"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

042. Вопрос: "Что такое культура?"
 
  "Культура - это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо "окультурить" еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. "Зло, - сказал Святой Косма Этолийский, - придет от людей грамотных". Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает.
  Люди XX века - чего же они достигли своей культурой и цивилизацией! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди - сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни.
  Подумать только - чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты - все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя."
(Прп. Паисий Святогорец)"

 
 
 

 
"Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная "образованность" вне веры, чести и совести создаёт не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации.
(Иван Александрович Ильин)"


 
 
 
 
  "Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и так далее. Я знаю очень много начитанных людей, но таких мерзавцев, не приведи Господи. И напротив, сколько встретил я, особенно когда снимался в фильме "Председатель", в деревне тёмных старух — благороднейших, человечнейших, интеллигентнейших, если вложить в это слово то понятие, что человек думает прежде всего не о себе, а о стоящих рядом, о других. У них был и такт, и добро, хотя жизнь у них всех сложилась сумасшедше тяжёлая. Особенно после войны. 
  Говоря "культура", я имею в виду культуру не начитанности, не наслышанности музыкой, не "навиданности" изобразительным искусством — это всё лишь часть культуры, если можно так выразиться, её надстройка, а собственно культура, база её — это уменье жить, не мешая другим, это уменье приносить пользу, не требуя за то златых венков. Это уменье свою жизнь прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, — вот что такое, мне кажется, культура, личностная основа культуры. 
(Михаил Ульянов)"
















  Ответ: "Сначала немного из словаря... 
  Культура – от лат. культос (почитание, поклонение): возделывать, воспитывать, образовывать…
  А теперь немного и от нас...
  Образование – процесс возникновения тех или иных образа/отпечатка/формы/фактуры/структуры/системы того или иного предмета/группы предметов как духовных/умозрительных (напр., знаний, моральных/нравственных/этических норм и правил, и пр.), так и материальных, как естественных (напр., природных), так и антропогенных, и сверхъестественных (Божественных), и пр. …
  Воспитание/педагогика – способствование образованию в человеке навыков в различении им добра и зла, в слышании/слушании им голоса совести, в подавлении им зла в себе, в его жизни по добру и совести (способствование - в познании себя и в способности жить по добру и совести, отвергая зло)…
  Культура - суть истинно красивые взаимоотношения (см. "красота")...
  Отношения бывают:
  - между людьми...
  - между людьми и Богом (религия - воссоединение, греч.)...
  - между людьми и всем окружающим миром во всем его многообразии (всем творением Божиим)...
  - и самое парадоксальное (на первый взгляд) взаимоотношение существует у человека с самим собою...
  Эта способность человека взаимодействовать/общаться с самим собою (самоосознание) и есть основное/главное проявление/свойство личности человека (как образа Ипостаси Божией)... 
  Что писал Ф. М. Достоевский?...
  Примерно так:
  "Красота (Христос как её Источник и как Сама абсолютная Красота - от авт.) спасёт мир"...
  Культура ложная (человеческая) - это взаимоотношения, доставляющие людям удовольствие...
  Чем более сильным, разнообразным и продолжительным достигается удовольствие во взаимоотношениях между людьми, тем выше считается и уровень этой человеческой культуры...
  Самое опасное и вредное проявление ложной культуры наблюдается в отношениях между людьми и Богом, например, в католицизме (т. н. молитвенная прелесть и пр.), о которой предупреждал Христос и в притче о молящемся фарисее...
  В заключение хочется отметить т. н. национальные культуры...
  Самобытность любого народа нередко подобна великолепному драгоценному камню особой породы (минерала) и огранки...
  Совокупность же всех национальных культур всей человеческой цивилизации (за некоторыми понятными исключениями - ибо и у лучших ювелиров бывает брак) подобна потрясающему по своей красоте и уникальности (неповторимости) ожерелью...
  Еще совокупная самобытность всех национальных культур подобна великолепному/красивому столу на брачном пире, где каждое из множества блюд/кушаний является их образами (вспомните национальные кухни народов мира)...
  Россия, с нашей точки зрения является уникальной (единственной в такой степени) страной, где самобытность всех народов и народностей не ассимилирована друг в друга, но лишь несколько дополнила (в лучших/красивых своих проявлениях) их между собою...
  И мы думаем, что именно в этом заключена и уникальность/красота русского народа, который на поглотил окружающие его народы (их культурные самобытности), но напротив - лишь сохранил и укрепил их, помогая создавать государственность, письменность, инфраструктуру,  торговлю, экономику, образование, медицину, безопасность и пр., и пр. цивилизационные блага...
  Сравните освоение Аляски православными русскими и колонизацию католиками и протестантами из Европы Америки, Австралии, Африки, Индии и пр. ...
  Эскимосы Аляски до сих пор вспоминают русских с благодарностью...
  А что произошло с индейцами Америки и Австралии?...
  Вопрос риторический...
  Жесточайший геноцид (вкупе с рабством), приведший к практическому уничтожению не только национальных культур, но и самих коренных народов...
  Наглость США вообще превосходит все известное нам по своей жестокости...
  Североамериканские индейцы до сих пор являются изгоями на своей собственной земле, влача жалкое существование в резервациях/гетто в самых удаленных и негодных районах... 
  В этом плане мы категорически против не только прогрессирующей в последнее время лицемерной глобализации вообще ( навязывании всем народам т. н. либеральных западных ценностей), но и культурной глобализации в частности, превращающей красивейшее ожерелье национальных самобытностей в мерзкие и фальшивые бусы из бутылочного стекла (а брачный пир в фуршет с канопе)..."   
 
 
   Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, соответствующие статьи как Ольги Рожнёвой с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайта Азбука веры...



 


 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (04 Сен 12)
Просмотров: 1024

Поиск