"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

118. Вопрос: "В Евангелии Марфа трудилась ради Христа, а Мария ничего не делала. Почему же Господь похвалил её?"


  "38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
  39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
  40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
  41 Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  (Лк. 10)"
  
 "25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
  26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
  27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
  30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
  31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
  32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
  33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
  (Мф. 6)"








"Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.
(Свт. Феофан Затворник)"




  "38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

  Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им;

  39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

но еще большее благо - внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа.

  40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

  Не для того, - говорит, - существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам.
  Примечай и благоразумие Господа.
  Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку.
  Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее.
  Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах.
  Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение.

  41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

  Для чего, - говорит, - Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься, беспокоиться? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств.

  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

  - Иные слова "одно только нужно" разумели не о пище, но о внимании к учению.
  Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению.
  - Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией - созерцание.
  Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария - значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.
  - Обрати внимание и на слова: "села у ног Иисуса и слушала слово Его".
  Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение.
  А сидение есть знак неподвижности.
  Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания.
  Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова.
  - Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию.
  Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа.
  - Приметь сие: "которая не отнимется у неё".
  Подвизающийся в делах (телесных - от авт.) имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение.
  Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается.
  А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания.
  Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению?
  Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.
(Блж. Феофилакт Болгарский, архиеп. Охридский)"



блаженный Феофилакт Болгарский

 

  "Спрашиваешь ты, что значит: «едино есть на потребу». Можешь ты сам рассудить, что это говорится о вечной жизни. Говорится, что она одна только нам нужна (без чего-либо другого можем обойтись, но она одна только единственно необходима). Ради нее в мир этот рождаемся, крестимся и обновляемся, чтобы ее получить. Ради нее Слово Божие нам объявлено, чтобы из него познали Бога и Сына Божия Иисуса Христа, и познав, навечно спаслись. Ради того Христос Господь наш в мир пришел, пожил, трудился, страдал и умер, и тем отворил нам дверь к вечной жизни, которую мы заключили нашими грехами, и показал путь и способ к получению ее.
  Видишь, что для нас вечная жизнь совершенно необходима, как насущная потребность, без которой никак нельзя обойтись. Пока в мире этом живем, многие потребности имеем: необходим нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и все прочее нужное для жизни сей, но вечная жизнь есть такая потребность для человека, что без нее все другое — ничто и весь мир, если бы его можно было приобрести, ничто. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» 
  Видишь, что спасение души, которое состоит в вечной жизни, дороже всего мира и потому едино есть на потребу. Поэтому одного только вечного спасения, единого на потребу, и должно искать неусыпно, а чтобы его искать и отыскать, не должно к плотоугодию и суете мира сего прилепляться. Сердце, наполненное суетой, или забудет о едином на потребу, или, хотя и будет его искать, но нерадиво и как бы нехотя, поэтому честь, славу, богатство и прочее мира сего сокровище должно презреть и сердцем от всего подобного отвращаться. Ибо сердце у человека одно: когда временного ищет, тогда о вечном забывает; когда же к вечности обращается и углубляется помышлениями в ней, тогда о времени забывает; и когда печется о вечной жизни, тогда не печется и не заботится о суетных мира сего вещах, — одно только из этих двух сердцем человеческим обладает. Когда в сердце входит попечение о вечной жизни, тогда попечение о суетном стяжании исходит, и когда суета входит в сердце, тогда вечность отходит. Спасайся.
(Свт. Тихон Задонский)"





  "А о том, что дело молитвы и слова, совершаемое надлежащим образом, предпочтительнее всякой добродетели и всякой заповеди, свидетельствует Сам Господь. Ибо когда Он пришел в дом Марфы и Марии и Марфа занялась служением, а Мария, сидя у ног Господа, питала душу спасительным учением, тогда Марфа, упрекая сестру за то, что она не помогает ей, сказала Господу:«Господи! скажи сестре, чтобы она пришла помочь мне, потому что она одну меня оставила». А Господь, сочтя (внимание Марии) первым и главнейшим, ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть». Сказав так, Господь указал на дело наипервейшее, которое лучше дела добродетелей.
  Однако и дело служения Он не считал ничтожным. Ибо если бы Он считал его таковым, то почему принял на Себя служение Марфы и Сам совершил ее дело, умыв ноги ученикам? И, увещевая их, научал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны… делать то, что Я сделал вам». Также Он говорил: «И кто хочет быть первым между вами, да будет служителем и рабом всем. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». И еще: «Так как вы сделали это одному из сих… то сделали Мне». Однако апостолы, как повествуется в «Деяниях», занятые делом телесного служения при трапезах, сочли лучшим для себя дело молитвы и слова. Ведь они сказали: «Не праведно нам, оставив слово Божие, пещисъ о столах. Но, избрав мужей, исполненных Святого Духа, поставим их на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова».
  Видишь, как первое предпочитается второму, хотя и то, и другое суть побеги одного благого корня. Поэтому пусть молитва привлекает ваше усердие, ценится выше прочих заповедей и предпочитается им. Только бы все делалось по любви к Богу и определялось бы целью достичь, с помощью благодати (Божией), бесстрастной чистоты. (Великое послание.)
  Вопрос: Что такое значит сказанное Марфою Господу о Марие: у меня много трудов, а она сидит при Тебе?
  Ответ: Что Мария должна была сказать Марфе, то предварительно сказал ей Господь, а именно, что Мария оставила все, села при ногах Господних, и весь день благословляет Бога. Видишь ли сидение при ногу, превосходящее любовь? Но чтобы яснее воссияло Божие слово, слушай еще. Если кто любит Иисуса и внемлет Ему, как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви; то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию, хотя человек не знает, что он приимет, или в какой мере Бог одарит душу. Ибо и Марии, возлюбившей Его и сидевшей при ногах Его, не просто дана награда, но от сущности Своей даровал Он некую сокровенную силу. Самые слова, какие Бог с миром изглаголал Марии, были дух и некая сила. Слова сии вошли в сердце, стали душею в душе, духом в духе, и Божественная сила наполнила сердце ее; потому что, где превитает оная сила, по необходимости делается она там пребывающею, как неотъемлемое стяжание. Посему и Господь, зная, что даровал ей, сказал: «Мария благую часть избра» (ст. 42). Но со временем и то, что делала Марфа из усердия услужить, привело ее к тому же дарованию; потому что и она прияла Божественную силу в душу свою.  (Собрание рукописей типа II. Беседа)
  12.41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  Слеза, проливаемая действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности, есть пища души, подаваемая от небесного хлеба, которого, седши у ног Господних и плача, наипаче причастилась Мария, по свидетельству самого Спасителя. Ибо говорит Он: «Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея». О какие многоценные это бисеры в излиянии блаженных слез! О какой это правый и благопокорный слух! Какой мужественный и мудрый ум! Какое проникновение Господним Духом, какая любовь, так сильно влекомая к Пречистому Жениху! Какое острое жало душевного стремления к Богу-Слову! Какое тесное общение невесты с небесным Женихом!
(Прп. Макарий Великий)"




 


  "«Пришла Мария,.. и села у ног Иисуса», то есть села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали прощение грехов.
  
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
  Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Марии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему. «Нет... Тебе... нужды до меня;.. скажи... сестре моей, чтобы помогла мне». И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему.
  
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в Царство Единородного, то«избрала одну только благую часть», именно: Благого Христа, так что «вовек», как сказано, «не отнимется от неё».
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

  "41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  Марфа (мир, плоть наша) везде печется и молвит о мнозе. Это тотчас видно, когда посмотришь на мирские дела: печется о мнозе в науках, искусствах, в пище, питье, одежде, жилище, в деньгах, в сокровищах, в письменности. Люди языки человеческими глаголют и ангельскими, а любве не имеют.
  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  А вот Мария (Церковь) благую часть избра, яже не отымется от нея. Эта часть — слово Божие, богослужение, Таинства, священные обряды. Блажен, кто придерживается храма Божия: тот Божий есть. 
  
Господь любил Марфу как и Марию, несмотря на то, что та пеклась и молвила «о мнозе службе» - то есть думала больше о житейском. И наших Марф, верно, Он не отвергнет - только бы они были простосердечны и усердны ко Господу. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 

 

 


  "38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
  Спаситель мира во время странствования Своего по земле, в юдоли нашего изгнания и страданий, посетил двух благочестивых жен, родных сестер, Марфу и Марию, живших в селении, соседнем Иерусалиму, Вифании. У них в Вифании был свой дом. 
  Они имели брата – Лазаря, удостоившегося именоваться другом Богочеловека и Его апостолов
  Из Евангелии видно, что Господь не раз посещал дом благочестивого семейства. При одном из таких посещений Он воскресил Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе.
  Святой евангелист Лука повествует, что при упомянутом ныне посещении Господом этого дома Марфа занялась угощением вожделеннейшего Гостя, а Мария села у ног Его и внимала слову Его.

  39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
  По объяснению святых отцов, Марией [таинственно изображается] душевный [подвиг].
  Положение, принятое Марией, служит изображением состояния души, удостоившейся вступить в духовный подвиг. Состояние это есть состояние вместе и спокойствия и смирения, как сказал преподобный Варсонофий Великий: «Внутренним деланием, соединенным с болезнью сердечною (с плачем сердца), производится истинное безмолвие сердца; от такого безмолвия рождается смирение; смирение делает человека обителью Бога», Достигший служения Богу духом оставляет наружные делания, оставляет попечение о иных способах богоугождения или употребляет их умеренно и редко, в случаях особенной нужды. 
  Духом своим он повержен к ногам Спасителя, внимает единственно Его слову, сознает себя созданием Божиим, а не самобытным существом, сознает себя возделываемым, а Бога делателем, предает себя всецело воле и водительству Спасителя.
  Очевидно, что такое состояние доставляется душе более или менее продолжительным телесным подвигом.
  И Мария не могла бы сидеть у ног Господа и устремлять все внимание к учению Его, если б Марфа не приняла на себя попечение о приеме.
  40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

  По объяснению святых отцов, Марфой таинственно изображается благочестивый телесный подвиг...
  Марфа была старшею сестрою, и представляется евангелистом как хозяйка дома.
  Она принимает Спасителя в дом, она распоряжается угощением, приготовляет пищу, убирает трапезу, приносит блюда.
  Служение ее – непрерывающаяся деятельность.
  И телесный труд, по старшинству, занимает первое место в подвижнической жизни каждого ученика Христова.
  «Телесным деланием, – сказал святой Исаак Сирский, – предваряется душевное, как сотворением тела Адаму предварено сотворение души его.
  Не стяжавший телесного делания, не может иметь делания душевного; второе рождается от первого, как колос от посеянного нагого пшеничного зерна.
  Телесный подвиг заключается в исполнении евангельских заповедей телесно.
  Сюда относятся: подаяние вещественной милостыни, принятие странных, участие в разнообразных нуждах и страданиях нуждающегося и страждущего человечества.
  Сюда относятся целомудрие тела, воздержание от гнева, от роскоши, от увеселений и рассеянности, от насмешек и пересудов, от всех слов, которыми выражается злоба и нечистота сердца.
  Сюда относятся пост, бдение, псалмопение, коленопреклонения, стояние на молитве в храме и в келии.
  Сюда относятся монастырские послушания и другие наружные подвиги.   Телесный подвиг требует непрерывной деятельности тела: он переходит от одного телесного доброго дела к другому, а иногда совокупляет в себе и несколько благих деланий, совершая их в одно время.
  Телесный подвиг постепенно очищает душу от страстей и знакомит ее с духом Евангелия.
  Евангельские заповеди, будучи исполняемы на деле, мало-помалу передают исполнителю живущие в них глубокую мысль и глубокое чувство, сообщают исполнителю Истину, Дух и Жизнь.
  Телесный подвиг имеет свой предел и конец: эти предел и конец заключаются в решительном переходе подвижника к подвигу духовному. Решительным переходом увенчивается переход постепенный.
  Служение Марфы окончилось, когда угощение Господа было совершено.

  41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
  Телесный подвиг очень часто скрадывается весьма важным недостатком.
  Недостаток этот заключается в том, когда подвижник упражняется в подвиге безрассудно, когда дает подвигу излишнюю цену, когда совершает телесные подвиги для них самих, ошибочно заключая в них и ограничивая ими все жительство свое, все богоугождение свое.
  С такою неправильною оценкою всегда сопряжено уничижение духовного подвига, стремление отвлечь от него занимающихся им.
  Это случилось с Марфою.
  Она сочла поведение Марии неправильным и недостаточным, а свое более ценным, более достойным уважения.
  Милосердый Господь, не отвергая служения Марфы, снисходительно заметил ей, что в ее служении много излишнего и суетного, что делание Марии есть делание существенное.
  Этим замечанием Господь очистил подвиг Марфы от высокоумия и научил совершать телесное служение со смирением.
  Точно! Телесный подвиг, еще не озаренный духовным разумом, всегда имеет в себе много суетного и излишнего.
  Трудящийся в нем, хотя и трудится ради Бога, но трудится в ветхом человеке; на ниве его с пшеницею вырастают плевелы; он не может быть свободным от влияния на его образ мыслей и деятельность плотского мудрования.
  Необходимо всем нам обратить должное внимание на наставление, сделанное Господом, и добрые дела наши, совершаемые при посредстве тела, совершать с величайшим смирением, подобно рабам, обязанным исполнять волю Господа своего, не могущим исполнять эту волю как должно по причине немощи и греховного повреждения.
  Занимающимся телесным подвигом очень полезно знать, что есть другой подвиг, подвиг несравненно высший, подвиг душевный, подвиг, осеняемый Божественною благодатью.
  «Не имеющий душевного делания, – сказал святой Исаак Сирский, – пребывает чуждым даров Духа», каковы бы ни были его телесные подвиги.
  Великий наставник монашествующих уподобляет телесное делание, одно само по себе, когда ему не содействует делание ума во внутренней клети, ложеснам бесплодным и сосцам сухим, потому что телесное делание разуму Божию приближиться не может.
  Это видим на Марфе. Она так занята была своим трудом, так уверена была в значении его, что не просила у Господа распоряжения Ему благо-угодного, но предложила свое разумение и свое распоряжение, ходатайствовала, чтоб они были исполнены.
  
Милосердый Господь призывает всех человеков в служение Себе. 
  Служение Господу, сопряженное с распятием ветхого человека, с отвержением плотских и греховных пожеланий и разумений его, имеет свой труд; но этот труд имеет и свое утешение, утешение, подаваемое благою совестью и Божественною благодатью.
  «Иго Христово благо, и бремя Его легко есть».
  Желающие вступить в служение Господу с целью приять Его в дом души своей и упокоить Его заповеданным Им упокоением должны начать с телесного подвига, с совершения заповедей евангельских при посредстве телесных действий.
  Душа наша находится в связи с телом по сотворению, в зависимости от него по причине падения.
  Она заражается греховными недугами, страстями по причине действий телесных; истребляются в ней страсти, вводятся в нее благие навыки, добродетели при посредстве действий телесных.
  Позволяющий себе действовать по влечению гнева порабощается по причине навыка, образуемого действиями гневной страсти; позволяющий себе действовать по внушениям корыстолюбия заражается страстью сребролюбия, лихоимства, скупости.
  Подобным образом все страсти входят в душу, основываясь на наружной деятельности человека.
  Отсюда видна необходимость телесного подвига; он существенно нужен для изгнания страстей действиями, противоположными требованию страстей; он необходим для насаждения в сердце добродетелей, по указанию Евангелия.
  Благоразумный телесный подвиг, основанный на слове Божием, озаряемый словом Божиим, совершает в значительной степени освобождение человека от греха, образует из него в значительной степени наперсника добродетели, служителя Христова.
  Таким телесным подвигом в самом скором времени возбуждается подвиг душевный, способный доставить спасение.
  
И холодный и разгоряченный телесный подвиг, чуждый душевного, чуждый того духовного разума, который требуется словом Божиим и должен быть душою телесного подвига, пагубен.
  Он вводит в самомнение, в презрение и осуждение ближних, вводит в самообольщение, образует внутреннего фарисея***, отчуждает от Бога, сочетавает сатане. 

  42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
  Повесть о настоящем посещении Господом двух сестер читается, по установлению Церкви, во все праздники Божией Матери. По этим двум причинам рассматривание содержащихся в повести события и учения должно быть и особенно знаменательным и особенно назидательным.
  Служение и поклонение Богу Духом и Истиною есть та «благая часть», есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни.
  «Благая часть» пребывает неотъемлемою принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие.
  «Благая часть» не отьемлется от души, стяжавшей ее, пребывает навсегда ее собственностью.
  Когда благодать Божия обильно осенит подвижника, тогда открывается в нем обильный душевный подвиг, руководствующий к христианскому совершенству.
  Тогда открывается душе ее греховность, доселе закрывавшаяся от нее! Тогда отьемлется от взоров ее завеса, предстает душе необъятная, величественная вечность, доселе скрывавшаяся от нее!
  Тогда час смерти, стоявши где-то далеко-далеко, приближается и становится пред самою душою, пред ее взорами!
  Тогда земная жизнь, представлявшаяся доселе бесконечною, сокращается в самые краткие размеры: протекшая жизнь, как сон протекшей ночи! Остающееся поприще жизни сливается в один предсмертный час! Тогда из глубины души возникают стенания, доселе ей незнакомые! Возникает плач, которого доселе она не ощущала! Возникает молитва, какой доселе она не произносила!
  Возникают молитва и плач в самой глубине души, произносятся умом и сердцем при молчании уст, возносятся к небу, повергают молящегося к ногам Спасителя, содержат у ног Спасителя; душа, в исповедании своей греховности и бесконечного величия Божия, входит в совершенство, вводится в совершенство десницею всеблагого Бога, Который и создал человека и воссозидает его.
  «Благослови, душе моя, Господа, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами.
  Обновится яко орля вечная юность твоя» (Пс. 102:2–5) всемогуществом обновившего естество наше в Себе и обновляющего нас собою Спасителя. Аминь.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

















  Ответ: "Трудно и безрассудно (практически невозможно) что-либо добавить к святоотеческим объяснениям этой замечательнейшей по своему аскетическому значению Евангельской истории...
  Поэтому наш ответ будет краток...
  Мы попытаемся лишь расставить некоторые акценты на самых (с нашей точки зрения) важных, присутствующих здесь смысловых аспектах трезвения и доброделия...
  Марфа здесь - образ христианина на этапах оглашения и очищения... 
  Мария же является примером/образом христианина на стадии освящения, практикующего безмолвное трезвение - т. е. умную/духовную деятельность без использования слов (хотя бы и мысленных)...
  К этому роду внутренней аскетики (к безмолвию) относятся все (без всякого исключения) помыслы, которые природа христианина (дух/ум/разум и душа) применяет/использует при покаянии/размышлении/чтении/молитве...
  Марфа же является образом/примером христианина, исполняющего не просто телесные заповеди Господние (доброделия), но и, главным образом - устную молитву (действия всего телесного/голосового аппарата), во время которой не только уста произносят соответствующие мыслям/смыслам/эмоциям/чувствам/намерениям слова, но и ум/дух/разум/рассудок...
  Деятельность Марфы - пример не только доброделия, но и трезвения (напр., размышления, с которым в виде вопроса/недоумения она обратилась ко Христу) с использованием слов (как устных, так и умных/мысленных)...
  В повседневной жизни устная деятельность христианина (которая является проявлением деятельности словесной - в буквальном смысле этого термина) выражается прежде всего в чтении молитвенных правил, характерных для этапов оглашения и очищения...
  Вступив же на стадию освящения, христианин  постепенно всё более и более уменьшает мысленно-словесную (а тем более устную) составляющую трезвения и всё более и более распространяется в безмолвии, вовсе исключая использование молитвенных правил из  употребления...
  Освящающийся христианин  (освободившийся от доминирования тех или иных пороков) стремится иметь благую часть Марии - безмолвие...
  Слова же (как устные, так и мысленные) он иногда использует лишь по человеческой немощи, будучи сродником  всего падшего человечества  (как и Мария была сестрою Марфы)...
  Хочется отметить и ещё один (зачастую упускаемый из вида многими христианами) момент, о котором мы многократно уже писали на нашем сайте...
  Всякое доброделие (да и вообще исполнение любой заповеди Христовой) не только бесполезно, но и вредно, если совершается без Господа - не ради Него (т. е. без трезвения - без покаяния, без молитвы, без внимания/устремлённости ко Христу)... 
  В этом состоит главная/основная опасность только телесной/внешней/обрядовой деятельности христианина, неизбежно приводящей его к фарисейству (со всеми вытекающми отсюда плачевными последствиями)...
  Ибо спасти человека может только Спаситель - и только при условии, если человек соединён с Ним посредством молитвы...  
  Всё (вне всякого исключения) ради молитвы/спасения/Спасения (главенства, важности, значимости Христовых для человека) - и все телесные заповеди (вообще всё внешнее), и само трезвение (во всём его разнообразии - вообще всё внутреннее), а не наоборот...
  Мария замечательно иллюстрирует/показывает на практике  важность/главенство молитвы, спасения (соединения с Христом в земной жизни), Спасения (бесконечного соединения с Иисусом на Небесах) - Спасителя, трезвения вообще и безмолвия в частности (как наиболее эффективного/действенного/полезного проявления трезвения)...
  В русском языке есть такое слово/понятие, как горница (использующееся и в переводе Евангелия - вспомним Тайную Вечерю)...

"Приходил, погостил, ушёл и больше не придет. Кто и куда приходил? Где гостил? Куда ушел? Отчего больше не придет? Приходил человек в мир; погостил в мире и отправился в вечность, откуда уже больше не воротится в гостиницу. Человек однодневный! Зачем ты забываешься в этой гостинице? 
Пустил — да внидет, и выпустил — да изыдет в своё место. Господь дал нам бытие, отворил дверь в свет, чтобы мы вошли и пожили в нём, а потом выпустил чрез смерть в другой мир. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"






  Издавна на Руси в каждом доме была комната/келья/помещение, предназначением которой являлось осуществление тех или иных торжественных/значимых/священных/главных событий/праздников/мероприятий (не всегда внешне/явно радостных - напр., панихид/отпеваний по усопшим)...
  Такую комнату русские люди называли горницей, поскольку она являлась символом/образом Небес - мира горнего/бесконечного/радостного (Царства Небесного/Божия) - в противовес миру дольнему/земному/преходящему/временному/тленному/страстному/тленному/скорбному/плачевному (вспомним и помещения под весьма точными по смыслу названиями прихожая и гостиная - как образы мира земного, куда человек как бы лишь заходит/приходит/гостит на коротенькое время перед уходом в скорбную вечность или в блаженную бесконечность)...  
  В горнице всегда обустраивался т. н. "красный угол", где устанавливался иконостас с лампадкой...
  Всякий дом в древней Руси представлял из себя (как и есть в реальности) мир дольний, где горница была образом и храма Божия/церкви, и Церкви... 
  Откуда всё это возникло?...
  Из Евангелия вообще и из этой Евангельской истории, в частности...
  Напр., древние иудеи (и, наверное, современные тоже) употребляли пасхального агнца именно в горнице (к сожалению, мы не владеем арамейским или древнееврейским языками, чтобы привести/произвести соответствующий этимологический анализ)...
  Но что вполне очевидно здесь (в этой Евангельской истории), так это следующее...
  "Селение" - мир сей дольний...
  Дом Марфы - человеческое естество христианина...
  Горница в доме Марфы (где всё и происходит) - суть сердце христианина...
  Мария - трезвящийся христианин, прошедший этап очищения и пребывающий в состоянии умно/сердечной молитвы... 
  Христианин на этапе освящения способен и должен непрестанно пребывать своим вниманием/умом/разумом/духом/душою/рассудком в своём же сердце как бы обнимая ноги Христовы и, подобно той самой блуднице, омывать их миром молитвы, окроплять слезами покаяния и вытирая волосами благодарности...
  Задачей любого христианина всех времён и народов является обязательное (максимально краткое по возможности) прохождение этапа очищения и последование примеру Марии (не забывая при этом и о Марфе) - непрестанное/молитвенное/сердечное/умное предстояние Господу Иисусу Христу в своём сердце (внутрьпребывание - соединение ума/духа/разума и сердца в сердце же с Иисусом) благодатью же Господней...
  Спасение - как раз и есть то самое единственное ("единое"), что должно быть свойственно любому/каждому человеку вообще и христианину, в частности (ведь Мария - это ещё и образ/символ души любого человека, возникшего/пришедшего из небытия в реальность милостью/благостью/любовью/замыслом/промыслом Божиим)...

  "Деятельность крестная двояка: одна состоит в терпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), и называется деятельностью собственно; а другая заключается в тонком делании ума, в Божественном размышлении, и в пребывании в молитве, и т. д. и называется созерцанием.
  Первая очищает страстную часть души, а другая просветляет умную часть души. Всякого человека, который, прежде совершенного обучения в первой части, переходит к сей второй, привлекаемый её сладостью, не говорю уже – своею леностью, постигает гнев за то, что не умертвив прежде уды своя, яже на земли (Кол. 3, 5), – т. е. не уврачевав немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, дерзнул в уме своём возмечтать о славе креста.
  Сие то и значит сказанное древними Святыми, что, если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмятежие, то его постигает Божий гнев.
  У кого ум осквернен постыдными страстями, и кто скор на исполнение ума своего мечтательными помыслами, тому заграждаются уста запрещением за то, что, не очистив прежде ума скорбями, и не покорив плотских вожделений, но положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путём, исполненным мраков, когда слеп очами.
(Прп. Исаак Сирин)" 







  "Доколе я не низведу Тебя, Господи, в сердце моё, до тех пор нет мира в сердце моём. Господи! Ты — богатство мое: когда Тебя я имею в сердце, тогда я всем доволен, тогда я всё имею. Тогда только силён надо мной диавол, когда в сердце моём нет Христа. Моисей называет рай земной раем сладости. А наш нынешний рай сладости — Иисус Сладчайший в сердце. Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим будут стоить горьких слёз. Или соединяйся сердечною верою с Господом и — блаженствуй, или, если будешь сердцем далёк от Бога, если сердцем не будешь соединён с Ним, то страшись и мучься: таков закон у Бога. Вот что познано бесчисленными опытами. Ты, Господь, приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. 
  Христос в нас живёт и действует постольку, поскольку мы веруем в Него и надеемся на Него, храним себя от всякого греха; Христос силён в нас, когда мы смиренно сознаём свою немощь и верою сердечною удерживаем Его в сердце. Смущение сердечное или страх сердца происходит оттого, что сердце наше наполняет что-то другое, а не Христос: оно есть отсутствие Христа в сердце или потеря Христа чрез наше неверие. Христос — мир наш. Смущение есть голос сердца, вопиющего о лишении Сладчайшего Иисуса. Храните с нынешнего дня сердце ваше самым тщательным образом для Него, Единого, и не давайте овладеть им ничему мирскому, тленному, никакой страсти.
  Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь любовию, что вы — истинные христиане и из любви ко Христу можете побдеть с Ним хотя несколько часов, то есть пободрствовать над своим сердцем, в которые (в часы те) Он один пил за нас Чашу гнева небесного. — Введите верою в сердца ваши Христа Господа, страждущего за вас, страдайте там, в своём сердце, вместе с Ним; приведите на память грехи ваши, сокрушайтесь и, если можете, плачьте о них: «себе плачшпе», — говорит нам Божественный Страдалец; посылайте свои вздохи и слёзы ко Христу — и это будет самая приятная жертва страждущему за нас Господу. Он не замедлит наградить её тотчас же превосходящим всякое разумение миром душевным и небесною тихою радостию. 
   Христос — жизнь наша и покой наш. — Сколько раз я испытывал в жизни моей, что мгновенный помысел неверия в моего Господа, приходящий неизвестно откуда в сердце, мучил меня и мучение моего сердца не прежде проходило, как когда живою верою я вводил опять моего Христа в сердце. Он удивительно легко и сладостно наполняет его. 
  Если в сердце войдет нечистота греха, то Иисус Христос со Отцем и Святым Духом выходят из сердца, потому что нет никакого общения света со тьмою. Потому всячески береги свое сердце во всякое время, особенно же во время молитвы, преимущественно же во время Литургии — до принятия и по принятии Тайн; если согрешишь до принятия Святых Тайн, ты можешь потерять веру и дерзновение пред Богом и недостойно причаститься, а если после принятия — то Христос, Который только что вошел в тебя чрез Тайны, оставит тебя. Блюди,«како опасно ходиши, не якоже немудр, но якоже премудр». 
  «От плод их познаете их». От смутной жгучести страстей и всякого греха, чувствуемого в моём сердце, заключаю, что причиною её всегда бывает диавол, потому что хотя в действиях своих он и разнообразен, но всегда одинаков в одном — в смутности, беспокойстве, мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне своё владычество всеми возможными способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит доступ к твоему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть - помучить нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и действительнейшее средство против него — введение мыслию распятого Христа в сердце, с самого мгновения введения распятого Христа в сердце, он (дьявол) оставляет его и — мучительная, жгучая боль сердца, соединённая со смущением, проходит. 

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)" 





  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС  Осипова А. И.  с его официального сайта...
  Ссылка прилагается: 

  http://www.alexey-osipov.ru/  
  
  







                                                     ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (23 Май 16)
Просмотров: 506

Поиск