"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25]Добродетели [66]
Пороки [89]Вопросы и ответы [163]
Дневники [44]Фонотека [6]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

40. Вопрос: "Что такое красота?"...


  "25 Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом, и столько хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы его не было у него недостатка.
  26 Когда он стриг голову свою, – а он стриг ее каждый год, потому что она отягощала его, – то волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому.
  (2 Цар. 14)"
  "2
 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
  3 грядёт Бог наш,
  (Пс. 49)"
  "30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 
  (Прит. 31)"


  "4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его. 
  (Пс. 26)"










  "Я христианин. Для меня свидетельство того, что мы на правильном пути, — сама история Христа. Ну как можно было выдумать Святую Троицу или распятие? Если бы выдумывали, то сочинили бы какого-нибудь золотого слона, как в нормальных странах, или десятирукого синего парня. Нет — все очень просто. И для меня еще очень убедительное свидетельство истины — красота. Красота этой земли, красота человеческих душ. Как сказал Макарий Египетский: «Я ничего не видел прекраснее ни на небе, ни на земле, чем душа человеческая». О как! (Пётр Мамонов)"
  "Мы на земле существуем для того, чтобы работать над красотой нашей души. Цветы и блестки красоты душа может собирать каждый день в любой обстановке. Вас несправедливо обидели - Вы кротко смолчали, чтобы не возбудить ссоры, и от всей души простили обидчика - вот и расцвел цветочек красоты Духа. Вас просят помочь, и Вы тотчас бросаете все свои дела, чтобы успокоить просящего - вот и блеснула искорка красоты любящей души!
С Вами случилось несчастье, а Вы не ропщете, а благодарите Бога, проявляя Ему полноту покорности. Вот и засияла красота Вашей веры! (Схиигум. Савва (Остапенко))"  
   "В каждом человеке есть что-то хорошее. Даже если он не нравится тебе, подумай о том, каким его создал Бог. Даже если тебе кажется, что находиться рядом с ним невозможно, постарайся увидеть его таким, каким он должен быть, а не таким, каким его сделала жизнь, страдания, проблемы, неудачи, притеснения, горечь... Если бы ты посмотрел на этого человека вне его страданий и вне его предыстории, то увидел бы очень красивый мир, красивую душу, потому что каждый из нас несет на себе печать Бога.
  Каждый из нас несет невероятную красоту в своем сердце. Если ты научишься смотреть в глубину вещей, то повсюду увидишь красоту, увидишь не то, что заметно сразу, а то, что скрыто от глаз. Очень часто бывает недостаточно одного взгляда, надо сосредоточиться, вглядеться, «зайти» за внешнее, за плоть, войти в душу, и за резкостью, грубыми словами, за макияжем, краской для волос увидеть сердце – измученное, раненное, несчастное, но очень красивое, созданное и данное человеку Богом. (Архим. Андрей (Конанос))"

 
  Записки православного монаха
  "Как-то два лебедя, пролетая над озером, перекликались, попадая один другому в тон. Дивно творение Божие и очень гармонично! И только мы, искаженные грехом в естестве своем, говорим невпопад, творим нелепо, не понимаем истинно красивого. Святые Отцы, достигнув возможного на земле совершенства, постигали гармонию Божественную и видели её во всем творении. Очень красивый умиротворяющий звук издает выпь на болоте. Этот звук в народе называют "дудка лешего". И бывает, что некоторые соловьи, клёцая свои коленца, в конце трели начинают подражать выпи. Жизнь ищет жизни, красота чувствует гармонию. Красота жизни Божественной, становясь понятной, начинает влечь к себе. И когда мы её ищем, забываем тленное. Чтобы понять любовь Божию, нужно её увидеть или услышать, как птицу сирин, которая уведет за собою в Горний мир.  
  Хочется еще сказать о пользе внимательности и рачительности в духовной жизни. Искусные фотографы и обычными фотоаппаратами делали фотографии, считающиеся шедеврами: правильно подобран угол, ракурс, свет, план. Знатоки сразу это видят и понимают. А кто-то и дорогой профессиональной техникой наделает, как говорится, «ни вида, ни величия». Если мы внимательно вникаем в Заповеди Божии и Святоотеческие, мы видим премудрость и силу, сокрытую в них, видим свет, который через них приходит. И отпечатлевая их в своей душе, мы получаем удивительную картину и красоту. Бог есть Красота, и хочет сию красоту Свою увидеть и в нашей душе, как о том и возвещает нам: «Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Поймем же замысел Божий о нас, и жизнь духовная станет легкой, понятной и радостной со многою хвалою Подателю благ Богу."







  "Люди выглядят красивыми только среди людей. А больше никто на свете не замечает красоты человека. Природа не замечает красивых людей. Для неё все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения. Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причём именно звери замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже растения и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека. Но так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека.
  Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет ни одного примера, кроме как в абсурдных сказках, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека. Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность. Люди кажутся красивыми лишь друг другу. Красоты человека не замечают никакие другие создания. Может быть, это потому, что красота человека безпредметна в нравственной и духовной драме мира? Или потому, что красота человека — вовсе и не красота, а безобразность по сравнению с его прототипной красотой? Или причина и в том, и в другом? 
  В наших подеевских селах о красоте шепталось, а о характере говорилось громко. Это происходило от глубокого сознания народного - что красота есть нечто преходящее и от человека независящее; тогда, как характер не преходящ и от человека зависим. Знаете ли народную песнь о девице Милице? Как чудесно ответила она льстецам неким: "Я не волшебница, чтоб облака гонять, я - лишь девица, чтобы себя охранять". 
  Из многих тяжёлых искушений, которые человек должен преодолеть - это правильное отношение к человеческой красоте. Одолели его св. св. Екатерина, Варвара, Анастасия, Параскева Пятница, и мн. др. - те, кто осознали в себе иную красоту, возвышеннее этой. Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокажённому: «Какой от тебя дурной запах!» 
  Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с их душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала. Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьёзные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде. Поэтому когда человек заговорит с тобой, не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу – и тогда будешь его понимать. И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своём, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается». И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим.
(Свт. Николай Сербский)"

 

  "Единомыслие ведет начало от Троицы, так как Ей и по естеству свойственно единство и внутренний мир. Оно усвоено ангельскими и божественными Силами, пребывающими в мире с Богом и между собою. Оно простирается на всю тварь, ибо ей служит украшением безмятежность. Оно удобно поселяется и в нас-как по душе, когда в ней добродетели переходят одна в другую и одна с другой сообщаются, так и по телу, когда в нем и члены, и стихии имеют взаимное согласие, отчего в первом случае происходит то, что является и именуется красотой, а во втором – здравием.
  Во всем мы, христиане, смиреннее всякого – это повелевает нам заповедь – и не только перед мирским могуществом, но даже перед кем бы то ни было не поднимаем брови, но когда дело касается Бога и против Него дерзают восставать, тогда, презирая все, думаем только о Боге. Огонь, меч, дикие звери и терзающие плоть когти скорее будут для нас наслаждением, чем устрашат нас. 
(Свт. Григорий Богослов)"

 
 


 
  "Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась...
  Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нем ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота всё росла и ничем не была запятнана; целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека.
  Самый же глубокий род смирения, смирение святых, происходит от того, что они видели своим духовным взором красоту Божию и святость Божию, дивность Божию; и не то чтобы сопоставляли, сравнивали себя, но бывали так поражены этой неописуемой красотой, что оставалось только одно: пасть ниц в священном ужасе, в любви, в изумлении; и тогда уже о себе и не вспомнишь просто потому, что красота такая, что неинтересно уже думать о себе: кто же станет смотреть на себя, когда можно смотреть на что-то, превосходящее всякую красоту?
(Митр. Антоний Сурожский)"
 


 
  "Настоящая красота - это красота души. И она имеет свойство оставаться с человеком всегда - она никогда не увядает и всегда цветет. И у человека с такой душой и в старости будет много почитателей. Украшай свою душу – и красоту ее возлюбит Бог. Красота телесная через привычку становится обыкновенной, а красота души на каждый день обновляется и больший возжигает к себе пламень.
  Красота телесная от всего повреждается красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни приключившаяся болезнь, ни беспокойная забота не вредит, она выше всего этого. Истинная красота познаётся не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению. 
  Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души - таковы признаки истинной красоты. Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой. Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей. 
  Что такое красота души? Целомудрие, скромность, милосердие, любовь, дружелюбие, повиновение Богу, правда. Это красота души. Она не от природы, а от воли. Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен. Человек не имеет возможности сделать тело из безобразного красивым. Но он может свою душу, даже если она опустилась до крайнего безобразия, возвести на самую вершину красоты и, таким образом, сделать ее приятной и привлекательной не только для добрых людей, но и для Самого Царя и Бога всех.
 Украшай свою душу – и красоту ее возлюбит Бог. Если бы возможно было увидеть красоту души телесными очами, ты посмеялся бы над всеми красивыми телами, так слабо они являют благолепие души. Душе благородной и боголюбивой свойственно терпеть скорби и страдать. Но мужественно переносить искушения и благодарить Того, Кто попускает скорби,— это знак величайшего мужества; это свойственно душе бодрственной и освободившейся от всего человеческого. Совершенство души – не прилепляться к настоящему, а презирать его и постоянно помышлять о вечном. Ничто так не окрыляет и не возвышает душу, как приобретение правды и добродетели. Целомудрие и правда – вот красота души, а мужество и благоразумие — это ее здоровье.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 


 

"Так начались мои скитания по ссылкам. Мне казалось, что не человек, а весь мир болен и для его врачевания нужно великое терпение, терпение и способность видеть в ближнем самого себя. Различать в нём ту единственную красоту, которую видит в нас Господь. В способности забыть себя совершенно, до конца. Созерцание другого человека, созерцание Бога. Служение другому человеку, служение Богу"
(Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)"

 
 



"Красота Богородицы заключается в смирении и чистоте. Она спасает каждого отдельного человека и весь мир. Красота эта, как говорил святой Василий Великий, истинна и прекрасна.
(Наст. Иверского монастыря на Афоне, архим. Василий (Гондикакис))"

 



"Мир есть блудница, которая взирающих на неё с вожделением красоты её привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечёт с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир подлинно льстец и обманщик. Когда же будет кто усиливаться выйти из тьмы мира сего, пока еще сокрыт в нем, не возможет видеть пут его. И таким образом, мир удерживает в себе не только учеников и чад своих и тех, которые связаны им, но и нестяжательных, и подвижников, и тех, которые сокрушили узы его и однажды стали выше его. Вот, и их различными способами начинает уловлять в дела свои, повергает к ногам своим и попирает. Кто оставил всё и заботится о совершенствовании своей души, тот друг Божий. 
(Прп. Исаак Сирин)"

 


 

 

"Кто взор очей своих постоянно хранит чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту Рая. Грех разлучает человека с Богом, и благость Божия сожалеет о том, что гибнет ее образ, исполненный Божественной красоты. Душа, ты дочь света, поэтому избегай тьмы. Если одежды твои нечисты, можно омыть их слезами. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

 

"Божественная красота человека не во внешних чертах, не в приятном складе лица и не какой-либо доброцветостью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели души. Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой.
(Свт. Григорий Нисский)"

 



"Если мы зададим себе вопрос: «Какое из творений Божиих самое прекрасное, самое величественное, самое главное?» – то, наверное, многие из нас ответят, что это – человек. И будут неправы. Потому что, самое главное, самое прекрасное и величественное творение Божие – это Его Церковь. Церковь – это мы с вами и продолжение Боговоплощения в истории человечества.
(Еп. Тихон (Шевкунов))"




"Без сомнения, часто, не имея в уме мысли о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании и павши – поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу Евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается.
(Прп. Иоанн Дамаскин)"

 


 

"Вы должны также знать, что действия, происходящие на небе, отличны от действий, происходящих на земле, и что есть еще область, которая ниже нашей земли. Сия область мрачна, в ней нет никакого света и красоты, — она называется адом. Если б почитающие идолов знали и видели сердцем, что почитают, то не совратились бы с пути благочестия несчастные; но, созерцая красоту, чин и промысл во всем сотворенном и бывающем от Бога, познали бы Сотворившего все сие для человека.
(Прп. Антоний Великий)"



 

"Бог есть наивысшая Красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его.
(Прп. Макарий Великий)"

 


 

  "Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной, святейшей Красоте,.. подивись в человеке красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном нашем состоянии; вообрази, каков будет наш образ в состоянии нашего прославления, если мы его удостоимся; вообрази, какова красота святых Божиих, святых Ангелов, Божией Матери, преукрашенной Божественною славой; вообрази неизреченную доброту лица Божия, которое мы узрим, и не прельщайся земной красотой. 
  Видишь красоту твари - подивись её Художнику и полюби Его за Его беспредельные совершенства.
  Братия и сёстры! Помимо вашего богатства, ваших суетных удовольствий, вашей красоты, ваших богатых одежд, я вижу то, что неминуемо встретит каждого из вас во гробе — безобразное тление и разрушение. Поэтому не пленяюсь я ничем из того, что вас так много занимает. Что мне в вашей гордости, в этих так называемых благах, за которыми так усердно гонятся неблагоразумные? Я вижу ваше ничтожество и тленность всего, что вас прельщает. Ах, если бы вы знали, в каком положении находится душа ваша и что её ожидает при таких образах жизни? Обогатите лучше, украсьте вашу душу добрыми делами, которые пойдут с вами и в вечность и будут там, у Престола Господа Славы защищать вас.
  Смотри, как изысканно-роскошно украшена твоя квартира, твоя земная темница, твой земной гроб. Но вот ищу украшений в душе твоей и не нахожу, а вижу бедность, нечистоту, безобразие гордости, сребролюбия, жестокосердия, немилосердия, зависти, скупости, вражды. Что за несообразность? Что за безумие! Если украшать, так украшать бы душу, которая должна быть жилищем Святой Троицы, невместимой небесами и всем созданием и благоизволяющей поселяться в тебе, который стал для Нее дорог и честен, вселюсь в них, сказано, и буду ходить?  Христианин! Обрати все внимание на нетленное украшение души своей! Это украшение вечно, а то - временно. Это - дело премудрости, а то - дело безумия.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 


 

"Смотрите, какая красота: солнце, небо, звёзды, деревья, цветы... А ведь прежде ничего не было! Ничего! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек: когда он искренно придёт в сознание, что он - ничто, тогда Бог начнёт творить из него великое.
(Прп.  Нектарий Оптинский)"

 



"Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: «к нему придем и обитель у него сотворим». Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. «Царство Божие внутрь вас есть».
(Прп. Варсонофий Оптинский)"






"Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит... Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное.
(Св. царственная страстотерпица Александра (Романова))"







"Душа, падшая в плотские страсти, губит свою красоту. Когда душа не будет рабски следовать мудрованию плоти, но, осознав, что дано ей от Бога, воспримет приличные ей величие и достоинство – тогда в ней глас Господень. Как глаз без света не может видеть, так и душа, мятущаяся из стороны в сторону без понятия о Единородном Сыне Божием, не может быть разумной.
(Свт. Василий Великий)" 




  

 "«Господи! что есть человек, что Ты помнишь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?». Воистину дивно создание Божие – человек! Дивный и Промысл Божий о нем: создан не так, как прочие твари, создан особенным советом Святой Троицы: «сотворим человека», создан «по образу Божию, по подобию» человек. Все созданное есть свидетельство Всемогущества, Благости и Премудрости Божией, но человек, кроме того, носит в себе образ Божий. Воистину, прекрасная доброта, истинное благообразие, высочайшее достоинство, честнейшее благородство! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий — человек. 
  Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все творение Божие, но прекраснее человек, ибо носит в себе по образу Божию созданную красоту. Рассуждай и размышляй, как прекрасен Бог, несозданное и присносущее совершенство. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою...». Отсюда несколько познаешь, как прекрасна душа человеческая, созданная по образу Божию. Образ должен быть подобен Первообразу.
  Всё создание подчинено человеку. Небо и земля и все наполняющее их служит человеку. Но когда пал и погиб человек — чудным и непостижимым образом он восставлен и взыскан. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека пришел в этот многострадальный мир и в человека (о благость и любовь Божия к человеку! о честь и достоинство человеческие!) вообразился, пожил на земле, трудился, скорбел, страдал и умер святейшею Своею Плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскать и спасти погибшее».
  Так, познав милостивый, человеколюбивый и чудный Промысл Божий о себе, какой еще милости человек не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева: но омывается, оправдывается именем Господа нашего, делается духовным членом Пренебесной Главы – Иисуса Христа; причащается таинственно Его животворящего Тела и Божественной Крови; удостаивается быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим по вере во Христа Иисуса, наследником Богу, , сонаследником же Иисусу Христу.
  Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку — истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства удостоен от Бога человек! Вот что есть человек и как он славен у Бога! О, когда бы помнил и рассуждал об этом человек и так бы почитал Бога, как он почтен Богом! Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку? Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» — дерзновенно возглашает святой Павел.
  «Но что ожидает человека в Будущей Жизни по неложному обещанию Божию? Какое добро, какое блаженство, какая честь, какая слава! Как река, непрестанно потечет непостижимое и неизреченное вечное его блаженство. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Воссияют люди Божии, как солнце, во Царствии Отца Небесного, будут как Ангелы, будут как вторые боги, как цари и господа, будут царствовать во веки веков. За все это да будет слава Отцу и Сыну и Святому Духу, столь почтившему и возвеличившему наш род! 
  Видишь блаженство человеческое? Но знай точно, возлюбленный, что все это блаженство губит человек, когда является неблагодарным Богу и беззаконнует, и становится он ниже и несчастнее всякой твари. Берегись же греха, как ядовитого змея, да не лишит он тебя христианского блаженства и не ввергнет в несчастное состояние! Христианская обязанность требует, чтобы христиане Богу, как Отцу своему, подражали, и Ему, как возлюбленные чада, уподоблялись нравами, как призывает апостол: «подражайте Богу, как чада возлюбленные».
  В христианине, который рожден «от воды и Духа», должен быть запечатлен и образ Божий, по написанному: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Образ же непременно должен быть подобен Первообразу, как отражение в зеркале. Иначе это не был бы образ, если бы не был подобен первообразу. Отсюда следует, что в христианах, которые благодатью Божией и верой во Христа Иисуса сделались сынами Божиими и имеют в себе запечатленный образ Божий, Должны быть богоподобные нравы; и воля, насколько возможно в этом веке, должна быть согласна с волей Божией. 
  Христианам следует в Святом Писании, как в зеркале, видеть образ Отца Небесного, и как «носили образ перстного», облекаться и в «образ небесного». Так они могут засвидетельствовать свое новое и духовное рождение, показать, что они истинно рождены от «воды и Духа», истинно «от Бога родились», истинно и нелицемерно называют. Бога своим Отцом и молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех»,— показать, что они истинно «сыны Божий по вере во Христа Иисуса», ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются нравами и носят в себе Его Божественный образ. Ибо как от Адама рождаемся грешными, оскверненными, так от Бога рождаемся водой и духом святыми и чистыми.
  И как от Адама рождаемся злонравными, лживыми, грехолюбивыми, не способными к любви, завистливыми, злобными, гордыми, похотливыми, славолюбивыми, сластолюбивыми и самолюбивыми, так рожденные от Бога как благого Отца должны быть добронравными, истинными, правдолюбивыми, любящими, милосердными, кроткими, терпеливыми, смиренными, смиренномудрыми, воздержанными, благолюбивыми и братолюбивыми. Как от Адама рождаемся мудрствующими плотское и земное, так рожденным от Бога подобает мудрствовать духовное и небесное, ибо «Бог есть Дух». «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух», по слову Христову. 
  Христианин должен уподобляться Богу в духовности. Открывается нам, что «Бог есть Дух». И мы, хотя не можем быть духом как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными, «мы не должники плоти, чтобы жить по плоти» и не по плоти мудрствовать, но духом умерщвлять дела плотские.. Да не скажет о нас Господь то, что сказал о первом мире: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть». 
  Видишь, что зеркало принимает образы того, к чему обращено. К небу ли обратится – образ неба в нем изображается; к земле обратится — отразит землю. Так и человеческая душа: к чему любовью обращается и прилепляется, то в ней и видно. Когда к Богу обращается – образ Божий силою Святого Духа в ней и изображается; когда к земным и мирским вещам склоняется – земной образ и начертывается в ней. А какой образ в себе носит, такое и мудрование имеет. Если Божий образ имеет – любит Бога и человека, созданного по образу Божию,— помышляет о небесном и горнем, а не о земном; если носит образ земной и животный – о земном помышляет, и действует так, и следует тому, что приятно ее чувствам, что несмысленным скотам свойственно. Это рассуждение научает тебя покаянием и верою во Христа Иисуса совлекаться ветхого человека и его животного образа и искать и облекаться в образ Божий, который есть наилучшее и превосходнейшее украшение души.
  Память смертная очищает душу. Глядя в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, не причастный никакой тьме: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Так подобает и христианам – поступать, как чадам света; как чадам Божиим, заботиться о святой жизни, очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», «ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». Святость же не только в том, чтобы хранить себя от скверны, блуда и нечистоты, но и от корысти, зависти, гордости, тщеславия и прочего зла, как учит святой Златоуст.  
  Образ святой и непорочной жизни Христа – совершенное и истинное правило; взирая на него почаще, христиане могут преуспевать в своем деле. Ибо все мы имеем тленное естество, которое без правила не можем исправить. Поэтому Сам Христос повелел нам учиться от Себя этому искусству: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
(Свт. Тихон Задонский)" 







 "Смоковница, покрытая листьями, была красива на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней силы плодоношения. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют, оттого не имеют плодов живых, а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть плод. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть сила духовного плодоношения, а что от нас, то есть только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше.
  Тут корень – чувство, что ты погибающий, и что если не Господь — погибнешь. Отсюда всю жизнь, при всех делах и трудах – сердце сокрушенное и смиренное. Далее, поскольку будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то – страх и трепет в поисках спасения и непрестанное вопияние: «имиже веси судьбами, спаси мя». Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа — хорошо, а если нет, то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодоносном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.
(Свт. Феофан Затворник)" 





 "Душа человека обретает качества, соответствующие ее деятельности. Душа, не возделанная Евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа. Видимый мир – только подготовительное преддверие обители, несравненно более великолепной и пространной. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтобы получить совершенное сходство с своим Всесвятым, Всесовершенным Подлинником, чтобы войти в тот чертог, в котором Подлинник красуется непостижимо.
  Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия или, что то же, изучением христианства, стяжает способность различать добро и зло. Цель Пришествия Христа на землю состояла в том, чтобы освободить человеческие души от обладавшего ими греха и восстановить в нас Божественный образ. На поле битвы человек часто бывает героем от кипения в нем крови; в переворотах жизни можно быть героем только от величия души.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Не прельщайся убранством, и станом, и прекрасным лицом, ибо всё это скоро распадается и исчезает. Помни, что красота сия обращается в гной и смрад, что после обуревания похотию придут скорбь и тягота – и никогда не прельстишься никакою красотою плоти и греховною похотью не будешь уловлен.
(Свт. Димитрий Ростовский)" 















  Ответ: "Мы нигде не читали об определении понятия красоты (в общепринятом понимании)...
  Предлагаем Вам информацию к размышлению - сугубо наше мнение по этому вопросу (весьма не бесспорное)...
  Красота истинная (относительная) - это способность того или иного предмета отвращать человека от зла и обращать его к добру...
  Или и другими словами: красота - это способность того или иного предмета уменьшать человека во зле и увеличивать его в добре...
  Или и другими словами: красота - это способность того или иного предмета отвращать человека не только от зла, но даже и от относительного добра и устремлять человека к Добру Абсолютному - Христу...
  Или и иначе: красота - это совокупность тех или иных свойств того или иного предмета отвращать человека от зла и устремлять его к добру...
  Поскольку под предметами мы понимаем все субстанции (в том числе и все свойства всех предметов), то, строго говоря, красоту можно определить и как тот или иной предмет (или совокупность предметов), отвращающий человека от зла и устремляющий его к добру и к его Источнику - Богу...
  Отсюда становится понятным, что Источник истинной относительной красоты и есть Сама Абсолютная Красота - Господь Иисус Христос (Творец всех предметов)... 
  Из вышеизложенного следует, что добро и красота неслитны, нераздельны и неразлучны (подобно Ипостасям Святой Троицы)...
  Можно сказать, что добро всегда красиво, а красота всегда добра...
  Можно сказать, что Красота Абсолютная - это Любовь Божия, соединяющая Своею благодатью человека с Богом во Христе...  
  Из всего вышеизложенного вытекает и понятие об антониме красоты...
  Сколько мы ни пытались выискать в русском языке антоним красоты, у нас ничего не получилось...
  Если у Вас или у кого-нибудь из читателей есть слово-кандидат, мы будем очень рады принять его через раздел "Задать вопрос" и обязательно предложим его здесь же, всем на рассмотрение, как альтернативу нашей версии антонима красоте...  
  Нам кажется, что в Св. Писании он определяется как "мерзость запустения"...
  С Вашего позволения, мы определим антоним красоты, как "мерзость"... 
  Отсюда мерзость - суть совокупность свойств (способность) того или иного предмета отвращать человека от добра и обращать его ко злу...
  Что же такое "запустение"?...
  Запустение - это отсутствие любви вообще и добродетелей (как ее проявлений), в частности...
  Запустение здесь имеет тот же смысл, что и "беззаконие"...
  В Св. Писании Господь предупреждает о том, что в "последние времена" любовь оскудеет по причине умножения беззакония (мерзости запустения), т. е. культивируемой среди людей порочности (ненависти)... 
  Человеческая мерзость (зло, порочность и т. п.) проявляется внутри людей через страсти, а снаружи через грехи и материальные предметы, которые они создают - нередко и через т. н. искусство (напр., "Черный квадрат" К. Малевича и пр.)...
  Можно добавить здесь и наше мнение о красоте ложной (человеческой)...
  Красота ложная - суть вся совокупность свойств того или иного предмета, способных доставлять человеку удовольствие...
  В мире сем существует огромное количество соответствующих свидетельств, напр. :
  
  "Красота. Были случаи когда мне показывали фотографию со словами «зацени какой красивый мэн!» или «правда она красавица?» И этот вопрос ставил меня в тупик . Я смотрю на фото и не понимаю красивый снят человек или нет. Как обычно, обнаруженную свою особенность мне захотелось понять и найти ей какое то объяснение. Однозначно вижу красивый световой рисунок например, красивые линии , композиция, тело..., глаза, губы, оценить могу брови и прочее что там есть на лице... Руки !!!! Руки обязательно замечу.
  Но вот человек?... О человеке не получается сказать ничего , если не видела , а точнее - если не слышала. Всё хочу поспрашивать - у меня у одной так единодушны тараканы в этом вопросе??? Почему именно послушать? Попробую объяснить.
  Когда человек говорит, на поверхность выходит всё, что составляет его человеческую суть. Мысли, облаченные в слова, в кУпе с сопровождающей мимикой, голосом, жестами, взглядами, позволяют увидеть эту самую красоту или иногда заметить ее отсутствие. И в случае отсутствия - никакие правильные черты лица, ухоженный образ и идеальное тело не смогут убедить меня в обратном.
  Красивый человек для меня - привлекательный. Привлекательный - наполненный неоднократно вспоминаемым мной шармом, который магнитит взгляд и не отпускает, вызывает улыбку и зажигает свет где то внутри.
  Вообще , если задуматься, то я как то изначально воспринимаю людей красивыми. В том что это не так меня ещё нужно постараться убедить! Своими речами и поступками !
(Из записок светской львицы)"






 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи в переводе Зинаиды Пейковой, Ольги Рожневой, дьякона Георгия Малкова с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Мир вам...

 



 

 
                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
     
 
      

 

     

 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (22 Ноя 12)
Просмотров: 799

Поиск