"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 17 ответа на вопрос 116.


  "Будете не раз искушаемы, крепитесь и не бойтесь. Зло опасно для того, кто о Господе Боге не помнит. Вы же не забывайте, что Имя Господне охраняет вас, Имя Его, произносимое с верой в Него. Будьте бодры, чувствуйте себя сильными верой в силу Животворящего Креста. 
  Крест - ваше оружие, крест - ваше спасение, он вам помощь, он победа, он - радость ваша. Поймите это. Крестные страдания Спасителя попрали диавола, и Христова смерть на Кресте спасла нас, выкупила из рук смерти вечной. И вместо смерти дала нам жизнь. 
  Осеняя себя Крестом, вы притягиваете на себя частицу этой высшей жизни; потому благоговейно делайте крестное знамение. Я хочу указать примером на великую силу сего: в древности, когда мучали последователей учения Сына Господня и бросали их на растерзание зверям, были неоднократно случаи, что звери не смели приблизиться, когда мучимый осенял себя с полной верой крестным знамением. 
  Хотите выровнять свой путь, но трудно вам, огрубела ваша оболочка, не можете сразу себе уяснить, что от какого духа рождается. Исполняете злое, а потом спохватываетесь. В том-то и совершенство духа, чтобы вовремя различать злое от доброго и вовремя отбрасывать рожденное от диавола, побеждая его, как учат вас, и принимая, развивая рождающееся доброе (говорю о мыслях). Если хотите, можете часто видеть, как мысли ваши борются, но борьба эта идет для вас незаметно; надо захотеть ее увидеть и остановить свое внимание на этом, сосредоточиться. Но вы еще не можете, вы еще, как младенцы, в пеленах.
  Все требует желания и упражнения. Что значит "сосредоточиться"? Это значит собрать свои мысли так, чтобы не рождалось злое от злого, чтобы не было тьмы, чтобы ничего не отвлекало, чтоб образовалась связь с небесным и нити связывающие были крепки, подобно проволоке, и ничего не могло разорвать их. Упражняйтесь в этом спокойно, но твердо, откидывая "злое порождение". Дух победит плоть, и тогда поймете. Возьмите опять же пример: когда ребенку больно, мать старается сосредоточить его детское внимание на каком-либо предмете, и, отвлекаясь на него, полностью им захватываясь, ребенок уже не чувствует боли и перестает плакать. Станьте же такими детьми, и, сосредоточив свой дух на одном Божьем, не будете чувствовать боли, т.е. злых мыслей. 
(Архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской))"

 



"Как ни обширны твои ежедневные занятия, как ни тяжек труд твой, которым ты снискиваешь себе пропитание, без сомнения, ты в состоянии уделить хоть сколько-нибудь, от первых часов дня и ночи, на молитвенную беседу с Богом и в продолжение дня находить хоть минуты, чтобы обращаться мыслью к Богу, — если же возможно, то и во время самых занятий и трудов не оставлять молитвы. «Дело в руках, - говорит один подвижник, — а молитва в устах».
(Свт. Филарет Московский)"






"Если мы не будем ставить себя на место судьи и превозноситься перед другими, то гнева не будет. То же самое и с немирностью; наши немирные мысли вызывают беспокойство у людей, с которыми мы общаемся. Необходимо научиться владеть своими мыслями, вносить в них порядок, тогда и мысли других людей не повредят нам. Нужно научиться Христовой простоте. Часто бывает, что когда мы собираемся навестить кого-то, то уже наперед думаем, что, возможно, мы помешаем ему, и тогда наш визит не получается таким, как нужно, потому что приходим в смущение и производим на того, к кому пришли, отрицательное действие. Нет смирения, пока сердце не успокоится и не начнет бесстрастно воспринимать внешнее воздействие. Такого состояния добиться нелегко, и оно означает не бесчувствие к боли и страданиям других людей, а равнодушие к нашим собственным требованиям, которые часто служат причиной наших страданий.
(Архим. Фаддей, Витовницкий)"




"Если будешь просить прощения у каждой двери, не станешь смиреннее, ибо смирение – это Христос. Если ты прочитаешь горы книг, не станешь мудрее, ибо Мудрость – это Христос. Если ты уйдешь на край земли в поисках Свободы, не станешь свободнее, ибо Свобода – это Христос. Обыщи весь мир, загляни в самого себя: и мир, и ты сам – ничто, ибо нет никого и ничего лучше Христа. Есть ли мир, нет ли мира, все равно – есть лишь одно незабываемое счастье – Христос. Ты спрашиваешь и спрашиваешь без устали – почему то или это так, а не иначе, и не находишь ответа. – Найди Христа, и все твои вопросы закончатся сами собой. О чем бы ты ни судил – так ли оно, или не так, все равно, сердце твое успокоится только тогда, когда оно найдет Христа.
(Мон. Симеон, Афон)"






"Молитва ограждает и отражает страшные внушения темной силы. И особенно сильна молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу.
(Прп. Серафим Вырицкий)"






"Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся, опять согрешил - опять покайся, и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение.
(Иеросхим. Михаил (Петкевич))"






"Итак станем на страже души и сердца своего, вооружившись Верой и Истиною, а наипаче оградимся доверием Слову Божию. «Не судите, да не судимы будете» и «Суд без милости, не сотворшим милости, милость превозносится над Судом». Так можно избежать будущего страшного приговора. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"






  "Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке... Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, а где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной прежде всего надо возбудить дух молитвы. 
  От христиан требуется не только чистая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва. Она заповедана нам святым Апостолом Павлом, который писал: "Непрестанно молитеся", и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: "Бдите убо на всяко время, молящеся", т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь!
(Свщмч. Серафим (Чичагов))"






  "В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство человеков, провозглашающее себя и христианами, и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшего естества, отвергнув с презрением правду евангельскую. Это большинство да услышит определение Господа; «Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене. Всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим». Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения: он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа; ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде; признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. 
  На познании и сознании немощи зиждется всё здание спасения.  Приготовимся смотреть на наши победы и побеждения одинаково: мужественно, хладнокровно, беспристрастно. Увлекся ли ты мечтаниями греховными, усладился ли греховными помыслами, произнес ли праздное, безрассудное слово, употребил ли много пищи или сделал что другое, подобное этому, — не возмущайся, не малодушествуй, не прилагай вреда ко вреду. Покайся немедленно пред Сердцеведцем Богом, старайся исправиться и усовершенствоваться, убедись в необходимости строжайшего наблюдения за собою и, сохраняя спокойствие души, с твердостью и настойчивостью продолжай духовный путь твой.
  Что значит последовать Христу? Значит: изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, деятельности сердца, деятельности тела.
  Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и немогущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство.
  Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума.
  Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
  Брат спросил святого Антония Великого: «Что делать мне, чтоб очиститься от грехов моих?» — Старец отвечал: «Желающий освободиться от грехов, плачем и рыданием освобождается от них; желающий стяжать добродетели, плачем и слезами стяжавает их». Вся книга псалмов — не что иное, как плач. Вспомни о Езекии, царе иудейском, который, как написано о нем пророком Исаиею, при посредстве плача не только исцелился от болезни, но и удостоился получить продолжение жизни на пятнадцать лет; в то время, как изливались его слезы, сила Божия поразила смертию сто восемьдесят пять тысяч человек из войска, нападавшего на него. При посредстве плача святой Апостол Петр возвратил то, что потерял отречением от Христа. Мария, обливавшая слезами ноги Христа, удостоилась увидеть воскресение своего брата, четверодневного Лазаря.
  Амма Сарра была борима бесом блуда в течение тридцати лет и никогда не помолилась о том, чтоб брань отступила от нее, но молила только Бога даровать ей мужество и терпение в брани.
  Спасайтесь, братия, спасайтесь! Земная жизнь каждого из нас очень коротка, — не видать как пройдет. Не видать как подкрадется к каждому из нас смерть! В страшный час смертный всякое объядение и пьянство, всякое любодеяние и прелюбодеяние покажутся нам смрадною и глубокою ямою и пропастью.Как начнем мы жалеть, что валялись в этой яме! Тогда мы познаем, что наслаждение всякою страстью есть самое несчастное, самое горестное обольщение. Блажен тот, кто запасся спасением, запасся спасением чрез посредство молитв своих, чрез посредство милостыни своей, чрез посредство покаяния своего. Таковой внидет в радость Господа своего; таковой внидет в рай сладости, где текут реки благодати Божией, где празднуется вечный праздник спасения.
  Напротив того, ту душу, которая во время земной жизни утопала в грехах, лютые демоны низвлекут во ад. О братия! Невыразимы те муки, которые ожидают грешников в темницах преисподней. Там мрак вечный и вместе огнь неугасающий; там скрежет зубов, там червь неусыпающий. Там раздаются непрестанные вопли и стоны! умоляют о милости; но нет никого, кто бы слышал и обращал внимание на самые убедительнейшие и жалостнейшие моления. Там просят помощи и избавления; но нет никого помогающего и избавляющего. "Невозможно передать словом, — говорит святой Кирилл Александрийский, — невозможно изобразить и представить себе бедствия и страдания, которым подвергаются души, низверженные в пропасть адскую. Изнемогают всякие уста человеческие к объяснению страха и трепета, которые объемлют узников адских; нет уст человеческих, могущих выразить томление и плач их".
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






  "Не злословь брата твоего, даже если ты видишь его преступающим все заповеди. Иначе сам впадёшь в руки врагов твоих. Не говори с гневом. Да будут слова твои, так как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры; подобным было и молчание их. Господь дотоле хранит твою душу, доколе ты хранишь язык твой.
  Помышляй всегда и говори себе: "Не останусь в этом мире долее этого дня". И не будешь согрешать перед Богом.  
  Возлюби труд, и скоро пошлётся тебе спокойствие от Бога.
  Не порицай никого из смертных, чтоб молитвы твои не сделались мерзостными пред Богом.
  Не страшись бесчестий, наносимых человеками.
  Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждениям мира сего, потому что они никогда не преуспеют; но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила Свыше.
  Сын мой! Люби бесчестия более, нежели почести; люби телесные труды более, нежели упокоение тела; люби ущерб в стяжаниях мира сего более, нежели приобретение.
  Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцем во время бедствий, но воздавайте за них благодарения, чтобы получить воздаяние от Господа.
(Прп. Антоний Великий)"






"При разных неудачах говори: "Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужила. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня", — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.
(Прп. Нектарий Оптинский)"






"Молитва друг о друге есть лучшее из общений.
(Свт. Филарет Московский)"






"В притче о наемниках и тот, кому только один час пришлось работать, был одинаково вознагражден домовладыкой. Часы дня в этой притче – образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час – последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь: все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена почти вся жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви голоса Господа: «Придите ко Мне все» и апостольского призвания: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Милость Божия отступает только тогда, когда кто пал и не встает — валяется.
(Свт. Феофан Затворник)"






  "Занятия заботами о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном. 
  
Следствие молитвы то, что мы бываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника.
(Свт. Григорий Нисский)"





"О, как это страшно — не прощать ближним нашим прегрешений их! Разве мы знаем, что происходит в их сердцах? Может быть, они слезно каются пред Богом в той обиде, которую причинили нам, а мы, не желая ничего знать, грубо и безжалостно отказываем им в прощении. Вспомните, как прощал Господь, как прощал разбойника на кресте, как прощал мытарей и блудниц, слезами омывавших ноги Его. А мы часто бываем безжалостны, часто упорствуем, не прощая ближних своих.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"





  "Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями.
  Молитва, произносимая спокойно, с сердечным вниманием, имеет удивительную силу успокаивать возмущенную душу.
  Кто не в меру и неправильно ценит тленные вещи, тот обесценивает Самого Бога и свою бессмертную душу, созданную для Бога, для Неба, для бессмертия, для вечного созерцания славы Божией и вечного блаженства.
  В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и дьявольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.
  Береги всемерно свое сердце или искренность сердечную, способность сочувствия ближним и в их радостях и скорбях, и как яда смертельного беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским; ибо в сочувствии, особенно деятельном, вырабатывается любовь и доброта христианина.
  Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
  Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане — пища и питие, прибыль, игры, разные увеселения. Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело.
  Молитва, произносимая спокойно, с сердечным вниманием, имеет удивительную силу успокаивать возмущенную душу. Когда тебя возьмет печаль о чем-нибудь, сейчас же скажи Господу печаль твою, и Он утешит тебя. 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





  "Вся церковь есть Церковь кающихся, вся она есть Церковь погибающих. 
  Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира.
  На примере разбойника вижу, о Милосердный, великую щедрость помилования. Глядя на этого злодея, никогда не теряю надежды на спасение. 
  Ты сократил длительность жизни нашей; самый большой срок её — семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. По милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших.
  Если увидишь, что брат грешит, и на другое утро встретишься с ним, не считай в его мыслях грешником. Может быть, когда ты ушел от него, он сделал после падения что-нибудь доброе и умилостивил Господа молитвами и слезами.
  Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге.
  Будем избегать недоброго помышления, потому что помышление судится наравне с поступком.
  Тебя, Господи, должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевание для израненных, утешение для всех сетующих.
  Кто превозносится над братом своим, над тем издеваются бесы.
  Враг наш очень искусен, он не связывает нас теми узами, которые нам не угодны, а, напротив, налагает всегда такие узы и сети, которые мы принимаем с великим удовольствием, ибо знает, что изволение наше сильнее нас.
(Прп. Ефрем Сирин)"





  "Во всем, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большей точностью уразуметь ее. К чтению Божественного Писания не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога. Молитву считай ключом к истинному пониманию сказанного в Божественных Писаниях.
  Насколько ум удаляется многословия, настолько просвещается в разборе помышлений. От многословия теряет эту способность и самый сильный ум.
  
Не тогда будем печалиться, когда поскользнемся в чем-либо, но когда закосневаем, потому что поскользновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное умертвие. Печаль же, какую чувствуем о своих поскользновениях, вместо чистого делания, вменяется нам по благодати. Кто в надежде на покаяние поскользнется вторично, тот лукаво поступает с Богом. Неведомо нападает на такого смерть и не оставляет ему времени, чтобы, как надеялся он, покаяться и исполнить дела добродетели.
 
 Горделивому попускается впадать в хулу, превозносящемуся деятельной добродетелью попускается впадать в блуд, а превозносящемуся своей мудростью – в темные сети неведения.
(Прп. Исаак Сирин)"





  "Посещайте чаще храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком - нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: "Господи, а я то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!"
  Какие самые большие дары Божии? Покаяние и Причащение суть большие из всех даров Божиих. Отчасти можно отнести сюда и священные книги.
  У нас один меч — молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земле» .
  Берегите сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"





  "Рассмотрим покаяние. Действия его подобны действию купца, который, нагружая корабль, слагает в него не один товар, но все, что признает доставляющим прибыток. Если видит другого купца, понесшего потери, то не подражает ему; он подражает тем купцам, которые обогатились. Всякое убыточное торговое предприятие он отвергает; все, доставляющее выгоду, старается усвоить себе, прибегая для этого и к займам. Он заботится покупать наиболее такой товар, который уже доставлял ему наибольшую прибыль. Он спрашивает обогатившихся и не завидующих ему, за какую цену можно купить и продать разные предметы торговли. 
  Такой деятельности купца подобна деятельность души, желающей благополучно предстать Богу. Она не довольствуется каким-либо одним добрым делом: она старается исполнить все, споспешествующее намерению ее; она убегает от всего, наносящего ей вред.
  Брат! соделавшись таинственным купцом Господа нашего Иисуса Христа, приложи все старание о купле Царя твоего, удаляясь от всего, приносящего убыток. Приносят убыток: слава человеческая, гордость, оправдывание себя, нерадение, злоречие, любостяжание, любопрение, самохвальство, мирские заботы. Все это вредно в купле Иисусовой, - и не возмогут благоугодить Иисусу те купцы Его, которые в товаре своем имеют и эти принадлежности.
  Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху.
  Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не боимся поступать нечестиво и грешить пред очами Бога, Который зрит сокровенное.
  Если пренебрегут твоим словом и ты обидишься этим, то нет в тебе страха Божия.
  Если при разговоре с братиями ищешь, чтобы слово твое взяло верх над словами других, то нет в тебе страха Божия.
  Люби более молчать, нежели говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе; от многословия он впадает в рассеянность.
  Если ты сделал что доброе, не хвались этим. Опять: если ты сделал много зла, то не печалься об этом безмерно, но решись твердо в сердце твоем впредь не увлекаться.
  Не советуйся о помыслах твоих со всеми; советуйся только с отцами твоими. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение.
  Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и брань твоя облегчится. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы, как благие, так и лукавые.
  Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние.
  Человек, доколе делает зло, не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра.
  Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести; никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих.
  Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту; невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.
  Если не предашь себя в полное повиновение Господу, а будешь последовать только одной или немногим заповедям Его, то Он не будет помогать тебе.
  Великой важности сердечный подвиг, состоящий в том, когда человек оставляет свою правду и волю, которые он признает благоугодными Богу, и исполняет слово наставника своего, которому он ради Бога предался в послушание.
  Если совершаешь молитвы и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом спящем или нерадящем и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой. Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. 
  Кто говорит, что боится Бога, и не находит в себе страха Божия в то время, как представится нужда в нем, чтоб обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтоб обуздать человекоугодие или искание славы человеческой, или какую другую страсть: того все подвиги суетны.
  
Кто истинно кается, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает свои грехи.
  Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших благ для тебя. Познается дерево от плода и устроение ума – от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души
  
Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твоё.
  У человека, занятого непрестанным созерцанием грехов своих, нет языка для пустых и многих бесед. Всеусильно старайся не произносить устами одного, имея другое в сердце. Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить.  
  Когда кто обвинит тебя по какому либо делу, которое ты сделал, или не сделал, то, если ты смолчишь, это будет по природе Иисуса, если скажешь в ответ: "Что я сделал?", то это будет не по Его природе, – если же противоречишь слово за слово, то это будет против природы Его. 
  Будь мирен со всеми, чтобы иметь дерзновение в молитве.
  Ежедневно, вставая рано утром, дева заботится единственно о том, чтоб предстать прекрасною пред взоры жениха. Часто смотрится она в зеркало, рассматривает, нет ли какого недостатка на лице ее, который мог бы показаться неприятным жениху. Так и святые проводят и ночь и день в тщательном рассматривании своих дел и помышлений: они изучают себя, находятся ли под водительством Бога, под водительством Святого Духа, или нет. Брат! Усердно подвизайся подвигом болезнующего сердца и подвигом тела в духовном разуме, чтоб получить радость вечную. Этой радости удостаиваются немногие! удостоились те, которые стяжали меч Духа и освободили душу и чувства от осквернения страстями. Силен Бог помиловать немощь нашу и сопричислить нас к святым Своим. 

(Авва Исаия)"





  "По выходе из церкви не рассеивайтесь умом по суетным и бесполезным вещам, чтобы диавол, придя и найдя вас занятыми такой суетой, не похитил тотчас из сердец ваших память о слышанных вами в церкви полезных для души словах и вы опять не остались пустыми от спасительного учения. 
  Не прельщайтесь, братия мои - воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и на милосердие Его уповая, я надеюсь, что буду спасён. Однако знайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит на пользу тем, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их ещё строже, чем нечестивых и неверных. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Если хочешь достичь спасения — узнай и сердцем содержи всё, чему учит Святая Церковь, и, принимая Божественные силы чрез таинства Церкви, иди путём заповедей Христовых, под руководством законных пастырей — и несомненно достигнешь Царствия Божия и спасёшься. Всё это существенно необходимо в деле спасения, необходимо всё в совокупности и для всех. Кто одного чего не принимает или не допускает, нет тому спасения.
(Свт. Феофан Затворник)"





  "Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным.
  Если кто скажет, что лучше гордиться, делая добро, чем смиряться, согрешая, тот совсем не понимает ни вреда гордости, ни пользы смирения.
  Не так пагубно самому грешить, как ввести в грех других.
  Награда бывает больше, если ты делаешь, не ожидая награды.
  Пьянство — это многоглавый зверь. Здесь вырастает у него блуд, там гнев; здесь — тупость ума, а там — постыдная любовь.
  Господь награждает нас великими дарованиями, только бы мы искренне верили и никогда не колебались в помыслах.
  Мы не в состоянии достойно возблагодарить Господа. Но наш долг приносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа словом и добродетельной жизнью.
  Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него. Послушай, что Он сказал Петру: «Возврати меч твой в его место».
  Будь готов к тому, что Господь каждый день может потребовать твою душу. Не делай так, чтобы сегодня покаяться, а завтра забыть об этом, сегодня плакать, а завтра плясать, сегодня поститься, а завтра упиваться вином.
  Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения. Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия. 
  Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная. Хотя благодарность ничего Богу не прибавляет, между тем нас приближает к Нему.
  Господь повелел взывать: «Отче наш», чтобы мы, научившись иметь общего Отца, оказывали братское расположение друг другу и любовь и искали Небесное Отечество. Тот, кто кроток и человеколюбив к ближним и не мстит согрешающим против него, но воздает за обиды благодеяниями, безукоризненно может называть Бога Отцом.
  Христос со мною, и кого мне бояться? Хотя бы волны поднимались на меня, хотя бы моря, хотя бы ярость правителей, всё это для меня ничтожнее паутины. Ибо всегда говорю: Господи! Да будет воля Твоя; не то да будет, чего хочет тот или этот, но чего хочешь Ты.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.
(Прп. Серафим Вырицкий)"





"Кто больше и внимательней молится, у того душа более и силы имеет к перенесению скорбей.
(Прп. Иосиф Оптинский)"





"Надо смиренно о себе думать и смирением растворить всякое свое делание, но ложное смирение, выставляемое в извинение своего нежелания и лености подвизаться, далече отогнать: "Где уже нам, грешным, это делать. То были люди святые." Так приходится слышать тех, кто не хочет трудиться для своего спасения. Можно им ответить: да, это верно, но и святые, очень часто, прежде были великие грешники, стали святыми, подвизаясь, поэтому грешником себя считать — считай, а на добро себя понуждай. Будет польза. Самооправдание — корень зла. 
(Прп. Никон Оптинский)"





  "Когда что худое в ближней твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные.
  Спасение твоей души тебе должно быть дороже всех сокровищ мира сего, дороже неба и земли и всей славы мира, собранной воедино. Ибо душа без всего этого уйдет в иной век, и ничего не возьмет с собой.
  Осуждение есть признак самолюбия.
  Из всех наук самая главная — познание своей души.
(Свт. Тихон Задонский)"





  "В человеке проносятся душевные и греховные помышления, и если греховному помышлению удастся утвердиться, оно задерживает душу и препятствует ей приблизиться к Богу и одержать победу над грехом.
  
Душа тому и принадлежит, с кем в общении и единении она своими хотениями. Поэтому, или, имея в себе Божий свет и в нем живя и украшаясь всякими добродетелями, причастна она свету упокоения; или, имея в себе греховную тьму, подлежит осуждению.
(Прп. Макарий Великий)"





"Как скоро обида разжигает твое сердце - вспомни о Христе и о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и, как водою, угасишь свою скорбь.
(Свт. Григорий Богослов)"





"Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя всё к одной цели — стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Тогда и желания твои будут правы и благочестивы и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, полагаясь на волю Божию.
(Прп. Никодим Святогорец)"





"Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному. Если злопамятствуешь на кого — молись о нём.
(Прп. Максим Исповедник)"





"Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам: напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли. Коснение в грехе производит в душах неисправимый навык. Застаревшая душевная страсть или утвержденное временем помышление о грехе с трудом излечиваются или делаются совершенно неисцелимыми, когда навыки, как чаще всего случается, переходят в природу. Поэтому нужно желать, чтобы нам даже и не прикасаться к злу. Кто за других молится - за себя молится.
(Свт. Василий Великий)"





"Мы легко забываем прочитанную духовную литературу, потому что читаем ее без боли в сердце. Мы не сопереживаем тому, что читаем. Нет ничего слаще, чем мирная, спокойная совесть. Такой человек чувствует себя внутренне окрылённым, и тогда он летит.
(Прп. Паисий Святогорец)"





  "Леность в ничто превращает предшествовавшие труды, как бы они ни были славны, а рачительность уничтожает и прежнюю леность. Верующий во Христа ничем другим не может доказать свою веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено. Если желаешь спасения — делай все, что ведет к нему.
  Люта неистовая страсть сребролюбия. Объятая ею душа решается на всякое беззаконие, не знает насыщения страстью и ведется ею в глубину зла. Страсть эту должно отсекать в самом начале. Если же она возобладает нами, то не возможем преодолеть её.
(Прп. Исидор Пелусиот)"





  "Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью. 
  Хотя бы уже и с Богом, по-видимому, был ты, берегись демона блуда; ибо он очень обольстителен и коварен и всячески усиливается превозмочь устремление трезвенного ума твоего и отвлечь его от Бога, даже когда он предстоит Богу с благоговением и страхом.
  Не пресекай молитвы, пока не воздашь вполне молитвенного долга, и не слушай помысла, будто пора садиться за работу; равно, когда сидишь за работою, не осуечайся сильно делом, чтобы, торопясь, не возмутить сердца и не сделать его негодным для молитвы.
  Бывает, что иногда демоны, вложив тебе какие-либо помыслы, сами же побуждают молиться против них, воспротиворечить им, — и тотчас отбегают, чтобы ты впал в прелесть, возомнив, что начал уже побеждать помыслы и устрашать демонов.
  Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ.
  В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой.
  Если вожделенна для тебя настоящая молитва, — отрекись от всего, да все наследуешь.
  Когда молишься, как должно, могут встретиться тебе (или придти на ум) какие-либо дела, за которые покажется тебе праведным прогневаться на ближнего. Поостерегись. Нет совсем гнева на ближнего, который был бы праведен. И, если поищешь, то найдешь, что можно и без гнева дело устроить хорошо. Почему всячески ухитряйся — не подвигнуться на гнев. Смотри, как бы, думая уврачевать другого, самому не остаться неисцеленным, и не дать препинания молитве своей.
(Прп. Нил Синайский)"





"Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такого тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души. Если уничижишь себя, то найдешь покой: потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях.
(Прп. Пимен Великий)"





"Все делание заповедей заключается в молитве, ибо ничего нет выше любви к Богу.
(Прп. Никита Стифат)"





"Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает, в чем свобода, где она. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых — есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда ты получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость и веселье, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: "Вот истинная свобода: она в Боге и от Бога".
(Прп. Силуан Афонский)"






"Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.
(Прп. Серафим Саровский)"






"Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"







  "На почве смирения вырастают хорошие плоды. В познании греховности своей душа верою познает Господа. А в самости — что она будет видеть и знать, кроме себя? А своё «я», как бы оно ни было хорошо и украшено добром, — что оно может дать? Ни света, ни жизни. В нём есть сила, страшная, воюющая против всех заповедей Божиих, против ближних, против Самого Бога, сила, убивающая саму душу, лишающая её добра, жизни, Бога. В минуты покоя трудно усмотреть, какой дух движет всеми действиями человека, даже добрыми, даже стремлением ко спасению, к добру, к Богу. Но во время искушений обнаруживается то, что было неясно. Если Господь управлял душою, то время искушений будет для души временем побед и венцов, временем сильного преуспеяния. Если же самость управляла действиями человека, то во время искушений сила её на неё же обращается и мучит бедную душу, как пленницу, отводя её в самую глубь ада. 
  Но все-таки эти минуты лучше воображаемого покоя. В эти минуты душа может правильно понять своё состояние, не обманывается воображаемым добром своим, и понятий ума не сочтёт своим достоянием. В это время, если только правильно отнесётся ко всему в это благословенное время, может низко, низко сойти душа. И если она согласится полюбить свою низость, свою полную нищету, если отдаст предпочтение ближним и Господу, — порадуется, что Он Один высоко и что есть приближающиеся к Нему из моего естества, тогда вкусит утешение от того добра, которое не самость создает, но её умерщвление.
  Смирение — это единственное состояние духа, через которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может войти в сердце плотского человека. Смирение даёт уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всём. До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы.
  Наведением скорбей враг усиливается погубить душу, уклоняя её в уныние, в ропот, в нелюбовь к ближнему, а Господь, попуская скорби, хочет спасти её, давая ей возможность борьбою приобрести мужество, терпение, разум духовный и, наконец, смирение, когда самые эти скорби превысят силу. Вот посреди этих путей стоит душа и куда склонится, тот путь и примет её и доведёт до своей цели.
(Игум. Арсения (Себрякова))"






  "Вы спрашиваете, как бороться против страстных помыс­лов? По свидетельству опытных подвижников, много облег­чает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богоро­дице, а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса, уга­шает раскаленные стрелы лукавого. Необходимы для сохранения душевной и телесной чистоты также частая исповедь и причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Вообще при борьбе с какой бы то ни было страстью всемерно нужно стараться отвлечь внимание от обу­ревающих помыслов в сторону любви к Богу. К объятой любовью к Богу душе не может приблизиться ни один нечистый помысел, все равно как на горячий сосуд не сядет ни одна мyxa, будь в нем даже самое лакомое кушанье.
  Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном — самоотвержении. Самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания.
(Прп. Гавриил Седмиезерский, (Зырянов))"






  "Вставая на путь молитвенный, надо решить твердо: не брошу его никогда. Начать и бросить хуже, чем не начинать вовсе.
  О трудящихся над очищением души своей и потом бросающих свою работу Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже» первого».
  Когда молитва изгоняет из души духа нечистого, он не успокаивается и не оставляет человека, а спустя некоторое время вновь «возвращается в дом свой».
  Если человек, очистивший себя молитвою, вновь впустит к себе духа нечистого и тот, возвратившись, найдет душу «выметенной и убранной», он не ограничится тем, что поселится в ней, как раньше.
  Он сделает худшее. Он возьмет с собой семь духов, злейших себя, и войдет в душу, овладеет ею вполне. И это для человека хуже, чем то, что было ранее.
  Молитва Иисусова ни в коем случае не должна заменять собою установленных Церковью правил и служб.
  Вставший на путь «замены» постепенно отходит от главного источника всех истинно молитвенных состояний – от Церкви. Соблазняемый дьяволом, который внушает, что замена молитвой Иисусовой всего остального есть замена «высшим» «низшего», молящийся, как слепой, идет в духовную пропасть. Обособленный в своей молитве от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в кругу своих личных молитвенных переживаний, услаждаясь некоторое время ими как необычайно возвышенными, доходя во время молитвы чуть ли не до новых «откровений», или впадает в прелесть: горделиво начинает мудрствовать о себе как о человеке богоизбранном, имеющем непосредственную связь с Богом, помимо Церкви, или теряет все сразу и впадает в уныние.
(Протоиер. Валентин Свенцицкий)"







"Для стяжания Иисусовой молитвы необходима борьба со страстями: в чистом сердце молитва пробуждается сама собой. Древние святые пребывали в постоянной молитве именно благодаря своей простоте и незлобию.
(Схиархим. Серафим (Романцов))"











Для перехода на страницу с окончанием 18 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:


http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_18_k_otvetu_na_vopros_116/2-1-0-380







                                                                   ХРИСТОС  ВОСКРЕСЕ !     

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (10 Мар 16)
Просмотров: 791

Поиск