"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

009. Вопрос: "Обязательно ли по Причастии надо пить запивку?"

   

 

 










  Ответ: "Запивка (т. н. "теплота") нужна для того, чтобы гарантировать прохождение вовнутрь причастника всего Тела Христова...
  Даже и малых Его Частей...
  Помните, как Христос повелел апостолам собрать в корзины остатки хлеба и рыбы после того, как накормил в пустыне множество людей?...
  "Укрухи" хлеба тленного... 
  "Чтобы ничего не пропало..."
  А здесь - Хлеб жизни... 
  Поэтому теплота является проявлением не только благоговения христианина по отношению к Телу Христову...
  Это еще и исполнение заповедей как о бережливости, так и о любви к Самому Заповедавшему ее - к Господу Иисусу Христу...
  К тому же безропотное исполнение церковных правил смиряет человека, умаляет его своеволие и развивает в нем добродетель послушания, примером которого для христиан и является Христос, Который "...был послушлив даже до смерти, смерти же крестной..."   
  Благоговение к Телу и Крови Христовым при Их принятии выражается и в правильном Их вкушении… 
  До четвертого века христиане в храмах на Литургии употребляли только Христову Кровь… 
  Тело же Христа им давали в руки для вкушения Его дома… 
  Но, как это обычно и бывает, стали учащаться случаи неблагоговейного, а иногда и кощунственного отношения к Святыне вне стен храмов… 
  Св. Церковь в лице своих иерархов (среди которых был, напр. и свт. Иоанн Златоустый), запретила тогда келейное вкушение Тела Христова, постановив употреблять Его вместе со Святою Кровью в храмах… 
  Когда во время Причастия христианин принимает в рот Тело и Кровь Христовы, ему не надо жевать Тело (за исключением случая, если размер преподанного Хлеба превосходит размер гортани и очень твёрд - когда по необходимости приходится со страхом/трепетом разделить/раздробить Его передними зубами на две (образ Божества и Человечества Христовых) или на три (образ Святой Троицы) части)… 
  Во-первых, жевание Тела Христова - это не благоговейно...
  Во-вторых, при жевании частицы Тела Христова могут остаться между зубами, за деснами, под языком и пр. и впоследствии при разговоре, кашле, чихании и пр. удалиться наружу, под ноги - в грязь и мусор...
  А это уже кощунство (хотя бы и невольное, и неосознанное)... 
  Чтобы свести к минимуму возможное кощунство, причастнику (после запивки) предлагается и кусочек просфоры, жуя который, легче употребить Тело Христово вовнутрь полностью...
  Кровь Иисусову причастнику благоразумно сразу же по принятию Ее с благоговением проглотить...
  Тело же Христово необходимо нежно прижать языком к небу и нести Его бережно и со страхом к столику с теплотой… 
  Идти христианину надо крайне неспешно, опустив очи долу, ценя каждое мгновение этого ношения, с максимальными страхом, благоговением, радостью и благодарностью к Тому, Кто пожертвовал ему Себя… 
  Он ведь сейчас несет Самого Господа Иисуса… 
  Он – нечистый и "кровоточивый", смердящий бесчисленными, омерзительнейшими пороками/страстями/грехами/немощами… 
  Христианину крайне необходимо максимально ценить эти немногие свои шаги, ибо скоро, вот-вот, еще немного и – он уже не будет так ощущать Его… 
  Евангелие свидетельствует о том, что даже Иуда, когда предавал первосвященникам Христа, просил их вести Его "осторожно"...
  В святоотеческой литературе упоминается об одном монахе, шедшем по пустыне с молитвою...
  С небес спустились ангелы и пошли с ним вместе - один слева, а другой справа от него...
  Монах же не обращал на них никакого внимания - он устремлял все свое внимание только на Христа... 
  Этот пример является здесь очень уместным и поучительным, достойным всяческого подражания для всех христиан, вкушающих Тело и Кровь Христовы...
  Поэтому, подойдя к столику с запивкой, причастнику необходимо так же неспешно и не обращая внимания ни на кого из людей, и полностью игнорируя поздравления (искушения), взять чашечку, и с огромным сожалением о расставании, и одновременно с благодарностью и с надеждой о скорой новой Встрече принять в рот запивку, и вместе с нею с благоговением и осторожностью проглотить Святое Христово Тело…
  В заключение нашего ответа можно еще добавить и о самом принятии Тела и Крови Христовых из лжицы, подаваемой причастнику священником... 
  Вы, наверное, видели когда-нибудь непосредственно или по телевидению как ведут себя птенцы в гнезде, когда прилетают их родители с пучком насекомых в клюве, чтобы накормить своих немощных, беззащитных и всегда голодных чад... 
  Птенцы с трепетом телесным (в буквальном смысле), с распахнутыми клювиками и умоляющим писком устремлены к своим папе и маме в надежде получить так необходимое для себя питание...
  Несмотря на свою малость, они прекрасно понимают как свою полную неспособность самостоятельно кормиться, так и свою полную зависимость от родителей... 
  Птенцы - это образ причастников...
  Принятие ими пищи от родителей - образ причастия... 
  Причастнику полезно, подойдя к чаше и четко, но негромко назвав свое имя, слегка согнуть ноги в коленях (для своего смирения и для удобства священника, которому легче подносить лжицу из потира вниз или прямо, чем вверх), приподнять подбородок (опять-таки для удобства священника) и широко раскрыв рот и прикрыв глаза, со страхом и трепетом принять лжицу со Святыми Тайнами... 
  Как только она проникнет в рот, надо плотно сомкнуть губы, чтобы вся Кровь и всё Тело Христовы остались во рту... 
  После этого можно осторожно открыть глаза и с благоговением приложиться устами к нижней кромке основания потира, которая является образом ребра Господа Иисуса, прободенного копьем римского воина... 
  Прикладываясь к нижней кромке основания чаши, причастник тем самым (безвидно и безобразно) прикладывается к ране Христовой, в которую св. ап. Фома вкладывал свою руку, чтобы удостовериться в истинности воскресения Господа... 
  Такой способ принятия Тела и Крови приемлем лишь для людей, обладающих соответствующей координацией движения и здоровым вестибулярным аппаратом, поскольку у людей пожилых, немощных или подверженных неврологическим расстройствам он может вызвать нарушение равновесия (вплоть до падения и удара головой по чаше)...
  Поэтому здесь (как и при исполнении любой заповеди Иисусовой необходима рассудительность)...
  Но главное здесь - это не позы, а внутренний настрой смирения, которому и поза, и осмысление образа немощных и голодных птенцов весьма способствуют... 
  Согнутые в коленях ноги действительно помогают обрести уничижительное состояние... 
  Широко открытый рот действительно помогает почувствовать большие и нужду, и необходимость вкушения Тела и Крови Христовых... 
  Прикрытые (а лучше и вовсе закрытые) глаза помогают не отвлекаться вниманием на служителей, держащих плат, на священника, на его облачение, на лжицу, на то, как выглядят Тело и Кровь Иисусовы и пр. ... 
  Св. отцы категорически запрещали исследовать Святые Тайны, понимая, как вредно для человека вообще и для причастника в частности, любопытство, граничащее (хотя бы и неосознанно) с дерзостью... 
  Любопытство в этом вопросе убивает благоговение (страх Божий) - неотъемлемое и обязательное условие правильного (полезного) Причастия Святых Тайн... 
  Поэтому закрытые глаза во время Их принятия - суть хорошее вспомоществование немощному и развлекающемуся уму для усиления его в максимальной молитвенной концентрации в самый ответственный момент принятия христианином Тела и Крови Христовых...

  В заключение мы приведём (весьма полезные, с нашей точки зрения) скопированные материалы об очерёдности к Причастию: 

 
  ОЧЕРЕДЬ К ПРИЧАСТИЮ: КТО СКАЗАЛ, ЧТО МУЖЧИН НАДО ПРОПУСКАТЬ?
  Все мы привыкли к тому, что в очереди к причастию мужчины имеют преимущество перед женщинами. Почему так повелось? Существуют ли канонические предпосылки для такого положения вещей? Протоиерей Александр Авдюгин попытался разобраться.
  «Сначала дети, затем мужчины, а потом женщины!»
  Знакомо? Мне тоже. Сам так говорю, когда причащать прихожан собираюсь.
  И, наверное, не задумывался бы я над этим, казалось бы, всем знакомым правилом, да вот беда, раз за разом вижу, как замечания о «внеочередности» наши постоянные прихожанки иным, не столь частым посетителям храма делают, а иногда и из очереди к Чаше выдергивают.
  С ретивыми прихожанками разберусь, но данное усердие в соблюдении «правила» заставило задуматься, а откуда, собственно, оно взялось?
  Вездесущий интернет православной направленности лишь подсказал, что так якобы когда-то советовал святитель Игнатий Брянчанинов.
  Даже если и советовал, то это был лишь его совет и не более того. Доводить совет даже святого подвижника до канонической нормы нельзя, а искать consensum patrum (согласия отцов) о порядке очередности во время причастия или помазания елеем глупо.
  Ясно и не вызывает сомнений лишь одно, что первыми причащаются монашествующие, а затем те, кто в стихарях и подрясниках. Апостольские постановления четко говорят об этом: «Пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума».
  Именно «народ по порядку», а не изначально мужчины, а затем женщины.
  По поводу очередности причащения детей, казалось бы (судя по вышеприведенной цитате), тоже вопросов нет, хотя среди священства мнения разнятся. Так протоиерей Дмитрий Смирнов в одной из своих многочисленных передач подошел к этому вопросу очень даже практически: «Дети первые. Для удобства. Гвалта меньше будет». И действительно, как бы ни любили мы своих чад, но благоговейно подходить к Чаше, когда рядом крик и плач, не у каждого получится.
  Хотя священник Сергий Свешников, разбирая этот же вопрос, решает и здесь заняться воспитанием:
  «Если, например, какой-нибудь малыш капризничает, и маме или папе с ним трудно, а очередь к причастию длинная, то конечно, можно их пропустить вперёд…
  А родителям стоит задуматься о том, что если они постоянно своего ребёночка пропихивают вперёд, помимо взрослых людей, помимо престарелых людей, то это воспитывает в детях вещи совсем не добродетельные. А если же ребёночку объяснить, что нужно спокойно встать, уважая взрослых, пропустить их вперёд, а потом уже идти самому, то вот это будет правильное христианское отношение».
  Воспитывать, конечно, надобно всегда, но все же есть четкое апостольское установление: после тех, кто в стихарях и чинах церковных написаны именно «дети».
  В некоторых храмах РПЦ можно наблюдать, к сожалению, забытую традицию, когда мужчины стоят с одной стороны храма, а женщины с другой. От этого и складывался четкий порядок подхода к Чаше, к помазанию, к кресту. У старообрядцев данная расстановка (пришедшая из ветхозаветного храма) сохранилась по сей день, у нас же она редкость, только в монастырях можно увидеть, да и то не во многих.
  Традиция утеряна, а вот оставшийся принцип – первые мужчины, почему-то остался. Странно видеть, когда еле на ногах стоящая бабулька вынуждена ожидать из-за неизвестно кем придуманного «закона» своей очередности, пропуская вперед вполне здоровых мужиков.
  Мы прекрасно знаем, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, т. е. для Бога мы все одинаково дороги, так зачем же и здесь устраиваем гендерное (половое - от авт.) деление?
  Странности иногда выходят. К Чаше молодые ребята в первую очередь, а две мои прихожанки, которые во времена хрущевские книги церковные, иконы и сосуды евхаристические сохранили, за ними…
  Смиряются, говорите?
  Нет. Иное тут. Очередь бессердечная, где во главе угла всего лишь неизвестно откуда взявшееся правило. (Источник: http://www.pravmir.ru/ochered-k-prichastiyu-kto-skaza)

 
 
 
 
 
 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи с сайта Азбука веры...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://azbyka.ru/dictionary/18/teplota.shtml



 

 

 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
                     
 

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (17 Сен 12)
Просмотров: 1910

Поиск