"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » О главном...

19. "… СКАЗАЛ БЕЗУМЕЦ В СЕРДЦЕ СВОЁМ: "НЕТ БОГА…""

 
  "2 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. 
  (Псалтирь, 52 псалом: http://www.bible.by/old-testament/read/19/52/#2 © bible.by)"

 


 

 







 

  "Безумец" по определению является человеком, не имеющим ума (по словам пророка и богоотца Давида человек этот - неверующий/атеист)… 
  Отсутствие ума у одного человека логически предполагает и возможность его наличия у другого… 
  Логично предположить, что человек, верующий в Святую Троицу, в Богочеловека Иисуса Христа (по тому же самому определению) имеет ум…
  Какие же смыслы вкладывал смиреннейший псалмопевец Давид как в понятие "безумец", так и в вытекающее из него понятие "ум"?...
  В Св. Писании обычно вместо слова "ум" используется слово "дух"… 
  Слово же "дух" в Своей беседе с Никодимом Христос употребил и в значении "ветер"… 
  А в беседе с самарянкой Христос под словом "дух" имел ввиду внимание человеческого ума - его способность устремлять сконцентрированную духовную энергию мысли и чувства человека только в одном направлении - к Богу… 
  В Св. Писании часто одно и то же слово, напр., "душа" или "мир" могут иметь несколько значений (в зависимости от контекста)… 
  Св. Писание свидетельствует о трёхсоставности человека - как об образе Святой Троицы… 
  Св. ап. Павел, говоря о слове Божием, уподобляет его острейшему обоюдоострому мечу, способному проникать в человека до разделения даже его и духа, и души, и телесных составов: 

  "23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 
  (1 Фесс. 5)"  
  "12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 
  (Евр. 4)"

  "11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? 
  (1 Кор. 2)"

 
  В наше время понятие "ум" среди подавляющего количества людей имеет совсем не истинное значение…
  Под умом все, как правило, имеют ввиду человеческий интеллект (рассудок), т. е. способности человека запоминать и усваивать всевозможную тварную информацию - оперировать ею: наблюдать, вычислять, сравнивать, анализировать и пр., и пр. … 
  Но эти способности, на самом деле, относятся не к духу, а к душе…
  Интеллектом, в той или иной мере обладают и животные… 
  А у иных людей интеллект и ниже, чем у иных животных…
  У человеческой души существует естественная способность (данная Богом) собирать информацию о всём творении Божием, осмысливать её, подвергать её анализу, выяснять истинные смыслы всех жизненных обстоятельств/предметов (всей твари во всём её разнообразии), определять истинные причинно-следственные связи между ними, делать соответствующие анализу выводы, определять приоритеты/ценности по иерархическому принципу, стратегические и тактические цели (и максимально эффективные способы их достижения), а также создавать с помощью воображения всевозможные чувственные образы (как формы/образы достигаемых/проектируемых/запланированных целей), запоминать новую информацию, вспоминать старую и пр., и пр., и пр. … 
  Эта душевная/разумная способность/сила человека - и есть его интеллект (рассудок)… 
  В рассудке человека как раз и формируется такая добродетель, как благоразумие (или и в противоположность ей - порок неблагоразумия/глупости)… 
  Именно душа через рассудок постигает истины относительные…  
  Душа человека отвечает за разумные, взвешенные, рациональные, эффективные, правильные, красивые (истинно культурные) отношения человека со всем творением Божиим (в том числе и с самим собою) и с окружающими его людьми… 
  Душа призвана определять, когда полезно то или иное творение Божие для человека, в какой мере оно полезнее всего для него, в каком месте оно полезнее всего (своевременность, умеренность и уместность) и что вообще из твари полезно для него, а что вредно...
  Душа со всеми своими и прочими способностями (раздражительною и вожделевательною/желательною) является связующим/соединяющим звеном в человеке между его умом и телом… 
  Тело же человека (в его настоящем падшем состоянии) является лишь как бы неким манипулятором человека - связующим звеном между окружающим материальным творением Божиим и душою (а значит и с умом человека)… 
  Является тело и как бы некоей подушкой безопасности для человека, как бы некоей амортизирующей, инерционною силою, позволяющей человеку (в отличие от ангелов) сохранять способность к покаянию (как к главной/важнейшей творческой способности) после своих согрешений...
  Тело человека как бы не позволяет ему после свободного и осознанного выбора зла сразу упасть в самую глубину зла - подобно бесам...
  Недаром после исхода человеческой души из тела, способность к покаянию у человека теряется вместе с его телом... 
  Человек после смерти тела на время до Воскресения и Страшного Суда разлучается со своим телом за его ненадобностью, как с отработавшим свой ресурс несовершенным, расходным материалом…
  По Воскресении же все люди обретут тела совершенные, духовные - такие же, какие сейчас имеют Господь Иисус Христос и Его Матерь…
  Нам кажется, что тогда только (т. е. после Страшного Суда) в полной мере и исполнится воля Христа о любви человека к Богу всем своим существом: любить тогда смогут не только его ум и душа, но также и новое воскресшее тело человека - всё его, ставшее в то время духовным и святым, богоподобное естество... 
  Ум же и душа нераздельны/неразлучны в человеке… 
  Как же пророк говорит о безумии?... 
  Он имел ввиду не отсутствие ума у безумца, а утрату естественных/природных способностей/возможностей/функций ума у неверующего человека… 
  У атеиста ум бессилен - только поэтому пророк и называет его безумцем… 
  Наличие духа (ума) в человеке является его главным отличительным качеством/свойством по сравнению со всей другой живой тварью… 
  А некоторые св. отцы (напр., свт. Григорий Палама) считали, что дух является принадлежностью исключительно только человека, наделяя ум животворящей (поддерживающей самоорганизацию тела) способностью - по подобию животворящей способности Божией…
  Свт. Григорий даже считал, что и ангелы лишены духа, обладая лишь бессмертной душою… 







  Прикровенно писали об этом и великие основатели монашества:

"Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены - каковы ангелы; другие имеют ум, душу и дыхание - каковы люди; иные имеют дыхание и душу - каковы животные; а иные имеют только жизнь - каковы растения.
(Прп. Антоний Великий)"



 


"Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна - и не в них благоволил упокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценней всех тварей. Даже осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых - то есть служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: "Сотворим по образу и подобию Нашему", но сказал об умной человеческой сущности...
(Прп. Макарий Великий)"








  Здесь необходимо отметить, что вопрос о принадлежности или непринадлежности духа/ума к ангелам Св. Церковью не догматизирован (по причине его незначительности в деле спасения человека) и относится к области частных святоотеческих мнений… 
  Так что же такое ум?... 
  В Книге бытия (в Шестодневе) сказано, что сначала человек как бы руками Божиими был создан из праха земного… 
  И только потом, ввиду важности и огромной значимости ума Бог как бы "вдунул" в лицо человека "дыхание жизни" - дух…
  На основании этого можно предположить, что сущность ума человека несколько отлична от сущности его души… 
  Хотя и ум, и душа имеют одну и ту же нематериальную, духовную сущность, все же они несколько отличаются  друг от друга (дух как бы проще, тоньше, легче души)… 
  Дух и душа в человеке нераздельны и неразлучны… 
  Души всех живых тварей Божиих после своей смерти полностью прекращают своё существование вместе с их телами… 
  Души же умерших телом людей пребывают… 
  Может быть, благодаря духу…
  Что же такое - собственно ум?... 
  Это высшая, главная, наиважнейшая часть человеческого существа, в которой и заключены, по замыслу Божию, самые ценные его силы и способности… 
  Если душа человека призвана через творение Божие (при помощи тела и его органов чувств) познавать относительные истины и следовать им, то ум человека предназначен для познания истин абсолютных, безусловных, божественных и для следования им… 
  Ум человека предназначен как для познания Бога и Его правды, так и для его жизни по этой правде…
  Душа человека своим вниманием соединяет его посредством тела с внешней и внутренней тварью...
  Ум же своим вниманием призван соединять человека непосредственно с Творцом всей твари...
  Христос явил правду Божию через оглашение Своих Евангельских заповедей... 
  Жизнь человека по правде как раз и является его жизнью по заповедям Христовым...     
  Жизнь человека состоит как из телесных (внешних), так и из умных и душевных (внутренних) его действий... 
  Деятельность человеческого духа, соответствующая заповедям Христовым (правде), а не заповедям человеческим (морали и нравственности) как раз и называется трезвением или бодрствованием, или умным деланием...
  Трезвение - это все внутренние действия человека (его ума и души), приближающие, устремляющие и соединяющие его с Богом в жизни земной и за гробом (спасающие/Спасающие его)... 
  Стратегическая цель трезвения - Господь Иисус Христос (полное соединение с Богом в Иисусе - Спасение)...
  Стратегический смысл трезвения - всецело полюбить Христа... 
  Тактические и цель, и смысл трезвения христианина - устремлять своё благоговеййное внимание ко Христу (через покаяние молиться/спасаться/соединяться со Святой Троицей в Иисусе)...
  Все остальные умные действия (напр., размышление) являются только молитвенными вспомоществованиями...  
  Ум является носителем и личности человека, и всех остальных его фундаментальных (соответствующих высшему творению Божию) сил: таких как совесть, вера, надежда, любовь, слово и прочих способностей, принципиально отличающих его от всей другой - хотя бы и живой, но не умной твари... 
  Познавая душою (посредством тела) истины относительные через творение, умный (духовный) человек неизбежно своим умом (по нераздельности его с душою) познаёт и Творца…

  "20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы,
  (Рим. 1)"

 
  Подобно тому, как по содержанию книги можно познать её писателя, или по картине понять характер художника... 
  Внимание ума человека, познающего посредством души Творца через тварь, предназначено для устремления его к Творцу… 
  Ум христианина способен и к прямому общению с Богом (минуя посредство и тела, и души, и другой твари) - он  способен устремлять своё внимание непосредственно к Святой Троице во Христе...
  Ум человека способен познавать абсолютные истины (Благодатью Святого Духа) и непосредственно от Христа - при соединении его с Иисусом через молитву...
  Ум человека является связующим звеном между человеком и Богом… 
  Душа посредством тела соединяет человека с вещественной и духовной тварью… 
  Ум же соединяет человека с Самим Творцом… 
  Когда энергия ума человека направлена ко Христу, то человек соединяется во Христе и с Пресвятою Троицей, и со всею умною тварью, причастною Телу Христову – с Церковью…
  По неслитному же единству духа, души и тела человека, ум соединяет Бога со всем Его творением через самого человека...
  Одним из предназначений человека при его создании, как раз и являлась его связующая функция между Творцом и всем остальным творением (по причине уникальности трёхсоставности человеческого естества - условно духовного, душевного и материального)… 
  Условно потому, что до своего грехопадения даже и тела прародителей были легкими, духовными, а не тяжкоматериальными/дебелыми - как у современных людей...
  До грехопадения прародителей, Божественная энергия должна была переливаться во всё творение Божие через человека…  
  К сожалению, в результате грехопадения человек радикально уменьшил (практически оборвал) свою связующую коммуникативную функцию… 
  В результате и сами люди, и всё мироздание потихоньку, но неуклонно деградируют, стареют, тлеют, подходят к своему логическому концу… 
  Последние времена… 
  Хаос, беспорядок, неразбериха усиливаются…
  Даже и лучшие интеллектуалы планеты не понимают уже причин современного глобального кризиса, который всё больше и глубже охватывает всё новые и новые сферы человеческого бытия (экологию, экономику, политику, социологию, демографию, культуру, искусство, образование, мораль, нравственность, религиозность, семейную жизнь во всех её аспектах, межклассовые и межэтнические отношения, отношения между разными поколениями и пр., и пр.)…
  А причина-то простая и поэтому непонятная для этих земных мудрецов - "безумие" человечества…
  Если уподобить ум человека генералу, а его рассудок солдату, то у атеиста генерал во время войны удрал на джипе вместе с солдатом (в самый разгар сражения) в соседнюю глухую деревню и предается там вместе с ним и с местными девками разудалому застолью...
  Ум атеиста (этот "талант"ливейший генерал), вместо того, чтобы командовать всем человеческим существом (армией), общаться с главнокомандующим (Христом), эффективно воевать с врагом (посредством заповедей уничтожать в себе зло), занимается тем же, чем и рядовой (рассудок) - подметает мусор на плацу (ищет удовольствия от твари и от зла)...  
  "Безумие" (реальная духовная нищета человечества) развивается всё стремительнее… 
  Человечество неуклонно и непрестанно умственно нищает, теряя свои последние крохи Божией благодати… 
  Его связь с Творцом становится всё слабее и слабее… 
  Благодати на всё творение Божие (и в первую очередь на само человечество) нисходит всё меньше и меньше… 
  Даже и Земля агонизирует (о чём и предупреждал Христос) землетрясениями, цунами, засухами, ливнями, жарою, морозами, наводнениями, пожарами, нарушением озонового слоя, глобальным потеплением и пр., и пр....
  Даже и Солнце проявляет с каждым годом всё большую и большую активность своими учащающимися, беспрецедентными по своей силе вспышками, вызывающими сильнейшие магнитные бури на Земле, которые, в свою очередь оказывают чрезвычайно негативное воздействие и на метеочувствительных людей (число которых растёт в геометрической прогрессии), и на всю биосферу (св. ап. Павел писал, что вся тварь стенает доныне)...
  Человечество и всё творение подобны некоему аккумулятору, у которого зарядка всё реже, всё короче, ток зарядки всё меньше, всё слабее, а заземление все сильнее и сильнее…
 
  "50 Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил Мне, молода ли еще, или приближается к старости? 
  51 Спроси об этом рождающую, и она скажет тебе. 
  52 Скажи ей: "почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом?" 
  53 И она скажет тебе: "одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу". 
  54 Рассуди же ты: вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас; 
  55 и те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, так как творения, уже состаривающиеся, и крепость юноши уже миновала. 
  (3 Езд. 5)"
 
  Некоторые интеллектуалы обижаются, что их называют безумными… 
  Не обижайтесь, никто не лишает вас вашей земной мудрости - статуса, который Христос в Евангелии обозначал как "мудрецы века сего"… 
  Христиане ни за какие коврижки (подобно Исаву, отдавшему Иакову своё первородство за чечевичную похлебку) не поменяют свой хоть и слабенький, но ум на ваш хоть и титанический, но - рассудок…
  Православные будут оставаться лучше младенцами (подобно гонимому Исавом Иакову), но - умными, чем становиться временно господствующими на земле титанами, но - только интеллектуальными…
  В очередной раз права народная мудрость, когда говорит о некоторых, что у них "ум зашел(!) за разум"...
  "И так там, бедный и остался"...  
 
  "18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
  19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
  20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
  21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
  22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
  23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
  24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
  25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
  26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
  27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
  28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, –
  29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
  30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
  31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.  
  1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости,
  2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,
  3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
  4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,
  5 чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.
  6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
  7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
  8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
  9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
  10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
  11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
  12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
  13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
  14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
  15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
  16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
  (1 Кор. 1; 2)"
  "18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
  19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
  20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
  (1 Кор. 3)"

 
  Интеллект сам по себе отнюдь не есть зло… 
  Интеллект суть дар Божий… 
  Но глупо ставить дар выше Дарителя… 
  Не интеллект зло, а любовь/устремлённость к интеллекту… 
  Причины стремления к т. н. "высокому" интеллекту могут быть разные - тщеславие, сребролюбие, властолюбие, любопытство (любовь к информации) и пр., и пр. …
  И кто знает, не и любопытство ли было одной из важных причин, по которым наши прародители преступили заповедь Божию в раю ("а что будет, если мы воспротивимся Богу и попробуем Сами стать Богами?")...
  Некоторые св. отцы недаром относили любопытство к категории смертных грехов, прекрасно понимая, к каким гибельным последствиям оно может привести человека...
  Когда св. ап. Павел проповедовал Евангелие афинянам в Ареопаге, то причина, по которой горожане пришли его послушать, была именно любопытство… 
  Когда же они насытили свою страсть, то в "лучших" советских традициях сказали апостолу, чтобы он пришёл со своими рассказами/байками в другой раз… 
  Что называется - "приходите завтра"… 
  Высокий интеллект является одной из причин высокого же благоразумия… 
  Интеллект как тот ножик - им можно и порезаться, а можно и картошку почистить… 
  Всё в этом мире – "талант", который необходимо "пускать в оборот" (с рассуждением использовать для исполнения заповедей Христовых)…
  Ум же человека является самым большим и ценным его талантом… 
  Следовательно и основное своё внимание человек должен уделять именно развитию своего ума (увеличению силы именно своего духа), становлению себя истинно умным существом (что и есть собственно человек)…
  Слабость ума человека проявляется в сильно развитом зле и в слабо развитом добре (в атеизме, маловерии, неведении, в бессовестности, в злолюбии, в слабо развитой покаянной/молитвенной способности и в пр.)… 
  Все заповеди Христовы как раз и являются средствами, увеличивающими силу духа (ума) человека… 
  Каждая заповедь Иисусова уменьшает в человеке какой-либо конкретный его порок (зло) и соответственно увеличивает противоположную же ему добродетель (добро)…
  Живя по заповедям Христовым (первая из которых покаяние), православный человек тем самым как бы уподобляется культуристу, который пришёл в тренажерный зал… 
  Культурист смотрит на слабые бицепсы и берётся за гантели… Смотрит на слабые ноги и начинает приседать со штангой и т. д., и т. п. … 
  Так же и с пороками, и с добродетелями… 
  Каждая заповедь для христианина - как отдельный тренажёр или спортивный снаряд для спортсмена… 
  Как культурист высматривает у себя самую слаборазвитую мышцу, так и христианин должен высматривать в себе самый главный порок (самую слабую добродетель, соответственно)… 
  Как культурист начинает развивать в первую очередь самые слабые свои мышцы, так и православный должен в первую очередь сконцентрировать все свои усилия на борьбу именно с доминирующим пороком (развивая противоположную ему добродетель) – через покаяние, Исповедь и Причастие…
  Как для спортсмена спортзал - так же для христианина храм… 
  Как спортсмен вне спортзала продолжает соблюдать режим, так и христианин вне храма должен непрестанно каяться/молиться, читать св. отцов, Библию, размышлять о заповедях Христовых и использовать любую возможность для тщательного их исполнения…   
  При такой только усердной жизни по заповедям Христовым (первая из которых покаяние) человек и может возрастать в силе духа - развивать свой ум, увеличивая его способности… 
  Во зле умаляться, а в добре возрастать…
  Истинно умный человек приобретает способность любить Христа всем своим существом/естеством (и умом, и душою, и телом)… 
  Всем своим сердцем…
  Чтобы Христос радовался...
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья Сергея Мазаева с сайта Православие.Ру и соответствующие материалы с сайтов Серафимов, Ни-ка, Азбука веры, Логослово и толкования св. отцов на 52-й Псалом, 3-ю Книгу Ездры и 1-е Послание к Коринфянам с сайта ЭкзегетЪ.Ру ... 






 

                                              ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
     

 

 

 

Категория: О главном... | Добавил: samcfv (05 Окт 12)
Просмотров: 1587

Поиск