"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

045. Вопрос: "Что (Кто) Такое Бог?"
   


 


  "6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой.
  7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава.
  8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
  9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
  10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.
  11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
  12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
  13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
  14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
  15 Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
  16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения.
  17 Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
  18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
  19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
  20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо.
  21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
  22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
  23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
  24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому.
  25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.
  26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
  27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»?
  28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
  29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.
  30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
  31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.
  (Ис. 40)"
  "10 Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.
  11 Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес.
  12 Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростёр небеса.
  13 По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих.
  (Иер. 10)"
  "6 Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь (по естеству/сущности - от авт.); 
  (Мал. 3)"
  "16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.
  (Ин. 4)"
  "28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
  29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
 (Евр. 12)"

 





  
  "Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя. (Свт. Иоанн Златоуст)"
  "Один монах рассказал мне, что когда он был тяжело болен, то мать его сказала отцу: "Как страдает наш мальчик. Я с радостью дала бы изрезать себя на куски, если бы можно было этим облегчить его страдания". Такова любовь Господа к людям. Он так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них, как родная мать, и даже более. Но понять эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может. Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит... Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню.
  Многие богатые и сильные дали бы дорого за то, чтобы увидеть Господа или Его Пречистую Матерь, но не богатству являет Себя Бог, а смиренной душе... Всякий последний бедняк может смириться и познать Бога. Не надо ни денег, ни имений, чтобы познать Бога, но только смирение. Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. Одна дело - верить, что есть Бог, и другое — знать Бога… Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу день и ночь, и не может душа его привязаться ни к чему земному. 
  Когда душа познает любовь Божию Духом Святым, тогда ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу. Не смущайся, если не чувствуешь в себе любви Божией, но помышляй о Господе, что Он — милостивый, и воздерживайся от грехов, и благодать Божия научит тебя. Душа, которая в полноте познала Господа, уже ничего другого не пожелает и ни к чему не прилепляется на земле, и если бы ей предложили царство, не захочет она, ибо любовь Христова так сладка и так радует и веселит душу, что и царская жизнь усладить ее уже не может. (Прп. Силуан Афонский)"
  "Чтобы человеку получить представление о египетских пирамидах, он должен либо поверить тем, кто был в непосредственной близости от этих пирамид, либо сам оказаться рядом с ними. Третьего не дано. Так же человек может получить и представление о Боге: либо верить тем, кто стоял и стоит в непосредственной близости от Бога, либо потрудиться, чтобы самому придти в такую близость к Богу. (Свт. Николай Сербский)"
  "Имей всегда в сердце своем страх Божий и помни, что Бог везде с тобой, на всяком месте, идешь ли ты или сидишь. (Свт. Геннадий Константинопольский)"
  "Имея Бога, — [ничего] не бойся, но все попечения твои возложи на Него, и Он позаботится о тебе. Верь без сомнений, и Бог поможет тебе, по милости Своей. (Прп. Варсонофий Великий)"
  "От всей души нужно любить всякого человека, но надежду возлагать на одного Бога, и Ему одному служить... Ибо пока Он хранит нас, и друзья (ангелы) нам помогают, и враги (демоны) бессильны причинить нам зло. А когда Он нас оставит, то и все друзья от нас отвращаются и враги берут над нами силу. Цель Промысла Божия – людей, разнообразно разлученных злом, соединить посредством правильной веры и духовной любви. Ради того и пострадал наш Спаситель, "чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино." (Прп. Максим Исповедник)"
  "Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог заботится о нем, - такая надежда истинная и мудрая. А если человек сам заботится о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда постигают его беды, справиться с которыми он не в силах, начинает надеяться на помощь Божию, - такая надежда пустая и ложная. Истинная надежда ищет одного лишь Царства Божия... Сердце не может иметь мира, пока не обретет такой надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. (Прп. Серафим Саровский)"
  "Несомненная истина, что высочайший Промысл Божий простирается решительно на всё сотворённое: Бог все предусматривает и обо всем заботится. Это и есть то Божественное отеческое попечение, о котором говорит блаженный апостол Петр: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас." (Свт. Илия Минятий)"
  "Чем больше человек ведет духовную жизнь, тем больше он одухотворяется: он начинает видеть во всем Бога, во всем проявление Его силы и могущества; всегда и везде видит себя пребывающим в Боге и от Бога во всем зависящим. Но чем более плотской образ жизни ведет человек, тем больше он делается весь плотским: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его Божественной силы, - во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время – "нет Бога перед очами его." (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Когда бросишь гвоздь в пламя, он, раскалившись, начинает сиять подобно огню. Так и ты, когда слушаешь Божественное учение и живёшь по нему, становишься подобным Богу. (Прп. Симеон Дайбабский)"
  "Увлекает нас за собой поток временных вещей, но при этом потоке как бы выросло дерево – Господь наш Иисус Христос. Он принял плоть, умер, воскрес, взошёл на небеса. Он как бы согласился быть при потоке временного. Увлекает тебя стремглав этот поток? Держись за дерево. Закружила тебя любовь к миру? Держись за Христа. Ради тебя Он стал временным, чтобы ты стал вечным, ибо Он так стал временным, что при этом остался вечным… Сколь велика разница между двумя людьми в темнице, если один из них обвиняемый, а другой – посетитель! Иногда человек приходит к своему другу навестить его, и тогда, кажется, оба в темнице, но между ними большая разница. Одного держит здесь вина, другого приводит сюда человеколюбие. Так и в нашей смертности: нас держит здесь вина, а Христос пришёл по милосердию; Он вошёл к узнику освободителем, а не обвинителем. (Блж. Августин)"
  "Человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано. (Прп. Иустин (Попович))"
  "Очищай ум твой от гнева, злопамятства, и постыдных мыслей; и тогда сможешь узнать, как Христос будет обитать в тебе. (Прп. Максим Исповедник)"
  "Те, которые уверовали в Бога через Сына Его, облеклись в Святого Духа. (Прп. Ерм)" 
  "Но если любопытствуешь о рождении Сына и об исхождении Духа, то полюбопытствую и я у тебя о соединении души и тела: как ты – и персть и образ Божий? Что в тебе движущее или движимое? Как одно и то же и движет и движется? Как чувство пребывает в том же человеке и привлекает внешнее? Как ум пребывает в тебе и рождает понятие в другом уме? Как мысль передается посредством слова? Не говорю о том, что еще труднее. Объясни вращение неба, движение звезд, их стройность, меры, соединение, расстояние, пределы моря, течение ветров, перемены времен года, излияние дождей. Если во всем этом ничего не разумеешь ты, человек (уразумеешь же, может быть, со временем, когда достигнешь совершенства, ибо сказано: «взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов», а из этого можно догадываться, что видимое теперь – не самая Истина, но только образ Истины), если и о себе самом не познал – кто ты, рассуждающий об этих предметах, если не постиг и того, о чем свидетельствует даже чувство, то как же пытаешься узнать в подробности, что такое и как велик Бог? Это показывает великое неразумие! 
  Если же поверишь несколько мне, недерзновенному богослову, то скажу тебе, что одно ты уже постиг, а чтобы постигнуть другое, о том молись. Не пренебрегай тем, что в небе, а прочее пусть остается в сокровищнице. Восходи посредством дел, чтобы через очищение приобретать чистое. Хочешь ли со временем стать богословом и достойным Божества? Соблюдай заповеди и не отступай от повелений. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Трудись телом для души. И может ли кто из людей стать столь высоким, чтобы прийти в меру Павла? Однако и он говорит о себе, что видит только «гадательно» и что наступит время, когда узрит «лицем к лицу». Положим, что на словах мы и превосходим иного любомудрием, однако же, без всякого сомнения, ты ниже Бога. Может быть, что ты и благоразумнее другого, однако перед Истиной в такой же мере ты мал, в какой твое бытие отстоит от бытия Божия. Нам дано обетование, что некогда познаем, подобно тому, как сами познаны.
  Если мне невозможно иметь совершенного познания здесь, то что еще остается? На что могу надеяться? — Без сомнения, скажешь – на Царство Небесное.— Но думаю, что оно не иное что есть, как достижение чистейшего и совершеннейшего. А совершеннейшее из всего существующего есть ведение Бога. Это-то ведение частию да храним, частию да приобретаем, пока живем на земле, а частию да сберегаем для себя в тамошних сокровищницах, чтобы в награду за труды принять всецелое познание Святой Троицы, что Она есть и какова (если позволено будет выразиться так) в Самом Христе Господе нашем. (Свт. Григорий Богослов)" 
  "Должно же знать, что иное — созерцание делом, и другое – разумом и мыслью. Итак, во всех созданиях различие лиц созерцается делом. Ибо самым делом созерцаем, что Петр — отличен от Павла. Общность же, и связь, и единство созерцается разумом и мыслью. Ибо умом замечаем, что Петр и Павел – одной и той же природы и имеют одно общее естество. Ибо каждый из них – живое существо, разумное, смертное, и каждый есть плоть, одушевленная душой как разумной, так и одаренной рассудительностью. Итак, эта общая природа может быть созерцаема разумом. Ибо ипостаси не находятся друг в друге, но каждая особо и порознь, то есть поставлена отдельно сама по себе, имея весьма многое, различающее ее от другой. Ибо они и отделяются местом, и различаются по времени, и отличаются по уму, и по силе, и по наружности, то есть форме, и по состоянию, и темпераменту, и достоинству, и образу жизни, и по всем характеристическим особенностям; более же всего отличаются тем, что существуют не друг в друге, но отдельно. Почему и называются и двумя, и тремя человеками, и многими. 
  Это же можно усмотреть и во всей твари. Но в Святой и Пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице — противоположное. Ибо там общность и единство созерцается самым делом по причине совечности Лиц и тождества Их существа, и деятельности, и воли и по причине согласия познавательной способности, и тождества власти и силы, и благости. Я не сказал: подобия, но: тождества, также — единства происхождения движения. Ибо одна сущность, одна благость, одна сила, одно желание, одна деятельность, одна власть, одна и та же самая, не три, подобные друг другу, но одно и то же самое движение трех Лиц.
  Ибо каждое из Них не в меньшей степени имеет единство с другим, чем Само с Собою; это потому, что Отец и Сын и Святой Дух — суть во всем едино, кроме нерождаемости, и рождения, и исхождения, мыслью же разделенное. Ибо мы знаем Единого Бога, но замечаем мыслью различие в одних только свойствах как Отечества, так и Сыновства и Исхождения; как относительно причины, так и того, что ею произведено, и исполнения Ипостаси, то есть образа бытия.
  Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что Ипостаси находятся одна в другой, не так, чтобы Они сливались, но так, что тесно соединяются, по слову Господа, сказавшего: «Я в Отце и Отец во Мне»; ни о различии воли, или разума, или деятельности, или силы, или чего-либо другого, что в нас производит действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце и Сыне и Святом Духе говорим не как о трех богах, но вернее как о Едином Боге, Святой Троице, так как Сын и Дух возводятся к Единому Виновнику, но не слагаются и не сливаются, согласно Савеллиеву сокращению, ибо Они соединяются, как мы говорили, не так, чтобы сливались, но так, что тесно примыкают один к другому и имеют взаимное проникновение без всякого слияния и смешения, и так как Они не существуют один вне другого или со стороны Своего существа не разделяются согласно Ариеву разделению.
  Ибо Божество, если должно кратко сказать, в разделенном – неразделенно, и как бы в трех солнцах, тесно примыкающих одно к другому и не разделенных промежутками, одно и смешение света, и соединение. И так всякий раз, как посмотрим на Божество и первую Причину, и Единодержавие, и одно и то же самое, так сказать, и движение Божества, и волю, и тождество сущности и силы, и деятельности, и господства — видимое нами будет одно. Когда же посмотрим на то, в чем есть Божество, или, точнее сказать, что есть Божество, и на то, что оттуда — из первой Причины происходит вечно, и равнославно, и нераздельно, то есть на Ипостаси Сына и Духа, то будет три Лица, Которым мы поклоняемся. Один Отец – Отец, и безначальный, то есть безвиновный, ибо Он не есть от кого-либо. Один Сын — Сын, и не безначальный, то есть не безвиновный, ибо Он – от Отца.
  А если бы ты представлял себе происхождение Его с известного времени, то и безначальный, ибо Он — Творец времен, а не в зависимости от времени. Один Дух – Святой Дух, хотя являющийся от Отца; но не по образу сыновнему, а по образу исхождения, причем ни Отец не лишился нерождаемости, потому что родил, ни Сын – рождения, потому что рожден от Нерожденного, ибо каким образом это могло случиться? Ни Дух оттого, что Он произошел, и оттого, что Он – Бог, не изменился или в Отца, или в Сына, потому что свойство – неподвижно, или как свойство могло бы твердо стоять, если бы оно приходило в движение и изменялось? Ибо если Отец – Сын, то Он не есть Отец в собственном смысле, потому что один в собственном смысле есть Отец. И если Сын – Отец, то Он не есть в собственном смысле Сын, ибо один в собственном смысле есть Сын и один Дух Святой. 
  Должно же знать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-либо, но Самого называем Отцом Сына. Не говорим, что Сын – Причина, не говорим и того, что Он – Отец, но говорим, что Он – и от Отца, и Сын Отца. О Духе же Святом и говорим, что Он – от Отца, и называем Его Духом Отца. Но не говорим, что Дух – от Сына; Духом же Сына Его называем: «Если же кто Духа Христова не имеет,— говорит божественный апостол,— тот и не Его». И исповедуем, что Он через Сына открылся и раздается нам; ибо «дунул,— говорит святой Иоанн Богослов,— и говорит им: примите Духа Святаго», подобно тому как из солнца и солнечный луч, и свет, ибо само оно есть источник солнечного луча и света; и через солнечный луч нам сообщается свет, освещающий нас и воспринимаемый нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он – Сын Духа, ни того, конечно, что Он – от Духа.
  Исповедуя того же самого Господа нашего Иисуса Христа как совершенным Богом, так и совершенным человеком, мы утверждаем, что именно Он имеет все то, что имеет Отец, кроме нерожденности, и имеет все, что имел первый Адам, исключая одного только греха, то есть тело и душу словесную и разумную. Утверждаем также, что, соответственно двум естествам, Он имеет двойные свойства, принадлежащие двум естествам: две естественные воли - божескую и человеческую, и два естественные действования - божеское и человеческое, и две единственные свободы - божескую и человеческую, также и мудрость, и ведение - божеские и человеческие. Будучи единосущен Богу и Отцу, Он свободно хочет и действует, как Бог. Но будучи единосущным и нам, Он же Сам свободно хочет и действует, как человек. Ибо Его - чудеса, Его же - и страдания. 
(Прп. Иоанн Дамаскин)"
  "Да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. (Из литургии верных)" 
  "Старайтесь утвердиться в догматах Господа и апостолов, чтобы все, что вы ни делаете, обращать во благо плоти и духу, вере и любви, в Отце и Сыне и Святом Духе. (Свщмч. Игнатий Богоносец)"
  "Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной, но от апостолов и учеников их Приняла веру во Единого Бога, Отца Вседержителя, и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков провозвестившего Домостроительство спасения. Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует об этом, учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мире бесчисленные наречия, но сила предания одна и та же. (Свт. Ириней Лионский)" 
  "Троица – существующая прежде веков, не от начала получившая бытие, но безначальная, вечная, нестареющая, бессмертная, бесконечная, неувеличивающаяся, неуничтожающаяся, неразрушимая. (Свт. Иоанн Златоуст)" 
  "Веруем в Единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, как неподверженного гибели, так и бессмертного, вечного, беспредельного, неописуемого, неограниченного, бесконечно могущественного, простого, несложного, бестелесного, непреходящего, бесстрастного, постоянного, неизменяемого, невидимого, источник благости и справедливости, свет мысленный, неприступный, могущество, не исследуемое никакой мерой, измеряемое одной только собственной Его волей, ибо Он может все, что хочет.
  Веруем в могущество Создателя всех тварей — как видимых, так и невидимых,— содержащее и сохраняющее все, обо всем промышляющее, над всем властвующее и господствующее и повелевающее бесконечным и бессмертным Царством, не имеющее ничего противником, все наполняющее, ничем не обнимаемое, напротив того, само обнимающее все вместе и содержащее, и превосходящее, без осквернения проникающее во все существа и сущее далее всего, и удаленное от всякого существа, как пресущественное и сущее выше всего, пребожественное, преблагое, превышающее полноту, избирающее все Начала и Чины, находящееся выше и всякого Начала и Чина, выше сущности и жизни, и слова, и мысли.
  Веруем в Могущество, которое есть Сам Свет, Сама Благость, Сама Жизнь, Сама Сущность, так как оно не от другого имеет свое бытие или что-либо из того, что есть, но Само есть источник бытия для того, что существует: для того, что живет,— источник жизни, для того, что пользуется разумом,— разума, для всего – причина всяких благ; в Могущество, знающее все прежде рождения его.
  Веруем в единую Сущность, единое Божество, единую Силу, единую Волю, единую Деятельность, единое Начало, единую Власть, единое Господство, единое Царство, в трех совершенных Ипостасях и познаваемое, и приветствуемое единым поклонением, и представляющее Собою предмет как веры, так и служения со стороны всякой разумной твари; в Ипостасях, неслитно соединенных и нераздельно различаемых, что даже превосходит всякое представление. В Отца и Сына и Святого Духа, во имя Которых мы и крещены. Ибо так Господь заповедал апостолам крестить: «крестя их,— говорит Он,— во имя Отца и Сына и Святого Духа.» (Прп. Иоанн Дамаскин)"
  "Един Бог, Отец живого Слова, самосущей Премудрости, Силы и Образа Вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Единородного Сына. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Выражение Божества; Слово действенное. Мудрость, содержащая состав всего, и Сила, зиждущая творение; Истинный Сын Истинного Отца, невидимый – невидимого, нетленный – нетленного, бессмертный — бессмертного, вечный – вечного. И Един Дух Святой, от Бога (Отца) исходящий и через Сына явившийся (людям), жизнь в котором — первопричина живущих. Святой Источник, Святыня, подающая освещение. Им является Бог Отец, Который над всем и во всем, и Бог Сын, через Которого все. Троица совершенная, славой и вечностью и царством нераздельная и неразлучная. Поэтому нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же. (Свт. Григорий Неокесарийский)" 
  "Внутрибожественная жизнь не открыта для нас, потому что это просто невозможно. Св. отцы подчеркивали, что когда человеческий разум пытается проникнуть в тайны Божии, на самом деле он входит во мрак неведения. Итак, понятие образа Божия остается для нас неясным. Но покрывало тайны поднимается, когда мы видим, что образ Божий проявляется для нас во всем совершенстве во Христе. Мы созданы по образу, но Христос есть этот образ. Св Кирилл Александрийский говорит нам, что "образ Божий есть Сын Его Единородный, которому мы духовно уподобляемся". 
  Теперь во Христе мы имеем верный ориентир для того, чтобы понять, что значит - иметь образ Божий. Это значит - быть по образу Христа. "Во Христе мы получаем это откровение - мы понимаем замысел Божий о человеке. Для нас, христиан, Сын воплощенного Бога открывает предвечную идею Бога о человеке". Для нас стяжать образ Божий - то есть достичь богоподобия - значит то, что мы должны во всем соответствовать воплощенному Слову. "Каждого из нас, - пишет о. Софроний, - призывает заповедь Божия "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" к той же степени обожения, какая есть во Христе, сидящим "с Отцом Моим на престоле Его".
  Святые, стяжавшие обожение через дар благодати, до такой степени включены в предвечное действие Бога, что они получили все свойства (атрибуты) Божественности, так что в них "Бог будет все во всем". Чем более человек старается подражать Христу, тем более он становится ипостасью по образу воплощенного Логоса. И только когда человек старается жить со Христом, призывать Его Имя, размышлять о Его жизни и учится поступать так, как поступил бы Господь, только тогда начинает восстанавливаться его личность, образ и подобие Ипостаси Бога. (Архим. Симеон (Брюшвайлер))"
  "Мы исповедуем Бога единым не по числу, а по природе. Ибо все называемое единым по числу не есть действительно единое и не является простым по естеству. Бог же признается всеми простым и несложным, а поэтому Бог – един не по числу. (Авва Евагрий)" 

  Записки православного монаха
  "Прежде очищения от страстей и просвещения ума. Не нужно тратить МНОГО времени и сил на изучение богословия и рассуждения о догматах. Ведь лукавый враг человеческий известен (не погрешу так сказать) как "точный богослов", сведущий в Догматах Церкви, ибо на Соборах Церковных, когда Св. Отцы еще только находили правильные определения догматов и искали их точную формулировку, лукавый всегда пребывал на стороне еретиков, противился Св. Отцам и ни разу не ошибся. Однако как видим знание богословия ни мало не пользует ему, т.к. он по-прежнему пребывает в гордом духе. Так и нам, полезнее прежде приобрести смирение и достичь бесстрастия, а тогда уже касаться и богословия, если кто будет к тому призван. Ибо многие и простотою при добродетельной жизни достигли Царствия Небесного, а многие придя в высокоумие, при отсутствии жизни по Богу, неведомо куда зашли."


  "Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрощающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними - молчание. Как сладость мёда не столько словом, сколько самим чувством вкуса может быть объяснено тем, кто не пробовал мёда, так и доброта Бога не может быть ясно передана в учении, если мы не сможем собственным опытом постигнуть благость Господа. Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного. Сколько волос на твоей голове? Ни один из них не забыт у Бога. Видишь ли, как ничто, даже самое малое, не избегает надзора ока Божия? 
  Один только Отец – нерожден... Один только Сын – рожден... Один только Дух Святой – исходящ. Отец и Сын и Святой Дух — несотворенное естество, владычественное достоинство, естественная благость. Отец — начало всего, причина бытия сущности, корень живущих. От Него произошел Источник жизни, Мудрость, Сила, Образ невидимого Бога — рожденный от Отца Сын, живое Слово, сущий Бог и сущий у Бога; Сущий, а не происшедший, существующий прежде веков, а не обретенный впоследствии. Сын, а не стяжание; Производящий, а не произведение; Творец, а не творение; сущий всем тем, чем является Отец.
(Свт. Василий Великий)"



  "Когда ум рождает слово, то вместе с тем явным делается для слышащих (через живое слово, через написанное или через желание души), и три: ум, слово и душа — не сливаются воедино и не рассекаются на три, но все три вместе и каждое особо зрится в единой сущности. Так надлежит помышлять и в отношении к Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы.
  Кто верует, что Бог есть Творец всех тварей, из несущего создавший все, небесное, земное и преисподнее, тот, зная Творца своего, пребывает в пределах своих и, от красоты тварей восходя умом своим к Создателю, воспевает и славословит Его, как Творца всего сущего, и не пытается постигнуть непостижимое естество Божие. О себе самом знает он, что есть творение Его, подобное всем другим, как мы сказали, о Самом же Творце всего Боге знает, что Он несоздан, безначален, непостижим, неизъясним, неисследим, всегда сый и прежде всего сый, ибо не было времени, в которое не было бы Бога, потому что Он создал времена и веки и был прежде всякого начала; в отношении к Нему ни начало не мыслится, ни конец не узревается, но Он есть безначален и начало всего сущего, и имеет быть присно в бесконечные и нескончаемые веки.
  Он неприступен, невидим, неизглаголан, недомыслим для всех, от Него созданных тварей, небесных и земных. Его не знали и мы, прежде заблуждавшие и верившие во многих богов, служившие твари и поклонявшиеся идолам. Но Он, как человеколюбивый и многомилостивый, сжалился над невежеством нашим и настолько снисшел к немощи нашей, сколько требовалось, чтоб мы познали, что Святая Троица есть единый Бог совершенный, Коему подобает благочестно поклоняться во Отце и Сыне и Святом Духе.
  Но что есть по существу в Троице воспеваемое Божество, каково по виду, в каком месте есть, каково по величию и как есть по единению, сего не только люди не могли домыслить, но и сами Ангелы не могли постигнуть непостижимое и пресущное естество. Не указывай мне на наши богословия, потому что в них на основании Слова Божия изложили богословы нашей Церкви только то, что служит к обличению еретических нелепостей, а не то, что изъясняло бы Божеское естество. Почему содержи в мысли паче то, что поелику Божеское естество неприступно, то конечно и непостижимо, а что непостижимо, то и неизглаголанно.
  Сколько раз бывает, что и то, что понимаем, не можем выразить словом как должно? То же, о чем все Божественное Писание свидетельствует, что Оно невидимо и недомыслимо, какой человек или какой Ангел может изъяснить и описать понятно? Конечно никакой. Никак невозможно человеческому уму понять и окачествовать каким-либо именем то, что не есть что-либо из сущего. И все Божественное Писание всеми содержащимися в нем о Боге мыслями и речениями представляет только, что Бог есть, а не то, что Он есть.
  И то еще явно открывает оно о Боге, что Он всегда есть, - и что Бог сый и присно сый есть триипостасен, всемогущ, Вседержитель, Всевидец, Творец и Промыслитель всяческих, вседовольный, преестественный, - и что Он столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою. Много ли, думаешь ты, увидит этот из всего того безбрежного моря? Конечно, малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту, и знает, что пред ним море, что море то безбрежно и что он не может его все обнять взором своим. Так есть дело и в отношении к нашему Богопознанию.
  Представлю вам и другой пример к уяснению сего предмета. Предположим, что найдется какой-либо человек, который никогда не видел воды и не пил ее, почему и не знает, что такое есть вода, а ты рассказываешь ему о воде, живописуя ему источники, реки и моря. Слушая это, он, конечно, попросит тебя сказать ему, какова природа воды, каков вид ее, каково качество и количество ее, откуда берет она начало, как течет и как, непрестанно текучи, никогда не истощается. Скажи же мне теперь, что бы ты ответил ему? Я думаю, что, хотя бы ты был очень высокого ума и очень многосведущ, но никак не можешь тому, кто никогда не видел и не пил воды, растолковать и дать понять, что такое вода, откуда она берет начало и как течет.
  Если же мы не можем ничего определенного сказать о текучем естестве воды, которую и видим, и пьем, и осязаем, и вопрошающим нас не можем растолковать, какова природа воды, откуда она, из каких стихий слагается, то какой Ангел или какой святой может научить тех, кои не знают Бога и свойств Его, - что есть сей Бог, создавший всяческая, каково существо Его и слава? Никто не может это разъяснить, совершенно никто.
  Впрочем, тот, кто сподобился мало некако (каким-нибудь образом. - Ред.) узреть Бога тем способом, о коем мы сказали прежде, не имеет нужды в научении от другого, потому что имеет всего Бога, Который обитает, движется и глаголет внутрь его и научает его неизреченным своим тайнам, по святейшему слову Самого Бога, Который говорит: "тайна Моя Мне и Моим". Да, иного способа к тому, чтобы Бог открылся в ком-либо, не может быть, кроме точного исполнения заповедей Его, если, то есть кто не будет нерадеть об них и презирать их ни в каком совершенно деле, но будет хранить их, соблюдать и исполнять со всем усердием и ревностию.
  И те, которые будут жительствовать таким образом, не далеко будут от царствия Божия, но по мере ревности и усердия, какие покажут в исполнении заповедей, восприимут мзду созерцания Бога, большую или меньшую, скорейшую или медленнейшую, соответственно подъемлемым подвигам, и соделаются сынами Богу и богами по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки. Аминь.
  Вкуси бессмертные сладости, обоняй духовное миро и познай, что нет никого другого столь прекрасного, как Бог, или столь приятного, или столь сладкого, или столь могущественного, или столь премудрого, или столь славного, или такого, который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным. О любовь Боготворящая, которая есть Бог, — дар таинственно подаваемый достойным; она — нечто изумительное и вещь, нелегко обретаемая.
  Любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщаемая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше сего, то — никоим образом. Святая любовь, проникая всех — от первых до последних, от головы до ног, всех с собою сочетавает, сцепляет, связывает и единит и делает их крепкими и непоколебимыми. Будучи познаваема, она открывается каждому из них одной и той же. Она есть Бог, с Коим и последние бывают первыми и первые, как последние.
 Никто не может ясно и полно постичь умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай Божественное Писание. Истинно верующий и не берется за это, но, приемля с верою написанное, в том одном пребывает, ничего более не исследуя, и, кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать Божественное. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"
 


Когда на Первом Вселенском Соборе (в 325-ом году, в г. Никея) у святых отцов был великий спор о Боге с арианами (еретиками), святой Спиридон, епископ Тримифунтский, показал троичность Лиц в Боге таким образом: взял кирпич в руку и стиснул его, и тотчас из кирпича вышел огонь в высоту, потекла вода вниз, а в руке осталась самая глина. Святой сказал: «Вот тут три стихии, а кирпич один: так и в Святой Троице три Лица, но един Бог.
 
 


 
 
 
  "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти.   Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из–за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним.
  Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют.
  Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах; то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать; солнце скрывается от лишенных зрения.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
  "Бог есть существо неограниченно-великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварью видимою и невидимою. Это понятие о Боге научает нас, что мы должны предстоять пред Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в величайшем страхе и трепете, устремя к Нему все внимание наше,сосредоточивая во внимании все силы ума, сердца, души, отвергая рассеянность и мечтательность, как нарушение внимания и благоговения, как нарушение правильности в предстоянии Богу, правильности, настоятельно требуемой величием Бога.
  Прекрасно сказал Исаак Сирский: “Когда припадаешь пред Богом в молитве, будь, в помысле твоем, как муравей, как земные гады, как червячок, как лепечущее дитя. Не скажи пред Ним чего-нибудь разумного; младенческим образом мыслей приблизься к Богу”. Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред Ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими. Это естественно! когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой, тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшею каплею, сравниваемою с беспредельным океаном.
  Нужно искать лишь одно: быть со Иисусом. Богат пребывающий со Иисусом, даже если он и нищий в материальном отношении. Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного. Ищущий же небесного - господин всему миру.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"



 
"Если неизобразимо величественно и безмерно прекрасно творение, то каков есть Сам Творец? Сколь велик, сколь силен, сколь прекрасен, сколь благ, сколь совершен!
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"




"Любовь есть Бог; а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской.
(Прп. Иоанн Лествичник)"












 
 
 
 
  Ответ: "Исчерпывающий (насколько это вообще возможно в этой жизни) ответ в рамках православных вероучительных истин Вы можете найти в учебниках по догматическому богословию или в соответствующих лекциях проф. МДАиС Осипова А. И., размещенных на его официальном сайте...
  Наш же сайт не является богословским по своему формату и поэтому мы ограничимся лишь несколькими словами на эту весьма важную, обширную и ответственную тему...
  Слово "что" можно отнести только, наверное, к самому понятию о сущности Божией, а не к Ипостасям Божиим, которые не просто живые, но и являются Источниками  жизни во всем творении и есть Сама Абсолютная Жизнь...
  Сущность Божия не может быть познана человеком в силу радикальных, принципиальных отличий между естеством Божиим и естеством тварным (человеческим)...
  Все, что мы можем о Ней сказать, так это только то, что Она является простой и поэтому неизменяемой и независимой ни от чего...
  Даже и само понятие простоты (отсутствие каких-либо составляющих элементов) человек тоже полностью вместить в себя не может...
  Это примерно то же самое, что и пытаться проводить аналогию между точкой и бесконечностью...
  И точка, и бесконечность не имеют размерности (ни центра, ни краев)...
  Точка - это как бы бесконечность со знаком минус, а бесконечность - это как бы точка со знаком плюс...
  Аналогия налицо, но налицо и противоположность... 
  Рассудок человека даже и здесь-то бессилен, хотя речь тут идет всего лишь о понятиях человеческих, а не о Боге... 
  Представьте себе муравья, подползшего к ботинку человека...
  Что думает муравей о человеке?...
  Что он ощущает кроме канта подошвы?...
  Так же и человек...
  Что он может сказать о Боге, о его сущности?...  
  Человек (особенно только еще начинающий воцерковляться) лишь может услышать нечто о Боге от Бога же, говорившего через пророков и св. отцов (нередко в аллегоричной или антропоморфной форме) о некоторых Своих свойствах...
  Из всех же абсолютных истин о Боге мы хотим отметить только одну, не прикасаясь ко множеству других...
  Эта истина чрезвычайно проста и именно поэтому же она является и чрезвычайно трудной для усвоения...
  Эту истину знают все без исключения православные люди, но, тем не менее, из-за ее простоты лишь очень немногие из них полностью смогли вместить ее в себя...
  Тот, кто сможет полностью впитать в себя всего лишь одну эту истину о Боге, тот обретет блаженство еще и в этой (земной) своей жизни... 
  Итак:
  Бог - суть Источник бесконечных как бытия, так и блаженства человеческих...
  И этим, с позволения сказать, "определением" Божиим мы и ограничимся, оставаясь в пределах формата нашего сайта...
  Можем лишь добавить, что как муравей ничего не знает о человеке, но может ощущать его, так и человек может чувствовать Святую Троицу во Христе...
  Человек может намазать палец сиропом и дать его "полизать" муравью...
  Муравей скажет: "человек сладкий, как тля, которую Я пасу..."  
  Человек может придавить своим ботинком муравья, и тот скажет, что человек подобен безжалостному, тяжелому дереву, упавшему на муравейник...  
  И пр. ...
  Вы только подумайте об этом...
  Муравей в своих ощущениях подобен человеку...
  Человек ничего не знает о Божественном естестве...
  Но нередко думает, что знает (подобно древним еретикам)...
  Но человек может чувствовать, (ощущать) Бога... 
  Чувствовать реально...
  Иногда даже очень и очень сильно...
  Когда человек начинает жить по заповедям Христовым и смиряться, он начинает и чувствовать Иисуса...
  По мере очищения и освящения христианина, его способность ощущать Христа становится все сильнее и сильнее...
  Поскольку Божие Естество принципиально отлично от естества человеческого, то Бог воздействует на христианина Своей особой Божественной энергией, которая в православии называется благодатью...
  Подобие можно взять от Солнца...
  Человеческое естество отлично по своим основным характеристикам, параметрам и свойствам от естества солнечного, но тем не менее, человек чувствует Солнце через его энергию тепла и света, несмотря и на огромное расстояние, отделяющее наше светило от Земли...
  Поэтому в заключение нашего весьма и весьма неудовлетворительного ответа мы хотим еще раз акцентировать Ваше внимание на то, что познание человеком Бога возможно только через его тщательную жизнь по всем Христовым заповедям..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 59-е, 60-е, и 62-е прп Симеона Нового Богослова (См. библитотеку сайта), статьи архиеп. Нафанаила (Львова), проф. А. И. Осипова с сайта Православие.Ру и соответствующие статьи и видеоматериалы с сайта Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://serafimov.narod.ru/temmat/bog.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/troisv.html
  http://www.pravmir.ru/xristos/
  http://www.pravoslavie.ru/put/2795.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bog.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bog_otets.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/syn_bozhiy.shtml
  http://azbyka.ru/video/category/1-smysl-zhizni/o-boge/
  http://azbyka.ru/dictionary/06/edinosuhie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennaya_suhnost.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bogovoploschenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvennie_svojstva.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/immanentnost_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/13/nepoznavaemost_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/13/neprestupniiy_svet.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/13/netvarniiy_svet.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/bogestvenie_imena.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/ipostas.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/ipostasnoe_soedenenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/ipostasnie_svoystva.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/09/iisus_hristos.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/14/obshenie_svoystv.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/plody_svyatogo_dyha.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/poznavaemost_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/presuhestvennost_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/prostaya_ipostas.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/savaof.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/sverhbitie_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/svet-a.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/svyataya_troitsa.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/svyatoi_duh.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/slava_bojiya.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/slovo_bozhie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/sushhij.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/syn_bozhiy.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/syn_chelovecheskiy.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/18/telo_hristovo.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/18/transcentnost_boga.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/21/hristos.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/25/jemmanuil.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_31/topic_3309/

 

 




 

                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
     
 
     
 
    
 
 
 
  
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (17 Окт 12)
Просмотров: 987

Поиск