"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 21 ответа на вопрос 116.


  "Трезвение есть утверждение помысла (внимательности/наблюдения/надзора - от авт.) и стояние его у дверей сердца (в верхней его части - там, где располагается природное/естественное место разумной силы души и духа), так что он видит, как подходят чуждые помыслы (страсти - от авт.) - эти воры, скрадывающие ум (рассеивающие внимание человека, отвлекающие ум от Христа как к собственно страстям, так и к предметам внешним/материальным/земным/временным/тленным - от авт.).
  Твёрдый помысел (неотходное/опытное/искусное/благодатное внимание - от авт.) слышит (видит/чувствует духовным оком/ухом - от авт.), что говорят и делают эти губители, и каким образом демоны предполагают обольстить ум, увлекая его в мечтания (к страстям в стужевание: сочетание, сосложение и пр. - от авт.). Если мы полюбим труд трезвения, то оно очень основательно и внятно само покажет нам искусство мысленной брани и доставит опытность в ней. (Для справки: пресвитер - наблюдатель/надзиратель, греч. - от авт.).
(Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский)"





  "К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!... Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? - Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.
  Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же. 
  Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя бы заповедь о посте в среды и пятницы, или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди, «а неверный в малом и во многом неверен.»
  Доколе стоим на усердной молитве, дотоле и спокойно, и тепло, и легко, и светло на душе оттого, что тогда мы с Богом и в Боге; а как с молитвы долой, так и пошли искушения, разные смущения. О, преблаженное время молитвы!
  Научитесь такой вере в Бога, чтобы дышать Им как воздухом...
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 




 

"Смерть обессмыслила все временные ценности. Если ты умрешь, то какой смысл в твоем труде, в семье или общественных заслугах? Ведь все будет все равно уничтожено смертью. Под тенью смертных крыльев живет человечество и до сих пор. И все попытки убежать от нее обречены на провал, а значит, обречены на бессмысленность все идеи о высшей ценности общественных идеалов. Какой смысл мне жить ради земного отечества, если я все равно умру и покину его навсегда, да и само оно рухнет от тяжести тления? Как я могу жить ради народа, если смерть вырвет меня из него, да и сам народ разве пребудет вечно? Лишь Бог может вырвать нас из этого тупика, выведя из теней тленного мира смерти в Царство Воскресения. Но люди, отвергшие Бога, отвергли и ясность мышления. Они стали убеждать себя, что нечто временное может дать смысл их жизни.
(Свящ. Даниил Сысоев)"





  "Пишешь, что тебя гнетет какая-то непреодолимая и необъяснимая печаль. Тело твое здорово, дом — полная чаша, а на сердце пустота. Именно сердце твое полно тяжелого уныния. Вынуждена ты посещать балы и места увеселений, но это только увеличивает печаль.
  Берегись крепко: это опасная болезнь души! Она может вовсе умертвить душу. Такую печаль Церковь считает смертным грехом, ибо, по словам апостола, есть два рода печали — печаль ради Бога, которая производит покаяние ко спасению, и печаль мирская, производящая смерть. Очевидно, ты страдаешь от второго рода печали.
  Печаль ради Бога охватывает человека, когда он вспоминает о грехах своих, кается и вопиет к Богу. Или когда кто-то печалится о грехах ближних, видя, как отпадают они от веры. Такую печаль Господь обращает в радость, подобно той, которую описывает апостол Павел, говоря о всех рабах Христовых: нас огорчают, а мы всегда радуемся. Они радуются, потому что чувствуют силу и близость Божию. И приемлют утешение от Господа. Так сказал и псалмопевец: Помянух Бога и возвеселихся.
  Печаль святых подобна облакам, сквозь которые сияет солнце утешения. А твоя печаль подобна солнечному затмению. Должно быть, есть за тобой много мелких грехов и проступков, которые ты считала незначительными и не исповедовалась и не каялась в них. Словно паутина, опутали они твое сердце и свили гнездо для той тяжкой печали, которую демонская сила злорадно удерживает в тебе. Поэтому пересмотри всю свою жизнь, подвергни себя беспощадному суду и исповедуйся во всем. Исповедью ты проветришь и очистишь дом своей души, и войдет в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия. А затем смело принимайся за добрые дела. Скажем, начни творить милостыню ради Христа. Христос увидит и почувствует ее и скоро подаст тебе радость. Подаст ту несказанную радость, которую только Он дает и которую никакая печаль, никакая мука, никакая демонская сила не могут помрачить. Читай Псалтирь. Эта книга для скорбящих душ, книга утешения. Да пошлет тебе Господь радость.
  Человече! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.
  Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека.
  
Постом радую надежду свою на Тебя, грядущий Господи. Пост ускоряет приготовление к пришествию Твоему, ожидание единственное дней и ночей моих. Пост истончает плоть мою, чтобы оставшееся легче было духом освятить. 
  В ожидании Тебя не желаю кровью питаться, чью-то жизнь отнимая, чтобы радость ожидания разделили со мною и животные. Но, воистину, не спасет меня одно воздержание от пищи. Даже если одним песком озерным питаться стану, не придешь Ты ко мне, если пост не войдет глубоко в душу мою. 
  В молитве открылось мне, что пост телесный - символ поста истинного, полезный начинающим в уповании на Тебя, но обременительный тому, кто только им ограничится. 
  Потому и приобщил я к посту душу свою, чтобы очистить ее от множества женихов дерзких и, словно невесту, приготовить для Тебя. 
  И внес пост и в ум свой, чтобы изгнать из него мечтания о мирском и разрушить все замки воздушные, возведенные из мечтаний этих. 
  Чтобы ум мой освободился от мира и приготовился принять мудрость Твою. 
  И внес я пост в сердце свое, чтобы умертвить в нем все страсти и пристрастия мирские. 
  Чтобы мир небесный неизреченно овладел сердцем моим, когда снизойдет на него Дух Твой пламенный. 
  И наложил я пост на язык свой, чтобы отвык он от многословия и воздержанно произносил те слова, которые прокладывают дорогу пришествию Твоему. 
  И связал я постом заботы свои, чтобы отогнал он их, словно ветер, отгоняющий туман. Чтобы не висели они пеленой густой между Тобой и мной и не возвращали к миру взгляд мой. 
  И пост принес в душу мою смирение пред миром тварным и нетварным и кротость пред людьми и пред всеми тварями. И влил в душу мою храбрость, о которой не ведал, пока вооружался всем оружием мира. 
  Чем было бы упование мое без поста, если не пустословием, прошедшим чрез многие уста, пока моих не достигло? Ложный пост сопутствует надежде ложной, отсутствие поста сопутствует безнадежности. Но, словно колесо, идущее вслед колесу, истинный пост идет за упованием истинным. 
  Помоги мне, Господи, радостно поститься и радостно уповать, Радость из радостей и праздников Праздник, грядущий ко мне с улыбкой солнечной. 
(Свт. Николай Сербский (Велимирович))"


 


  "Если терпим <оскорбление> справедливо, то нам самим более стыдиться должно, и стыдиться не столько потому, что нас бесчестят, сколько потому, что достойны мы бесчестия. Если же терпим несправедливо, то виновны в сем оскорбляющие нас, и потому о них должно более скорбеть, нежели о нас, ибо они терпят зло.
  
Говорить о Боге – великое дело, но гораздо большее - очищать себя для Бога: потому что «в лукавую душу не войдёт премудрость».
(Свт. Григорий Богослов)"





"Святое место и храм Божий есть ум человеческий, в котором демоны, опустошив душу, поставили идола греховного. Это же должно произойти и исторически при антихристе. 
(Прп. Максим Исповедник)"





  "Одним и тем же оружием пользуется и воин, защищающий отечество, и разбойник, нападая на граждан, так и тело может быть оружием для порока и для добродетели — всё зависит от воли. 
  Господь награждает нас великими дарованиями, только бы мы искренне верили и никогда не колебались в помыслах.
  Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать.
  Мученики, подвергаясь страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но радовались, торжествовали и ликовали.
  Ничто так не вредит нашей вере, как то, когда мы подаём соблазн неверующим.
  Подумай, сколько Бог сделал ради спасения людей и не презирай ни одного человека.
  Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое (только внешнее/формальное - от авт.) не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной, и чистой от всякого греха (и внутреннего/духовного/покаяния/трезвения/молитвы и пр. - от авт.).
  Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течёт, всегда цветёт и никогда не иссякает.
  То особенно вредит добродетели и ослабляет ревность многих к добру, когда некоторые не только не обличают грешников, но еще и сорадуются им. Это не меньше самого греха.
  
Все совершай во имя Господне, и все у тебя будет благоуспешно. Что ни запечатлеешь именем Божиим, все выйдет счастливо. Если оно изгоняет демонов, устраняет болезни, то тем более облегчает совершение дел.
  Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло – вот что действительно значит страдать от зла.
  Непрестанно сохраняйте в сердце своём имя Господа Иисуса, чтобы сердце было поглощено Господом и Господь — сердцем и таким образом двое стали единым.
  Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование.
  Не будем презирать друг друга. Это плохая наука, которая учит нас презирать Бога.
  Благодать подобна источнику, состояние же приступающих к ней является сосудом, определяющим меру, в какой каждый ее вмещает.
 
 Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев.
  Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое убежище - Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, нo всегда цветёт.
  Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно - глаза плачут. А когда глаза плачут - руки вытирают слёзы.
  Убедим себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше.

  Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Внимай себе и отовсюду храни себя; неусыпно стереги себя оком ума; ты ходишь среди сетей, незаметные петли всюду расставлены врагом.
(Свт. Иоанн Златоуст)"





"Многие, пав и возобновив борьбу, одержали победу над страстями, которыми прежде, как сознавались, были побеждены. Посему если и ты многократно падал, то приди наконец в себя. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"



"Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных... Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию, ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"



  "Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом.
  Не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"





"Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но люди сами, с утратою представления о добре, по своему произволу стали примышлять и воображать не сущее.
(Свт. Афанасий Великий)"





  "Нечистые демоны привыкли пребывать при тех и тех более тревожить, кто расслабляет себя леностью и нерадит о молитве. В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой.
  Не смотри на внешнее, но устремляй взор во внутреннее, целый мир собери в мысленную клеть души, приготовь Господу храм, не имеющий в себе кумиров.
  Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении.
(Прп. Нил Синайский)"





  "Христианин должен обращать особенное внимание на душевный недуг злопамятства, изгонять его при первом появлении, ни под каким предлогом не позволять ему свить гнездо в душе.
  Величайшее, единственное благо для человека – познание Бога. Прочие блага в сравнении с этим недостойны называться благами.
  Молитва, будучи дочерью исполнения Евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей.
  Нищета духа является от видения и сознания грехов и греховности своей.
  Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением смущения, омрачения, недоумения.
  Точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать собственными усилиями: это – дар Христов.
  Общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине падения. Нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой. Духи, чувственно являющиеся людям, пребывающим в греховности и падении – демоны, а никак не святые Ангелы.
  Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, — и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия.
  Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог в свое время даст благодатную, чистую молитву тому, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему.
  Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств своего падшего естества, стать учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими обновленному естеству.
  Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий, она дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству.
  Блажен не только тот, кто безвинно подвергается искушениям, блажен и тот, кого Господь наказывает за грехи и вытесняет скорбями с широкого пути на путь заповедей Божиих.
  Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит. И всё, что творит - творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: "Буди воля Божия!" В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце.
  Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая различные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Учись из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоём.
  Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если бы им было попущено невидимо удерживающей их десницей Божией, то они истребили бы нас мгновенно.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





  "Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит то, что от нас зависит, наша свобода.
  Надо остерегаться, чтобы под предлогом исполнения одной заповеди не оказаться нарушителями другой.
  Если обнаружим грех исповедью, то сделаем сухим тростником, пригодным для того, чтобы он сгорел в очистительном огне.
  Хотя по природе человеческой невозможно не грешить, однако можно, согрешив по опрометчивости или по увлечению лукавого, тотчас измениться, покаяться и не прилагать зла ко злу.
  Что такое талант, и как нам приумножить его? Думаю, что эта притча о всяком даре Божием. О том, что каждый, какую бы благость от Бога ни удостоился получить, должен приумножить её, обращая в благодеяние и пользу для многих, потому что никто не лишён части в Божией благости.
  Не пренебрегай никакой погрешностью, хотя бы она была мала, но поспеши исправить ее покаянием.
  Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать Свою помощь тому, кто иногда надеется на богатство и славу человеческую и могущество мирское, а иногда на Бога. Напротив, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи.
  Иисус Христос нёс на Себе телесные труды, апостол Павел — непрерывно трудился, и для каждого благочестие должно почитать не причиной к бездействию, но побуждением к большим трудам.
(Свт. Василий Великий)"





  "Евангелие и житие Христово есть свет. Все, что этому свету противоположно в нас, есть тьма. Как ставим зеркало перед лицом своим... так нужно ставить души перед зеркалом Евангелия и жития Христова и все противоположное им очищать, как порок, покаянием и сокрушением сердца. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», — говорит Господь.
  Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божиего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей.
(Свт. Тихон Задонский)"





  "Братия, будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться ему. Покорим себя Ему и постараемся исполнять волю Его во всякое мгновение... Будем веровать в Него и поклоняться Ему, чтобы царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами. Будем веровать в Него от всего сердца и жить по заповедям Его, потому что «вера, если не имеет дел, мертва». И Он помилует нас в Царствии Своем, когда окончим странствие, определенное нам в этом мире.
  Радуйся в искушениях, которые будут попущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод.
  Возлюби труд - он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту, а чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод.
(Прп. Антоний Великий)"





  "При всяком приражении искушения мы имеем только одну защиту – покаяние. И кающийся всегда бывает победителем того, кто (бесы - от авт.) всегда нападает.
  По Божией милости благ всякого рода у нас много, для воздаяния же за них мы имеем только одно молитву и благодарение. Думаю, что если и целую жизнь продлим свое собеседование с Богом, пребывая в благодарении и молитве, то воздаяние наше будет так же малоценно, как если бы мы еще не позаботились положить ему начало.
  Каждая страсть, когда возобладает нами, делается властелином порабощенного и подобно завоевателю, заняв твердыню души, через самих подчинившихся ей, мучит подвластного, наши же помыслы употребляя в угождение себе. Так, раздражительность, гнев, боязнь, дерзость, состояние печали и удовольствия, ненависть, бесчеловечие, жестокость, зависть, памятозлобие, нечувствительность и все страсти, действующие против нас, составляют перечень мучителей и властителей, порабощающих душу властью своей, как пленника.
(Свт. Григорий Нисский)"





  "Уничижающего и умаляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым.
  Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине.
(Прп. Исаак Сирин)"





  "В одном сердце есть два рода жизни - жизнь света и жизнь тьмы.
  Помни: не дано человеку и невозможно искоренить грех собственной силой. Бороться с грехом, противиться, носить и принимать язвы – это в твоих силах, а искоренить – Божие дело.
  Если кто говорит: «Богат я (духом), довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно», то он не христианин, а сосуд прелести диавола.
(Прп. Макарий Великий)"





  "Приобретите кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий если и обижен — радуется, если и скорбит — благодарит, и гневных укрощает любовью.
  Как положившие только начало, будем ежедневно приводить в порядок свои помыслы, ибо таким образом более укрепимся в силах.
  Будь внимателен к себе, чтобы не впасть тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености - начало гибели.
  Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога, ибо за силой и красотой следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает вовек.
  Царствие Божие внутри вас. Поскольку Сын Божий в тебе, то и Царство Его в тебе. Вот богатство небесное в тебе, если хочешь этого. Вот Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней - грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог.
(Прп. Ефрем Сирин)"






  "Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся.
  Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, не находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. Если они имеют доброе о Господе свидетельство, то можем с их позволения немного разрешить; если же они нерадивы, то нам не должно в этом случае обращать внимание на их благословение; а особенно, когда мы ещё боремся с огнём плотской похоти. 

(Прп. Иоанн Лествичник)"





"Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет,— все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу. Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках. Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий.
(Прп. Никодим Святогорец)"






  "Бог очень помогает человеку, когда тот делает первые шаги в своей духовной жизни, подобно тому как родители больше оберегают своих детей, когда те еще маленькие. Когда же дети взрослеют, родители пекутся о них уже не так сильно, потому что дети начинают пользоваться собственным разумом. В начале духовной борьбы человек отчетливо ощущает Благодать Божию, но потом Бог чуть удаляется от него, чтобы он предпринял подвиг и возмужал.
  Кто доверяется Богу, тот сеет славословие и собирает Божественную радость и вечное благословение. Кто сеет печаль, тот и пожинает печаль и запасает беспокойство для своей души.
  Труд – это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если они перестают трудиться, то начинают унывать.
  Супруги, насколько возможно, должны возделать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними всегда пребывал Третий — наш Сладчайший Христос.
  Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому, что Христос есть Жертва.
(Прп. Паисий Святогорец)"






  "Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола.
  Нам надобно прежде подавить страсть чревоугодия, и ум до того должен быть утончен не только постом, но и бдением, и чтением, и частым сокрушением сердца о том, в чем сознает себя прельщенным или побежденным, то сокрушаясь от страха пороков, то воспламеняясь желанием совершенства и непорочности, пока, занятый такой заботой и размышлениями, не сознает, что принятие пищи допущено не столько для удовольствия, сколько послужило в тягость ему, и считает ее больше необходимой потребностью тела, нежели вожделенной душе. Занятые таким упражнением ума и сокрушением, мы подавим сладострастие плоти, усиливающееся от разгорячения пищею, и вредные жала ее; и таким образом, печь нашего тела, которая разжигается вавилонским царем (т. е. диаволом), постоянно доставляющим нам поводы ко грехам и порокам, которыми наподобие нефти и смолы, сильно сожигаемся, мы можем погасить обилием слез и сердечным плачем, пока жар плотской похоти не будет совершенно погашен благодатью Божией, веющей в сердцах наших духом росы своей.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"



  "Прибыв в Назарет, Господь не нашел там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу Его и Божество. Не то же ли бывает и с нами? Христианские догматы на вид очень просты. Для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую, стройную, завершенную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордость ума, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает сама строить здание познания.
  Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идёт от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня.
  Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит, и как решение Его дойдет до сердца, этого не разберешь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение. «Без Мене не можете творить ничесоже», – говорит Господь. И это так и бывает. И никто из угождающих Ему сам собою угодного Ему не творит. Отношения наши к Богу все знаменуются молитвою.
  Все дело, стало быть, в молитве. На нее и налегайте. Когда будет ревнование, будет жизнь, а жизнь никогда не стоит на одном месте, следовательно, будет и преуспевание. Но замечать его нельзя, как не замечается рост детей, кои всегда на глазах. Ревнование сие есть плод благодати. Господь призвал вас. Сие всегда исповедуйте с полным благодарением. Если призвал, то не бросит, только сами не отшатывайтесь от Него. Ибо не все от Господа, а есть часть и от нас. Что же от нас? Всеусильное действование в угождение Богу.
  Оно и будет, пока будет ревнование, оно свидетельствуется заботою о спасении жаркою. Надо бегать всячески охлаждения. Охлаждение бывает вот как: начинается забвением... Забываются благодеяния Божии, и Сам Бог, и свое в Нем спасение, опасность быть без Бога, и память смертная отходит, – словом, закрывается вся духовная область. Если не хотите в сию попасть пропасть, то берегитесь первого шага – забвения. Потому ходите всегда в памятях Божиих, т.е. о Боге и Божиих вещах. Это будет поддерживать сочувствие к ним, а от того и другого постоянно будет теплиться ревнование. И се жизнь!
  Если придет к тебе добрая мысль, спеши её исполнить: ведай,что это Ангел-хранитель твой говорит тебе в совести твоей, и Бог готов помочь тебе в этом.
  Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.
  Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда». Стало быть, умникам (мира сего - от авт.) нет входа в дом Премудрости, или в святую Церковь. Всякую умность надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне этого дома, вне святой Церкви, только безумие, неведение и слепота. Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным (мира горнего - от авт.) ; оставь свою самодеятельность и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя и станешь настоящим владыкой над собою. Ах, если бы мир уразумел эту премудрость! Но это скрыто от него. Не понимая премудрости Божией, он вопиет на нее и безумных разумников продолжает держать в ослеплении.
  Главное ведь ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу в ваше сердце, и там всё видит. Это сознание - самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни.
(Свт. Феофан Затворник)"






  "Когда найдет хандра - лучшее лекарство от нее: укорять себя, вспомнить, сколько за всю свою жизнь ты виноват и перед Господом, и перед людьми, и перед собой и сознать, что ты недостоин ничего лучшего. Осознаешь все это - сразу почувствуешь облегчение. А пока будешь искать причины в других, думать "за что да почему?" - вовек не успокоишься.
  Целомудрие состоит в том, чтобы "соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах".  
(Прп. Амвросий Оптинский)"




                                            

  "Рождённые для такой (вечной) радости, если презрят её и проведут неблагоговейную жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение: поминая и то, что были рождены для неизглаголанной радости, и что презрели её по легкомыслию и потеряли по своей вине.
  Когда ты начнешь жить доброй жизнью, то диавол не спустит тебе этого, но подымет против тебя всех нерадивых и ленивых, которые начнут осуждать тебя, поносить, пересмеивать и причинять премногое множество всякого рода неприятностей, чтобы заставить тебя бросить доброе намерение, но ты не смотри на это.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, низлагаются силы сатаны и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов.
(Свщмч. Игнатий Богоносец)"






"Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею в Боге, пекущемся о нас! Если видимых благ, которыми в настоящем веке пользуемся, не относим к Нему, то как можем ожидать от Него тех благ, которые обещаны в будущем? Не будем такими маловерными, а лучше будем искать прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся нам, по слову Спасителя.
(Прп. Серафим Саровский)"






"Молитва это крик души, молитва – это слово, которое вырывается из сердца. Ставить вопрос о том, почему человек молится, для верующего так же непонятно, как сказать: почему любящий человек говорит любимой о своей любви? Почему ребенок плачет, обращаясь к матери в нужде? Потому что он знает, что на его зов отзовутся, что на его слова любви ответят радостью, ответной любовью.
(Митр. Сурожский Антоний)"






"Всегда любить – это долг. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идёт не так. Секрет счастья – внимание друг к другу.
(Св. царств. страстотерпица Александра Фёдоровна Романова)"






"Нужно ходить на все церковные службы, а по приходе из церкви заниматься необходимыми делами, самыми крайне нужными. Больше молиться и испытывать себя.
(Прп. Никон Оптинский)"






  "Думай чаще о смерти и живи так, как будто ты через неделю умрешь, тогда понемногу станешь на правильный путь и в еде, и в молитве, и в отношении к другим людям.
  Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения. А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.
(Игум. Никон (Воробьёв))"



 

"Не бойся, что видишь себя никуда не годной, бойся увидеть себя святой.
(Схиигум. Иоанн (Алексеев))"






"То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение.
(Прп. Иосиф Оптинский)"






"Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся об нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.
(Прп. Антоний Оптинский)"






"Церковь Святая с древнейших времен придает огромное значение всем делам милосердия, которые творятся в память усопших. А самое большое значение Церковь придает поминовению усопших во время совершения литургии, когда на проскомидии вынимаются частицы просфоры за умерших, а в конце литургии опускаются в чашу с Кровью Христовой, причем священник говорит: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Так разве же бессильна Кровь Христова? Разве не может омыть грехи тех, которых поминаем? Помните эти важнейшие средства, помните, что огромно значение молитвы об упокоении душ ваших умерших, помните, что вы должны творить дела благие, дела милосердия, дела любви в память их.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"






"Ни одно дело не может увенчаться успехом, если ему не сопутствуют благодать и мир души. Любой конфликт с ближними возникает тогда, когда мы забываем хранить мир души и попираем его ради своих эгоистических принципов, но если мир души постоянно ставить на первое место, раздоры утихают сами собой.
(Мон. Симеон, Афон)"







"Добрые дела ценятся по намерению.
(Свт. Амвросий Медиоланский)"







"Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» - и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно оттого, что ты славишь Бога за всё. Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние...
(Архим. Тихон (Агриков))"







"Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
(Блж. Августин)"






"Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что её нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае муж не должен оставлять свою жену и искать другой. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное как испытание от Бога, а кого – вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное как наказание за свою безрассудность.
(Свт. Филарет Московский)"







"Неопустительно читайте утренние и вечерние молитвы по молитвеннику со вниманием вникая в смысл каждого слова и углубляясь в него. Чёточки употребляйте в церкви, а когда и дома при самом начале враждебного настроения мыслей и чувств. Читайте каждодневно по главе из Евангелия и Апостольских посланий и Деяний. Если же захочется поближе беседы с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайшему Иисусу, Богоматери. (Прп. Анатолий Оптинский)"






  "Под словом мир ("Царство Моё не от мира сего." - от авт.) подразумевается не вселенная, а всё низменное, пошлое, скверное, греховное (порочное - от авт.). Можно жить в миру (среди города, людей - от авт.) вне мира (беспорочно - от авт.). Есть люди, живущие в миру по-монашески, к которым не пристает мирская грязь, душа же их безраздельно принадлежит Господу. Это те, о которых сказал Лермонтов: "...они не созданы для мира, и мир был создан не для них..."
  Хитёр враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает…
  В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперёд.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"







"Ничего, что молитва не выходит. Понуждать себя надо. Лучше меньше сказать, но сказать со смыслом. Думать надо над каждым словом, которое произносите.
(Св. прав. Алексий Мечёв)"







  "Ты понимаешь веру как упражнение в добре, и правильно понимаешь. Твои упражнения прежде относились к молитве, посту и милостыне. Верно, все они важны. Пост, молитва и милостыня являются практическим выражением веры, надежды и любви. В них ты проявляешь преданность воле Божией. Исполнением любой из заповедей ты проявляешь преданность Божией воле. Преданность воле Божией — душа всего нашего делания, не только духовного, но всех наших мыслей, чувств и действий — одним словом, всей нашей жизни. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. А в канун Своего страдания в кровавом поту Он обращается к Отцу, говоря: да будет воля Твоя.
  Есть много христиан, которые стараются исполнить весь закон Божий, но при этом нет в них полной преданности Божией воле. И, когда приходят страдания, они ропщут на Создателя своего. Тем они обнаруживают, что нет в них преданности Богу и вера их неглубока, а все дела веры сводятся к человеческим расчетам. Поэтому знай, что упражнение в преданности воле Божией важнее всех наших духовных упражнений. На пороге каждого дня говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И на пороге каждой грядущей ночи говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» Уходя на работу и приходя с работы, опять то же говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И когда ты здорова, и когда одолеет болезнь, говори: «Да будет воля Твоя, Отче!» И наконец, когда пробьет неизбежный час и ты лицом к лицу встретишься с Ангелом смерти, скажи смело: «Да будет воля Твоя, Отче мой и Боже мой!»
(Свт. Николай Сербский)"










Для перехода на страницу с окончанием 22 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_22_otveta_na_vopros_116/2-1-0-384








                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !   

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (24 Мар 16)
Просмотров: 594

Поиск