"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 20 ответа на вопрос 116.



  "Если вы чувствуете иногда, по-видимому, безо всякой причины тоску на сердце, то знайте, что душа ваша тяготится пустотою, в которой она находится, и ищет Существа, Которое бы наполнило ее сладостно, животворно, то есть ищет Христа, Который Един есть покой и услаждение нашего сердца.
  В жизни христианской необходимы искушения, пробы или испытания нашего душевного состояния, и как жизнь наша по подобию вещей, находящихся в доме, покрывается своего рода нечистотою, то и необходимо очищать ее. Как для пробы каких-либо вещей, например серебра, нужны инструменты, так и для пробы или испытания души нужны люди, для подобного подобное же, которые волею или неволею, намеренно или вовсе не умышленно своими поступками в отношении к нам делали бы явным и для нас и для других, покорны ли мы Божиим повелениям, объявленным нам в Евангелии, или нет, - по духу ли мы живем, умерщвляя деяния плотские, или по плоти, повинуясь, как рабы, воле плоти и плотских помышлений и страстей, и мы, узнавши, что живем не по воле Божией, не по заповедям Сладчайшего нашего Спасителя, а по своей греховной и слепой воле, вскоре и исправились бы, спешно и усердно последовали бы заповедям божественного Евангелия.
  Kто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели… Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу, так как свойство греха — омрачать нас, связывать нас по рукам и ногам. Но время и место для действия благодати — только здесь: после смерти — только молитвы Церкви и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви.
  Для очищения и воспламенения нашей молитвы Господь попускает диаволу мучительно разжигать внутренности наши, чтобы мы, чувствуя в себе чуждый огнь и страдая от него, старались внести в сердце свое смиренною молитвою огнь Божий, огнь Духа Святого, оживотворяющий сердца наши.
  Благодари пребыструю Заступницу, нашу Госпожу Богородицу, Пречистую, Преблагословенную Деву Марию, по молитве нашей сердечной, спасающей нас от грызения и утеснения диавольского. Воззри на Нее сердечными очами в Духе Святом, воззри как бы у самого сердца твоего сущую и воззови к Ней: Пребыстрая Заступница, Госпоже Богородице Марие, спаси меня от врага — запинателя! И тотчас в минуту спасает Она тебя по вере сердца твоего, по упованию на Неё. Так и отступит от “боку” теснота, огонь и уныние тяжкое. Дивно спасение Владычицы! Так оно и льётся тебе в душу. Только воззри на Неё очами сердечными с упованием на Её благость и благомощие. Вера твоя спасет тебя (Матф. 9.22) 
  Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение (почтительность - от авт.), ибо в нем Господь, Который через него часто выражает волю свою.
  Иные лишь только начинают молиться, как уже думают скорее кончить. Это наемничество. Недостойна христианина, как свободного существа и как сына Божия по благодати, такая молитва. Заранее не жди пользы от такой продажной молитвы. Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорною твоею рабою. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива. Необходимо возбуждать сердце своё к молитве, иначе - оно совсем заснёт. Можно ли непрестанно молиться (Ср.:Фес.5,17)? – Можно, как можно непрестанно дышать. Молитва – дыхание души.
  С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека — это каждый внимательный может ощущать. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого, что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, — у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвою и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодливости и не молятся, — естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы.
  Сердце (здесь о совокупности трёх душевных сил человека: вожделевательной/желательной, эмоциональной/раздражительной и разумной - от авт.) тонко, легко, духовно, небесно по природе своей. Береги сердце - не отягощай (не обмирщай - от авт.), не оземленяй (не делай плотским/страстным - от авт.) его (речь идёт о мироотречении - от авт.). Будь крайне воздержен в пище, в питье и вообще в удовольствиях телесных. Сердце (душа/дух человека - от авт.) - храм Божий. Кто растлит храм Божий, того растлит и Бог.
  В нюже меру мерите — возмерится вам. — говорит Слово Божие. Поэтому поминающего усопших помянет и Бог, и люди по его отшествии от мира сего.
  Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или худому, к вере или к неверию, к простоте или лукавству, к любви или ненависти, к доброжелательству или зависти, к щедрости или скупости, к целомудрию или блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвение и внимание к себе! Ты следишь за событиями во внешнем мире, – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе.
  Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно — во всю жизнь, это — тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение.
  Ни в какой помощи телесной, а особенно в духовной помощи, не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом, с бессмертной душой, по образу и подобию Божию, все искуплены бесценной Кровью Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших.
  Ты имеешь привычку и слабость — раздражаться, сердиться часто из-за пустяков, имеешь дух слабый, изнеженный, самолюбивый. Поставляй себя за ничто попранием всех помыслов осуждения и тщеславия, служи всем, как в чужом теле; привыкай переносить всякие неприятности.
  Не бойся толков и насмешек о себе людских. Это диавольская боязнь, а помышляй, что речёт о тебе Господь Бог, что рекут о тебе ангелы и святые.
  На своём личном опыте я убедился, как скоро слышит Бог молитву двоих и троих, молящихся от сердца вместе.
  Льстецы большие враги наши: они ослепляют нам глаза, не дают видеть нам своих великих недостатков и потому загораживают нам путь к совершенству, особенно, если мы самолюбивы и недальновидны.
  Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.
  Призывание святых означает их близость к нам и приготовляет к всерадостной встрече с ними на небесах.
  Пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


  "Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру. Везде спастись можно, только не оставляйте (память Божия, покаяние  и молитва - от авт.) Спасителя. Цепляйтесь за ризу (образ смирения, осознания своего недостоинства/греховности - от авт.) Христову — и Христос не оставит вас.
  Если посмотреть на жизнь внимательно, то вся она исполнена чудес, только мы часто не замечаем их и равнодушно проходим мимо. Да подаст нам Господь разум внимательно проводить дни своей жизни.
  Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу - лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя.
  Цель - единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
  Когда беспокоят помыслы (страсти - от авт.), или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними (обращать на них внимание/сочетаться с ними - от авт.), а просто говорить: "Да будет воля Божия! (отсекать страсти несогласием с ними, отвращать от них внимание к покаянию/молитве - от авт.)" - это очень успокаивает.
  Ангелы плачут,когда человек унывает и сомневается в милосердии Божием.
  Не заблуждайся относительно знания о том, что будет с тобой после смерти: что здесь посеешь, то там и пожнешь. После исхода отсюда никому нельзя уже достичь успеха. Здесь делание, а там - воздаяние, здесь подвиг, а там - венцы.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"





"Среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению - Тот даст силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога. Если Бог за тебя - то кто против тебя?!
(Св. прав. Алексий Мечёв)"





  "Любое искушение отражайте добрыми помыслами (благостями - от авт.). Например, кто-то хлопнул дверью. Если монахиня начнет осуждать и скажет: “Вот ведь какая рассеянная! Расхлопалась, понимаешь, дверями! Безобразие какое!” — то разве потом она будет в мирном состоянии? Но она может сказать себе: “Ну что же, видно, у сестры было какое-то дело”, – и тогда сохранит мир в своей душе. Или, например, какая-то сестра может услышать, как ночью долго звонит чей-то будильник. Звонит — замолкает, звонит — снова замолкает. Монахиня, которую разбудил чужой будильник, может подумать так: “Да что же это такое?! Ведь не дают ни капельки покоя!”. Но может она подумать и по-другому: “Видимо, эта сестричка совсем утомилась, даже подняться не в силах”. И никакого беспокойства, никакого расстройства от нечаянного пробуждения у неё не будет.
  Когда мы жалуемся на своих ближних – тем самым ропщем на Бога.
  Молитва – это доверие Богу. Когда ты абсолютно веришь Богу, то тебе уже нет нужды просить о чем-то или беспокоиться, потому что Бог уже все понял. Только ожидай с терпением, когда плод созреет и упадёт.
  Не находишь оправдания другим, но находишь себе самому? Тогда пройдет совсем немного времени, и Христос не найдет оправдания для тебя.
  Бог нас никогда не оставляет, Его оставляем мы.
  Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас (молитва живых/церкви об усопших передаёт им благодатью Божией утраченную вместе с телом способность к покаянию в геенне - от авт.). Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой. Молясь за усопших, мы как бы даём Богу «право» на вмешательство (фигура речи святого, нисходящая к немощи его слушателей, ибо Бог Вседержитель есть любовь и поэтому не нуждается ни в каком заимствовании права на милость - от авт.).
  Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает (физически - от авт.), тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно.
  Женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, который, не имея исходного сырья, работает вхолостую - трясётся сам и сотрясает других.
  Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы (чрезмерно - от авт.), либо то, что он занимается ею от эгоизма (напр., из славолюбия - от авт.) и поэтому не получает Божественной помощи.
  В сострадании сокрыта любовь такой силы,что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому,то начинаешь любить его сильнее.
(Прп. Паисий Святогорец)"





"Почему люди не желают спасаться? Почему люди не спасаются, почему избегают богослужения или не хотят творить добродетели? Потому что не хотят накликать на себя скорби и причинить насилие своей плоти. Кратко сказать, потому что ищут везде и во всем покоя. Весь мир помешался на покое, наслаждении, счастье. В этом - цель цивилизации. Христос же учит обратному: "В мире скорбны будете", "В терпении вашем стяжите души ваши" и через апостола: " ...многими скорбями подобает нам внити во Царствие Божие".
(Прп. Иустин (Попович))"





"По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало.
(Свт. Григорий Нисский)"





  "Когда в тебе зародится малая страсть, не смотри на то, что она мала, если ее питать, она разрастается и произведет величайшие бедствия. И никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться - даже если зло стало навыком и вошло в природу человека.
  Мы потому боимся смерти,что живем в нерадении и не имеем чистой совести.
  Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви.
  Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них.
  Благодарить же должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности.
  Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устраивал наши дела и сохранял нас.
  Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огонь гееннский. Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: где червь их не умирает и огонь не угасает. Вижу, что вы содрогнулись, но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это. Впрочем, если хотите, это не будет для вас неприятно. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро.
  Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. Бог произносит суд не только в соответствии со свойствами наших преступлений, но и с твоим судом о других.
  Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага.
  Не так пагубно самому согрешить, как ввести в грех других. Поэтому, видя, что другие грешат, не будем подталкивать их на грех, но постараемся извлечь их из бездны порока, чтобы за гибель других нам самим не подвергнуться казни. 
  Какая польза в посте, когда обвиняем других, когда осуждаем их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаем для того, чтобы показать себя? Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра.
  Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатывается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.
  Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная. Хотя благодарность ничего Богу не прибавляет, между тем нас приближает к Нему. Благодарить же должны не только здоровые, но и больные; не одни благоденствующие, но и терпящие напасти. Нет ничего удивительного в благодарении, когда нам помогает попутный ветер. Но когда бывает сильная буря, корабль опрокидывается и находится в опасности, тогда благодарность служит большим доказательством терпения и признательности.
  Гордость и высокоумие низвергло диавола с неба в преисподнюю, – смирение и кротость возносят человека с земли на небо.
  Когда начнёшь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.
  В этом мире каждый человек подобно путнику пользуется Землёй как гостиницей и поэтому единственное его богатство - это благочестие и добродетель, которые только он и сможет взять с собой (по исходу души из тела - от авт.).
  Наша обязанность - всегда, всю жизнь нашу вести себя так, чтобы, когда станут звать нас из этой жизни, немедленно сказать: "Готово сердце наше".
  Ничто не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в Церкви веселие для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных.
  Нет ничего могущественнее кротости. Как вода погашает сильно горящее пламя, так и слово, сказанное с кротостью, утишает гнев, воспламененный сильнее огня в печи. От кротости происходит двоякая польза: и сами мы обнаруживаем в себе кротость, и, успокоив раздраженный дух брата, спасаем от потрясения его рассудок.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





  "Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен. Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия.
  Боголюбивая душа подвергается многим испытаниям и искушениям. Мужественно претерпевая скорби, она делается чище и пригоднее к духовному деланию и, наконец - удостаивается наследовать небесную область Царствия.
  Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их. Напротив, Ему угодно, чтобы мы сами через исповедь осознали свои грехопадения.
  И успехами не хвались, и при погрешностях не отчаивайся.
  Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают её в разбитую бочку.
(Прп. Ефрем Сирин)"





  "Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем одном имеет себе упокоение... На всех путях, какими ходят люди в мире, не обретают они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога.
  Бойся привычек больше, нежели врагов. Питающий в себе привычку (худую) - то же, что человек, который дает пищу огню, потому что мера силы того и другого (т.е. привычки и огня) зависит от количества вещества. Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою; а если однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою.
(Прп. Исаак Сирин)"





"Имей всегда в сердце своем страх Божий и помни, что Бог везде с тобой, на всяком месте, идёшь ли ты или сидишь.
(Свт. Геннадий Константинопольский)"





  "Когда начнут хвалить нас, поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
  Как облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум. Опытом доказано, что за какие грехи осудим ближних - в те сами же и впадём.
  Видел я одного человека, который передал другому свою греховную привычку, а потом начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не перестал грешить, то покаяние его действительно не было.
  Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому что, получив просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение.
(Прп. Иоанн Лествичник)"





"Не сетуй на тяжесть креста, в день скорби поведай печаль свою Господу, и Он утешит тебя. Не просите у Бога ничего, кроме исполнения воли Его, ибо Он сам знает, что ниспослать нам. Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю». 
(Прп. Серафим Вырицкий)"





  "Тело есть раб, а душа - царица, а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями, ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя, да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей.
  Самих себя должно нам считать грешнейшими всех, и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.
  Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению.
  Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.
  Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание.
  Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время,- знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошаний. Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению Псаломника, "мир мног любящим закон Твой, Господи". 
  Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять. Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние. 
  Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. 
  В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божия. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, даёт благодать Духа Святаго, но более всего даёт молитва (делать что-либо ради Христа/Его радости - это и есть память Божия, т. е. умная молитва. Где Христос - там и молитва, и благодать. Где нет Христа/памяти Божией - там нет ни молитвы, ни благодати, т. к. нет соединения через молитву с Христом/Источником благодати - от авт.).
  Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле.
  Где Бог,там нет зла. Всё происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
(Прп. Серафим Саровский)"





  "Постараемся сохранить нашу совесть, пока мы находимся в этом мире. Не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле, не будем попирать ее ни в чем, хотя бы это было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения этим малым и, в сущности, ничтожным мы переходим к пренебрежению великим. По мере того, как душа творит грех, она изнемогает от него, ибо грех расслабляет и приводит в изнеможение того, кто предается ему; поэтому все происходящее становится ему в тягость.
  Христос приходит к нам в образе человека (ближнего или дальнего - от авт.). Что сделаешь для человека (любого - от авт.) — то сделаешь для Христа. Мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего как самого себя.
  Не ищи любви от ближнего. Ищущий любви, если не увидит её, смущается. Лучше ты покажи любовь к ближнему. Поступив так, и сам успокоишься, и приведёшь ближнего к любви. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно.
(Авва Дорофей)"





  "Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром.
  Кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы. Такой опыт впечатлительно даст ему понять, сколь он нестроен в себе и немощен; а от такого понятия, если он искренно желает себе добра, дойдет до восчувствования, сколь нелепо ожидать какого-либо добра от себя одного и надеяться на себя.
  Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней - Царице Небесной и возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам.
(Прп. Никодим Святогорец)"





  "Человек, прежде чем грешить, стоит между двумя противоположными силами – Богом и сатаной – и имеет свободное произволение обратиться к тому или другому. Бог зовет его к добру и отзывает от зла: сатана прельщает и отзывает от добра, склоняет к злу и греху – своему делу. Итак, когда человек слушает Бога и творит добро,- он обращается лицом к Богу. А когда слушает сатану и творит зло,- обращается лицом к сатане, спиной к Богу, и так, отвернувшись от Бога, идет за сатаной. Отсюда можешь видеть, христианин, как тяжко согрешает человек перед Богом, когда обращается к греху, диавольскому делу.
  Евангелие и житие Христово есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало перед лицом своим... так нужно ставить души перед зеркалом Евангелия и жития Христова и все противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца. "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни", — говорит Господь.
  Если будем признавать себя виновными и грешными, тогда Бог благодатью Своею оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя перед людьми мы можем быть не виноваты, но перед Богом всегда виновны. Поэтому лучше себя всегда и везде признавать виновными. Такое смиренное признание делает человека угодным Богу и людям. 
  Из всех наук самая важная - познание своей собственной души.
  Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом пред Богом, и написанные молитвы читать; можно и без этого в любое время и в любом месте умом и духом молиться. Можешь на ходу, во время еды, лежа, в пути, за трапезой сидя, дело делая, при людях и в уединении к Богу ум и сердце обращать и так милости и помощи у Него просить. Бог везде и в любом месте есть, и всегда двери к Нему открыты, и подход к Нему прост, не так, как к человеку; и везде и всегда по Своему человеколюбию Он готов нас слушать и нам помогать.
  В скорби и печали должно прибегать к памятованию о Боге и этим увеселять свою душу. Полезно испытание мыслей пред входом в церковь. Убегай общества легкомысленных людей. Не только телом падают (в грех) люди, но и умом, и сердцем, и глазами.
  Дети рождаются от отца по плоти — христиане рождаются от Бога по Духу. "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". В детях заметны свойства отца и сходство с ним — так в христианах должны быть свойства Отца Небесного и сходство с Ним. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Потому сказано им: "по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят". "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд".
  Не величество, не множество грехов губит грешника, но его нераскаянная жизнь.
(Свт. Тихон Задонский)"





  "Бог, как Врач человеческих душ, по свойствам болезней определяет и характер лечения, чтобы, когда нужно, очистить глубоко вошедшую порчу. Ясно это зная, будем всегда благодарить Его, даже если испытываем на себе сильное врачевание, очищаемые от разных видов нерадения.
  Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.
  Не Бог причиной зол во аде, а мы сами, потому что началом и корнем греха от нас зависящее, наша свобода. Удержавшись от зла, могли бы мы не терпеть ничего бедственного. Но поелику уловлены сластолюбием в грех, то можем ли представить какое благовидное доказательство, что мы не сами для себя сделались виновниками горестей?
  Истинный пост есть устранение (воздержание/уклонение - от авт.) от злых дел (в первую очередь от стужевания: от сочетания/сосложения со страстями и пр. - от авт.).
  Никто не получает награды (спасения- от авт.), не пробежав поприще (образ ревности/усердия/трудолюбия - от авт.). Только труды рождают славу, только подвиги приносят венцы.
  Господь наш Иисус Христос научил, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять». Потому, пока не храним всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: «вы не от мира», до тех пор не ожидаем удостоиться Духа Святого.
  Кто бережет только для себя какой бы то ни было дар Божий, а не оказывает благодеяний другим, тот осуждается как скрывший талант.
(Свт. Василий Великий)"





  "Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос.
  Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставлены Богом, чтобы научились терпению, твердости и избежали гордости.
  О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». А мы, ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова.
(Авва Исаия)"





  "Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая её, и за всё случающееся с вами благодарите Бога.
  Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло: и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни, поистине, должны именоваться умными людьми.
  Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
  Будем подвизаться о чистоте даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая не свойственна естеству, по словам первенца между пророками – Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин. Не будьте рабами скверных нижеестественных страстей, ни постыдных похотений, столь мерзких перед Богом. Имя Божие напишите на сердцах ваших; пусть непрестанно раздается внутри вас голос: «вы храм Божий» и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, перед Богом подобен бессловесным скотам, лишенным всякого сознания.
(Прп. Антоний Великий)"





  "Самолюбие начинает проявляться в тайном осуждении других.
  Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии.
  Без самоотвержения (без мученичества - от авт.) человек не способен к вере: его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчета у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах, падшее сердце хочет жить жизнью падения, к умерщвлению которой стремится вера; плоть и кровь также хотят жить жизнью своей, жизнью тления и греха.
  Чистота (целомудрие - от авт.) жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу не только по плоти, но и в мыслях. 
  Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного врача – Евангелие.
  При явлении печального помысла или тоски в сердце начинайте от всей души, от всей крепости Вашей произносить <молитву>; произносите тихо, не спешно, не горячась, со вниманием, во услышание одних Вас, - произносите до тех пор, доколе "иноплеменник" не удалится совершенно, доколе не известится сердце Ваше в пришествии благодатной помощи Божией. Она является душе во вкушении утешительного, сладостного мира, мира о Господе, а не от какой другой причине.
  Во время напастей не ищи помощи человеческой, не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога, по Его мановению в свое время придут люди и помогут тебе.
  Сердце у человека – одно: когда оно ищет временного, тогда забывает о вечном. 
  Да будет наша молитва проникнута чувством покаяния, да совокупится она с плачем, — и прелесть никогда не воздействует на нас.
  Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями (скорбями - от авт.). Так устроен Промысл Божий! Утешение поддерживает на пути Божием, а искушение преумудряет (делает опытным/искусным/мужественным/рассудительным/совестливым - от авт.). 
  Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. 
  Все поступки наши по отношению к ближнему, и добрые и злые, Господь будет судить, как бы они были сделаны относительно Его Самого.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет. Каждое искушение - это урок. Всем христианским добродетелям надо учиться (упражняясь в них - от авт.). В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым. 
(Св. царств. страстерпица Александра Фёдоровна Романова)"





  "Горе душе, если она останавливается на своей природе и уповает только на свои дела, не имея общения с Божественным Духом, потому что она умирает, не сподобившись Вечной Божественной Жизни.
  Что возлюбил человек в мире - то и обременяет ум его.
  Совершенство доставляется (приобретается - от авт.) тем, когда не осуждаем никого ни в чём даже малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем обиды и оскорбления. 
(Прп. Макарий Великий)"





"Свобода - есть способность разумно избирать полезное и нужное дело; это деятельная способность человека не порабощаться греху и избирать лучшее при свете истины Божией.
(Свт. Филарет Московский)"





  "Спасение души - главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу.
  Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне.
  Свой крест у каждого из нас. И каждому во спасении только его крест. Не завидуй другому, почитая крест его более лёгким: веса и тяжести креста никто не может знать, кроме того, кто несёт его. То несомненно, что какой ты крест ни возьми, никакой тебе не годится, кроме твоего. Крест наш так пристал к нам, как кожа к плоти: хочешь не хочешь, а крест всё на тебе, и мы все под крестом. Начинайте все с молитвою, продолжайте с упованием, кончайте благодарением.
  Бог послал болезнь. Благодарите Господа; потому все, что от Господа бывает к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ея тяжесть обычную от многих забот.
  Когда пьёте воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось. 
  Устрой у входа сердца шлагбаум и приставь к нему строгую стражу. Всякого подходящего — помысл, чувства, желания — спрашивай, свой (благость - от авт.) или чужой (страсть - от авт.). Чужих гони без жалости и будь неумолим.
(Свт. Феофан Затворник)"





  "Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Посещают нас болезни и скорби. Это знак милости Божией к нам: "Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет", то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о нас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни.
  Не забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете, — опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу отщетить от Бога.
  Овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!
  Читая учения святых отцов, не пари высоко, но, видя свою нищету, нисходи во глубину смиренномудрия.
(Прп. Макарий Оптинский)"





"Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти.
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных как песок морской (главным образом, внутренних грехов: напр., сочетаний и сосложений со страстями - от авт.). Чрез многие искушения и терпение их человек дела­ется опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию.
(Свщмч. Пётр Дамаскин)"





"Кто осуждает или уничижает кого, тот разоряет свое покаяние. Ища исцеления, заботься о совести — делай то, что она тебе говорит.
(Прп. Марк Подвижник)"





"Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.
(Прп. Лев Оптинский)"





"Когда и в православном обществе любовь вытесняется гордостью и самолюбием, когда гордость получает почтенное название благородной, хотя святые отцы Церкви говорят о самолюбии и гордости только бесовских, когда самоотречение сменяется самоутверждением и смиренное послушание гордым своеволием, тогда, конечно, окутывается густым туманом светлая истина Церкви, неразрывно связанная с добродетелями, прямо противоположными этим порокам.
(Свщмч. Иларион (Троицкий))"





"Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"





"Продолжительные беседы пожирают жизнь. Всякий готовься, потому что близок Суд.
(Свт. Григорий Богослов)"





  "Когда заметите в себе невольное чувство неприязни к кому-то, старайтесь победить это греховное чувство молитвой за него.
  В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят. Нужно то, что в мире является самым редким и самым великим сокровищем - сердце внимательное (прежде всего к самому себе, к своим собственным помыслам - от авт.).
  Милость, снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.
  Должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее.
  Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.
  Без преданности Промыслу Божию не приобретёшь покоя.
  Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую. 
  Каждому из нас более должно заботиться (в первую очередь - от авт.) о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам по себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многими различными аргументами.
  Утром, когда проснешься, говори: Слава Тебе, Боже! Батюшка отец Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать прошедшее и сны.
(Прп. Амвросий Оптинский)"





"Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения.
(Блж. Августин, еп. Иппонийский)"






  "Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.
  Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
  Молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. 
(Прп. Иосиф Оптинский)"





"Молитва усвояет человека Богу. С невыразимою завистью и ненавистью взирают на ее действие падшие ангелы, перешедшие падением от усвоения Богу к страшной, безумной вражде к Нему. Разнообразными искушениями они стараются поколебать молящегося, отвратить от спасительнейшего подвига, исторгнуть у него то преуспеяние и блаженство, которые, без сомнения, доставятся подвигом. А потому желающий посвятить себя упражнению молитвою должен благовременно приготовиться к скорбям, чтобы не приходить в недоумение и смущение, когда они постигнут его, чтоб мужественно противостать им силою веры и терпения. Трудолюбив тот, у кого не бывает лишнего времени.
(Прп. Нил Синайский)"





"Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.
(Прп. Моисей Оптинский)"





"Всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла (эгоцентрична - от авт.), или находится на грани гибели (эгоистична - от авт.). Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл. Слова теряют свою священную и божественную силу и становятся как бы мертвыми. Так же, как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и гибнет. Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
(Свт. Николай Сербский)"





"Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так. Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что тогда ты молишься сам, трудишься для Бога. Он видит этот твой труд и радуется твоему усилию, этой работе для Него. 
(Свщмч. Серафим (Звездинский))"





  "Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка - пока небо над головой безоблачное.
  Всякий молящийся и с усердием взывающий к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Молитвенницы. И это потому, что Матерь Божия всегда присутствует в тех храмах, где возносятся Ей горячие молитвы. Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника.
  Господь чудодействует и творит необыкновенные дела, но совершает это не вдруг, не сразу в ответ на прошение, но испытывая и упражняя терпение терпящих и надежду верных. Нам же, по примеру праведников, надо не падать духом.
  Ничего и никого не бойся. Матерь Божию зови на помощь. Враги Её боятся. Она согреет твоё сердце, откроет для тебя в нём новое зрение и новый смысл всего и отженит (отгонит - от авт.) врагов.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





"В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти.
(Прписп. Севастиан Карагандинский)"






"Иисусова молитва заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его. Духовный отец только как столп указывает путь, а идти надо самому. Если отец духовный будет указывать, а ученик сам не будет двигаться, то он никуда не уйдёт, а так и сгниет у этого столпа.
(Прп. Никон Оптинский)"





"Можно молиться дома, но там нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушное молебное пение, где единомыслие, согласие, союз любви. Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо.
(Прп. Иосиф Волоцкий)"





"Даже если душа изранена постыдными страстями, ослеплена греховной тьмой, она имеет волю возопить к Иисусу и призвать Его, чтобы Он пришел и сотворил ей вечное избавление.
(Прп. Макарий Великий)"






  "Итак, любомудрие да руководит образом жизни христиан, и душа да бегает пагубы зла. Ибо если, воздерживаясь от вина и мяс, мы виновны в грехах воли, то предсказываю, и наперед свидетельствую: не принесут нам никакой пользы вода, и овощи, и бескровный стол, если мы не имеем внутреннего расположения, подобного внешней видимости. 
  Пост узаконен для чистоты души; если же он оскверняется иного рода намерениями и действиями, то для чего напрасно тратим воду, которую пьем? Для чего возделывать эту несмываемую и чрезмерную грязь? Что пользы от телесного поста, если нечист ум? Ибо никакой нет пользы, если колесница прочна и упряжь в порядке, а возница не в своем уме. Что пользы в корабле, хорошо устроенном, если кормчий будет пьян? Пост — основание добродетели. Но как основание дома и дно корабля, хотя бы были весьма твердо положены, бесполезны и не имеют никакой цены, если следующее за тем в них построено неискусно: так и от воздержания сего нет никакой пользы, если к нему не приложатся, и за ним не последуют и прочие правые дела. 
(Свт. Григорий Нисский)"











Для перехода на страницу с окончанием 21 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_21_otveta_na_vopros_116/2-1-0-383







                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (21 Мар 16)
Просмотров: 651

Поиск