"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

119. Вопрос: "Почему в Ветхом Завете Бог заповедал обязательно приносить в жертву Ему именно начатки плодов и первенцев мужского пола?"


  "1 Когда ты придёшь в землю, которую Господь Бог твой даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней;
  2 то возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой даёт тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберёт, чтобы пребывало там имя Его;  
  10 итак вот, я принёс начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне от земли, где течёт молоко и мёд. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим,
  (Втор. 26)"
 "35 И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева;
  36 также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего.
  (Неем. 10)"

  "12 отделяй Господу всё [мужеского пола] разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу,
  13 а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай.
  (Исх. 13)"
  "19 Всё, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
  20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками. 
  (Исх. 34)"
  "22 животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень;
  23 тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу;
  24 животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего;
  25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения.
  (Лев. 22)"

  "11 И сказал Господь Моисею, говоря:
  12 вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых [они будут взамен их]; левиты должны быть Мои,
  13 ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской (образ страстей/пороков/греха/зла в нечестивом/бесчинном человеке - от авт.), освятил Я Себе всех первенцев Израилевых (образ добра в христианине - от авт.) от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь. 
  (Чис. 3)"
  "21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
  22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
  23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
  (Лк. 2)"

  "3 Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; 
  (Быт. 49)"

  "15 Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, –
  16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
  17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства
  (Втор. 21)"
  "20 О Гаде сказал: благословен распространивший Гада; он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову;
  21 он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем. 
  (Втор. 33)"
  "16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
  
(Рим. 11)"
  "18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, 
 
 (Кол. 1)"
  "7 Ир, первенец (образ порочных прилогов - от авт.) Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь (подобно как и египетских первенцев - от авт.).
 
 (Быт. 38)"

  "13 И взял Иосиф обоих [сыновей своих], Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему.
  14 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец (образ благословения покаяния - замены порочных прилогов/духовных первенцев на благости/трезвение - от авт.). 
  (Быт. 48)"
  "3 Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; 
  (Быт. 49)"
  "22 И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль (ум, зрящий Бога, евр. - от авт.) есть сын Мой, первенец Мой; 
  (Исх. 4)"
  "4
 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь (зло/грех - от авт.) Я пройду посреди Египта (падшее человечество - от авт.),
  5
 и умрёт (благодатью Христовой - от авт.) всякий первенец (порочный прилог - от авт.) в земле Египетской (в душе покаявшегося человека/христианина - от авт.) от первенца фараона (дьявольский прилог - от авт.), который сидит на престоле (в сердце бесчинного/нечестивого человека - от авт.) своём, до первенца рабыни (порочный прилог души нечестивой - от авт.), которая при жерновах (в грехе и стужевании - от авт.), и всё первородное из скота (страдания/"стенания"/скорби неразумной живой твари из-за падшего/безблагодатного человечества - от авт.)
  (Исх. 11)"

  "15 Всё, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен, и первородное из скота нечистого должно быть выкуплено; 
  
(Чис. 18)"
 
 "1 Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. 
  (Втор. 17)"

  "2 И у него (Иорама) были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и Азария, и Михаил и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева.
  3 И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец
  (2 Пар. 21)"
  "19
 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
  20
 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
  21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
  22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
  23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
  24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
  25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
  26 Последний же враг истребится – смерть,
  28 Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём (намёк на всеобщее спасение после Страшного Суда - от авт.).
  (1 Кор. 15)"
  "16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;
  17 и Он есть прежде всего, и всё Им стоит.
  18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
  19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
  20 и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его и земное, и небесное
  (Кол. 1)"
  "4
 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
  5
 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
  6 и соделавшему нас царями (истинный христианин благодатью Христовой подобно царю в своём государстве царствует в своём естестве над злом - страстями, грехами и пр. - от авт.) и священниками (истинный христианин подобно настоятелю храма приносит на алтарь своего сердца жертвы покаяния/трезвения/хвалы/благодарности и пр. - от авт.) Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
  7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
  8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель. 
  (Откр. 1)"








  "Христос есть также «начаток». Начаток же всякого дела не отличается от того, что следует за ним. Если кто стал бы утверждать, что начаток есть жизнь, то, конечно, жизнью будет и то, что мыслится следующим за начатком; и если начало свет, то светом будет признаваемо и то, что за ним. Итак, чему полезному научает нас вера в то, что Он есть «начаток»? Быть такими, каков, как [неколебимо] веруем, есть наш Начаток. Ибо свет не именуется начатком тьмы и, когда в начале стоит «жизнь», то, что соседствует с началом, нельзя представлять «смертью».
  Поэтому, если кто не имеет соприродности с тем, что в начале, связывая себя с Начатком посредством бесстрастия и добродетели, для того не бывает началом Начаток сущего. Темной жизни начаток – «миродержитель тьмы», смертоносного греха – «имый державу смерти». Тот, кто порочной жизнью подчинил себя началу тьмы, не может называть своим начатком Начало всякого блага.
(Свт. Григорий Нисский)"







  "Показал Апостол, что есть Господь наш Иисус Христос по Божеству; теперь начинает речь о том, что Он есть по воплощенному домостроительству. «Сказав о достоинстве, он говорит потом о человеколюбии» (святой Златоуст). «От богословия перешел к домостроительству» (блаженный Феодорит). — Здесь раскрываются два созерцания: α) высота Богочеловека и: β) главное дело Его — примирение всяческих с Богом.
  
Той есть Глава — Тот, о Коем доселе возвещалось, Сын Божий, рожденный прежде век, все сотворивший, все содержащий и о всем промышляющий, Тот Самый есть Глава телу Церкве. Тело Церкви есть стройно сочетанная совокупность верующих во Христа Спасителя, облеченных в Него, Духом Святым оживотворенных и возрожденных и в живом состоящих союзе с Господом, — совокупность восстановленного человечества. Восстановлено оно первоначально в Нем, в Его Лице, а по Нему и чрез Него Духом Святым восстановляются и все верующие и, восстановляемы бывая, прилепляются к Нему существенно, едино с Ним бывают и Им содержатся: так что Он есть Глава их, и как родоначальник, и как держатель их.
  Там по порядку естества Он все сотворил, и всяческая о Нем состоятся; а здесь по домостроительству благодати все Им претворяется и опять о Нем же состоится, — пребывает и стоит. Так Церковь вся едино с Ним, а чрез Него и с Богом Отцом. Все возводится к единоначалию. «Церковь здесь стоит вместо всего человеческого рода», — говорит святой Златоуст. Это по силе воплощенного домостроительства и назначению его. Если не все войдут в тело ее для союза с спасительною Главою, не оно виновно, а сами те, кои не войдут «Сказав: Глава, Апостол хочет показать близость к нам Господа и вместе великость человеколюбия Божия, — что Тот, Кто так высок и есть выше всех, благоволил соединиться так тесно с нашею низостию» (святой Златоуст). О сем непрестанно в благодарных чувствах надлежит помышлять всякому верующему.
  У
же есть начаток, αρχη, — начало восстановленного человечества. Оно в Нем сначала восстановлено, а потом по Нему и силою домостроительства Его восстановляются и все восстановляемые, прилепляясь к Нему верою. Он — начало, как источник, из коего течет восстановительная сила, и как родоначальник восстановляемых и норма восстановления. «Апостол представляет Его началом, выражая мысль, что и прочие таковы же, как и Он», — говорит святой Златоуст.
  Перворожден из мертвых. «Первый воскрес из мертвых; первый разрешил болезни смерти и вышел из утробы ее, как новорожденный» (блаженный Феодорит, блаженный Феофилакт). «И прежде бывали воскресающие; но опять умирали, показывая, что не имеют в себе силы воскресения. А Он, воскресши, уже не умирает, как содержащий в Себе силу воскресения» (блаженный Феофилакт). Сила сия такова, что служит основанием и источником и общего всех воскресения (см.: блаженный Феодорит). Он начал; после все, подобно Ему, изыдут из недр смерти, как новорожденные. Почему и наименован перворожденным из мертвых.
  «Перворожден из мертвых, как прежде всех воскресший, за которым последуют и все прочие» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Амвросиаст пишет: «поелику вся Тем быша; то и восстановлену быть всему, после того как пало и повредилось грехом, тоже надлежало чрез Него, дабы, если бы оно чрез другого кого было восстановлено, не пала какая-либо тень на Него. Почему как от века прежде всех Он рожден есть, так опять прежде всех первым является и в воскресении от мертвых, возвратив ему чрез сие первоначальную жизнь. Прежде всех рожденный от Бога, Он создал всяческая из не сущих; и, опять родившись от Девы с воспринятою плотию, истребил грех, чрез деву Еву вошедший в мир, а с грехом и смерть. И так родившись и умерши, Он воскрес, чтобы созданное в начале и подпавшее смерти, чрез грех, опять воссоздать».
  Восстановленное человечество, каким ему подобает быть в сем состоянии, явилось в воскресшем Господе. Почему собственно начатком его — такого — Он стал чрез воскресение, или яко перворожденный из мертвых.
  Яко да будет во всех Той первенствуя. Ибо, как Бог, Он прежде всех и со Отцом всегда, а как человек, перворожден из мертвых и глава телу. Он везде первый, первый в горних, первый в Церкви, как ее Глава, первый и в воскресении. Ибо Он и прежде всех веков рожден от Отца, и прежде всех человеков воскрес из мертвых,— воскресением, не видевшим уже смерти и дающим нетление всем.
  Во всех — во всех отношениях; в каких бы отношениях ни стал кто созерцать Его, везде обретет Его первенствующим. Но по течению речи Апостола берется во внимание только, с одной стороны, естественный порядок вещей, с другой — благодатный. Там первый, яко Творец и Промыслитель, а здесь,— яко Искупитель и Восстановитель.
  Да будет. Так положено в Предвечном Совете Божием — быть Единому и Тому же и Творцом, и Промыслителем, и Искупителем, и, наконец, еще Судиею. Выставляет же сие Апостол на вид с тою целию, чтоб у верующих ум и сердце на Едином устанавливались и к Единому прилеплялись. Слушающие их разбегаются в разные стороны вниманием и чаяниями, ничего не дающими. Воистину же Один есть упование наше, — и в Нем все.
  
Христос восстал от мертвых. Для Себя ли? Не для Себя. Он весь есть не для Себя. Не для Себя сошел на землю Единородный Сын Божий, не для Себя Он воплотился, не для Себя страдал и умер, не для Себя и воскрес. Для кого же? Для того, ради кого и пришел - для рода человеческого. Не смотри на сие воскресение так, как бы оно в Нем совершилось и Им одним ограничилось; но как смерть Его упразднила смерти всех, так о воскресении Его разумей, что оно есть основа воскресения всех. "В воскресении Спасителя нашего имеем залог воскресения нашего. Он первый сокрушил державу смерти, а за Ним, яко за начатком, конечно последует и всё смешение (всё человечество). 
  
Воскресши, Он воскрес, как начаток умерших, имеющих, то есть воскреснуть, как перворожденный из мертвых, за которым и другие все родятся из мертвых в жизнь нескончаемую. Как в Ветхом Завете, когда приносили в храм Богу начатки, например первые снопы с жатвы, тем самым освящали все снопы и всю жатву, так Христос Господь, воскресши, освятил, благословил и утвердил воскресение всех, которые восстанут из земли, как колосья из семян. Но Апостол хотел сказать этим и большее нечто, именно: что в воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, что сила его так велика, что из него изыдет жизнь для всех, или что воскресение сие есть в возможности уже воскресение всех. Потому, насколько не сомневаетесь вы в воскресении Христа Господа, настолько же не должны сомневаться и в воскресении всех.
  "21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. (Кор. 15)"
  Объясняет, почему воскресший Христос есть такой начаток умерших, в Котором положено основание воскресению всех. Для сего выставляет двух родоначальников: праотца Адама, в котором все умерли, и Христа Господа, в Котором все оживут. Умирают все, кои от Адама, по той причине, что умерли уже в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Феодорит пишет: "Всё естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он перворожден из мертвых, как Адам есть первородный. Не без причины же наименовал здесь Апостол Христа человеком, зная, что Он Бог; но - чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении".
  Эти последние слова блаженного Феодорита относятся к первому положению: человеком смерть и человеком Воскресение, в сопоставлении его с последним: во Адаме все умирают, во Христе все оживут. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место - шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душою, потому что есть еще предначинательный рай. Это и выражает Апостол, когда говорит: человеком смерть, человеком и воскресение.- Сим воскресением положено основание, проложен путь воскресению всех.
  "22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 
  23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (Кор. 15)"
  Слова: кийждо же во своем чину, двояко понимать можно. Если поставить их в связи с предыдущим, они будут значить, что во Христе все оживут; но участь получит по воскресении всякий по своему достоинству; все оживут о Христе, но не все вкусят блаженной жизни о Нем, оживут прежде для суда, а по суде - для приятия участи, какую кто заслужил. Святой Златоуст говорит: "Дабы ты не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: кийждо же в своем чину. Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние, ибо если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие".
  И Феодорит пишет: "Поелику сказал: вси оживут, по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил: кийждо же в своем чину. Так и Господь в священном Евангелии учит, что агнцев поставит одесную, а козлов ошуюю". Так и все и другие наши толковники. Оправдывает такое толкование слово: ταγμα, которое означает воинский отряд, полк. Это подает вместе мысль, что самое воскресение уже укажет каждому свой отряд и полк, к которому он сам собою и понесется.
  Христос воскресший есть начаток, в котором положено основание и указан путь всеобщего воскресения; а чрез это воскресение совершится окончательное восстановление падшего человечества, и явление его в предназначенной ему славе и в свойственном ему свете и совершенстве. 

(Свт. Феофан Затворник)"






  "Сказав о достоинстве (Христа), он (св. ап. Павел - от авт.) говорит потом о человеколюбии. "И Он", – говорит, – "есть глава тела Церкви". Не сказал: полноты (πληρώματος), выражая этим то же самое, но желая показать большую близость Его к нам, так как тот, кто до такой степени высок и выше всех, присоединился к низшим. Он везде первый: первый в горних, первый в Церкви, как ее глава, первый и в воскресении; это и означают (слова): "Дабы иметь Ему во всем первенство".
  Таким образом Он первый и по бытию, и это-то особенно старается показать Павел. А как скоро будет доказано, что Он был прежде всех ангелов, то понятно будет и то, что творимое ангелами Он сам творил, как повелитель. И что удивительно, так это то, что (апостол) постарался представить Его первым в ряду последних существ, хотя в другом месте первым он назвал Адама, как и на самом деле было. Но он принимает Церковь вместо всего человеческого рода; в Церкви же Он – первый, а в ряду людей, как творения, Он первый по плоти. Вот почему здесь (апостол) представляет Его перворожденным. Что значит здесь – перворожденный? Прежде всех созданный, или прежде всех воскресший, равно как и там: "прежде всего" сущий? Здесь он предоставляет Его начатком, сказав: "Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство", – выражая мысль, что и прочие таковы же, как и Он; а там Он не начаток творения, там Он – "образ Бога невидимого", и в этом смысле там и сказано: (далее).
  «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Показав, сколько зла может произойти от неверия в воскресение, он опять повторяет: «но Христос воскрес из мертвых», постоянно присовокупляя: «из мертвых», чтобы заградить уста еретиков. «Первенец из умерших». Если Он«первенец», то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел. А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими.
(Свт. Иоанн Златоуст)"  






  "Если Сын прежде твари, но не рождение, а тварь; то был бы назван первозданным, а не перворожденным. Если Он—первозданный, потому что называется перворожденным твари; то, как названный перворожденным из мёртвых, был бы умершим прежде всех мертвецов. А если называется перворожденным из мертвых по тому, что Он виновник воскресения из мертвых; то и перворожденным твари назван по тому, что Он виновник приведения твари из небытия в бытие. Если наименование перворожденным твари доказывает, что Он первый сотворен; то Апостолу, сказав: всяческая Тем и о Нем создашася, надлежало сказать: и Сам сотворен прежде всего. Но сказав: и Той есть прежде всех, Апостол показал, что Он всегда пребывает, а тварь произошла; ибо слово: есть, то же выражает, что и: в начале бе Слово.
  
Говорят: «если Сын перворожден, то не единороден; но должен быть и другой, в отношении к которому назывался бы перворожденным». Однако же, о велемудрый, и единый Рожденный от Марии Девы называется Её первенцем: ибо сказано: дондеже роди Сына своего первенца. Поэтому нет необходимости называться перворожденным брата. Но можно бы еще сказать, что Он назван перворожденным, как сущий прежде всякого рождения, а также и в отношении к рожденным от Бога чрез сыноположение Духа Святаго, как говорит Павел: ихже предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братьях.
(Свт. Василий Великий)"





  "И родила Сына своего Первенца, (Лк. 2:7)
  
В каком смысле - своего первенца? Под первенцем она здесь имеет в виду не первого среди нескольких братьев, но Того, кто был и первым, и единственным Её сыном: это - также одно из значений слова "первенец". Ибо иногда и Писание называет Единственного Первым: "Я Бог, Я Первый, и кроме Меня нет Бога". Чтобы показать то, что Дева не простого человека родила, добавлено слово "первенца", ибо Она осталась Девой, у Нее не было другого сына, кроме Того, Кто от Отца: о Котором Бог Отец также провозглашает голосом Давида, "И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли".
  О Нём также и премудрый Павел говорит: Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.". Как же тогда Он входит во вселенную? Ведь Он существует отдельно от неё, не столько по месту, сколько по природе: ибо именно по природе Он отличается от жителей вселенной: но Он вошел в неё, сделавшись человеком, и через воплощение став частью её. Ибо, хотя Он Единородный по Божеству, но став нашим братом, он имеет также название Перворожденного; и при том, что стал Первым посреди усыновляемых, и нас может сделать сынами Божиими.
  Заметим поэтому, что он называется Первородным в отношении Домостроительства: по Своему Божеству Он Единородный. Опять же, он Единородный в том отношении, что Он есть Слово Отца, и не имеет братьев по своей природе, и никто не может быть соисчислен с ним: ибо Сын Божий, единосущный Отцу - Один и Единственный: но он становится Первенцем, снисходя на уровень сотворенного. Поэтому, когда Он называется Единородным, Он называется таковым без указания причины, почему Он назван Единородным, будучи Единородным Сыном, сущим в недре Отчем. 
  Но когда Божественные Писания называют Его Первородным, тогда сразу же сообщают, среди кого Он Первородный и определяют причину, по какой Он имеет это звание: ибо они говорят: первородным между многими братиями или: Первенец из умерших: в первом случае, потому что Он стал подобен нам во всем, кроме греха; а в другом, потому что Он прежде воскресил Свою плоть для нетления. Более того, он Единородный по Cвоей природе, как Единственный рожденный от Отца, Бог от Бога и Единственный от Единственного, воссиявший Бог от Бога - Свет от Света; но ради нас Он стал Первенцем, чтобы творения Его, Первородным из которых Он называется, будучи подобны Ему, спаслись через Него: так что если Он непременно должен называться Первородным, то, несомненно, должны сохраниться и те, по отношению к кому Он - Первородный. Но если, как утверждает Евномий, Он называется Первородным Божиим, как первый рожденный из множества; а Он также Первенец Девы - и тогда в отношении Неё Он тоже является Первым как предшествующий прочим детям; но если Он назван Первенцем Марии как Единственный Сын и не как один из многих, то и как Сын Отца Он - Первенец, не Первый из многих, а Единственный рождённый.
  
Более того, если признаётся, что первый - причина второго, но Бог и Сын Божий - первые, тогда Сын - причина тех, кто носит наименование сынов, поскольку именно через Него они получили наименование. Поэтому Того, Кто является причиной других сынов, справедливо назвать Первенцем, не как Первого из них, а как Первую причину присвоения им чести усыновления. И так же как Отец называется Первым: "Аз, - Он сказал, -первый и Аз по сих" - что, конечно же, не убеждает, будто Он подобен [по природе] последующим за Ним существам; так же и Сын, хотя называется Первым из творения или "перворожден всея твари", из этого никоим образом не следует, что Он - один из тварей; но также как и Отец сказал "Аз первый", чтобы показать, что Он - Причина всего, в том же смысле и Сын назван Первым среди творений. "Ибо Им создано всё", и Он есть начало всего сотворенного, как Творец и Создатель мира.
  и положила Его в ясли. (Лк. 2:7)"
  
Он нашёл человека опустившимся до уровня зверей; потому Он положен, как корм в ясли, чтобы мы, оставив звериную жизнь, могли восстать до разумности, подобающей человеческой природе; и тогда как мы были озверевшими душой, сейчас мы можем приблизиться к яслям, к Самой Его Трапезе, где мы найдём уже не сено, а Хлеб Небесный - Тело Животворящее.
  "
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1 Кор. 15)"
  Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мёртвых.

(Свт. Кирилл Александрийский)"




"20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (1 Кор. 15)
Потому что все иные (
оживлённые в Ветхом Завете, Евангелии и Деяниях Святых Апостолов - от авт.), хотя и воскресли (ожили, не путать с Воскресением - от авт.), но затем снова были участниками нашей смертной жизни; когда же Христос восстал от мертвых, смерть Им уже не обладает. Посему и единый Господь стал "начатком усопших" т. е. - верных, преставляющихся из здешней жизни в надежде воскресения и жизни вечной. Итак, Он стал Начатком усопших и Первородным из мёртвых и нам обеспечил, и обетовал жизнь, но не такую - какую мы имеем теперь, смертную и тленную, в которой господствует душевный дух (т. е. животный импульс), но - жизнь, хранимую для нас в надеждах, божественную и бессмертную и вечную. Потому что она является Его даром, даром воистину достойным Бога.
(Свт. Григорий Палама)"  





  "Как следует понимать сказанное Апостолом: Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец? Христос стал первенцем чрез воскресение, потом Христовы, уверовавшие в Него, а затем конец, спасение всех народов через веру. А если ты желаешь [узнать] значение этих слов для каждого [человека] в отдельности, то первенец Христос есть вера в Него, потом Христовы, [то есть] дела веры, а затем конец, [что значит] отрешиться от всего чувственного и мысленного и через ведение прилепиться к Богу. 
(Прп. Максим Исповедник)"

















  Ответ: "Трудно что-либо добавить к Священному Писанию и к святоотеческим творениям... 
  Поэтому мы попытаемся лишь прикоснуться к нескольким предметам/моментам/аспектам в них...
  Все заповеди Ветхого Завета имели основною целью подготовить еврейский народ к приходу Мессии - принять Иисуса Христа как обещанного Богом долгожданного Спасителя, напр.:

  "1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 
  4 ...Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 
  (Пс. 109)"
  "17 Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои.
  18 Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище;
  19 делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.
  (Пс. 21)"

  Ветхозаветные жертвы/первенцы мужского пола были прообразами Христа, который был Первенцем у Марии по человеческому рождению и Первым среди людей, победившим и грех, и смерть на Голгофе... 
  Христос был Первым, Кто всю Свою жизнь, всё Своё Естество (без всякого остатка) посвятил (отдал в жертву) за людей Богу (отсюда и смысл/образ жертв всесожжения)...  
  Парадоксально, но это означает, что Спаситель пожертвовал/посвятил Себя и всему человечеству - ибо через Голгофу спас его от страстности, тленности и смертности, открыв для людей возможность бесконечных обожения и блаженства в Церкви/Царствии Божием...
  Содержимое желудка и кишечника (образ внутреннего зла/стужевания) и шкура/кожа (образ греха/зла внешнего, символ внешней жизни/обмирщения) заколаемых первенцев выносились за пределы стана/города (образ церкви/Церкви) и закапывались (образ избавления христиан от зла через покаяние и исполнение др. заповедей Божиих, а также символ безгрешности будущего Спасителя - Господа Иисуса Христа) в землю (образ мира сего)...
  В Евангелии больные люди (напр., Вартимей - сын Тимеев) перед исцелением/приближением ко Христу сбрасывали свои внешние одежды (Мк. 10:50) и постилали их под копыта осляти во время Входа Господня в Иерусалим (где внешние одежды - тот же самый образ и устремлённости человека к внешней/наружной жизни вместо внутренней, и образ греха/внешнего зла, которые являются проявлением/следствием зла внутреннего - фарисейского/формального/обрядового мировоззрения, а сбрасывание одежды с себя - образ как освобождения от зла/греха/страстности/тленности/смертности через жизнь по заповедям Христовым, так и необходимость "достойного"/смиренного/покаянного/благоговейного состояния человека при его обращении/устремлённости к Спасителю - ибо проклят всяк, творяй дело Божие всуе/с небрежением)...  
  Исключительность/главенство/важность начатков/первенцев для жертвоприношений символизировало Главенство Христа-Первенца в Церкви/Царстве Божием... 
  Кроме того, огромное количество заповедей способствовало удержанию в некоей узде/воздержании/рамках упрямых/упорных/настойчивых в злолюбии евреев...
  Напр., сами по себе безвозмездные жертвоприношения (да ещё лучшие, без "пороков"/дефектов - символов зла, да ещё и самые долгожданные/дорогие начатки/первенцы) способствовали снижению/уменьшению любостяжания, сребролюбия, скупости и своеволия... 
  Ну а теперь - немного и о духовно-аскетических смыслах начатков... 
  Начаток - суть начало того или иного предмета/процесса...
  Можно ли сделать второй шаг и пройти тот или иной путь, не сделав первого шага/действия?...
  Можно ли достигнуть той или иной цели, не пройдя предварительно того или иного пути, не проделав перед тем той или иной работы - не затратив загодя того или иного времени и усилий?...
  Вопросы риторические - нельзя...
  Рассудительность/премудрость...
  Отсюда и ценность/важность начала любого дела/процесса...
  В народе говорят: "Лиха беда - начало", "Глаза боятся (начать нечто тяжёлое), а руки делают" - определяя важность решительности, значимость первого шага/действия, начала...
  Иногда человеку может казаться, что он идёт по пути к той или иной цели, но на самом деле он может лишь топтаться на месте (всё более и более углубляясь в собственную "яму" прелести/заблуждений/иллюзий) или же и вообще пятиться назад ("...и будет тогда для него последнее хуже первого...")... 
  Важность/значимость первого/начального предмета невозможно переоценить в том или ином деле/процессе - особенно в деле спасения души (в исполнении заповедей Христовых)... 
  Чтобы придти к концу, необходимо сначала придти к середине...
  А чтобы придти к середине, необходимо предварительно начать...  
  Ваш вопрос непосредственно связан с вопросом №77...
  Так же как и наш ответ неотделим от ответа на вопрос №77...
  Начатком Христовых заповедей (самой первой из них) является покаяние ("Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие.")...
  Начатком же покаяния является "духовная нищета" - зрение/видение/чувство/ощущение собственного реального зла...
  Начатком же духовной нищеты является устремлённое ко Христу желание видеть в себе это самое реальное зло, которое неотделимо от предваряющего и сопутствующего видения в себе противоположного мерзкого/гнусного, смертельно вредного/опасного желания - видеть в себе якобы имеющееся собственное/мнимое (иллюзорное) добро...  
  Невозможно переоценить необходимость всегдашнего памятования о том, что все компоненты духовной нищеты (как и все остальные добродетели, и любая способность/возможность исполнять любые заповеди Иисусовы) являются величайшей милостью Христовой (важнейшими средствами к спасению/Спасению) и поэтому должны всегда сопровождаться искренней/сердечной благодарностью, устремлённой ко Господу - Подателю/Источнику всего доброго вообще и той же самой благодарности, в частности (благодарность за благодарность)...
  Невозможно человеку спастись/Спастись (исполняя все заповеди Божии) - соединиться со Святой Троицей во Христе (обрести Царствие Небесное с Его Царём Иисусом внутри себя) без этого духовного начатка/первенца...
  Без покаяния (приводящего к смирению) ожидает лжехристианина (живущего вовне/снаружи - "в мире сем") горькая участь - царство геенны с её князем (т. к. без покаяния по определению невозможно исполнить и никакой другой - следующей за ним, заповеди Христовой)...
  Ещё и ветхозаветный(!) царь/пророк Давид писал Духом Святым, что истинная жертва Богу от человека/христианина - это его дух сокрушеннный, сердце его сокрушенное и смиренное (плач - скорбь от видения им в себе реальных зла и немощей), а не трупы животных и не произрастания полей - начатки их плодов (т. е. вовсе не продукты внешней/материальной/суетной/временной деятельности человека)...
  Именно этот - внутренний/духовный начаток/первенец воспевал псалмопевец, называя алтарём Божиим (в том же 50-м покаянном(!) псалме) человеческое сердце, где христианин (подобно священнику/настоятелю в храме своего естества) посвящает Иисусу свою истинную/духовную/внутреннюю жертву всесожжения непорочных/бездефектных (без прелести духовной слепоты - превозношения и пр.) духовных же первенцев/"тельцов" - всех (без ущерба/усекновения) составляющих покаяния (первая/начальная их которых - желание видеть в себе реальные зло и немощь)..."

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается: 
  http://www.alexey-osipov.ru/  











                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (08 Сен 16)
Просмотров: 921

Поиск