"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 08 ответа на вопрос 116.


  "Учись умной молитве сердечной, ибо «Иисусова молитва» есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу. Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений. Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь. Ради будущего блаженства стяжите целомудрие, храните девство. Дева, хранящая свое девство ради любви Христовой, имать честь со Ангелами и есть невеста Христу: Христос есть жених ей, вводящий ее в свой чертог небесный. Всякая человеческая душа есть дева. Душа же, во грехах пребывающая, вдова нерадивая, в сластолюбии заживо умершая. Прилежи чтению, а наипаче Псалтыри; старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме. Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но да исполняет его дара разумения. Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присутствие Божие и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся; будь в сем случаем глух и нем. Чтобы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей.
  В пример себе можно взять Стефана Нового (память его 28 ноября), которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание безропотно, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден».
  Кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
  Соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола - для того диавол бессилен. 
  Положи примету, и непрестанно входи сам в себя, и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоровления души твоей, а не удаления только того, что возбуждало их, и какие научился ты одолевать разумом своим, а не одним лишением себя причины страсти.
  Есть два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
  Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
  Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленной, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как бы виновников ее смущения, не понимая, что причина болезни внутри неё.
  Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться, но Петр - твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.
(Прп. Серафим Саровский)"



  
  "Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище.

  Никто не может оправдываться тем, что он будто бы хотел, но не мог, ибо бесспорно не мог потому, что не хотел.
  Что бывает по воле Божией, то, хотя бы и казалось худым, лучше всего, а что противно и неугодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего.
  Bелика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души.
  Толстое чрево не родит тонкого смысла.
  Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.
  Страшен не грех, но бесстыдство после греха.
  Не видите ли, что пчела, ужалив, умирает? Через это насекомое Бог учит нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних, потому что в таком случае сами наперед подвергаемся смерти.
  Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
  Действительно, слез достойны не теФ, которые терпят обиду, но те, которые причиняют ее. Лихоимец, клеветник и всякий, делающий какое-либо другое зло, вредят гораздо больше самим себе; а нам приносят величайшую пользу, если мы не мстим за себя.  
Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.
  Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого.
  Если мы хотим стать подобными Спасителю, мы должны делать общее дело, не ища своего.
  Какая, в самом деле, польза от наслаждений земных? Сегодня оно есть, а завтра его нет, сегодня оно цвет красивый, а завтра прах рассеянный, сегодня огонь пылающий, а завтра пепел остывший.
  Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот мало-помалу дойдет и до оскорблений Бога. Хотя бы священник был и не благочестив, но Бог, видя, что из благоговения к Нему ты почитаешь даже и недостойного чести, Сам воздаст тебе награду.
  Богат не тот,кто много приобрел, а тот кто много дал.
  Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.
  Не так преступно грешить, как оставаться в грехе.
  Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.
  Как благовонные ароматы - чем более трутся пальцами, тем более издают благовония, таково же действие и Писания: чем более стараешься входить в него, тем более находишь в нем сокровищ.
  Из ада никого не выпускают, и заключенные там вечно горят в огне и претерпевают такое мучение, которое и описать невозможно. Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну.
  Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неистощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти.
  Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежаниями на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все свои согрешения гораздо более легким способом — непамятованием зла и покаянием.
  Не только делающие зло, но и одобряющие их подвергаются одинаковому с ними или даже более тяжкому наказанию.
  Предавшись беспечности, мы терпим вред от самых малых вещей.
  Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»
  Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу.
  Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется, потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, и наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь.
  Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
  Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает.
  Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни.
  Истинная красота познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению.
  Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Не упасть страшно - страшно не подняться!
  Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
  Хочешь казаться прекрасною? Довольствуйся тем образом, который дал тебе Творец. Облекись в милосердие, в человеколюбие, в целомудрие, в смирение. Все это дороже золота. Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь. Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души – таковы признаки истинной красоты. Сколько мужей, которые жили с красивыми жёнами, но бедственно окончили свою жизнь. Напротив, сколько таких, которые имели жён не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.
  Не откладывай до завтра: этому «завтра» никогда нет конца.
  Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.
  Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что может сделать его чистым.
  Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом.
  Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.
  Трудное само по себе дело становится лёгким по надежде на Бога.
  Итак, если кто праведен, но сделает что-нибудь худое, и за это будет страдать здесь и подвергнется наказанию; ты не смущайся, но подумай про себя, и скажи: праведник этот, видно, когда-нибудь сделал какой-либо малый грех, - и восприемлет здесь, чтобы там не быть наказанным. Опять, если увидишь грешника грабителя, корыстолюбца, делающего множество зла, - и однако благоденствующего; подумай, что, видно, он сделал когда-нибудь нечто доброе, и восприемлет здесь добро, чтобы там не требовал награды.
  Вера есть удел душ благодарных.
  Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и покаяние без поста.
  Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
  Тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто.
  Он человеколюбив и милостив, и как мучаящаяся родами желает разрешиться от бремени, так и Он желает излить Свою милость, но грехи наши препятствуют этому.
  Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламеняемся особенною любовью к нему и оказываем ему великое почтение, тогда и мы любим его; а Господь наш любит нас так много, – и мы остаемся нечувствительными?
  Скажи мне: если бы кто-нибудь тебя, состарившегося и живущего в бедности, обещал вдруг сделать молодым и привести в самый цветущий возраст, сделать и весьма крепким, и прекрасным больше всех, и даровать тебе царствование над всею землею на тысячи лет, царствование, сопровождающееся глубочайшим миром, чего бы не решился ты за это обещание и сделать и претерпеть? Но вот, Христос обещает не это, а гораздо больше этого.
  Дьявол обещает нам удовольствие временное, а скорбь уготовляет нескончаемую, и, несмотря на то преодолевает нас и побеждает; а Бог, напротив, требует от нас труда временного; и обещает сладость и пользу вечную, но мы не слушаем.
  Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия.
  На всем видимом написано свидетельство о Невидимом.
  Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве.
  Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там.
  Обратим язык наш к благословению. 
  Будем каждый день разбирать собственную жизнь, и предоставим судить о жизни других Тому, Кто в точности знает тайное.
  Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем. 
  Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но и не будь беспечен, потому что Он праведен.
  Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.
(Свт. Иоанн Златоуст)"




   

  "Если хочешь, чтоб вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец.
  С какою надеждою будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей?
  Согрешить - дело человеческое, но во грехе быть и лежать - диавольское.
  Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем.
  Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более, потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.
  Хотя бы ты осуждая ближнего, ты правильное что о нем говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако за это не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог.
  Помни: Бога без Бога познать не можем, и чем кто более Бога познает, тем более смиряется, боится и любит Его. Чтобы познать Бога, нужно откровение свыше. Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога не можем. Слеп и темен наш разум: нуждается в просвещении Самого Того, Который из тьмы производит свет. И потому надо слову Божию внимать, но просвещения просить от Самого Бога. Тьму надлежит прогнать вышеестественным светом. Святое Писание есть светильник, но только открытое, внутреннее око может видеть свет этого светильника. Слепой не видит света: надо иметь открытые глаза. По этой причине пророк молится: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего.
  Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.
  Да постится ум твой от суетных помышлений. 
  Да постится память от злопамятства. 
  Да постится воля твоя от злого хотения. 
  Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты. 
  Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. 
  Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. 
  Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. 
  Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро. 
  Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
  Без Бога не только делать, но и хотеть чего-либо доброго мы не можем.
  Плотского человека отличает — вражда и ссора, духовного — мир и тишина.
  Безопаснее не допускать (не сочетаться, не сослагаться - от авт.) врага (страсти - от авт.) в дом (в душу - от авт.), нежели, допустив, с ним бороться.
  Высшая наука – быть мудрым, а высшая мудрость – быть добрым.
  Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет эти двери.
  Одним тем и непременно следует вечное осуждение с диаволом во аде, которые не хотят каяться и от грехов отставать; а кающимся и отставшим от грехов, двери милосердия Божия отверсты.
  Некающимся нисколько не на пользу страдание и смерть Христова, хотя они и исповедуют имя Христово, но следует им суд Божий и вечное в аду осуждение, как отвергшим и презревшим великую Божию благодать.
  Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося.
  Поскольку час от часу умножаются соблазны, и оскудевает благочестие, и нечестие усиливается, то душа, любящая благочестие, не должна смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, а должна внимать, чему слово Божие учит.
  Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, у Бога милосердия еще более, потому что, как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна.
  Кто своей немощи не видит и не признает, тот и врача не ищет.
  Таинство покаяния  – это жалость и болезнь о грехах, содеянных после Крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются.
  Долг любви ничем иным, как любовью платится. Ибо любовь ничем иным, как взаимной любовью удовлетворяется.
  Если злые люди здесь, в мире сем, благополучно живут, а добрые терпят зло и беды, тем не смущайся, но смотри на конец обоих. Благополучие и злополучие в конце проявляется и примечается. Злые здесь благополучно живут, но зло умирают, и к великому бедствию – вечной погибели – переселяются. Добрые и благочестивые в несчастии живут и терпят зло, но блаженно умирают, и к вечному блаженству переселяются.
  Хотя Бог и хочет, чтобы мы его любили, однако не ради Своей какой пользы хочет того, но ради нашей пользы.
  Чем кто более Бога познает, тем усерднее Его почитает и заповеди Его соблюдает.
  Если сердце не согрето любовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия.
  Помни всегда вечность – и ничего в мире не пожелаешь.
  Чем более познается Христос, тем большая Его благодать ощущается в сердце верного.
  Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать.
  Не тот славен, кого мир славит, но тот, кого Бог прославит. 
  Бедный тот христианин, который хочет в мире сем обогатиться. 
  Первейшее и самонужнейшее дело для каждого христианина есть стяжание вечного спасения. Нужны нам во время земного странствования нашего одежда, пища, питие, жилище и другие подобные потребности; но спасение нужнее всего: оно так нужно, что все временное в сравнении с ним — ничто. Все имеет тот, кто стяжал спасение; ничего не имеет тот, кто не стяжал спасения, хотя бы весь мир принадлежал ему.
  Не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие. Показывай богопознание и богопочитание твое делами твоими, а не одними словами.
  Обратись от суеты и самообольщения, обратись к истине! обратись от греха и мира к Богу! обратись от временного к вечному! Отвергши все пустые занятия и наслаждения, приступи к слову Божию, держись этого спасительного, животворящего слова: оно просветит тебя и будет руководствовать к вечному блаженству.
  Священное Писание — слово Божие. Оно говорит тебе, как говорит и всякому человеку. Оно дано тебе для получения вечного спасения: почему ищи спасения твоего в Слове Божием — Священном Писании. Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; озаботься узнать, при помощи слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идешь окончательной цели, к погибели или ко спасению, на каком пути ты находишься, на пути ли праведных или на пути нечестивых?
  Пред потопом люди ели, пили, женились, посягали, и все помышления их устремлены были на угождение плотским пожеланиям их; нечаянно пришла вода и погубила всех. Так и ныне люди пьют, едят, гуляют, женятся, посягают, вдались в разнообразнейшую рассеянность, не обращая внимания на дела Господни и суды Его. И нечаянно возгласит архангельская труба: се грядет Судия: возстаните, мертвии, идите на суд. По этому бесстрашному и плотскому образу жизни заключаем, что близок день Господень.
  Познай и убедись, что роскошь, пиры, увеселения, игры, рассеянная жизнь, словом все, что носит наименование суеты и мира, что озабочивает и поглощает всю жизнь человека, все время его, все силы и способности души и тела, есть не что иное, как обольщение и кознь сатаны, вымышленные и устроенные для обольщения человеков. Если не познаешь этого и не убедишься в этом произвольно из слова Божия: то познаешь и убедишься невольно при наступлении смерти. Кто чего не изучает, тот того и не знает. Кто о великом мало старается или вовсе не старается: тот считает это великое маловажным, малозначащим, ничтожным.
  Не знают христиане христианства от того, что не изучают его; не обращают они никакого внимания на искупление человечества вочеловечившимся Богом, попирают это великое дело Божие, потому что не заботятся и не думают о своем спасении. Пренебрегая великими дарами Божиими, они всецело предаются суетности, которая - прелесть, в которой нет ничего существенного. Возгорится гнев Божий на таких христиан! отраднее будет идолопоклонникам и магометанам в день суда Божия, нежели таким христианам!
  Возлюбленный! непрестанно вспоминай, постоянно помни час смерти твоей. Страшен этот час не только для грешных, но и для святых. Святые проводили всю жизнь свою в размышлении о смерти; взоры ума и сердца их то устремлены были во врата вечности, в необъятное пространство, начинающееся за этими вратами, то обращались к греховности» своей, смотрели туда, как бы в темную бездну; из сердца сокрушенного, из сердца болезнующего, проливали они теплейшие и непрестанные молитвы к Богу о помиловании.

(Свт. Тихон Задонский)"



 

 "Получил твое письмо, дитя мое, и даю тебе ответ на то, что ты мне пишешь. Ты спрашиваешь, кто из двух получает благодать быстрее: безмолвник или послушник. Несомненно, послушный ученик и благодать быстро получает, и всегда находится в безопасности: не боится ни упасть, ни потерять. Только бы он не впал в нерадение. А когда в человека войдет Христос, и один, и со многими он безмолвствует, и везде имеет мир.
  Благодать Божия зависит не от лет, а от образа жизни и милости Господней.
  Опыт через делание приобретается с годами, а благодать потому и называется благодатью, что является даром, дарованием, зависящим от Бога и подаваемым соответственно теплоте веры, смирению и доброму произволению.
  Соломон получил благодать двенадцатилетним. Даниил — в том же возрасте. Давид — мальчонкой, пасущим овец своего отца. И подобным образом — все древние и новые отцы.
  Сразу, как только человек истинно покается, к нему приближается благодать и благодаря ревности возрастает. Опыт же требует многолетнего подвига.
  Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то ни достаточная благодать не придет, ни добродетель не совершенствуется, ни дарования он не удостаивается.
  Если кто‑то узнал, каков дар Божий, что это — скорби и, вообще, то, что нам приносят искушения, тот поистине обрел путь Господень. И ждет их, когда они придут, ибо ими он очищается, терпя, просвещается и созерцает Бога.
  Бог не созерцается иначе как посредством ведения. Это ведение есть созерцание. То есть когда ты понимаешь, что Бог рядом с тобой, и ты внутри Бога обращаешься, и все, что ты делаешь, Он видит, и следишь, как бы Его не опечалить, — ибо внутри и вне Он все видит, — тогда не согрешаешь. Ибо Его видишь, Его любишь и следишь, как бы Его не опечалить, «яко одесную тебе есть».
  Итак, всякий, кто согрешает, не созерцает Бога, но слеп.
(Прп. Иосиф Исихаст)"
 










































































 




















"Весьма часто мгла духа злобы окружает наше сердце и не дает нам мирно говорить с нашими ближними, которые раз или несколько раз обидели или высказали свое к нам недоброжелательство. Надо молить усердно Господа, чтобы Он Сам разогнал эту мглу злобы и исполнил сердце наше благости и любви, даже и к врагам нашим, ибо они в ослеплении страстей - гордости, зависти, любостяжания, злобы - не ведают иногда сами, что творят, как не ведали враги Господа Иисуса Христа, всю жизнь гнавшие Его и наконец умертвившие поносною смертью. Надо помнить, что в том христианская вера состоит, чтобы любить врагов: ибо, если любим только любящих нас, что лишше творим, и язычники не то же ли делают?
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

















"Взирая на крест, держи в мысли, что это есть знамя нашего духовного воинствования, в коем сокрыта всепобедительная сила, и что если удалишься от него, то предан будешь в руки врагов своих, а если пребудешь под ним, то достигнешь неба и внидешь в него в преславном торжестве. (Прп. Никодим Святогорец)"





"Гнев обыкновенно бывает разрушителен. Если он подвигнется против бесовских помыслов, то их разбивает и истребляет; а если воскипит против людей, то истребляет в нас благие относительно их помышления. Таким образом, гнев, как очевидно, является разрушительным для всякого рода помыслов. Он дарован нам от Бога, как щит и лук, и бывает таковым, если не уклоняется от назначения своего. Если же начнет действовать не сообразно с ним, то бывает разрушителем. Видал я, что и пес, в иной раз смело бросающийся на волков, терзает овец.
(Прп. Исихий Иерусалимский)"






"Видишь ли, что всякое дело, сделанное тобою, обличает тебя, твоё невежество, нечистоту ума и сердца, твое несовершенство? Всё твоё - и дела, и мысли, и чувства - все ущербно, все с изъяном, с примесью порока, нечистоты, всё скудно, сиротно.
(Иеромон. Василий (Росляков
))"





"Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит подавать всецелую помощь Свою тому, кто иногда надеялся на богатство, на славу человеческую и на могущество мирское; а иногда надеждою своею признавал Бога; напротив того, человек вполне должен успокоиваться на Божией помощи.
(Свт. Василий Великий)"






"Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою (сознательное стояние в строе духовных вещей) словесною дверию. От сего ум лишается наконец чистейших помышлений и по беспорядочному наплыву помыслов смятенную ведет речь к прилучившимся. В таком случае он не имеет уже Духа Святаго, хранящего нашу мысль в немечтании, ибо сей Дух Благий, как чуждый всякого мятежа и мечтания, бегает многословия. 
(Блж. Диадох, еп. Фотикийский)"






"Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия, – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна, и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкой, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинят внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"





"Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват; а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет.
(Прп. Макарий Оптинский)"





"Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.
(Прп. Амвросий Оптинский)"






"Если верите Промышлению Божию, определяющему участь земную для всякого так, как ему удобнее спастись, то должны верить и тому, что вся ваша житейская обстановка есть самая пригожая вам для устроения вашего спасения. Сколько мне видится, она дает вам полную свободу заниматься своей душой. Это большое преимущество! Уверясь так, Бога благодарите за все, и приятное и неприятное. Благодушно терпя неприятное, немножко приближаетесь к части мучеников. Зато, если роптать будете, не только от этой части далеки будете, - еще и ответ дадите.
(Свт. Феофан Затворник)"





  "Начну со слов утешения. - Нельзя забывать того, что Господь Бог дает испытания для нашей пользы. Эти испытания укрепляют вас, если вы верите Ему, но губят вас, если не верите. Если вы говорите: "Да будет воля Твоя", значит, верите, и всякую неудачу свою (мелкую и незаметную для вечности) примете мирно, покоряясь руке Того, Кто знает лучше, чем вы, что, где и когда вам нужно. Если будете в этом уверены, то ничто не будет вас огорчать в жизни. Нищета (в вашем понимании) будет вам радостна, как и приобретение богатства. Между одним и другим вы не найдете разницы и одинаково скажете: "Да будет воля Твоя". Вы многогрешны - это верно, но и просите неустанно о нем. Я это говорю к тому, что некоторые из вас думают в сердце своем: "Это не простится". Господь Бог знает, что плоть немощна, и если человек сознает, что сделал ошибку, и старается ее не повторять, а от сделанного им болеет внутренностью своею, Создатель видит все и слышит, и у кого раскаяние нелицемерное - простит.
  Многие говорят: "Господи, помилуй", и повторяют это, не вдумываясь. Хочется на этом остановить ваше внимание. Представьте себе громадное сборище народа, где нельзя разобрать, кто что говорит, т.к. все кричат разом. Если же прислушаться, то внимание останавливается на том человеке, который ясно и раздельно произносит слова. Господь слышит всех одинаково. Но Его бесконечную доброту и милосердие трогают не машинально произносимые фразы, а продуманное, горькое раскаяние. 
  Еще не понимаете вы все, как нужно молиться. Проникайтесь тем, что ничто не должно Вас огорчать из "жизненного", во всем должны вы видеть Перст Божий, ибо ничто без Его святой воли не делается. Если является от чего-то досада, значит, вы не соглашаетесь в этом с Его волей. И тогда не произносите слов "да будет воля Твоя", и не называйте Бога своим Отцом, т.к. верящий в Отца и доверяющий Отцу не противоречит Ему. 
  Произнося свою просьбу о помиловании, мысленно останавливайтесь на своих грехах и за каждый отдельный просите помиловать вас и простить. Таким образом, вся ваша жизнь встанет пред вами, и вы увидите греховность вашего тела. Когда постепенно переберете грехи дней своих - увидите, ужаснетесь количеству зла в себе и поймете сами, почему должно вам просить о помиловании. Милосердие Божие нельзя ни с чем сравнить. Оно больше, чем число песчинок на дне океанов, оно не поддается учету; но грехи людские превышают и это число. Человек грешит беспрестанно, и чем далее идет, не думая о том, тем грехи его больше и хуже. Не сознавая своего ничтожества, он все более впадает в гордыню и думает, что он сам Бог. Но даже и тогда, если вдруг одумается, поняв свои ошибки, даже и тогда Господь Бог его простит, так как милосердие Его без числа. Просите о помиловании за каждый свой проступок отдельно.
(Архиеп. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской))"






"Нам надобно стараться лучше очистить наши пороки, исправить нравы. Если они будут исправлены, то не говорю с людьми, даже и со зверями и животными очень легко сойдемся, как сказано в книге блаженного Иова: и звери полевые будут в мире с тобою. 
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"






  "Печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает, а мира печаль смерть соделовает". Это глубокие-глубокие слова святого апостола Павла из его Второго послания к Коринфянам. Нужно вникнуть в эти слова: что такое печаль яже по Бозе и что такое печаль мирская? 
  Печаль ради Бога — это то настроение, с которым жили все святые, это прежде всего тяжкая-тяжкая скорбь о своих собственных грехах. Это также непрерывная скорбь о том, что мы видим в мире: что люди нечестивые, не верующие во Христа, живут так, как научает их жить сатана; они и знать не хотят пути Христова. Печаль по Бозе — печаль о той неправде, о воровстве, убийстве, разврате, лжи — страшной лжи, всё пропитывающей лжи, среди которой жили и живут люди всех исков. Печаль по Бозе — печаль об участи наших детей, нашей молодежи, которая не знает ничего о Боге, которая живет без Бога. 
  Вот эта печаль, печаль о том, что и мы сами часто сходим с пути Божия, печаль, что весь мир идет по пути, далекому от Христа, — "покаяние нераскаянно во спасение соделовает". Она рождает постоянное, неизменное покаяние, рождает чувство виновности перед Богом, виновности нашей собственной и виновности тех несчастных нечестивых людей, которые нас окружают. Эта печаль, эта скорбь, эти слезы о нас самих, о близких наших приводят нас к покаянию. 
  И живем мы в этом святом и спасительном чувстве покаяния, живем среди молитвы о нас самих, о собственном недостоинстве, о ближних наших и о далеких, о всех несчастных, не ведающих Христа. "Покаяние нераскаянно во спасение соделовает". Созидается наш дух могуществом молитвы покаянной, молитвы слезной, молитвы о всех. 
  "А мира печаль смерть соделовает". Что такое печаль мирская? Это печаль тех, кто целью жизни ставит только утехи мира сего, только свое благосостояние в этой земной жизни, которые знать не хотят о пути спасения, ничего не ведают о духовной жизни, которые не молятся, ни во что не верят, а верят только в золотого тельца, в богатство, которое дает им блаженство и благополучие в этой жизни. 
  И таких людей часто-часто постигает печаль. Их предположения, направленные к тому, чтобы обеспечить свое земное благосостояние, рушатся, как карточные домики. Бывает и хуже; бывает и так, что в поисках благосостояния эти несчастные вступают на путь преступлений и их постигает полная катастрофа. Обнаруживаются их неправда и преступление, обнаруживается, что для своей утробы попирали они благосостояние своих ближних, попирали интересы государства, — и их постигает страшная кара: они попадают в тюрьму, в ссылки, в изгнание. 
  Но и это еще полбеды. Еще не страшно попасть в тюрьму, в изгнание. Страшно, что ждет их смерть вечная, погибель вечная. Нет, поэтому и сказано, что печаль мирская, печаль о благах мира, смерть соделовает. Бойтесь же этого слова, бойтесь идти по этому пути печали мирской, которая смерть соделовает. Живите среди печали по Бозе, среди святых слез о своем собственном недостоинстве, и о погибших несчастных людях, среди которых живете, — и получите спасение вечное. Аминь. 
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"






  "Подлинно блаженное дело — не грешить: а согрешающим — не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно «всегда молитися и не стужати», как говорит Господь. И Апостол еще говорит: «Непрестанно молитеся», то есть и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь — не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придет требующий души твоей. Не жди воскресного дня или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись «на всяком месте владычества».
  Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве — не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом; и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу, и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира.
  Молитва — печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва — заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва — беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва соделала Ионе и кита домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в «дух росы». Молитвою Илия связал небо, «и не одожди по земли лета три и месяц шесть».
  Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш, будем молиться, да не вотще будет труд наш. «И егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш Небесный... отпустит согрешения ваша». Смотрите, возлюбленные, чтоб не вотще трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду. Господь говорит еще: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой».
  Итак, явно теперь, что если не сделаешь сего прежде, то все, что ни приносишь, не будет принято. Если же исполнишь повеление Владыки, тогда с дерзновением молись Господу, говоря: «Оставь мне, Владыка, долги мои, как и я оставляю брату моему, исполнив заповедь Твою. Хотя и немощен я, однако ж оставил». И Человеколюбец скажет в ответ: «Если ты оставил, оставляю и Я; если ты простил, прощаю и Я твои долги; потому что имею власть отпускать на земле грехи». Отпустите и отпустится вам. Видите несравненное Божие человеколюбие. Видите безмерную Божию благодать. Слышали вы краткий способ ко спасению душ ваших.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

  "Должно прощать тому, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели. А если мы не можем сего делать по причине возобладавшего нами греха, то должны при бдении и злострадании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам таковую силу. При этом во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения; но потому, что имеем случай простить согрешившему (против нас) и получить прощение собственных наших грехов.
  Ибо в этом заключается истинное Боговедение, которое многообъятнее всякого ведения и с помощью которого мы можем умолять Бога и быть услышаны; это есть плодоносив веры, этим доказывается вера наша во Христа; через сие можем взять крест свой и последовать Христу; это есть мать первых и великих заповедей, ибо посредством сего можем возлюбить Бога от всего сердца и ближнего как самого себя; для сего должны мы поститься, пребывать во бдении и удручать свое тело, дабы сердце наше и внутреннее расположение отверзлись, приняли это в себя и уже не извергали. Тогда за то, что мы прощаем ближнему согрешения, найдем, что благодать, сокровенно данная нам при Святом крещении, будет действовать в нас уже не безызвестно, но ощутительно для нашего сознания и чувства.
(Прп. Марк Подвижник)"






"Огонь маслом не тушат. Когда человек немирен, то противоречие только раздражает его. Должно дать место гневу. А когда бурное состояние позатихнет и мир начнет водворяться в душе его, тогда можно и совет предложить, который гораздо вернее подействует и примется с большею любовью. И вам советую в подобных случаях быть осторожным. Человека, в гневе сущего, не укоряйте, не обличайте и не спорьте с ним; а лучше оставьте его в покое. Будьте только внимательны к самим себе, чтобы не впасть в немирствие; и когда чувствуете, что сердце ваше разражается, то поминайте мысленно молитву Иисусову и старайтесь положить хранение устам своим.
(Прп. Макарий Оптинский)"






"Какие помыслы являются хульными.
— Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным...
— Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы. Этих помыслов и пересказывать-то никому не надо.
— Даже духовнику?
— Духовнику достаточно сказать следующее: "Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе — моем духовном отце". Все эти богохульства и грехи не наши — они происходят от диавола. Поэтому нам нет нужды расстраиваться еще и из-за грехов диавола. Когда я был новоначальным монахом, диавол какое-то время приносил мне хульные помыслы — даже в церкви. Я очень расстраивался. Диавол внушал мне скверные помыслы о Святых, в качестве исходного материала используя те сквернословия и похабщину, которые я слышал от других, будучи в армии. "Эти помыслы от диавола, — вразумлял меня мой духовник. — Раз человек расстраивается из-за скверных помыслов о святыне, которые у него появляются, это уже доказывает, что они не его собственные, а приходят извне". Но я продолжал расстраиваться.
  Когда приходили хульные помыслы, я уходил молиться в придел Честного Иоанна Предтечи, прикладывался к его иконе, и она благоухала. Когда скверные помыслы приходили снова, я опять спешил в Предтеченский придел, и от иконы вновь исходило благоухание. Во время одной Божественной литургии я был в приделе и молился. Когда певчие запели "Святы́й Бо́же" Нилевса , я со своего места стал тихонько подпевать. Вдруг я увидел, как через дверь, ведущую в притвор главного храма, в придел вваливается огромный страшный зверь с головой пса. Из его пасти и глаз извергалось пламя. Чудовище повернулось ко мне и, раздраженное тем, что я пою "Святый Боже", дважды злобно погрозило мне лапой. Я бросил взгляд на монахов, молившихся рядом со мной: может быть, они тоже видели [зверя]? Нет, никто ничего не заметил. Потом я рассказал о случившемся духовнику. "Ну, видел, кто это был? — сказал мне духовник. — Это он самый и есть. Теперь успокоился?"
(Прп. Паисий Святогорец)"






"Врачевство на случай отчаяния.
Что такое грехи мои против милосердия Твоего, Господи? Это паутина против великого ветра, это малое болото против великой реки, это тьма против всесветлого солнца! Повеет сильный ветер и прорвет паутину. Потечет река и смоет болото. Засияет солнце и прогонит тьму. Подобно тому и Твое превеликое милосердие, Боже, растерзывает грехи мои, как ветер паутину, омывает беззакония мои, как река болото, просвещает меня, как солнце тьму, и прогоняет все мои злые дела, слова и мысли. Десница Твоя меня возвращающегося принимает отеческим объятием, как блудного сына. Итак, почему же я сомневаюсь? Не усомнюсь я в благости Твоей, не отчаюсь, Господь мой, в милости Твоей, не отчаюсь никогда! Из того я знаю Тебя, Бога всесильного и крепкого, что грехи мои и всего мира не преодолеют милосердия Твоего. Если бы они преодолели, то Ты не был бы Бог крепкий и сильный.
(Свт. Димитрий Ростовский)"






  "Слышал я твою жалобу о твоих беспокойствах, на что тебе по моему убогому разуму предлагаю совет. Обратившимся к Богу всегда бывает много искушений, о чем и в Писании написано так: «Чадо! Если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения», и прочее. И на многих местах Священного Писания о том же свидетельствуется. Итак, надобно терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель нашу, по учению апостольскому: «трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою», и прочее.
  Апостол Иаков говорит: «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Итак, терпи и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца. Когда мысли порывают тебя на прежнее житие и в суету, берегись этого. Это сатанинская кознь: хочет он тебя прельстить, запутать в суету и так погубить. Послушай Святое Писание об этом: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия», — говорит Христос.
  И апостол Петр говорит: «лучше бы им», то есть возвращающимся к житию беззаконному, «не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». И ещё написано: «склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие.
  И Христос опять говорит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? Все здесь останется: мир, богатство, слава, честь, роскошь, сладость плотская, украшения, платья, дома, уборы, кони, кареты, посуда, пища плотская, насыщение, — все минует; смерть придет, и нагих нас похитит, и на оный свет пошлет. Горе нам будет, если суетою прельщенных, и обремененных грехами, и нагих добродетелями похитит! Как явиться на Суде Христовом? Стыд и срам непрестанный будет, весь свет увидит нашу наготу. Святые Божии не узнают нас, если здесь им не подражаем. Ангелы святые возгнушаются нами оттого, что христианами назывались, но христианами не были, то есть христианского жития не имели. Христос скажет: «никогда не знал вас»! «Вы Меня не знали, и заповедей Моих не соблюдали, и Мне в смирении, любви и кротости и терпении не последовали, в мире живя, и Я вас ныне не знаю». 0, не допусти, Боже, сей глас слышать!
  Итак, потерпим немного, да утешимся вовеки. Вот скоро, вот скоро все минует! Вот «придет и не умедлит». Вот скоро перемена будет терпящим — утешение вечное, а утешающимся здесь сластями, и веселостями, и похотями мира сего — вечная скорбь, теснота и тоска. Спасайся! Господь да укрепит тебя, и меня, грешного, помилует. Аминь. Ваш доброжелатель и слуга, Тихон, епископ бывший Воронежский за Доном. 
(Свт. Тихон Задонский)"






"Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.
(Прп. Никон Оптинский)"






"Не требуется, чтоб человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он ничто. Только при этом способен он будет принести Богу сердце сокрушенное и смиренное — единственную жертву, которую всякому благочестивому человеку пристойно приносить Богу. Этой одной жертвы Бог не уничижит, зная, что человек ничего не имеет собственного, что бы мог принести ему.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам. Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце.
(Прп. Никон Оптинский)"















Для перехода на страницу с окончанием 9 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_9_otveta_na_vopros_116/2-1-0-368









                                                   ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (06 Фев 16)
Просмотров: 420

Поиск