"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

116. Окончание 12 ответа на вопрос 116.

 

   "Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но и не будь беспечен, потому что Он праведен. 
  Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь, и никогда не оставит без ответа призывающего как должно. 
  Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде.
  Диавол учиняет 2 зла: вовлекает в грех и удерживает от покаяния.
  Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся, подобно им, мудрыми: то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?
  Скоро гибнут насекомые, когда прельщаются блеском ночного светильника: скоро гибнем и мы, когда обольщаемся красотой суетных благ!
  Постоянное удовольствие и наслаждение сильно вредят привыкшим к ним и быстро приводят в дряхлость, прочих же труд спасает, придавая им силы.
  Когда ты скажешь: такой-то человек злой, вредный, порочный, тогда обрати внимание на себя самого, разбери тщательно свои дела, и ты раскаешься в своих словах.
  В этом мире каждый как путник пользуется землей, как гостиницей – единственное его богатство это благочестие и добродетель, которое он возьмет с собой.
  Если мы хотим стать подобными Спасителю, мы должны делать общее дело, не ища своего.
  Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Толстое чрево не родит тонкого смысла.
  О блуде:
  Ты был привязан к блуднице? Ты впал в блуд? Хочешь покаяться? Не прилагай греха к греху и не говори мне: как я могу жить без блуда? Я скажу тебе, как ты можешь. Тебя сжигает страсть? Но ты имеешь жену, а если не имеешь, возьми, чтобы пользоваться удовольствием с безопасностью. Но я не могу воздержаться? А это уже распущенность. И если я укажу тебе на другого, который не имеет жены, но соблюдает целомудрие, какое ты представишь оправдание или извинение? Тот в море не терпит крушения, а ты в пристани подвергаешься падению? Имеешь жену и блудишь, даже больше — прелюбодействуешь? Но, спрашиваете, как мне избавиться от этой раны? В этом тебе поможет жена. Поможет жена? Именно. Послушай, что говорит блаженный Павел: во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 
  Итак, если позовет тебя блудница, примени к себе это наставление и скажи: муж не властен над своим телом, но жена; напиши эти слова в своем сердце и скажи блуднице: что зовешь меня? Это не мое тело, а моей жены; я не смею продать чужого. Я не смею тратить ее приданое, не смею распорядиться ее имуществом, не могу осквернить принадлежащего ей тела. Так ли? Не могу. Скажи блуднице: что зовешь меня? Не подходи к нему: это не мое, чужое. Ведь это тело не принадлежит блуднице? Я не принимаю тела блудницы: это тело моей жены. Побойся Христа и скажи, что тела наши — члены Христовы. Пусть слышат это и жены; пусть они поймут, к чему призывает их Христос, конечно, с соблюдением святости, и пусть говорят: жена не властна над своим телом, но муж. Вникни, какая мудрость заключается в этих словах Павла.
  Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. 
  Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись , ни постоянно благоденствовать, чтобы мы не пали.
  Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный. 
  Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным.
  Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде. 
  Как после проливного дождя, воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает.
  Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что он-то безопасно и владеет своим имуществом: он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот может лишиться и наследственного имения, и даже погубит самую душу.
  Подобно тому, как растение быстрее растет, когда его поливают, так и вера наша сильнее расцветает и быстрее умножается, когда подвергается гонениям.
  Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия. Если он в таком расположении изречет пред Ним благоугодное Ему, то отойдет от Него, все получив. Видишь, какое удобство? У людей бывает так, что приступая к кому-либо с прошением, нужно подобрать и особые слова; а здесь ничего такого не нужно; но имей ты трезвенный ум, и ничто не помешает тебе быть близ Бога. Бог приближаяйся Аз есмь, глаголет Господь, а не Бог издалеча, так что если мы далеки от Него, то причиною этому мы сами, а Он всегда близ есть. Но что я говорю, что здесь не нужно заботиться об искусстве в слове? Часто не нужно бывает и голоса, ибо, если и в сердце своем изречешь Его как должно, то и в таком случае Он услышит тебя. Так Он услышал Моисея, так услышал Анну.
  Нет, подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей. Не столько блистает царь, одетый в багряницу, сколько молящийся, украшенный беседой с Богом. Как тот, кто в присутствии войска, военачальников, вельмож и многих градоначальников, приблизившись к царю и вступив наедине в беседу с ним, обращает на себя взоры всех и удостаивается уважения, так точно бывает и с молящимися. Ибо представь, сколь великое дело — в присутствии ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и всех прочих сил простому человеку приступить с великим дерзновением и беседовать с Царем этих сил; с какою может это сравниться честью?
  Молитва - великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище, только бы мы приступали ко Господу с бодрою душой и собранными мыслями. Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное легким, неудобное удобным. Врага ли увидит он после молитвы? уже не будет смотреть на него, как на врага; красивую ли женщину? не соблазнится при виде ее, потому что пламень, возжённый молитвою, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль.
  Христос назвал маммону господином из-за жалкого состояния тех, кто преклоняется перед богатством. Так и чрево Он называет богом не по достоинству, но по причине бедственного положения тех, кто становится его рабом.
  Как при слепоте очей и прочие члены лишаются прежней деятельности из-за того, что угас свет, так и по растлении ума твоя жизнь исполнится бесчисленных зол.
  Ничто не заставляет столь любить богатство, как тщеславие.
  Зло не сотворено по воле Бога, оно происходит от свободы выбора самого творения.
  Господь повелел молиться не о богатстве и тому подобном, но только о хлебе, причем о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем.
  Кто желает молиться, тот, оставив всех, взирает только на Имеющего власть исполнить прошение; награда лицемерам приходит от тех, от кого они более всего и ожидают, – от людей.
  При молитве, как бы входя в царский дворец неба, прояви великую благопристойность – ты в сонме ангелов.
  Человек, который научился беседовать с Богом, как должно беседовать с Богом, делается ангелом, душа его отрешается от уз плоти, ум его возвышается и переселяется на небо, он презирает все житейское, становится пред самым престолом царским, хотя бы он был бедным, хотя бы рабом... хотя бы неученым. Бог требует не красоты речи и не слов изысканных, но красоты души; и когда она будет говорить угодное Ему, то получит все.
  Великое благо — молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от того немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом? Потому что молитва есть беседа с Богом. И чтобы тебе удостовериться в этом, послушай, что говорит Пророк: да усладится Богу беседа моя, то есть да будет приятна Богу беседа моя. Разве не может Он и прежде нашего прошения подать нам? Но Он потому ожидает нашего прошения, чтобы иметь случай праведно удостоить нас Своего промышления.
  Когда ты увидишь какое-либо случившееся затруднение, то молись Богу: это единственный и самый лучший способ избавиться от случающихся с нами бедствий. Подлинно, молитва есть великое оружие. Хотя бы ты был грешником, посмотри на мытаря, который не был отвергнут, который очистился от такого множества грехов. 
  Молитва есть пристань для обуреваемых, якорь для колеблемых волнами, трость немощных, сокровище бедных, твердыня богатых, истребительница болезней, страж здоровья; молитва сохраняет несомненным наше добро и скоро устраняет зло; если нас постигнет искушение, она легко прогоняет его; если случится потеря имущества или что-нибудь другое, причиняющее скорбь нашей душе, все это она скоро изглаждает; молитва прогоняет всякую скорбь, доставляет благодушие, способствует постоянному удовольствию, она есть мать любомудрия. Кто может прилежно молиться, тот, хотя бы был беднее всех, богаче всех; напротив, кто не упражняется в молитве, тот, хотя бы сидел на самом царском престоле, беднее всех. 
  Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неистощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти.
  Молитва есть пристань для обуреваемых, якорь для колеблемых волнами, трость немощных, сокровище бедных, твердыня богатых, истребительница болезней, хранительница здоровья, молитва соблюдает наши блага неизменными и скоро устраняет всякое зло. Ничто так не способствует к преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом.
  Когда Христос направляет людей к Писанию, Он призывает их не просто читать его, но внимательно изучать. Он не сказал «читайте», но «исследуйте». Истина о Христе не открывается при поверхностном чтении, она сокрыта , подобно сокровищам, и нужно приложить усилия, чтобы добраться до неё.
  Вы не знаете, каким даром Божиим является молчание и то, чтобы не иметь нужды в любом слове.
  Сатана извратил нравственный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
  Возлюбленный, когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна.
  Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого.
  Если ты хочешь сделать великими свои подвиги, не считай их великими, но признавай, что спасаешься благодатью, чтобы сделать Бога своим должником не только за твои дела, но и за такую признательность.
  Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю? 
  Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.
  Разврат происходит не от чего иного, как от недостатка любви.
  Не отчаивайся в перемене на лучшее. Если диавол был силен настолько, что низринул тебя с вершины и высоты добродетели до крайностей порока, то гораздо более силен будет Бог опять возвести тебя в прежнюю свободу, и сделать не только таким же, но и гораздо блаженнейшим прежнего. Только не унывай, не теряй добрых надежд.
  Милостыня состоит не в том, чтобы давать деньги, а в том чтобы давать с христианским чувством милосердия. Если кто дает не с таким расположением, то лучше не давать, ибо это не милостыня, а напрасная трата.
  Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался - не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны.
  Когда Господь видит, что наша решимость исправиться тверда, то не медлит и не отлагает, но скоро являет нам Свою благость.
  Если ты сам [по рассеянности мыслей] не слышишь своей молитвы, как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? 
  Не в том только беда, что мы не имеем чистого сердца, а в том, что не стремимся к тому, что может сделать его чистым.
  Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем.
  Дьавол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница. Убегай от вина, как от змия. Пьяный жалок более мертвого: тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла, а этот способен делать зло. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей вине беснуется.
  
Люби же врага; не ему ты чрез это благодетельствуешь, а себе самому. Как? Делая это, ты уподобляешься Богу. Тот, если будет любим тобою, получит от того небольшую пользу; - он будет любим подобным себе рабом; а ты, если будешь любить подобного себе раба, то получишь великую пользу - ты сделаешься подобным Богу... Но что, скажешь, если он зол? Тем большая готовится тебе награда. Такое расположение ко врагам более всего поможет нам и будет величайшим выкупом грехов наших в тот страшный день (суда).
  Когда пройдет час, другой и третий после молитвы, и ты увидишь, что возбужденный в тебе жар готов мало помалу охладеть, беги тотчас опять на молитву и согрей охладевшую твою душу.
  Как город, не обнесенный стенами, легко захватывается врагами, потом что им ничего не мешает, так и душа, не огражденная молитвами и молениями, легко входит в подчинение диаволу, который делает ее восприемницей всякого греха и зла.
  Вознаграждения назначены не только за добродетели, но и за страдания, и вознаграждения очень великие, и за страдания не меньшие, чем за добродетели, а скорее, иногда даже большие — за страдания.
  Помилуй мя» – краткое слово, но оно нашло море человеколюбия, потому что где милость, там все блага. Даже когда ты бываешь вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя»; говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего душевное настроение.
  Если мы сами виновны в столь многих грехах, то должны со всею готовностью прощать оскорбляющим и обманывающим нас и не помнить зла.
  Уяснив свои недостатки, станем мало-помалу исправлять их, определим для себя исправить в этом месяце один недостаток, в следующем - другой, потом - третий. Так и будем восходить, как по ступеням.
  Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела.
  Не смущайтесь, нет ничего странного и неожиданного в том, что безумные смеются над великими предметами. Таких людей невозможно убедить человеческой мудростью; если станешь убеждать их таким образом, то сделаешь противное. Для того, что превышает разум, нужна одна вера.
  Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог. 
  Зло происходит от беспечности, от праздности, от общения со злыми и от презрения к добродетели.
  Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда обстоятельства нашей жизни отчаянны.
  Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде. 
  Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
  Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то иди тесным путем.
  Пост тела есть пища для души.
  Огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих.
  Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ.
  Возлюбленный, когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна.
  Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. 
  Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. 
  Христианин, который носит крест свой данный от Бога с прискорбием, а не с радостью, не понимает ещё цены его.
  А как можно теперь подражать мученикам? Теперь не время гонений? Знаю и я, что не время гонений, но время мученичества, не время таких подвигов, но время венцов; не преследуют люди - преследуют бесы; не гонит мучитель - гонит диавол. Ты не видишь перед собой углей, но видишь разжженный пламень похоти. Мученики попирали угли, а ты попирай огонь естества, они боролись со зверями, а ты обуздывай гнев, этого дикого зверя.
  Хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя.
  Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом?
  Люди, украшенные добрыми делами, но не познавшие веры в Бога, подобны останкам мертвых, одетых в красивые одежды, но не чувствующих этой красоты. В самом деле, какая польза человеку иметь душу, облеченную в добрые дела, но мертвую? Добрые дела совершаются по надежде на воздаяние и венцы; но если ты не знаешь Подвигоположника, то ради чего трудишься? Как людям первее нужно жить, а затем уже питаться, так точно и надежда на Христа должна предшествовать нашей жизни, а сверх того должно питаться и добрыми делами. Не питающийся иногда может жить; но не живущий не может питаться. 
  Не откладывай до завтра: этому «завтра» никогда нет конца.
  Гордость - начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору.
  Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорит: "разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8, 4)"
  Предавшись беспечности, мы терпим вред и от самых маловажных вещей.
  Как телесная пища для поддержания сил наших, так и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою.
  Богат не тот, кто много приобрел, а тот кто много дал.
  Будем всегда молиться Богу. Будь ты хоть на торговой площади, можешь обратиться в себя и петь Богу, не будучи никем слышим, ибо и пророк Моисей так молился и был услышан.
  Никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла.
  Тот только и знает себя наилучшим образом, кто думает о себе, что он ничто (без благодати Божией - от авт.).
  Что бывает по воле Божией, то, хотя бы и казалось худым, лучше всего, а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего.
  Радуйся успехам брата, и Бог прославится и через тебя, и все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой зависти, взаимно радующихся счастью друг друга.  
  Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха дана нам для того, чтобы мы употребляли ее, когда увидишь какого-нибудь изнуренного и павшего духом, ободрить его улыбкою, а не для того, чтобы хохотать и постоянно смеяться; способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась.
  Языку назначим некоторые правила и пределы, так чтобы наперед взвешивать выражения и потом уже произносить слова, а мысль приучим не вымышлять ничего вредного, а если что-нибудь подобное привзойдет извне, отвергать это, как излишнее и могущее повредить.
  Не в том состоит благоденствие, чтобы жить много лет или мало, а в том, чтобы пользоваться жизнью как должно. 
  Ибо, чем более мы усиливаем похоть и чем больше доставляем ей пищи, тем более усиливается в нас и томление.
  Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная.
  Попустивший испытание Сам знает и время, когда положит конец испытанию.
  Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело.
  Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Не столько хулится Бог нечистою жизнью язычника, сколько развращением христианина.
  Когда мы намере­ваемся говорить с кем-нибудь из людей, которые выше нас, то приводим в надлежащий порядок и внешний вид свой, и походку, и одежду, и все, и потом уже вступаем в разговор; а когда приступаем к Богу, то зеваем, почесываемся,обора­чиваемся во все стороны, бываем небрежны; преклоняем ко­лена, а сами блуждаем мыслями по площади.
  Величайшее беззаконие (лицемерие - от авт.) - совершать грех на деле и отрицать это на словах.
  Приятен луг, приятен сад, но гораздо лучше приятнее чтение Божественных Писаний. Там - увядшие цветы, а здесь - цветущие мысли; там - дыхание эфира, а здесь -веяние Духа; там служит оградою терновник, а здесь охраняет Промысл Божий; там - пение кузнечиков, а здесь - речи пророков; там - удовольствие от зрения, а здесь - польза от чтения; сад - в каком -либо месте, а Писания - во всей вселенной; сад подчинен переменам времен года, а Писания и зимою и летом украшены листьями, обременены плодами.
    Бог может и сегодня ж прекратить все бедствия, но Он не прекратит скорби, пока не увидит, что мы не очистились, что в нас произошла перемена и наступило покаяние твердое и непоколебимое.
  Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.
  Бог попускает умножаться бедствиям не для того, чтобы потопить нас, но чтобы сделать нас более опытными (искусными - от авт.) и яснее показать Свою силу.
  Если кто-либо скажет тебе: "Ты покланяешься Распятому?", то ответь ясным голосом и с радостным лицом: "И покланяюсь, и никогда не перестану покланяться".
  Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит ги­бель, наносит неизлечимую рану? 
  Злоба сама себе вредит.
  Дьявол обещает нам удовольствие временное, а скорбь уготовляет нескончаемую, и, несмотря на то преодолевает нас и побеждает; а Бог, напротив, требует от нас труда временного; и обещает сладость и пользу вечную.
  Что для огня - вода, то для гнева - кротость и ласковость.
  Когда тебе будет трудно воздержаться от страстного вожделения к чужой жене, то подумай о венце за подвиг и легче совершишь подвиг.
  Скажи мне: если бы кто-нибудь тебя, состарившегося и живущего в бедности, обещал вдруг сделать молодым и привести в самый цветущий возраст, сделать и весьма крепким, и прекрасным больше всех, и даровать тебе царствование над всею землею на тысячи лет, царствование, сопровождающееся глубочайшим миром, чего бы не решился ты за это обещание и сделать и претерпеть? Но вот, Христос обещает не это, а гораздо больше этого.
  Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламеняемся особенною любовью к нему и оказываем ему великое почтение, тогда и мы любим его; а Господь наш любит нас так много, – и мы остаемся нечувствительными?
  Скорби - наша школа, где мы учимся.
  Бог - ревнитель. Он особенно гневается, когда мы не обращаемся к Его помощи, (поэтому) приводит нас в такое положение, которое вынуждает нас искать Его помощи.
  Что такое кротость и малодушие? Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это — малодушие; когда же сами, получая оскорбления, терпим, это — кротость.
  Неверующий в Бога есть безумнейший из безумных. Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия.
  Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но и не будь беспечен, потому что Он праведен.
  Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.
  На всем видимом написано свидетельство о Невидимом.
  Человек не доживает и до ста лет, а суетится на тысячу.
  Богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом.
  Милосердие и сострадание - вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего.
  Богатство и сребролюбие – чудовище, пожирающее душу, ибо ни один сребролюбец никогда не был человеколюбивым, а кто не человеколюбив, тот не любит Христа.
  Служение Богу и мамоне не может быть соединено вместе – мамона велит восхищать чужое, а Бог повелевает отдавать и свое. 
  Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели. 
  Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это – предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих. 
  Покаяние имеет великую силу, оно может человека, сильно погрузившегося в грехи, освободить от бремени грехов и поставить в безопасности, хотя бы он достиг самой глубины зла. Врачевство покаяния состоит в осознании своих грехов и исповедании их.
   Ни на торжище, ни в церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий, разве только тогда, присутствуя при совершении таинств, увидишь, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Но надлежало бы отличаться не по месту, а по делам, ибо достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Таин, но и по новой жизни и богоугодным делам. Верующий должен быть светильником мира и солью земли... надобно, чтобы он по всему был виден – и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу, а более всего по добрым делам.
  Кто из нас решился бы идти в геенну за близких к себе, имея возможность идти в царство? Никто. Но Павел решился на это за врагов, бросавших на него камнями и бичевавших его. Какое же мы будем иметь оправдание, какое извинение, если мы друзьям не оказываем и малейшей части той любви, какую Павел оказывал врагам?
  Не будем же пренебрегать своим спасением и отдавать душу свою диаволу чрез этот грех. Считай прочих женщин как бы каменными, зная, что страстный взгляд осуждается. Удовольствие, получаемое нами от воззрения, не столько велико, сколь велик вред, претерпеваемый нами от умножающегося пожелания. Ибо не для сего Бог создал тебе глаза, чтобы ты употреблял их орудием к прелюбодеянию, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел пред Творцом. 
  Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души.
  Мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог знает, следовательно: получили или не получили, мы должны благодарить. 
  Причина радости обыкновенно лежит не столько в природе обстоятельств,сколько в разуме людей.
  Велика сила милостыни… Бедные — врачи наших душ, благодетели, предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное, облегчаешь бедность и примиряешь себя с Владыкой.
  Для стяжания славы нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях. Подлинно, эта добродетель — царица благ по преимуществу и вершина венцов.
  Вот доброе соревнование: подражать, а не враждовать, не скорбеть о совершенствах другого, а сокрушаться о собственных недостатках.
  Богатство имет только наружность светлую, а внутри исполнено мрака, а бедность — напротив. Если бы открылась перед тобой совесть каждого, то в душе бедного ты увидел бы великое спокойствие и безопасность, а в душе богатого — смятение, смущение, волнение.
  Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
  Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
  Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
  Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
  Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.
  Не огорчайся, если не получишь сразу того, о чем просишь. Бог хочет даровать тебе большее благо через твое постоянство в молитве.  
  Лучше удары друзей, чем целования врагов.
  Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем.

(Свт. Иоанн Златоуст)"





" Когда молишься, всеми силами храни память свою, чтоб она не предлагала тебе своего; но всячески воздвигай себя к разумному предстоянию (с сознанием, кому и для чего предстоишь). Ибо во время молитвы ум обыкновенно очень окрадается памятью (приводит она на мысль вещи, лица, события, и ими отвлекает от молитвы внимание ума).
Память приводит тебе на ум во время молитвы или воображения давних дел, или новые заботы, или лице, оскорбившего тебя.
  Очень завидует демон человеку молящемуся и всякие употребляет хитрости, чтоб расстраивать такое намерение его; поэтому не перестает возбуждать посредством памяти помыслы о разных вещах, и посредством плоти приводит в движение все страсти, чтоб только помешать как-нибудь прекрасному его течению (т.е. труду молитвенному) и к Богу преселению (восхождению вниманием). 
  Когда вселукавый демон, многие употребив хитрости, не успеет воспрепятствовать молитве рачительного (молитвенника); тогда немного ослабляет (свои нападки), но зато потом, когда кончит он молитву, отмщает ему. Ибо, или воспламенив его гневом, уничтожает то прекрасное настроение, какое приобретается молитвою, или раздражив какую-либо бессловесную сласть (позыв ко вкушению чувственного удовольствия), посмеивается над умом.
Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, – и стой мужественно, охраняя плод свой. На это с самого начала ты поставлен, – т.е. чтоб делати и хранити. Почему поделавши (совершив как должно молитву), не оставляй без охраны того, что стяжал трудом; иначе никакой не останется тебе пользы от молитвы.
  Вся, ведомая между нами и нечистыми духами, брань: не из-за чего другого ведется, как из-за духовной молитвы, ибо она очень им противоборственна и несносна, а нам спасительна и благоприятна. 
 
 Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться, как должно. 
(Прп. Нил Синайский)"




  "Люди забывают пречасто, с кем они беседуют на молитве, кто свидетель их молитвы. Они забывают, что беседуют с Бодрым и Всевидящим, что беседе их с Богом внимают все Силы небесные и святые Божии человеки.
  Вот ты молишься, молитва твоя совершается успешно, ты имеешь внутреннее свидетельство, что Господь и слышит ее и благоволит к ней; у тебя мир помыслов, легко и сладостно на сердце; но вот под конец твоей молитвы, из-за самого малого расслабления твоего сердца и помышлений, в твое сердце ввергается какое-то тяжелое бремя, расслабляющий сердце огонь, и ты чувствуешь и крайнюю тяжесть молитвы и отвращение от нее вместо прежней легкости и расположения к ней. 
  Не отчаивайся, друг, это козни врага, который любит посмеваться над нами, особенно в конце наших благочестивых занятий, чтобы мы впали в уныние и сочли потерянными все предыдущие труды свои в святом деле. Научись из этого вперед не угашать духа своего ни на минуту в продолжение молитвы, — молиться духом и истиною, неослабно и не льстить Господу на молитве ни одним словом, т.е. ни одного слова не произносить притворно, лицемерно, пусть вся молитва твоя будет одним выражением истины, трубою Святого Духа, и ни одним словом не служит лжи вражией, не будет органом диавола. 
  А о снятии бремени вражия с души твоей и о погашении огня его помолись сердечно ко Господу, признав пред Ним от сердца вину свою — лицемерие во время произношения молитвы, — и получишь облегчение и мир. 
  Не торопись, мирно все говори и делай. Успеешь. Враг торопит и смущает, ибо в смутной торопливости нет толку. 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
 


"Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом, кто старается жить по совету святых Отцов.
Схиигум. Иоанн (Алексеев))"






"В церкви, когда найдете нужным сесть, садитесь, потому что Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением. Стремление к Богу, благоговение пред Богом и страх Божий приобретаются вниманием к себе.
(Свт. Игнатий Брянчанинов)"






"Не питай пристрастно плоть свою, не ласкай ее, не угождай ей и не усиливай ее тем против духа. Иначе, когда придется работать духом, например молиться или писать духовно-нравственное сочинение, тогда увидишь, как она возобладала духом и связала его по рукам и по ногам; все порывы его ниспровергнет, не даст встать ему и войти в силу свою. Невольником будет дух у плоти.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Мы живем поверхностно, потому что даже в свою тварную глубину боимся заглянуть, мы так редко доходим до той глубины, где живет Бог, где таится все Царство Небесное. Святой Ефрем Сирин говорит, что когда Бог творит человека, Он вкладывает в его глубины все Небесное Царство, и вся задача жизни заключается в том, чтобы рыть вглубь и дойти до этого сокровища. Мы не можем встретить Бога в поверхностных отношениях с людьми, с событиями, с самим собой, потому что Бог поверхностно не живет. Любовь Божия такова, что по любви к нам Христос всю жизнь и всю смерть Свою отдал, подарил каждому из нас, лишь бы мы спаслись. Бог есть Бог строя, гармонии, красоты; но Он живет и действует также и в буре, и в ужасе нашего мира. И пока мы своей волей выбираем жить безопасно, не встречаясь лицом к лицу с ужасом или с красотой, то мы и мимо Бога проходим.
(Митр. Антоний Сурожский)"






"Пpежде всего – «познай самого себя», то есть yзнай о самом себе, какой ты есть. Каков ты воистинy, а не каков ты дyмаешь, что ты есть. С таким осознанием становишься мyдpее всех людей, и в смиpение пpиходишь, и благодать полyчаешь от Господа. Если же не пpиобpетешь самопознания, а pассчитываешь только на свой тpyд, знай, что всегда бyдешь находиться вдали от пyти. Кто победил диавола? Тот, кто познал собственнyю немощь, стpасти и недостатки, котоpые y него есть.
(Прп. Иосиф Исихаст)"






  "Наружная молитва нередко исполняется за счёт внутренней, а внутренняя — а счёт наружной, т. е. если я молюсь устами или читаю, то многие слова не ложатся на сердце, я двоюсь, лицемерю; устами выговариваю одно, а на сердце — другое; уста говорят истину, а сердечное расположение не согласуется с словами молитвы. А если я молюсь внутренне, сердцем, то не обращая внимания на выговаривание слов, я сосредоточиваю его на содержании, на силе их, приучая сердце постепенно к истине, и вхожу в то самое расположение духа, в каком написаны молитвенные слова, а таким образом приучаюсь мало-помалу молиться духом и истиною, по словам вечной Истины: «иже кланяется Богу, духом и истиною достоит кланятися». 
  Когда человек молится наружно вслух, тогда ему не всегда можно уследить за всеми движениями сердечными, которые слишком быстры, так что ему по необходимости надо заняться выговором, внешнею формою слова. Таким образом, у многих причётников, бегло читающих, образуется совершенно ложная молитва: устами они как будто молятся, по всему зришь их аки благочестивых, а сердце спит и не знает, что уста говорят.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, — это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






"Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этою целью.
(Прп. Никодим Святогорец)"






"Насколько ум удаляется многословия: настолько просвещается в разборе помышлений.
(Прп. Исаак Сирин)"






"Пусть мы темны, скверны, мерзки и ничтожны, но Его превеликой Божественной любовью (если только сами с покаянием прибегаем к Нему) мы преображаемся в людей святых, светлых, чистых и высших, чем Ангелы: "Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово". Вот как сильна любовь Божия к нам: Так возлюбил! О любовь Твоя, Человеколюбец!
(Свт. Димитрий Ростовский)





 
"Дай плоти то, что ей нужно, а не то, что она хочет получить.
(Прп. Нил Синайский)"


 
 

"Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. 
(Протоиер. Николай Гурьянов)"


 
 

"Когда ты один молишься, и унывает дух твой и станет скучать и тяготиться одиночеством, помяни тогда, как и всегда, что на тебя светлейшими, паче солнца, очами взирает триипостасный Бог, все святые Ангелы, Ангел твой хранитель и святые Божии человеки. Истинно, ибо все они едины в Боге, и где Бог, там и они. Куда солнце, туда и все лучи его обращены. Разумей, что говорится. Молись всегда горящим сердцем, а для этого никогда не объедайся и не упивайся. Помни, с кем беседуешь! Люди забывают пречасто, с кем они беседуют на молитве, кто свидетель их молитвы. Они забывают, что беседуют с Бодрым и Всевидящим, что беседе их с Богом внимают все Силы небесные и святые Божии человеки.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

"Когда начнут хвалить нас, поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. 
(Прп. Иоанн Лествичник)"
 




"Каждый христианин должен находить для себя обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми, то вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства. Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми. 
(Свт. Филарет Московский)"




 
"Очищай ум твой от гнева, злопамятства, и постыдных мыслей; и тогда сможешь узнать, как Христос будет обитать в тебе. 
(Прп. Максим Исповедник)"


 
 

"Чем больше человек ведет духовную жизнь, тем больше он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем зависящим. Но чем более плотской образ жизни ведет человек, тем больше он делается весь плотским: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его Божественной силы, - во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время – "нет Бога перед очами его".
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 

"Если ты раб, бойся побоев; если наемник, одно имей в виду: полу­чить; если стоишь выше раба и наемника, даже сын ты, стыдись Бога как Отца; де­лай добро потому, что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу — само по себе награда. 
(Свт. Григорий Бо­гослов)"


 


"Бывай в храме не телом только, а более духом. Стань, где потише, и зря умом Господа перед собой, изливай перед Ним душу свою. Мечтания разгоняй, забот не допускай и одному делу внимай – делу молитвы. 
(Свт. Феофан Затворник)"





 
"Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. 
Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 
 

"Насколько ты молишься от всей души за оклеветавшего тебя, настолько Бог открывает правду тем, кто поверил клевете.
(Прп. Максим Исповедник)"


 


"Лучше сделать немногое со страхом Божиим, чем многое со смущением вражиим. Ежели ты будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу: ибо кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того вменяется ни во что.
(Прп. Варсонофий Великий)"





"Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде - тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. 
Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.
(Схиигум. Валаамский Иоанн (Алексеев))"





 
"Если человек ищет волю Божию прежде своей, то Господь исполняет даже самые неосознанные, и даже будущие его желания. 
(Архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской))"


 
 

"Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся.
(Прп. Силуан Афонский)"



 

"Молитва с самопонуждением состоит в нашей воле, а молитва с умилением зависит от Бога. 
(Прп. Иосиф Оптинский)"


 
 

"Кто отказался от осуждения ближних, помысл того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 
 


 
"Молитва несовершенна без мысленного призывания. Нерассеянно вопиющую мысль услышит Господь. 
(Прп. Марк Подвижник)"




 
 
"Да делает всяк свое дело, как пред лицем Бога, а не человеков; и чисто будет дело его.
(Прп. Феодор Студит)"


 
 

"Водружение нами в себе памятования о Боге есть вселение в нас Бога. 
(Прп. Исаак Сирин)"


 
 

"К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. 
(Свт. Феофан Затворник)"


 


"В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия. Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников 
(Проф. МДАиС  А. И. Осипов)"





 
"Что бы ты ни делал, делай с мыслью о вездесущии Божием. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"


 
 

"Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать. 
(Свт. Григорий Богослов)"


 
 

"Считай себя храмом Божиим и старайся не хранить в сердце
мысленных идолов. 
(Авва Исаия)"


 
 

"Хранение себя, тщательное внимание к себе во всех случаях и
рассуждение — три орудия, которыми душа вырабатывает свое
спасение. 
(Прп. Пимен Великий)"


 
 
 




Для перехода на страницу с окончанием 13 ответа на вопрос 116 нажмите ссылку:
 

http://dyatel.3dn.ru/publ/116_okonchanie_13_otveta_na_vopros_116/2-1-0-375







                                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (02 Мар 16)
Просмотров: 582

Поиск