бога и как много Он нас любит. Хотя мы и читаем, что Он возлюбил нас и пострадал за нас по любви к нам, но помышляем об этом только умом, а душой не разумеем, как должно, любви Христовой; когда же Дух Святой научит нас, тогда ясно и ощутимо познаем мы любовь и бываем похожи на Господа.
  Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает, в чем свобода, где она. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. О, братья мои, вся земля, покайтесь, пока мест есть время. Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых - есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда ты получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселье, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: "Вот истинная свобода: она в Боге и от Бога."
  Благодать Божия не отнимает свободы, а только помогает исполнять заповеди Божии. Адам был в благодати, но воля его не была отнята. Также и Ангелы в Святом Духе (пребывают), но не отнята у них свободная воля. Господь хочет, чтобы мы любили друг друга; в этом свобода - в любви к Богу и к ближнему. В этом и свобода, и равенство. А в земных чинах равенства быть не может, но это неважно для души. Не всякий может быть царем или князем; не всякий может быть патриархом или игуменом, или начальником; но во всяком чине можно любить Бога и угодить Ему, и только это важно. И кто больше любит Бога на земле, то в большей славе будет в Царствии.
  Человек, пока не узнает большего, доволен тем малым, что имеет. Он подобен петуху деревенскому, который живет на малом дворе, видит немного людей и скота, знает десяток своих кур и доволен своею жизнью, потому что большего не знает. А орёл, который летает высоко в облаках, и видит зорким глазом дали, и слышит издалека звуки земли, и наслаждается красотой мира, знает многие страны, моря и реки, видит множество зверей и птиц, он не будет доволен, если посадят его вместе с петухом на малом дворе.
Так бывает и в духовной жизни. Кто не познал благодати Святого Духа, тот подобен петуху, который не знает орлиного полета, не разумеет сладости умиления и любви Божией. Он познаёт Бога из природы и из Писания; он удовлетворяется правилом и тем бывает доволен, как доволен петух своею долею и не скорбит, что он не орел. Но кто познал Господа Духом Святым, тот молится день и ночь, потому что благодать Святого Духа влечет его любить Господа, и от сладости любви Божией он легко несет все скорби земли, и душа его непрестанно скучает только о Господе и всегда ищет благодати Святого Духа. 
  Кто нечисто исповедуется и творит свою волю, хотя он приобщается Святых Тайн, но бесы в нем живут в теле и смущают ум. Если хочешь, чтобы бесы не жили в тебе, то смири себя и будь послушлив и нестяжателен, люби в точности исполнять послушание и чисто исповедуйся. 
  Ах, как нам надо жить смиренно и послушливо, и воздержанно, и каяться на всякий час, любить Господа! Душе, которая кается, Господь за покаяние дает дар Духа Святого.
  Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?» Когда Господь шел в Иерусалим,
и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришел погубить, а спасти» (Лк. 9, 54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается, и тогда спасёмся милосердием Божиим.
  Благодарю я Господа, Он нас создал, и Святым Крещением просветил, и дал Пречистое Тело и Кровь, и дает Себя познать, как Он милостив, наш Господь. Он грехов наших не поминает — это говорит Святое Писание и личный опыт. Он милостиво ждет нас на покаяние. Люди, которые каются, будут вечно жить с Богом и будут Бога любить, и будут как дети милы Отцу. Господь будет любить Свое создание, и люди будут любить своего Создателя и будут вечно радоваться в Боге. 
  Горе мне, живущему на земле, топчу святую землю и оскверняю воздух, но Господь любит меня и дает каждый день, и час, и секунду жизнь и ждет от меня милостиво покаяния, чтобы я смирялся и вечно был с Ним. Милостив наш Господь, Он нас любит, за нас страдал, лежал в яслях, все небо удивлялось — Сын Божий лежит в яслях. Пришел спасти нас и ввести в рай, идеже Сам будет, и нас зовет: «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). На Фаворе Господь показал Славу Свою ученикам, и они попадали от благоговения во время Преображения — вот Господь куда ведет человека. Ах, вот как нам надо жить и стараться угождать Богу! 
  Теперь взыдем умом на небо, так как наш Господь там живет и милостиво смотрит на землю, и рад зело, если мы каемся во грехах и желаем жить свято, и с Ним все небеса рады, что мы каемся. Но скорбит Господь и небеса, если кто грешит и не кается. Ты, благодать Святого Духа, дала мне это знание, слава Господу и Его милосердию. 
  Господь Бог познается благодатью Святого Духа и от созерцания Его творения, кому как Бог дает; созерцая творения Господа, душа удивится премудрости Божией, как Творец создал небо и землю, и все. От Святого Духа душа знает Бога, насколько благодать Святого Духа открывает и научает. Иисус Христос Себя показывал в Духе Святом, как Ему угодно. Душа видит Его благость, и милость, и кротость, и любовь, и смирение, и все Бог покажет душе Духом Святым, и душа, возлюбив Господа, полностью занята бывает Им. 
  Молиться за людей - это кровь проливать.
  Но если станешь молиться Богу, а бес стоит против тебя, не дает тебе сделать поклон, то ты смири себя и скажи: хуже меня нету на свете, и сейчас бес исчезнет. Они боятся смирения и того, кто имеет сокрушение о грехах, и боятся чистой исповеди. Если ты слышишь, в тебе есть бесы, и слышишь их разговор, то не робей. Они в тебе живут, в теле, но не в душе, и смиряй себя, люби пост, воздержание, а водки и вина не пей. 
  Мы живем на войне, если кому придется согрешить, то иди тот скорее к духовнику и все расскажи, чтобы духовник стоял в епитрахили. Веруй, ты поправился и сейчас изнутри вышел бес, которого ты принял по ошибке. А если не будешь каяться, то тебе до гроба так и не поправиться. Бесы в наше тело входят и выходят. Если человек раздражился, то бес в него взошел, а если смирился, то бес вышел. 
  Люблю я цветы, но любишь ли ты Господа и любишь ли врагов, которые оскорбляют тебя? Если любишь, то хороший ты человек. Господи Боже мой, помози мне Тебя любить так, как святые Тебя любили. Они жили на земле и работали руками, но душа их была занята Богом, и они были сильны в Боге. За скорби благодарили Бога и души свои смиряли. За труды и смирение почтил их Господь. 
  Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его. Не должно забывать Бога ни на одну секунду в сутки: Он любит нас, возлюбим и мы Его всем сердцем и будем просить Его милости, и исполнять Его святые заповеди: в них мы познаем Бога. Он наше сердце, и желание, и веселие, и упование. 
  Душа кроткая и смиренная лучше этих цветов, и запах и аромат лучше и красивее. Господь украсил цветы, но Он любит больше человека и дал человеку Духа Святого, а Он слаще всего мира и приятен для души. Если бы мы Его знали, то больше любили бы, чем цветы. 
  Крепко надо душу свою смирять, каждую минуту, до тех пор, чтобы она и во сне смирялась. Святые любили себя смирять и плакать, и за это Господь их любил и давал Себя познать, коль наш Господь благ и сладка Его благодать Святого Духа, которая научила познать Бога. Сперва входит в душу Дух Святой, и сразу познается Господь наш Иисус Христос, и тогда неописуема радость о Господе. О братия родная, постараемся на деле победить себя, чтобы душа познала Бога. Велика радость знать Бога. Душа ненасытно хочет Его. Велика Божия милость грешному человеку. Господь дает Себя познать, сколь Он милостив, как Он много нас любит. Любовь сия познается от Духа Свята. Вот как в нашей Православной Церкви живет Дух Святой. 
  Кушать нужно столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. А жить надо просто, как малые дети, тогда благодать Бога всегда будет в душе.
  Пост и воздержание, и бдение, и безмолвие и другие подвиги помогают, но главная сила в смирении.
  Знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержан: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце.
  Вот самый короткий и легкий путь ко спасению. Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй , что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Дуга будет жить в тебе, и ты скажешь "Милостив Господь"
  Всякий последний бедняк может смириться и познать Бога Духом Святым. Не надо ни денег, ни имений, чтобы познать Бога, но только смирение.
  Жизнь свою я провел в добре и во грехах, и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка...И к чему привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают. А если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благодатью. 
  Можно много поститься, много молится и много добро делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его.

(Прп. Силуан Афонский)"


                                                     

"Прекрасное покаяние имеет столько силы, что во мгновение времени освободит от тысячи грехопадений и на самом одре борющегося с смертью, если он прибегнет к покаянью. Ибо теснота обстоятельств не стесняет Божиего человеколюбия. Написано в пророческой книге: «егда», отвратившись от самых худых дел своих, из глубины сердца «воздохнеши, тогда спасешися». И в этом да уверит тебя смиренный мытарь, с воздыханием принесший краткую молитву, и немедленно получивший оставление многочисленных долгов, и по суду Божью оправданный более высокомерного фарисея, который весьма во многом поступал праведно.
(Прп. Нил Синайский)"







  "Человек не может приобрести чистоту без борьбы с помыслами. Не начинай молитву как попало, но сначала собери свой ум. Когда же найдёт на тебя гнев - крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз - станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях. 
  Прежде всего - "познай себя", то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа.
(Прп. Иосиф Исихаст)"






"Православие не может быть «удобным», если оно, конечно, не подделка. Без боли в сердце (плача - от авт.) нельзя прикоснуться к Богу.
(Иеромон. Серафим (Роуз))"






"Сами на себя не налагаем никакого подвига, вот и посылается извне. Остаётся только без ропота терпеть.
(Игум. Никон (Воробьёв))"






"Топите без перерыва свою внутреннюю печку краткой молитовкой. (Свт. Феофан Затворник)"





  "Ибо не столько предосудительно то, чтобы погрешать,- это свойственно человеческой немощи,- сколько то, чтобы, согрешая, не осознавать свое согрешение и не исповедывать его.
  Не принимай в уши свои непристойных слов: убегай, сколько есть сил всяких беззаконных речей: они острее всякого ножа, и ими потом враг чрез воспоминание уязвляет сердце. 

(Прп. Максим Грек)"





"Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение. (Прп. Исаак Сирин)"





"Один из законов Божественного о нас Промысла есть так устроять жизнь каждого и течение случайностей в ней, чтобы он, пользуясь ими разумно, мог наискорейшим и наиудобнейшим образом очистить себя от страстей. (Свт. Феофан Затворник)"





"Читай Иисусову молитву и радуйся, что Спаситель дозволяет тебе - недостойному и грешному, произносить имя Своё святое.
(Прп. Феодосий Кавказский)"






"Человек рождается на страдания, чтобы, как искра сгорая, устремляться ввысь.
(Книга Иова, 5:7)"





  "Когда мы молимся о людях, то меняется наше отношение к ним (в лучшую сторону - от авт.). И не только наше, но, как это ни удивительно, их отношение к нам тоже претерпевает изменения.
  Когда постоянно подмечаешь человеческие недостатки, рассматриваешь, обсуждаешь их, жизнь очень тяжела: она наполнена размышлениями об этих недостатках, взгляд то и дело упирается в них, больше того, подчас, кроме них ничего увидеть вокруг себя и не удается. Когда же еще и осуждаешь постоянно, то жизнь вообще превращается в какой-то мрак, им же наполняется сердце. Вот уж воистину: «Отврати мои очи, Господи, чтобы не видеть мне не только суеты, но и недостатков и пороков ближних моих, а если вижу, то не судить». Иначе что получается? Получается, что недостатки и пороки у них, а плохо мне… 

(Игум. Нектарий (Морозов))"





"Многие молятся устно, и любят молиться по книгам; и это хорошо, и Господь принимает молитву и милует их. Но если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь. 
(Прп. Силуан Афонский)"






"Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве. Не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. 
(Св. прв. Иоанн Кронштадтский)"





"Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






"Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: 
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.»
(Прп. Серафим Саровский)"






  "Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. Пос­ле молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо мол­чание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначи­тельное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление.
  Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произно­симых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное. 

(Прп. Никон Оптинский)"





"Жалуешься на трудную жизнь... сказано в Писании утешение: “Кийждо приимет свою мзду по своему труду”. Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду и пространство, и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. 
Старайся потерпеть и Бог тебя не оставит.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Тщеславие – искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Читай молитву Иисусову, ударяя при слове «Господи» или «Иисусе», как гвоздем в сердце. Тогда постепенно защемит сердце благодатью, и имя Иисусово изгонит нечистые помыслы из сердца.
(Свт. Серафим (Соболев))"






"Вы говорите, что слушались бы каждого слова о. Серафима, а я Вам говорю, что это Ваша мечта, а не действительность. Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. 
Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицом Его то, что Вы делаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа. Если Вы могли бы во всем слушать человека, то почему бы Вам хоть в течение часа ежедневно не слушаться Господа? Не мечтаете ли Вы слишком много и о большом, упуская малое, реальное, доступное Вам? Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого.
(Игум. Никон (Воробьев))"






"Современный человек теплохладен. Он пытается пользоваться христианством, пользоваться Церковью, но совершенно не считает при этом, что он должен что-то в самом себе, в своей жизни менять. Впрочем, такие понятия, как "должен" или "не должен", здесь не совсем подходят. Ведь когда человек приходит к Богу, к Его Церкви - это всегда выбор сердца. И если человек сердцем этот выбор совершает, его жизнь изменяется. Если она не изменилась, значит, выбора не было. Не выбрал христианства человек. Хотя и принял, может быть - внешнюю форму, определённый образ. 
(Игум. Нектарий (Морозов))"






"Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой-либо образ, (или себя представлял под каким либо образом, или, чтоб в уме твоем печатлелся какой-либо образ); но невещественно приступи к невещественному, – и сойдешься с ним.
(Прп. Нил Синайский)"











Для перехода на страницу с окончанием 12 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_otveta_12_na_vopros_116/2-1-0-374







                                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (28 Фев 16)
Просмотров: 584

Поиск