"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [65]Пороки [88]
Вопросы и ответы [163]Дневники [43]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

41. Вопрос: "Что такое искусство?"

  "11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть ещё меньший; он пасёт овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.
  12 И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.
  13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.
  14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
  15 И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
  16 пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.
  17 И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне.
  18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.
  19 И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде.
  20 И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу.
  21 пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.
  22 И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих.
  23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
  (1 Цар. 16)"
  "1 И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч.
  2 И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.
  3 И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.
  4 И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом [Господним].
  5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
  (2 Цар. 6)"
  "14 И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя;
  15 теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея,
  (4 Цар. 3)"
 "7 И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава; и Оза и Ахия вели колесницу.
  8 Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах.
  (1 Пар. 13)"
  "16 И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. 
  22 А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нём. 
  24 Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега. 
  28 Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах. 
  (1 Пар. 15)"
  "5
 И дал Бог Еману четырнадцать сыновей и трех дочерей.
  6 Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами в служении в доме Божием, по указанию царя, или Асафа, Идифуна и Емана.
  7 И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех знающих сие дело, двести восемьдесят восемь.
  (1 Пар. 25)"
  "6 Священники стояли в служении своем, и левиты с музыкальными орудиями Господа, которые сделал царь Давид для прославления Господа, ибо вечна милость Его, так как Давид славословил чрез них; священники же трубили перед ним, и весь Израиль стоял. 
  (2 Пар. 7)"
  "25
 И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот чрез пророков Его.
  26 И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми и священники с трубами.
  27 И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время, как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева.
  28 И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение.
  (2 Пар. 29)"
  "10
 Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева.
  11 И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня.
  (Езд. 3)"
 
 "5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;
  (Екк. 7)"



 

 
 
  "В древности люди были спокойные, что отражалось и в спокойной музыке и мелодиях арф, гуслей, свирелей. А воспевали героев, мореплавателей, Одиссея, красоту. Сегодня люди беспокойные, огрубевшие. Музыканты, чтобы их слышали, бегают по сцене с соответствующими телодвижениями, орут на всю мощь, бия во все инструменты с диким ритмом - это признак огрубелости наших душ. А воспеваются плотские страсти - это признак обезумленности душ.
  Происходит это от того, что души засорены и захламлены страстями и не восприимчивы ни к возвышенному, ни к духовному. Чтобы вычистить из себя этот хлам, нужно заново настроить свое сердце и переориентировать силы душевные на искание утерянной красоты и чистоты.
  Как поэтически это выразил Патриарх Каллист: «Гусли – сердце, струны – чувства, бряцало – память Божья, гусляр – ум. Ум, память о Боге и божественных вещах извлекает из богобоязненного сердца чувства святые, от которых сладость некая неизреченная исполняет душу». И так души наши успокоятся, просветятся и очистятся памятью Божией. (Записки православного монаха)"
  "Как быть с бессмертными стихами Шекспира, философией Аристотеля, картинами Фра Беато Анжелино, музыкой Моцарта? Как вообще относиться к красоте, рожденной вне Церкви? Святой Иустин обратил внимание православных людей, на то, что каждый человек является носителем образа Божьего. И каждый может жить по совести, даже если он язычник. Когда же жизнь по совести соединяется с талантом, то язычник может сказать нечто такое, что будет по духу и мысли православно, будет принадлежать Православию, хотя и не было еще выражено такими красивыми словами. Он вводит общий принцип, по которому «все, что добро — все наше». Сравните это с позднейшим утверждением Эрразма Роттердамского: «Где бы ты не встретил истину — считай ее христианской». Святые отцы последующих веков поддержали мысль Философа. Именно он стал выразителем отношения церкви к языческой мысли и вообще мысли, рожденной вне Православной Церкви. Отцы даже считали, что Господь даровал язычникам философов, так, как Он даровал евреям пророков. Чтобы вести душу к высоте. (Артём Перлик)"

 
 
  Нерукотворённый образ Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, иже есть святый Убрус.

  "Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь, по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Июдею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией и поручил ему снять портрет с Великаго Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу.
  На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не сможет прийти в Едессу.   Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, чудесно изобразив на нем Свой лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из учеников Его. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.
  По вознесении Господа на небо в Едессу прибыл ап. Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказывали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил над воротами города, и люди приходили из дальних стран поклониться ему.
  Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду, закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене.     Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола.
  Спустя много времени, в 515 г., на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с еп. Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредимым. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг вынужден был отступить. В десятом столетии этот образ был выкуплен у магометан, а 16 августа 944 г. был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятыя Богородицы в Константинополе.
  B 1204 г. образ был похищен захватившими Царьград католиками-крестоносцами. Находился в одной из церквей при дворе королей Франции до революции, происшедшей в этой стране в конце XVIII века.
Дальнейшая судьба великой святыни, к сожалению, неизвестна.
  (Истчник: http://www.semeyskie.ru/29august.html)"

 
 
 


  "На иконе Христос почитается поклонением по подобию, или относительно, или по сходству — ибо то и другое сходно — а не лично. И без иконы Он почитается поклонением умственно, ибо, конечно, не всегда Он может быть созерцаем видимо в иконе. 
  Если же кто-нибудь скажет: следовательно, если мне можно поклоняться умственно, излишне поклоняться изображенному на иконе, такой пусть знает, что он отказывается и умственно поклоняться Христу. Ибо, если ум не будет созерцать Его в образе человеческом, сидящим одесную Бога и Отца, то он не будет и поклоняться, если только допускает, что Слово стало плотью. Верным свидетелем того, что Он уподобился человеку, является икона Его, и с принятием ее и поклонением ей принимается и почитается поклонением Христос, в случае отвержения бывает наоборот. 
  Первое доказательство — естественное учение. Тело по самой своей природе осязаемо и имеет цвет. А осязаемое и имеющее цвет описуемо, т. е. его возможно изобразить на иконе. Таково же и Тело Христово, как и наше, осязаемое и имеющее цвет. Ибо написано: и которые прикасались к Нему, исцелялись. И в другом месте: вид лица Его изменился. Поэтому Он изображается в телесном виде, отнюдь не теряя не-описуемости по Божеству Своему. Ибо и я, будучи изображаем телом, не делаюсь вследствие этого необходимо изображаемым невидимой душой, и оттого, что тело мое описуемо, а душа неописуема, один не разделяется на два. Тем более и Христос не подвергается рассечению или разделению через Его изображение на иконе в телесном виде. 
   Второе доказательство — древняя история. С самого вознесения Христова вселенная представляет Его досточтимую икону, начертанную в священных храмах. Что может быть удивительнее этого для доказательства истины? Ибо дело убедительнее слова, и глаз — свидетель более достоверный, чем слух. 
  Третье доказательство — изречения святых. В одном месте верховный апостол Петр говорит: «Вынеси икону Господа нашего Иисуса Христа и поставь ее на башне, чтобы народы видели, какой образ принял Сын Божий». В другом месте Василий Великий говорит: «Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбе, Христос». С ними согласны и все святые. 
  Четвертое доказательство — соборное определение. На Соборе, бывшем после шестого Вселенского, определено следующее: «Повелеваем отныне вместо ветхого агнца изображать образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
(Прп. Феодор Студит)"


 
 


"Как защитить христианское иконопочитание? Отвечаем, что, во-первых, не обоготворяем, а только почитаем иконы. Далее, важен тот источник, из коего происходит это почитание. Источник этот есть Единый истинный Бог, Творец и Промыслитель мира, во святой Троице славимый. Возьмем ли мы иконы, возьмем ли мощи и т. п., все они нам дороги потому, что освящены благодатию Божиею, которая приосеняла святых, значит не столько мы чтим их самих по себе, сколько почитанием их прославляем того же Единого Бога, дивного во святых Своих. 
(Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской)"

 
 
 


"Художник украшает холст и приносит его в дар людям. Композитор создает музыкальное произведение. А христианин пытается очистить, преобразить свою душу и принести ее Богу. Это самое потрясающее, самое интересное творчество из тех, что есть на земле. Поэтому мне кажется, что все христиане - удивительно творческие люди. 
(Еп. Тихон (Шевкунов))"


 
 
 

"Лучшая поэзия - молчание. Лучшее молчание - моление. Лучшая молитва - покаяние. Покаяние тщетно без прощения. Лучшее пред Богом предстояние в глубине высокого смирения. 
(Иеромон. Роман (Матюшин))"

 
 



  "Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядоченность. Не будем пренебрегать приобретением священных книг, чтобы нам не получить смертельных ран; не будем зарывать золото в землю, но станем собирать себе сокровище духовных книг. Золото, когда умножается, тогда особенно и вредит приобретшим его; а эти книги приносят великую пользу имеющим их у себя.
  Как хранящиеся где-нибудь царские орудия, хотя бы и никто не пользовался ими, доставляют великую защиту живущим в том месте, потому что ни разбойники, ни подкапыватели стен, ни другие какие-либо злодеи, не осмеливаются напасть на этот дом; так, где есть духовные книги, оттуда прогоняется всякая сила диавольская, и живущим там бывает великое назидание в добродетели. Даже один вид таких книг делает нас более воздержными от греха; если мы и дерзаем на что-нибудь запрещенное и сделаем себя нечистыми, то, возвратившись домой и взглянув на эти книги, мы более осуждаем себя в совести и делаемся менее склонными к повторению тех же грехов, а если, напротив, будем жить благочестиво, то получим оттуда еще большую пользу.
  Как только кто касается Евангелия, то тотчас благоустрояет ум свой, и при одном только взгляде на него - отрешается от (всего) житейского. Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания. А что, скажут, если мы не понимаем содержащегося в них? Даже если ты и не понимаешь содержащегося в них, от самого чтения бывает великое освящение.
  Впрочем невозможно, чтобы ты одинаково не понимал всего; благодать Духа для того именно и устроила, что эти книги сложили мытари, рыбари, скинотворцы, пастыри овец и коз, люди простые и неученые, чтобы никто из простых людей не мог прибегать к такой отговорке, чтобы всем было удобопонятно то, что говорится, чтобы и ремесленник, и слуга, и вдовая женщина, и необразованнейший из всех людей получали пользу и назидание от слушания; ибо не для суетной славы, как внешние (мудрецы), но для спасения слушателей сложили все это те, которые в начале удостоились благодати Духа. 
  Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. "Пойте Богу нашему пойте, пойте Цареви нашему пойте. Яко Царь всей земли Бог, пойте разумно. (Псалтырь, пс. 46, 6-7) Мать , рождая дитя , прежде дает миру человека , а потом должна она в нем же дать небу ангела . Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди. 
  Каждый из вас - отцов и матерей - подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают ее красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотесы, убирая лишнее и добавляя недостающее.
  Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у нас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование - чтобы его умножить, какой недостаток - чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных.
  Лучше всего, прежде чем он успеет изведать этого, приучи его быть трезвым, побеждать сон, бодрствовать на молитве, все слова и дела свои отмечать знаком Креста. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, ничто не отрешает от земли как пение стройное.
(Свт. Иоанн Златоуст)"

 
 

 

"Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность.
(Свт. Василий Великий)"

 
 


 
"Смотрите, какая крепость и какая сила Божественная подается тем, ко­торые с верою и чистою совестью приступают к иконам Святым. Почему бу­дем стоять, братия на камне веры и предания Церкви, не преступая пре­делов, положенных святыми Отцами нашими, не попуская вводить новости и разорять здания святой Соборной и Апостольской Церкви Божией.
(Прп. Иоанн Дамаскин)"


 
 
 

"Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа – как бы полотно, добродетели – краски; Иисус Христос есть Образ, с которого мы должны списывать. Церковь сладкопением углубляет смысл сказанного, когда сама музыка раскрывает, насколько возможно,
, заключенную в тексте. Этой приправой, как сладостями, придается вкус пище уроков.
(Свт. Григорий Нисский)"
 
 

 
 
"Долго прожил я на земле и многое видел и слышал. Я слышал много музыки, и она услаждала душу мою; и думал я: если эта музыка так сладка, то как услаждает душу небесное пение, где Духом Святым славят Господа за страдание.
(Прп. Силуан Афонский)"

 
 

 

  "(175) Вопрос: "От великого Давида мы узнали, что душа была прежде тела. Ибо он говорит, обращаясь к Богу: «Руки Твои сотворили меня», — говоря о душе; — «и создали меня», — явно говоря о теле."
  Ответ: "Великий Иов не хуже Давида праведностью, как и облеченностью силой. Он царь и по избранию равен Давиду праведностью и истиной, засвидетельствованной Богом. И он сказал к Богу: «Руки Твои создали меня», — и еще: «Вспомни, что из брения Ты меня создал». Можно ли после этого говорить, что душа старше тела? Или создание не относится к названному неизменному сотворению? И тем самым мы назовем этого человека неодушевленным? Никак нет, так как божественный Моисей сказал всему миру: «И взял Бог прах от земли, и создал человека», — не прибавляя, что нетленным и что вскоре его сделал, не говоря, что сперва сотворил голову, затем лицо, затем шею, затем ладони и ступни. Откуда мы можем думать именно так? Оставь болтовню. Ведь откуда мы можем знать, что не с уст или не с языка начал создавать нас лучший Искусник премудрый Бог.
(Из переписки прп. Антония Великого со свт. Сильвестром, папой Римским)"


 


 

"Люди, одаренные по природе талантом, не понимают, для чего им дан дар, и некому объяснить им это. Зло в природе, особливо в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение и очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиною истинного, со всею горячностию сердца. Когда уже истощатся силы и души и тела, тогда приходит разочарование, по большей части ощущаемое бессознательно и неопределительно. Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Многие живописцы изображают на иконах Христа, но редкие уловляют сходство. Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа.
(Прп. Антоний Оптинский (Путилов))"







  "В одном из отрывков писаний великого подвижника, святого Исаака Сирина говорится, что вечное занятие ангелов – это танец. Вы знаете, что такое танец. Как он может быть вечным занятием? Святой Исаак Сирин в другом месте поясняет, что танец укоренен в глубочайшем молчании, которое можно выразить только молчанием, но еще его можно передать жестом, гармонией, красотой движений, не нарушаемых звуками, мыслями, словами. Я это вспомнил, когда встретил лет сорок назад одного греческого богослова. Он работал во Всемирном Совете Церквей и, по возвращении из первой поездки в Россию, мне сказал: «Теперь я знаю, что такое молитва».
  Я удивился, потому что он преподавал богословие, был человеком крепкой веры, человеком, которого я уважал за его цельность. Я его спросил: «Где вы об этом узнали: в одной из церквей, в одном из монастырей? Или вы встретили кого-то, кто являл собой веру и молитву?» Он сказал: «Нет, я понял, что такое молитва, когда пошел на балет и увидел, как танцевала одна балерина. Она несла в себе абсолютное молчание, и это молчание выражалось в совершенном жесте и движении.
(Митр. Антоний Сурожский)"

    





"Всякое искусство от упражнения в нём возрастает и усиливается, а от праздности гибнет; особенно же дар слова, если за ним ухаживать и орошать его, делается более сильным, а если не прилагать о нем попечения, легко проходит и исчезает. 
(Прп. Исидор Пелусиот)"



Картинки по запросу икона исидора пелусиота



"Жизни учит сама жизнь. И самое главное и важное искусство для человека – научиться жить в мире и любви со всеми.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"







"Часто люди, изумляемые искусством художника-человека, до того пленяются искусством его, что, видя как бы его самого в его произведении, целуют это произведение. Так и мы, смотря на цветок или травку, можем лобызать их, видя в них как бы Самого Творца их. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"













 

   Ответ: " Искусство истинное (доброе/правильное) - это способность творить и создавать истинно красивые (добрые/правильные) предметы...   
  Хочется еще раз напомнить,что под предметами мы понимаем не только и не столько материальные вещи как таковые (иконы, распятия, кресты, храмы и пр.), сколько и душевные, и духовные, и все умозрительные субстанции (напр., помыслы)... 
  Отсюда следует, что христианин является человеком истинно искусным...
  Отсюда явствует, что Бог - Источник всякого искусства истинного...
  Отсюда же очевидно, что все мироздание и красиво, и является предметом истинного искусства своего Творца - Бога...
  Отсюда же становится совершенно ясным, что Бог - Искусство абсолютное...
  Отсюда же понятно, что Божии и творение, и искусство - суть одно и то же, поскольку Бог есть и Любовь, и Красота, и Творец всего сущего...
  Творчество является неотъемлемой частью искусства (ее основой, фундаментом, стержнем)... 
  Творчество христианина является образом творчества Божия...
  Искусство христианина является подобием искусства Божия...
  Создания рук, ума и души христианина являются и образом, и подобием творения и создания Божиих...
  Искусство же ложное (человеческое) - суть способность человека создавать и творить ложно красивые предметы (т. е. предметы, доставляющие потребителям искусства только удовольствие) ради денег, славы, власти и пр. - музыку, картины, фильмы, книги, одежду, обувь, дома, дворцы, машины, идеи, концепции, теории, гипотезы, и пр. :

"Современный массовый кинематограф - это не искусство. Это - бизнес.
(Карен Шахназаров. Из интервью Телеканалу "Вести-24" корр. Наиле Аскер-заде)"


 
Картинки по запросу фото карена шахназарова



 
  "4 Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещренные различными красками, 
  5 взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа. 
  6 И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд. 
  7 Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник. 
  8 И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. 
  9 Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости. 
  10 Сердце его - пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи; 
  11 ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни. 
  12 Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла. 
  13 Впрочем такой более всех знает, что он грешит, делая из земляного вещества бренные сосуды и изваяния. 
  (Прем. 15)"

 
  В заключение нам хочется затронуть довольно актуальную тему полезности/вредности современного искусства в свете православия...
  Свт. Иоанн Златоустый усиленно обличал своих современников в пристрастии к театру...
  В наше время светское/мирское искусство сконцентрированно, в основном, в театре, кино, литературе, музыке и живописи...
  Во времена свт. Иоанна (4-й век от Р. Х., если нам не изменяет память) театр был средоточением порочности...
  Поэтому святитель так и негодовал по поводу посещения театра...
  В наше время искусство обычно не является таким уж безнравственным и аморальным (кроме некоторых исключений, лишь подтверждающих правило)...
  Спектакли/пьесы, фильмы/сценарии, тексты/стихи, мелодии и полотна содержат в себе, как правило, как некое зерно правды и добра (пользы), так и некую часть неправды и зла (вреда)... 
  Вопрос лишь в том, на каком уровне добра и зла находится потребитель того или иного конкретного рода искусства...
  Если человек выше по своему уровню, то для него то или иное произведение искусства (низшее по сравнению с ним) вредно для него...
  А если человек ниже по своему уровню, то для него то же самое произведение искусства (высшее по сравнению с ним) полезно для него... 
  Понятно, что христианское искусство вне конкуренции по сравнению с искусством мирским/светским...
  Но ведь христианин, в силу своего несовершенства (напр., новоначалия) не может непрестанно исполнять заповеди Божиии - ему необходима смена занятий - душевно/духовный отдых...
  На помощь ему в этом случае может придти отдохновение от некоторого чтения, слушания, смотрения произведений Достоевского, Бетховена, Васнецова, Лунгина и пр., и пр. ...
  Человек-христианин не может пребывать непрестанно в состоянии напряжения - ему необходимо (по его немощности) и некое отдохновение (желательно непорочное)...
  Особенно это касается проживающих в городах, которые не имеют возможности ежедневно отдыхать на реке или в лесу (как рекомендовал всё тот же свт. Иоанн)...
  Здесь нам хочется провести некоторую аналогию/сравнение между современными театром и храмом... 
  Если среди зрителей театра или кинотеатра кто-нибудь заговорит, то его тут же одёрнут другие зрители...
  Пьеса в театре/кинофильм подобны богослужению...
  А в храмах считается нормой болтать всё богослужение напролёт...
  Если бы вдруг актёры в спектакле/фильме стали болтать о своём, то все зрители бы очень возмутились...
  А в храме не спектакль идёт - там идёт служба Богу (это несравненно выше)...
  Прихожане как бы подобны актёрам, но они не "играют пьесу/фильм" (не хотят внимательно/сконцентрированно участвовать в богослужениях, Таинствах) - они болтают о своём... 
  В театрах присутствует страх человеческий...
  В храмах же отсутствует не только страх человеческий, но и страх Божий...
  И это при том, что в театрах сидят люди светские/мирские, а в храмах присутствуют люди, которые сами себя (свободно и осознанно) называют людьми православными (истинными христианами)...
  Это норма в наше время...
  Увы...
  Если актёр хочет хорошо сыграть, он должен полностью вникнуть в образ своего персонажа, целиком сконцентрироваться на его чувствах и только тогда представлять его на сцене/экране...
  В храме же почти никто не концентрируется на богослужебных текстах, на внимании ко Христу, к Таинствам и пр., и пр. ...
  Зрители, актёры и авторы (все деятели) светского искусства обличают современных христиан не только в безнравственности и аморальности, но и в нерадении, и в малодушии, и в равнодушии, и в лицемерии - в обмирщении...
  Увы...
  Но ХРИСТОС ведь всё равно ВОСКРЕСЕ!
  Пользуясь данной темой, нам хочется упомянуть и о предполагаемом посмертном состоянии душ человеческих в геенне...
  Нам кажется, что находящиеся в аду человеческие души лищены творческой способности по двум причинам... 
  Первая причина очевидна - за неимением тел, люди в геенне по определению не могут ничего творить внешне...
  Вторая же причина подлежит сомнению и заключается она в отсутствии благодати Божией в геенне - вернее, в её минимальном уровне/количестве/степени там... 
  Поскольку всё творение Божие (все его способности) поддерживается благодатью Божией, то отсутствие достаточного количества Божией энергии в геенне и не позволяет (с нашей точки зрения) душам грешников (не выносящих благодати Божией) использовать свои творческие способности...
  Мы думаем, что уровень благодати Божией позволяет душам в геенне лишь иметь ясное самосознание и не более того...
  Об этом намекал и Христос, когда говорил о связанности грешников, посылаемых в геенну...
  Под тьмою же кромешною (отсутствием света) Господь имел ввиду, как мы думаем, отсутствие благодати Своей...
  Недаром же Св. Писание именует Господа светом...  
  И мы предполагаем, что одно из основных мучений человека в геенне (а может быть и главное/основное) как раз и заключается в его полной недееспособности - в абсолютном отсутствии творческой способности...
  Ведь это и правда муки - ни подумать, ни пофантазировать/повоображать, ни поэмоционировать, ни сказать, ни посмотреть, ни пошевелиться, ни послушать, ни понюхать - ничего...
  "Связан по рукам и ногам"...
  Абсолютная изоляция как снаружи, так и внутри...
  Только сознание работает как лучшие швейцарские часы...
  Всё понятно, всё осознаётся, но ничего невозможно - даже подумать мысль...
  Даже самую коротенькую и простую - никак... 
  Абсолютная импотенция...
  Ужас...
  Полный паралич при полном яснейшем сознании...
  Где время и пространство как бы остановилось...
  Где каждое мгновение как тысяча лет и не видно конца этому состоянию...
  Полное отчаяние - абсолютна безнадёжность...
  Даже и "скрежет зубов" в геенне - лишь метафора/образ мучений (так же как и "червь"), а не некое действие души (зубов-то ведь там не будет, как и всего тела)...
  Да - печальная картина...
  Ну да время ещё осталось, чтобы заняться искусством истинным, чтобы не постигла нас участь тамошняя/гееннская...
  Постараемся не терять драгоценное земное время - никто ведь  не знает оставшихся времён и сроков (отведённых нам здесь)...
  Нам кажется, что именно в связи со всем этим так и важны молитвы живых об усопших...   
  Молящийся за усопшего ещё имеет творческую способность, которая через него передаётся к находящемуся в геенне...
  Благодать Божия не испепеляет гееннского грешника благодаря молящемуся за него - подобно сопротивлению в электроцепи...
  Покаянные способности молящегося благодатью Божией передаются через него (подобно байпасу - запасному проводу/каналу) душе человека, находящегося в геенне, позволяя ему покаяться и спастись - перейти в Царство Небесное...
  Ну а что уж говорить о молитвах церкви на проскомидиях, панихидах и пр. ... 
  Впрочем, мы не настаиваем на своём мнении и всё вышесказанное предлагаем Вашему вниманию лишь как информацию к размышлению...
  И в заключение мы приведём довольно актуальный и добротно написанный (к сожалению, анонимный) скопированный материал об одном из произведений истинного искусства - о нательных православных крестах:

  "Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.
  Мужской нательный крест.
  Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.
  Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.
  Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св. царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться все чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах. Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного. Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость. Поясняющая надпись гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью). Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” – копие, “Т” – трость, “ГГ” – гора Голгофа, “ГА” – глава Адама. “МЛРБ” – место лобное рай бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).
  Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы. Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно.
  Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».
  Древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.
  Женский нательный крест.
  Существует внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего”.
  Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестиков является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Иисуса чужд православной традиции. Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, Его тело на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т. п. Такая манера свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси.
(Источник:
 http://starove.ru/obychai/krestik/)"
#Древлеправославные_традиции


 

  

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи Ольги Рожнёвой, иер. Дионисия Каменщикова и протоиер. Андрея Ткачёва с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Православие и мир ...

 





 
                                           
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (04 Сен 12)
Просмотров: 691

Поиск