"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

122. Вопрос: "Что такое Страшный Суд?"


  "31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей,
  32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
  
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
  34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира:
  41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный уготованный диаволу и ангелам его:
  (Мф. 25)"
  "43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному (! - от авт.) войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
  
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
  
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
  
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
  
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
  
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
  
49 Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится.
 
(Мк. 9)"
  "13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;
 
 14 ибо много званых, а мало избранных.
  (Мф. 22)"

  "58 Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
  
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
 
(Лк. 12)"
  "11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
  (Мф. 8)"

  "11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах;
  
12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
  (Мк. 4)"

  "10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит.
  13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
  14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
  15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня.
  (1 Кор. 3)"
  "5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
  (1 Кор. 4)"
  "3 А я ... решил ... сделавшего такое дело (прелюбодеяние - от авт.) ... 
  5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух (блудника - от авт.) был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа.
  (1 Кор. 5)"

  "1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
  2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
  3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
  4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
  5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
  6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
  7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
  8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
  9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
  10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».
  11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
  12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
  13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё.
  14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
  15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что́ будет принятие, как не жизнь из мёртвых?
  16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
  17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
  18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
  19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
  20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
  21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
  22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён.
  23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их.
  24 Ибо если ты отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
  25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников;
  26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
  27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их»
  32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

  (Рим. 11)"
  "11 Ибо написано: «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога».
  (Рим. 14)"
  "22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
  23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его;
  24 а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
  25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
  26 Последний же враг истребится — смерть,
  27 потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
  28 Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
  29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
  50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
  51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
  52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
  53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
  54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
  55 «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
  (1 Кор.)"
  "12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся,
  13 потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
  14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
  15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую
  16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
  (Рим. 2)"
  "1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника;
  2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
  (1 Ин.)"
  "25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников;
  26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
  27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
  28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию — возлюбленные Божии ради отцов.
  29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
  30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
  31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
  32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
  33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его,
  34 ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
  35 Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
  36 Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.
  (Рим. 11)"
  "11 Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога».
  (Рим. 14)"
  "5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
  (1 Кор. 1)"
  "19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
  20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах,
  21 превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
  22 и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
  23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём.
  10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё.
  (Еф. 1)"
  "18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство,
  19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота,
  20 и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
  9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
  10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
  11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём — Христос.
  (Кол. 1; 3)"
  "9 Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени,
  10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
  11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
  (Фил. 2)"
  "4 Который (Бог - от авт.) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
  5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
  6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство,
  (1 Тим. 2)"
  "10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков,
  (1 Тим. 4)"

  "11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
  (Тит. 2)"
  "8 Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
  9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моём, и Я пренебрёг их, говорит Господь.
  10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: "Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом."
  (Евр. 8)"
  "9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени,
  13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю (в преисподней Земли, где, как известно и находится ад - от авт.), и на море, и всё, что в них, слышал я, говорило: "Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков. 14 И четыре животных говорили: аминь.
  (Откр. 5)"
  "4 Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.
  (Откр. 15)"
  "1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
  2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки - древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
  3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему.
  (Откр. 22)"
  "14 И смерть, и ад повержены в озеро огненное. 
  (Откр. 20)"

  "2 Он (Христос - от авт.) есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира
  (Ин. 2)"
  "21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.
  (Филип. 3)" 


 









  "Основание есть Христова вера. Кто-то строит на ней из золота, [то есть] богословского тайноводства, [кто-то] из серебра, [то есть] славной жизни, [кто-то] из драгоценных камней, [то есть] благочестивых помыслов, [кто-то] из дерева, [то есть] пристрастия к чувственному, из сена же [строит] питающий [в себе] неразумие, а из соломы – творящий растление. И для совершающих добрые дела день познания являет то, что их дела открылись в огне, то есть в Духе.
  Что же касается согрешающих, то их дела сгорают, но распознание, осуждая совесть, посредством покаяния уменьшает грехи и спасает человека, наказывая лишь за пренебрежение добродетелями в прежнее время. Однако в грядущем веке греховные дела уходят в небытие, когда, пройдя через огонь Суда, естество получает обратно свои силы здравыми.
(Прп. Максим Исповедник, Толкование на 1 Кор. 3)" 







  "Одно дело - успешно сражаться, что теперь происходит, когда сражение идёт со смертью. Совсем другое - не иметь противника, что будет тогда, когда последний враг истребится - смерть.
  Итак, новая жизнь начинается ныне в вере и ведётся в надежде; тогда же будет, что смерть поглощена будет победой: последний враг истребится - смерть, мы все изменимся и станем подобны ангелам... Теперь мы научились страху через веру, тогда же овладеем любовью благодаря видению.
(Блж. Августин, Толкование на 1 Кор. 15)"







  "Это значит, когда все мы покоримся Сыну, окажемся членами Его и соделаемся в Нём сынами Божиими, вы бо, сказано, едино есте о Христе Иисусе, тогда и сам Он покорится за нас Отцу, как Глава за членов Своих. Α пока не все ещё члены Ему покорены, дотоле и Глава их, ожидая членов Своих, не покорена ещё Отцу. Α если бы и Он был единым из покоряемых, то покорился бы Отцу вначале, а не под конец совершил бы это. Ибо мы в Нём покоряемся Отцу, мы в Нём царствуем, пока не положены будут враги наши под ногами нашими.
  По причине врагов наших Владыка небес явился в нашем подобии и приял человеческий престол Давида, отца Своего по плоти, чтобы воссоздать и управить оный, а когда будет управлен и все мы воцаримся в Нём, управленное человеческое царство предаст Он Отцу, да будет Бог всяческая во всех и будет царствовать чрез Него как чрез Божие Слово, царствовав чрез Него прежде, как чрез человека Спасителя.
(Свт. Афанасий Великий, Толкование на 1 Кор. 15)"





 

"Какова цель изречения, которую оповещает божественный апостол в этом отрывке? [Она такова], что когда естество зла перейдет в небытие, оно полностью исчезнет из бытия, и Божественная и чистая благость заключит в себе всё разумное естество, и ничто из сотворённого Богом не отпадёт от Царствия Божия, когда всё зло примешанное к сущностям, словно некое поддельное вещество, уничтожится плавлением, посредством очищения огнём. Так всё то, что имеет происхождение от Бога, станет таким как в начале - когда зло ещё не было воспринято.
(Свт. Григорий Нисский. Толкование на 1 Кор. 15)"







  "Итак, когда и Отцом подчиняется Сыну эта мятежная свобода, тогда чрез Него и с Ним подчиняется и Отцу, да будет Бог всё во всём, то есть: чтобы Бог был между всем, как Сам Он есть, и место всего, поелику ведь и теперь пребывает Он скрытно и в тех, кои не желают, но в конце будет во всех уже и явно ... насколько в состоянии будет воспринять природа человеческая.
(Прп. Ефрем Сирин. Толкование на 1 Кор. 15)"





  Да будет Бог всяческая во всех. Теперь по сущности Он повсюду, потому что естество Его неописанно «и о Нём», по апостольскому слову, «живём и движемся и есмы»; но не во всех по благоволению, потому что «благоволит в боящихся Его и во уповающих на милость Его». Но и в них Он – «не всяческая»; потому что «никтоже чист от скверны»  и: «не оправдится пред Тобою всяк живый»; и: «аще» грехи («беззакония») «назриши, Господи, Господи, кто постоит?».
  Посему хотя благоволит за то, в чём преуспевают, но не благоволит за то, в чём прегрешают. В жизни же будущей, когда прекратится тление и преподастся бессмертие, не будет места страстям; а по конечном изгнании страстей не воздействует уже ни один вид греха. Так наконец будет «Бог всяческая во всех», когда все избавлены будут от грехопадений, и к Нему обратятся, и не приимут в себя наклонности к худшему. А что божественный Апостол сказал здесь о Боге, то в другом месте изрёк о Христе; говорит же так: «идеже несть Иудей ни Еллин, обрезание и необрезание, варвар и Скиф,… но всяческая и во всех Христос»).
(Блж. Федорит Кирский. Толкование на 1 Кор. 15)"







"Когда облекутся все в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискреннее. Господь Спаситель, как Глава, всё тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно всё чрез сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснётся. Вот это и есть: будет Бог всяческая во всех. Все подобные соображения суть детские лепетания. Но что будет нечто изумительно великое и преславное в самых отношениях Божества к нам и нас к Нему, это есть несомненный предмет надежд, сколько дивный, столько же и верный.
(Свт. Феофан Затворник. Толкование на 1 Кор. 15)"

 





"...тогда, конечно, Бог и Отец будет всё во всех. Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет всё во всех. Тогда не будут уже многие из нас вдаваться в нечистые побуждения и страсти, не имея в себе ничего божественного или имея оного мало, но все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его. Ибо Бог будет всё для нас, и пища, и питие, и одежда, и помышление.
(Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на 1 Кор. 15)"
















  Ответ: "По поводу Страшного Суда церковь не имеет соответствующих постановлений/оросов/канонов/догматов Вселенских Соборов. Вся информация по этому вопросу содержится лишь в Священном Писании (в пророческих книгах Ветхого и Нового Заветов, в соответствующих словах Господних, дошедших до нас в Евангелии, в посланиях св. апостолов) и в святоотеческих творениях (в Церковном Предании)...
  Публичные мнения святых отцов (а мы полагаем, что некоторые или и многие из них придерживались правильной/доброй скрытности) разделяются по этому вопросу на две позиции, связанные с конечностью или бесконечностью геенны (с возможностью или невозможностью всеобщего Спасения)...
  Церковь ни на одном Своём Соборе не обвинила ни одного из святых отцов, писавших о полном уничтожении ада Жертвой Христовой - ни их сочинения, ни богослужебные тексты, в которых содержались эти мысли.
  Сам по себе страх бесконечных гееннских мучений (первый уровень рабского страха Божия) является замечательным стимулом/"кнутом" для падшего/немощного/порочного человечества в его мотивации к исполнению заповедей Христовых (хотя бы и на первых порах оглашения/воцерковления)...
  Поэтому (с нашей точки зрения) тезис Самого Господа Иисуса Христа, многих св. апостолов и подавляющего большинства св. отцов о бесконечности ада является вполне обоснованным - это премудрое/эффективнейшее/воспитательное/пастырское/отеческое средство в деле спасения безрассудного и упорного во зле человечества (один из основных принципов икономии)...

  "10 тот (нераскаявшиеся грешники в геенне - от авт.) будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
  11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью
  (Откр. 14)"

  Поэтому наше мнение о Страшном Суде связано лишь с нашим субъективным выбором позиции тех весьма и весьма немногих святых отцов (являющихся безусловным меньшинством), которые были сторонниками всеобщего Спасения...
  Например:

"Таково Твоё Домостроительство, Слово, таково пришествие, таково благоутробие Твоё и человеколюбие, бывшее ради всех нас людей - верных и неверных, язычников, грешников и святых. Ибо явление Твоё сделалось общим для всех спасением и искуплением.
(Прп. Симеон Новый Богослов, 6-й Божественный Гимн)"







  Однажды преподобный Силуан Афонский беседовал с неким ревностным монахом-пустынником. 
  "Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне," - сурово уверил отшельник. Очевидно, что ему доставляло некое удовлетворение справедливости, если грешники будут наказаны неугасимым огнём.
  На это старец Силуан с видимым душевным волнением ответил: "Ну, скажи мне, пожалуйста - если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?"
  "А что поделаешь, сами виноваты," – холодно парировал тот.
  Тогда старец со скорбным лицом сказал: "Любовь не может этого понести. Нужно молиться за всех. Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов. Господи, все народы - создание рук Твоих. Обрати их от вражды и злобы на покаяние - да познают все Твою любовь." (Из жития прп. Силуана Афонского)







"Для того, чтобы молитва была настоящей, нужно ис­пытывать боль за людей.
(Прп. Паисий Святогорец)"






  Мы надеемся, что церковное Таинство Исповеди является прообразом/тенью конечного/последнего/завершающего/совершенного/важнейшего/главного (головного) Церковного Таинства под названием Страшный Суд, на Котором вся падшая в грех тварь (люди и демоны) сможет покаяться (за счёт синергии с Церковью торжествующей) и соединиться с Богом во Христе - Спастись...
  Даже в нынешнем веке, уже теперь/сейчас (когда ещё отсутствует полнота Церкви как совершившегося Тела Христова) по молитвам церкви (как соборным, так и келейным/индивидуальным) души, пребывающие в геенне, приобретают способность к покаянию и к последующему за ним Спасению (в этом и заключается смысл/цель/задача заупокойных Богослужений: Отпевов, Панихид (сокращённых Отпевов), Литий и Проскомидий)...
  Почему человек до самого конца своей земной жизни имеет способность к покаянию/спасению (вспомним, напр., того самого благоразумного разбойника, которого церковь возвела в чин святых Божиих человеков), а после смерти покаяться/Спастись сам уже не может?...
  Потому что без своего тела (без цельности/полноты человеческого естества) ни самостоятельное покаяние (без той самой полной "силы/усилия"), ни Спасение (обретение/достижение Царства Божия) невозможны для разумной твари...
  Поэтому же и демоны (как не имеющие от начала тел) не имеют (от начала же) способности к покаянию/Спасению...
  Но есть т. н. синергия - соработничество/содействие/симбиоз/сожизненность/эмпатия двух и более живых тварей Божиих, при которой способности сильных передаются непосредственно или опосредованно к неспособным/немощным...
  Опосредованная синергия со способными ещё к покаянию земными/телесными/тленными/смертными ещё святыми Божиими человеками (истинными членами Церкви воинствующей/земной - Тела Христова), со св. прор. Илиёй, св. прав. Енохом (вознёсшимися в своё время от земли и пребывающих в таинственном месте до проповеди последних времён Апокалипсиса) и прямая синергия  с Господом Иисусом Христом и Его Матерью (имеющими уже Тела прославленные/духовные/воскресшие)...
  Об этом со всею ясностью/очевидностью свидетельствует более чем двухтысячелетний земной церковный опыт...
  Напр., свт. Григорий Двоеслов, помолившись об упокоении души Траяна (бывшего в прошлом императором Римской Империи, ревностным язычником и яростным гонителем христианской веры !), получил от Господа извещение/удостоверение, что Траян (по молитве святителя) обрёл упокоение в Царстве Небесном...
  И это - келейная молитва (!), не соборная в храме (!), не во время церковного Таинства/Богослужения (!), не за душу усопшего христианина (!), но - за душу антихристианина (!), не во время полноты Тела Церкви торжествующей на Небесах (!), а во время Её становления/зарождения/воинствования на земле (!)...
  Какова же будет мощь молитвы Церкви Совершенной/Торжествующей, какова же будет Её сила, эффективность и способность к синергии максимальной, когда все человеки (и "козлищи", и "овны") будут обладать не просто страстными/тленными/смертными телами, но - телами духовными/бесстрастными/нетленными/бессмертными...
  У "козлищ" (по причине восстановления полноты естества) опять появится способность/возможность к покаянию/Спасению...
  Господь говорил, что если двое или трое соберутся во Имя Его, то и Он там же будет пребывать - среди них...
  На Страшном же Суде соберутся не двое/трое, а - несметное/бессчётное количество святых человеков и ангелов...
  Господь неложно обещал, что если кто-нибудь (хотя бы и в одиночестве) попросит что угодно (хотя бы и горе перенестись с одного места на другое) с верою у Отца Небесного во Имя Его, то всенепременно получит просимое...
  А на Страшном Суде просить Господа Саваофа о покаянии/Спасении погибших человеков и демонов будут не единицы, не сотни, не тысячи, и даже не миллиарды, а тьмы тем святых Божиих человеков (обладающих полным/совершенным/воскресшим естеством) и мириады мириадов святых ангелов...


  "Всепроницательная премудрость Божия в Божественном Писании не провозглашает довольно громко молиться за усопших - может быть для того, чтобы в надежде на сие пособие не обленились живущие (ранее телесной смерти) со страхом своё спасение соделывать.
  Но когда и не возбраняет сего рода молитв, не то ли сие значит, что ещё позволяет бросать хотя ещё не решительно надёжную, но иногда и, может быть, часто, благопомощную вервь, отторгшимся от берега жизни временной, но не достигшим вечного пристанища душам, которые между смертью телесною и Последним Всемирным Судом Христовым зыблются над бездною.
  Не живи сам небрежно, а старайся чистою верою и неотлагательным исправлением от грехов упрочить себе надежду, что и за тебя по твоей кончине, молитвы принесут душе твоей отраду и помогут ей в достижении вечного покоя и блаженства в Боге.
(Свт. Московский и Коломенский Филарет (Дроздов))"







  "Придёт время, когда мы увидимся с ними (с усопшими близкими - от авт.). Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот - ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя."
  И напротив, как же горько будет услышать упрёк тому, кто не молился за усопших: "Вот - ты не вспомнил обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей. Упрекаю тебя."
  Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасительный канат (см. выше подобие о "верви" свт. Филарета - от авт.), который бросает человек утопающему ближнему.
  Если бы перед нами отворились врата вечности и мы увидели эти тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, то какое сердце не поразилось бы и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов, взывающих о нашей молитвенной помощи!
  Вот пример. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали ещё одного священника, но и с ним случилось то же самое - в первый день его служения, после того, как пропели "Отче наш" и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошёл в алтарь, то увидел священника, лежащего во всём облачении у Святого Престола мёртвым.
  Слух об этом прошёл по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок: "Мне всё равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит."
  Во время службы, когда допели до "Отче наш", чувство самосохранения всё же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал всё резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
  Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время всё же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.
  А призрак всё стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.
  По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
  В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, весёлым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Тайн, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез."  
(Архим. Кирилл (Павлов))"





 

"Когда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших - чтобы Господь простил их грехи, и чтобы наказание не пало на их детей.
(Свт. Николай Сербский)"






  
  Отца Николая Гурьянова страшно избили, когда он был в лагере. Потом поставили к стене и, ударив вагонеткой, раздробили всю грудь. После чего он умер. Священники, бывшие в лагере, отслужили у тела Литургию. И он вдруг ожил. Во время Литургии отцу Николаю была показана красота обителей рая. А потом показали и ад со страшными мучениями грешников. И он проникся к ним жалостью... По своей христианской любви он спросил у ангелов, как можно им помочь. Ему ответили, что помочь им можно только будучи на земле. Тогда отец Николай стал просить возможности вымаливать грешников. И Господь вернул его на землю.






  "В одном из писем святогорца Серафима есть такой рассказ.
Афонский монах поведал ему, что заставило его приехать на Святую Гору. “Когда я жил в России, в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда; в основном жил нерадиво. Но было угодно Господу, чтобы явился Ангел и повёл меня куда-то тёмными смрадными туннелями; до слуха моего доносились стоны, вопли, крики людей.
  С каждым шагом они становились всё громче. И вдруг мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи. Из них как раз и доносились эти крики. Огонь вихрем вился вокруг печей. Вдруг Ангел вошёл в одну из них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь, с головы до ног был чёрным; Ангел прикоснулся к его раскалённым оковам, и цепи тотчас упали с рук и ног. А когда ангел прикоснулся к телу человека, то гарь, как шелуха, тотчас вся слетела с него. Ангел надел на человека белые одежды, и лицо его просияло небесной радостью.
  Я спросил, отчего произошла с ним такая перемена, и Ангел ответил: “Этот человек ходил в церковь 2–3 раза в год, посты соблюдал, но непостоянно - только первую и последнюю неделю, креста не носил, утренние и вечерние молитвы не читал, перед едой и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом, и на исповеди грехи не открывал, утаивал, отделываясь “словом, делом, помышлением”, причащался в осуждение – и умер без покаяния. И вот получил по делам своим.
  Но родственники у него чисто православного духа: после его смерти они усиленно молились, подавали заупокойные записки каждый день на Литургию, на Панихиду, читали Псалтирь о упокоении его души, давали милостыню ради его Спасения, и по молитвам Церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада. "Так знай," - обратился Ангел ко мне, - "что и твоё место тоже будет здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь." Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму. (Из книги "О том, что будет, когда тебя не будет")"







  Вот что рассказывала дивеевская сестра Анна Алексеевна: "Одна сестра обители (имя её осталось сокровенным - вернее всего, то и была сама она) сподобилась молиться с батюшкой в келье его. Вдруг сделалась там такая тьма, что от страха она упала даже на пол. Когда же пришла в сознание, батюшка приказал ей встать и сказал в объяснение случившегося следующее: "Знаешь ли, радость моя, отчего в такой ясный день сделалась вдруг такая ужасная тьма?! Это оттого, что я молился за одну грешную умершую душу и вырвал её из рук самого сатаны. Он за это так и обозлился на меня - сам сюда влетел. Поэтому-то здесь такая тьма!""





  Свт. Григорий Богослов рассказывал, как в его время одному благочестивому священнику явился во сне умерший христианин и просил за упокой его души совершить Литургию...
  При этом усопший добавил, что если Священная Жертва облегчит его участь, то он уже больше не явится ему...
  Священник исполнил эту просьбу и с этой поры нового явления уже не было...
  Св. Иоанн Дамаскин рассказывал о своём ученике, который скончался без покаяния...
  Св. Иоанн стал слёзно молить Господа узнать о посмертной участи юноши...
  Тогда в видении ему был показан ученик, стоящий в пламени по шею...
   После усердных молитв о его спасении, старцу было видение юноши, уже освободившегося из огненного плена...
  Житие св. муч. Уара свидетельствует о том, что он умолил Бога о прощении грехов некрещёных(!) умерших родственников блж. Клеопатры - женщины, которая впоследствии позаботилась о сохранении и прославлении его мощей.

  Естественно, что мы решительно/категорически отвергаем ложное/человеческое/бесовское/католическое изобретённое учение о т. н. "чистилище" - потому что его решительно/категорически же отвергают все православные св. отцы, жившие после католического предательства (раскола церкви) и потому что о нём нет никакого упоминания как в Священном Писании, так и у древних (подвизавшихся в первом тысячелетии по Рождестве Христовом) св. отцов...
  Католицизм также учит (вопреки православию) тому, что душа человека, попавшая в бесконечную геенну, уже не имеет никаких возможностей/шансов обрести/стяжать покаяние посредством церковных/Церковных молитв и перебраться/переместиться в Царство Небесное...
  Но...
  Тем не менее...
  Мы надеемся, что если мы и другая разумная тварь Божия не сможет/не смогла (или не захочет/не захотела) покаяться в отведённое ей Творцом время, то по "завершении времён" и мы, и всё остальное творение обретём всё-таки бесконечное блаженство на Страшном Судище Божием...











            Для перехода к продолжению ответа на вопрос 122 - пройдите по ссылке:

         https://dyatel.3dn.ru/publ/123_okonchanie_otveta_na_vopros_122/2-1-0-487








                                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (26 Авг 19)
Просмотров: 887

Поиск