"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » О главном...

21. "…один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
 
 
  "1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
  2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
  3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
  4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
  5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
  6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
  7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
  8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
  9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
  10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
  11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
  12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
  13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
  (Евангелие от Луки, 16 глава: http://www.bible.by/new-testament/read/42/16/#1 © bible.by)"

 
 
 
 
 






 
 
 
 
  "Богатый человек" (господин) – Господь Иисус Христос… 
  "Управитель" – каждый человек… 
  Любому человеку, появившемуся из небытия в эту земную жизнь, Господь дает в управление "дом" (его человеческое естество) - и временное смертное тело, и бессмертные его душу и дух… 
  "Имение" – суть добро, которое присутствует в той или иной степени в каждом человеке с самого его рождения… 
  Потенциал же добра, приобретаемый человеком во время его Святого Крещения просто колоссален…
  "Расточать" – вести порочную жизнь, уменьшаясь в добре и возрастая во зле…
  "Призывание управителя" – действие благодати Божией на человека, отвращающее его от жизни злой и обращающее его к жизни доброй, по заповедям Христовым (покаяние, оглашение)… 
 "что это я слышу о тебе?" - сожаление оглашаемого человека о своей злой, доцерковной жизни… 
  "дай отчет в управлении твоем" - покаяние оглашаемого человека в своей нечестивой жизни (в пороках, страстях, грехах и пр. зле)… 
  "ибо ты не можешь более управлять" - решимость оглашенного человека оставить порочную жизнь в прошлом и больше никогда к ней не возвращаться… 
  "что мне делать?" - обращение к так необходимым при исполнении заповедей Христовых ведению и благоразумию (рассудительности) - способность человека всегда осознанно совершать правильные поступки, ясно понимая, что надо делать, с какой целью, как, где, когда и в какой мере… 
  "господин мой отнимает у меня управление домом" - заповеди Христовы категорически запрещают человеку вести порочную жизнь… 
  "копать не могу" - осознание кающимся человеком своей духовной нищеты, немощности и неисправности, отсутствия добра в себе, видение своей полной неспособности жить по заповедям Христовым без помощи Иисусовой… 
  "просить стыжусь"… 
  Нередко мы видим т. н. "нищих" на улице, явно способных прокормить себя самостоятельно: иждивенцев и лентяев, которые рассказывают всем мимо проходящим о своих реально вымышленных "уважительных" причинах, не позволяющих, якобы, им получить кусок хлеба каким–то другим способом, кроме как милостыней – "просить"… 
  Нередко так бывает и с нами в нашей духовной жизни – мы "не стыдимся просить" (прикрываем свое нерадение якобы неблагоприятными обстоятельствами, придумываем для себя и других людей причины, по которым мы якобы не можем исполнить ту или иную заповедь Христову)… 
  "Косим", что называется, под ревностных христиан, являясь на самом деле теми самыми, уличными симулянтами (лженищими), "переводя стрелки" на внешние и внутренние обстоятельства, снимая с себя всякую ответственность за свою  бездеятельность и собственную лень… 
  "просить стыжусь" - означает "симулировать/имитировать духовную немощь стыжусь", т. е. решение оглашенного не имитировать покаяние и духовную нищету, не играть в христианскую жизнь, а вести деятельную, ревностную, тщательную, усердную, насколько действительно позволяют ему обстоятельства, православную жизнь, жизнь по всем Христовым заповедям (прежде всего каяться)…
  "знаю, что сделать" - рассудительность, необходимая при жизни по заповедям Иисусовым, т. е. совокупность ведения и благоразумия (усвоенные христианином абсолютные и относительные истины) и способность правильно пользоваться ими… 
  "чтобы приняли меня в домы свои"...
  "домы" - Церковь воинствующая, земная… 
  "принятие" в Церковь – воцерковление оглашенного человека, вхождение его в состав Церковного организма через предваряющие покаяние и решимость усердно жить по заповедям Христовым… 
  "домы" - это еще и Церковь торжествующая, т. н. "небесные обители"…
  "принятие" в Церковь торжествующую – это и вхождение человека в ее состав после исхода его души из тела (спасение)… 
  "когда отставлен буду от управления домом" - это и отвращение человека от своей порочной жизни перед воцерковлением, и его телесная смерть во время исхода души христианина из своего тела…     
  "должники господина" - все совокупное зло (человеческие неправда, мораль, нравственность, пороки, страсти, грехи)...
  "призвав" - выявление и определение всего зла христианина через его наблюдение за собою, при исполнении им заповедей Христовых, через внимание к страстям (порочным помыслам) и грехам (порочным телесным действиям)… 
  "каждого порознь" - духовное зрение, способность христианина различать все свои пороки по отдельности, в соответствии с их их конкретными проявлениями (страстями и грехами)… 
  "сказал первому: "сколько ты должен господину моему?"… 
  "первый" - главный (доминирующий) порок… 
  "сказал" - способность христианина выявлять как свои пороки вообще, так и главный свой порок, в частности…
  "сколько ты должен господину моему?" - способность адекватно оценивать как относительную величину каждого порока друг по отношению к другу, так и их условную, абсолютную, индивидуальную величину… 
  Прп. Никодим Святогорец в своей книге "Невидимая брань" даёт одноимённое название и проявлениям главных пороков... 
  Он называет бранью действие в человеке страстей главного порока... 
  Помыслы доминирующего порока подобны морскому прибою, они как волны на берег непрестанно и методично накатывают на человека... 
  Например, чувство обиды может возникать в человеке в течение нескольких часов и даже нескольких дней подряд непрерывно, с интервалом в несколько секунд или в несколько десятков секунд... 
  Вот уж, действительно, брань... 
  "Он сказал: "сто мер масла"" - плод духовного зрения христианина: определение им условной абсолютной величины его главного порока… 
  "И сказал ему: "возьми твою расписку"" - покаяние христианина на Исповеди в главном пороке…
  "и садись скорее, напиши пятьдесят" - уменьшение величины главного порока в христианине после его покаяния на Исповеди, условно вполовину… 
  "Потом другому сказал"… 
  "Потом" - после искреннего, сердечного покаяния христианина на Исповеди, главный порок в нем теряет уже свою преобладающую над другими пороками величину... 
  Главный порок после всецелого покаяния христианина в нем на Исповеди, уже теряет свой былой статус доминирующего, уменьшившись до величины, соответствующей степени раскаяния в нем (и в соответствии с замыслом Божиим О нем) и уже не требует дальнейшего исповедания, а только келейного покаяния… 
  "другой" - следующий по степени своей величины за предыдущим, ставший уже теперь главным, другой порок… 
  "сказал" - внимание к новому, главному пороку, наблюдение за ним, его анализ… 
  "а ты сколько должен?" - та же способность определять относительную и абсолютную величину любого порока вообще и нового, главного порока, в частности… 
  "Он отвечал: "сто мер пшеницы"" - результат того же внимания христианина, определение абсолютной величины следующего "по росту" его главного порока…
  "И сказал ему: "возьми твою расписку" - покаяние христианина на следующей Исповеди в его следующем главном пороке… 
  "и напиши: восемьдесят" - уменьшение абсолютной величины второго, главного порока христианина за одну Исповедь условно на 20%...           
  "Должники" - это и все окружающие христиан ("управителей") люди, т. е. все те "ближние", среди которых они живут...
  Это и люди, с которыми христианин ежедневно сталкивается по жизни (на улице, в транспорте, на работе и т. д.)...
  Это и люди, которых христианин видит по телевизору, о которых он слышит по радио, о которых он слышит от других людей... 
  Это и те люди, о которых христианин вспоминает…  
  Ибо все люди без исключения, в той или иной мере являются грешниками, именно теми самыми "должниками" Божиими… 
  Наипаче же "должники" - это те, встречающиеся христианину люди, которые совершают явные для него порочные действия, явные свободные и сознательные грешники ("неверные")… 
  "Дом господина" - это и наше человеческое общество, членами которого мы все являемся… 
  "Дом господина" - это и Церковь земная, воинствующая...
  "Дом господина" - это и семья каждого христианина, т. н. малая Церковь...
  "Управление домом" - это и посильное участие христианина в спасении своих "должников" (в первую очередь членов его семьи, членов его церковной храмовой общины и единоверцев)… 
  А посильно и рассудительно помогая спасаться ближним, христианин тем самым спасает и самого себя ("приобретает себе друзей, принимается ими в вечные обители")… 
  Христианин, сея любовь (спасение), любовь же (спасение) и пожинает, т. е. во зле ("богатстве неправедном") умаляется, а в добре ("друзьях") возрастает… 
  Общение "управителя" с "должниками" - это и рассудительное отношение христианина к "должникам" как к его собственным духовным зеркалам (показывающим ему его собственные, аналогичные пороки, которых он либо не замечает по невнимательности или бесчувственности, либо же в которых он не хочет каяться)… 
  Это и его собственное покаяние, и его покаяние за "должников", как за себя самого… 
  Это и его скорбь от видения зла, которое он наблюдает и в "должниках", и в себе… 
  Это и безропотное терпение христианином этой скорби (кротость)… 
  Это и молитва христианина и за себя, и за его зеркала (за "должников")… 
  Это и желание вечного блаженства "должникам", устремленное христианином ко Христу… 
  Это и чувство благодарности христианина к своим  "должникам" за то, что они помогают ему исполнять такое большое количество заповедей Христовых, казалось бы, на пустом месте… 
  Это и чувство благодарности христианина ко Христу, так премудро все устрояющему…
  Это и одно уже хотя бы то, что христианин не поддается на внешние соблазны, не соглашается с порочной жизнью, которая ему повсюду навязывается (одно уже хотя бы это позволяет ему "пускать в оборот" окружающее его зло и испытывать чувство искренней благодарности к его носителям - своим "должникам")… 
  Внешнее зло существует в этом мире прежде всего для того, чтобы напоминать о присутствии его в самом христианине, чтобы христианин уклонялся от него, боролся с ним, умалялся в нем (т. е. каялся в нем и смирялся)… 
  А уклоняясь от зла и устремляясь к добру (каясь), человек возрастает в той самой "силе" своей воли, которою только и "берется Царство Божие"… 
  Зло является всегда присутствующим, промыслительным элементом при исполнении христианином любой  Христовой заповеди (то самое "богатство неправедное")…   
  "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил"… 
  "похвала господина" - радость Христова о спасении христианина… 
  "управитель неверный" - порочный человек до своих обращения и воцерковления… 
  "догадливо" - рассудительно… 
  "поступил" - покаялся, обратился: отрекся от жизни по заповедям человеческим и обратился к жизни по заповедям Христовым (премудрость)…
  "ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде"… 
  "сыны века сего" - кающиеся грешники (образ евангельского "мытаря")… 
  "догадливость" - рассудительность, приобретаемая грешниками через покаяние и усердную жизнь по всем остальным Христовым заповедям… 
  "сыны света в своем роде" - грустная ирония Христа о людях, которые мнят себя праведниками (образ евангельского "фарисея") и поэтому отвергающих и покаяние, и Христа, и собственное свое спасение… 
  Ибо люди, отвергающие покаяние, по определению (ибо покаяние является первой заповедью) не могут исполнить ни одной другой заповеди Христовой, и поэтому остаются в безумии, закономерный итог которого – вечное их мучение в геенне…
  "И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители"… 
  "богатство неправедное" - зло внутри христианина (в "управителях") и в окружающих его людях (в "должниках")…
  "друзья" - добро внутри христианина и в окружающих его людях… 
  "приобретение" - жизнь христианина по заповедям Христовым с использованием зла и добра в виде средств для исполнения этих заповедей (стяжание добра и утрата зла)… 
  Как использовать зло, мы уже писали выше… 
  Ну а использовать добро христианину надо с точностью до наоборот…
  Добро существует на белом свете, чтобы к нему стремиться, чтобы возрастать в нем ("приобретать друзей"), чтобы с его помощью приближаться и соединяться  с его Источником - Христом… 
  Христианин должен не только каяться во зле, которое он видит в ближних, но и высматривать (подобно Антонию Великому) в каждом человеке добродетели, чтобы брать их в пример себе...
  Это очень полезно и для профилактики осуждения и тщеславия...
  "обнищание" - умаление православного человека во зле через его жизнь по Христовым заповедям… 
  "принятие" - вхождение христианина в Церковный организм не только еще в этой его, земной скоротечной жизни, но и вхождение его в Церковь торжествующую после исхода его души из тела (вхождение "в обители" бесконечных его блаженства и обожения)…
  Постараемся же и мы по мере наших силушек быть "управителями догадливыми"...
  Чтобы и нас Христос "похвалил"… 
  Чтобы Иисус радовался...  
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и толкования св. отцов на 16-ю главу Евангелия от Луки с сайта ЭкзегетЪ.Ру ... 
  Ссылки прилагаются:
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://ekzeget.ru/





 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: О главном... | Добавил: samcfv (05 Окт 12)
Просмотров: 566

Поиск