"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

121. Вопрос: "Про раздевание понятно. Но почему Господь недоволен одеждой приглашённого Им же на брачный пир нищего - прохожего гостя?"
 
  "1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
  2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
  3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
  4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
  5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
  6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
  7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
  8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
  9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
  10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
  11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
  12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
  13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
  14 ибо много званых, а мало избранных.
  (Мф. 22)"
  "14 Вся слава дщери (души Христовой и христианина - от авт.) Царя (Христа - от авт.) внутри; одежда (свойства/качества - от авт.) её (души - от авт.) шита золотом (украшена добродетелями - от авт.);
  15 в испещрённой одежде ведётся она к Царю (соединяясь с Богом во Христе - спасается/Спасается - от авт.); за нею (за душою Христовою - от авт.) ведутся к Тебе (к Богу во Христе - от авт.) девы (души христианские - от авт.), подруги её (Христос называл своих учеников/апостолов/истинных христиан Своими друзьями - от авт.),
  16 приводятся (спасаются - от авт.) с весельем и ликованьем (образ блаженства - от авт.), входят (Спасаются - от авт.) в чертог Царя (образ Царства Божия - от авт.). 
  9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия (образ доброты/красоты - от авт.); из чертогов слоновой кости (образ Небесного Иерусалима - от авт.) увеселяют Тебя (и Христа, и спасающихся/Спасённых/соединённых с Ним людей - от авт.). 
  17 Вместо отцов (патриархов - от авт.) Твоих, будут сыновья Твои (истинные христиане - от авт.); Ты поставишь их князьями (победителями над злом, властителями над пороками - от авт.) по всей земле (во всём человеческом естестве: духе/душе/теле - от авт.). 

  (Псалт. 44)"




 

  "Вшед же царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена во одеяние брачное, и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна. Сказав, что пир, т. е. дом, наполнился, показал, что многие войдут до кончины мира. В следующей притче учит о будущем Суде. Ты же ничего не исследуй глубже, именно – кто жених и как вместе с теми, которые одеты были, как должно, вошел одетый неприлично и пр. Исследование этого небезопасно как вследствие бесконечности такого изъяснения, так и вследствие полной в этом отношении свободы притчи. Отсюда нужно извлечь только знание того, что никто не должен полагаться на один только вход на брачный пир, т.е. одну только веру во Христа, но, омывшись Крещением, должно одеться также в брачную одежду, т.е. быть украшенным и достойным будущего брачного пира. Одежда эта есть чистая и беспорочная жизнь, подобно одежде сотканная из добродетелей. Человеком, одетым не в брачную одежду, назвал всякого человека, одетого неприлично для брачного пира. Небрачная одежда есть жизнь нечистая и порочная.
  Другом назвал его, как все-таки христианина, хотя и живущего недостойно такого названия. Но по милости своей Он призвал всех. Почему же так строго поступает? Потому что приглашенному на брачный пир, и особенно царский, следовало прийти одетым прилично, и приличием одежды как бы ответить на милостивое приглашение. В обыкновенных земных брачных пирах кто-либо еще мог бы иметь снисхождение и оправдание в том, что приличную одежду трудно найти, но в том, не земном, брачном пире отвергается всякое извинение, потому что украшение близко, и удобно найти его, если только действительно мы будем искать. Поэтому справедливо извергает человека одетого неприлично, как ленивого и небрежного. Как те, которые вовсе не пришли, так и те, которые пришли в грязной одежде, оскорбили его. Грязную одежду носит тот, кто не одет чувством сострадания, добротой, братолюбием и т. п.
  Он же умолча как не имеющий, чем защититься. Речь эта показывает, что и при очевидной греховности Бог накажет не прежде, чем согрешивший осудит себя самого, потому что молчать и не быть в состоянии ответить есть признак самоосуждения.
  Тогда рече царь слугам Ангелам, служащим для наказания. Говорит о будущем, как о совершившемся, по обычаю притч. Связыванием называет прекращение деятельности, совершаемой руками и ногами. Тогда прекратится совершение каких бы то ни было грехов и ни одно действие не возможно для умилостивления, Настоящая жизнь есть время деятельности, а будущая – воздаяния. Связываются ноги, которые шествовали ко греху, и руки, которые совершали всякую неправду. 
  Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т.е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: Аз и Отец едино есма, и: видевый Мене, виде Отца. (Мон. Евфимий Зигабен, автор Толковой Псалтири)"
  
"Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде.
   Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние.
   "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.
(Блж. Феофилакт Болгарский)"



  "Люби Бога так, как он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные мечтатели.
  Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва, благоприятная Богу — смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностию, с гордым мнением о себе, хотя бы эта жертва была всесосожжением.
  Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.
  «Послушание пред Господом паче жертвы благи, и покорение паче тука овня», — говорил Пророк царю израильскому, дерзнувшему принести Богу неправильную жертву: желая принести Богу жертву любви, не принеси её своевольно, по влечению необдуманному; принеси со смирением, в то время и на том месте, когда и где заповедал Господь.
  Духовное место, на котором одном заповедано приносить духовные жертвы, — смирение.
  Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего. Он сказал: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет... Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает».
  Ты хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленно покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений строгою бдительностию над собою.
  Ты хочешь научиться любви Божией? Тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого.
  «Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех», говорит Пророк. Такое поведение необходимо для соблюдения верности к Богу. Верность — непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается.
  Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей — в чем заключается все евангельское нравоучение — достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу: «аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей», сказал Спаситель.
  Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жесткую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающимся против Закона Божия, против закона святой любви.
  Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви.
  Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей — правосуден.
  Любовь к Богу вполне духовна: «рожденное от Духа, дух есть».
  «Рожденное от плоти плоть есть»: плотская любовь, как рождаемая плотию и кровию, имеет свойства вещественные, тленные. Она непостоянна, переменчива: огнь ее вполне в зависимости от вещества.
  Слыша от Писания, что Бог наш огнь, что любовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтобы этот огнь был один и тот же. Нет! Эти огни враждебны между собою и погашаются один другим. «Служим благоугодно Богу с благоговением и страхом; ибо Бог наш огнь поядаяй есть».
  Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу, и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостию духовною.
  Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.
  Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.
  Сын Восточной Церкви! Уклонись от чтения таких книг, уклонись от последования наставлениям самообольщенных. Руководствуясь Евангелием и святыми Отцами истинной Церкви, восходи со смирением к духовной высоте любви Божественной чрез посредство делания заповедей Христовых.
  Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святаго Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердный Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей. Аминь.
  Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?
  Любить — блаженство; ненавидеть — мука. Весь закон и пророки сосредотачиваются в любви к Богу и ближнему.
  Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (1 послание Иоанна).
  Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое.
  Естественная любовь наша повреждена падением; её нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.
  Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.
  Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских.
  И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его?
  Евангелие отвергает любовь зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: «Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох вовреши мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою: И врази человеку домашний его».
  Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святаго Духа. Святый Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом — огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением.
  «Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник.
  В каком падении наше естество! Тот, кто по естеству способен с горячностию любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтобы любить его так, как повелевает любить Евангелие.
  Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть. Естественная любовь выражалась и кинжалом. В каких язвах — наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва — пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.
  «Мерила льстивая мерзость пред Господем, весь же праведный приятен Ему».
  Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.
  Она враждует против Неба и Духа Святаго; потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против Неба и Духа Святаго: потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего.
  Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! Глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.
  Риза новая — Христос. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Риза новая — Дух Святый. «Облечетеся силою выше», сказал о этой ризе Господь. Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа.
  Возможно для христианина это одеяние. «Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти», — говорит Апостол.
  Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.
  Евангелие велит молиться за врагов, благославлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.
  Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самим делом.
  Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.
  Когда приступишь к исполнению велений Евангелия: тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна — плотское состояние человека.
  Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтобы ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.
  Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе».
  Когда с тобою Господь, — надейся на победу: Господь не может не быть победителем.
  Испроси себе у Господа победу, испроси её постоянною молитвою и плачем. И придет неожиданно действие благодати в твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовью ко врагам.
  Еще предстоит тебе борьба! Еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? К ним очень привязано твое сердце? Отрекись от них.
  Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесию греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая — верховное блаженство.
  Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви. Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? — скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои, а я — кто? Немощное создание, не имеющее никакого значения».
  «Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица её, и я для них — ничто!»
  «Хочу, или не хочу, — приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже — не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои, — навсегда остались бы принадлежать мне». «Создания принадлежат одному Создателю: Он — их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присваивал я их неправильно и напрасно».
  Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он — самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.
  Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, навеки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.
  Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. «Вси едино будут, — вещал Спаситель мира к Отцу Своему, — якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут».
  Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием. Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по мало в духовную, разумную, святую.
  Если же любовь твоя — пристрастие противозаконное, то отвергни её, как мерзость.
  Когда сердце твое не свободно, — это знак пристрастия. Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной, греховной. Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге. Она действие Святаго Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.
  Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; «уклонися от зла, и сотвори благо».
  Воздавай почтение ближнему как образу Божию, — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.
  Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.
  Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.
  Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.
  Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви.
  В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: «Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе».
  В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему. Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.
  Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горесном самообольщении.
  «Аще кто речет, — говорит святой Иоанн Богослов, — яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любить и брата своего».
  Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом: «Мы вемы, — говорит опять Богослов, — яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата пребывает в смерти».
  Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему. Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии. Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви. Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"




"11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
Отказавшиеся — совсем не уверовавшие; неодетый по брачному — уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, — разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, — одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри:«имей мя отреченна». Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.
(Свт. Феофан Затворник)"















  Ответ: "Ваш вопрос связан по смыслу/содержанию с Вашим же (судя по контексту) вопросом № 120, с вопросом № 73 и с давнишним вопросом № 6...
  Очень многие св. отцы давали распространённейшие толкования на эту одну из самых глобальных/широких по своим смыслам/содержанию притч Господних (См. соответствующий раздел на сайте ЭкзегетЪ.Ру - http://ekzeget.ru/)...
  Поэтому мы и здесь прибегнем лишь к одному акценту/аспекту из множества (напр., исторических, свидетельствующих о том, что в древности у евреев был обычай выдачи/дарения всем гостям особой/соответствующей одежды от хозяина/господина/организатора пира/торжества), который (с нашей точки зрения) является наиболее важным в аскетическом смысле...
  Очевидно, что:
  Человек царь - Бог Отец...
  Сын царя - Господь Иисус Христос...
  Брачный пир - Царство Небесное/Божие/Церковь/Спасение...
  Как в человеческом браке муж/жених и жена/невеста становятся одним целым, так и в Церкви/Царстве Божием христиане соединяются с Богом во Христе в Одно целое...
  Как разные члены/оганы/клеточки соединены в человеческом теле воедино, подобно тому и члены Церкви соединяются со Святой Троицей воедино в Теле Христовом - во Христе (где каждая христианская душа подобна невесте, а Христос - Жениху)...
  Но ещё (не очевидно) брачный пир - это и православное христианство/спасение/церковь/храм/Литургия/Причастие...
  Рабы царя: пророки, апостолы, миссионеры, священнослужители, святые, праведники - истинные христиане, своим словом и всею собственной жизнью/примером проповедающие Евангелие званым (всему человечеству)...
  Одежда (как бы внешний предмет) здесь - мировоозрение/дух человека (его внутреннее состояние/качество/свойство), являющиеся причиной/основой  его образа жизни (как внутреннего, так и внешнего), его целей/ценностей/приоритетов (как стратегических, так и тактических) и, соответственно, средств/способов их достижения...

  "3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои
  (Пс. 16)"
  "10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! 
  (Пс. 7)"
  "7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя (т. к. мировоззрение/дух человека целиком и полностью определяют и его внутреннюю жизнь/помыслы, и внешний/телесный образ жизни - от авт.). 
  (Пс. 15)"
  "8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, 
  (Екк. 9)"
  "1 Вот (пророчество о церкви/христианстве и Церкви/Царстве Божием/Небесном - от авт.), Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;
  2 и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей.
  3 И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать.
  4 И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно.
  5 Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный.
  6 Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.
  7 У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав.
  8 А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно.
  9 Женщины беспечные! встаньте, послушайте голоса моего; дочери беззаботные! приклоните слух к моим словам.
  10 Еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь, беспечные! ибо не будет обирания винограда, и время жатвы не настанет.
  11 Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! сбросьте одежды, обнажитесь и препояшьте чресла.
  12 Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой.
  13 На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе;
  14 ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких ослов и пасущихся стад,
  15 доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом.
  16 Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле.
  17 И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки.
  18 Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных.
  19 И град будет падать на лес, и город спустится в долину.
  20 Блаженны вы, сеющие при всех водах и посыла  ющие туда вола и осла.
  (Ис. 32)"

  Брачной одеждой в этой притче Христовой является мироотречённость, о важности которой упоминается во многих местах Св. Писания, напр.:

  "15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий (упражняющийся в трезвении - от авт.) и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим (от благостей - от авт.) и чтобы не увидели срамоты (позора страстей - от авт.) его.
  (Откр. 16)"


  Небрачная же одежда здесь, соответственно - обмирщённость...
  Отказывающиеся по тем или иным суетным/мирским/порочным причинам (несмотря и на современную повсеместность храмов, и на призывающие к богослужениям колокольные звоны, и на свободу/безнаказанность вероисповедания, и пр.) от брачного пира люди - суть обмирщённые: атеисты, язычники, инославные, иноверы и пр. безумные неоглашенные (непокаявшиеся - предпочитающие дорогие/оплачиваемые, мнимые, преходящие "достоинства" мира сего бесплатным/даруемым, несказанным, неописуемым, бесконечным ценностям мира горнего - Царства Божия/Небесного)...
  Избранные (спасающиеся/Спасающиеся) очевидно - истинные христиане...
  Званый не в брачной одежде - мнимый (в своих собственных глазах и с точки зрения окружающих/ближних) неистинный/ложный христианин...
  Брачная одежда - правильное состояние, основанное на правильном мировоззрении/духовности, состоящее из правильных ума и воли (ума и воли Христовых)...
  Брачная одежда - любовь правильная/Христова к Богу, к ближнему как к самому себе и к себе, основанная на мироотречённости... 
  Небрачная одежда - любовь неправильная/человеческая (ненависть), основанная на обмирщённости...
  Небрачная одежда - состояние гордости/злолюбия/сластолюбия/своеволия, заблуждения/невежества/безрассудства, духовной слепоты/бесчувственности духовной/сердечной окамененности, прелести  - мнения о своём духовном здравии, безгрешности, праведности, самодостаточости/самостоятельности/самоспособности/независимости/свободы и пр. (порочности/бесчинности/нечестивости) - нераскаянности/неоглашенности: 

  "2 Нечестие ("не брачные одежды" - от авт.) беззаконного (без покаяния: пребывающего в церкви как в земной организации/структуре, в храме, на Литургии, причащающегося Святых Тайн - от авт.) говорит в сердце моём: нет страха Божия пред глазами его,
  3 ибо он льстит себе в глазах своих, будто (якобы - от авт.) отыскивает (напоказ - от авт.) беззаконие своё, чтобы возненавидеть (мнимо - от авт.) его;
  (Пс. 35)"
  "7 Надеющиеся (ложные христиане - от авт.) на силы (духовную самодостаточность - от авт.) свои (мнимые - от авт.) и хвалящиеся (безумно - от авт.) множеством (мнимым - от авт.) богатства (полнотою добродетелей - от авт.) своего!
  8 человек (все люди - от авт.) никак (сами по себе/без Бога - от авт.) не искупит (не уменьшатся во зле/не увеличатся в добре, не спасутся/не Спасутся/погибнут - от авт.) брата своего (друг друга - от авт.) и не даст Богу выкупа (Спасения - от авт.) за него:
  9 дорога цена (Крестная смерть Господа на Голгофе, Его Тело и Кровь - от авт.) искупления (спасения/Спасения/Соединения во Христе - от авт.) души их (человечества - от авт.), и не будет (невозможно по определению - от авт.) того (спасения/Спасения без Христа/Спасителя - от авт.) вовек,
  10 чтобы остался кто (мнимый христианин, пребывающий вне Жизни/Христа-Бога/Церкви - от авт.) жить (соединиться с Жизнью/Христом - от авт.) навсегда (Спастись/пребывать бесконечно во Царствии Небесном - от авт.) и не увидел могилы (смерти/геенны - от авт.).
  (Пс. 48)"

  Званый не в брачной одежде на брачном пире - мнимый/ложный христианин (мнимый/ложный праведник/"здоровый" - современный "фарисей") на Литургии: 

  "10 И когда Иисус возлежал (образ Литургии - от авт.) в доме (образ храма - от авт.), многие мытари и грешники (истинные/кающиеся/смиряющиеся христиане - от авт.) пришли и возлегли (соединились через молитву со Спасителем/спаслись - от авт.) с Ним и учениками Его (соединились с ними в Церкви как в Теле Христовом - от авт.).
  11 Увидев (позавидовав - от авт.) то, фарисеи (мнимые/внешние христиане - от авт.) сказали (лицемерно осудили/оклеветали и Христа, и истинных христиан, превознеслись, отделились от Иисуса и Церкви/прокляли сами себя/погибли - от авт.) ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
  12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые (мнимо - от авт.) имеют нужду во враче (в Спасителе - от авт.), но больные (духовно нищие - от авт.),
  13 пойдите, научитесь (любви истинной/Христовой - от авт.), что значит: милости (трезвения/внутреннего добра - от авт.) хочу, а не (только - от авт.) жертвы (милостыни/доброделий/внешнего добра - от авт.)? Ибо Я пришёл призвать не праведников (мнимых/гордых/превозносящихся/осуждающих/отвергающих Спасителя и Спасение - от авт.), но грешников (кающихся/смиряющихся, желающих Спастись - от авт.) к покаянию (к Спасителю/к Спасению/к Себе - от авт.).
  (Мф. 9)"

  С горькой иронией о прелести/мнении ложных/внешних христиан (реальных фарисеев) относительно своей якобы праведности/мудрости/доброты вполне ясно высказывался ещё Ветхозаветный праведный Иов:

  "2 подлинно, только вы люди, и (только - от авт.) с вами умрёт мудрость! 

  5 Покойны (мнимо добры - от авт.) шатры (силы/способности духа/души/тела - от авт.) у грабителей (у ложных христиан - от авт.) и безопасны (мнимо самодостаточно/сильны - от авт.) у раздражающих ("небрачными одеждами"/"одеждами" мира сего - от авт.) Бога, которые как бы Бога носят (мнимо соединены с Ним/Спасены - от авт.) в руках своих. 
  (Иов. 12)"

  Ложный христианин (и инославный, и нераскаявшийся/неоглашенный/формальный/внешний православный) не нуждается во Враче (в Причастии), ибо он мнимо здоров - он не чувствует боли/скорби от реального/истинного зла, которого не видит в самом себе из-за духовной слепоты или видит, но не чувствует из-за лицемерия (не имеет плача - подобно фарисею)... 
  Непокаявшийся (неоглашенный/внеЦерковный) христианин является ложным/мнимым, т. к. он пребывает в церкви только телом, находясь там незаконно, как вор (подкапывая и перелезая через забор, минуя дверь/покаяние/воЦерковление - отсутствуя духом/душою в Церкви):

  "1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 
  (Ин. 10)"
  "12
 Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий,
  13 если кто не обращается (не кается от всего сердца/не меняет своего злого внутреннего состояния на доброе - от авт.), Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
  (Пс. 7)"
 
  Мнимый христианин не нуждается в Спасителе (в Причастии), ибо он - мнимо праведен (уже спасён/Спасён в своих собственных прелестных глазах)... 
  Он мнит себя здоровым/праведным, поэтому либо вообще не Причащается (а предварительно и не Исповедуется - ибо в чём исповедываться безгрешному), либо же причащается "недостойно" (что, впрочем, происходит с ним и во всех др. Таинствах церкви)...

  Поэтому очень логичны/понятны соответствующие возгласы на Литургии ("Оглашенные, изыдите..., Двери, двери!..."), формально разделяющие Богослужение как бы на на две части - на Литургию оглашаемых (т. н. оглашенных - пребывающих ещё в "небрачной одежде") и Литургию верных (образ внутренней и внешней/телесной жизни которых - те самые "плоды" вполне соответствует их мировоззрению/духу - тому самому "древу")...
  "Недостойное" причастие и совершается как раз "не в брачной одежде", "всуе"/в осуждение/в самоосуждение/в проклятие самого себя причастником в геенну огненную (в которой любой неоглашенный/нераскаявшийся от всего сердца человек скрытно/неявно пребывает уже и на земле - ещё до своего гроба) - ведущему преимущественно внешний/телесный/фарисейский/формальный/"добродельный" (нередко напоказ) образ жизни и практически полностью игнорирующему трезвение вообще и покаяние, в частности...
   Не спасает человека и уклонение от Причастия (как будучи на самой Литургии, так и при нехождении на Неё, но оставаясь в мире сем - за пределами богослужения/храма) - хотя бы и под предлогом ложного смирения/неготовности...
  К спасению/Спасению призвано всё человечество ("много званых")...
  Но люди или вовсе не приходят в храм/церковь/Церковь (не оглашаются/не каются), или приходя - не Причащаются вовсе; или если и причащаются, то приносят себе вред, а не пользу (т. к. не являются покаявшимися истинно - оглашенными, но - являются человеками внеЦерковными/неоглашенными)... 
  Увы - много "званых", но мало "избранных"...
  Истинное стадо Христово действительно - очень мало...
  Немногие в мире сем хотят переменить одежды мира сего (обмирщённость) на одежды Брачного пира (мироотречённость)...

  Ложный христианин ("не в небрачной одежде") - лишь мнимо/внешне/напоказ нищ (ч. н. - "косит под нищего"/имитирует его), но - истинно/внутри богатящийся/превозносящийся (своими мнимыми собственными добродетелями/святостью/праведностью/силой/способностями и пр.):

  "28 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет (духовную нищету - от авт.), тому дано будет (все добродетели даром Господом по смирению его - от авт.), а кто не имеет (духовной нищеты - от авт.), у того отнимется (спасение/Спасение - от авт.) и то, что он думает (мнимо - от авт.) иметь (т. е. фарисея/внешнего/ложного христианина ожидает погибель - от авт.).
(Лука 8)"

  Итак, погибают (не путать с "Погибают", ибо как существует спасение в земной жизни и Спасение за гробом, точно так же существуют и гибель с Гибелью) все, кто:
  Не кается/не оглашается - кто вне Церкви/спасения...
  Кто не посещает храма, Литургии...
  Кто не Причащается правильно/"достойно"/в "брачной одежде"...
  Кто причащается неправильно/"недостойно"/"не в брачной одежде":

   "25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание.
  26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
  27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
  28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей.
  29 Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
  30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
  31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
  32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром.

  (1 Кор. 11)"

  К сожалению, в наше время (почти повсеместно) единственными критериями достойности Причастия считаются (по мнению многих духовников/священнослужителей) лишь наличие предваряющих: трёхдневного (а нередко и менее) поста (неважно с какими помыслами/намерениями/целями) и вычитки/выговорки (обычно быстро/механически/рассеянно/невнимательно/машинально/формально, только устно/гласно/телесно) назначенного молитвенного правила (от ничтожного/мизерного до "неудобоносимого"/обширного) - т. е. только внешние факторы...
  Встречается и др. безрассудная/дерзкая/кощунственная крайность - когда для Причастия достаточно лишь формально принять участие в Исповеди (когда отвергаются/упраздняются за ненадобностью/незначительностью/ненужностью не только почти все внешние, но и все внутренние критерии - т. е. любые "одежды")...
  Ибо у безрассудства/порочности (у "небрачных одежд") границы/крайности (ассортимент "гардероба") весьма широки/разнообразны...
  Увы - "последние времена"..."


  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается: 
  http://www.alexey-osipov.ru/  







                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (07 Ноя 16)
Просмотров: 512

Поиск