"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 24 ответа на вопрос 116.


"В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной.
(Прп. Серафим Вырицкий)"






"Человека постоянно смущают греховные помыслы, но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Постараемся мудро устроить состояние плоти нашей, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способною к подвигам; давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мёртвость, не оживая для движений греховных.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Благость Божия на покаяние тя ведет. Тебя зовут, ты не идешь, влекут, не обращаешься, не раскаиваешься. Ты пригвожден к объятиям блудницы, закован цепями корыстолюбия, укоренился в зле. Знаешь, что может случиться? Бог гневается, оставляет тебя, и ты падаешь, несчастный, в совершенную нераскаянность, а оттуда – в вечную муку. Кто в этом виноват? Ты сам. Кто пожалеет тебя? Никто. Но именем Бога Живого заклинаю тебя, брат христианин, не дай верви порваться! Когда благость Божия на покаяние тя ведет, ступай и обратись к Богу. Бог имеет отверстыми объятия, чтобы принять тебя со сладчайшими словами: "Чадо, отпущаются тебе греси твои."
(Свт. Илия Минятий)""






"Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.
(Архим. Рафаил (Карелин))"







"Когда вожделеваем мы и ищем Самого Бога, то и в этом деле могут иметь место некие неправости и опущения, и в него могут прокрадываться своего рода льщения нашей к себе любви или нашего самолюбия, так как при этом почасту имеем мы в виду паче собственное наше благо для себя самих, чем волю Божию для Самого Бога, Который благоугождается делами, только во славу Его творимыми, и хочет, чтобы мы Его одного любили. Его одного вожделевали и Ему одному работали.
(Прп. Никодим Святогорец)"







"Когда раскроются "книги", всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник когда умерло тело, кто-то подумает умер и грех. Нет, в душе была склонность и в душе грех был сладок. И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с Тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние. 
(Свт. Иоанн (Максимович), еп. Шанхайский и Сан-Францисский)"







"Особенно ценно пред Богом не только покаяние словом, но покаяние делом — претерпеть за прошлые свои беззакония. Промысл Божий прав всегда. И если Он попускает нам испивать горечь современной жизни, то, при несомненном доверии Богу, это единственно спасительный путь для нас. Надо дать Господу решительное обещание всеми способами очищать свое сердце, безропотно принимать любые тесноты, как врачующее средство, ибо все мы тяжко духовно больны! То, с каким настроением мы переносим страдания, является пробным камнем нашего духовного роста. Мужество перед ними, готовность к ним — вот знак «правильной души», которая духовно крепнет в испытаниях.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"







"Сколь велика польза человеку от терпения! Сколь хорошо следовать евангельскому совету: Терпением спасайте душу свою! Предложу еще вопрос: что обогащает человека душевным богатством? Знаю, что здесь вы укажете на различные добродетели: пост, молитву, чистоту, любовь и прочие богоугодные дела, — но я без сомнения скажу, что его обогащает терпение. Ибо нет добродетели, которая проистекала бы не из терпения. Пост ли — но в нем испытывается голод и жажда. Молитва ли — но в ней происходит борьба с унынием и леностью. Чистота ли — но сколь необходимо в ней терпение! Любовь ли — но в ней должно носить бремена друг друга и терпеливо снисходить друг к другу. И каждое доброе дело требует и своего труда, и своего терпения, как говорят: добрые дела трудом снискиваются и болезнью исправляются.Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. 
(Свт. Димитрий Ростовский)"


 




"«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
(Свт. Феофан, Затворник Вышенский)"







"Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевая им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если огражден ты этим оружием. Если и тому, кто носит печать земного царя, никто не может сделать зла, то кольми паче никто не в состоянии состязаться с нами, которые носим на себе такую печать Великого Небесного Царя? Сим оружием всего чаще действуй, брат мой, потому что сильно противится оно стрелам врага, лучше же сказать, мечу его — горькой и страшной вспыльчивости... Итак, всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему.
(Прп. Ефрем Сирин)"







"Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными и ничтожными (для самого согрешающего, из-за его духовного ослепления, смеха, злолюбия и окаменения/бесчувствия сердца - от авт.).
(Блж. Августин)







"Отчего нам теперь бывает грустно думать о смерти? Оттого, что редко думаем о ней, а еще более оттого, что нам жалко расстаться с благами мира сего. Хотя и говорят, что мир есть не что иное, как юдоль плача, а все иногда бывает весело и здесь, а особенно весело тому, у кого денег довольно, кто в чести у всех, у кого изобилие во всем. Что же? Если блага мира сего препятствуют нам спокойно умирать, то заранее, поскорее расстанемся с ними, не будем слишком привязываться к ним. И что пользы привязываться к тем благам, с которыми, волей или неволей, а непременно надобно расстаться? Что пользы предаваться тому веселью, которое рано ли, поздно ли, а непременно должно окончиться слезами? Ведь чем дальше, тем хуже. Посмотрите, как больно бывает умирать старым людям, которые не любили думать о смерти, которые всей душой предавались мирскому!
(Протоиер. Родион Путятин)"







"Вознося свои молитвы, мы должны, не сомневаясь, быть уверены в том, что Господу они приятны, и Он приимет их как жертву, которая благотворно повлияет на состояние душ усопших. Мы не должны забывать усопших, ибо они - наши братия по духу и плоти, которые живут сейчас в другом мире и ждут от нас молитвенной помощи. Если бы перед нами отверзлась сейчас та бездна, в которой находятся души усопших, то мы могли бы увидеть трогательную картину их безмолвной мольбы к живым членам Церкви Христовой - мольбы о том, чтобы мы помогли им своими молитвами. 
(Архим. Кирилл (Павлов))"







  "Как тягостно для тела и темно для души вместе - отсутствие солнца. Как все от крайнего холода зацепенело, омертвело! Как печально, больно, скучно! А каково душе человеческой быть без благодати Божией, без молитвы, без Слова Божия, без богослужения, без причастия Святых Таинств! Многим только смерть покажет все сиротство, бедность, нищету их душ!
  Против исконных врагов Божиих - духов злобы, убийц человека - надо вести непрестанную войну мысленную, надо непрестанно внимать себе, своим помыслам, сердечным движениям, надо изучать и знать Священное Писание, чтобы побеждать их Словом Божиим, против Коего они не могут стоять. Надо стяжать живую, крепкую веру в Господа Иисуса Христа, зреть Его всегда пред собою и несомненно призывать Его в помощь против этих лукавых, злейших и дерзких врагов. Против твёрдого призывания имени Господа Иисуса Христа они не могут стоять, обыкновенно обращая хребет свой и предаваясь бегству.

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Хотя вся жизнь наша на земле есть непрестанная брань и нам предлежит вести ее до самого конца, но главнейшая и решительнейшая брань ожидает нас в час смерти. 
(Прп. Никодим Святогорец)"







  "Если подвизаетесь как должно, то не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться.
 
 Если желаешь спасения - делай все то,что приводит к нему.
  Ученики должны и любить своих наставников,как отцов,и бояться,как начальников.Ни любовь не должна изгонять страха,ни страх не должен погашать любви.
(Прп. Исидор Пелусиот)"






  "Всякий православный христианин обязан знать жития пустынников, равно и мучеников, дабы вдохновиться примером христианской борьбы в собственной жизни. Всякий должен знать о Валааме, Соловках, Свири, Сии, Обноре, Белом Озере, Сорской пустыни, о людях, которые жили там и еще до восхищения на Небо уподобились Ангелам. Они вели истинно православную духовную жизнь, к коей призван каждый православный — в меру его сил и обстоятельств жизни. Всякий христианин почерпнет вдохновение в житиях этих людей, в их борьбе, в их неотмирности. И ничего «романтического» в этом нет. Кого и можно назвать «романтиками», так это нынешних «обновленцев», «парижских реформаторов».
  Они отвергли подлинные православные традиции и тщатся провозгласить святым всё мирское, предать духовные традиции в угоду «жизни мира», заменить истинно православное миропонимание обмирщенной подделкой, основанной на современной западной философии. Духовная жизнь в подлинно монашеских традициях — норма нашей христианской жизни, и недурно бы знать о ней до пришествия ужасного последнего дня, когда нас призовут к ответу за нерадивую жизнь.
  И судимы будем не за то, что не знаем модных богословских словечек, а, несомненно, за то, что избегали духовной брани на пути к спасению. Коли нам не под силу жить по меркам святых, надобно хотя бы умножить наши, пока, увы, слабые попытки бороться, дабы приблизиться к Богу, наши горькие слезы покаяния, наш непрестанный упрек себе за то, что столь далеки мы от примеров совершенства, кои Господь показал нам в своих чудесных святых.

(Иеромон. Серафим (Роуз))"






  "Вы пришли в монастырь не работать. Работать можно и в миру. Вы пришли в монастырь не для того, чтобы кого-либо чему-либо учить. Вы пришли учиться. Некоторым монахам с этим сложно согласиться. Я им говорю: «Если ужин подгорает, пусть он вообще сгорит, но позволения не присутствовать на вечернем богослужении не будет иметь никто». Если мне на это скажут: «Что же делать, ведь еда сгорит!» — я отвечу: «Пусть лучше сгорит еда, чем сгоришь ты. Мы поедим сгоревшую пищу, но мы помолимся».
  Я прихожу в ужас, когда посещаю монастыри и вижу, что насельники не приходят на службу из-за того, что они, например, готовят трапезу для посетителей. Посмотрите сами на себя, вам не нужно есть! Ни один из вас с голоду не умрёт! Будьте в церкви и молитесь, кормите прежде всего свою душу, не волнуйтесь о своем теле - оно умрёт в любом случае. Некоторые из нас ближе к концу жизни, чем другие, но наши души по-прежнему голодны. Они изголодались по Богу, а мы ещё больше морим их голодом, при этом нашпиговывая свои тела.
  (От авторов - сей муж подвергается жестоким гонениям в России как сектант и самозванец...
  Это подтверждает его истинную православность...
  По нашему мнению - да пусть это будет хоть и ослица Валаамова - лишь бы она глаголала правду Божию...
  А отец Иоаким глаголет правду златыми устами своими...)
(Схиархим. Иоаким (Парр))"







  "Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг - прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели.
  Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого, отрекся от души своей, гневался на неё, укорял её, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собою.
  В нас действует зло со всей силой и ощутительностью, внушая все нечистые пожелания, однако ж, срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водой, но - как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе или как в одном доме находятся особо разбойник и особо - владетель дома.
  Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена должно нам молиться, но, трезво внимая умом, ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях её и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем - только бы ум утверждён был в Боге.
  Истинное основание молитвы таково: быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире.
  Если кто не борется с грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно, с приумножением своим увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самым делом, потому что зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю.
  Когда по домостроительству Божию бываешь в скорбях, в страданиях, в язвах, тогда что считаешь для себя противным, то это самое служит пользе души твоей.
  Господь, как скоро увидит, что мужественно отвращается кто-нибудь от житейских удовольствий, от вещественных развлечений и забот, от земных уз и от окружения суетных помыслов, подает таковому благодатную Свою помощь и непреткновенной соблюдает эту душу, которая прекрасно совершает течение своё в настоящем лукавом веке.
  Кто хочет истинно благоугождать Богу, принять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться о Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению всех заповедей Божиих и покорять сердце - даже против воли своей.
  Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет.
  Если человек плотский решается приступить к изменению себя самого, сперва он умирает и делается бесплодным для той прежней лукавой жизни.
  Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет собраться с силами. От этого и зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; этим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных, потому что человек, уловляемый собственной своей волей, начинает любить что-нибудь - любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу.
(Прп. Макарий Великий)"





  "Пребывающий в безмолвии должен иметь страх Божий, страх своего явления пред Богом, занимающий все его существо; ибо когда грех увлекает сердце человека, то в нем нет еще страха Божия.
  Три есть добродетели, которые если ум увидит в себе, верует, что достиг бессмертия (обновления или совершенства небожителей бессмертных): рассуждение, верно отличающее одно от другого, провидение всего прежде времени и несочувствие ничему чуждому.
  Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то сохраняй Его слово и умерщвляй ветхого человека; если хочешь прилепиться к нему, то должен до самой смерти отсекать всех удаляющих тебя от креста и приготовить себя к понесению уничижения и к спокойствию в отношении к злотворящим тебе; должен смирить себя пред желающими властвовать над тобою; должен соблюдать безмолвие и никого не осуждать в сердце своём.
  Не имей злобы на человека, чтоб не сделать бесплодными трудов своих. Со всеми будь чистосердечен, да узришь в себе мир Божий.
  Кто соблюдает словеса Божии, тот познал Бога и таковой исполняет их как должник (в чувстве неотложного долга).
  Кто незлобив, тот совершенен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия.
  Кто живёт с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всём - с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание.
  Не хвались своим разумом. Больше всех знает тот, кто говорит: "Ничего не знаю". Венец мудрости - себя укорять и ставить себя ниже всех.
  Труд, бедность, странническая жизнь, постоянство (мужество - от авт.) и молчание рождают смиренномудрие, а смиренномудрие заглаждает многие грехи. И для того, кто не имеет сих качеств, тщетно бывает отречение от мира.
  Простота и немерение себя (вменение себя ни во что) очищают сердце от лукавства.
  Любовь к славе человеческой рождает ложь, а уничижение себя, в смирении ещё большем - соделывает страх Божий в сердце твоём.
  Если брат твой, прельстившись словами еретиков, уклонится по неведению, а потом опять обратится - не презирай его, ибо это было у него дело неведения.
  Четыре добродетели по Боге помогают юности (новоначалию): поучение на всяк час, безленостность, бдение и не мерение себя (ни во что себя вменение).
  Кто хочет быть славен у людей, тот не может быть свободен от зависти, а имеющий зависть не может обрести смиренномудрия.
  Четыре добродетели как стеною ограждают душу и дают ей спокойно вздохнуть от тревог со стороны врагов: милость,безгневие, долготерпение и извержение всякого находящего семени греха; противостояние же забвению сохраняет их все.
  Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения. Эти три добродетели рождают другие три, больше их: не видение лукавства в человеке рождает любовь, благотворение злотворящим тебе стяжевает мир, перенесение находящего без смущения приносит кротость.
  Люби лучше молчать, чем говорить: ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает.
  Блюдись, приступая к причащению, иметь зло на брата своего, ибо в таком случае ты сам себя обольщаешь.
  Если кто поносить будет тебя, не противоречь ему, пока замолчит; потом же, если, испытав себя, найдёшь в себе то, что слышал от него - покайся, что ты согрешил. И благодать Божия примет вас опять.
  Четыре есть добродетели, которые чистой делают душу: молчание, соблюдение заповедей, теснота (стеснение себя во всем, чтоб был тесный путь воздержания от всего) и смиренномудрие.
  Пекись о своем теле как о храме Божием, пекись как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать ему отчет по всём, что наделал; как, когда тело твое получит рану, заботишься ты уврачевать её, так попекись, чтоб оно явилось бесстрастным в воскресении.
  Повержение себя пред Богом с разумом и повиновение заповедям со смирением приносят любовь, а любовь- бесстрастие.
  Когда услышишь о грехе брата своего, не рассказывай того при ком-нибудь, ибо это смерть для тебя.
  Если ты,живя в городе, измождаешь тело своё Бога ради и человечество тамошнее в ревности станет чтить тебя за это, оставь его и устройся в другом месте - чтобы труд твой не сделался бесплодным. Но если ты победил уже тщеславие, то не внимай человечеству, зная, что Бог вместе с тобою соблаговоляет тому, что ты творишь.
  Возненавидь всё в мире и спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его.
  Малодушие и порицание кого-либо мятежом исполняют ум и не дают ему видеть свет Божий.
  Если сделал ты что доброе, не хвались тем и соблюдёшся от гордыни, если мудр. И с другой стороны, если наделал ты много зла - да не опечаливается тем чрез меру сердце твоё, но стань над сердцем, чтоб не попускать ему более сослагаться с тем (не услаждаться отчаянием - от авт.).
  Осуждение первее самого себя приносит смиренномудрие, а остановление воли своей для ближнего с разумом есть смирение. Чистота есть молиться Богу. Не осуждать есть любовь. Долготерпение есть не помышлять ничего против ближнего. Боголюбивое сердце есть не воздавать [за зло]. Безмолвие есть не допытываться до того, что тебя не касается. Нищета есть незлобивое сердце. Владеть своими чувствами есть мир. Переносить [всё] есть кротость. Милостыня есть прощать. Порождает же всё сие отсечение воли своей. Оно умиротворяет добродетели между собою. Оно соделывает владычественное [ум] безмятежным.
  Вот главные [страсти, неестественные человеку], овладевшие всеми сынами Адама: прибыль (корысть/любостяжание - от авт.), честь (славолюбие - от авт.), покой (телесный), величание тем, что оставишь (после смерти тела - от авт.); украшение тела - чтоб оно было чисто и благообразно, и взыскание добрых одежд (обаяние - от авт.).
  Если возложишь на себя крайний пост и станешь совершать продолжительные молитвы, не подумай, что они спасут тебя (сами по себе - от авт.), но верь, что Бог умилостивится озлоблением тела твоего и поможет немощи твоей.
  Внемли себе, всегда помни и пред очами имей огнь вечный и вечные муки, и осужденных туда, и почитай себя паче за одного из тамошних, чем живых.
  Если будут у тебя какие-либо житейские сделки и ты, потерпев ущерб, восскорбишь о том, то нет тут страха Божия.
  Уму по естеству свойственен гнев на страсти. Без гнева не бывает в человеке и чистоты - то есть если не будет он гневаться на всё всеваемое в него врагом.
  Желающий узнать, вселился ли в нем Христос, познаёт сие из своих помыслов. Доколе грех влечёт сердце - дотоле Бог не вселялся ещё в него и Дух Его не нашёл ещё Себе в нём покоя.
  Три есть вещи, которые человеку трудно приобрести (а ими хранятся все добродетели) - сокрушение, плач о грехах своих и имение смерти пред очами своими.

(Авва Исаия, отшельник Скитский)"





  "Когда слышишь слова Писания, что Господь воздаст каждому по делам его (см.Пс.61:13), то не думай, что дела [сами по себе] достойны геены или Царствия, но что Христос воздаст каждому по делам неверия в Него или веры как Бог Создатель и Искупитель наш, а не как Соразмеритель вещей [то есть дел и наград].
  Кто с первого слова не послушает тебя, не принуждай того прением, но лучше на свою привлеки сторону ту прибыль, которую тот отверг. Ибо незлобие выгоднее для тебя, нежели исправность того.
  Не возносись познаниями, из Писания [заимствованными], чтоб не впасть умом в дух хулы.
  Не образуется облако без дыхания ветра, не рождается и страсть без [движения] помышлений. Увлекаемый помыслами ослепляется ими и действия греха видит, а причин их видеть не может.
  Скрыв добродетель, не возносись умом как хорошо поступивший. Правда требует не только скрывать доброе, но и не думать ни о чём из запрещенного.
  Желающий переплыть мысленное море долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих четырёх добродетелей, если он решится вступить в море, возмущается сердце его, и он не может переплыть.
  Как тело близко к душе, так и Господь близок и готов прийти и отверзть заключённые двери сердца и даровать нам небесное богатство. Он благ и человеколюбив и обетования Его не ложны, если только с терпением взыщем Его до конца.
  Страх Божий понуждает нас бороться с грехом и когда боремся, благодать Божия истребляет его. 
  Нерассеянно молящийся ум сокрушает сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
  Есть обличение по злобе и мщению (осуждение - от авт.), и есть другое: по страху Божию и истине. Если хочешь неосужденно принимать похвалу от людей - прежде возлюби обличение за грехи свои.
  Если хочешь, чтоб Господом были покрыты грехи твои, то не высказывай пред людьми, если имеешь какую добродетель. Ибо как мы поступаем с нашими добродетелями, так Бог делает и с нашими грехами.
  Не будь двуязычен: то есть иначе на словах, а иначе в совести расположен. Ибо такового Писание ставит под клятву.
  Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла; сердце же сокрушается от тройственного воздержания, именно: от сна, пищи и телесного покоя.
  Обиженный кем-либо и не домогающийся обижающему должного [возмездия] этой частью верует Христу и сторицею приимет в веке сем и живот вечный наследует.
  Как плывущие по морю в надежде прибытка охотно переносят солнечный зной, так ненавидящие зло любят обличение. И те борются с ветрами, и эти со страстями.
  Самоугодник печалится от укоров и лишений, а Боголюбец - от похвал и многодовольства.
  Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять. Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей. Волю нашу по крещении ни Бог, ни сатана не насилует.
  Что ни сделаем без молитвы и благой надежды, то после окажется вредным или [по крайней мере] несовершенным.
  Никакая власть не принуждает нас насильственно ни к добру, ни к злу, но кому мы по нашей свободной воле работаем - Богу или дьяволу - тот потом поощряет нас ко всему, что составляет его область.
  Одни, не исполняя заповедей, думают, что веруют право, другие, исполняя их, ожидают Царствия как должного воздаяния. Те и другие погрешают против истины.
  Ум и без тела делает много доброго и худого, а тело без ума ничего такого делать не может. Ибо решения свободы предшествуют деятельности.
  Послушание, отсечение своей воли в смирении без труда, чистота, перенесение оскорблений, стерпевание слова ближнего без тяготы - вот что есть смиренномудрие.
  Кто не любит обличения - тот, наверное, намеренно погрязает в страстях.
  Молитва не совершенна без мысленного взывания. Нерассеянно вопиющий ум слышит Господь.
  Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его - забота житейская.
  Не думай, чтобы ты стяжал добродетель без скорби: такая добродетель не надежна не опытна по причине покоя при стяжании её.
  Превознесшись похвалами, ожидай бесчестия, ибо, говорит Писание, "возносяйся смирится."
  Страх геенны поощряет начинающих подвиг добродетельный избегать злонравия; желание же воздаяния благ подает преуспевающим усердие к совершению благого; а таинство любви возвышает ум превыше всего сотворенного, соделывая его слепым ко всему, что после Бога.
  И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать (причина - от авт.) добродетелей, ибо порождает их через сочетание (соединение - от авт.) с Христом.
  Велика добродетель-терпеть постигающее нас и, по слову Господа - любить ненавидящего нас ближнего.
  Всегда делай доброе по силе своей и, когда предстоит сделать большее, не обращайся к меньшему, ибо "обратившийся вспять", говорит Господь, "несть управлен в Царствие Божие."
  Мы должны помнить, что если возненавидим кого-либо из единоверных как злого, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого-либо отвергаем от покаяния как грешника, то и мы будем отвержены Богом как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших.
  Знак нелицемерной любви есть прощение обид. Так Господь и возлюбил мир. Терпеть скорби и не обвинять сторонних людей в своих бедствиях есть истинное ведение.
  Кто с послушанием и молитвой борется со своими хотениями, тот искусный борец, удалением от чувственного явно показывающий мысленную борьбу.
  Познавший истину не противится скорбным приключениям, ибо знает, что они руководствуют человека к страху Божию.
(Прп. Марк Подвижник)"





  "Не со всяким веди беседы о благочестии и добром житии. Не по зависти говорю так, но потому, что пред неразумнейшим покажешься ты,думается мне,смешным. Подобное подобному сочувствует, а для таких бесед немного слушателей или, вернее - они очень редки. Лучшее потому не говорить, ибо не этого хочет Бог для спасения человека.
  Тому, кто не умеет различить, что добро и что зло, не пристало судить, кто добр и кто зол из людей. Человек, знающий Бога - добр; а когда он не добр, то, значит - не знает Бога и никогда не будет познан от Него; ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта.
  Не устрашайтесь, слыша о добродетели и не чудитесь (не удивляйтесь - от авт.) о имени сем. Ибо не далеко от нас и не вне нас, а в нас есть дело сие; и оно удобно, если только захотим. Еллины отправляются в чужие края и переплывают море, чтоб изучать науки; а нам нет нужды отправляться в чужие края Царствия ради Небесного, ни переплывать моря ради добродетели, ибо Господь предотвратил это, сказав: "Царствие Небесное внутри вас есть." Поэтому для добродетели нужно только то, чтоб мы её захотели, так как она в нас есть и из нас образуется.
  Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние, но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений.
  Всякий желающий быть истинно духовным подвижником должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтоб быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского; ибо где люди, там и смятение.
  О тех, которые не любят узнавать, что им полезно и что должно почитать добром, можно сказать, что они не в добром здоровье; у тех же, кои, познав истину, бесстыдно спорят против неё, умерщвлена разумность: нрав их сделался скотским, не знают они Бога и душа их не озарена светом.
  Должно вам знать, что враг искушает верных видом добра и многих успевает прельщать оттого, что у них нет рассуждения и мудрости.
  Бог создал душу свободной и самовластной, и она вольна поступать как хочет - хорошо или худо.
  О, как неразумно поступаем мы, желая богатства! Не знаем разве, что выше всех добродетелей есть смиренномудрие, как больше всех страстей есть чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.
  Золото многократно очищается огнём, чтоб через сильнейшее очищение оно стало лучше. Равным образом Господь наш по благости Своей, очищает человека многими искушениями, испытывает его и делает его опытным в ведении браней сердечных так, что он не возвращается более мыслями или памятью к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди, но смиряется пред Богом и на Него возлагает всё упование своё. 
  Свободен и блажен тот, кто в чистоте и в презрении временного (земного/мирского/суетного - от авт.).
  Человек высокосердный всем ненавистен, потому что дела его хвастливы, отчего и впадает он во многие грехи. Все грехи мерзки перед Богом, но всех мерзостнее - гордость сердца.
  Те, кои проводят жизнь в малых и невысоких подвигах - и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всём свои пожелания - они удобно обретают путь, к Богу ведущий.
  Укажу вам дело, которое одно делает человека твёрдым в добре и блюдёт его таким от начала до конца, а именно - любите Бога всею душою вашей, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему Единому работайте. Тогда и Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божии станут для вас сладки как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко.
  Блюдись, человек - возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов.
  Особенно старайся исполнять апостольское наставление: солнце да не зайдет во гневе вашем, и думай, что это сказано вообще относительно ко всякой заповеди, чтоб не заходило солнце не только во гневе, но и в другом грехе нашем. Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас ни солнце за дневной проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление. 
  Пребудьте в терпении и не давайте расслабляться сердцам своим во время бедствий ваших, но воздавайте за них благодарение, чтобы получить воздаяние от Господа.
  Одно только невозможно человеку - быть не смертну (миновать смерть). С Богом возыметь общение он может, если поймет, как сие возможно. Ибо при желании и понимании дела ради веры и любви, свидетельствуемой доброй жизнью, человек становится собеседником Богу. 
  Если увидишь, что кто-нибудь превозносится и гордится тем, что он причастник благодати, то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но, если не признает души своей бесчестною и уничиженною и себя нищим по духу и мерзким, обкрадывается он злобой и сам не знает того. 
  Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, кои приносят пользу, кои ведут к познанию воли Божией; ибо она есть путь, коим люди опять возвращаются к жизни и свету вечному.
  Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов. Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания.
  Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение, прелесть и неведение Бога.
  Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит или если говорит, то говорит немного и только нужное и Богу угодное.
  Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех вкушать её без благодарения, неблагоговейно и невоздержно; не грех просто смотреть, но грех смотреть завистливо, гордо, ненасытно; не грех слушать мирно, но грех слушать с гневом; не грех заставлять язык благодарить и молиться, но грех позволять ему клеветать и осуждать; не грех утруждать руки милостыней-подаянием, но грех позволять хищение и убийство. Так каждый член грешит, когда по нашему свободному произволению делает злое вместо доброго, в противность воле Божией.
  Подвизающиеся на олимпийских играх увенчиваются не тогда, как победят одного, или другого, или третьего, но когда победят всех вступающих с ними в состязание. Так и всякому желающему быть увенчанным от Бога надобно обучать душу свою целомудрствовать не только в отношении к телесным страстям, но и тогда, когда бывает искушаем корыстолюбием, желанием похитить чужое, завистью, сластолюбием, тщеславием, укорами, опасностями смерти и подобным сему (т. е. трезвиться - от авт.).
  Истинная радость исходит от Бога и подаётся только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтоб свою волю отвергать, а волю Божию во всём исполнять.
  У людей ничего нет честнее слова. Слово столь важно, что словом и благодарением мы Бога чтим (славим - от авт.). Употребляя же слова непотребные или бесчестные, мы тем самым лишь обличаем непотребство души своей.
  Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.
(Прп. Антоний Великий)"





  "Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют - иначе не будешь иметь успеха.
  Хорошо удаляться плотского. Человек, близкий к плотскому искушению, подобен стоящему над глубочайшим рвом. И когда представится врагу случай, он легко низвергнет его низ. Удаляющийся же от плотского подобен стоящему далеко от рва; так что хотя бы враг и повлек его, чтобы низвергнуть вниз, но, когда он повлечет человека и будет принуждать ко злу, Бог пошлет ему помощь.
  Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище.
  Бог дал Израильтянам закон: воздерживаться от противоестественного, то есть от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата и прочего, что принадлежит ветхому человеку.
  Добрый опыт выше слов: он делает человека искуснейшим.
  Отходи от всякого человека, любящего спорить.
  Если человек согрешит и будет отрекаться, говоря: «Я не грешен», то не обличай его - иначе отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: «Не унывай,брат, не отчаивайся, но остерегайся вперед», то через это возбудишь душу его к покаянию.
  Люди совершенны только на словах, а делают очень мало.
  Зло никаким образом не истребляет зла; а потому если кто сделает тебе зло, то делай ему добро, дабы даром этим истребить зло.
  Плач (скорбь от видения зла в себе и в ближнем - от авт.) приносит двоякую пользу: производит добродетели и сохраняет их.
  Если человек будет помнить изречение Писания: "от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишься", то решится лучше молчать.
(Прп. Пимен Великий)"




  

  "Я страшусь трех вещей : именно того,когда душа будет исходить из тела,когда я должен буду предстать Богу и когда будет произнесено последнее о мне определение. (Авва Илия)"
  "Имей такие мысли,какие имеют преступники,находясь в тюрьме.Они постоянно спрашивают других: "Где судья?Когда придет он?"- и от ожидания его плачут.Так и монах должен непрестанно внимать и обличать душу свою,говоря:"Увы,мне!Как я предстану на суд Христов и чем буду оправдываться пред ним?" (Авва Аммон)
  "Безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного для себя, а невиденного и ум не принимает, небывшее же в уме не оставляет следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда не возбуждается страсть, тогда человек имеет глубокую тишину и великий мир внутри.
  Любящий безмолвие не уязвляется стрелами врага; обращающийся же с людьми непрестанно получает раны. И дух в уединении бывает спокойнее, и похоть молчащая привыкает, по слову, действовать слабее, и всякая вообще страсть, не будучи возбуждаема, глубоко молчит, проходит и совершенно успокаивается. Наконец, человек со временем забывает о прошлой деятельности своей, и остаются у него только одни слабые воспоминания дел, когда наступит состояние бесстрастия. (Авва Нил)"
  "Человек, избегающий (рассудительно - от авт.) людей, подобен зрелому винограду, а обращающийся с ними есть как бы незрелая ягода (речь о доброй/правильной скрытности/закрытости - от авт.).
  Никто не может поступить в воинство Христово, если не будет весь как огонь и не презрит честь и покой и если не отсечёт пожелания плоти и не сохранит все заповеди Божии. 
  Слезами (плачем - от авт.) человек достигает добродетелей; слезами получается оставление грехов. Потому, когда ты плачешь - не возвышай голоса воздыхания и да не узнает левая рука твоя (тщеславие - от авт.), что говорит десница твоя (необращение внимания на добродетели/доброделия, невозношение от них - от авт.). (Авва Моисей)"
  "Если враг принуждает нас оставить безмолвие, мы не должны слушать его; ибо нет ничего равного безмолвию и посту. Они помогают нам в борьбе против врага, ибо они внутренним взорам доставляют остроту зрения. (Авва Дула)"
  "Если человек имеет смирение, нестяжание и никого не осуждает, то рождается в нём страх Божий.
   Не живите с еретиками, не знакомьтесь с людьми знаменитыми, не простирайте рук ваших, чтобы собирать, но охотнее простирайте их, чтобы раздавать. (Авва Хома)"
  "Три подвига драгоценны пред Богом. Во-первых, когда человек, впадший в духовную немощь, приступающие к нему при этом искушения принимает с благодарением. Во-вторых, когда кто старается, чтобы все дела его были чисты пред Богом, и не имели ничего человеческого. В-третьих, когда кто пребывает в послушании своему духовному отцу и отказывается от всех своих желаний. (Авва Иосиф Фивейский)"
  "Я желаю, чтобы человек искал всех добродетелей со смиренномудрием. Так, каждый день, вставая рано, приступай к каждой добродетели и заповеди Божией с величайшей твердостью, со страхом и терпением, в любви к Богу, со всякою готовностью души и тела, с глубоким смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей. Если бесчестят тебя - не гневайся; будь миролюбив, и не воздавай злом за зло; не обращай внимания на оскорбления других; не думай высоко о себе, но будь ниже всякой твари; презирай все телесное и плотское; будь под крестом, в борьбе, в нищете духовной, в духе и деле аскета; пребывай в посте, в покаянии, в плаче и в подвиге воинствования, в рассуждении, в чистоте души, в добром расположении духа; работай в безмолвии; пребывай в ночных бдениях, в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как бы ты уже умер, каждый час имея смерть пред своими глазами. (Авва Иоанн Колов)"





"Как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить, то хотя бы говорила и доброе, тем не менее, всё равно теряет собственную теплоту чрез дверь язычную. Хорошо же благовременное молчание - оно ничто иное есть, как мать мудрейших мыслей.
(Авва Диадох, еп. Фотикийский)"





"Пока девица живет в доме отца своего, многие желают её иметь своею невестою, но когда станет выходить из дома - не всем уже нравится. Одни унижают её, а другие хвалят - ей нет уже такой чести, как прежде, когда жила она в сокровенности. Так бывает и с душою: когда она станет проявлять себя - не может всех удовлетворить.
(Прп. Арсений Великий)"






"Будь смиренным, отвергайся своей воли, не имей земных попечений - и обрящешь покой.
(Прп. Сисой Великий)"



Картинки по запросу икона сисоя великого






Для перехода на страницу с окончанием 25 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_25_otveta_na_vopros_116/2-1-0-387






                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (05 Апр 16)
Просмотров: 581

Поиск