"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

10. Вопрос: "Если отталкиваться от поучений Св. Отцов, то исповедовать нужно все свои грехи, не утаивая ничего.
Если исповедовать один, два или три (как Вы пишите), то остаётся чувство, что остальные грехи скрыла, и поэтому на Причастие идти страшно! Помогите, пожалуйста, разобраться!"



  

  "Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения: то тщетны и напрасны были все наши подвиги; потому что всякое таковое делание и все сии подвиги должны совершаться ради плодов. Если же не оказывается в нас плодов любви и мира; то вотще и напрасно совершается все делание. Делающие без плодов в день суда окажутся подобными пяти юродивым девам, которые, поелику в сосудах сердца не принесли отсюда духовного елея, то есть, исчисленных выше добродетелей, то за сие самое названы юродивыми, и не допущены в духовный чертог царствия.
  За недостаток добродетелей, за то, что не имели в себе явственного обитания Духа, и самый подвиг девства вменен ни во что. Как при возделывании виноградника все попечение прилагается для того, чтобы насладиться плодами; а как скоро не оказывается плодов в винограднике, - весь труд возделывания становится тщетным и напрасным: так, если, при действенности Духа, духовным чувством со всей несомненностью не познаем в себе плодов любви, мира, радости, смирения и прочих, исчисленных Апостолом, добродетелей, то напрасен подвиг девства, и труд молитвы, псалмопения, поста, бдения оказывается ни к чему не служащим; потому что душевные и телесные сии труды должны быть совершаемы в надежде духовных плодов. (Прп. Макарий Великий)" 
  "Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются противоположные им добродетели. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Уяснив свои недостатки (главные пороки - от авт.), станем мало-помалу исправлять их, определим для себя исправить в этом месяце
один недостаток, в следующем - другой, потом - третий. Так и будем восходить - как по ступеням. (Свт. Иоанн Златоуст)"

  "Наша жизнь должна приносить плоды. В нашей душе должны расцвести благоуханные цветы: смирение, кротость, воздержание, терпение, любовь, милосердие, радость, послушание. А этого ничего нет. В нашей душе что? Раздражительность, зависть, накопительство, себялюбие, гордость, тщеславие, превозношение, всякое хамство, злоба, гнев. Чего только там нет! Вот из чего состоит наша душа.
  И многие уже даже понимают, что злиться — это плохо, но продолжают это делать. Завидовать — плохо, но продолжают завидовать. Понимают, что не в деньгах счастье, не в тряпках счастье, но это стремление захватывает человека. И получается, что жизнь не приносит плода.
  Наблюдая за собой, за своей жизнью, за своими греховными проявлениями, мы можем определить свои главные духовные заболевания, которые святые отцы называют страстями (главными пороками по терминологии нашего сайта - от авт.). Апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», потому что «живет во мне закон греха». Когда мы познаем главную страсть, которая действует в нас, мы все силы своей души должны употребить на её искоренение. Тогда - по мере истребления одной страсти будет выявляться другая; по уничтожении другой будет проявляться третья. И так до тех пор, пока мы полностью не очистимся от страстей. Подай, Господи!" 
(Протоиер. Димитрий Смирнов)"





"Меряйте себя не подвигами, а замиранием страстей (главных пороков - от авт.). Замрёт какая (перестанет быть главной - от авт.) это шаг вперёд. Если какая-то мысль возникает (стужает - от авт.) чаще других, она (брань - от авт.) указывает на страсть, которая сильнее других. Это значит, что ты должен сражаться с ней с большей силой. 
(Свт. Феофан Затворник)"

 

 

  "Премного полезно тебе, брате мой, знать добре то, в каком порядке следует тебе поборать свои страсти, чтоб совершать сие достодолжно, а не просто как попало, как делают некоторые и мало успевают, нередко терпят и вред. Порядок, в каком надобно бороться с врагами своими и поборать свои злые пожелания и страсти, есть следующий: войди вниманием в сердце свое и исследуй тщательно, какими помыслами, какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нем; потом против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и её поборать старайся. На этом и сосредоточь всё внимание и заботу, с одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать и потом опять обращать оружие против главной своей страсти, которая непрестанно выказывает свое присутствие и власть. Ибо как во всякой борьбе, так и в нашей невидимой, следует противоборствовать тому, что самим делом борет в настоящий момент.
  И во-первых, говорю тебе: не следуй, брате, в стяжании добродетелей примеру тех, которые в продолжение семи дней недели свои духовные делания распределяют так, чтобы одно служило для одной добродетели, другое - для другой, и т. д., не принимая во внимание, нужно ли для них то или другое в настоящее время. Нет, не так следует тебе действовать, но вооружайся преимущественно против той страсти, которая наиболее тебе докучает, не раз уже одолевала тебя и готовится снова напасть на тебя; вооружаясь же против неё, сколько сил есть старайся установиться в той добродетели, которая противоположна сей страсти, употребляя все пригодные к тому делания и подвиги.
  Ибо коль скоро успеешь в этом, то вместе с тем оживишь в себе и все другие добродетели и облечешься в них, как в броню, которая будет ограждать тебя от всех стрел страстных. Сердце наше по естеству полно добрых расположений, но привходят страсти и подавляют их. Страсти эти не у всех равно присутствуют все; но у одного преимущественно одна, у другого другая, которые и заведывают другими. Коль скоро ты прогонишь сию главную, все другие ослабеют и устранятся сами собой; когда же это совершится, добрые расположения, высвободясь из-под гнета, восприимут в тебе свойственную им силу и всегда будут наготове, стоя у дверей сердца твоего, чтоб явиться на услужение тебе, коль скоро это потребуется.
  Упражняться некоторое время в одной и той же доб­родетели (противоположной главному пороку - от авт.) гораздо плодотвор­нее и полезнее для успеха, не­жели как упражняться вдруг во многих добродетелях.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 










 

 
  Ответ: " Ваше мнение является довольно глубоким заблуждением (к сожалению, широко распространенным в наши "последние времена")...
  Ибо Вы путаете покаяние с Исповедью (келейное человеческое делание приравниваете к Церковному Таинству - делу Божию)... 
  Каяться, действительно, необходимо во всём и всегда... 
  А вот исповедовать нужно (на новоначальном этапе/этапе очищения) не грехи, не страсти и даже не пороки вообще как таковые, а только главный (доминирующий над всеми остальными) в данное время порок...
  Все святые отцы единодушны во мнении, что евангельские больные телесными болезнями, обращающиеся ко Христу за исцелениями – суть образы людей, исповедающих свои болезни духовные (пороки)… 
  Например, человек, просящий прозрения, может быть образом человека, исповедающего свою слепоту духовную, свою неспособность видеть в себе зло; глухой - образ не слышащего голоса собственной совести; расслабленный - образ ленивого и нерешительного, и т. п. … 
  Каждая телесная болезнь в Евангелии – суть образ той или иной болезни духовной… 
  А больные в Евангелии – это и мы, современные, православные христиане… 
  Чаще всего люди в Евангелии ко Христу обращаются за исцелением от какой–то одной болезни… 
  Это могли быть: и слепота, и глухота, и немота, и расслабление, и проказа, и пр. … 
  Все эти телесные болезни - суть образы главных человеческих пороков… 
  Реже евангельские больные обращаются ко Христу с просьбой об исцелении сразу от двух болезней, например, от немоты и глухоты… 
  И совсем редко – от трех: например, и от немоты, и от глухоты, и от слепоты сразу…
  В Евангелии есть история о кровоточивой женщине, которая двенадцать лет страдала кровотечением… 
  Она обращалась ко многим врачам, но, издержав всё своё имение, только усугубила свою болезнь… 
  Имение женщины – суть её жизнь, её время и её силы…
  Кровь - суть образ всего совокупного зла в человеке:

  "1 И было ко мне слово Господне:
  2 и ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? выскажи ему все мерзости его.
  (Иез. 22)"
  "45 И когда она (Сусанна - от авт.) ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила,
  46 и он закричал громким голосом: чист я от крови её!
  (Дан. 13)"
  "8 Галаад – город нечестивцев, запятнанный кровью. 
  (Ос. 6)"
  "1 Горе городу кровей! весь он полон обмана
  (Нм. 3)"
 
  Внутренний источник крови - главный порок кровоточивой... 
  Кровь внутри - её пороки и страсти...
  Кровь снаружи - грехи...
  Непрестанность кровоточивости женщины - образ безрассудности неправильно исповедающегося христианина (напр., исповедающего множество мелких грехов и второстепенных пороков), вовсе не уменьшающий его во зле (а нередко - и увеличивающий)... 
  Двенадцать - символ полноты в Св. Писании... 
  Двенадцать лет бесполезного лечения женщины - суть вся бесполезная жизнь безрассудного христианина, исповедующего грехи, страсти и второстепенные пороки...
  Даже если он тратит все свои силы и время... 
  Бесполезно... 
  А может быть даже и вредно... 
  Болезнь кровоточивой ведь усугубилась, как усиливается и любая человеческая болезнь, если ее не лечить, или лечить неправильно ... 
  Человек, безрассудно исповедающийся, может полностью утратить свою способность со временем обрести и веру, и надежду, и любовь ко Христу, он может реально превратиться в сугубо формального христианина, подобного евангельским фарисеям... 
  Ведь и он так же как и кровоточивая женщина не видит положительных результатов в своей церковной жизни...
  В лучшем случае такой человек становится просто равнодушным к жизни по заповедям Христовым и к своему дальнейшему воцерковлению... 
  А в худшем случае он может стать и хулителем Христовым, хулителем веры православной, уподобившись тем самым иудеям, распявшим Господа Иисуса...        
  Христианин не имеет права тратить свою жизнь впустую, напрасно… 
  Жизнь человека - суть талант Христов, его нельзя "закапывать в землю"...
  Христианин должен пускать его в "оборот", тщательно живя как по всем Христовым заповедям вообще, так и правильно исповедуясь, в частности... 
 
  "7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
  8 сотворите же достойный плод покаяния
  9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
  10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
  (Мф. 30)"
 
  Христианин должен приносить Христу плоды этой своей жизни… 
  Христианин обязан умаляться в своих пороках (во зле), а в добродетелях (в добре) возрастать… 
  А не то с ним будет как с той самой засохшей смоковницей, которую проклял Христос, не найдя на ней плода… 
  Евангельская смоковница - образ и нерадивого, безрассудного христианина в частности, а не только человека порочного вообще...
  Иисус ее проклял несмотря на то, что тогда еще не наступило время для сбора плодов (была весна)… 
  А что бы с нею было, если бы была пора сбора урожая - осенью?... 
  А наше время - это ведь время сбора урожая: 
  Нет гонений на Церковь… 
  Везде восстанавливаются храмы, монастыри… 
  Повсюду продаются книги св. отцов, православные видео/аудионосители… 
  В интернете полно православных сайтов и пр., и пр. … 
  Ну и где у нас - у современных православных христиан плоды духовной жизни?... 
  Есть ли кто-нибудь среди нас, кто имеет хотя бы сколь-нибудь достаточное покаяние?...
  Мы уж не говорим о стяжании умной или сердечной молитвы, хотя иметь их обязаны все христиане (потому что только они и есть истинная молитва)… 
  Так что же это мы за христиане такие, если не можем обратить ко Христу хотя бы мысль?... 
  А ведь обязаны устремлять все свое сердце…
  Зато порассуждать мы любим/умеем…
  Это - соответствует св. отцам, это – не соответствует… 
  И сидим, сложив ручки и ножки… 
  А жизнь проходит, не за горою тот самый "одиннадцатый час"… 
  Может быть, пора нам уже и за ум браться?... 
  Ведь скоро уже "двенадцать" лет как мы все страдаем и страдаем "кровотечением"…
  "Многие врачи" кровоточивой – суть грехи, страсти и второстепенные пороки человека… 
  Обращение ко "многим" врачам кровоточивой – образ исповедания безрассудным христианином этих многих своих пороков, страстей и грехов… 
  И немудрено, что болезнь ее только усугубилась, т. к. невозможно, борясь с симптомами, вылечить болезнь, нельзя, уничтожая следствия, победить причину… 
  Да и снаружи-то у кровоточивой женщины была непрестанная, всегдашняя грязь (грехи)...
  "Источник крови" кровоточивой женщины – суть  образ главного порока… 
  Внутриутробная ее кровь  - суть образ второстепенных пороков и страстей...
  Внешняя ее кровь - суть образ телесных порочных поступков (грехов)...
  Источник крови в ней - причина течения крови как внутри ее тела, так и снаружи...
  Подобно этому и главный порок в человеке является причиною всех остальных его пороков, страстей и грехов...     
  Как и многие другие евангельские больные, женщина исцелилась от одной этой своей болезни, лишь только с надеждою и верою один раз прикоснулась всего лишь к краю одежды Христа… 
  В Евангелии сказано, что у нее тотчас иссяк источник крови...
  Единое обращение кровоточивой женщины ко Христу (Единому Врачу) - суть образ исповедания христианином единого же, главного своего порока... 
  Иссушение источника крови - суть образ умаления, исцеления главного человеческого порока (главной духовной болезни) после его исповедания...
  Исповедь… 
  Таинство… 
  Попробуем… 
  Ничего ведь не потеряем - и так бесплодны… 
  Ведь и так нам нечего терять кроме своих пороков…
  Ведь каждая наша Исповедь как точная копия предыдущей… 
  Хоть размножай на ксероксе и отправляй батюшке по факсу… 
  Или в электронном виде по интернету… 
  Нам думается, что это время не за горами, если все и дальше так же пойдет… 
  А может быть, мы хотим и Царство Небесное с вечным блаженством по факсу получить?... 
  Когда помрем?... 
  Ой, доиграемся… 
  Пишем длинные отчеты о проделанных грехах… 
  Фарс… 
  Превращаем Таинство Покаяния в профанацию…
  Нам даже лень самим прочитать свое собственное сочинение на заданную тему… 
  Мы с лживым смирением подаем наш огрызок покаяния батюшке… 
  И он, с трудом разбирая, читает (зачастую в полутемноте) за нас каракули нашего эпоса, отрыжку нашего литературного шедевра под названием покаяние… 
  Раз батюшка за нас и кается, и исповедается, то, может быть, он и в рай пойдет тоже за нас?... 
  Полная профанация Таинства…
  Исповедающий грех по бумажке подобен человеку, который пришел к стоматологу, достал шпаргалку и читая ее, говорит врачу, что у него острая(!) зубная боль...
  Исповедающий множество грехов по бумажке, подобен человеку со множеством бумажек, который ходит в поликлинике по всем(!) врачам, всякий раз достает очередную шпаргалку и по ней сообщает, что у него очень(!) болят и сердце, и печень, и желудок, и голова, и пр., и пр. ...
  Знает ли текст человек, который читает по бумажке?... 
  Даже и ежику понятно, что не знает... 
  Может ли человек каяться в том, чего не знает?... 
  Даже и ежу понятно, что не может... 
  А ведь Исповедь является Таинством покаяния, а не чтения... 
  Полная профанация Таинства...
  Какие-то механика, автоматика, ритуал, обряд, проявление церковного формализма, обмирщения и фарисейства...
  Тот же, который даже и сам-то не читает, но отдает бумажку батюшке, вообще подобен слепому, который, придя к глазному врачу, и недоуменно пожимая плечами на его вопрос о причине визита, подает врачу шпаргалку, в которой написано о слепоте...  
  Фарс и безрассудство...   
  А еще все неправильно исповедающиеся подобны больным, которые, издалека приехав в больницу, зашли в ее фойе и, целый день походив около раздевалки, так и уехали ни с чем домой (что называется, "не солоно хлебавши")...
  Посмотрим же на себя, пока мы еще на пути… 
  Годы ведь прошли… 
  А воз и ныне там… 
  Древо познается по плодам… 
  Раз нет плодов, значит, что-то не в порядке с деревом… 
  А мы виним жизнь… 
  Виним обстоятельства… 
  Переводим стрелки… 
  Адам – на Еву… 
  Ева  - на змея… 
  А все вместе – на Христа, Который есть Податель всех обстоятельств…
  Как бы нам не стать тем самым рабом лукавым и злым, закопавшим свой талант… 
  Все обстоятельства нашей жизни без исключения – суть талант Христов… 
  Не обстоятельства нам мешают, а наше лицемерие, безрассудство и лень…
  Мы сами мешаем себе… 
  Как бы нам через ропотливость не стать лицемерными хулителями Христовыми…
  В четвертом-пятом веках жили два монаха – два друга… 
  После окончания своего земного пути Святая Церковь их канонизировала, как прп. Иоанна Кассиана Римлянина (360 г. - 433 г.) и прп. Германа… 

 

 
  Так вот, когда они были молодыми и в телесной силе, они посетили все лучшие монастыри Палестины и Египта… 
  Пятый век по Рождеству Христову являлся расцветом египетского и палестинского монашества…
  Некоторые монастыри достигали численности в десять тысяч монахов и более… 
  Монастыри изобиловали великими аскетами, духоносными отцами… 
  Прп. Иоанн и прп. Герман как пчёлы, перелетающие с цветка на цветок, переходили из монастыря в монастырь, от одного великого аскета к другому… 
  Они записывали все свои беседы с отцами, а после многих лет своих путешествий написали книгу этих собеседований (см. Библиотеку сайта), автором которой и признается прп. Иоанн Кассиан Римлянин… 
  В этой книге черным по белому написано о том, что все силы христианина, всё его внимание должны быть прежде всего направлены на борьбу с самым главным своим пороком, как с причиною всех остальных… 
  Еще раз хотим отметить, что это является единодушным мнением всех великих монахов четвертого века Египта и Палестины, с которыми беседовали прп. Иоанн и прп. Герман… 
  Мы обратились за подтверждением к прп. Иоанну не потому, что оно является единственным, а потому, что с нашей точки зрения, его книга является среди всех аскетических, авторских, святоотеческих произведений самой авторитетной…
  И мы не встречали никогда, ни одного мнения, ни одного св. отца, противоречащего мнениям, изложенным в книге этих собеседований прп. Иоанна…
  Мнения всех св. отцов, которых мы читали, согласны с ними…
  Можно ещё добавить, что преп. Иоанн в своей книге особо выделяет восемь главных человеческих пороков как причины всех остальных...
  К ним он отнёс: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость:




  

  Здесь необходимо отметить, что как в самом количестве главных пороков, так и в их перечне/ассортименте у св. отцов отсутствует общее мнение...
  Но это абсолютно правильно, т. к. каждый из них решал ту или иную конкретную пастырскую задачу, руководствуясь принципом иконимии - рассудительно принимая во внимание те или иные конкретные обстоятельства (как внешние, так и внутренние/индивидуальные)...
  Напр., прп. Антоний Великий (в благодатном пастырстве которого нет никаких сомнений) акцентировал внимание своих пасомых всего лишь на четырёх доминирующих пороках:

"Человек борим бывает страстьми душевными через чувства. Телесных чувств пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Чрез сии пять чувств, подпадая четырём своим собственным страстям, бедная душа и берётся в плен. Эти четыре страсти душевные суть: тщеславие, жажда утех (сластолюбие - от авт.), гнев и страх (страх человеческий - от авт.). Но когда человек с мудростью и рассуждением, хорошо повоевав, одолеет и победит эти страсти, тогда уже не бывает борим, но мирствует душою и увенчивается от Бога, как победитель.
(Прп. Антоний Великий)"

 


  А вот что пишет на рубеже 1-го и 2-го тысячелетия прп. Симеон Новый Богослов в своём 48-м Слове: "пробудись от сна беспечности и нерадения. Войди в себя и исправь (сначала - от авт.) великие (главные/доминирующие – от авт.) и бесчисленные (после - от авт.) пороки свои."...




 
  Если же обратиться к писаниям св. отцов, живших относительно недавно, то можно привести в пример книгу свт. Феофана Затворника "Страсти и борьба с ними"… 
  В этой книге свт. Феофан даже рисует страсти человека (по терминологии нашего сайта – пороки) в виде дерева... 
  Общий смысл рисунка (в контексте нашего ответа) можно передать следующим образом: ствол дерева – главный порок; ветви же, которые из него растут – пороки меньшие; ветки, растущие из ветвей – меньшие  меньших пороки; тонкие веточки – страсти, листья – грехи…
  Подобный образ задолго до свт. Феофана использовали/применяли и др. св. отцы, напр.:

  "Матерь сластолюбия похотного – чревоугодие: ибо оно порождает сластолюбивую похотливость и многие другие страсти. От него, как от корня стебельки, дают побеги прочие страсти и в скором времени, став деревами наравне с ним, породившим их, разветвляются в пороки, до небес досягающие. (Прп. Нил Синайский)"


   А теперь представьте себе хилого лесоруба, который раз в месяц, или раз в полгода, или раз в год (да хоть и каждый день) приходит в лес (в храм), подходит к огромному дубу (главный порок) и, рубя (исповедь) тупым, ржавым топором (безрассудство) по его бесчисленным листьям (грехи) и веточкам (страсти), пытается свалить его… 
  Ёжики, которые в это время сидят под соседней елкой и наблюдают за лесорубом, помирают со смеху… 
  Потому что от такой процедуры слабые и больные веточки и листья отваливаются, дерево очищается и растет еще лучше… 
  Лесоруб этот – образ исповедающего свои грехи, страсти и второстепенные пороки… 
  Ежи – образы бесов безрассудства…
  А теперь представьте себе другого - могучего лесоруба, который не менее одного раза в неделю приходит в лес и рубит острейшим, огромным топором дерево под корень…
  Ёжикам уже совсем не до смеха… Потому что даже и они понимают, что скоро дуб рухнет и они останутся без желудей… 
  Такой лесоруб – образ внимательного, чуткого ко злу христианина, исповедающего свой главный порок…
  Не будем же и мы дурнее ежиков… 
  Когда христианин исповедает не только один главный порок, а и еще один-два, то ему понадобится больше времени и сил, чем лесорубу, более внимательному и чувствительному к своим страстям… 
  Такой человек подобен лесорубу, который не только ствол  дерева рубит под корень, но одновременно тюкает и еще  по одной–двум ветвям… 
  Вред он, конечно, дереву приносит… 
  Хотя это и не очень эффективно… 
  Ветви почти сразу восстанавливаются… 
  Ствол–то ведь еще функционирует… 
  Но все же и такой лесоруб со временем завалит этот дуб…
  Иногда же на деревьях из–за плохой экологии или в результате каких-нибудь генетических мутаций образуются какие–то уродливые новообразования… 
  Так и в жизни православных бывает… 
  Из-за гордости их...  
  Или для примера окружающим… 
  Или по причине особого промысла Божия…
  Даже и св. отцы иногда падали… 
  Вспомните Давида – богоотца… 
  Соломона – его сына… 
  Да и в христианские времена это бывало нередко и с опытными аскетами… 
  Ибо немощен человек… 
  Смертные грехи: блуд, убийство, прочее…
  Безусловно, такие грехи христианину необходимо незамедлительно исповедовать… 
  И чем скорее, тем лучше… 
  Есть и еще одно исключение из правил...
  Это когда человек уже в сознательном, взрослом возрасте пришел к познанию истины, искренне покаялся и от всего своего сердца, отныне решил начать усердно жить по всем заповедям Христовым (т. е. воцерковляться)...
  В этом случае ему необходимо на своей первой Исповеди каяться во всех своих грехах за всю свою предыдущую, нецерковную, сознательную жизнь, хоть сколько нибудь отягощающих его совесть (которые он помнит)...
  Такой новообращенный в православие человек, вспоминая всю свою прошедшую во зле (по заповедям человеческим) жизнь, как бы отсекает ее от себя, расстается с нею раз и навсегда, устремляясь отныне в жизнь новую, стремящуюся только к добру, в жизнь по заповедям Христовым:
  
"Весьма душеполезно или, лучше сказать, совершенно необходимо тебе прежде всего сделать генеральную исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми потребными при сем деланиями, рассмотрениями и решениями, чтобы чрез это душу твою преисполнило полное удостоверение, что ты стоишь во благодати Бога, единого Подателя всех духовных дарований, добродетелей и побед.
(Прп. Никодим Святогорец)"

 

 

  Новообращенному человеку полезно воспользоваться, например, брошюрой архим. Иоанна (Крестьянкина), в которой он предлагает свой замечательнейший опыт построения исповеди...
  В ней предлагается покаяние и по ветхозаветным, и по новозаветным заповедям Божиим...
  Полезно вооружиться ручкой, бумагой, несколькочасовым временем и не торопясь, наедине и в спокойной обстановке, обстоятельно написать своё максимально подробное (насколько только это возможно) искреннее покаяние во всей своей предыдущей доцерковной жизни...   
  Поэтому рассудительность, рассудительность и ещё раз рассудительность…
  Свт. Феофан категорически рекомендует не бороться с грехами и меньшими пороками, а призывает в первую очередь бороться с причиной всего человеческого зла – его главным пороком (главной страстью по его терминологии):  

"Не задумывайте вы поднимать войну против всего полчища страстей, а вооружайтесь всякий раз против той страсти, которая воюет сейчас на вас. Воюет гордость, боритесь с гордостью; воюет гнев, боритесь с гневом; одолевает зависть, боритесь с завистью. Какой враг пред лицом, того и борите, на того и устремляйте все свои воинские силы и все внимание. То вражеская уловка, что он отвлекает силы наши в другую сторону, а не на то, где опасность. (Свт. Феофан Затворник)"

 
  Согласны были с вышеизложенным и Оптинские старцы во главе с прп. Амвросием.


 

  Прп. Амвросий много писал о борьбе со страстями. Старец указывал на первоочередную борьбу с главными страстями, после победы над которыми отсекутся и другие страсти, от них происходящие:
  "Для очищения нив душевных удобнее делить оные на три поля, начиная сперва очищать часть поля сугубого славолюбия, то есть искания человеческой славы и похвалы, или превозношения и презрения других и наконец третье поле сугубого сребролюбия, то есть любоимения и любостяжания. Когда эти три поля очистятся, то с ними незаметно отсекутся и другие страсти, от них происходящие, то есть гнев и памятозлобие, печаль земная, зависть, ненависть, охлаждение и леность относительно молитвы и дел благочестия." 
  Одной из главных страстей – корнем всего зла, началом всех страстей старец называл самолюбие...
  А ниже мы предлагаем Вам соответствующую выдержку из письма прп. Варсонофия Оптинского одному из своих духовных чад:
  "Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу." 
  Прп. Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть. Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:
  "Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т. д.» По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться: «Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, – сам ее не найдешь. А найти её очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться."
  В Св. Писании отсутствует термин "страсть" (страстность)... 
  Там обычно (особенно часто в Псалтири) применяется термин "порок" (порочность)... 
  "Страсть" же - термин святоотеческий, аскетический, введенный монахами для удобства ведения духовной жизни (имеющий очень широкий смысл - напр., порочный навык/привычку), содержавший также в себе и наше понятие порока (злого качества/свойства - устремлённости к нему)... 
  Тем более, что термин неукоризненной страстности применяется и в понимании первородного греха по отношению к человеческому телу, как к зависимости его от пищи, питья, дыхания, труда (усталости), температуры, и пр., и пр. ...
  Термин страсть имеет также смысл и как просто страдания человеческие...
  Но некоторые св. отцы определяли страсти практически так же, как и мы на нашем сайте (прп. Исаак Сирин, напр., так и писал, что страсти, как и все пр. помыслы рождаются из человеческого ума)...


 

 
  На нашем сайте мы приняли решение как можно точнее следовать терминологии Св. Писания, не забывая и о святоотеческой терминологии...
  Мы решили конкретизировать понятия и страстности, и порочности, и страсти, и порока, чтобы избежать двойственности и даже множественности в их понимании...
  Тем более, что пороки неотделимы от страстей как их причина...
  Там, где возникает страсть, там же обязательно присутствует и её причина - порок (ведь любая страсть - порочный помысел, является внутренним проявлением/действием того или иного порока)...
  А борясь со страстями, человек одновременно борется и с соответствующими им пороками/причинами... 
  Так что мы сумели избежать противоречия со святоотеческой терминологией, лишь немного уточнив, дополнив и конкретизировав её...
  Далее нам хочется вспомнить Евангельскую историю о Гадаринском бесноватом… 
  Этот бесноватый тоже является образом каждого человека после грехопадения его прародителей… 
  Каждый человек и страстен, и тленен, и смертен… 
  Все люди имеют все пороки в той или иной степени…
  В том бесноватом был "легион" бесов, которые вышли из него и вошли в две тысячи пасущихся рядом свиней…
  Пороков, страстей и грехов в человеке – "легион"…
  Попробуйте-ка их все исповедать... 
  Сколько в мире существует предметов, столько же существует и "родов" удовольствия, которые получает человек, употребляя их... 
  Сколько существует родов удовольствия, столько же существует и пороков, т. к. порок - это и есть любовь человека (потребность/стремление) к тому или иному виду/роду удовольствия...  
  Количество же предметов, приносящих человеку удовольствие, непрестанно растет в геометрической прогрессии, в связи с научно-техническим прогрессом... 
  Пропорционально им растёт и порочность человека... 
  Ещё прп. Макарий Великий в своей молитовке исповедается, что грешен всеми своими и словами, и делами, и помышлениями, и всеми своими чувствами…
  Он вопиял, что "...николиже (никогда) сотворих благое пред Тобою..."...
  Он, в отличие от нас, не сочинял свое покаяние, т. к эта молитва является плачем его сердца… 
  И это – Великий Макарий, духоносный человек, стяжавший дар самодвижной, непрестанной молитвы, которого современники называли "земным богом"…
  Перечисляет ли он свои бесчисленные грехи подробно?...
  Конечно, нет, т. к. это, во-первых, вредно, а во-вторых, невозможно по причине их бесчисленного множества...
  Все св. отцы единодушно утверждали, что человек (в результате грехопадения прародителей) непрестанно согрешает... 
  Свщмч. Пётр Дамаскин напр., очень образно и ярко писал, что первым(!) признаком начавшегося(!) выздоровления души христианина является видение им грехов своих - бесчисленных(!) как песок морской (понятно, что речь здесь идёт о новоначальном этапе, на котором мы все и находимся)... 
  И св. отцы писали об этом не из теории, не из книжек, а из собственного аскетического опыта жизни по заповедям Христовым... 
  И если даже начинающий воцерковляться человек (т. е. не обладающий ещё ясным духовным зрением/чувствительностью/смиренномудрием) видит (должен видеть) в себе неисчислимое зло, то святые люди тем более непрестанно видели в себе все виды зла (хотя бы и на уровне помыслов - тонких сочетаний с ними) как на этапе преуспеяния, так нередко (по попущению Божию для смирения) и на стадии совершенства... 
  И это - святые...   
  А уж мы-то и тем более всегда грешим стопроцентно, когда, забывая о Христе, все свое внимание обращаем к предметам своей любви, тем самым все более культивируя свою порочность… 
  А если мы и помним о Христе, то все равно грешим, т. к. какая-то часть нашего внимания всегда и обязательно отвлекается к каким-нибудь внешним или внутренним предметам ради удовольствия от них…
  Даже во время молитвенного правила рассеянностью своего внимания мы свидетельствуем о своей любви не ко Христу, а к удовольствию от той или иной твари, т. е. совершаем внутренний грех…
  Мы непрестанно грешим в той или иной степени… 
  Если уж и Вел. Макарий "...николиже...", то уж что говорить про всех нас с Вами?...
  Поэтому, если подробно исповедывать все наши и грехи, и пороки, и страсти, то надо будет на Исповеди каяться в течении недели или нескольких недель (необходимо будет вспомнить все свои слова, дела, помышления и все чувства, совершённые нами за всё время, прошедшее с нашей последней Исповеди… 
  А если не всё исповедывать, то какую именно часть?... 
  Ловушка безрассудства, в которую неизбежно попадает всякий, кто борется со следствиями, а не с причинами:

"Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие (второстепенные - от авт.), не привившиеся душе (не главные - от авт.), не нуждаются в немедленной Исповеди. (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Помыслы исповедывать надобно те, в которых воля ваша участвует и соизволяет на них, укосневая и делается мысленною преступницею пред Богом, но те помыслы, которые только приражаются (порочные/бесовские прилоги - от авт.), а мы с ними не согласуемся, не соизволяем на них и не отвечаем, не нужно исповедывать. (Прп. Макарий Оптинский)"

  Слепые всегда и обязательно "падают в яму" - особенно если их ведут другие слепые, которые говорят, что они видят… 
  И все упадут в "яму"…
  Постараемся же открыть глаза... 
  Постараемся смотреть внимательно... 
  Постараемся не упасть в яму...
  Мы никому не хотим навязывать своё мнение… 
  Мы просто пытаемся поделиться некоторыми знаниями (почерпнутыми из святоотеческих творений), которые (с нашей точки зрения) могут быть полезными в духовной жизни современного православного человека… 
  Мы не пытаемся уклоняться от св. отцов, но напротив - стараемся современным языком утверждать/распространять их духовное наследие, значимость и важность которого в наше время невозможно переоценить...
  Закончить же наш скромный ответ нам хочется одной из замечательных цитат прп. Иоанна Лествичника:

"В младенчественных (находящихся на этапе очищения от главных пороков/браней - от авт.), признак того, что делание их согласно с волею Божиею, есть успеяние в смирении; в средних (стадия освящения - от авт.) - прекращение внутренних браней; а в совершенных - умножение и изобилие Божественного света.""



  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "О восьми помыслах" прп. Ефрема Сирина, статьи игум. Нектария (Морозова), Ольги Рожнёвой с сайта Православие.Ру, статья о страстях как о термине в понимании разных св. отцов с сайта Богослов.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Православие и мир и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://vk.com/s_nami_bog
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0055

  http://www.pravoslavie.ru/put/64899.htm
  http://www.bogoslov.ru/text/476304.html
  http://www.pravmir.ru/razmerennost-cerkovnoj-zhizni-uporyadochennost-ili-rutina-video/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_8/topic_6752/

 




 
                                     
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !                             
                            

 

 

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (28 Фев 12)
Просмотров: 1059

Поиск