"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 23 ответа на вопрос 116.


  "Молитва Иисусова так творится душою, что при ней ни о чем не просит душа, сердце ничего не желает, ум молчит; только вера живая в силу Иисуса, только сознание своего недостоинства, своей немощи, греховности. При молитве Иисусовой я никогда ни о ком не молилась. Ты знаешь, как я любила своего батюшку. Я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам, к мощам; когда дома подходила к образам, чтобы им помолиться, я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие, или псалтирь, или акафист, я молилась, во-первых, за него. А молитвой Иисусовой я никогда за него не молилась. Мне кажется, я и за себя не молюсь при молитве Иисусовой. Я только чувствую силу, действующую во мне, силу имени Великого Бога, Бога Живого, Которому верует моя душа всеми своими силами, всеми жизненными действиями.
  Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро мерзость есть пред Господом. Радуйся своей немощи, своему бессилию. Истинное добро есть Господь, Он разум, Он и сила. Молись, чтобы Он наполнил твое сердце, чтобы Он, как истинный свет, просветил твой разум, чтобы Он был силою, в тебе действующею, чтобы Он царствовал в тебе. Твое же все навсегда останется немощным и бессильным. Молись так: Да будет во мне Твоя воля, Господи, да будет во мне Твоя сила, все побеждающая, все устрашающая.
  Христос Воскресе! На первый день Пасхи приветствую вас православным приветом и от души желаю, чтоб он отозвался радостию в вашем сердце. Христос Воскресе! Только потому и не радуемся радостию совершенною, что не умирали со Христом, не распинали с Ним и о Нем нашей плотской воли. Воскресению этой воли нашей, оживающей исполнением какого-нибудь страстного, греховного дела, мы радуемся более и живее. Будем же плакать!
  Письмо к сестре матушки Арсении - Аграфене Михайловне Мержановой, 17 декабря 1851 года: "Благодарю тебя за письмо и за твою любовь ко мне, недостойной. Я радуюсь, что здоровье твое поправляется, дай Господи, чтобы ты была здорова, добрая моя сестра! Но и болезнь иногда бывает нам на пользу, милосердый Господь наказывает нас здесь временным страданием, чтоб избавить нас от вечной муки. Как утешительно думать, что мы на земле странники и отечество наше на небесах! И как вожделенно это отечество! "Господи, не лиши меня небесных Твоих благ! Избави мя вечных мук!" Но если душа совершенно исполнится Божественной любви, то ей не страшна геенна, она и там будет неразлучна со Сладчайшим Иисусом, и там будет любить Его. Господи, сподоби мя любити Тя такой же любовию, какой Ты возлюбил меня! Ты сшел на землю для меня, когда бы могла душа моя взойти на небо для Тебя! Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова и молю Родившегося Господа, да возродит Он в душе твоей все добродетели и приведет тебя в меру совершенства твоего.
Прошу твоих святых молитв и остаюсь от души любящая тебя твоя сестра, недостойная послушница, грешная Анна."
  Ты спрашиваешь, видит ли тебя твоя мама. Без сомнения, видит, но не так, как мы, земные, видим, и чувствует не так, как мы, плотские, чувствуем. В ней нет эгоизма, себялюбия, желания личного земного счастья и довольства. Душа ее живет в Боге, как Едином Источнике Жизни, и для Бога. Вот и видит она твою душу - угодны ли Богу твои чувства и желания, и твои помыслы. Ей приятно, чтоб ты, живя на земле, исполняла волю Божию, заповеди Божии по отношению к Богу и людям. А что ты жалеешь, что лично ей иногда приносила неприятности, то все это она забыла, простила и теперь своей бесплотною душою поняла и приняла все земные скорби, большие и малые, как очищение, и за все возблагодарила и прославила Господа, все подающего ко спасению души. Да, родная, оставь свою тоску и гнетущее раскаяние, и перед ее бессмертною душою положи доброе намерение воспользоваться этим опытом жизни и на будущее время стараться поступать не по влечению своих чувств, а тем более страстей, но по заповеди Божией и по нужде тех людей, с которыми Господь тебя будет ставить на жизненном пути. Вот она увидит тогда тебя и порадуется за твои добрые дела и намерения.
  Великая милость Божия, когда есть на земле место, где может душа получить отраду, есть люди, с которыми сердце отдыхает. Но зачем ты все приписываешь мне? Без Господа мы ничего не можем взять, без Него мы ничего и дать не можем. Все Он подает нам Своею благодатью. Те, которые любили Его, видели Его везде и во всем. И Он открывал им Свое живое слово, открывал волю Свою и пути Своего промысла. Как и в чем открывал? В чистоте их сердца. Надо, с Божией помощью, хранить свое сердце от страстей. Хранить, главным образом, от сомнения, от гордости. Хранить его от лжи, от самооправдания. Хранить его от нелюбви, от презрения к ближнему. И если при благодати Божией, помогающей нам, мы не дадим всем этим страстям обладать нашим сердцем, то оно будет способно принять внушение слова Божия и последовать Его воле.
  Вы решили все бросить и идти вслед Христа. Это хорошо. Но где его найти? Вы думали узнать этот путь в богословских науках в семинарии, но там его не укажут. Там учение богословское, объясняющее только букву закона, а не его дух. Вы желали священства, монашества. Это хорошо. Но я боюсь, что в первых шагах вы увидите, что только место и платье переменили, а жизнь внутри и даже совне осталась та же. Надо отречение от себя, последование слову Божию под руководством и направлением духовного человека. Вопрос, где его найти? Найти можно, если поискать. Я поэтому советовала вам не спешить решением, чтоб не сделать решительного шага и потом не раскаяться, когда душа ваша не удовлетворится тем положением, какое вы себе устроите. Я бы думала прежде вам взять отпуск и поехать посетить некоторые русские монастыри, где есть духовные старцы, с которыми вы могли бы побеседовать и получить от них направление своей жизни.
  Что страсти живут в нашем сердце - это неоспоримо, но они не дают себя знать томительною тяжестью, когда мы их не сознаем и исполняем их. Не томят они и тогда, когда, сознавая их, мы им противимся. Но когда мы сознаем их в себе и не хотим всеми силами души восстать против них, когда мы одною частью души отвергаем их, а другою прислушиваемся к их сладкому говору, когда мы уклоняемся от обличений, когда жалеем себя и не решаемся идти по крестному пути за нашим Крестоносцем, Учителем, - тогда, конечно, будем чувствовать томление и боль. Господь, взявший на Себя все наши грехи и немощи, показал Собой пример борьбы воли. В Гефсиманском саду Он до тех пор томился, пока воля Его согласилась принять страдание.
  Вы хотите все постигнуть умом и тогда уж работать правильно над своим сердцем. Это не может быть дано человеку. Увидеть правильно свое состояние он не может до очищения греховности. Самый ум наш помрачен. А вы начинайте познание греховности с этой самой минуты, когда вы видите, что не понимаете себя. Это грех затмил око душевное, в этой духовной слепоте познавайте свою греховность, немощь своего естества. Так и во всем. Сейчас приходите к покаянию, к познанию греховности, не ждите, чтобы она открылась вашему уму, а познавайте ее в недостаточности того самого ума, в бессилии воли, в изменчивости сердечных чувств.
  Сегодня в обедню я вспомнила вас. Вы всегда, а как-то недавно особенно сильно высказываете то, что нуждаетесь в милости Божией. Но вы выражаетесь неточно и неполно. Мы не только нуждаемся в милости Божией, прощающей грехи наши, носящей немощи наши, терпящей беззакония наши, но мы нуждаемся еще и щедрот Божиих, которые очищают нас от беззаконий наших, просвещают разум наш к познанию воли Его, укрепляют дух наш к стремлению Богоугодному, направляют волю нашу к творению заповедей Его. Когда душа познает, насколько она нуждается в щедротах Божиих, и увидит, насколько Его щедроты благотворят нам и во внешней и во внутренней жизни нашей, тогда только душа способна молиться Ему с сокрушенным и благодарным сердцем, и тогда только молитва будет живым словом души. Святой пророк Давид был введен в познание Господа Милостивого и Щедрого, и потому его молитва была полна благодарения, славословия и сокрушения. Только познание греховности своей приводит к исканию милости Божией, только познание бессилия, беспомощности, полной немощи своей приводит к познанию Господа Прещедрого. Прошу вас молиться обо мне, много нуждающейся в ходатайстве другой души пред Господом Милостивым и Щедрым, но и Правосудным.
  Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца. Надо знать и глубоко познать, что сердце наше так испорчено, так помрачено грехом, жизнь наша так спутана нашими пороками, испорчена своевольными умышлениями нашего грехолюбивого сердца, что не только творить волю Божию или познать ее мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией. Пророк говорит: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15, 3). Видите ли? что в святых душах и только в них Господь исполняет Свою волю - в них нет препятствий для совершения в них воли Божией. Грешник же, живущий в своих страстях, живет постоянно в противлении воле Божией. И хорошо, если он принимает то, что попускает ему выносить Господь, если он смиряется под это попущение Божие. Такое смиренное подклонение под попущение Божие есть признак грешника кающегося. Живя греховною жизнию, мы накопили много неправды около себя, запутали других своими грехами и их погубили.
  "Проснешься иногда, - говорила она сама, - и чувствуешь такую сильную боль в руках и ногах, что с трудом начинаешь одной рукой передвигать другую, едва-едва перекрестишься, потом достанешь с полки (которая находилась у самой кровати) книгу Псалтирь, прочтешь несколько слов и точно вдохнешь в себя что-то освежающее, потом встанешь, сделаешь несколько поклонов и, милостию Божию, почувствуешь в себе достаточно силы даже для того, чтобы пойти в церковь, а ночью думали мы с Митрофанией, что не доживем до утра. Так-то сильно слово Божие, и так дух может преобладать над плотию..." - добавляла матушка.
  Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы.
  Когда душа познает, насколько она нуждается в щедротах Божиих, и увидит, насколько Его щедроты благотворят нам и во внешней и во внутренней жизни нашей, тогда только душа способна молиться Ему с сокрушенным и благодарным сердцем, и тогда только молитва будет живым словом души. Святой пророк Давид был введен в познание Господа Милостивого и Щедрого, и потому его молитва была полна благодарения, славословия и сокрушения. Только познание греховности своей приводит к исканию милости Божией, только познание бессилия, беспомощности, полной немощи своей приводит к познанию Господа Прещедрого.
  Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца. Надо знать и глубоко познать, что сердце наше так испорчено, так помрачено грехом, жизнь наша так спутана нашими пороками, испорчена своевольными умышлениями нашего грехолюбивого сердца, что не только творить волю Божию или познать ее мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией. Пророк говорит: Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15, 3). Видите ли? что в святых душах и только в них Господь исполняет Свою волю - в них нет препятствий для совершения в них воли Божией. Грешник же, живущий в своих страстях, живет постоянно в противлении воле Божией. И хорошо, если он принимает то, что попускает ему выносить Господь, если он смиряется под это попущение Божие. Такое смиренное подклонение под попущение Божие есть признак грешника кающегося. Живя греховною жизнию, мы накопили много неправды около себя, запутали других своими грехами и их погубили.
  Без Господа мы ничего не можем взять, без Него мы ничего и дать не можем. Все Он подает нам Своею благодатью. Те, которые любили Его, видели Его везде и во всем. И Он открывал им Свое живое слово, открывал волю Свою и пути Своего промысла. Как и в чем открывал? В чистоте их сердца. Надо, с Божией помощью, хранить свое сердце от страстей. Хранить, главным образом, от сомнения, от гордости. Хранить его от лжи, от самооправдания. Хранить его от нелюбви, от презрения к ближнему. И если при благодати Божией, помогающей нам, мы не дадим всем этим страстям обладать нашим сердцем, то оно будет способно принять внушение слова Божия и последовать Его воле. Я радуюсь за тебя, моя родная, что сердце твое открыто для слова Божия, даруй, Господи, чтоб оно было открыто и для исполнения воли Его. Молись Матери Божией, проси Ее усердно, чтобы указала тебе путь, по которому угодно промыслу Божию вести тебя; на всяком пути боящиеся Господа найдут Его и придут к Нему путем заповедей Его, трудом и подвигом против живущего в нас зла и порока. Дай Бог тебе не уклоняться с этого пути, где бы ты ни жила!
  Я всегда рада слышать, если в ком-нибудь открывается желание к монашеской жизни; если же кто из образованных и умных людей посвящает себя этой жизни, то меня это радует еще более.(...)Мало того, что путь этот тяжек, но даже не для всех доступен, не всем открывается, не всякий находит его, не всякий ищет, даже не всякий вожделевает его. Его вожделевает, ищет и находит только тот, кто призван на этот путь Самим Господом. Призвание же Божие чувствует душа, когда она в земной жизни ничем не удовлетворяется, когда она постоянно чувствует какую-то неполноту и когда она ищет, чтоб в ней самой открылось ощущение бессмертия, вводящее ее в жизнь вечную и приближающую к Господу Вечному. Такому призванию Божию душа не может противиться, она делается послушной и не остановится в своем искании внутренней жизни, общения с Господом до тех пор, пока не найдет пути, приводящего к этой цели; и тогда не остановится, но все трудится на земле своего сердца, все идет дальше и дальше, несмотря на то, что путь делается все труднее и труднее, все более и более требует отречения от души, вверившейся ему; и в этом умерщвлении себя во внутренней смерти находится всю жизнь, до тех пор, пока угодно будет Богу призвать его к вечной жизни. Если не принять этого внутреннего подвига, не искать этого пути, то не нужно и поступать в монастырь.
  Кающийся грешник видит, и видит то, что с прошедшим ему нелегко сделать счеты, что ему нужно искупить его трудом и подвигом великим. Не только себя, но и все, и всех окружающих его ему надо спасать и выводить на пути истины и добра. Этот подвиг трудный и многолетний, но он великий и истинный. А если он истинный, то он и возможен при помощи благодати Божией. Да, этот путь действительно есть единый-истинный. Нужно приносить плоды, достойные покаяния, нужно трудиться там, где грешил, вставать там, где падал, поправлять то, что сгубил, спасать то, что утратил собственным небрежением, собственными страстями. Спасение возможно на всяком месте и во всяком деле, его не нужно искать вне нас, все в своей душе можно найти - и рай, и ад. Если в ней мы находим ад, то в ней же, по благодати Божией, по труде над собою, мы можем найти рай. Есть одно условие, по которому позволительно бегство и решительная перемена жизни. Это условие то, когда немощь собственная дошла до крайних пределов. Когда не только подвизаться, но даже терпеть не имеет сил душа, когда и физическая немощь ей соответствует. Тогда не погрешим, если убежим от нестерпимого положения.
  Ты образ и подобие Божие, значит нужно очистить, просветить в себе этот образ, который потемнен страстьми. Страсти живут в душе человеческой, и мы их не всегда видим в себе и понимаем. Вот и живет человек как будто тихо и спокойно до времени, потом вдруг представляется какой-нибудь случай, и страсти сильно обнаруживаются. Вот тогда этот случай не нужно упускать - он послан Богом для того, чтобы человек познал свои страсти. Ты чувствуешь в настоящее время зависть и нелюбовь к ближним, увидела в своем сердце как бы нарыв какой. Как же теперь лечить его? Не нужно стараться заживлять его только сверху, потому что если сверху ранка затянется, то гной останется все-таки там и может заразить всю кровь. Нужно разрезать, расковырять этот струп, выдавить из него все, тогда заживлять. Нужно не бороться с помыслом, осуждающим ближнего, говоря себе: "Эта сестра вовсе не такая, это только мне так кажется; это искушение и прочее". Нет, надо узнать ее немощи ближе, не отвращать от них взора, приблизиться к ним, прочувствовать болезненно, сердцем всю тяжесть их, не видеть их чужими, потому что они - сестры, но общими человеческими, своими собственными, переболеть их, перестрадать и потом простить их всем своим братьям, потому что они искуплены, прощены Христом. Или так, это еще понятней. Когда ты кого-нибудь страстно любишь, например своих родных, то как ты страдаешь их страданиями, несешь вместе с ними их тяжести, бережешь их от всякого зла в своем уме. Это да послужит тебе уроком, что так должна ты любить каждого ближнего. Конечно, это не вдруг, не в один день и не в один месяц, нужны годы для этого, нужно не оставлять труда и с помощью Божиею достигнуть желаемого. У нас так бывает: вчера враги, сегодня примирились - друзья, но нужно шире обхватывать духовным оком жизненные случаи, глубже понимать их. Все обстоятельства жизненные для того и посылаются Богом, чтобы человек учился в них, извлекал для себя из них духовные уроки. Они все пройдут, когда повернется колесо жизни, но с чем останется душа?"
  Господь да укрепит нас всех, и да поможет Он нам пребывать в Истине, которая - Он Сам, а путь к нему в нас через нашу немощь, через полноту греховности нашей. Да, это не лживый путь, не выдуманный, не сочиненный, и Сам Господь сказал, чтоб не искать Его нигде, ни в каких состояниях, что Он явится Сам. И действительно является, принося мир, силу, свет в душу погибшую, немощную, темную. Когда же мы будем гоняться за состояниями, то будем ловить одну мечту. Я крепко немоществую, и иногда унываю, но по опыту дознала, что когда немощь дойдет в душе до крайних пределов, так что никакого упования не останется ни на какое делание, ни на какой разум, то в эту минуту, только в эту минуту и чувствуется, духовно ощущается, особенная помощь Божия или, скорее, познание Его, и сила Его действий в душе. Я не заимствую силу нигде, боясь оживить свою самость, боясь этого яда, разлитого даже в каждом добре человеческом, и потому иногда изнемогаю под своею живою немощью. Но она-то ходатайствует мне ту живую Силу, которую единственно вожделевает душа моя. При таком состоянии, большой страх объемлет душу, погибель в ней и во всем окружающем, а спасение в Той Воле, которую она смеет постигать или насиловать своею просьбою. Страх наполняет ее до глубины.
  Состояние души падшего грешника вполне соответствует словам Господа: «Терния и волчцы возрастит тебе земля». И земля нашего сердца постоянно растит страсти и грехи. Деятельность души, неосененной благодатию Божиею, направленная к очищению сердца, всегда трудна, тяжела и бессильна.
  Господь посылает нам на земле скорби, и эти скорби нас отрывают от земли, или лучше сказать, от излишних пристрастий ко всему земному. Значит и скорби — дар Божий. Отчего же не принимаем их с такою же благодарностью, как и радости? Не от греховности ли сердца нашего, неспособного отрешаться от всего и искать одной воли Божией?
  Жесток путь спасения, жестоко бывает иногда и слово, высказанное о нем, — это меч обоюдоострый, и режет он наши страсти, нашу чувственность, а вместе с нею делает боль и в самом сердце, из которого вырезываются они. И будет ли время, чтоб для этого меча не оставалось больше дела в нашем сердце? Нет, для него всегда будет дело, нет конца духовному очищению, и во всяком сердце найдется та частица нечистоты, которую нужно очищать.
  Пока мы ходим по плоти, мы видим ближнего тоже как должника нашего; мы требуем от него и правды законной, и святыни благодатной как общего достояния человечества. Мы судим его и ненавидим, гоним и мучим, когда он не отдает нам долг наш. Но когда мы водимся Духом, когда Дух Божий изливает в наш дух все богатство Своей благости, тогда от ближнего мы ничего не ищем, мы прощаем ему долг его пред нами, даже перестаем видеть в нем своего должника.
  Светильник, с которым девы могут встретить Жениха, есть Дух Святой, Который освещает душу, обитая в ней, очищает её, уподобляет Христу, все свойства душевные образует по Великому Первообразу. Такую душу Христос признает Своей невестой, узнает в ней Свое подобие. Если ж она не освещена этим светильником, Духом Святым, то она вся во тьме, и в этой тьме вселяется враг Божий, который наполняет душу разными страстями и уподобляет её себе. Такую душу Христос не признаёт Своею и отделяет её от Своего общения. Чтобы не угас светильник, надо постоянно подливать елей, а елей — есть постоянная молитва, без которой не может светить светильник.
  Христос есть Бог, необъятное, беспредельное, совершенное Существо. Херувимы, бесплотные силы с светлым умом и чистой волей, стремятся несколько тысячелетий к познанию Его и еще целую вечность будут стремиться. А мы, слабые, падшие человеки, с умом, помраченным грехом, с извращенной волей, но с желанием уподобления Христу, не находим себе дела. Успокаиваемся, когда несколько соберется наш ум, когда можем немного помолиться в мире сердечном, точно это предел искания. Будто далее идти некуда…
  Во-первых, возлюби ближнего, как самого себя, это первая степень, а дальше — люби врагов и положи душу за други своя. Потом заповедь о прощении: простить ближнего во всем, чем он тебя обидел, кажется одно дело, а сколько в нем очищения для сердца при прощении, и самоотвержение, и смирение. Закон страстей — закон гражданский уничтожается законом духовным; прости не потому, что заслужил человек прощение, но потому, что Христос простил распинателей и молился за них.
  Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро мерзость есть пред Господом. Радуйся своей немощи, своему бессилию.Истинное добро есть Господь, Он разум, Он и сила.
  Мы даже не знаем, что для нас полезно, что вредно. Но в чём мы можем видеть помощь Божию, Его милость к себе – это в том, что Он даёт нам переносить невыносимое с терпением, со смирением, с покорностью Его святой воле.
(Игум. Арсения (Себрякова))"





  "Не будем стараться выказывать в себе что - либо, особенно великое, чтоб не погибнуть по причине сего и не запутаться в многочисленные отрасли тщеславия, потому что демонов тщеславия чрезвычайно много.
  Кто боится Господа и соблюдает Его заповеди, тот есть раб Богу. Но это рабство, в котором и мы находимся, не есть рабство, но праведность, ведущая к сыновству.
  Когда престает в человеке царство греха, тогда является душе Бог и очищает её вместе с телом. Если же царство греха живёт в теле, то не может человек водить Бога, ибо душа его находится в теле и не имеет места в ней свет, который есть видение Бога.
  Стыдение сделать грех есть истинный и спасительный стыд; стыд же, из которого рождается грех, есть стыдение, препятствующее приводить в исполнение заповеди Божии. Ничего не стыдись делать, что согласно с волей Божией, и в деле истины не таись; не бойся возвещать учение Господне или словеса премудрости, и не стыдись грехи свои открывать духовному отцу своему.
  Величайшая болезнь души, крайняя беда и пагуба - не знать Бога, все создавшего для человека и даровавшего ему ум и слово, коими, возносясь горе, может он вступать в общение с Богом, созерцая и прославляя Его.
  Благо получает человек от Бога как благого, а злу подвергается человек сам от себя, от сущего в нем зла, от похоти и нечувствия.
  Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем её движениям и действиям, - и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех - тот не может получить спасения.
  Прежде всего, да веруем в Господа нашего Иисусу Христа, да поклоняемся Ему и покорствуем - и волю Его да творим во всякое время и мгновение.
  Как тело, вышедшее из материнской утробы несовершенным, не может жить, так и душа, исшедшая из тела и не достигнувшая боговидения через доброе житие, спастись или быть в общении с Богом не может.
  Бог всех руководит действиями Своей благодати. Почему не ленитесь и не унывайте, взывая к Богу день и ночь, чтоб умолить благость Бога Отца ниспослать вам помощь свыше к познанию того, как вам поступать.
  Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу.
  Лишение житейских удобств людей мужественных и борцов соделывают достойными венцов от Бога.
  Когда встретишь человека, который,любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.
  Венец нетления, добродетель и спасение человека есть благодарно переносить несчастье.
  Благодаря тому, кто обижает тебя - и Бога будешь иметь другом. Никому не наговаривай на врага своего.
  Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел в них Самого Бога и прославлял Создавшего их для человека.
  Душа бывает крепка, когда тело измождено. Итак, утончим тела свои, чтоб иметь силу держать себя в порядке; ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут чрез умерщвление плоти. Тогда просветится душа и сделается храмом Богу.
  Если хочешь, можешь быть рабом страстей, и если хочешь, можешь остаться свободным, не подклоняясь под иго страстей; ибо Бог создал тебя самовластным.
  Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой.
  Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу - и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем не только грешить, но и даже содержать в мыслях что-либо худое.
  Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душой и всегда содержи сие в мысли своей.
(Прп. Антоний Великий)"







  "Любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения.
  Если оставят вино на ветре, то это губит его вид и вкус. Так гордость губит всякий плод человека.
  В четырёх следующих добродетелях ум всегда имеет нужду: молиться Богу, припадая [ к Нему ] непрестанно, повергаться пред лицом Бога, не беспокоиться насчёт всякого человека ( что и как он - тоже , что не пытать ), чтоб не судить его, быть глуху к тому, что говорят ему страсти.
  Помышляй каждодневно: «Только нынешний день имею я провести в этом мире» - и не согрешишь перед Богом.
  Да говорит не язык твой, но дело; да будет слово твое смиренно в сравнении с делом; не говори без сознания, не учи без смирения, чтобы земля приняла сияние твоё.
  Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори; рассуди прежде, нежели говорить, и отвечай, что должно; будь незнающий в знании, чтоб тебе избежать многих трудов, возбуждай в самом себе труды, выставляя себя в знании, не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему: порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству.
  Да говорит не язык твой, но дело; да будет слово твое смиренно в сравнении с делом; не говори без сознания, не учи без смирения, чтобы земля приняла сияние твоё.
  Имей в уме, что Бог внимает тебе при всяком деле, какое делаешь. Имей в уме, что Бог видит тебя при всяком помысле твоём.
  Приобретающий смиренномудрие самому себе наносит порицание от брата, когда говорит: "Я погрешил". Но презирающий брата напрасно думает о себе, что он мудр и никогда никого не оскорбил. Имеющий страх Божий заботится о добродетелях, чтобы ни одна из них не оскудела от него.
  Приучи язык свой говорить: "Прости ", - и смирение низойдет на тебя.
  Употреби силу твою не иметь собственного суждения, чтобы ты мог упражняться в плаче; озаботься всею силою своею не спорить о вере и не догматствовать, но следуй Кафолической Церкви. Ибо никто не может постигнуть что- нибудь от Божества.
  Смирение есть то, чтобы представлять себя грешнее всех людей и уничижать самого себя как не делающего ничего доброго пред Богом. Дела же смирения таковы: чтоб молчать, не измерять себя с другими, не спорить, подчиняясь всем, взор повергать долу, пред очами иметь смерть, не лгать, не празднословить, не противоречить высшему, не желать выставлять на вид слово свое, переносить обиду, ненавидеть праздность, принуждать себя во всяком деле, жить трезвенно, отсекать свою волю, не раздражать никого, не завидовать никому.
  Повержение самого себя пред Богом с сознанием и повиновение заповедям в смиренномудрии рождают любовь, а любовь рождает бесстрастие.
  Сохраняй себя от лжи, иначе она отгонит страх Божий от тебя. Охраняй уста твои, чтобы ближний твой имел у тебя достоинство; научай язык твой на слова Божии, произносимые с ведением, - и ложь убежит от тебя.
  Возлюби смирение - и оно покроет тебя от грехов твоих.
 
 Люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.
  Что стыдишься делать пред людьми, того стыдись и помышлять тайно в сердце.
  Если схватит тебя болезнь - не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью сей благо.
  Если брат сделает тебе зло и кто-нибудь станет говорить на него пред тобою, то охрани сердце свое, чтоб не возобновилась в тебе злоба, но вспомни о грехах своих пред Богом и, если желаешь,чтобы Он простил тебе их - не воздавай ближнему твоему (злом - от авт.).
  Приобретающий смиренномудрие самому себе наносит порицание от брата, когда говорит: "Я погрешил". Но презирающий брата напрасно думает о себе, что он мудр и никогда никого не оскорбил. Имеющий страх Божий заботится о добродетелях, чтобы ни одна из них не оскудела от него.
  Корысть, честь и спокойствие борют человека до самой смерти, но не должно предаваться им.
  Рассматривай в себе каждодневно, какую страсть победил ты, прежде чем вознесёшь к Богу прошения свои.
  Всячески избегай разговаривать с еретиками (желая отстоять веру), чтобы яд их скверных слов не уязвил тебя самого.
  Как земля не может принести плода без семени и воды, так человек не может покаяться без смирения и труда телесного.
  Если кто обращается с братом с хитростию - не минует печали сердечной.
  Что есть смирение? Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом. Дела же смирения суть: молчание, немерение себя ни в чём, нелюбопрительность, повиновение, смотрение в землю, имение смерти пред очами, блюдение себя от лжи, непозволение себе в беседах суесловий (празднословия - от авт.), противоречия старшему и настояния на своём слове, перенесение положения (терпение скорбных обстоятельств - от авт), ненавидение покоя (лености/нерадения - от авт.), принуждение себя к труду и всякое неогорчение (радостность - от авт.).
  Четырьмя вещами помрачается душа: ненавидением ближнего, уничижением его, завидованием ему и ропотом на него.
  Помни о Царствии Небесном, чтобы вожделение Его мало-помалу увлекало тебя. Помышляй и о геенне, чтобы возненавидеть дела её.
  Просыпаясь утром каждый день, вспоминай о том, что дашь отчёт Богу о всяком деле - и не согрешишь пред Ним и страх Его вселится в тебя.
  Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл - толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтобы не верить своему разуму более, чем Святому Писанию, ибо это - знак гордости.
(Авва Исаия)"







  "Совесть есть естественная книга [велений Божиих]: деятельно читающий оную получает опыты Божественного заступления.
  Переставшего грешить и уже кающегося не обличай более. Если же по Богу, как говоришь, хочешь обличать его, то прежде открой пред ним свои грехи.
  Есть три вида благочестия: первый - чтобы не согрешить, второй - согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносимости скорбей, плакать о недостатке терпения.
  Если все невольное имеет причину в произвольном, по Писанию, то никто столько не враг человеку, как сам он.
  Когда увидишь двух грешников, имеющих любовь друг к другу, то знай, что они друг другу помогают в самоугодии.
  Кто пренебрегает заповедь о молитве, тот впадает в самые неуместные преслушания, из коих одно пересылает его к другому, как узника.
  Если хочешь кратким словом воспользовать любознательного, укажи ему молитву, правую веру и терпение всех прискорбных случайностей, ибо всякое прочее добро приобретается посредством их.
  Терпя от кого вред, поругание или гонение, не о настоящем думай, но о том, что ожидается в будущем, и найдешь, что он стал для тебя виновником многих благ не только в настоящем времени, но и в будущем веке. Молящийся о людях обижающих поражает бесов, а сопротивляющийся первым уязвляется вторым. Терпящий напраслину от людей избегает греха (обиды, осуждения и пр. - от авт.) и равное скорби (ибо клевета/напраслина есть скорбь - от авт.) находит заступление (уменьшается в обидчивости/осуждении/нетерпении/малодушии/сластолюбии/ненависти и возрастает в прощении/терпении/мужестве/мученичестве/любви - от авт.). Поношение человеческое причиняет скорбь сердцу,но бывает причиною чистоты для того,кто его переносит.
   Кто благодушно принимает настоящие прискорбности, воодушевляясь надеждой будущих благ, тот обрел ведение истины и удобно избавится от гнева и печали. Ибо находящие на людей прискорбности суть порождения их собственных худых дел. Но если мы перетерпим их с молитвою, то опять получим приращение благ.
  Хорошо словами пользовать вопрошающих, но лучше содействовать им молитвой и добродетелью: ибо посредством сих последних приносящий себя Богу помогает и ближним, сам сподобляясь помощи.
  Если ты получил жребий учить о Господе, а тебя не слушают, то мысленно о сем скорби, а явно не возмущайся тем. Такой ради скорби не будешь осужден наряду с тем, кто не внимает тебе; за возмущение же явное - всем тем же искушаем будешь.
  Не думай, что всякая скорбь находит на людей по грехам. Ибо бывает, что иные благоугождают Богу, однако ж, терпят искушение. И написано не только, что нечестивии и беззаконницы изженутся (см. Пс. 36: 28), но равным образом и то, что хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2 Тим. 3:12).
  Всякое благо промыслительно от Господа, но оно отходит тайно от неблагодарных, бесчувственных и недеятельных.
  Многие советы ближнего на пользу бывают, но для каждого ничего нет пригожее своего решения (речь здесь идёт не о своеволии, а о том, что нельзя по малодушию/инфантилизму/человекоугодию/лести/боязливости и пр. порокам отказываться от основной задачи в земной жизни - в собственном отношении/определении ко злу и добру, в реализации личной свободы - от авт.). 
  Так устроено, что в скорби для людей добро,а в тщеславии и наслаждении - зло.
  Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачех добродетелей.
  Скрытный злодей злобнее явно обижающих, поэтому он злее (сильнее - от авт.) и наказывается (либо посмертными мучениями в геенне, либо ещё прижизненными скорбями - от авт.).
  Разумно в сердце молящийся - переносит находящие скорби, злопамятный же ещё не молится чисто.
  Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих и только приятное излагай прямой речью, а жестокое (строгое) - загадочною (приточно/косвенно/аллегорично/мягко - от авт.).
  Как вода и огонь не сходятся по противоположности,так противны друг другу самооправдание и смирение.
  Совершив добродетель, помяни сказавшего: "Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5) (речь здесь идёт о благодарении - от авт.)"
  Ведение каждого настолько бывает истинным, насколько подтверждает его кротость, смиренномудрие и любовь.
  Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается.
  Когда отвергнем всякий мысленный произвольный грех - тогда только и сможем начать настоящую брань с прилогами занимающих нас страстей.
 
 Ничего не думай и не делай без цели по Богу, ибо бесцельно путешествующий напрасно тратит труд.
  Делами (ревностью/радением/деятельностью, реальными поступками - от авт.) показывай себя мудрецом,ибо нет слова,которое было бы мудрее дела.
  Чтущий Владыку творит повелеваемое Им и, если погрешит в чём или преслушает Его, то терпит как должное то, что за это найдёт на него (напр., скорби - от авт.).
  Самомнение и кичение (кичливость/снобизм/самопревозношение - от авт.) суть причины хулы, сребролюбие же и тщеславие - немилосердия и лицемерия.
  Если за телесное (вещественное) подаяние похвалишь человека как доброго помимо Бога (забыв, что это по Божию Промыслу делается), то после тот же человек окажется для тебя злым.
  Не радуйся, когда сделаешь кому добро, но - когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление [от облагодетельствованного]. Ибо как ночи следуют за днями, так и зло за добром.
  Лучше с благоговением (благожелательно) молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении.
  Искушения, неожиданно с нами случающиеся по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию.
  О своих любопытствуй злых делах, а не ближнего - и мысленная рабочая храмина твоя не будет окрадена.
  Всех зол предводитель есть неведение, второе же по нем есть неверие.
  Пока помнишь о Боге - умножай молитву, чтобы Господь помянул тебя, когда ты забудешь о Нём.
  Добродетели прощать обиды препятствуют две страсти: тщеславие и сластолюбие - а потому прежде всего должно отречься от них в уме и потом уже стараться о приобретении и этой добродетели.
  Желающий сделать что-либо и не могущий есть пред Сердцеведцем Богом как бы сделавший. Это относится как к доброму желанию, так и к злому.
  Если увидишь, что кто-либо лицемерно хвалит тебя, то в другое время ожидай от него порицания. 
  Причина всякой грешности - тщеславие и желание удовольствия.Не возненавидевший их не пресечёт страсти.
  Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет сего. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы.
  Настоящие прискорбности приравнивай к будущим благам - и нерадение никогда не расслабит твоего подвига. 
  Кто, познав волю Божию, посильно исполняет её, тот через малые труды избежит великих.
  Делающий добро и ищущий воздаяния не Богу служит, а своему хотению.
  Не говори, что бесстрастный не может скорбеть, ибо если не о себе, то о ближнем должен он сие делать.
  Когда хочешь разрешить какое недоуменное (запутанное) дело, то ищи относительно него то, что Богу приятно и, конечно - найдёшь ему полезное разрешение.
  Что без молитвы говорим мы или делаем, то впоследствии оказывается или погрешительным, или вредным и без ведома нашего обличает нас делами.
  Без памятования о Боге знание истинным быть не может.
  Пост, как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит безрассудно его применяющим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься и опасности, например - тщеславия.
(Прп. Марк Подвижник)"






  "Не оценивай сам себя, но прилепляйся к хорошо живущему.
  Повергать себя пред Богом, не ценить себя, оставлять свою волю - вот делания души.
  Для человека всегда необходимы смирение, смиренномудрие и страх Божий - как дыхание, исходящее из ноздрей его.
  Леность вооружается против всякого доброго дела и ввергает людей в беспечность. Но если кто узнает вред её и пребудет в добром делании - бывает спокоен.
  Иной человек ходит с секирою (с рассудительностью - от авт.), целый день трудится - и не может срубить дерева (главный порок - от авт.), а другой, искусный в рубке - и немногими ударами сваливает дерево. 
  Вот три главных правила: бойся Господа, молись непрестанно и делай добро ближнему.
  Воля человека есть медная стена между ним и Богом. Если человек оставит ее, то и он говорит с Давидом: Богом моим прейду стену. Бог мой, - непорочен путь Его (Пс. 17: 30-31); когда то есть, с волею его соединится правда Божия, то человек делает.
  Как сундук с одеждой, если будет оставлен без присмотра, то одежда со временем истлевает, так и помыслы, если не будем совершать их телесно, то со временем истлевают и исчезают.
  Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям.
  По мне лучше человек согрешающий, сознающий грех свой и раскаивающийся, нежели человек не согрешающий и не смиряющийся. Первый считает себя грешником и смиряется в своих мыслях, а второй представляет себя праведником (как будто он праведен) и - возносится.
  Если будешь смиренно думать о себе, то найдёшь покой везде,где бы ты ни был.
  Велика помощь Божия,обнимающая человека,но мы не можем видеть ее глазами своими.
  Для человека всегда необходимы смирение, смиренномудрие и страх Божий - как дыхание, исходящее из ноздрей его.
  Никого не унижай,не осуждай и не оговаривай - и Бог дарует тебе спокойствие.
  Человек никак не должен давать силы своим помыслам любодеяния и злословия ближнего; он отнюдь не должен ни говорить о них, ни помышлять в своем сердце. Освободившись от них,он получает спокойствие и великую пользу.
  Приучай язык говорить то, что у тебя на сердце.
  Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив.
  Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа должна быть всегда готова против демона блуда (постоянная бдительность/готовность к блудным искушениям - от авт.).
  Плачь есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими,которые говорили: "Плачьте, кроме сего пути - нет другого.
  Начало зол - рассеянность (невнимательность/беспечность - от авт.).
(Прп. Пимен Великий)"







  "Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, и сделаться естеством новым при содействующей силе Св. Духа, и тогда может она стать благопотребной для небесного царства.
  Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь свою; кто однажды уверовал в Бога, тому прилагает небесную веру и человек делается сугубым. Поэтому как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделил душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить, и молиться чисто.
  Христианин обязан всегда иметь памятование о Боге, ибо написано - возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего. То есть не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему.
  Христианство не есть что-нибудь маловажное, оно - великая тайна. Познай же свое благородство, а именно: что призван ты в царское достоинство, что ты - род избран и язык свят. Тайна христианства необычайна для мира сего.
  Не входите в суждение происходящих порядков или беспорядков, а себя уклоняйте сколько можно, дабы не входить в советы, — что знаете?
  Душа тому принадлежит, с кем в общении и единении она своими хотениями.
  Невозможно выразить или описать неизмеримое, беспредельное и непостижимое богатство христиан. Посему со всяким тщанием должно приступить к христианскому подвигу и принять то богатство, потому что наследие и часть христиан есть - сам Бог. Ибо сказано: "Господь часть достояния моего и чаши моея."
  Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволит Бог,а только о тебе. Воззри на своё благородство и достоинство, потому что не Ангелов послал, но Сам Господь пришёл ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъявленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама. Сам Бог пришел вступиться за тебя и избавить тебя от смерти. Стань же твёрдо, уразумев для себя, какое о тебе промышление.
  Видимые твари связаны каким-то неподвижным естеством, не могут они выйти из того состояния, в каком созданы и не имеют воли. А ты создан по образу и подобию Божию. Как Бог свободен и творит что хочет, так свободен и ты. По природе ты удобоизменчив.
  Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им как собственным своим богатством и сердце его исполняется хвастовства, то царь берёт у него своё сокровище, и имевший его на сохранении остаётся таким же нищим, каким был прежде. Так, если и имеющие благодать превознесутся и загордятся сердца их, то Господь отнимает у них благодать Свою и остаются они такими же, какими были до принятия благодати от Господа.
 (Прп. Макарий Великий)"



Видение с черепом прп. Макария Великого





  Египетский Цветник:
  "Я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо, всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы. 
  Человек подобен дереву: труд телесный - листья, а хранение сердца - плод. Поелику же по Писанию всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо, то очевидно, что всё попечение мы должны иметь о плоде - то есть должны иметь хранение ума (трезвение - от авт.). Впрочем, для нас нужно и лиственное прикровение и украшение - то есть труд телесный (как средство для хранения ума - от авт.). (Авва Агафон)"
  "Помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда - и не погрешишь в душе твоей.
  Вот что изгоняет из души память о Боге: гнев,небрежение, хотение учить и празднословие мира сего; а долготерпение, кротость и всякое делание по Богу привлекают любовь Божию. 
  Человек, имеющий в сердце своем злобу отмщения, погубляет труды свои, и молитва его напрасна. 
  В том истинный труд, когда мы имеем бесстрастие в теле и скорбь (от видения в себе зла, плач - от авт.) в сердце. 
  Кто во время искушения обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы; и, когда ты не думаешь, что труд твой угоден Богу, то сим приобретаешь помощь Божию, охраняющую тебя. 
  Человек, имеющий в сердце своем злобу отмщения, погубляет труды свои, и молитва его напрасна. 
  По той мере, как цветет тело - истощается душа. И по мере истощения тела процветает душа. (Авва Даниил)"
  "Оттого, что удаляемся умом своим от созерцания Бога (умной молитвы/памяти Божией - от авт.) - пленяемся мы плотскими страстями. (Авва Феона)"
  "Если Бог будет судить нас за нерадение в молитвах и псалмопениях, то мы не можем спастись. (Авва Феодор Еннатский)"
  "Не пренебрегайте псалмами, потому что они отгоняют от души духов лукавых и вселяют в нее Святого Духа. Приведите на память Давида, что, когда он играл на гуслях, как тогда успокаивался Саул от духа лукавого!. И опять: Елисей, когда народ сильно жаждал в сражении с сынами Моава, сказал: приведите ко мне одного знающего играть на гуслях, - и когда сей играл, преклонился Елисей, и пришла вода, и народ пил.
  Если кто взыщет Бога с сердечным усилием, и если будет просить о чём-нибудь с правильным разумением, заботою и усилием сердечным, не связываясь ничем от мира, но стараясь о душе своей, чтобы на суд представить её неосужденною, то Бог подаст ему. 
  Подвизайся избегать трёх страстей, извращающих душу, а именно: сребролюбия, любочестия (славолюбия - от авт.) и спокойствия (нерадения/лености - от авт.). Ибо если эти страсти входят в душу, то не позволяют ей преуспевать.
  Малодушие и порицание (осуждение - от авт.) кого-либо даже в мысли - не позволяют человеку видеть свет Божественный (губят - от авт.). (Авва Пётр)"
  "Душа,подвизающаяся Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому, что знает. Если не хочет исполнять ни того, ни другого, то явно, что она страдает безумием. Ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением и омерзение словом (отвращение к слышанию и говорению - от авт.) - всем тем, чего жаждет душа боголюбца. (Авва Палладий)"
  "Будем избегать вольности в речах,чтобы зной их не сжёг плоды трудов наших.
  Кто чувствует тяжесть своих грехов, тот не смотрит на грехи ближнего. 
  Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами. 
  Если мы побеждаемся плотскою страстию, то не обленимся покаяться и оплакать самих себя, прежде нежели постигнет нас плач судный. (Авва Моисей)"
  "Предпочитаю правило легкое, но постоянно совершаемое, правилу трудному в начале, но скоро потом оставляемому.
  Сатана не знает, какою страстию побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти и, смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонною - ту и влагает. 
  Насколько человек приближается к Богу, настолько он сознает себя грешником. Ибо пророк Исаия, увидев Господа, назвал себя окаянным и нечистым. 
  Я лучше пожелаю себе дела хотя и лёгкого, но продолжительного, чем трудного вначале, но скоро оканчивающегося (после которого наступает ничегонеделание/леность/нерадение/расслабление/беспечность - от авт.). (Авва Матой)"
  "Смиренномудрие и страх Божий выше всех добродетелей.
  Врата к Богу есть смирение; и отцы наши многими скорбями, радуясь, взошли в град Божий. 
  
Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего задерживает воду и съестные припасы - и таким образом неприятель, погибая от голода, покоряется ему. Так бывает и с плотскими страстями: если человек будет жить и в посте и в голоде, то враги,будучи обессилены, оставят душу его. (Авва Иоанн Колов)" 
  "Хорошо есть мясо и пить вино, и не съедать в оклеветании плоти брата.
  Песнь духовная да будет в устах твоих и поучение да облегчит тяжесть предстоящих тебе искушений. Пример на это пред глазами: путник, отягченный ношею и облегчающий труд путешествия пением. 
  Нашёптывающий змий изгнал Еву из рая; подобен сему бывает наговаривающий на ближнего: он погубляет как душу слушающего, так и свою.
(Авва Иперехий)"
  "Ходите царским путем, измеряйте поприща (речь о рассудительности - от авт.) и не будьте беспечны призыв к внимательности/бдительности - от авт.).
(Авва Вениамин)"
  "Пока человек не предстанет на суд Божий, не услышит решительного о себе определения и не увидит присужденного ему места, до тех пор он не может знать, угоден ли он Богу, или нет. (Авва Кесарий)
  "Как светильник, поставленный в темной комнате освещает её, так и страх Божий, когда вселяется в сердце человека, то просвещает и научает его всем добродетелям и заповедям Божиим. (Авва Иаков)"
 





  "Я думаю, что если человек не будет хорошо хранить свое сердце, то все, что он слышал, забывает и не радит; и таким образом враг, нашедший в нем место, ниспровергает его. Ибо как приготовленная и зажженная лампада, если не позаботятся влить масла, мало-помалу гаснет - и наконец ее объемлет совершенная тьма.
  И не только это, но иногда и мышь, ходя около нее и ища съесть светильню, прежде нежели истощится елей, не может ею воспользоваться по причине огня; если же увидит, что не только нет света, но даже и теплоты от огня, тогда, желая воспользоваться светильнею, сваливает лампаду. И если лампада глиняная, то разбивается; если же медная, то от хозяина дома ставится по-прежнему.
  То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Святый Дух, доколе совсем не потеряет она теплоты своей - и наконец враг, истребляя расположение души к добру, и тело оскверняет злом. Если же человек окажется хорош по расположению к Богу, но, будучи прост, увлекается в нерадение, то милосердный Бог, посылая в него страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать и блюсти себя со всею осторожностью впредь, до Своего посещения.
  Если взыщем Господа, то Он явится нам, а если станем удерживать Его, то Господь пребудет с нами.
(Прп. Арсений Великий)"







 



Для перехода на страницу с окончанием 24 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_24_otveta_na_vopros_116/2-1-0-386








                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (01 Апр 16)
Просмотров: 512

Поиск