"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

011. Вопрос: "Зачем крестить новорожденных детей и зачем их причащать, если они ничего ещё не понимают?"
 



  "1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
  2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
  3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
  4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
  5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
  6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
  7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
  8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
  9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
  (Деян. 1)"

  "1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
  2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
  3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
  4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
  (Деян. 2)"



 

Случай из жизни.
Батюшка крестил пятилетнего ребенка, при этом он неутешно плакал и сопротивлялся таинству как мог. Отталкивал священника и кривлялся. Когда мальчика трижды окунали в купель, он кричал так, будто его погружали в котёл с кипящей водой. Взрослые бывшие при нем, содрогались видя все это. Наконец мать ребенка не выдержала, подошла к священнику, совершавшему Таинство Крещения и сказала: 
- Ну, долго это будет еще продолжаться? 
- Примерно столько же. 
- А нельзя ли этот процесс как-то ускорить, вы же видете, что ребенок уже измучался. 
- Нет, нельзя, чин должен быть исполнен от начала до конца, иначе Таинство не состоиться. 
Мамаша тяжело вздохнула: 
- Ну, что же делать? Вы же видите как он надрывается плачем, он не выдержит еще столько же... 
- Он мучается не от этого, - тихо сказал священник. 
- А от чего же? - с изумлением спросила мать ребенка. 
- От грехов взрослых. 
- Как? - на лице женщины отразился шок, она не верила своим ушам. 
- Брак венчан? - спросил батюшка, не дав ей опомниться. 
- Нет. 
Между тем священник что-то высчитывал, потом сказал: 
- Зачат ребенок, судя по всему, в Великий пост? 
- .... 
- Аборты делали? 
Снова молчит. 
- Сами в храм Божий никогда не ходили, не исповедались, не причащались? 
Пожимает плечами, не отвечает. 
- А как жили? Наверное вели жизнь далекую от благочестия? 
-.... 
- И хотите, чтобы ваш сын чувствовал себя в храме благостно? Вам здесь находиться тягостно, а ему тем более. Хотите благих изменений сыну, измените себя к лучшему. 
По щекам молодой женщины текли слезы, она вернулась на свое место, утирая глаза. Таинство продолжилось, но интересное дело, ребенок успокоился, перестал сопротивляться и плакать, будто батюшка говорил с ним, а не с матерью...

 

  "В крестные стоит выбирать людей молящихся или, по крайней мере, желающих научиться молитве. Жизнь духовная такова, что если кто о себе не молится, то о других молиться подавно не будет. Кто сам без ног, тот другого ходить не научит, тем более на себе не понесёт. Кто тонет сам, тот утопающего из воды не вытащит. (Протоиер. Андрей Ткачёв)"
  "Все младенцы, умершие после Крещения, несомненно, получат спасение, по силе смерти Иисуса Христа. Ибо если они чисты от греха — как от общего, потому что очищаются Божественным Крещением, так и своего собственного, ибо как дети не имеют еще своего произвола и потому не грешат,— то, без всякого сомнения, они спасаются. (Из "Послания восточных патриархов")"
  "Дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда достигнут зрелости разума и поймут Таинство (Крещения), потому что за грехи неведения не взыскивается с них по возрасту. Не сподобившиеся Крещения младенцы не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести, как не всякий, недостойный чести, достоин наказания. (Свт. Григорий Богослов)"
  "Очень много в нашей жизни такого, когда люди не понимают смысла, но продолжают это выполнять. Самый распространённый у нас в стране и Церкви пример: люди крестят детей. Смысла этого действия не понимают. Спрашиваешь, зачем – «У меня, – говорит, – бабушка была крещёная». Хорошо, а если бабушка некрещёная была, то уже креститься нельзя? Никакой логики. 
  Человек не понимает, что такое крещение, что из этого следует. Вот человек некрещёный, прошло пять минут, вот он теперь крещёный. И что? Что с ним произошло? Зачем везти в храм, зачем распашонку покупать, зачем крестик, зачем там стоять, зачем мучить ребёнка? Некоторые дети очень орут. Орут, не хотят, не понимают, что с ними делают, пугаются. Зачем? Объяснить не может. И вот в такой бессмыслице полной люди живут. 
  Другой бессмысленный человек скажет, что вот, протоиерей Дмитрий Смирнов на проповеди призывал, чтоб не крестить детей. Что за бред? У меня дочка с детства крещена и все мои племянники крещены. Но почему? Потому что я знаю, зачем крестить. Каждый человек хозяин своей судьбы. Но зачем делать бессмысленные вещи? Если человек не хочет достичь Царства Небесного, зачем ходить в церковь? А если хочешь, тогда читай Евангелие, пойми, зачем существует крещение. (Протоиер. Димитрий Смирнов)"

 

  "Да будет тверда ваша ревность о правде Божией, о Канонах и постановлениях Церкви. До сведения моего дошло, что восприемниками при крещении младенцев часто бывают люди, не знающие никаких молитв и даже не умеющие сотворить крестного знамения; женщины, имеющие некрещеных детей, и люди, не знающие даже, были ли они крещены. Крещение младенцев совершается в Православной Церкви по вере их родителей и восприемников, на обязанности которых лежит обучение детей Закону Божьему, молитвам и благочестию.
  Этого, конечно, не могут исполнить восприемники, сами не знающие даже простейших молитв, не умеющие креститься и во время Таинства крещения смеющиеся над произносимыми священниками заклинаниями сатаны. Таким образом, роль восприемников при крещении становится пустой формальностью. Крестить младенцев с такими восприемниками я строго запрещаю. Восприемниками могут быть только подлинные христиане, знающие Закон Божий и молитвы. Если окажется невозможным найти таких восприемников, то крещение младенцев должно быть отложено до того времени, когда это станет возможным, или даже придется нам возвратиться к временам апостольским и древнехристианским, когда люди крестились только в сознательном возрасте и не нуждались в восприемниках.
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"
 
 

 
"Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей. Волю нашу по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает.
(Прп. Марк подвижник)"
  

 
 
  "Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение. Это говорится для объяснения таинства и в особенности для приступающих к нему не в младенческом возрасте, в котором по обстоятельствам настоящего времени почти все мы принимаем Крещение. 
  
Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние - есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни. Иначе: покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе, покаяние есть осуждение своего падшего естества и отречение от него для естества обновленного. 
  
Необходимо, чтобы наш сосуд - сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати - был очищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаваемого святым Крещением.
  Необходимо, чтобы этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно, необходимо, чтобы имеющиеся в нем повреждения, особенно скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода, вливаемая в сосуд святым Крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. 
  Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу. 
 
 Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? 
  Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. 
  Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения?
  Крещёный никак не должен допускать в себе действие падшего естества, должен немедленно отвергать всякое его влечение и побуждение, хотя бы они и казались по наружности добрыми. Он должен исполнять единственно заповеди Евангельские.
  Ты усыновлен Богу таинством святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом таинством святого Причащения, поддерживай усыновление, поддерживай единение.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 

  "Но се говорю то, что узнал из опыта, что если бы демоны не имели людей содейственниками злобе своей, то, наверное, совсем (дерзаю так сказать) не могли бы они отдалить от заповедей Божиих тех, которые таинственно возродились чрез святое Крещение и соделались сынами Божиими по благодати.
  Я верую, что младенцы окрещённые освящаются и соблюдаются под кровом Всесвятого Духа, что они суть овцы стада Христова и агнцы избранные, поколику запечатлены знамением животворящего Креста и освобождены совсем от тиранства диавола.
  И если бы диавол не находил пригодных орудий злости своей к совершению того, что желает, или в родителях детей, или в кормилицах (или в нечестивых крестных родителях/восприемниках - от авт.), или в тех, которые с ними обращаются (как вначале - в змие и жене), то наверное не мог бы он похитить и себе присвоить ни одного из них.
  Ибо, как свидетельствует действительность, эти сказанные нами лица учат их с детства всякому злу и лукавству, срамословию, чревоугодию, плясанию, щегольству и всяким другим худостям, - сребролюбию, тщеславию, славолюбию, гордости, - и к этим худостям они приучают их с детства, и воспитывают в них. 
  
Почему прежде еще, чем дети придут в познание себя и начнут сами рассуждать, они чрез научение их означенным худым навыкам и расположениям, предают их диаволу в рабы, лишая их, несчастных, благодати сыноположения и полученного ими освящения, - сами не зная, что делают, как несмысленные.
  
Из отцов нынешнего века никто почти не воспитывает детей по-христиански и не обучает их правилам и заповедям Христовым, но все почти воспитывают их в обычаях мирских и нравах еллинских. О чем-либо христианском и заботы им нет, и не говорят они с Иовом: негли когда сынове мои согрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога?. Не страшатся они и не трепещут при мысли, не сделали бы дети их что-либо неуместное и не отпали бы чрез то от рабства и сыноположения Христа, заклавшегося для спасения нашего, - и не сделались опять рабами врага нашего, тирана - сатаны, и не были осуждены на смерть и вечное мучение в огне.
  Один страх обдержит их всех за детей своих, и одна у них забота относительно их, как бы сделать их показными пред людьми, славными и блестящими, не добродетелию и целомудрием, и не равнодушием к пышностям и утехам мирским, но раззолоченными сбруями лошадей, щегольскими одеждами и рабами, предшествующими и последующими им. От этого и дети их привыкают к славолюбию, к пышности, к богатству и возношению.
  Так родителями своими дети вводятся во всякий вид страстей и без искушения бесов, а нередко, по их же (родителей) влиянию впадают они в срамные дела, - и дают вход в себя диаволу, отцу зла, чрез нарушение обетов, данных во святом Крещении. Будучи таким образом воспитаны и выросши среди таких худых влияний, они внедряют в душу трудно изгладимую привычку к худому, которая со временем превращается в природу и делается уже неисправимою.
  По сей причине иные из них (детей) остаются в злых навыках своих до смерти, не имея сил оторваться от похотей, страстей и удовольствий плотских, с коими так и умирают; другие же приходят несколько в чувство, познают возгосподствовавшее над ними зло и стараются освободиться от него. Но если они не отделятся совсем от злых учителей своих (так следует их называть, а не родителями), то невозможно им будет освободиться от укоренившихся в них злых навыков.
  И сие-то провидя, Бог взывает ко всем нам: аще кто грядет ко Мне и не возненавидит отца своего, и матерь... и братию... не может Мой быти ученик. Ибо по другой какой причине несправедливо ненавидеть родителей, как сознавши душевный вред, причиняемый ими.
  Кто восчувствует этот вред, тот уже не смотрит более на родителей и родных как на друзей, но естественно ненавидит их, как наветников души своей, и бегает сообращения с ними, стараясь всячески прежде совсем отделиться от тех, которые сделались причиною для него толиких зол, чтоб потом свободнее подвизаться и об освобождении души своей от оных устарелых злых навыков, и от самых похотей и страстей.
  Прежде же всего этого ему надлежит облегчить совесть свою от бремени грехов чрез покаяние и Исповедь. 

(Прп. Симеон Новый Богослов)"














 
     
  Ответ: "Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде попытаться разобраться в том, что же такое собственно Крещение…
  Крещение – Величайшее Церковное Таинство… 
  Понятно, что полностью объяснить его человеческими словами практически невозможно…
  Поэтому мы попытаемся не объяснить Его, а лишь немного поговорить о Нём… 
  Господь в Евангелии сравнивал Крещение со вторым рождением человека – с рождением свыше… 
  Христос говорил Никодиму о том, что невозможно войти в Царство Небесное, предварительно не родившись от воды и Духа…
  Св. ап. Павел говорил о Крещении  как об облечении во Христа…
  В Деяниях св. апостолов мы читаем, как в день Пятидесятницы, после сошествия на них Святого Духа в образе огненных языков (Крещения) апостолы претерпели радикальные изменения в себе… 
  Из робких, невежественных людей они стали дерзновеннейшими, мудрейшими проповедниками Евангелия… 
  Они обрели колоссальные, невообразимые для современных людей способности: знание иностранных языков, дары пророчества, исцеления, оживления мертвых, учительства, хождения по водам, мгновенного перемещения в пространстве, видения бесов и душ людей, и пр., и пр. …
  А какие чудеса происходили со св. мучениками...  
  Действительно, в первые христианские времена все крестившиеся люди приобретали чудесные, сверхъестественные способности... 
  Например, их тела могли приобретать способность оставаться невредимыми даже при жесточайших внешних травматических воздействиях…   
  Нередко же тела св. мучеников претерпевали травмы даже и вовсе не совместимые с жизнью...
  Но тем не менее, св. мученики зачастую не только не умирали, но и чудесным образом полностью, в кратчайшие сроки восстанавливались в своем телесном здравии...    
  А во время изощрённейших пыток св. мученики нередко свидетельствовали о своем пребывании в состоянии сильнейшей духовной радости… 
  Чудеса…
  Все эти ярко выраженные изменения, происходившие с крестившимися тогда людьми, были необходимы для доказательства истинности Евангелия, для распространения христианства по всей вселенной… 
  Что вскоре и произошло, вопреки беспрецедентным гонениям на христиан первых веков по Рождеству Христову…
  Из всего вышесказанного ясно, что во время Крещения в человеке происходят действительно кардинальные изменения - во всем его совокупном существе…
  Происходит нечто таинственное с человеком…
  В нем как бы закладываются начатки уже и Богочеловеческого существа - естества Христова…
  Человек становится как бы "беременным" Христом… 
  В крестившемся посевается как бы Христово семя, которое христианин должен через тщательную жизнь по Христовым же заповедям, вырастить в огромное дерево Иисусовых добродетелей, проникающее во все его человеческие составы…
  Во время Крещения в человека таинственно посевается как бы семя Царства Небесного, о чем говорил и Сам Христос в притче о горчичном семени или о закваске...
  А где Царство - там, по определению, и Его Царь...
  После Крещения в троичное естество человека (подобно закваске в тесто) вносится через Причастие Богочеловеческое Естество Господа Иисуса Христа, Которое через ревностную жизнь по Христовым заповедям приводит христианина в подобное же Христу состояние... 
  Доколе "не вскиснет всё"… 

  "22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 

  23 как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного ...
  (1 Петр. 1)"
  "2 как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 
  (1 Петр. 2)"

 
  Христианин приобретает способность через Крещение усваивать (стяжевать) благодать Святого Духа, пребывать во Христе, становиться "преподобным" Ему (обоживаться)…
  Крестившийся человек становится как бы эмбрионом Христовым, который через жизнь по заповедям Иисусовым возрастает из духовного младенца в мужа совершенного духовного возраста... 
  До 8-го века люди крестились только в зрелом/сознательном возрасте (т. е. только после прохождения ими этапа оглашения)… 
  Примером этому являются и многие св. отцы (напр., свт. свт. Василий Великий и Иоанн Златоустый)… 
  А свт. Амвросий Медиоланский вообще был возведен на епископскую кафедру аж из статуса оглашенного (сразу и крещён, и рукоположен во епископа)…
  Но, как это обычно и бывает, со временем люди стали злоупотреблять поздним Крещением… 
  Они вели распутную жизнь, рассчитывая лишь в конце ее покаяться, Креститься и исправиться… 
  Хотели, как говориться - "и рыбку съесть, и кости сдать"...
  Такое лицемерие часто имело вполне закономерное, катастрофическое последствие для человека…
  Приобретя навыки порочной жизни, укоренившись во зле, человек уже не мог измениться к добру, и – погибал для жизни бесконечной…
  Поэтому церковь стала настоятельно рекомендовать раннее Крещение…
  Чтобы у человека не было отговорок и  причин не жить по заповедям Христовым… 
  Чтобы человек по мере взросления и прихода в сознательный возраст, сразу уже был бы и "обязан" без задержек исполнять Христовы заповеди и спасаться…
  Раннее (во младенчестве) Крещение человека – стимул для его свободной и осознанной жизни по заповедям Христовым с самого раннего (насколько позволяет его разум) возраста… 
  Хотя, конечно, Крещение в зрелом, сознательном возрасте производит на крещаемого колоссально благотворное воздействие…
  Но из двух зол благоразумно выбирать меньшее… 
  Немощен потому что человек…
  К тому же крещение младенцев стимулирует как минимум их нерадивых родителей (а как максимум и восприемников) жить по Христовым заповедям (первая из которых - покаяние), вовлекая их в церковную жизнь через приобщение ими к Церкви их же собственных детей…
  И Причастие малолетних детей и младенцев – суть то же средство, которое призвано через покаяние привлекать и самих родителей к Причастию Святых Тайн...
  Идеальный же вариант, без всякого сомнения - это когда вместе с младенцами причащаются и их родители...


 
  Кажется, в Древнем Патерике можно прочитать одну соответствующую нашему контексту, поучительную историю...
  В одном монастыре жили два монаха... 
  Один из них был преуспевающим подвижником - старцем, а другой - нерадивым лентяем...
  Ну и решил старец помочь немощному брату... 
  Зашел он как-то к нему в келью и попросил помолиться за него... 
  Мол, погибаю я, и только твоя молитва может помочь мне избежать вечных гееннских страданий...
  Нерадивый монах стал молиться за старца... 
  Через некоторое время он подумал: "Если я молюсь о спасении брата, то уж за себя-то я тем более должен молиться...
  И начал нерадивый брат молиться и за себя...
  И привык к молитве... 
  И полюбил молитву... 
  И стал настоящим монахом... 
  И стал преуспевать во всех заповедях Христовых...
  Так человек (родители) иногда через любовь к ближнему (к своим детям) может начать любить и самого себя...
  Через воцерковление родителями своих детей и сами родители могут начать воцерковляться (обратиться, покаяться)...
  В Евангелии Господь иногда исцелял больных по вере их близких... 
  Если и родители младенцев причащают их с соответствующей верой, то и в детях могут происходить соответствующие же добрые изменения (как в теле, так и в душе)"...
  Здесь только надо не упускать из внимания то, что эти добрые изменения могут и сохраняться, и приумножаться только при соответствующих же и продолжающихся образах жизни как самих родителей, так и их младенцев...
  Если после Причастия родители (а при Крещении младенца и его восприемники) не будут поддерживать себя в соответствующем же благочестивом состоянии, то и все добрые изменения в младенце тоже утратятся...
  Кроме того, духовное и телесное состояния и младенца, и любого другого человека зависят прежде всего от качества жизни их самих...
  Никакие внешние средства (даже и Таинства) не способны спасти человека (тем более неразумного младенца)...
  Царство Небесное приобретается только собственным усилием человека (свободным и осознанным)...
  А все внешнее является лишь вспомоществованием для спасения человека...
  И те Евангельские больные (напр., девять неблагодарных прокаженных), которые после своего исцеления не обратились к жизни по Христовым заповедям (по единодушному свидетельству св. отцов), позже опять заболели теми же самыми болезнями...
  Хочется отметить и один из аспектов, нередко очень сильно волнующих многих людей...
  Это вопрос о посмертной участи не крещённых младенцев... 
  На эту тему существует много соответствующих статей и даже книг (напр., проф. Осипова А. И.)... 
  Поэтому мы не будем утомлять здесь Вас своими сентенциями по этому поводу, а лишь напомним, что те многие тысячи не крещенных(!) Вифлеемских младенцев, убиенных по приказу Ирода Великого, причислены Св. Церковью аж к лику святых, и почитаются Ею как первые мученики за веру Христову...
  Отметим также, что через Крещение человек приобретает не только Ангела-хранителя, но тезоименитого святого из Царствия Небесного…
  Если человека уподобить некоему аккумулятору, благодать – электрическому току, Бога – генератору, а молитвы – проводам, то становится понятной важность непрестанного предстательства/молитвы духовных покровителей/наставников крещёного…
  Даже  если крещённый человек и ведёт не благочестивую жизнь (подобно заземлённому аккумулятору) или подобно младенцу - бессознательную, он, тем не менее, всегда как бы подключён к подзарядке и при любом своём внутреннем или внешнем действии, соответствующем той или иной заповеди Христовой (напр., поступке по совести) – как бы подключая некие свои проводочки, он немедленно же получает соответствующую дозу живительной Божественной энергии…
  Нельзя сбрасывать со счетов и непрестанную "работу" Ангела-хранителя (и молитвы церкви, и небесного покровителя), как бы прививающего своему подопечному те или иные добрые помыслы (не говоря уж о внешних промыслительных жизненных обстоятельствах)…  
  Ниже мы хотим привести цитату из 23-го Слова прп. Симеона Нового Богослова о Таинстве Крещения с небольшими пояснениями к ней:

  "Таинство же христианства есть сие, что мысленная сила Божества Христова, или Божественная благодать, входит внутрь крещаемых душ (осознанно и свободно прошедших этап оглашения – от авт.) веры ради (ради их истинных/реальных добродетелей – от авт.), а не за добрые дела (а не за их мнимые доброделия – от авт.) и производит в них (в сознательно принимающих Таинство Крещения – от авт.) такое изменение (приводит их к благодатному беспристрастию, бесстрастию – от авт.), что они не имеют уже более любви ни к богатству, ни к славе, ни к удовольствиям, показывая сим, что если любили они их прежде, то не сами от себя, а по обольщению диавола.
  В те же души, которые бывают порабощены сим страстям после крещения (как правило, совершённого в бессознательном/младенческом возрасте, либо же крестившиеся без должного оглашения, без покаяния, беззаконно – от авт.), невозможно войти опять такой благодати Божией иначе, как посредством истинного покаяния, чистосердечной исповеди, многих слёз и воздыханий из глубины души (посредством смирения, появляющегося в человеке через его  ревностную жизнь по всем заповедям Христовым – от авт.). Всё сие (тщательное исполнение всех заповедей Иисусовых – от авт.) опять возвращает благодать Божию в души, из коих она удалилась было, как говорит и святой Григорий Нисский: "Уканувшая благодать равносильна купели, и болезненное воздыхание возвращает благодать, удалившуюся на время.""...

  Отсюда понятно, почему мы склоняемся к пользе Крещения в сознательном возрасте – как это и было в древности (хотя прп. Симеон жил в конце 1-го, начале 2-го тысячелетия), а также ясна и ответственность родителей (да и восприемников тоже), которые, лишая детей благодати сознательного Крещения и сами не воцерковляются с ними, и детей своих не воцерковляют (хотя невозможно невоцерковляющимся родителям воцерковлять своих детей – без соответствующего личного примера)…
  Это наше мнение по поводу Крещения в сознательном возрасте основывается не только на логике и на древних святоотеческих творениях, но и непосредственно на словах Самого Господа: 

 
  "15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
  16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
  17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
  18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
  (Мк. 16)" 

  Не сказал Господь: "Кто будет креститься и веровать…", но: "Кто будет веровать и креститься…"
  Сначала – вера, а потом только Крещение…
  Может ли быть вера (добродетель) у младенца?...
  Понятно, что нет…
  Здесь Христос говорит о сознательном Крещении человека, достигшего разумного состояния, способного пройти этап оглашения (восприятия истины, покаяния и пр.)…
  Не сказал Господь: "Кто не будет креститься, осуждён будет», но: "Кто не будет веровать, осуждён будет."
  Ибо Царство Небесное человеком "силою берётся" – через его притрудную жизнь по всем заповедям Христовым, а не просто так…
  Смирение, любовь и все пр. добродетели (Царство Божие) в человеке должны приобретаться через усиленное исполнение им Божиих же законов, а не быть похищенными "инуде"…
  Только личный опыт жизни по заповедям Христовым позволяет человеку прийти в непадательное состояние…
  Да – по благодати Божией…
  Без неё никакой человек ничего истинно доброго сделать не может…
  Но и с обязательным усилием самого человека…
  Соработничество человека и Бога (синергия) обязательно в деле спасения человека…
  Спасение человека без его личных усилий (только по вере др. людей – родителей и восприемников, или только по благодати Божией) невозможно…
  Ведь и само по себе высокое духовное состояние любого человека (напр., крещаемого младенца), хотя бы приобретаемое им по вере др. людей (что в наши времена весьма сомнительно), тоже не гарантирует ему спасение…
  Разве у Адама с Евой или у бесов во главе с дьяволом не было высочайшего духовного состояния до их падения?...
  Так и младенец, даже если он и будет сиять аки солнце, всё равно должен будет сделать свой выбор, когда повзрослеет – придёт в разумную меру…
  Разве могут родители и восприемники гарантировать (быть уверены), что их личный пример и опыт позволят им стопроцентно (без падений и отречения от веры хотя бы в юношеском возрасте) руководить младенца на пути к спасению?...

 
 "30 И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина,
  31 и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
  34 и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова;
  (Исх. 35)"
  "9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. 
  (Втор. 34)" 


  Духовничество – редчайший дар…
  Не менее редкий дар – послушничество…
  Даже если родители и восприемники являются даровитыми духовниками и ведут истинно христианскую, ревностную жизнь – не факт, что их младенец будет соответствовать им как послушник…
  Но даже если и всё здесь сойдётся (что маловероятно в наше время), то зачем лишать младенца в будущем самого счастливого События в его жизни – Крещения?...
  Если родители и их друзья ведут ревностную жизнь по заповедям Христовым, то ребёнок обязательно по их примеру захочет и воцерковляться (истинно "уверует"), и Креститься – и вот тогда то уж точно (по слову Самого Спасителя) "спасён будет"…
  Но это будет не просто осознанно и свободно – это будет То самое, настоящее Таинство Крещения, подобное Тем, Которые и были в древности, о Котором и говорил Христос Своим апостолам в Евангелии и Которое прп. Симеон Новый Богослов так описывает в своём 24-м слове (приводим сокращённо):

  "…христианин (истинно оглашенный, правильно подготовленный к Крещению и поэтому истинно/правильно/свободно/осознанно же Окрестившийся – от авт.), как только окрестится, тотчас исполняется Божественным светом, почему есть и именуется просвещённым. Он чувствует умно богодейственную силу, приемлемую в купели Святого Крещения, которая именуется и есть баня пакибытия, истинного обновления и всецелого воссоздания падшего естества нашего. Просвещённый идёт при свете и видит стремнины и преткновения (все духовные опасности – от авт.), а кто не видит их – значит, не имеет света, не просвещён (не Крещён – от авт.); как же можно почесть его христианином?
  Если он и говорит, что видит, то лжёт. Если бы видел, не падал бы в пропасти зла. Видит и он, но видит как непросвещённые, т. е. некрещёные. Ибо и эти различают добро от зла и, однако же, не избегают зла, потому что не видят ясно, в чём главным образом состоит добро и в чём главным образом состоит зло. Таким образом, кто не видит ясно и не смутно, что добро и что зло, тот ещё не христианин (не Крещён –от авт.)."


  И мы вовсе не настаиваем на своём мнении, но лишь делимся некоторыми соображениями и некоторой информацией по данному вопросу предлагая Вам и самим поразмышлять и самим определиться по этой весьма тяжёлой для нашего понимания и актуальной для многих теме…
  Тем более, что весьма многие и авторитетные представители церкви имеют резко противоположную точку зрения…
  Мы здесь не печалимся сильно, понимая, что шансы на спасение/погибель у всех людей (и у всех младенцев в том числе) одинаковы по милости Божией в том, что касается их несвободы действий (бездействия) – и невольного Крещения (или отсутствия Такового) в том числе…
  Просто хочется, чтобы все заповеди Христовы (и Крещение в том числе) исполнялись как можно точнее и как можно большим количеством людей…
  Чего и Вам, и себе самим желаем…
  В связи с вышеизложенным, мы считаем необходимым немного затронуть тему восприемства и веры...  
  В первые века по Рождеству Христову (во времена гонений церковь была на нелегальном/катакомбном/подпольном положении) восприемники поручались за новых членов церковной общины как за людей, истинно стремящихся стать христианами, которых они лично хорошо знают и о которых уверены, что те не являются шпионами, подосланными для выявления/обнаружения православных приходов…
  Сейчас в этом нет надобности, но, тем не менее, как и в старину, восприемники (и родители) так же поручаются за своих крестных чад, что те станут истинными православными людьми (реальными членами Церкви и церкви), которых они будут духовно окормлять с самого младенчества в детстве и юности до их полного воцерковления…
  Принимая за младенца решение о его Крещении, восприемники (и родители) тем самым исповедуют (перед всеми людьми и священником) свою личную/собственную веру (по слову Христову о Крещении), которую они впоследствии обещают/клянутся (перед Богом) передать своему крестному (и биологическому) чаду, несомненно веря, что оно восприимет её (отсюда и восприемство веры из поколения в поколение, и сам термин - восприемник)…
  Ибо, как правило, всякий восприемник когда-то был чьим-то крестным чадом (послушником своего духовного руководителя – восприемника и т. д.)…
  Но станет ли крестное чадо хорошим послушником?...
  А восприемник является ли хорошим духовным руководителем, имеющим любовь, рассудительность, смирение, соответствующий опыт наставника, дар слова, дар учительства и пр. дары христианского искусства?...
  Ведь если хоть что-нибудь из этого отсутствует, то и всё тщетно…
  А перед Богом держать ответ придётся обязательно…
  Является ли крещёный младенец членом Церкви?...
  Пока он неразумен – нет, т. к. ничего не понимает…
  Какое у младенца соработничество Богу?...
  Никакого – известно, что младенческая работа состоит лишь в заполнении памперсов…
  А вот членом церкви младенец является – но лишь внешне/формально…
  Крещённый младенец является как бы неким семенем, посеянным на поле Церкви и церкви…
  Пока оно (семя) не даст ростка, колоса или плода, членство (Царство Божие/Церковь в младенце и младенец в Церкви) отсутствует…
  Крещение не гарантирует спасения ни младенцам, ни их восприемникам – оно лишь создаёт более лучшие/эффективные условия для спасения (в случае, если родители и восприемники участвовали в Таинстве Крещения младенца из христианской любви и с рассудительностью)…
  И наоборот, Крещение младенца, осуществляемое из любви человеческой/ложной (которую многие путают или смешивают с любовью христианской) и с безрассудством, создаёт худшие/меньшие условия для спасения как для родителей с восприемниками (т. к. усиливают их в ложной любви и безрассудстве), так и для младенца (т. к. качества душ родителей, восприемников и их чад крестных/биологических находятся в теснейшей связи как через зачатие/рождение/воспитание, так и через совместное/общее участие в Церковном Таинстве)...
  В связи с этим родители должны чрезвычайно ответственно выбирать восприемников для своих детей, отдавая предпочтение тем людям, чей смысл жизни заключается в исполнении заповедей Христовых (у которых есть не просто способность к духовному руководству, но и желание, и возможности - хотя бы чисто географические/коммуникативные и пр.), а не из меркантильных побуждений или просто руководствуясь человеческими/дружескими/родственными и пр. (безрассудными, порочными) симпатиями/соображениями... 
  Ибо крайне важна/страшна ответственность восприемников (и родителей) перед Богом за последствия Крещения младенца (за его будущее воцерковление/расцерковление)…
  О безрассудном/порочном восприемстве свидетельствуется ещё в Ветхом завете (хотя, конечно же, эти строки содержат и гораздо более широкие/глубокие смыслы - о безрассудной/суетной/порочной клятве вообще и пр.):

  "1 Сын мой! если ты поручился (безрассудно/порочно - от авт.) за ближнего твоего (младенца или и взрослого в Таинстве Крещениия - от авт.)  дал руку твою за другого (образ клятвы - от авт.), –
  2 ты опутал себя (безрассудными - от авт.) словами уст твоих (будучи не в состоянии/возможности исполнить поручительство - от авт.), пойман (в клятвопреступление - от авт.) словами уст твоих.
  3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя (не допусти безрассудного восприемства - от авт.), так как ты попался в руки ближнего (потенциального кума, просящего стать восприемником его чада - от авт.) твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего (чтобы тот отказался от своей просьбы к нему - от авт.);
  4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим (не ленись/не успокаивайся, но делай всё, чтобы избежать безрассудного восприемства - от авт.);
  5 спасайся (избегай безрассудного восприемства - от авт.), как серна из руки и как птица из руки птицелова (потенциального кума, просящего о восприемстве - от авт.).

  (Прит. 6)"
  "15 ... кто ненавидит ручательство, тот безопасен. 
  (Прит. 11)"
  "18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. 
  (Прит. 17)"
  "16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого;
  (Прит. 20)"

  "26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:
  27 если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?
  (Прит. 22)"
  "6 Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу. 
  (Прит. 26)"
  "13 Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог. 
  (Прит. 27)"


  Примеры же расцерковления юношей (некогда неправильно/преждевременно воцерковлённых детей/подростков, впоследствии неправильно же и воспитывавшихся) можно видеть сплошь и рядом (нередко же и по причине негодных восприемников)…
  Истинная/реальная/правильная вера...
  А есть ли она вообще - в восприемниках (и в родителях)?...
  Есть ли что передавать-то крестному чаду?...
  Многочисленные примеры нашей современной жизни ясно свидетельствуют о том, что как у восприемников, так и у родителей отсутствует должная/необходимая вера (т. е. вся совокупность добродетелей и доброделий – тщательная жизнь по всем заповедям Христовым)…
  Тот же самый прп. Симеон Новый Богослов так объясняет понятие веры в своём 18-м слове (мы напишем кратко своими словами) - вера по словам великого святого Божия человека состоит из:
  Непоколебимой убеждённости в бытии Бога, в бесконечном блаженстве праведников и в вечном мучении грешников; из знания, понимания и исповедания всех христианских истин/догматов; из непрестанного/неотходного постоянства/верности Христу (мужества) – всегдашнего исповедания православия (заключающегося в тщательной жизни по всем заповедям Божиим); из предания всего себя (всей своей жизни/доли/судьбы/обстоятельств) в руки Божии, в Его волю и промысел; из возложения (от всей души) всего своего спасения на единого Бога; из убеждённости, что Бог делает всё из любви – ради спасения человека и самым наилучшим образом; из убеждённости во всемогуществе Божием, которое по дерзновению передаётся истинно верующим в Него так, чтобы и горы передвигать…
  Как говорится - комментарии излишни...
  Многие критики прп. Симеона упрекают его в слишком высокой духовной "планке", которую он ставит для всякого христианина (и для мирянина, в том числе)...
  Но на это нам хочется ответить словами Христа, что невозможное человеку, возможно Богу (т. е. необходимо не искать оправданий, но каяться, смиряться и благодатью Божией стремиться к совершенству, к которому призывает и прп. Симеон, и мн. св. отцы, и Сам Господь...  
  Было бы уместным здесь немного пояснить слова Христа о сопровождающих уверовавших знамениях/дарах…
  Изгонять бесов Именем Его означает отсекать страсти на уровне прилогов молитвой Иисусовой (начало и основа трезвения – доброй внутренней жизни)…
  Говорить новыми языками означает вести новую/добрую жизнь по заповедям Христовым вместо старой/злой жизни по заповедям человеческим (как внутреннюю – трезвение вместо стужевания, благости вместо страстей, так, как следствие и внешнюю – доброделия вместо грехов)…
  Брать змей и безвредно пить смертоносное означает высший пилотаж/высшее искусство/совершенство в трезвении – отсекать страсти/бесовские приражения уже на уровне сочетаний (что намного труднее, т. к. требует больших усилий и большего опыта от подвижника и намного полезнее, т. к. эффективнее развивает ту самую силу воли, с помощью которой только и достигается Царство Божие внутри человека)…
  Беспристрастный христианин, долго и ревностно упражняющийся в трезвении, приобретает необходимую ненависть к страстям и поэтому имеет способность не скатываться от сочетания к сосложению с бесовскими приражениями (к услаждению ими), но, осознанно и свободно позволяя прилогам войти в себя, он, слегка задерживая их в себе, тем не менее, отсекает их той же самой молитвой Иисусовой, всё более усиливаясь тем самым как в ненависти к страстям, так и в любви ко Христу – Подателю трезвения…
  Исцеление больных возложением рук означает (кроме и буквального смысла) способность святых благодатью Святого Духа, исходящею через них от Христа, с Которым они реально соединены в своём сердце, Который живёт в них, освящать ближних (да и всё человечество) – уменьшать их во зле и увеличивать в добре ("Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи.")…
  В заключение нам хочется развеять боязнь/заблуждение многих людей в том, что умершие некрещёные младенцы якобы наследуют геенну... Вспомним, напр., какое мнение о посмертной судьбе младенцев (как бы от их имени) выражал один из столпов церкви - свт. Иоанн Златоуст: 

"Нас святые Ангелы мирно разлучили от тела, мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей. Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, чего желали бы увидеть - то есть грехов. Увидев тело неосквернённое, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобе, они устыдились; не нашли они в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их. Мы прошли сквозь них и попрали их. "Сеть расторгнута, и мы избавились". "Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!". Когда же это совершилось, руководившие нас Ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: "Агнцы Божии, ублажаем ваше пришествие сюда; открыт вам рай, предоставлено лоно Авраама; приняла вас десная рука Владыки, призвал Его глас, благосклонно воззрел Он на вас, вписал в книгу жизни.""







  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, слова 46-е и 51-е прп. Симеона Нового Богослова, слова о Крещении свт. Кирилла Иерусалимского, слово об отлагающих Крещение свт. Григория Нисского, о Крещении свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Паламы с сайта Святоотеческое наследие, статьи иер. Сергия Бегияна, иеромон. Дорофея, Гермогена Шиманского, дьякона Павла Сержантова, протоиер. Андрея Ткачева, иеродьякона Паисия с сайта Православие.Ру и соответствующие материалы с сайтов Православие и мир, Азбука веры, Фома и Серафимов...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://www.pravoslavie.ru/put/71935.htm

  http://serafimov.narod.ru/temmat/kres.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0203
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0101
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0103
 
 http://www.pravmir.ru/zachem-myi-krestim-detey/
  http://www.pravmir.ru/esli-rebenok-boitsya-kreshheniya/
  http://www.pravmir.ru/271934/
  http://www.pravmir.ru/kak-krestit-rebenka/
  http://www.pravoslavie.ru/put/66457.htm
  http://www.pravmir.ru/zachem-myi-krestim-detey/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/09/iordan.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/03/vospriemniki.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/10/krestnyj.shtml
  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6315






 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
      
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (28 Сен 12)
Просмотров: 1567

Поиск