"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

15. Вопрос : "Если человек находится среди людей хороших, то становится ли он лучше?"
  
  "32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
  33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
  34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
  (1 Кор. 15)"
  "Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
  (1 Тим. 4)"
  "Ты же говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
  (Тит. 2)"
  "8 И ещё объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идёт и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце. 
  (Втор. 20)"
  "26 С преподобным преподобен будеши...
  (Пс.17)"
  "21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. 
  (Прит. 13)"
  "29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
  (Прит. 16)"
  "19 Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку. 
  (Прит. 27)"
  "11 В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей.
  12 Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
  (Сф. 3)"
 



 
 

  "Трудно воплощать в жизнь чужие планы, даже "благие". В одном монастыре один отец загорелся желанием насадить сад и создать питомник, среди прочих братий его глас был как глас вопиющего в пустыне, его идею не смогли понять. Другой в тоже время загорелся осушить соседнее болото, и тоже слышал от всех: "Имей мя отречена". Подобно и третий на клиросе говорил слова Апостола: "Все мя остависта". Потому что каждый обычно способен любить и понимать только то, что дорого для него, или в чем ищет получить корысть и пользу себе. Но в душевном плане это ещё труднее, когда кто-либо ( особенно имеющий власть ) хочет всех сотворить по образу и подобию своему. Ведь душа человека очень чуткая и понимает чей образ ей в ней творят: Божий или человеческий. Потому и сказано: "С преподобным, преподобным будешь, со строптивым развратишься". Особенно в начале пути духовного нужно быть осторожным и смотреть что в нас закладывается и во что вырастет. Внешнее послушание должно быть пред людьми, а внутреннее перед Богом. И хорошо советоваться с теми, кто Добре шествует и разумеет Св.Отцов и Писание Священное.
  Как-то я увидел козлёнка, потерявшего свое стадо и прибившегося к овцам. Он отчаянно кричал, а овцы совершенно не обращали на него внимания. Он был для них чужой и они были ему чужими. Он не переставал кричать, пока его не отнесли к своему стаду, и только там он успокоился. Так и любящим Бога и заповеди Его тяжело и невыносимо в обществе грехолюбцев. Потому нужно избегать собраний чуждых, где повреждаются сами и повреждают других: и души и тела.
  Если посадить канарейку в клетку к воробьям, чтобы она их петь научила, то петь она их не научит, зато скоро сама научиться чирикать по-воробьиному. Это пример того, как опасно жить с нерадящими о своем спасении. Постепенно мы и сами теряем и жар сердечный и ревность о доброделании и начинаем и жить, и говорить по духу мира сего. Потому и сказано: "с преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишься"

 

 
 

 
"Сближайся с праведными, и чрез них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение, и научишься их нравам. Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими; а кто последует неправедному и горделивому, тот удалится от Бога, и возненавиден будет друзьями своими.
(Прп. Исаак Сирин)"

 
 
"Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешенные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Исус Христос.
(Свщмч. Игнатий Богоносец)"
 
 
 
"Живя с праведными, и сами будем жить праведно и преподобно. А если и с грешными живем, то постараемся не делам их подражать, но их при содействии благодати привлечь собою на путь спасения. Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращенными. Не место спасает человека, а произволение. Адам, праотец наш, в раю пал, а Лот праведный и в Содоме себя сохранил. 
(Прп. Ефрем Сирин)"
 
 
 
"Основной закон духовного совершенства: окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души. Святые отцы говорили: «С преподобными - преподобен будешь, а со строптивыми - развратишься». Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками Великого Царства, и так же осторожно, как с огнем.
(Схиигум. Савва (Остапенко))"




  "Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши. Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними.
  Когда выйдешь из храмины тела, — они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга. Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели. Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 

"Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье.
(Свт. Григорий Богослов)"

 
 
 
  "Меня пугает не то, когда у человека много страстей. Гораздо страшнее другое: когда нет стремления к борьбе с грехом и желания исправиться. Люди привыкают к определенному образу жизни и привычка становится для них второй натурой. Таким исправиться сложно, они могут прожить свою жизнь рядом со святыми людьми, но так и не получить пользы.
  - Геронда что помогает стяжать добродетель?
  - Общение с человеком, у которого эта добродетель есть. Если ты общаешься с кем-нибудь, у кого есть благоговение, то сможешь постепенно тоже приобрести благоговение. Так происходит со всеми добродетелями, потому что добродетель других и нас наполняет благоуханием.
  Когда мы смотрим на добродетели других людей и стараемся им подражать - мы назидаемся. Но и глядя на их недостатки, тоже получаем пользу, потому что недостатки других помогают нам увидеть наши собственные. Добродетель другого побуждает меня к тому, чтобы стремиться ей подражать, а недостаток заставляет задуматься, нет ли и у меня такого же недостатка, а если есть, то в какой степени, чтобы постараться от него избавиться.
  Например, я вижу в ком-нибудь трудолюбие и радуюсь, стараюсь такому человеку подражать. В другом вижу любопытство и не осуждаю брата, но смотрю внимательно, нет ли и у меня любопытства И если увижу, что есть, то постараюсь от него избавиться. Но если я в себе вижу только добродетели, а в других только недостатки, и при этом на свои недостатки не обращаю внимания или оправдываю их, говоря: "Я лучше и этого человека, и того, и другого!" - всё - я пропал. Другие люди для нас зеркало. Глядя на других, мы видим себя, и другие видят наши недостатки, и их замечания смывают с нас грязные пятна.
(Прп. Паисий Святогорец)"

 

  
"Как муха, летая около горящей свечи, легко обжигается, или как зеркало, если дохнуть на него, потемняется, так обращающиеся со злонравными повреждаются и оскверняются.
(Свт. Димитрий Ростовский)"





"Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




  
  "Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся, подобно им, мудрыми: то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? Как имеющий проказу заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей. Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми. Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как обращение со злыми уязвляет душу. 
  Как имеющий проказу заражает чистого, так обращение со злыми портит и развращает добрых людей. Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми. Не так дым и смрадное испарение ест глаза, как обращение со злыми уязвляет душу. Злой человек, когда сам себе враг, что может сделать и другим, как не зло же? Лучше со зверями жить, нежели с злыми людьми.
(Свт. Иоанн Златоуст)"



 

"Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"

 



"Отлучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души.
(Свт. Феофан Затворник)"





"Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождения с добрыми - это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения.
(Свт. Тихон Задонский)"






"Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому своё здоровье.
(Свт. Григорий Богослов)"





"Злой и коварный человек подобен углю, который если не обожжет, то замарает. Обращающийся со святыми и сам освятится. Человек, входящий к продавцу благовоний, заимствует приятный запах: и обращающийся с благочестивыми мужами нечувствительно привыкает подражать их добродетелям. Как дрянная вода делает ни к чему не гожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей, добродетельных по жизни и нраву.
(Прп. Антоний Великий)"





"Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол.
(Прп. Ефрем Сирин)"





"Первым, кто попал в рай, был разбойник. И первым, кто попал в ад, был апостол Христов. И то, как это всё происходило, — для нас великий урок. Поэтому человеку никогда нельзя ни отчаиваться, ни ставить крест на другом.
(Митр. Лимассольский Афанасий (Николау))"


Картинки по запросу фото митрополита лимассольского афанасия














  Ответ: "Все обстоятельства человеческой жизни (как внутренние, так и внешние) являются "талантом" Христовым – средством, при помощи которого человек может исполнить ту или иную заповедь Иисусову ("стать лучше")… 
  Не являются исключением в этом смысле и люди, среди которых живет человек… 
  История Церкви знает немало примеров, когда в семьях праведников вырастали грешники и наоборот… 
  Вспомним родных братьев - Каина (грешника) и Авеля (праведника)... 
  А когда у Исаака родились близнецы (Иаков и Исав), то даже и они стали совсем разными людьми...
 
  "2 Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова,
  3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни.
  (Мал. 1)"

  Церковное предание оставило очень много историй, которые замечательно иллюстрируют промыслительность всех без исключения обстоятельств в жизни любого человека...
  Известна, например, история жизни двух сестер-сирот, одна из которых была отдана в публичный дом, а другая в монастырь...
  После же окончания их жизненного пути Господь открыл одному старцу, что бывшая монахиня пребывает в геенне, а бывшая проститутка блаженствует на небесах... 
  Как среди праведников можно вести порочную жизнь (хотя бы и внутреннюю), так и среди порочных людей можно вести праведную жизнь (хотя бы и внутреннюю) - каяться и смиряться...  
  Очень поучительный пример представляется в связи с этим на Голгофе…
  По левую руку от Христа был распят разбойник, и по правую руку от Христа был распят разбойник… 
  Оба они были из одной банды, оба взяты за мятеж и убийство… 
  Главарь же их (некто Варавва) был отпущен ранее по просьбе иудеев в обмен на Христа… 
  Жили они, что называется, "в одном коллективе", занимались одним "делом", имели одинаковый образ жизни… 
  Но один из них поносил Христа, глумился над Ним, а другой увещевал его, проявляя тем самым свою любовь как к нему, так и к Иисусу… 
  Мало того, этот благоразумный разбойник еще и покаялся, и исповедовал Христа Сыном Божиим, назвав Его Господом… 
  Эти два разбойника – суть образ всего человечества…         
  Рассудительный человек все обстоятельства своей жизни пускает "в оборот", уклоняется от зла и стремится к добру… 
  А кто безрассуден, тот при любых обстоятельствах уклоняется от добра и стремится ко злу… 
  Яркий пример тому Иуда… 
  Более благоприятных обстоятельств для спасения человека трудно себе представить… 
  Но, однако, Иуда, вопреки этим добрым обстоятельствам (пребывая с Христом и среди апостолов), уменьшился в добре до минимума и возрос во зле до максимума… 
  Вообще же Ваш вопрос относится к сфере общей промыслительности (спасительности) человеческих взаимоотношений…
  Любые человеческие взаимоотношения (как на уровне телесном, так и на уровне помыслов) при правильном их использовании предназначены для спасения людей (участников этих отношений)...
  Люди неверующие (или язычники с не христианами) должны поступать по совести (внутреннему закону – сокровенному Евангелию) в отношении людей, с которыми они соприкасаются по жизни – и спасаться через это (как писал еще св. ап. Павел)…
  Христиане же (помимо совестливости, которая является тоже заповедью Христовой), должны через взаимодействие (общение) с другими людьми (независимо от их мировоззрения) упражняться в исполнении заповедей Христовых (соответствующих конкретным месту, времени и мере) – рассудительно и с любовью…
  Христиане должны упражняться прежде всего в покаянии, оправдании ближнего, благодарении, прощении, просьбе и неотделимых от них молитве…
  Зло в ближних (те самые «соломинки») человек всегда видит лучше, чем свое собственное зло (те самые «бревна»)…
  Поэтому христианин должен увидев в ближнем (в любом человеке) какое-либо зло, тут же отыскать его в себе и покаяться как за себя самого, так и за ближнего как за себя самого…
  И помолиться и за себя, и за своего ближнего как за себя самого…
  И благодарить и ближнего (как спасительное зеркало), и Господа – Подателя и зеркала, и покаяния, и благодарности, и пр. …
  Ближнего (любого человека, с кем пересекаешься по жизни) необходимо использовать (пускать в оборот как «талант») как тренажер, на котором можно (и нужно) упражняться в просьбах, прощении, благодарении и пр. (т. е. в любви) …
  Кого легче просить, прощать, благодарить (исполнять заповеди – спасаться) – того кто рядом, кого видишь и слышишь (ближнего) или Бога (которого не видишь)?...
  Ближнего, конечно…
   
И усиливаясь в добродетелях покаяния, просьбы, прощения, благодарения и пр. с помощью ближних, христианин тем самым через них же и спасается, возрастая в смирении, просьбе, благодарности и пр. (истинной молитвенной способности) по отношению ко Христу – Подателю как всех жизненных обстоятельств вообще, так и всех окружающих человека людей, в частности… 
  Все собственное добро и зло человека в этой его земной жизни, зависит только от его собственной же, свободной воли… 
  Только от самого человека… 
  Абсолютно все обстоятельства жизни любого человека являются благоприятными для него, для его спасения...
  Ибо Бог есть любовь... 
  И все обстоятельства - от Него...     
  Все обстоятельства - милость Божия по отношению к каждому человеку...
  Не будем же "переводить стрелки", а будем каяться, смиряться, трудиться по мере сил в исполнении всех заповедей Христовых и полагаться во всем на Господа…
  Как иллюстрацию ко всему вышесказанному, приведём соответствующую главу из Библии:
 
  "1. И было ко мне слово Господне:
  2. зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
  3. Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.
  4. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет.
  5. Если кто праведен и творит суд и правду,
  6. на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается,
  7. никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
  8. в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный,
  9. поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
  10. Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того,
  11. чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену ближнего своего оскверняет,
  12. бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает, и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
  13. в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем.
  14. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им:
  15. на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет,
  16. и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою…
  17. от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет, исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив.
  18. А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
  19. Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
  20. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
  21. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет.
  22. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет.
  23. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?
  24. И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет.
  25. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
  26. Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
  27. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою.
  28. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
  29. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
  30. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
  31. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
  32. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!
  (Иез. 18)"  

  В заключение выразим и одно из многочисленных обоснований нашей надежды на всеобщее спасение...
  На момент Страшного Суда общее количество находящихся справа от Господа "овец" (спасшихся, соединённых с Богом во Христе добрых/хороших/праведных/святых людей, членов Церкви/Тела Христова) будет составлять огромную величину...
  Мы надеемся, что "козлища" соединятся с Богом во Христе именно благодаря последнему/завершающему/финальному Таинству Страшного Суда, где они смогут войти в сообщество "агнцев" и обрести благодаря им (общению/соединению с ними по общности же природы/естества) способность к покаянию - к Спасению...

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующая же статья с сайта Православие и мир...

 





 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (19 Сен 12)
Просмотров: 555

Поиск