"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

006. Вопрос: "Как правильно причащаться?"
 
  "27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
  28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей.
  29 Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
  30 Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает.
  (1 Кор. 11)"
  "34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
   35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
  36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
  (Мф. 14)"
  "25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
  26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –
  27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
  28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
  29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
  33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
  34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
 (Мк. 5)"
  "56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись. 
  (Мк. 6)"










  "Время приступить к Страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростью и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос, Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия: «сие есть Тело Мое» — сказал Он. Итак, пусть никто не будет коварным, пусть никто не питает злобы, пусть никто не имеет яда в душе, чтобы не причащаться «во осуждение».
  И тогда, после принятия предложенного, в Иуду вошел диавол, презрев не Тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются Божественных Таин, особенно нападает и часто вселяется в них диавол, как и тогда в Иуду. Ибо почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большему наказанию. Говорю это не для того, чтобы устрашить, но чтобы предостеречь. Если ты имеешь что-нибудь против врага, то оставь гнев; исцели рану, прекрати вражду, чтобы тебе получить пользу от этой Трапезы, ибо ты приступаешь к Страшной и Святой Жертве. Постыдись Того, Кто приносится:предлежит закланный Христос.
  Почему Он заклан и для чего? Для того, чтобы умиротворить небесное и земное, чтобы сделать тебя другом Ангелов, чтобы примирить тебя с Богом, чтобы из врага и противника сделать тебя другом. Он отдал душу Свою за ненавидящих Его, а ты остаешься враждующим против подобного тебе? Как же ты можешь приступить к Трапезе Мира? Он не отказался даже умереть за тебя, а ты не хочешь для себя самого оставить гнев на подобного тебе? Как это можно простить? 
  Он обидел меня, скажешь, и весьма много отнял у меня. Что же? Ущерб только в деньгах; он еще не уязвил тебя так, как Иуда Христа. Однако Христос самую Кровь Свою, которая пролита, отдал для спасения проливших ее. Что можешь ты сказать подобного этому? Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе. Ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ни от чего так не отвращается Бог, как от человека злопамятного, сердца надменного и души раздражительной. Послушай же, что говорит Он: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». 
  Что ты говоришь: «Разве я могу простить?» «Да,— говорит Он. — Для мира с братом твоим принесена эта Жертва». Поэтому если эта Жертва принесена для мира твоего с братом, а ты не заключаешь мира, то напрасно участвуешь в этой Жертве; бесполезным для тебя становится это дело. Сделай же сначала то, для чего принесена эта Жертва, тогда и будешь с пользой причащаться ее. Для того сошел Сын Божий, чтобы примирить род наш с Господом; и не только для этого пришел Он, но и для того, чтобы и нас, совершающих это, сделать причастниками имени Его. 
  «Блаженны,— говорит Он,— миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Что сделал Единородный Сын Божий, то же сделай и ты, по своим силам человеческим став носителем мира и для себя, и для других. Потому тебя, миротворца, Он и называет сыном Божиим; потому и во время установления этой Жертвы Он не упомянул ни о какой другой заповеди, кроме примирения с братом, тем выражая, что это важнее всего... Итак, зная это, прекратим всякий гнев и, очистив совесть свою, со всем смирением и кротостью приступим к Трапезе Христа.
 
 Кровь Агнца спасительна для тебя, если ты приступаешь к ней с верою, если чувства свои и помышления, через которые входит смерть вслед за грехом, помазуешь верою, как бы кровью, как Израиль мазал двери кровью. Ведь если страсть не войдет в тебя через глаза, слух, обоняние, вкус и осязание, а затем и через рассудок, тогда и смерть не овладеет тобою. Тогда ты, нося в теле умерщвление Иисуса Христа, будешь иметь и являющуюся в твоем теле Жизнь. Скорее душу свою положу, чем позволю причаститься Крови Владычней недостойно, и скорее пролью собственную кровь, чем позволю причаститься столь Страшной Крови недостойным образом. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "В час приношения Бескровной Жертвы сопротивляйся помыслам и чувствам твоим, чтобы стоять со страхом Божиим и Достойно причаститься Святых Тайн и этим получить от Господа исцеление. Если хочешь причаститься Тела Христова, то храни себя, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти, обуздывай свои помышления и чувства. Стой в страхе Божием, чтобы причаститься Святых Таин достойно и получить исцеление от Господа. (Авва Исаия)" 
  "С каким намерением должно вкушать Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы жить уже не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего. (Свт. Василий Великий)" 
  "Надо чистой душой принимать в себя сходящую свыше Пищу... которая есть несеянный Хлеб, сходящий свыше, обретаемый на земле. (Свт. Григорий Нисский)" 
  "Уверься и утвердись в вере, что в Святейшей Евхаристии истинно подается нам Тело Христово и Кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому Таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной Трапезе приступая, не затрепещешь? Тогда будешь не много говорить в молитве, но одно повторять: «Помилуй, Господи! Очисти, Господи, не опали огнем, как траву сухую». Святая святым подаются, как возглашает на литургии иерей.
  И тут будешь удивляться Благости Божией, что Тело Христово и Его Пресвятая Кровь нам, бренным и недостойным, подаются в духовную пищу. И от сердца будешь благословлять и благодарить Его за это великое Таинство. И, помня это, будешь исправнее вести себя в жизни, не захочешь осквернить совесть и душу грехами, но всячески будешь стараться жить достойно христианина. Одно это будет отвращать тебя от всякого греха и подвигнет к добру. 
  Грешникам нужно себя исправить, чтобы причащаться не в суд. Блудникам, прелюбодеям и осквернителям нужно переменить свое сердце и возлюбить чистоту, когда приступают к Пречистому Агнцу Христу. Гордым и высокоумным отложить бесовскую гордость и возлюбить смирение, когда приступают к Смиренному Христу. Злобным и дышащим огнем отмщения нужно оставить злобу и возлюбить кротость и незлобие, когда приближаются к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию... Клеветникам, злоречивым, хульникам исправить свой язык, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово. Сребролюбцам нужно оставить маммону и возлюбить Бога, когда приступают к Сыну Божию, Который есть Любовь.
  Жестокосердньм и немилостивым следует переменить свой жестокий нрав и стараться быть милостивыми, когда приходят к Милостивому и Милосердному Господу... Пьяницам следует оставить пьянство и начать трезвую жизнь, если приобщаются Распятому и Умершему Христу. Словом, всякому должно исправить, очистить и обновить себя, чтобы неосужденно приступить. «Должно,— говорит Василий Великий,— приступающему к Телу и Крови Господним очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы не в суд есть и пить», и в воспоминание о том, Который за нас умер и воскрес, умереть для греха и мира, и самого себя, но ожить во Христе Иисусе. 
  Как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовой? Апостол говорит: «да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог. Страшно приступать неочистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то и другое страшно. (Свт. Тихон Задонский)" 
  "Прежде дерзновенного пришествия на брак к Сыну Божию да позаботится (человек) о своей душевной ризе: она омывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа при нашем покаянии. Величие Таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живую, святую, благоугодную Богу. Служитель Божий хотя еще борется со страстями, но уже достойно причащается Тела и Крови Христовых, когда причащается в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
 
  "Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью. (Прп. Порфирий Кавсокаливит)"
  
"Страшному осуждению подлежит не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа, но и тот справедливо осуждается и наказывается, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое бесплодие.
  Первая – та, что это Таинство, столь спасительное и благотворное, он делает бесплодным и бесполезным в себе самом, не делая ничего доброго (будто в укор Таинству).
  Вторая – та, что причащается неблагодарно, так как потом не проявляет никакого благодарения Богу, через исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые произносят праздное слово, не тем ли более осудит Он того, кто столь великое Таинство делает бесплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтобы не вкушать Тела и не пить Крови Господа во осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно вспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего за нас,— именно тем, чтобы явить себя мертвым греху, миру и себе и живым Богу во Христе Иисусе, Господе нашем.
  Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым Святые Отцы воспрещают приступать к Святому Причастию.
  Первый – оглашенные, как ещё не крещёные.
  Второй – крещёные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются.
  Третий — бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство.
  Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время.
  И пятый – те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия.
  Достоин же Причастия Святых Таин тот, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали. Но когда кто-либо из таковых достойных осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился.
 (Прп. Симеон Новый Богослов)"  
  "Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться - надобно внутреннее очищение, чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту. Кто остается в ожесточении, не хочет испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях, или прощает не от сердца, на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. (Архим. Феофан, Новоезерский)"
  "Можно причаститься на земле и остаться непричащённым на Небе. Благодать, даруемая нам Приобщением (Причастием), так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасётся. (Прп. Серафим Саровский)" 
  "Многие наперёд вожделевают получить от Святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина — не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости — укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. К таинству причащения приступайте ничтоже сумняшеся. Если приступите с верою в Господа, присущего в Таинствах, с благоговением и готовностью все силы свои посвятить на служение Ему Единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне себя причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении духа. Потом само причащение мало-помалу и исправит сии недостатки. Вы все свое с детскою верою предавайте Господу в молитве и Он благоволительно примет то и устроит все. 
(Свт. Феофан Затворник)"
  "Мы должны сознавать, что мы заведомо недостойны и никогда не будем достойны Причастия. Мы не должны думать, что станем достойны, если будем причащаться реже, или что станем достойны, если как-то особым образом подготовимся к Причащению. Мы всегда останемся недостойными. (Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев))"
  "Для достижения цели, с которой приступаем к Божественному Таинству Евхаристии, надлежит нам иметь некие особые расположения, совершать некие особые дела и употреблять некие особые меры прежде Причащения, во время Причащения и после Причащения. Прежде Причащения надлежит через Таинство Покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и исполнить то, что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с этим твердую решимость от всего сердца, всею душою, всею силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать только угодное Ему. В этом Таинстве Он дает нам Свое Тело и Свою Кровь, с Душою и Божеством, и всею силою Воплощенного Домостроительства. Помышляя же о том, как ничтожно то, что даем мы Ему, по сравнению с тем, что Он дает нам, положим в сердце, по крайней мере, усердно делать все для нас возможное во славу Его. И если бы мы владели самым высшим даром, какой когда-либо приносили Ему земные и небесные разумные твари, изъявим готовность принести это без размышления Его Божественному величию.
  Пожелав принять это Таинство, чтобы силою его победить и поразить врагов своих и Господних, с вечера еще или даже раньше того начинай помышлять, как сильно Спаситель наш. Сын Божий, желает, чтобы ты с принятием этого Таинства дал Ему место в сердце своем, чтобы, соединившись с тобою, помочь тебе изгнать оттуда все твои страсти и победить всех врагов твоих. Это желание Господа нашего столь велико и пламенно, что этого никакой тварный ум не может вместить в совершенстве.
  Ты, впрочем, чтобы хоть сколько-нибудь подойти к этому, потрудись поглубже запечатлеть в уме своем следующие два помышления. Первое – как неизреченно радостно Всеблагому Богу пребывать в преискреннем общении с нами, что удостоверяет сама священная Премудрость: «радость моя была с сынами человеческими».
  И второе – как сильно ненавидит Бог грех – и потому, что грех препятствует соединению Его с нами, столь для Него желательному, и потому, что грех прямо противоположен Божественным Его совершенствам. Будучи по естеству беспредельно благим и чистым Светом, неизреченной красотой, не может Он не гнушаться безмерно грехом, который не что иное есть, как крайнее зло, мрак, растление, мерзость и стыд в душах наших. И это Божие нетерпение греха столь велико, что с самого его начала к истреблению его и изглажению следов его были направлены все промыслительные о нас Божеские действия и установления Ветхого и Нового Завета, особенно же предивное страдание Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия... 
  Уразумев из таких помышлений и созерцаний, сколь великое желание имеет Бог войти в сердце твое, чтобы окончательно победить там твоих врагов, которые есть и Его враги, ты не сможешь не ощущать в себе живого желания принять Его, да совершит Он в тебе такое действие. Воодушевись же, таким образом, полным мужеством и, восприняв дерзновение от верной надежды, что в тебя может прийти небесный Архистратиг твой Иисус, вызывай почаще на брань ту страсть, которая беспокоит тебя и которую желаешь преодолеть.
  И поражай ее ненавистью, презрением и отвращением, восстановляя в то же время в себе молитвенное желание противоположной ей добродетели с готовностью и на соответственные тому дела... Вот что следует тебе делать перед Причастием. Утром же, прежде Святого Причастия, пройди одним взором ума все увлечения, неправды и прегрешения, сделанные тобою со времени предшествовавшего Причащения и до сих пор, помянув притом, с каким бесстрашием и ослеплением все это делалось, как будто не было у тебя Бога – Судии и Воздаятеля, видевшего это, и чтобы избавить тебя от таких дел, поднявшего страшные страдания и позорную смерть на Кресте, которые ты попирал, когда, склоняясь на грех, постыдные похоти свои ставил выше воли Бога, Спасителя твоего.
  Да покроется стыдом лицо души твоей при сознании такой неблагодарности и такого бесстрашия. Однако не попусти себе быть потопленным этим смущением и всякую безнадежность далеко отбрось от себя. Вот долготерпеливый Господь, преклоняясь на милость раскаянием твоим и изъявленной тобою готовностью служить теперь Ему одному, грядет к тебе и в тебя, чтобы безмерной бездной Благости Своей потопить и поглотить бездну твоей неблагодарности, твоего бесстрашия и маловерия.
  Приступи же к Нему со смиренным чувством недостоинства, но и с полной благой надеждой, любовью и преданностью, уготовляя Ему в сердце своем пространную скинию, чтобы Он весь вселился в тебя. Как и каким образом? Изгнанием из сердца всякого помышления о чем-либо тварном, а не только пристрастия и сочувствия к тому, и заключением двери его, да не войдет в него ничто и никто, кроме Господа. 
Вот чего требует Бог от приступающих к Святым Тайнам:
  1. Чтобы ты страдал сердцем об оскорблении Его.
  2. Чтобы ты более всего возненавидел всякий грех – и большой и малый.
  3. Чтобы ты всецело всего себя предал Ему и со всем расположением и сердечною любовью имел одно попечение – всегда и во всем, во всяком деле быть в воле Его и в полной покорности Ему Единому.
  4. Чтобы ты имел крепкую веру в Него и твердо уповал, что Он помилует тебя, очистит тебя от всех грехов твоих и охранит от всех врагов твоих, видимых и невидимых. 

  Для достижения цели, с которой приступаем к сему Божественному Таинству, надлежит нам иметь некие особые расположения, совершать особые некие дела и употреблять особые некие меры - прежде причащения, во время причащения и после причащения. Прежде причащения надлежит чрез Таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и исполнить, что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с сим твердую решимость от всего сердца, всею душою, всею силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать одно, Ему благоугодное. Так как Он в сем Таинстве дает нам Тело Свое и Свою Кровь, с душою и Божеством и всею силою воплощенного Домостроительства, то, помышляя о том, как ничтожно даемое нами Ему сравнительно с тем, что Он нам дает, положим в сердце, по крайней мере, все для нас возможное всеусердно делать во славу Его, и если б нам пришлось овладеть самым высшим даром, какой когда-либо приносили Ему земные и небесные разумные твари, изъявим готовность принести то без размышления Его Божественному Величию.
  Возжелав принять сие Таинство, чтоб силою его победить и поразить врагов своих и Господних, с вечера еще, или даже раньше того, начинай помышлять, как сильно Спаситель наш, Сын Божий и Бог, желает, чтобы ты с приятием сего Таинства дал Ему место в сердце своем, дабы, соединясь с тобою, помочь тебе изгнать оттуда все страсти твои и победить всех врагов твоих.
  Сие желание Господа нашего столь велико и пламенно, что сего никакой тварный ум не может вместить в совершенстве. Ты, впрочем, чтоб хоть сколько-нибудь подойти к сему, потрудись поглубже напечатлеть в уме своем следующие два помышления: первое, как неизреченно радостно Всеблагому Богу пребывать в преискреннем общении с нами, как удостоверяет Сама священная Премудрость, говоря: радость Моя с сынами человеческими; и второе, как сильно ненавидит Бог грех, и потому, что он препятствует соединению Его с нами, столь для Него желательному, и потому, что он прямо противоположен Божеским Его совершенствам. Будучи по естеству беспредельно благим и чистым светом и неизреченною красотою, не может Он не гнушаться безмерно грехом, который не что иное есть, как крайнее зло, мрак, растление, мерзость и срамота в душах наших.
  И сие Божие нетерпение греха столь велико, что с самого начала его все промыслительные о нас Божеские деяния и установления Ветхого и Нового Завета направляемы были к истреблению его и изглаждению следов его, особенно же предивное страдание Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога. Некоторые богословы и учители говорят даже (припомни сказание св. Дионисия Ареопагита о видении Титу), что если б потребовалось, то Господь Иисус готов бы был подъять тьмы других смертей для уничтожения силы греха. Так преследует его Божеское негодование.
  Уразумев из таких помышлений и созерцаний, сколь великое имеет Бог желание внити в сердце твое, чтобы вконец победить там твоих врагов, кои суть и Его враги, ты не можешь не ощущать в себе живого вожделения приять Его, да совершит Он в тебе такое действие и самым делом. Воодушевившись же таким образом, полным мужеством, и восприяв дерзновение от верного надеяния, что в тебя может прийти Небесный Архистратиг твой Иисус, вызывай почасту на брань ту страсть, которая тебя беспокоит и которую желаешь преодолеть, и поражай ее ненавистью, презрением и отвращением, восстановляя в то же время в себе молитвенное желание противоположной ей добродетели с готовностью и на соответственные тому дела, такие именно и такие. Вот что следует делать тебе вечером пред причащением.
  Утром же, немного прежде святого Причастия, пройди одним взором ума все увлечения, неправости и прегрешения, содеянные тобой со времени предшествовавшего причащения доселе, помянув при том, с каким бесстрашием и ослеплением все сие делалось, как будто и не было у тебя Бога, Судии и Воздаятеля, видевшего то и, чтоб избавить тебя от таковых дел, подъявшего страшные страсти и поносную смерть на кресте, которые ты попирал, когда, склонясь на грех, срамные похотения свои ставил выше воли Бога, Спасителя твоего. Стыдом да покроется лицо души твоей при сознании такой неблагодарности и такого бесстрашия.
  Однако ж не попусти себя потоплену быть от смущения при сем и всякое безнадежие далеко отжени от себя. Се долготерпеливый Господь, преклонясь на милость раскаянием твоим и изъявленною тобой готовностью служить отселе Ему единому, паки грядет к тебе и в тебя, чтоб безмерной бездной благости Своей потопить и поглотить бездну неблагодарности твоей и твоего бесстрашия и маловерия. Приступи же к Нему со смиренным чувством недостоинства, но и с полным благонадежием, любовью и преданностью, уготовляя Ему в сердце своем пространную скинию, да вселится Он весь в тебя. Как и каким образом? Изгнанием из сердца всякого помышления о чем-либо тварном, а не только пристрастия и сочувствия к тому, и заключением двери его, да не внидет в него ничто и никто, кроме Господа.
  По причащении же Святых Таин войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, простри к Нему мысленно такую беседу: "Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грехи на пагубу себе и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия мои и ими вместо меня порази вконец сего неистового врага моего".
  После сего, наконец, обратясь к Небесному Отцу Господа нашего Иисуса Христа и нашему, вместе с Ним в Тайнах сих благоволением Своим в тебя нисшедшему, и к Духу Святому, благодатию Своей тебя возбудившему и приготовившему к принятию Тела и Крови Господних и по принятии их теперь обильно тебя осеняющему, поклонись Богу сему Единому, в Троице Святой славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение за великую к тебе милость, в сей момент явленную, как дар некий, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом, в чаянии преодолеть его силою Единого Бога Триипостасного.
  Ибо ведай, что если не будешь употреблять всех своих усилий к преодолению своей страсти, помощи от Бога не получишь, и если, усиливаясь всеусердно, на одни свои силы надеешься, успеха никакого иметь не будешь. Усиливаться усиливайся всеусердно, но успеха ожидай от одной помощи Божией. Придет несомненно помощь и, сделав твои бессильные усилия всесильными, подаст тебе удобную победу над тем, с чем борешься.
  Подкрепившись неизреченною любовью к тебе Божиею, приступи ко Святому Причастию со страхом святым и любительным, говоря: "Недостоин я, Господи мой, прияти Тебя, ибо столько и столько раз прогневлял Тебя грехами моими, а не оплакал еще всех таких нечестивых дел моих. Недостоин я, Господи мой, прияти Тебя, ибо не очистил еще себя от расположений и пристрастий к тому, что не благоугодно Тебе. Недостоин я, Господи мой, прияти Тебя, ибо не предался еще со всею искренностью в любовь к Тебе, в волю Твою и в покорность Тебе. О Боже мой, всесильный и безмерно благий! Сам Ты, по всещедрому человеколюбию Своему, удостой меня прияти Тебя, с верою притекающего к Тебе".
  После же того, как сподобишься Святого Причастия, заключись в сокровенностях сердца своего и, забыв все тварное, простри к Богу такую или подобную сей беседу: "Всевышний Царю неба и земли! Кто внити Тебя сотворил в недостойное сердце мое, когда я и окаянен, и беден, и слеп, и наг? Никто, конечно, как безмерная любовь Твоя ко мне. О любовь несозданная! О любовь сладчайшая! Чего же хочешь Ты от меня, в конец обнищавшего?
  Ничего, как проразумеваю и вижу, кроме любви моей к Тебе; ничего, кроме того, чтоб на жертвеннике сердца моего не горел никакой другой огонь, кроме огня любви моей к Тебе, который бы попалял всякую другую любовь и всякое другое желание, кроме желания всего меня принести Тебе в жертву всесожжения и в воню благоухания. Ничего другого никогда не желал Ты и не искал от меня и теперь не ищешь и не желаешь. Вонми же, Господи, ныне и обетам сердца моего! Се сочетаваю с желанием Твоим мое желание, и как Ты всего Себя дал мне, и я всего себя предаю Тебе, да буду весь в Тебе.
  Ведаю, Господи, что сему нельзя быть, если не будет во мне полного самоотвержения, если останется во мне какой-либо след самолюбия, если будет укрываться во мне сочувствие и расположение к какой-либо воле своей или мыслям своим, или к самоугодливым обычаям моим; почему хочу и порываюсь отныне противиться себе во всем, что неугодного Тебе возжелает душа моя, и нудить себя на все, что благоугодно Тебе, хотя бы все во мне и вовне меня восставало против того. Сам я не силен успеть в этом, но как отныне Ты со мною, то дерзновенно уповаю, что Ты Сам будешь совершать во мне все достодолжное.
  Порываюсь и ищу, и да будет сердце мое едино с Твоим сердцем; и уповаю, что сие будет мне благодатию Твоей. Порываюсь и ищу ничего не видеть и не слышать, ни о чем не помышлять и ничему не сочувствовать, кроме того, к чему поведет и на что указывать будет воля Твоя, заповедями Твоими определенная, и уповаю, что сие будет мне действом силы Твоей во мне. Порываюсь и ищу не отходить вниманием от сердца, в коем Ты, и там, непрестанно взирая к Тебе, согреваться лучами света, от Тебя исходящего; и уповаю, что сие будет мне прикосновениями и объятиями дланей Твоих. Порываюсь и ищу, да отныне Ты един будешь мне свет, сила и радование; и уповаю, что сие будет мне спасительными Твоими воздействиями на внутреннее мое. О сем и молюсь и непрестанно молиться буду. О премилосердный Господи! Буди мне сие, буди".
  Попекись затем день ото дня все более и более преизбыточествовать верою в силу сего Пресвятого Таинства Евхаристии и не переставай изумляться сему дивному Таинству, помышляй, как Бог под видом хлеба и вина являет тебе Себя и существенно бывает в тебе, чтобы содевать тебя наиболее святым, преподобным и блаженным. Ибо блажены те, которые не видят, но веруют, по слову Спасителя: блажени не видевшии и веровавше. И не желай, чтобы в сей жизни Бог являл Себя тебе под другим каким видом, кроме сего Таинства.
  Старайся возгревать в себе теплое желание сего Таинства и каждодневно преуспевай и в ревностной готовности творить одну волю Божию и в духовной мудрости ее делать царицей и правительницей всех твоих дел, и духовных, и душевных, и телесных. Всякий раз, как причащаешься, причащаясь сей Жертвы Бескровной, и себя самого приноси в жертву Богу, т. е. изъявляй полную готовность, по любви к Господу, за нас пожершемуся, терпеть всякую напасть, всякую скорбь и всякую напраслину, какие могут встретиться в течение жизни твоей.
  Причащающиеся с верою, любовию и готовностию до положения живота быть верными заповедям Божиим и всякой, явно Им изъявленной воле, берут на себя долг уже не жить более себе, ни миру и греху, но приемлемому ими во Святом Причастии Господу Богу, за них умершему и воскресшему.
  Наконец, прияв в Святом Причастии Господа, за тебя пожершегося, и общником быв силы сей жертвы, во имя ее вознеси к Небесному Отцу, после благодарения и славословия, молитвы и моления о твоих нуждах, духовных, душевных и телесных, затем о Святой Церкви Божией, о домашних твоих, о благодетелях и о душах, в вере почивших. Будучи сочетана с жертвой, коею Сын Божий исходатайствовал нам от Бога Отца всякую милость, молитва сия и услышана будет, и не оставлена будет без плода. 
  Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 











 

   Ответ: "Тело и Кровь Христовы являются Святыми по своей принадлежности Богочеловеку Иисусу Христу, в Котором Божественное Естество неслитно, нераздельно и неразлучно соединено с естеством человеческим…        
  Поэтому Тело и Кровь Христовы являются самым сильным Лекарством, самым эффективным Средством от любого человеческого порока…
  Правильно (смиренно) причащаться – это и означает вкушать Тело и Кровь Христовы, как крайне необходимое Лекарство от главного порока, который христианин перед этим исповедовал в Таинстве Исповеди:

  "По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть (главный порок - от авт.) и как сам я бессилен освободиться от неё.
  Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие моё вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего. Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.
(Прп. Никодим Святогорец)"




 
  Чудо из Чудес - Богочеловек врачует падшее человеческое естество посредством Своих собственных Тела и Крови… 
  Он и Врач, и Он же Лекарство… 
  Чудо… 
  Тайна...
  Таинство...
  Красота…
  Конечно, было бы крайне безрассудно, вкушая Тело и Кровь Христовы, не обращать при этом внимания на Самого Подателя этих Своих Тела и Крови… 
  Причастие – это самый главный внешний молитвенный стимул, по определению максимально смиряющий человека, это мощнейшее молитвенное средство, стимулирующее в максимально возможной степени внимание причастника к Господу Иисусу Христу…
  Впервые понятие о правильности ("достойности") Причастия ввёл св. ап. Павел... 
  Он писал, что неправильно ("недостойно") причащающиеся сами себя осуждают и обрекают не духовную смерть...
  Он обращал внимание христиан, что многие слабеют, болеют и умирают из-за того, что "недостойно" причащаются... 
  Ап. Павел особо отмечал крайнюю необходимость для христианина его правильного ("достойного") Причастия....
  Достоинство же христианина (при исполнении им любой заповеди Христовой вообще и при его Причастии, в частности) заключается в величине его смирения, которое образуется в свою очередь, как от степени его покаяния вообще, так и от качества (правильности) его Исповеди, в частности...
  Таким образом становится понятным, что степень "достоинства" (правильности) Причастия христианина прямо пропорциональна величине осознания им своего недостоинства (смирения, покаяния)... 
  Правильное Причастие христианина (на этапе очищения) – это принятие смертельно больным человеком жизненно необходимого для него Лекарства с максимально сконцентрированным вниманием к Врачу, исцеляющему его главную, омерзительнейшую, смертельно опасную духовную болезнь (главный порок)…
  По вкушении же Христовых Тайн христианину ни в коем случае нельзя расслабляться ни на долю секунды… 
  Ему необходимо хранить молитвенную сосредоточенность как зеницу ока, как самое главное своё богатство - как можно дольше (насколько только это позволяют ему обстоятельства)… 
  Нельзя ни на кого смотреть... 
  Нельзя ни с кем разговаривать... 
  Нельзя никому отвечать на поздравления… 
  Будет правильным, склонив голову и смотря в пол, отойти в уголок храма (туда, где поменьше послеслужебной суеты и сутолоки)... 
  И там стараться устремлять ко Христу чувства благодарности и покаяния - доколе они не сойдут на нет… 
  И только потом можно выходить из храма… 
  И необходимо стараться быть готовым к искушениям, которые не заставят себя долго ждать… 
  Когда человек заранее готовит себя к ним, он их преодолевает… 
  А когда искушения застают христианина врасплох – он, как правило, впадает в них… 
  Молитва, молитва, и ещё раз молитва по Причастии… 
  И не впадёте в искушение...

"Когда вы находитесь в хорошем, благодушном настроении, — ждите бури... Так почти всегда бывает... Действительно, всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"

 

  
 
  Причастие Святых Тайн может быть правильным (полезным, "достойным"), а может быть и неправильным (вредным, "недостойным")... 
  Если человек причащается с искренним сердечным покаянием, то Причастие для него - полезно/правильно/"достойно"...
  Если же человек причащается без должного покаяния, то Причастие для него вредно/неправильно/недостойно... 
  Степень правильности/"достойности" Причастия человека прямо пропорциональна степени его покаяния...
  Иуда причастился от Самого Христа с сребролюбием и намерением предать Его... 
  Такое причастие было очень вредным ("недостойным") для него...
  Ибо что посеешь, то и пожнешь...
  Сеешь порочность (сребролюбие) при Причастии - в нём же и возрастаешь (губишь себя)... 
  Сеешь добродетель (напр., смирение через покаяние) - в нём же и возрастаешь (спасаешь себя)... 
  Почему вредное Причастие называется "недостойным"?... 
  Вовсе не потому, что причастник - грешен...
  Ибо "Един свят - Един Господь Иисус Христос" (возглас на Литургии)... 
  А потому, что причастник, стремящийся к пороку - погибает в своей увеличивающейся от неправильного/вредного Причастия порочности...
  Ведь человек "не достоин" вечной погибели в пороках - в геенне... 
  Человек "достоин" обожения (принадлежа к "царственному священству") - бесконечного блаженства в Царстве Небесном через соответствующее же "достойное" своего образа Божия, правильное/полезное/"достойное" Причастие...  
  Принимая во внимание слова Господни (обращённые ко всем верным) на Литургии о том, что Его Тело, "ломимое" за нас и Его Кровь, за нас "проливаемая" едятся и пьются "во оставление грехов (в умаление порочности)", а также слова Господни, обращённые ко всем христианам в лице св. ап. Павла о том, что "сила Его в немощи (человеческой) совершается (приобретается лишь теми христианами, которые видят свою немощь/слабость без Христа)", хочется выделить следующее:
  Правильность Причастия христианина проявляется/выражается в следующих его признаках/качествах/состояниях во время Причастия:
  - в видении своего зла/греховности (как вообще, так и главных пороков, в частности – напр., чревоугодия, осуждения, тщеславия и пр.)…
  - в видении своей немощности/слабости (как вообще, так и в частности – напр., неспособности внимательно/сконцентрированно/неразвлечённо молиться при исполнении молитвенного правила)…
  - в ненависти к своим злу/греховности/немощи…
  - в стремлении к противоположным им добру/силе Христовой в себе…
  - в понимании/видении, что правильность Причастия (все эти признаки правильности) подаётся только Христом…
  - в вытекающих из всего вышеперечисленного покаяния/смирения и благодарности/любви/молитвы к Иисусу…
  Очевидно отсюда, что степень правильности Причастия (которая может изменяться/отличаться как во времени, так и в личностях/индивидуальностях/персонах) прямо пропорциональна этим качествам причастника…
  Чем отчетливее/сильнее, чаще причастник видит в себе зло/греховность/порочность и немощь/слабость вне Христа, чем больше он ненавидит их, чем сильнее стремится причастник к противостоящим им добродетелям и к Подателю всего сего – Иисусу (к Его Телу и Крови как Средству, при помощи Которого достигаются и эти тактические цели, и Спасение как цель стратегическая), тем правильнее Причастие…
  Отметим также и смысл возгласа священника перед Причастием: "Святая – святым"…
  Не стоит смущаться, думая, что по своей греховности (отсутствию святости/совершенства в общепринятом смысле) мы не достойны Причастия/Святыни…
  Нельзя и превозноситься мнимой святостью, подходя к Святым Тайнам…
  Святость является состоянием человека, исполняющего ту или иную заповедь Христову (в данном случае - заповедь о Причастии)…  
  Другое дело, что святость может иметь разные свои степени как в одном и том же человеке, так и в разных людях…
  Поэтому не стоит ни смущаться, ни превозноситься, но в простоте сердца "Со страхом Божиим и верой приступать" к Чаше…
  В заключение хочется вспомнить Евангельскую историю о кровоточивой женщине...  
  "Нечистым" женщинам в Ветхом завете (да и в наше православное время, к сожалению, тоже), не разрешалось приходить в храм Соломонов...
  Вы только представьте себе - иудейка не могла ни разу(!) прийти в Иерусалимский храм в течении аж двенадцати лет...
  Даже на пасху...
  Какой это был для неё позор, какое горе - чувствовать себя религиозным изгоем...
  Что могло быть для неё горше этого?...
  Все показывали на неё пальцем: "Смотрите - вон идёт нечистая, великая грешница и пр., и пр."...
  Все евангельские больные, подходя ко Христу и прося исцеления, называли свою болезнь...
  А той женщине было так стыдно за свою интимную (внутреннюю) грязную болезнь, что она даже боялась и вслух-то её произнести...
  Поэтому она ничего и не сказала, и подобралась-то поэтому ко Христу украдкой, сзади, чтобы не стать в очередной раз посмешищем в глазах толп народа, теснивших Иисуса... 
  Примите во внимание и её веру во Христа как в Сына Божия...
  Ведь ни один врач (человек) не смог ей помочь...
  Она верила в Иисуса как во Врача Божия...
  Верила настолько, что даже не считала необходимым непосредственное исцеление от Христа...
  Верила в Божественность врачевства настолько, что считала достаточным лишь прикоснуться к краешку одежды Господа...
  Добавьте к этому величайшее дерзновение женщины...
  Ей в храм-то рукотворённый страшно было зайти, чтобы  помолиться об исцелении "страха ради иудейского"...
  А тут не побоялась приступить к Самому Господу...
  Вы только представьте Себе, какое глубочайшее чувство собственного недостоинства она испытывала...
  Когда священник выходит из алтаря с потиром, он призывает причастников словами: "Со страхом Божиим и верой приступите"...     
  С каким страхом?...
  С какой верой?...
  Со страхом недостоинства, подобным страху у той самой кровоточивой женщины...
  И с верой, подобной её вере...
  А уж с каким желанием она приступала...
  Вы только вникните всем сердцем в её историю...
  Вы всё тогда поймете и про страх, и про веру, и про обязательное желание исцелиться... 
  Разница-то между нею и нами небольшая...
  У неё - источник крови, а у нас - главный порок...
  У неё - внутри всё в крови, а у нас внутри - пороки и страсти...
  У неё - снаружи всё в крови, а у нас снаружи - грехи...
  Почти полная аналогия...
  Евангельская история исцеляющего прикосновения кровоточивой женщины к краю(!) одежды Христа - суть наивернейший образ правильного Причастия... 
  В заключение нам хотелось бы привести некоторые толкования прп. Ефрема Сирина на Книгу Бытия в контексте Вашего вопроса...
  Земля по прп. Ефрему - суть образ храма Божия (церковь), прилегающая к раю местность - образ притвора, рай - суть центральная часть храма (трапеза), место рая за древами Жизни и познания добра и зла - образ жертвенника (алтарь), древо Жизни - Тело и Кровь Христовы (Господь Иисус Христос), древо же познания добра и зла - суть образ Причастия (подготовки к Нему)...
  Невкушение плодов древа познания добра и зла - суть образ правильного Причастия, а вкушение плодов - образ неправильного Причастия, соответственно (где плоды - суть образ порочности вообще и сластолюбия, в частности)...
  Итак...
  Достойность Причастия выражается/проявляется в видении/ощущении причастником своего недостоинства...
  Смысл подготовки к Причастию заключается в том, чтобы причастник увидел/ощутил свою неподготовленность к Причастию...  
  Правильность Причастия проявляется/выражается:
  - в благоговении, смирении, страхе Божием и печали по Бозе (плаче) перед Причастием (напр., при подходе к Чаше) и во время Него...
  - в слезах недостоинства перед Причастием и во время Него...
  - в ощущении мира/тишины/покоя/пространства души, радости/умиления от ощущения Прощения Божия, от чувства соединённости с Пречистым Христом после Причастия, в слезах умиления...
  - в парадоксальном непрестанном ощущении неправильности/недостойности/неподготовленности и до, и во время, и после Причастия...
  Во время Причастия священник довольно легко "вычисляет"/определяет в очереди к Чаше человека случайного/захожего/прохожего, спрашивая его - исповедался ли он?...
  После отрицательного (естественно) ответа, такого человека (вполне справедливо/правильно) батюшка от Причастия отстраняет...
  Спросите такого захожанина (совсем нецерковного/случайного человека) - достоин ли он Причаститься?...
  И он со всею уверенностью (и недоумением - мол, что за глупый вопрос ко мне такому хорошему) ответит, что конечно же - достоин (хотя ничего для этого - для осознания своего недостоинства он не сделал)...
  А сколько таковых стоит обычно в очереди к Причастию - постоянных членов церковных общин, формально/внешне/телесно выполнивших все церковные условия/каноны/правила подготовки к Причастию (для осознания своего достоинства!) и поэтому превознёсших себя до небес?...
  Страшно подумать... 
  Почему же совершившему смертный грех запрещается Причастие (налагается епитимья) - ведь он тогда явно смиряется и видит своё недостоинство?...
  Потому что у него отсутствует дерзновение к Причастию (свидетельство подготовленности к Нему), которое от благодати, без которой Причастие будет вредным (если не смертельным), неправильным, недостойным...
  Совершившему смертный грех необходимо время на покаяние для стяжания благодати и соответствующего дерзновения...
  Истинно воЦерковлённый человек, совершивший смертный грех - чувствует правильный животный страх (из-за отсутствия у него дерзновения и благодати) от одной только мысли о возможности Причастия...
  Он сам просит епитимью, понимая, насколько она жизненно необходима для него..."

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 33-е, 41-е прп. Симеона Нового Богослова и статьи митр. Тамасского Исайи (Киккотиса) с сайта Богослов.Ру, протоиерея Валентина Асмуса, иеромонаха Иова (Гумерова), игум. Нектария (Морозова), Марины Бирюковой, протоиер. Андрея Ткачева, Петра Давыдова, святит. Илии (Минятия), еп. Пахомия, Ольги Рожневой и др. авторов с сайта Православие.Ру, а также соответствующие статьи с сайтов Богослов.Ру и Азбука Веры...

 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (29 Авг 12)
Просмотров: 1546

Поиск