"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

023. Вопрос: "Можно ли заменять правила утреннее, вечернее и к Причастию на Иисусову молитву (если она словесная/устная)?"

  "26 У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога. 
  (Быт. 4)"
  "52 Да будут уши Твои и очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя, 
  (3 Цар. 8)"
  "10 Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? 
  (Иов. 27)"
  "18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
  19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё.
  (Пс. 79)"
  "1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
  2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.
  (Пс. 114)"
  "25 Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Моё и попирать владык (бесов/страсти - от авт.), как грязь, и топтать, как горшечник глину. 
  (Ис. 41)"
  "9 И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!» 
  (Зах. 13)"
  "10 Когда узнал об этом Иуда, то велел народу день и ночь призывать Господа, чтобы Он и ныне, как и прежде, явил им Свою помощь при опасности лишиться закона и отечества и святаго храма, 
  (2 Макк. 13)"

  "13 Ибо всякий, кто призовёт имя Господне - спасётся. 
  (Рим. 10)"
  "1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
  2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
  3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
  (1 Кор. 1)"










  "Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих.
Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа. (Авва Матой)"
  "Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду. (Авва Исаия)"
  "Прежде чем ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твоё с тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: "Неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?", понудь себя немного и вскоре придут и бодрость, и сила. (Прп. Исаак Сирин)"
  "Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу духом и истиной, между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя надеждой на Всеблагого и Всемилосердного Бога. (Святитель Иоанн Златоуст)"
  "Иисусова Молитва - это золотая ниточка, которая не даст христианину сбиться с пути! (Прп. Серафим Саровский)"
  "От размышлений о смерти и прочего сердце приходит в сокрушение, а душа начинает с большим смирением пребывать в трезвении и внимании к молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Сущность молитвы – есть сосредоточение ума в сердце, поскольку только тогда молитва произносится нерассеянно, и понимается всё ее содержание в полноте. Это подобно тому, как если бы во время молитвы «Господи Иисусе Христе…» ты действительно припадаешь к ногам Христа и плачешь: «помилуй мя». Это не так, как при пении псалмов или тропарей Господу, для того чтобы улучить прощение, как мы это делаем в псалмопении, которое содержит в себе премудрость Божию и нас учит о Божией Милости, прощении и Любви. Нет, Иисусова молитва – есть образ хананеянки, которая принудила Христа, чтобы ее помиловал: «Помилуй мя, Господи Сыне Давидов». И как слепец, кричавший: «Сыне Давидов, помилуй мя». (Архим. Ефрем, Филофейский)"

  "Некоторые думают, что они призваны к умной молитве Иисусовой как способные и лучшие других. А, по-моему, брат, наша греховность настолько тяжела и глубока, что иным более слабым средством нас и не вылечить и не вытащить оттуда. А сильные - это были Отцы, способные на всякое дело благое.
  Омрачения, случающиеся с нами за нерадение, гордость, по наваждению демонскому, различаются помрачением помыслов и омрачением ума. Помрачение помыслов бывает, когда мысли наши наполняются помыслами суетными, мирскими, страстными. Когда эти помыслы начинают казаться нам нормальными и естественными, при этом мы теряем способность рассуждения. А омрачение ума, которое чаще бывает за гордость и осуждение, - это когда ум перестает различать добро от зла, прелесть от благодати, свет от тьмы, причем он испытывает тяжесть и тупость и передает эту тугу всему естеству души и тела так, что бывает ад прежде ада.
  Выйти из этого состояния можно только смирением, при помощи Божией, а не попасть в него, удаляясь от гордости во всех ее проявлениях. Причем, если не будем помрачать свои мысли, не дойдем и до помрачения ума. Иисусова молитва сильно очищает мысли и приводит к смирению, а смирение погубляет гордость и омрачение происходящее от нее. (Записки православного монаха)"
 
  "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" - стоишь ли, сидишь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь - постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьём. Шестая добродетель - молитва Иисусова. Это - общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию.
  Молитва - источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей. Приобрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равноангельною. Молитва есть божественное веселие. Это единственной драгоценной меч; нет иного такого оружие, которое бы более ея посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости забывает об этой жизни и все в веке сем считает за сор и пепел.
(Прп. Паисий Величковский)"

 
 
 


"Чадо моё, произноси молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» день и ночь, постоянно. Молитва даст всё, молитва всё в себе содержит, всё в себе заключает: прошение, утешение, веру, исповедание, богословие и так далее. (Архим. Ефрем, Катунакский)"




 

"Бог да благословит оставить обычное правило, и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один по имени Василий объяснял это так: держащийся большого келейного правила когда исполняет его, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А державшийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 
 
 

 
  "Спрашиваете о молитве Иисусовой? Читайте в книгах. Все написано. Моя мысль о ней такая: 
   — Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, — есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят. 
   Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. Один прием общеобязателен: «вниманием стоять в сердце». Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление. 
   О плодах молитвы сей так говорят, что уже выше сего и ничего на свете нет. Незаконно. Талисман нашли! Из плодов словесному составу молитвы и говорению ее ничего не принадлежит. Все плоды могут быть получены и без сей молитвы, и даже без всякой словесной молитвы, — чрез одно ума и сердца к Богу устремление (безмолвная умно/сердечная молитва - от авт.). 
   Существо дела в том, чтоб «установиться в памяти Божией или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «как хочешь, только добейся до этого. Иисусову ли молитву творить, поклоны ли класть, в церковь ли ходить, что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией. Помню в Киеве я встретил человека, который говорил: никаких приемов не употреблял я, и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!
   Это — что Бог дал, или даст, — иметь надо в цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати.
   Художное делание молитвы Иисусовой, творение ее простое со вниманием в сердце или хождение в памяти Божией, суть наш труд, и сами по себе имеют свой естественный, — не благодатный плод. Плод сей есть: собрание мыслей, благоговение и страх Божий, память смертная, умирение помыслов и некоторая теплота сердечная. Все сие суть естественные плоды внутренней молитвы. Надо это хорошо затвердить, чтоб пред собою не трубить и пред другими не выситься. 
   Пока в нас только естественные плоды, до тех пор, мы гроша не стоим, и по существу дела, и по суду Божию. Цена нам, когда благодать придет. Ибо когда она придет, это и будет значить, что Бог воззрел на нас милостивым оком. А пока не придет, то что бы мы ни делали, каких бы подвигов ни несли, значит, что мы плевые личности, на которые Бог и взглянуть не хочет.
   — В чем именно обнаруживается это действие благодати, я не имею вам сказать; но то несомненно, что она не может придти прежде чем покажутся все указанные выше плоды внутренней молитвы. 
   Слово — «внутренняя молитва» невзначай мне пришло… Но оно очень хорошо выражает дело. И его надо ставить там, где говорить стали — молитва Иисусова. Говорят: «стяжи молитву Иисусову, т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге». 
   Читаю в правилах св. Антония и в других многих: заучи псалмы. и идешь ли куда, или сидишь за работою, читай их. Это значит, что тогда читали псалмы, размышляли и развивали в себе внутреннюю молитву. Ныне говорят: «чтобы ты ни делал, твори молитву Иисусову, — и того же достигнешь». При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе, и даже держать мысли противные Ему. Следовательно все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением.
   Молиться только по молитвеннику это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей? Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему.
(Свт. Феофан Затворник)"




 
"«Господи, помилуй». Два слова. Но сколько в них глубокого содержания. Это словесные четки, которые связывают наши руки с десницей Господней. 
Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва - это щит. 
(Прп. Паисий Святогорец)!


 

 
 
"Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби. Правда, немалое значение имеют и другие молитвы, и человек, проходящий Иисусову молитву, слушает в церкви молитвословия и песнословия, совершает обязательные келейные правила. И всё-таки именно Иисусова молитва скорее других приводит человека в покаянное настроение и показывает ему его немощи, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он величайший грешник, а это Богу только и нужно. Пусть даже человек не видит результатов молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», не переживает духовных восторгов и умиления, бездейственной эта молитва не остаётся. Она бесшумно совершает свое дело.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 
 

"Начните утро с молитвы Иисусовой. Если днём у вас появилась свободная минута, прочитайте молитву еще несколько раз; вечером, перед сном, повторяйте ее, пока не заснете. Если вы научитесь просыпаться и засыпать с молитвой Иисусовой, это даст вам огромную духовную поддержку. Постепенно, по мере того как сердце ваше будет становится все более отзывчивым к словам этой молитвы, вы можете прийти к тому, что она станет непрестанной, причем главным содержанием молитвы будет не произнесение слов, но постоянное чувство присутствия Божия в сердце. И если вы начали с того, что произносили молитву вслух, то постепенно придете к тому, что ее будет произносить только сердце, без участия языка или уст. Вы увидите, как молитва преобразит все ваше человеческое естество, всю вашу жизнь. В этом особая сила молитвы Иисусовой.
(Митр. Иларион (Алфеев))"
 



  "Не раз уже говорилось, что настоящая молитва есть молитва внутренняя, не словом только, но и умом и сердцем совершаемая. Такая молитва овладевает всем вниманием и держит его внутри у сердца; посему внутрь-пребывание есть неотъемлемая черта настоящей молитвы и главное ее условие. С внутрь-пребыванием в деле молитвы неотлучна мысль о Боге присущем, видящем и внемлющем молитве, с отражением всякого другого помышления, что именуется трезвением или хранением сердца. Вся потому забота трудящегося над преуспеянием в молитве сюда должна быть преимущественно обращаема, и действительно обращается, т. е. чтоб всегда неотходно быть у сердца, трезвенно охраняя его от всякого помышления, кроме единого Бога, и что бы ни предлежало делать, делать то, не отклоняясь вниманием от Бога, с сознанием Его присутствия, как бы пред лицем Его. Это есть высшее делание в молитвенном труде.
  Путь к нему и даже к сознанию нужды и потребности его пролагает молитвословие, показанным образом совершаемое. Оно первое научает ум сосредоточиваться у сердца и внимать исключительно Богу. Познав, сколь сие сосредоточение благотворно, молитвенному труженику естественно желать, чтобы оно было неизменным состоянием его духа, ибо тогда была бы в нем непрестанная молитва; возжелавшему же естественно взыскать удовлетворения сего желания. И все восчувствовавшие такую потребность взыскивали и взыскивают сего. Все наставления святых отцов о трезвении и хранении сердца на это направлены и порождены не иным чем, как успехами в сем труде.
  
Если и ты чувствуешь такую потребность, то тебе присущ вопрос: как бы успеть в этом неисходном внутрь-пребывании пред лицем Бога, с трезвенным хранением сердца? Молитвословие путь к сему пролагает и начатки сего производит, но дела самого не дает или не доводит до потребной силы и совершенства. Молитвословие многосложно. Оно содержит и вниманию представляет много предметов, которые, хотя все святы, могут, однако ж, напомнить собой другие предметы, житейские и общественные, а чрез них и мирские, неподобные, по обычным законам сочетания мыслей и воображений. Так это и бывает. И молитвословие самое усердное не проходит без того, чтоб мысль не отклонялась инуды и не блуждала. Так как молитва чрез это возмущается и делается нечистою, то нет молитвенника, который бы не досадовал на это и не желал избавиться от такой немощи. Внимание на это обращено было с первых дней подвижничества. Что же после молитвословия придумано к уврачеванию ее? Придумано молиться коротенькими молитвами, которые бы, держа мысль пред лицем Бога, не давали ей повода уклоняться инуды и делали ее неисходно внутрь пребывающею.
  О сем св. Кассиан свидетельствует, удостоверяя, что в его врем
я такое делание было повсеместно по Египту. Из наставлений других отцов видим, что оно было в употреблении и на Синае, и в Палестине, и в Сирии, и во всех других местах, во всем христианском мире. Воззвание "Господи помилуй!" и другие краткие молитовки, коими переполнены все чины нашего богослужения и наших молитвословий, что другое значат, как не это? Так вот тебе мой совет: избери себе краткую молитовку или несколько таких молитовок и частым их повторением дойди до того, чтоб они сами собой повторялись у тебя на языке и мысль твою держали на одном - на помышлении о Боге.
  Какие избрать молитовки, это можно оставить на свободу каждого. Читай Псалтирь. Там в каждом псалме можешь встретить воодушевительные воззвания к Богу. Из них и избери, которые ближе подходят к твоему состоянию и больше тебе по душе; заучи и повторяй то одно, то другое, то третье, ими перемеживай свое молитвословие, и они пусть будут у тебя на языке во все время и при всех делах от молитвословия до молитвословия. Можешь и свои молитовки составлять, ближе выражая ими свою нужду,- по образцу тех св. Златоуста 24 молитовок, которые имеешь ты в молитвеннике.
  Не набирай, однако ж, их слишком много, чтоб не обременить ими памяти и не заставить внимание разбегаться по ним, что будет совсем противно цели, для которой они назначаются,- держать внимание собранным. 24 молитовки св. Златоуста - мерная мера, и поменьше можно. Не одну, а несколько их иметь хорошо для разнообразия и оживления духовного вкуса; в употреблении их, однако ж, не следует скоро переходить от одной к другой, а взяв одну, которая ближе подходит к твоей духовной потребе, взывай ею к Богу, пока не притупится вкус к ней. Можешь и все молитвословие свое или часть его заменить сими молитовками, положив повторять их по нескольку раз,- по 10, по 50 и по 100 раз, с малыми поклонами. Но всегда имей одно в виду - держать внимание к Богу неотходным.
  Такое делание назовем краткими молитвенными к Богу воздыханиями, во всякий момент дня и ночи, в которые не спишь.
  
Были и есть такие молитвенники, которые излюбляли одну краткую молитовку и ее непрестанно повторяли. Св. Кассиан говорит, что в Египте в его время обычною всем коротенькой молитвой был 2-й стих 69-го псалма: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися. О св. Иоанникии пишется в житии, что он все повторял такую молитовку: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Ее же Он прилагал и к каждому стиху 30 псалмов, им заученных и составлявших его молитвенное правило. Другой некто постоянной своей молитвой имел такие слова: Аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя. Иные, конечно, иные излюбляли для себя молитовки.
  С самого древнего времени очень многими избираема была молитовка: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Видим указание на нее у св. Ефрема, св. Златоуста, св. Исаака Сирианина, св. Исихия, св. Варсанофия и св. Иоанна и св. Лествичника. Потом она, все более и более обобщаясь, уста всех исполнять стала и вошла даже в устав церковный, где предлагается взамен всех молитвословий домашних и всех служб церковных. У нас потому она из кратких молитв преимущественно и находится в употреблении. Ей потрудись навыкнуть и ты.
  
Молитва сия названа Иисусовою потому, что обращается к Господу Иисусу и есть по составу своему словесная, как и всякая другая краткая молитовка. Умною же она бывает и называться должна, когда возносится не одним словом, но и умом и сердцем, с осознанием ее содержания и чувствованием, и особенно когда чрез долгое со вниманием употребление так сливается с движениями духа, что они одни и присущими видятся внутри, а слов как бы нет. Всякая короткая молитовка может взойти на эту степень. Иисусовой же молитве принадлежит преимущество потому, что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к богообщению, к снисканию которого и стремится молитва. Ибо Он Сам сказал: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною. Посему стяжавший ее усвояет себе всю силу воплощенного Домостроительства, в чем и есть наше спасение. Слыша сие, ты не удивишься, почему ревнители о спасении не жалели труда, стараясь навыкнуть сей молитве и усвоить себе силу ее. Возьми с них пример себе и ты.
  
Навыкновение молитве Иисусовой внешне состоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренне же - в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым сколько можно повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в предстоянии Господу.
  Установлению такого строя внутри сопутствует согреяние сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления к Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным мысленным припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощию благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У святых отцов поминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства, молитвенного или духовного.
  
Итак, первое тебе дело предлежит - частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:
  Определи в молитвенном твоем правиле часть и молитве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия и несколько раз после него. Если есть усердие, и после каждой молитвы, входящей в такое молитвословие, делай то же, подражая св. Иоанникию Великому, который после каждого стиха читаемых им на правиле своем псалмов повторял свою краткую молитовку: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый.
  Число, сколько раз повторять в каком случае сию молитву, сам себе определи или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких повторений, не отказывай.
  Не спеши гнать одну молитву за другой, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем. Однако ж не об одних словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, как присущему, с полным сознанием Его величия и благодати, и правды.
  Если имеешь свободу, то во время между одним и другим молитвословием положи себе становиться, как обычно становишься на молитву, и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренне вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.
  Творя сию молитву на правиле или кроме его, становясь для нее в молитвенное положение, при каждом разе ее произношения делай поклон - десять раз поясной, а потом земной,- так, пока кончишь. Ты, конечно, слыхал или читал, что святые отцы в своих правилах о молитве полагают множество поклонов. Один из них сказал: недостаточна молитва, когда кто не преутрудит на ней тела своего поклонами. Если ты положишь, по силе своей, подражать сему, то скорее увидишь плод от труда своего над навыкновением молитве Иисусовой.
  О дальнейших наставлениях, указаниях и предостережениях касательно молитвы Иисусовой читай в "Добротолюбии" Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Никифора монаха, Игнатия и Каллиста; и всех других отцов уроки о внутренней молитве могут быть прилагаемы и к молитве Иисусовой. Заметь: в уроках сказанных отцов ты найдешь указания, как сидеть, как держать голову и действовать дыханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, не существенно необходимы, а суть только внешние приспособления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть вниманием в сердце пред лицем Господа и возносить к Нему сию краткую молитовку благоговейно и смиренно, с поклонами, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припаданием, когда делаешь это между делами.
  Заметь еще: быть вниманием надо в сердце или внутри персей, как говорят иные отцы, именно - немного выше левого сосца, и там повторять молитву Иисусову. Когда от напряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как советует монах Никифор, именно - подымись с того места и стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком наверху груди. После опять сойдешь над левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным.
  У святых отцов встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтоб избежать сих неправильностей, имей советника - отца духовного или собеседника - брата единомысленного - и поверяй им все случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении и неприсвоении себе успеха. Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела. Потому, когда возгласится у тебя внутри: а, вот оно! - знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо действительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу, иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая самомнение.
  Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонских отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока согрелось сердце; у другого некоего это пришло чрез восемь месяцев. У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему делу.

(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 


 
  "Святые отцы, восхваляя правило молитвенное и исповедуя необходимость его, наставляют иметь его умеренное, соразмерное с силами, с состоянием душевнаго преуспеяния и с обстоятельствами, в которыя поставлен человек Промыслом Божиим. Сущность исполнения молитвеннаго правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение: от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило неспешно, надо правилу быть умеренным. Святые отцы, очень похваляя умеренное правило, советуют исполнять его неупустительно.
  Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее, можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, и между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.
  Рассмотри всё Священное Писание и увидишь, что в нём повсюду возвеличено и прославлено имя Господне, превознесена сила его, спасительная для человеков. Рассмотри писания Отцов и увидишь, что все они, без исключения, советуют и заповедуют упражнение молитвою Иисусовою, называют её оружием, которого нет крепче ни на небе, ни на земле, называют её Богоданным, неотъемлемым наследием, одним из окончательных и высших завещаний Богочеловека, утешением любвеобильным и сладчайшим, залогом достоверным. Наконец обратись к законоположению Православной Восточной Церкви и увидишь, что она для всех неграмотных чад своих, и монахов и мирян, установила заменять псалмопение и молитвословие на келейном правиле молитвою Иисусовою.
  Помню - современные молодости моей некоторые благочестивые миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь, занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился. Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий, а нам сделались нужными рассеянность, обширное знакомство, удовлетворение нашим многочисленным прихотям.
  Когда делатель молитвы достигнет преуспеяния в своем блаженном подвиге, тогда разнообразие мыслей в псалмах и прочих молитвословиях делается несоответствующим его устроению. Молитва мытаря и другие кратчайшие молитвы удовлетворительные выражают невыразимое, обширное желание сердца, и часто угодники Божии в такой молитве проводили многие часы, дни и годы, не ощутив нужды в разнообразии мыслей для сильной, сосредоточенной молитвы своей.
  Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог в свое время даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею нечистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему. Будем вопить, несмотря на восстающие из падшего естества и приносимые диаволом помыслы, мечтания и ощущения греховные для воспрепятствования нашему молитвенному воплю, — и несомненно получим милость.
  Если оживёт в тебе молитва, то она заменяет собою правило, состоящее из молитвословий. Если во время совершения твоего молитвенного правила тебе будет дано дарование слез, то не признай наслаждение ими праздностью в отношении к твоему правилу, ибо благодать слёз есть последствие полноты молитвенной.

  Видение греховности неизобразимо красноречием и многословием - точнее изображает его воздыхание и стенание души, облекаясь в кратчайшие и простейшие слова. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением. Оставление многих слов, хотя и святых, способствует уму вполне освободиться от развлечения, и всею силою своею устремиться к самовоззрению. «В молитве твоей не позволяй себе многословить, — сказал святой Иоанн Лествичник, — чтоб ум твой не уклонился к рассматриванию слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно верное изречение спасло разбойника. Многословие в молитве часто приводит ум в рассеянность и мечтательность, а малословие обычно собирает его». 
  По величайшей пользе, доставляемой краткою, внимательною, сосредоточенною молитвою, Святая Церковь завещает чадам своим благовременно обучиться какой-либо краткой молитве. Приобучивший себя к такой молитве имеет готовое молитвословие на всяком месте и во всякое время. И путешествуя, и сидя за трапезою, и занимаясь рукоделием, и находясь в обществе человеческом, он может вопиять к Богу. При невозможности молиться устами, возможно молиться умом. В этом отношении удобность краткой молитвы — очевидна: при занятиях очень легко потерять смысл и последовательность продолжительного молитвословия; но краткая молитва всегда сохраняется в целости своей.
  Оставив её на некоторое время, опять можно без всякого затруднения возвратиться к ней. Даже при Богослужении полезно повторять краткую молитву в душевной клети: она не только не препятствует вниманию читаемым и поемым в храме Божием молитвословиям, но и способствует особенно тщательному вниманию им, удерживая ум от рассеянности. Если ум не будет удерживаться в самовоззрении краткою молитвою, наполняющею душу чувством покаяния, то он легко вдастся в рассеянность во время Богослужения, оставя без внимания церковное чтение и пение, уклонится к пустым размышлениям и мечтаниям.
  Основанием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание Апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их.
  Святые Апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и суетности, по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из духа Христова: прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы чрез них, как чрез врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием: празднословие, многословие, особливо насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы.
  Молитва Иисусова сначала действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом на сердце, являя чувства умиления и плача; потом на тело, вселяя бесстрастие. 
  Кто-то может возразить, что Иисусова молитва доступна и более подходит монахам, а заниматься ею в миру решительно невозможно, но это еще одно досадное заблуждение. «Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушенным духом.
  Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве. 
  Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой, упражнение которой превыше псалмопения и прочего молитвословия.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"


 
 
 
"Когда покроет тебя тьма, окаянного, — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"





 
 

"Одни учат говорить молитву устно, другие - мысленно. Я же полагаю - тем и другим способом, потому что иногда по изнеможению ум не в состоянии произносить молитву, иногда - уста. По этой причине надлежит молиться двояко: и устами и умом. Тихо и невозмутимо надобно взывать, чтобы голос, приводя в смятение чувство и сосредоточенность ума, не воспрепятствовал молитве.
(Прп. Григорий Синаит)"



  

  











  Ответ: "Можно, если внешние обстоятельства Вам этого не позволяют и внутренние не препятствуют...    
  Молитва есть благоговейное внимание человека к Богу… 
  Внимание (дух) – это направленное, сконцентрированное устремление мысли и чувства (эмоции) человека… 
  Когда человек для устремления своего внимания использует слова, неважно, голосовые (устные) или внутренние (мысленные), то такая молитва называется словесной… 
  Молитва без помощи слов (даже и внутренних) называется умной… 
  Если в умной молитве преобладает чувство, то такая молитва называется сердечно - умной… 
  По преобладанию того или иного компонента молитва и носит свое условное название (например, она может быть и сердечно-умно-словесной, и сердечной, и сердечно-умной, и умно-сердечной, и, к сожалению, только словесной)…
  Молитвословие является хорошим средством концентрации  внимания к Богу для начинающего христианина, т. е. оно является по своей сути лишь молитвенным средством - способом, который помогает человеку устремить к Богу свои мысли и чувства… 
  К молитвословиям относятся все словесные молитвы - и все правила, и Иисусова молитва, и псалмы, и богослужебные тексты, и все вообще молитвенные слова из православного молитвослова, и т. д. … 
  К молитвенным же средствам относятся не только молитвословия, но и чтение Св. Писания, чтение святоотеческих произведений, размышления о Христовых заповедях, о добре и зле, беседы с другими христианами о христианском вероучении, покаяние и любая другая заповедь Христова… 
  Господь преподает каждому человеку все внешние и внутренние обстоятельства в соответствии с его индивидуальностью…
  Ведь все люди отличаются друг от друга… 
  Поэтому и обстоятельства у всех людей разные… 
  Каждый христианин должен в соответствии со своими обстоятельствами непрестанно выбирать для своего исполнения именно ту Христову заповедь, которая на данный момент лучше всех остальных позволяет ему устремлять ко Христу его ум и сердце (внимание)… 
  Неважно, что это может быть на данное время - молитвенное правило или короткое молитвословие, чтение, размышление или беседа, телесный труд, или что-то другое… 
  В этом – рассудительность… 
  Важно, чтобы это было всегда, постоянно и без небрежности,  ревностно и искренне… 
  Короткое молитвословие (например, молитва Иисусова) очень полезно по причине немногих слов (а, значит и смыслов), которые в нем содержатся...
  Ум новоначального христианина еще не обладает способностью к концентрации внимания (дисциплиной) к большому множеству слов и к содержащимся в них смыслам молитвенных правил...
  Недисциплинированный (нетренированный) еще ум любит развлекаться многочисленными и разнообразными смыслами больших молитвословий, то и дело разбегаясь по словам и фразам молитвенных правил...
  Короткие молитвословия является как бы ежевыми рукавицами для сластолюбивого ума, сдерживая его непоседливость и суетливость...
  Не случайно Иисусова молитва кажется для многих новоначальных христиан скучноватой и тяжелой в практическом своем применении, не давая почвы для развлечения слабенького, сластолюбивого, рассеянного новоначального ума...
  Но именно по этим причинам св. отцы и советуют как можно чаще упражняться в коротких молитвословиях как эффективнейших средствах, помогающих новоначальному христианину дисциплинировать свой неокрепший еще ум в его способности к молитвенной концентрации внимания...
  Иисусова же молитва рекомендуется св. отцами преимущественно по сравнению со всеми остальными короткими молитвословиями по причине глобальности заложенных в ней смыслов...
  Св. отцы говорили, что в Иисусовой молитве содержится все Евангелие, весь Его смысл... 
  Христианину очень полезно размышлять об этих самых смыслах, т. к. их понимание очень помогает концентрации внимания во время молитвы и дисциплинирует его ум...
  Одним же из достоинств молитвенных правил является то, что в них подробно и ясно раскрываются все христианские догматы, т. е. они в словесной форме позволяют усвоить практически все абсолютные вероучительные христианские истины, не прибегая к соответствующим учебникам… 
  Кроме того, молитвенные правила полезны для новоначального христианина тем, что используют его еще не окрепшую, не привыкшую к содержанию молитвословий натуру… 
  Правила  как узда: они используют привычку начинающего воцерковляться человека к форме, как бы заставляя христианина через любовь к обязательному количеству молитвенных слов перейти со временем и к любви к содержанию молитвословий –  ко Христу… 
  Правила по определению (подобно школьным домашним заданиям) как бы заставляют молиться злолюбивого ещё человека (что называется "через не хочу"), они как бы приучают к молитве непривычного еще к ней новоначального христианина...
  С другой стороны, короткие молитвословия (например, Иисусова молитва) могут быть предпочтительнее для христианина, если они менее многословных правил развлекают его, или же и в силу внешних обстоятельств, не позволяющих использовать правила в полной мере...
  Внимание в молитве определяет всё...
  Именно оно и является единственным молитвенным критерием, именно оно и должно быть руководством к любому действию христианина, независимо от его внешних и внутренних обстоятельств...
  Не внимание ради формы, а форма (например, молитвословие, или любые др. телесные действия) ради внимания...
  "Не человек для субботы, а суббота для человека"...
  Если краткие молитвословия концентрируют внимание христианина сильнее, чем длинные многословные правила, то их и надо использовать на практике (несмотря даже и на внешние обстоятельства, позволяющие использовать и правила)...
  Существуют, напр., древние церковные каноны, разрешающие православным христианам в случае необходимости, заменять Иисусовой молитвой и Последование к Святому Причащению, и любые акафисты...

"Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве (слов/упаковок/внешнего - от авт.). Тогда лишь похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество же истинной (правильной - от авт.) молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце (поэтому - от авт.) сочувствует уму.
(Прп. Макарий Великий)" 




 
  В реальной жизни новоначальный христианин должен благоразумно комбинировать эти две формы молитвословий (длинные правила и короткие молитвы), чередуя и используя их в тех пропорциях (количественных соотношениях), которые наиболее эффективны для него и так, как подсказывают ему его сердце, совесть и диктуют всевозможные обстоятельства (промысел Божий) - как внутренние (напр., концентрация внимания), так и внешние (семейные, бытовые, производственные и пр.)...
  И со временем (после очищения человека от главных пороков и перехода на этап освящения), по мере его возрастания в способности умно внутренне (в сердце) молиться, всякие молитвословия (как короткие, так и длинные) христианину необходимо постепенно (по возможности) оставлять за ненадобностью (подобно тому, как откладывают в чулан свои костыли исцелённые хромые)…"
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи протоиер. Алексея Уминского, Ольги Рожнёвой, митр. Лимассольского Афанасия и Марины Борисовой с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Азбука веры, Логослово, Ни-ка и Тихая пристань...
 
Афон – Кирие, Ису Христэ, элейсон мэ
 
5:10






 

 

                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (16 Окт 12)
Просмотров: 3746

Поиск