"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

108. Вопрос: "Каким должно быть практическое, повседневное, всегдашнее отношение христианина к людям, которые встречаются ему по жизни?..."

 
  "6 каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!»
  7 Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом – кующего на наковальне, говоря о спайке: «хороша»; и укрепляет гвоздями, чтобы было твёрдо.
  (Ис. 41)"

 





   Св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна Романова: 

  "Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.
  Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других."

 

https://www.youtube.com/watch?v=_pKpf2IVZmQ


 
  "Видимых врагов у нас быть не должно, против них одно оружие: молитва за них, ну а невидимых у нас всегда было много и будет много. (Прп. Варсонофий Оптинский)"
  "Если мы видим грех, значит, сами причастны к нему, и именно к этому греху. Осуждает ли ребенок кого за разврат? Он его не может видеть. То, что мы видим — мы отчасти (как минимум - от авт.) имеем. Самое радикальное средство от гордости — быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательными к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Неумеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание — какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки. (Протоиер. Александр Ельчанинов)"
  "Вступая в общение с человеком, заранее смирись с тем, что он принесет и привнесет в твою жизнь известную тяжесть, известный груз, который ты должен подъять, то есть, должен потерпеть его, должен воздержаться от осуждения его, должен покрыть его немощи своей любовью, должен восполнить ему недостающее своей собственной молитвой. Так муж мыслит в отношении своей жены. Так мать мыслит в отношении своих детей. Так друг мыслит в отношении своего друга. Так сослуживец мыслит в отношении сотрудника своего. А кто так не мыслит - то не знает ни самого себя, не знает ни природы человеческой, ничего не понимает в общении с ближними. 
  Познать свои страсти очень легко: о них нам подскажут наши ближние: прежде всего родственники и коллеги — те, с кем мы общаемся бок о бок ежедневно. Услышав о себе нелицеприятную правду, высказанную в глаза или за глаза, не спешите кипятиться, обижаться и закупоривать себя в бутылку оскорбленного себялюбия. Но, взвесив своим умом (на то он нам и дан) все сказанное, нужно найти в нем рациональное зерно. Сказать легко, а выполнить труднее. И убедившись в частичной правоте критики, нами услышанной, необходимо начинать трудиться над самим собой. (Протиер. Артемий Владимиров)" 
   "Люди – медлительные судьи своих дел, но скорые истязатели чужих. Лучше о себе слышать плохое, нежели говорить плохо о других. Прощай – получивший прощение; милуй – помилованный, человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть для этого время. Тебя ударили по щеке? Почему же допускаешь, чтобы другая твоя щека оставалась без приобретения? Если первая потерпела это непроизвольно — невелика заслуга, и тебе, если хочешь, остается сделать нечто большее, а именно: произвольно подставить другую щеку, чтобы сделаться достойным награды. С тебя сняли хитон? Отдай и другую одежду, если она есть у тебя; пусть снимут даже и третью: ты не останешься без приобретения, если предоставишь это дело Богу.
  Нас злословят? Будем благословлять злых. Мы оплеваны? Поспешим приобрести почесть у Бога. Мы гонимы? Но никто не разлучит нас с Богом; Он – единственное, неотъемлемое наше сокровище. Проклинает тебя кто-нибудь? Молись за проклинающего. Грозит сделать тебе зло? И ты угрожай, что будешь терпеть. Приступает к исполнению угроз? А твой долг – делать добро. Таким образом приобретешь две важные выгоды: сам будешь совершенным хранителем закона, да и оскорбляющего тебя твоя кротость обратит к кротости, и из врага он сделается учеником. 
 (Свт. Григорий Богослов)"
  "Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего находят под могильной плитой ключ от вечности. Просто любить кого-то – это еще мало. Надо любить человека больше, чем самого себя. Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Если мы ничем не можем помочь ближнему , и у нас болит от этого сердце - значит мы даем человеку милостыню высшего порядка: мы даем милостыню кровью своего сердца. Скорбит ваша душа о человеке - не словами его исправляйте, а молитесь за него, плачьте о нем, подавайте поминовения в церковь. И думайте об этом человеке только хорошо: добрые помыслы - великая сила. 
Если кто-нибудь обижает тебя, не говори: "Пусть тебя Бог накажет", потому что это - вежливое проклятие. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Первым должен мириться тот, кто больше любит. Первым должен мириться тот, кто совершеннее. Первым должен мириться тот, кто выше в своем духовном развитии. Далеко не всегда начинает мириться тот, кто виноват. Потому что обычно в ссоре все считают виновным не себя, а другого. Если думать, что пусть первым мирится тот, кто виноват, тогда примирения может вообще не произойти. (Еп. Пантелеимон (Шатов))"
  "Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь. Так и будет у тебя непрестанная молитва! (Схиархим. Зосима (Сокур))"
  "Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу - все в воле Божией. Много было таких случаев. (Прп. Гавриил (Ургебадзе))"
  "Тот, кто жалуется на людей, окружающих его, страдает по собственной вине, потому что он не понял: те, кто находятся рядом с ним - это именно то, что ему нужно. (Архим. Емилиан (Вафидис))" 
  "Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо". (Прп. Серафим Вырицкий)"
  "Дорог каждый день. Мир идет в погибель… Помоги вам Господи понять это и выполнять. Молитесь друг за друга. Прощайте друг другу. А все остальное суета, без которой можно прожить. (Инок Трофим, Оптинский)"
  "Когда от человека немного ожидаешь и принимаешь его таким, каким он есть на самом деле, - с ошибками и недостатками, то разочарований становится меньше. Не надо никого идеализировать. (Архим. Рафаил (Карелин))"
   "Любить следует без пристрастия — всех. Особенно возлюби искушающих тебя, окажи им любовь. Это святоотеческая мысль: ненавидь грех, но люби грешника. Отделяй грех от человека, желай ему Спасения, жалей его, не замечай совершенного им греха, людской злобы, испорченности. Человек этот может исправиться — тому есть много примеров; молись за него, ведь и для него грех не естествен, он — грязь прилипшая. (Архим. Серафим (Розенберг))"
  "Не нужно противопоставлять себя ближним, переубеждать их, это бесполезно. Хоть на голове перед ними стойте, ничего не добьетесь. Их надо просто любить ради Христа, ибо Господь в них, даже если они и не веруют в Него, иначе разве были бы они вообще живы? (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу. Когда увидишь ближнего в беде (во зле, в грехе), помоги, утешь, помолись о нем от всего сердца – и Господь услышит твою просьбу и помилует его. (Прп. Гавриил Ургебадзе)"
  "Если оскорбит тебя ближний, пригласи его в свой дом, и к нему не поленись пойти и вкусить с ним пищу. Поступая так, ты избавишь себя от смятения и не будет тебе преткновения во время молитвы. (Мон. Евагрий)"
  "Я предпочитаю молитву пустым словам, показной вежливости и неискренним любезностям. Большей любовью к человеку является молитва, пусть даже люди этого не понимают. Это лучшая проповедь и лучшее благодеяние для мира. Многие речи не приносят успокоения, молитва за людей действует сильнее. (Мон. Моисей)"
  "Чем больше за человека молишься, даже чужого, даже противного, тем больше начинаешь его любить, со временем он становится тебе близким. Сила молитвы делает такое чудо. (Протоиер. Борис (Старк))"
  "Ваш ближний пал! Но знаете ли вы его историю? Знаете ли вы, какие заблуждения окружали его, какие обольщения обуревали, какие искушения застилали ему свет, загромождали ему путь? Знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей его поддержать и спасти, и эта рука могла быть вашей? Прости меня, Господи, смягчи мое сердце и научи меня смотреть не за тем, как ко мне люди относятся, а за тем, как я к людям отношусь. И если они относятся враждебно, внуши мне, Господи, платить им любовию и добром и молиться о них! Никогда не делай выводов о человеке, пока не узнаешь причины его поступков. Не забывайте, что на земле нет ничего идеального, и будьте построже к себе и снисходительнее к другим.
  
Прости меня, Господи, смягчи мое сердце и научи меня смотреть не за тем, как ко мне люди относятся, а за тем, как я к людям отношусь. И если они относятся враждебно, внуши мне, Господи, платить им любовию и добром и молиться о них! (Архим. Иоанн (Крестьянкин))" 
  "Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу – и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим. Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека. (Свт. Николай Сербский)"
  "Одно слово «прости» с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует. (Прп. Макарий Оптинский)"
  "Жить нужно не только для себя. Старайтесь тихонечко молиться за всех. Никого не отталкивайте и не унижайте. (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Кто имеет какое-либо духовное дарование, и сострадает не имеющим его, тот состраданием сохраняет свой дар. А гордящийся своим даром через самомнение теряет его. (Прп. Марк Подвижник)"
  "Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими. (Прп. Феодосий Печерский)"
  "Вас ожидает рабочий день, а соседа по рабочему столу вы на дух не переносите. Что делать? Уходите на работу как на войну, зная, что вам предстоит схватка. Наспех выпив чаю и садясь в метро или троллейбус, молитесь о том, чтобы Бог дал вам силы и разум вести себя правильно и ровно. «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не осуждая и не огорчая», — так молились оптинские старцы, так молись и ты. Святой Амвросий Оптинский говорил, что если нет любви, то через силу нужно делать дела любви, и Бог, видя твои труды, подарит тебе любовь. (Протоиер. Андрей Ткачёв)"
  "Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении. (Свт. Марк Ефесский)"
  "В каждом человеке есть что-то хорошее. Даже если он не нравится тебе, подумай о том, каким его создал Бог. Даже если тебе кажется, что находиться рядом с ним невозможно, постарайся увидеть его таким, каким он должен быть, а не таким, каким его сделала жизнь, страдания, проблемы, неудачи, притеснения, горечь. Если бы ты посмотрел на этого человека вне его страданий и вне его предыстории, то увидел бы очень красивый мир, красивую душу, потому что каждый из нас несет на себе печать Бога.
  Каждый из нас несет невероятную красоту в своем сердце. Если ты научишься смотреть в глубину вещей, то повсюду увидишь красоту, увидишь не то, что заметно сразу, а то, что скрыто от глаз. Очень часто бывает недостаточно одного взгляда, надо сосредоточиться, вглядеться, «зайти» за внешнее, за плоть, войти в душу, и за резкостью, грубыми словами, за макияжем, краской для волос увидеть сердце – измученное, раненное, несчастное, но очень красивое, созданное и данное человеку Богом.
   Если тебе кажется, что все вокруг тебя обижают, что все виноваты в твоих несчастьях, что из-за них тебе плохо, — сначала сделай то, что нужно делать при любой трудности: успокойся. Успокой себя! Утихни, вспомни о том, что все произошедшее – не случайно, что Бог допустил это. И когда ты успокоишься, то поймешь, что тебе делать дальше. Или ты останешься рядом с этими людьми и будешь духовно совершенствоваться, будешь учиться любить их, так как Бог хочет, чтобы ты по-прежнему была с ними. А может быть, сейчас самое время расстаться с этими людьми? И, таким образом, ты избавишься от многих неприятностей, но уже совсем по-другому. Вот в чем разница. Ты уйдешь от этих людей и больше не будешь жертвой – человеком, с которым можно поступать как угодно. Но уйдешь без ненависти и нервов, без злобы и горечи. (Архим. Андрей (Конанос))"
  "Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь».
  Не будьте слишком строгими... Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Говорите, если сердце не молчит. От сердца к сердцу. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий. Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом.
 (Протоиер. Николай Гурьянов)"
  "Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя), и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое». Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди. Молитесь за обижающих вас, за клеветников - они наши благодетели, они помогают нам спасаться. Господь Иисус Христос молился даже за распинателей Своих! И не отчаивайтесь, что грешные. Грешные, да Божии! (Схиигум. Савва (Остапенко))"
  "Тот, кто жалуется на людей, окружающих его, страдает по собственной вине, потому что он не понял: те, кто находятся рядом с ним - это именно то, что ему нужно. (Архим. Емилиан (Вафидис))"
  "Когда всё не то и не так, все раздражают, всё делают неправильно, все «достали».
  А как красиво можно сформулировать про тех, которые «достали»! Некоторые формулируют красиво – как достали все – до патриарха и президента включительно. Если б у нас духовенство было духовным, священство – святым, жены красивыми и терпеливыми, мужья – зарабатывающими, верными, такими, за которыми как за каменной стеной, дети – послушными и хорошо осваивающими знания, коллеги – понимающими, начальники – твердыми, но при этом входящими в мои жизненные обстоятельства, господа полицейские – никогда не берущими никаких дополнительных вознаграждений на дорогах и в офисах, – вот жизнь бы началась!
  Я скажу даже: она начнется для некоторых, это место имеет некое название – рай. Примерно там так и будет – и с президентом, и с полицейскими, с женами, с мужьями, с детьми. А вопрос только такой: «А я в том раю что бы делал? Меня туда можно пустить, если все будут такими?» На самом деле, значительно труднее долго находиться рядом со святыми, чем с обычными людьми. Может быть, для начала нам стоит потерпеть невымытую сковородку, сварливого начальника, неидеальных детей и толкающихся в метро, в автобусах, или, если у нас есть автомобиль, на автотрассах своих соотечественников? Просто потому, что мы – одни из них. (Протоиер. Максим Козлов)"

  "Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий. (Прп. Никон Оптинский)"
  "Бог дал вам друг друга для того, чтобы вы могли избавиться от того мусора, который носите внутри, убить страсти, вырвать с корнем любовь к себе. Он дал вам друг друга, чтобы у вас был шанс любить Его, любя друг друга. Прощайте друг друга, любите друга, а все остальное не имеет значения. (Схиархим. Иоаким (Парр))"
 
 "Не оскорбляйся на того, кто против твоей воли оперировал тебя (т. е. обличением вывел наружу кроющееся в тебе зло), но, взирая на выброшенную нечистоту, себя окаявай, а Бога, бывшего причиной такого о тебе устроения, благословляй. (Иер. Илия Екдик)"
  "Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которых у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. (Прп. Иероним Эгинский)"
  







"Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 

"Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно него евангельских заповедей, а отнюдь не в исполнении его прихотей. Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"

 

 

 
"Так начались мои скитания по ссылкам. Мне казалось, что не человек, а весь мир болен и для его врачевания нужно великое терпение, терпение и способность видеть в ближнем самого себя. Различать в нём ту единственную красоту, которую видит в нас Господь. В способности забыть себя совершенно, до конца. Созерцание другого человека, созерцание Бога. Служение другому человеку, служение Богу. Именно любовь, — ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного — любви к человеку. "
(Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)"

 
 


 

"Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твои злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые. Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.
(Прп. Силуан Афонский)"


 


 

  "Не нужно забывать никогда, что все мы, русские люди, и все православные христиане по всей земле составляем одно духовное Тело, коего Глава есть Иисус Христос, а душа Его - Дух Святый, Животворящий, освящающий, укрепляющий и соединяющий всех во единое Тело верою и любовию. И потому мы должны чувствовать и сознавать себя как единое Тело, как члены единого Тела, и в радости, и в горе, и в скорби и в болезни сочувствовать друг другу и помогать, и молиться друг за друга. ...возлюбите всякого человека, как самих себя, т. е. не желайте ему ничего, чего себе не желаете; мыслите, чувствуйте для него так, как мыслите и чувствуете для себя; не желайте видеть в нем ничего, чего не хотите видеть в себе; пусть ваша память не удерживает зла, причиненного вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими сделанное вами зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в другом ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя; вообще, если не видите явно, что они неблагонамеренны, делайте для них, что делаете для себя, или хоть не делайте им того, чего не делаете для себя — и вы увидите, что у вас будет на сердце, какая тишина, какое блаженство!
  Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси — в раю на земле. Царствие Божие, говорит Спаситель, внутрь вас есть. "Пребывающий в любви" - учит Апостол, "в Боге пребывает, и Бог в нём пребывает. Надо крайне беречься сравнивать себя с другими в каком бы то ни было отношении, а ставить себя ниже всех, хотя бы ты и действительно был в чем-либо лучше многих или равен весьма многим. Все доброе в нас – от Бога, не наше.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 



"Молитва друг о друге есть лучшее из общений.
(Свт. Филарет Московский)"

 



"Преподобный Серафим Саровский дает совет: «С душевным говори о душевном, а с духовным – о духовном». С неверующими людьми следует говорить о том, что входит в круг общих житейских интересов и служебных обязанностей. Вера – это, прежде всего, состояние человеческого сердца, способность воспринимать реалии духовного мира. Если у человека отсутствует религиозное чувство, и заглушены духовные интуиции, то попытки приобщить его к вере могут только вызвать негативную реакцию с его стороны. Разговоры с такими людьми, переходящие в полемику, чаще всего оканчиваются одним результатом: чувством потери времени и опустошения своей души. 
(Архим. Рафаил (Карелин))"

 

 
 

"Когда что худое в ближнем твоём увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчаньем, а о нём воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим как немощные. Вражда и злоба во враге твоем достойна ненависти, как диавольское дело, а сам он, поскольку человек и создание Божие, как и ты, сам того же рода, естества, достоин любви. Устремляйся же на ненависть его, а не на него самого; и гони злобу его, которая, как холод огнем, любовью и благосклонностью изгоняется, и так- или его лучшим сделаешь, или, если нет, сам будешь лучше. 
(Свт. Тихон Задонский)"

 


 

 

  "Случаев нет на земле; все от Господа, все наши встречи не случайны. Господь нас сталкивает с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем, Господь его к тебе приводит, чтобы ты дал ему то, чего у него нет; помог ему; конечно, не в материальном смысле, но более широком: научил любви, смирению, кротости, словом, привел бы ко Христу своим примером. Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Нему; если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.
  Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы, ненависти и так удаляются от Бога, теряют, значит, все, потому что без Бога на что же годен человек, а тебе Господь дает случай спасти их, если сводит тебя с ними; а если так, значит они ведут тебя к Господу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них. Господь так любит нас, так благ к нам, так внимателен, что все эти «случаи» — встречи с разными людьми — не случай, а это все Господь через других людей действует...
(Св. справ. Алексий Мечёв)"



                                        ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИИ
  Не подмечайте за рукоделием друг друга – брат ли больше тебя сработал, или ты больше его.
  Не спорьте друг с другом ни о чем, и никого не обвиняйте; не судите никого и не уничижайте ни устами, ни в сердце и ни на кого отнюдь не ропщите; да не изыдет ложь из уст ваших, и не желайте сказать или услышать что, неполезное вам.
  Не оставляйте в сердце своем ни злобы, ни ненависти, ни зависти к ближнему, и да не будет у вас иное в устах и иное и сердце, ибо Бог поругаем не бывает, но все видит – и тайное и явное.
  Не меряй себя ни в каком деле своем, чтоб быть безмятежну в помыслах своих.
  Когда пойдешь к кому-либо, не ожидай, что они будут тебе очень рады, чтобы, когда примут тебя, возблагодарил ты Бога.
  Имей лицо, носящее печать сетования и сокрушения (когда ты один); но с людьми странними сторонними, странниками (являй его) радушно-приятным, да вселится в тебя страх Божий.
  Если зайдет к тебе брат-странник, имей радушное к нему лицо, приветствуя его, и ношу, какую он несет, сам понеси
  Когда сидишь за трапезою с братиями, которых ты моложе, не скажи себе: "ешь", но вспомни о грехах своих, чтоб не есть с услаждением. Руку свою протягивай только к тому, что пред тобою, к тому же, что пред другими, не протягивай руки своей. Если будут странники в числе ядущих, подай им потребное с радушным взором; а когда перестанут есть, скажи им дважды или трижды: сотворите любовь, покушайте еще немного. Когда ешь, не поднимай лица своего на того, кто подле тебя, не смотри туда и сюда, не говори слова суетного, не протягивай руки своей к тому, что тебе желательно, не сказавши: благослови; а когда пьешь воду, не давай горлу своему издавать гурчание, как (делают) миряне простые.
  Когда сидишь с братьями не тянись телом своим на виду других; если позывает на зевоту, не открывай уст своих, и она отбежит от тебя; не открывай уст своих для смеха отнюдь, потому что это есть бесстрашие.
  Если возьмешь у кого келию, чтобы пожить в ней несколько дней, ничего не разоряй и не устрояй в ней, не спросивши прежде у того, кто тебе ее дал, угодно ли ему то или неугодно, ибо это бессовестность.
  Когда путешествуешь с братиями и будет между ними такой, к которому ты имеешь любовь Бога ради, не показывай особой к нему близости на виду тех; не нашелся бы между ними немощный и не умер бы от ревности – и ты понесешь грех его, потому что подал ему повод согрешить.
  Не пожелай чего-либо, принадлежащего другому, увидев то.
  Если кто скажет тебе жесткое слово, не воздымай на него сердца своего, но поспеши положить ему поклон, прежде чем родится в сердце твоем неудовольствие на него (или чувство обиды), потому что вслед за этим быстро приходит гнев.
(Авва Исаия)"





"С теми, которые посещают тебя только для препровождения времени, говори о Христе, о смерти, о будущей жизни, о суде и об аде: тогда они или пойдут от тебя домой с назиданием, или больше не будут приходить к тебе отнимать время. В ком сердце твое вполне не уверено, к тому не прилепляйся сердцем твоим. Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, если кто сделает тебе зло, то делай ему добро, чтобы добром истребить зло. 
(Прп. Пимен Великий)"

 



  "Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою. Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым – дружба с диаволом. Как вам, братия мои, так и всем, призывающим имя Господне, я говорю, что между вами должен быть мир, истина, любовь к Богу и любовь к ближнему, но между вами не должны быть ни ссоры, ни клевета, ни подозрения, ни непокорность, ни вражда, ни противоречие, ни зависть, ни упрямство, ни гордость, ни взаимные оскорбления, ни насмешки, ни тщеславие, ни ненависть, ни взаимный гнев, ни желание иметь красивую одежду. Я усердно прошу вас, чтобы не было ничего подобного между вами в обителях ваших. Где находятся сии пороки — там и гнев Божий.
  Вы, без сомнения, подвергаетесь искушению от некоторых братиев своих и тéрпите от них поношение, оскорбление и презрение. Когда всё сие случается с вами, то — будьте мужественны, не бойтесь ничего, не печальтесь, но благодарите Господа за всё, потому что без воли Его ничто не может случаться с вами и потому что рабы Господни необходимо должны подвергаться искушениям. Кого благость Божия не испытывает искушениями, трудами, горестью и несчастиями, чтобы научить его терпению и усовершить в добродетели, тот не получит от Бога славы.
  Я хочу, чтобы вы знали и то, что Господь наш Иисус Христос есть истинная Премудрость Отца. Через Него вся полнота всякой разумной природы сотворена по образу Его Образа, и Сам Он — глава всей твари, и тело Его — Церковь. Потому все мы — члены друг другу; и тело Христово, и голова не могут сказать ноге: «Ты мне ненадобна», — но если один член страдает, все тело затронуто и страдает с ним. Но если какой–то член отчуждается от тела и более не сообщается с головой, но предается услаждениям собственной плоти, это значит, что рана его неисцелима, и что забыл он свое начало и свой конец.
  И потому Отец творений, движимый состраданием к этой нашей ране, которую ничто из творений не могло исцелить, но единственно — милость Отчая, послал нам Сына Своего Единородного, и Он по причине нашего рабства принял на Себя образ раба, и предал Себя за наши грехи; ибо наше беззаконие уничижило Его, и ранами Его мы все исцелились. И Он собрал нас из всех краев, чтобы воскресить сердца наши от земли, и научить нас, что все мы — от единой сущности и члены друг другу. Потому должны мы всей силой любить друг друга. Ибо тот, кто любит своего ближнего, любит Бога, а кто любит Бога, любит душу свою.
(Прп. Антоний Великий)" 

 

 

"Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра. Мы должны помнить, что всякий человек, кого мы встретим в течение нашей жизни, даже случайно, даже находясь в метро, в автобусе, на улице, на кого мы посмотрели с сочувствием, с серьезностью, с чистотой, даже не сказав ни слова, может в одно мгновение получить надежду и силу жить.
Есть люди, которые проходят через годы, никем не опознанные, проходят через годы, будто они ни для кого не существуют. И вдруг они оказались перед лицом неизвестного им человека, который на них посмотрел с глубиной, для которого этот человек, отверженный, забытый, несуществующий — существует. И это начало новой жизни. Об этом мы должны помнить.
(Митр. Антоний Сурожский)"

 
 

 
  







 


  
  Ответ: "Понятно, что это отношение должно основываться на соответствующих заповедях Христовых о любви к ближнему, на примере земной жизни Господа, на писаниях св. отцов, раскрывающих эти заповеди и на соответствующих же примерах их праведной жизни…
  Заповеди о любви к ближнему - к любому человеку (живущему ещё на земле или уже усопшему), с которым человек контактирует внешне (посредством телесных органов чувств) или внутренне (в помыслах) являются очень простыми и поэтому очень трудными как для человеческого восприятия, так и для их практической реализации…
  Для человека это (на практике осуществлять любовь к ближнему) невозможно без помощи/милости Христовой, которую Он может подать только через соответствующие покаяние/молитву человека…
  Любовь к ближнему выражается в нескольких взаимосвязанных, перетекающих друг в друга заповедях Христовых о том, что человек должен любить ближнего (всех встречающихся ему по жизни людей) как самого себя, относиться к нему как к самому себе, не делать ему того, чего он сам себе не желает и делать только то, что он желает самому себе…
  Вот и всё…
  Всё очень просто и всё очень трудно, т. к. всё это должно быть соединено ещё и с рассудительностью, без которой истинной любви быть не может в принципе, т. к. тогда всё ведёт не к взаимному спасению человека и ближнего, а к их погибели…
  Любовь с помощью рассудительности ведёт всегда к спасению как любящего, так и любимого (ближнего)…
  Цель любви – спасение как любящего, так и любимого (а без рассудительности это невозможно)…
  Где нет спасения/движения к спасению/желания спасения/возрастания в добре/умаления во зле/ любящего и любимого, там нет ни любви, ни рассудительности…
  Любовь неотделима как от рассудительности, так и от желания спасения любящего и любимого, а также от соответствующих им действий/поступков любящего…
  Прежде всего человек должен желать себе самому спасения и с рассудительностью делать всё возможное для этого – т. е. целью и смыслом его жизни должны стать исполнение заповедей Христовых…
  После этого и параллельно этому человек уже может постепенно (по мере возрастания в любви и рассудительности) любить и ближнего (постепенно возрастая в любви и к нему)…
  Любовь делает всё для спасения ближнего, она совершает только то, что помогает спасению ближнего, что способствует становлению его как христианина, что увеличивает его в добре/уменьшает во зле, что позволяет ближнему лучше/ревностнее/эффективнее исполнять заповеди Христовы…
  Истинная/правильная/рассудительная любовь (благость/милость/милостыня) обязательно ведут ближнего к спасению – к Спасителю, к Господу Иисусу Христу…
  Степень правильности/полезности действий/поступков по отношению к ближнему прямо пропорциональна степени его продвижения ко Христу и наоборот…
  Чем полезнее/правильнее милость/милостыня (поступки/действия) человека к ближнему, тем ближе к Иисусу оказывается в результате ближний и наоборот…
  Чем больше возрастает в добре ближний в результате милости/милостыни человека, тем правильнее/полезнее была оказанная милость/милостыня…
  Спасение и добро, погибель и зло (их начальная и последующая степени) получившего милость/милостыню ближнего служат объективными критериями/оценками оказанной человеком милости/милостыни…
  Исключение составляют те самые псы/свиньи (напр., Иуда, Евангельские фарисеи и иже с ними), которые свободно и сознательно отвергают добро, заповеди Христовы и Самого Иисуса…
  Любовь, рассудительность и их Источник - Господь Иисус Христос должны быть непременными движетелями человека при любом его контакте/общении/поступке/действии по отношению к ближнему и всенепременно сопровождать человека…
  При наличии в человеке любви, рассудительности и их Источника – Христа, всё, что он ни сделает (внутри и снаружи) будет правильным/полезным для него самого и ближнего…
  Степень правильности/полезности благости/милости/милостыни для человека и ближнего прямо пропорциональна степени их (и человека, и ближнего) близости/соединённости со Христом…
  Степени соединённости со Христом, любви, рассудительности, правильности/полезности милостыни, воцерковлённости, зла/добра (т. н. духовного уровня) взаимосвязаны и взаимно же перетекают друг в друга…
  Любовь всегда желает спасения (проявляет благость) и всё для этого делает (проявляет рассудительную милость)…
  Благость (желание спасения) и милость (соответствующие помыслы/внутренние действия) всегда полезны (уместны, своевременны, умеренны)…
  Милостыня же (внешние/телесные поступки) обязательно и всенепременно требуют рассудительности, ибо могут быть крайне вредны…
  Как без рассудительности (при неведении и неблагоразумии) так и с нею, одни и те же внешние поступки/телесные действия при одних и тех же обстоятельствах, с одними и теми же людьми могут вести как к их взаимной погибели, так и к их общему спасению…
  Об этом предупреждал Христос, когда запрещал давать святыню/бисер псам/свиньям или когда говорил, что давать (оказывать милостыню) нужно/можно только просящим (милостыню)…
  Милостыня с насилием, без воли на то ближнего однозначно принесёт ему вред, а не пользу, спровоцировав/соблазнив ближнего к раздражению, гневу, осуждению, обиде и к пр. злу (губя, а не спасая его)…
  Ибо милостыня (внешняя милость) без благости и рассудительности не является таковой по своей сути, но лишь её гнусной имитацией (вспомним фарисеев)…
  Понятно, напр., что, наркоман или пьяница, относящиеся к ближнему как к самому себе (сажающие его на иглу или предлагающие ему выпить) не любят ни себя, ни его истинно (не желают ни себе спасения, ни ближнему) и ведут себя безумно…
  Поскольку и среди христиан рассудительность является довольно редкой и слабо развитой добродетелью, то самым правильным будет упражняться в непрестанных благости и милости…
  Ведь без рассудительности милостыня может погубить ближнего, развивая в нём леность, иждивенчество, наглость, зависть, неблагодарность, хамство, клеветничество, осуждение и пр., и пр. …
  Только рассудительность позволяет человеку безошибочно определить меру, время и место милостыни (внешней/телесной милости/благости)…
  Слова Христовы о том, чтобы человек не требовал назад от ближнего взятого у него, свидетельствуют о необходимости бескорыстия/безвозмездности оказанной милостыни/милости…
  Нередко же вместо добра (оказанных милости/милостыни), человек получает взамен зло (подобно Христу от фарисеев и иже с ними)…
  И здесь необходима сугубая ответная милость к т. н. врагам человека – т. е. к ближним, которые совершают те или иные порочные/злые действия/поступки (как внутренние, так и внешние) по отношению к нему…
  Если человек должен любить всякого ближнего, то особенно/сугубо врагов своих, и особенно/сугубо тех из них, которые в ответ на добро/милость/милостыню отвечают злом…
  Св. ап. Павел писал, что только опыт ревностной жизни по заповедям Христовым позволяет человеку приобрести опыт же (навык) различения доброго и злого – стяжать чувство пользы/вреда, греха/доброделия (рассудительности)…
  При отсутствии же подобного навыка различения добра и зла (проявления рассудительности) человек самою милостыней всегда рискует причинить ближнему вред вместо пользы…
  Благостью же и милостью (любовью внутренней) принести вред ни себе самому, ни ближнему невозможно (поэтому они так и универсальны/полезны всегда и везде)…
  Благость и милость являются тем самым маслом, которым нельзя испортить кашу (отношение к ближнему)…
  Тем более, что постепенно, упражняясь в благости и милости, человек обязательно возрастает и в рассудительности (как естественно – через опыт, так и сверхъестественно – от Христа через молитву/соединение с Самою Премудростью), возрастая и в способности к правильной милостыне…
  В чём же выражается/проявляется благость/милость любящего человека по отношению к ближнему/любимому?...
  Сначала необходимо окончательно прояснить, кто такой ближний…
  Ближний - это абсолютно любой человек, которого любящий слышит/о котором слышит от других людей, которого видит, осязает, обоняет, вкушает (напр., при поцелуе), о котором читает/узнаёт в любом источнике информации, о котором вспоминает, о ком думает, кого видит в тех или иных воображаемых образах, к которому испытывает те или иные желания, те или иные эмоции, по отношению к которому намеревается осуществить те или иные внешние/телесные действия/поступки…
  Иными словами, ближний – это абсолютно любой, с кем контактирует/общается/соединяется человек как внешне (через телесные органы чувств), так и внутренне (в помыслах) как свободно, так и невольно…
  Ну а теперь можно прояснить и саму повседневную/всегдашнюю/всенепременную/полезную/обязательную благость/милость человека-христианина по отношению к его ближнему…
  Это очень просто и очень тяжело одновременно…
  Но другого пути к спасению человека нет…
  Кроме того, любовь христианина ближнему позволяет соединить и ближнего с Христом через любящего и тем самым способствует и его (ближнего) спасению…
  Когда человек контактирует с ближним, он должен обязательно тут же желать его спасения, близости/соединения со Спасителем, возрастания в добре/умаления во зле, воцерковления и всего прочего истинно доброго, чего желает сам себе…
  Если не это чувство отсутствует в сердце человека, то необходимо тут же каяться, просить прощения у Христа с просьбой подать это чувство/желание/потребность (благость)…
  Всякий раз, когда человек контактирует с ближним, он должен тут же устремлять свою благость (желание спасения ближнего) к Спасителю – Господу Иисусу Христу (оказывать милость)…
  При отсутствии благости, человек должен просить Христа о спасении ближнего хотя и только умом…
  Постепенно, со временем, вслед за умом/духом (по единству духа и души, по главенству ума над всем человеческим естеством), сердце начнёт откликаться на призывы ума, станет размягчаться, утрачивать свою окамененность и приобретёт благость…
  Терпение и труд всё перетрут…
  Эта практика очень полезна для современного человека в миру (переполненному ближними), т. к. позволяет/помогает ему непрестанно пребывать в покаянном (ибо каяться необходимо не только в отсутствии благости, но и в её всегдашней недостаточности) и неотделимом от него молитвенном (спасительном) состоянии…
  Эта практика позволяет человеку, пребывающему в миру не вопреки, но благодаря миру непрестанно возрастать в добре/любви/спасении, непрестанно же умаляясь во зле/ненависти/погибели…
  Эта практика помогает человеку приобретать духовное зрение (духовную нищету), видеть/чувствовать в себе порочность/зло, дифференцировать её по разновидностям/порокам, их степеням/силе/величине, выделяя среди них главные, очищаясь от них, переходить от стадии очищения к стадии освящения и освящаться…
  Эта практика позволяет человеку постепенно стяжевать мир Христов, переходя от молитвы словесной/устной к молитве бессловесной/умной, перетекая от молитвы головной и бесчувственной к молитве внутренней и сердечной…
  Эта практика позволяет человеку постепенно приобретать беспристрастность – молиться при любых обстоятельствах (как внешних, так и внутренних), освящаться…
  Эта практика позволяет человеку со временем приобретать способность различения добра и зла, образует в нём соответствующий навык – развивает в нём рассудительность и постепенно позволяет ему безошибочно совершать и правильную милостыню (с пользой не только для самого себя, но и для ближнего)…
  В идеале покаяние и молитва за ближнего как за самого себя должны осуществляться человеком-христианином незамедлительно с самого начала его контакта с ближним и не прерываться (продолжаться) до самого его (контакта) окончания…
  Эта практика (как и любая другая добродетель) имеет свои степени/величины в человеке, начинаясь с малого и постепенно (через покаяние в её отсутствии или недостаточности) возрастая…
  Если новоначальному человеку не удалось покаяться или помолиться за ближнего во время его контакта с ним, то необходимо (с соответствующим покаянием) сделать это после окончания контакта, как можно раньше и по возможности как можно продолжительнее (хотя бы и один раз - ч. н., задним числом)…
  Постепенно (правильно воцерковляющийся) человек всё чаще будет начинать молиться/каяться за ближнего с самого начала его контакта, интервал запоздания от начала контакта и начала молитвы/покаяния за ближнего будет сокращаться, продолжительность молитвы/покаяния во время контакта будет увеличиваться, молитвенно/покаянная интенсивность/сконцентрированность тоже будет возрастать и пр., и пр. (человек понемногу будет возрастать в любви и рассудительности – ибо не приходит Царство Небесное/Божие приметным образом, но – не заметно)…
  Что человек обычно чувствует, когда видит в ближнем добро?...
  Зависть…
  А должен чувствовать радость за ближнего (о его спасении), благодарность к ближнему, научающего его своему добру (подобно Антонию Великому) и благодарность ко Христу – Подателю добра ближнему (спасаясь тем самым и помогая спасаться ближнему, ибо никто не совершенен/не постоянен в добре, кроме Христа)…
  Человек если должен чувствовать соревнование к ближнему, перенимать от него добро, усиливаясь в нём/в ревности (спасаясь тем самым)…
  Отсюда – покаяние человека при видении им добра в ближнем и неотделимое от него молитвенное состояние (спасение человека)…
  А что чувствует, как правило, человек, когда видит в ближнем зло?...
  Осуждение и тщеславие/превозношение…
  А иногда и злорадство…
  А должен чувствовать скорбь/боль/страдание за погибающего ближнего…
  Вот и ещё одна весомая причина для покаяния человека, для молитвы человека (просьбы ко Христу о прощении, о подаянии покаяния, скорби и пр.)…
  Когда человек видит в ближнем то или иное зло, он должен тут же вспомнить об аналогичном зле в себе (ибо все люди в той или иной степени подобострастны) и каяться за ближнего как за самого себя…
  Если же человек не видит в себе зла, аналогичного видимого в ближнем, то это свидетельствует о его (человека) духовной слепоте и должно подтолкнуть его (человека) к соответствующему покаянию…
  Духовно слепой человек (не видящий/не чувствующий в себе тот или иной род/вид зла) должен в первую очередь озаботиться стяжанием духовного зрения/чувствительности (духовной нищеты), а не осуждать ближнего и превозноситься (ибо это есть прелестное/ложное/неистинное духовное устроение)…
  Спасение (Царство Божие/Небесное) совершается не иначе как через покаяние, самым началом которого как раз и является духовная нищета…
  Вместе с незамедлительным покаянием за себя и за ближнего как за самого себя, человек опять-таки устремлять ко Христу свою просьбу/желание/потребность о спасении и ближнего, и себя (либо же аналогичного грешника, либо же духовного слепца с окамененным/бесчувственным сердцем)…
  Практике всегдашнего и непременного покаяния и молитвы за ближнего как за самого себя (благости и милости) человеку очень полезно приобрести истинное/правильное понимание о том, кем на самом деле (по истине) является в этом мире любой человек…
  Любой человек, пришедший в этот мир из небытия не является плодом только и не столько человеческой/родительской воли, сколько результатом замысла/промысла Божия…
  Каждый человек является крайне важным/необходимым предметом друг для друга…
  Всё человечество образует таинственный и до конца непонятный пока по его греховности единый живой Организм во Главе со Христом – Церковь…
  Подобно клеточкам человеческого тела...
  Некоторые из которых здоровы/больны больше, а другие меньше (но все крайне важны и необходимы/незаменимы)…
  Если ампутированную ногу можно заменить неким протезом/суррогатом, то никакого человека никаким другим предметом/человеком/ангелом заменить невозможно…
  Каждый человек (ближний) неповторим и незаменим…
  Осуждать ближнего подобно тому, как если бы человек стал сам себе отрезать палец или выкалывать и пр. …
  Превозноситься над ближним подобно тому, как если бы человек из двух (хотя весь человек в той или иной степени болен/повреждён первородным грехом) заболевших кариесом зубов мнимо (куриным помётом, т. к. превозношение вредит) один лечил, а другой - нет…
  Осуждающий и превозносящийся при контакте с ближним человек (по словам прп. Исаака Сирина о согрешающем человеке) подобен безумному псу, который лижет пилу и упивается собственной кровью…
  Осуждающий и превозносящийся тем самым не только не лечит сам себя, свой собственный организм (Церковь), но и калечит сам себя…
  Поэтому непрестанные/повсеместные, взаимосвязанные/неотделимые/перетекающие друг в друга покаяние и молитва как за себя, так и за всякого ближнего как за самого себя, являются безошибочной, полезной и правильной практикой человека/православного христианина (его взаимоотношений с ближним)…  
  Ясным подтверждением полезности молитвы и покаяния как за самого себя, отношения к ближнему как к самому себе является райская история Адама и Евы…
  Когда Ева согрешила помыслами, словами и делами, она не почувствовала своей отделённости от Бога – благодатооставленности/богооставленности…
  Ева не увидела своей наготы, её не охватил стыд перед Адамом, она по-прежнему (как утверждают св. отцы) имела одежды из света, подобного Фаворскому у Христа или у Моисея, когда тот спустился с Синая со скрижалями Ветхого Закона Божия…
  Это была одна из причин, по которой Ева решила соблазнить и Адама – она не увидела тех страшных последствий, о которых предупреждал Бог прародителей в случае, если они ослушаются Его: "Смертью умрёте"…
  Напротив, к имеющемуся на то время изначальному блаженному состоянию Евы прибавилась эйфория противления Самому Творцу и Создателю с казалось бы явной перспективой стать новыми Богами…
  Когда Ева пришла соблазнить Адама, тот ведь не заметил перемен в своей жене (плоти от плоти его, кости от кости его (!)) – ни внешних, ни внутренних…
  Почему же Ева не изменилась тотчас после греха в тление и пр. последствия греха?...
  Потому что Адам ещё был свят и был связан с Евою любовью к ней – истинною любовью, которая соединяла её через Адама с Богом, которого Адам тоже любил…
  Благодать Божия через любовь Адама, через его отношение к Еве как к самому себе, изливалась через Адама на Еву…
  И как только согрешил и Адам, тогда только и исчез благодатный поток сначала к Адаму, а потом и на Еву от него…
  Да и на весь тварный мир тоже…"

 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта…
  Ссылка прилагается:
  www.aosipov.ru

 






                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (08 Апр 15)
Просмотров: 421

Поиск