"28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
"Кто" – христианин…
"Положит" - решение оглашенного человека перейти от жизни злой (от духовной смерти) к жизни доброй - к жизни истинной/правильной (его покаянное обращение) по заповедям Иисусовым…
"Основание" – Христос и Его заповеди…
"Построить" – жить по заповедям Христовым…
"Башня" – добрая душа христианина…
"Не сядет прежде" – рассудительность христианина…
"Издержки" – зло: человеческое мнение (неправда), человеческие мораль, нравственность, пороки, страсти, грехи…
"Имеет ли он, что нужно" – духовная нищета (неотъемлемая часть смирения), видение реального отсутствия собственного добра/ и наличия собственного зла/немощи…
Когда человек хочет построить что-нибудь (напр., гараж), то он просто вынужден понести ради этого некоторые утраты/жертвы ("издержки"): напр., отдать деньги для закупки материалов, потратить труд и время на строительство и пр. …
Если у человека отсутствует хотя бы один из этих перечисленных компонентов, то гараж он не построит…
Так же и в жизни православного христианина...
Деньги - образ его грехов (внешних/телесных порочных действий)…
Труд – образ его страстей (внутренних душевно/духовных порочных действий)…
Время – образ его пороков (испорченности всего человеческого естества - некогда доброй его природы в результате первородного греха)…
Так же и относительно добродетелей: чтобы христианину возрасти хотя бы в одной из них, ему просто необходимо понести соответствующую издержку/жертву - умалиться в противоположном ей пороке…
Чтобы "построить башню" (полюбить Христа), христианину крайне необходимо разлюбить альтернативу Иисусу- удовольствие, предварительно возненавидев всё своё совокупное зло…
А чтобы возненавидеть своё зло, христианину надо сначала увидеть в себе это зло...
А чтобы увидеть это своё зло, христианину необходимо сначала захотеть его увидеть...
А чтобы захотеть увидеть (и видеть затем постоянно/непрестанно) своё зло, необходимо непрестанное же покаяние в нежелании видеть его в себе и просьба ко Христу о подаянии этого желания - первоначала покаяния (духовной нищеты)...
Как невозможно построить дом ("башню"), предварительно не обдумав его устройство (проект) и не приобретя необходимые материалы, так же невозможно и стать истинным христианином (спастись/Спастись) без предваряющего и (последующего непрестанного) покаяния, основанного на желании видеть в себе зло...
От человека нередко ускользает понимание того, что именно желание видеть в себе зло является началом/предварением покаяния и является неотъемлемой, важнейшей его частью...
Если в человеке отсутствует желание видеть в себе зло, то и покаяние в нём тоже отсутствует...
А если в человеке отсутствует покаяние, то и ни одной другой заповеди Христовой человек исполнить не может по определению...
Понимание важности и необходимости желания видеть в себе зло - и предваряющего, и неотступно проникающего во всю последующую жизнь человека на всех этапах его воцерковления (и при его оглашении, и при очищении/освящении/преуспеянии, и даже на стадии совершенства - об этом свидетельствуют древние св. отцы, достигшие совершенства), является важнейшим же проявлением его рассудительности...
Ведь если человек не хочет видеть в себе зло, а значит - не кается, а значит - возрастая в гордости и пр. зле, не исполняет заповеди Иисусовы (не живёт по ним), то и спастись/Спастись он не может (не построит "башню")...
Деньги не являются жизненно необходимым предметом для человека, т. к. человек может жить и без денег - если у него есть необходимые пища, питье, одежда, обувь и жильё…
То же самое относится и к собственно греху (к телесному действию, соответствующему тому или иному пороку) - человек изредка может жить и без него (либо если он является праведником, либо же если он крайне немощен телом и лежит на постели)…
Но человек не может быть на земле вне времени...
Поэтому, пока он ещё живёт в этой своей земной жизни, он имеет и время (как для отвращения от зла, так и для обращения к добру…
Время – это и есть пороки…
Пока человек живёт в этой своей земной жизни, он будет иметь в себе и все без исключения пороки (хотя бы и в самой минимальной их степени), чтобы каясь и борясь с ними - смиряться, смиряться, и ещё раз смиряться…
Христианин, достигший святости/совершенства, приобретает феноменальную благодатную способность к острейшему духовному зрению ("навык к различению добра и зла") - он стяжевает тончайшую чувствительность души...
Такой христианин непрестанно видит в себе не только постоянное действие всех страстей, но и всегдашнее, тончайшее своё внимание и сочувствие этим страстям (т. н. сочетание с ними)...
Напр., Арсений Великий никогда не расставался с платком, непрестанно плача об этом великом (как он искренне считал !) зле, которое он непрестанно же видел в себе...
Все великие св. отцы непритворно каялись до самой своей телесной смерти в этом зле, которое отчетливо и реально всегда видели в себе...
Прп. Макарий Великий напр, говорил из своего собственного, личного опыта о том, что в любом человеке всегда присутствует нечто гордостное...
И это было не потому, что св. отцы были хуже всех остальных людей, а потому, что они имели острейшее, с огромной степенью "разрешения" духовное зрение...
Именно покаянию (с неотделимой от него сокрушенной/благоговейной молитвой) св. отцы посвящали всю свою жизнь - они "тратили" на него всё своё земное время...
Даже уже лёжа на смертном одре и сияя ликом, подобно солнцу, прп. Сисой Великий, тем не менее, искренне(!) сокрушался о том, что не успел ещё положить и начала (желания видеть в себе зло) своему покаянию...
Человек не может постоянно жить и без труда (либо телесного, либо внутреннего)…
И страсти постоянно будут с человеком как внутренние симптомы пороков - чтобы человек по страстям и диагностировал пороки, и каялся в них, и боролся с ними, и смирялся (спасался/Спасался)…
Пока нормальный (относительно здоровый телесно и психически) человек живёт в этой своей земной жизни - он имеет способность и трудиться…
Мало того - телесное движение, телесный труд, физическое напряжение являются одной из врождённых потребностей человеческого естества...
Многие люди неблагоразумно/глупо мечтают о постоянном телесном покое, даже с сожалением приговаривая, что "покой им только снится"...
Но если бы их зафиксировать в каком-нибудь одном положении тела (хотя бы и в самом комфортном), то довольно скоро, уже через полчаса-час они поймут, что недвижимость сродни ужасной пытке (что и будет происходить с ними в геенне, т. к. они сами к этому стремятся)...
Тем не менее, даже если человек парализован только телом, а не душою - он всё равно имеет возможность трудиться умом (каяться, размышлять, молиться и т. п)…
Приобрести добродетели без труда человеку совсем невозможно…
Крайне необходимы не только благодать Божия, но и обязательный, сопутствующий и соответствующий благодати труд самого человека …
Синергия – это и есть необходимая, совместная деятельность Христа и христианина при исполнении им заповедей Иисусовых…
Если совершенная добродетельная душа есть соборная добродетель любви, то и "башня", которая строится из "кирпичей", тоже состоит из множества добродетелей, которые можно приобрести, только если поставить её на надежное "основание" - на главенство Господа Иисуса Христа, Подателя всего…
Жить исправно по заповедям Христовым человеку возможно только тогда, когда Иисус станет для него тем самым "Основанием", т. е., самым главным Предметом в его жизни…
Только тогда такой человек и становится истинным христианином, когда единственным мотивом любого его действия, единственной его целью станет лишь радость Господа Иисуса Христа…
Это и есть "основание"…
Постараемся же немного и мы "построить" наши добродетельные души - полюбить Господа Иисуса Христа…
Постараемся понести и необходимые для этого "издержки", постараемся ещё в этой нашей земной жизни незамедлительно отсекать все наши страсти по мере их проявления и уменьшить до минимума все наши пороки…
Постараемся и понести наши крестики - потерпеть наши скорбишки от покаяния и воздержания...
Чтобы разлюбить удовольствие...
Чтобы полюбить Иисуса...
Чтобы Христос радовался…