"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

046. Вопрос: "Может ли истинный христианин пребывать в земной жизни без скорби?"


  "34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –
  35 и Тебе Самой оружие (скорбь от страданий/смерти Сына, от человеческой ненависти к Нему - от авт.) пройдёт душу, – да откроются (грешникам через их грех убийства Спасителя, через их внешнее/наружное зло - от авт.) помышления (их внутреннее зло/страсти - от авт.) многих (слепых/бесчувственных/окамененных - от авт.) сердец (для их покаяния и последующего спасения - от авт.).
  (Лк. 2)"
  "1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
  3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
  4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
  5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
  6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
  7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
  8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
  9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
  10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
  11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
  12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
  13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
  (Евр. 12)"
  "12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 
  (2 Тим. 3)"
  "13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
  (1 Кор. 10)"
  "18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
  19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
  20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
  21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
  22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
  23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.
  24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
  25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
  26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
  27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
  (Ин. 15)"
  "1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
  2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
  3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
  (Ин. 16)"
  "23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
  24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
  (Лк. 13)"
  "1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь.
  2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
  (Ин. 15)"
  "2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
  3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
  4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
  (Иак. 1)"
  "1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
  2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
  3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
  4 от терпения опытность, от опытности надежда,
  5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
  (Рим. 5)"
  "20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
  (Пс. 33)" 



 

 
  "Для любящих Господа испытания становятся упражнениями, тренирующими душу в мудрости. Христианство – подлинная мудрость, которую христианин должен познать, и ни один человек, не став мудрым, не приблизился без мудрости к известной мере совершенства. (Свт. Нектарий Эгинский)"
  "Миром правит только Промысел Божий, и в этом - спасение верующему человеку, и в этом - сила, чтобы перенести земные скорби. Я уверен, что не искусит Господь любящих Его и верных Ему выше меры сил их. Если бы мы вдруг увидели, какие райские цветы вырастают на скорбных полях нашей жизни, то мы бы только их и возжелали всей душей. Претерпим, склоним главы скорбные и сердца, омытые слезами, пред Всемогущим Промыслом Божиим, но будем сами-то стоять в заповеданной нам Правде беспорочно и непоколебимо. И ради тех немногих, без ропота принявших Крест из руки Божией, и восшедших на него, и не возроптавших на нем, милость Божия воздаст так, что ни на ум, ни в сердце нам не придет. 
  Верующий живет в мире со Христом, умирает во Христе, и идет ко Христу. И кто нас разлучит от любви Божией: ни скорбь, ни теснота, ни клевета на Бога и Церковь, которую сеет враг рода человеческого? Придет время, и призрит Господь на Вас потрудившегося, поскорбевшего и даст утешение. Что значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги. 
  Что значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги. А Господь-то ведь недаром попускает нам горькое и болезненное врачевство. Без него мы не увидим себя истинными, какие мы есть, а все будем мнить о себе.

   Нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо. Милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что лишь ощутимые удары жизни обращают нас к Богу. Только скорби ещё ходатайствуют о нашем спасении. Так полюби же свою претрудную жизнь и смотри не на окружающее веселье, а на Крест Христа Спасителя впереди. (Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
  "Что легче? Терпеть голод в желудке или совесть, оскверненную чревоугодием? Что легче? Терпеть тяготу данного послушания или тяготу совести, оскверненной саможалением, самолюбием и как следствие - отказом от послушания? Всюду труд, всюду терпение, всюду тягота жизни. Но в одном случае помогает Господь, а в другом отступает. В одном случае иго Господне, в другом - иго диавола. Господь не отнял окончательного наказания за грех - тягота жизни осталась, но жизнь преобразилась в Духе. Дух этот дается несущим иго Христово, выбирающим исполнение заповедей Божиих, а не служение плоти и крови. Господи, даждь мне силу избирать во всем иго Твое благое. (Иеромон. Василий (Росляков))"
  "Я уже заболел. Я, как какой-нибудь расслабленный, десять шагов не могу сделать. Из-за этого и из-за всего стал трупом. Очень прошу: молитесь обо мне, ибо у меня много душ, которые просят от меня помощи. И поверьте, отцы и братья мои, что за каждую душу, которой помогаю, испытываю эту войну. Поэтому и ваш старец болен постоянно. Ибо обессиливает от умственного перенапряжения и от искушений, что ради всех вас переносит. Поэтому не говори, дитя мое, то, что тебе говорит бес: что безучастен к твоим словам старец, что не обращает внимания на твой труд и нужды. Как может быть безучастным тот, который ради всех вас страдает? (Прп. Иосиф Исихаст)"
  "Жизнь - это не дом отдыха: она имеет радость, но имеет и скорби. Воскресению предшествует Распятие. Удары испытаний необходимы для спасения души, ибо они ее очищают. Насколько духовен какой либо человек, настолько меньше прав он имеет в этой жизни. (Прп. Паисий Святогорец)"
  "Знает Господь, что святая скорбь освящает человека и потому не сразу прерывает её. И от святой скорби рождается истинно небесный человек - так же, как телесный человек рождается в муках от матери своей. (Свт. Николай Сербский)" 
  "Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь — его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его. Ты говоришь: у меня много горя.
  Но я тебе скажу или, лучше, Сам Господь говорит: смирись и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься и скажешь: почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: Мир Мой дам вам. Так всякой смиренной душе Господь даёт мир.
  Милостивый Господь любит Своих рабов и даёт им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воле Божией и обрела душа в боли покой, о котором сказал Господь: “Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим". (Прп. Силуан Афонский)"
  "Да не приведут тебя в отчаяние находящие на тебя искушения. Видя душу, восходящую и приближающуюся к Богу, враги негодуют, иссушаемые завистью. Но невозможно, чтобы в искушениях не пришел на помощь Бог и святые Ангелы Его. Ты только не переставай призывать Его с глубоким смирением. Итак, если тебе случится что- нибудь такое, вспомни о присутствии Бога- Помощника нашего, нашу немощь, жестокость врага, и получишь помощь Божию. (Скитский Патерик)"
  "Путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям.
  Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: "Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, люди, угодные Богу, в горниле уничижения".
  Вот эти святые слова запомните: люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей. Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого. (Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))"
  "Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за своё падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь - признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются неким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воли о нас, Церкви с её учениями и таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей - в очищении души и её духовном состоянии. Его надо хранить. (Прп. Никон Оптинский)"
  "Сами бедствия полезны переносящим их с верою: для погашения грехов, для упражнения, испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пробуждения сильной духовной жажды и постоянного искания пребывающего во веки, усыновления и искупления, воистину новой жизни и блаженства. (Свт. Григорий Палама)"
   "Не по злобе наказываешь Ты, Господи,- Твой удар поражает из любви. Ты желаешь нашей пользы, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое. (Прп. Ефрем Сирин)"
  "Скорбь нас очищает. Настоящий человек всегда в скорби. В радости он изменяется, становится другим. В скорби он становится таким, какой он есть на самом деле. И тогда, по преимуществу, он приближается к Богу. Он чувствует своё бессилие. Часто, когда он во славе и в радости, он думает о себе, что он «пуп земли», или, если хотите, центр вселенной: «Я, и никто другой!» В страдании и скорби он чувствует себя незначительной мурашкой во вселенной, полностью зависимым, и ищет помощи и поддержки. Все мы, пережившие страдания, душевные или телесные, знаем, что никогда мы не молились так: и по качеству, и по количеству, как молились мы на одре болезни или в испытании тяжелой душевной скорбью. Но когда мы имеем всё, мы забываем и о молитве, и о посте, и о многом-многом другом. Поэтому Бог и попускает страдание. (Мон. Епифаний (Феодоропулос))"
  "Тяжело нести крест находящих скорбей, но это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся скорбные обстоятельства, как от руки Божией. Скорби пусть будут тобой руководить, как старец. (Схиархим. Серафим (Романцов))"
  "Бог часто попускает и праведнику впадать в несчастия, чтобы сокрытую в нем добродетель показать другим: так было с Иовом. (Прп. Иоанн Дамаскин)"
  "Если просто жить без усилий и борьбы, то бывают скорби обычные для всех. Но если бороться с грехом до крови, возрастать, изменять себя с Помощью Божией в новую тварь, то начинаются серьезные искушения. Если первые живут по пословице: «умный в гору не пойдет, умный в гору обойдет», то вторые, неумные в своих глазах, именно в гору и идут. А по интенсивности жизни бывает и мера искушений. Знаю одного монаха, который поведал о себе: «Были у меня в жизни искушения сильные, но я старался не уступать. И вот однажды в тонком сне, который я помню до сих пор, ночью я шел по горной тропе на Восток и уже виделся рассвет. Как вдруг дорогу перегородили мне злые духи в образе буддийских монахов вооруженных шестами. Их было около 500. Их военачальник, выделявшийся ростом и силой, произнес непонятное слово, но я понял, чтобы идти дальше, я должен с ними сразиться. Пришел в себя с полной решимостью не отступать. Брань шла 10 лет, только милостью Божией и остался жив».
  Когда мы с помощью Божией преодолеваем искушения – мы растем, приобретаем опыт, входим в иную жизнь, в этом весь смысл: с помощью искушении преодолеть в себе все ветхое, возненавидеть греховное. Тогда оживает душа, в уме рождаются мысли Божественные, в теле покой, а в душе мир Божий. А так как в состояние бесстрастия из состояния страстного не прейти без борьбы - отсюда и труды искушения и скорби и они крайне нам полезны.
  Как-то в альбоме древнерусской иконы увидел поразительную икону Спаса Иисуса Христа 16 века. Школу не помню, по стилю – Московская. Господь на иконе пытается выглядеть строгим, но у него это плохо получается. Потому что через строгость светится и вырывается наружу неизмеримая доброта. Великий мастер-иконописец сумел передать великую идею о Боге Спасе нашем. Вот и сегодня, вникая в книгу пророка Иезекииля, уразумеваю, что каждый раз после угроз наказания и бедствия непослушному Израилю, Господь присовокупляет: «И познаете, яко аз есмь Господь». Вот это драгоценное всем нам познание и ныне цель наших наказаний и бедствий, личных и общественных. Чтобы все мы обратились лицом к Богу и обрели своего Спаса. (Записки православного монаха)"
  "Нет такого человека, у которого нет скорбей, который живет без боли. Эта
боль - повод прийти к Богу. Боль - это Божье прикосновение к нашему
сердцу. (Архим. Андрей (Конанос))"
  "... Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнём страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям. (Митр. Московский и Коломенский Филарет)"






  "- Батюшка, били ли вас в лагере?
  - Чем я лучше других? Что всем было - то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпадали на долю православных. Всю свою жизнь я благодарен Богу, что никогда не оставался в стороне от трудностей тех лет. Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога.
(Архим. Серафим (Тяпочкин))"

  

 

"Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбей испытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву. Знай, что ни демоны, ни звери, ни люди не могут сотворить зла, если не попустит Правящий Бог. В искушениях исполняйся радостью, как уведавший и в точности сознавший, что управляет и распоряжается тобою Владыка.
(Прп. Исаак Сирин)"


"Оттого и трудна стала жизнь, что все люди запутали ее своим мудрованием, что, вместо того чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божии, тебе же на пользу... Пред кончиною своею будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу...
(Прп. Анатолий Оптинский)"

 

 

"Господь да поможет тебе. Трудись по совести, молись Богу и проси терпения. Скорби — добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и укоряй (себя - от авт.).
(Прп. Иосиф Оптинский)"
 


"Без испытаний и бед не проходит жизнь человеческая и не бывает спасения души. Испытания посылаются за грехи в назидание, их надо мужественно и терпеливо переживать.
(Прп. Сергий Радонежский)"
 
 
 
"Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в Царствие Свое пролагает, или даже более – берёт за руку и ведёт. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби. Бог не слышит? Бог всё слышит и видит. Только желание твое исполнить не находит полезным для тебя. Он вверг тебя в огонь искушения, чтоб из тебя выжечь всё неправое, и не погасит огня сего, пока вполне не очистишься. Ты похож теперь на хлеб, посаженный в печь. Хозяйка не вынет хлеба из печи, пока не удостоверится, что он испекся; и Господь не изведет тебя из печи скорби твоей, пока не увидит, что ты прочно установился в добрых расположениях.
(Свт. Феофан Затворник)"
 
 

  "Посему, кто намеревается соделаться подобным Христу, чтобы и ему самому можно было наименоваться сыном Божиим, рожденным от Духа, - тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби, будут ли то: телесные болезни, или обиды и укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов. Ибо, по смотрению Божию, попускается испытание душ различными скорбями, чтобы несомненно явными соделались души, искренно возлюбившие Господа.
  Доказательством же сему служит то, что с начала века, и Патриархи, и Пророки, и Апостолы, и мученики проходили тесным путем искушений и скорбей, и тем благоугодили Богу. Ибо Писание говорит: чадо, аще приступаеши работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи. И в другом месте: и все, наносимое тебе, принимай во благое, зная, что ничего не бывает без Бога.
  Посему, душе, намеревающейся угодить Богу, паче всего иного должно запастись терпением и упованием. Ибо у злобы всегда одно и тоже ухищрение - ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа.
  Но Бог никогда не попускает надеющейся на Него душе до того изнемогать в искушениях, чтобы дойти до отчаяния: ибо, говорит Апостол, верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением, и избытие, яко возмощи понести. И лукавый огорчает душу не в такой мере, сколько у него есть желания, но сколько попускается ему Богом. Если и людям известно, какое бремя удобоносимо лошаку, какое ослу и какое верблюду, и налагают на них, что им по силам; и если скудельнику известно, сколько времени должно сосуды держать в огне, чтобы, оставшись долее надлежащего, не дали трещин, и, также вынутые прежде достаточного обожжения, не оказались негодными к употреблению; если, говорю, у человека столько разумения, то не тем ли паче, и не бесконечно ли более Божию разуму ведомо, в какой мере каждую душу должно подвергнуть искушению, чтобы соделалась она благоискусной и благопотребной для небесного царства?
  Как стебль конопли, если недолго колотить его, не будет годен к тому, чтобы прясть из него самые тонкие нити; но чем долее его колотят и чем более вычесывают, тем чище делается он и пригоднее к делу; и как выделанный из глины сосуд, если не был в огне, негоден к употреблению людям; и как младенец, неискусен еще в делах мирских, не может ни строить, ни садить, ни сеять, ни выполнить какое-либо другое мирское дело: так нередко и души, хотя, по благости Господа, ради их младенчества соделались причастными божественной благодати, и исполнены сладостию и упокоением Духа, однако же, как неискушенные и неиспытанные различными скорбями от лукавых духов, остаются пока во младенчестве, и, так сказать, неблагопотребны еще для небесного царства.
  Ибо божественный Апостол говорит: аще без наказания есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. Посему и искушения и скорби насылаются на человека к пользе его, делают душу тем более благоискусной и твердою. И если претерпит она до конца с упованием на Господа, то невозможно не улучить ей духовного обетования и избавления от зловредных страстей. 
  Как мученики, подвергнутые многим истязаниям, и показав твЁрдость свою даже до смерти, соделались чрез это достойными венцов славы; и чем больше испытали самых тяжких трудов, тем большую славу и большее дерзновение приобрели пред Богом: так, подобно сему, и души, преданные различным скорбям, - какие, или видимо причиняются людьми, или мысленно производятся непристойными помыслами, или происходят от болезней телесных, - если до конца перенесут их с терпением, удостоятся одних с мучениками венцов и того же дерзновения.
  Ибо как мученики страдали от людей, так и сии от действия на них лукавых духов терпят мучение скорбей; и чем больше понесли они скорбей от сопротивника, тем паче не только в будущем получат от Бога большую славу, но и здесь сподобятся утешений благого Духа. Поелику несомненно, что таков путь, вводящий в жизнь, и узок и тесен, почему, немногие и шествуют оным; то, в уповании на уготованные на небесах блага, должны мы с твёрдостию переносить всякое искушение лукавого.
  Ибо сколько бы скорбей ни перенесли мы, воздадим ли сим что-либо равноценное или будущему обетованию, или утешению, какое здесь еще подается душам благим Духом, или избавлению от тьмы зловредных страстей, или множеству долгов, т. е. грехов наших? Сказано: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас. Ради Господа должно с твёрдостию все претерпевать, по сказанному, подобно мужественным воинам, не страшась умереть за Царя нашего.
  Ибо почему, когда заняты мы были миром и делами житейскими, тогда не впадали в такие горести, теперь же, поелику пришли послужить Богу, терпим сии многоразличные искушения? Видишь ли, что скорби сии ради Христа; потому что сопротивник завидует нам в уповаемом нами воздаянии, и хочет вложить в души наши расслабление и леность, чтобы нам не сподобиться уповаемого за богоугодную жизнь? Все ухищрения его против нас разрушаются споборающим Христом.
  Помыслим же, что Он - наш защитник и покровитель - так прешел век сей: поносимый, гонимый, наконец поруганный довершил все позорною смертию на кресте. Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всею свободою наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братьев, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления. 
  Князь века сего есть жезл вразумления и бич, наносящий раны младенчествующим по духу; и им, как сказано было и прежде, уготовляет великую славу и большую честь сими скорбями и искушениями, потому что в следствие оных люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Ибо вообще чрез него строится некое весьма великое домостроительство, и как сказано негде, лукавое недобрым своим произволением содействует благому; потому что для душ добрых и имеющих доброе произволение и мнимоскорбное обращается наконец во благое, каковое значение имеет и сказанное Апостолом: любящим Бога вся поспешествуют во благое.
  Для того оставлен сей жезл вразумления, чтобы чрез него, подобно в огненной печи разжигаемым сосудам, выдержавшие испытание оказались более твёрдыми, а невыдержавшие обличены были в своей ломкости, потому что не перенесли огненного разжжения. Впрочем диавол, как раб и тварь Владыки, не сколько ему угодно, искушает, и не в какой мере сам хочет, наводит скорби, но сколько попущением своим дозволяет ему Владычнее мановение. Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергаться искушению, как думает о сем и Апостол; ибо говорит: верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи понести.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

  "Вы, без сомнения, подвергаетесь искушению от некоторых братиев своих и тéрпите от них поношение, оскорбление и презрение. Когда всё сие случается с вами, то — будьте мужественны, не бойтесь ничего, не печальтесь, но благодарите Господа за всё, потому что без воли Его ничто не может случаться с вами и потому что рабы Господни необходимо должны подвергаться искушениям. Кого благость Божия не испытывает искушениями, трудами, горестью и несчастиями, чтобы научить его терпению и усовершить в добродетели, тот не получит от Бога славы. Итак, возлюбленные мои, переносите мужественно все труды и бедствия, которые встречаются с вами, и в глубоком смирении благодарите Бога за них.
  Господь по любви Своей к благочестивому человеку иногда подвергает его несчастиям, чтобы он не гордился, но постоянно пребывал в труде и возрастал в добродетели. Если человек тверд и мужествен, то Бог возлагает на него бремя трудов или повергает его в бессилие, вместо радости дает ему печаль, вместо покоя — беспокойство, вместо сладости — горесть. Бог попускает ратнику внешние страдания, чтобы было известно внутреннее расположение того, кто стоит около хоругви Царствия.
  Иов блистал видимой багряницей (порфирой) и венком, царствуя над целой Авситидийской страной — до того как черви проели даже мех плоти, и вселенная была озарена его терпением. У доблестного страдальца обнажаются душевные опоны (завесы), чтобы явилось внутреннее его царство. Он был подвергнут хуле, потому что под одеждою того, что он имел, таилось терпение праведника. Об этом воине думали, что он величественен одеждой своего богатства, приласкан служащим имуществом, и потому не испускал хулы.
  Но когда диавол испросил всё его имущество, то обнажил его самого и, оставив его в безнадежной тоске о любимых детях, вместе с ним евших, сделал дом его сам по себе ставшим гробом и поминальной трапезой по ним. Но диавол без успеха и со стыдом отражен, ибо когда диавол приносит искушения к святому граду, то сограждане ополчаются против воина–диавола. Хотя диавол и отнял все имущество праведника, но не склонил его к хуле (а хула была как раз только ему).
  Диавол затем просит Самого Бога и говорит Ему: «Протяни руку Твою и коснись плоти его и костей его, потому что он в лицо благоволит Тебе, а на словах хулит». Сердце праведников Бог ведает, и отнял предлог приязни и щадения. Когда все это случилось, Иов никак не согрешил пред Господом, но принуждаемый противоборцем к хуле, он делал противоположное, говоря: «Господь дал, Господь взял, как Господь пожелал, так и стало, да будет имя Господа благословенным вовек». Иов не предает себя, но объявляется воином, и наставником в мужестве, воздавая хвалу страданиям жития.
  Мы знаем четыре причины наказания:
  Во–первых, наказание наводится нам во исправление, за наши грехи. «Ибо много ран грешнику», — сказал Давид.
  Во–вторых, из–за гордыни и разрушительного величания, то есть мнения — так покрывается, можно сказать, превозношение души. Ибо «Бог гордым противится».
  В–третьих, — для таящегося делания добра и доблести, на подражание тем, кто это видит: ибо никто, зажигая свечу, не ставит ее под спуд, или под кровать, но ставит на подсвечник, чтобы она светила всем, кто находится в комнате, как сказам Господь. Говорит Господь таким образом: «Поэтому я зажег Иова подобно огню, и положил его вне града на подсвечнике навозной кучи, чтобы он светил всем по вселенной».
  И, в–четвертых, чтобы показать, что во всяком случае, небрежение от Бога — ради последнего зла, несмешение со всем — к лучшему. Что случилось с Фараоном, с Навуходоносором, с Иудой, что они были преданы погибели по причине их неизменного зла. «Отвращу ибо лицо Свое от них, и покажу, что им будет после» — сказал Бог языком Моисея. Навуходоносор, который был вразумлен таким поучением, воспрянул от пьянства; его не отметает отвергший его Бог, но снова дает ему царство, украсив порфирой и венцом. 
  Истинно, дорогие мои дети о Господе, приготовившие себя, чтобы принести в жертву Богу в святости, мы не скрыли от вас ничего из необходимого, но свидетельствуем вам, что видели, как враги праведности всегда замышляют зло против истины. И об этом также дан был нам совет; о том, что рожденный по плоти всегда будет гнать рожденного по духу, и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
  Потому Иисус, зная все скорби и искушения, которые придут в мире к апостолам, зная и то, что терпением своим они сокрушат всю силу врага, то есть идолопоклонство, утешил их и сказал: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Он учил их, говоря: «Не бойтесь мира, ибо все страдания в мире ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется. Если гнали пророков, которые были прежде вас, будут гнать и вас; если они Меня ненавидят, возненавидят и вас. Но не бойтесь, ибо терпение ваше сокрушит всю силу врага».
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

"Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдёт в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении - для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.
(Авва Дорофей)"

 

 

"Брат! Страсти те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются демоны; если же кто из несильных будет противоречить, демоны ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие потому, что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано - суть демоны и уходят от призывания сего имени. Чего же ты хочешь более сего? Бог да укрепит тебя во страхе Своём и да подаст тебе победу.
(Прп. Варсонофий Великий)"



  "Никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное. Не для того ведь ты <христианин> получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям.
  Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты сделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в-четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. В самом деле, диавол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести.
  Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю?
(Свт. Иоанн Златоуст)"


"За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста - и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое - этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних. Такой крест так сращён с христианством, что где христианин - там и крест этот, а где нету этого креста - там нету и христианина.
(Свт. Феофан Затворник)"


 
 






  

 

   
  Ответ: "Не может...
  Хотя бы и по заповеди Христовой об обязательном/необходимом блаженном плаче (скорби от видения зла в себе и в ближних)...
  Иисус предупреждал христиан всех времен и народов о том, что они "в мире (в своей земной жизни) скорбны будут"...
  Для святоотеческой традиции скорби (не столько как состояние, сколько как обстоятельства, к ним приводящие) свойственно называть искушениями - и не напрасно, т. к. скорбь (наряду с удовольствием) является сильнейшим, отвлекающим от Христа (от добра) фактором...  
  Поэтому человек, переживающий состояние скорби (претерпевающий те или иные скорбные внешние/внутренние обстоятельства), обязательно стоит перед выбором - последовать страстям/грехам (погибнуть) или устремиться к благостям/доброделиям (выбрать Христа - спастись)...
  Если христианин находится на стадии очищения (новоначальной), то он непрестанно скорбит от зла, которое постоянно видит в себе и от поста (в широком смысле этого слова), ограничивающего его в удовольствиях...
  По мере же очищения христианина от главных пороков, к его скорби о его собственном зле добавляется и скорбь о зле, которое он видит в других людях, но при этом скорбь от воздержаний (поста) в нем пропорционально уменьшается...
  Когда же христианин переходит на стадию освящения (очистившись от главных пороков), то уже и трудно ему понять, какая скорбь больше: от видения ли своего собственного зла, или от зла, видимого им в ближних...
  Сердце очистившегося от главных пороков христианина иногда прямо-таки разрывается от духовной боли, которую он чувствует почти физически...
  От скорби, которая возникает практически непрестанно от видения зла и в себе, и в ближних:

  "6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.  
  (
2 Кор. 1)"
  "17 Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
  (
2 Кор. 4)"

 
  И если бы не благодать Христова, которая непрестанно утешает христианина, то он, наверное, впал бы в сильнейшие печаль и уныние, либо же пришел бы в состояние жесточайшего отчаяния...
  На Литургии во время Ектении священнослужитель просит Бога избавить "нас от всякия скорби"...
  Здесь имеются ввиду всякие неправильные/вредные скорби...
  Это скорби, которые неправославный человек (а также и несовершенный христианин) испытывает от свободных и осознанных страстей (от своеволия, зависти, печали, отчаяния, подозрительности, ревности и пр.)...
  Неправильными также являются скорби, рождающиеся от безрассудства (например, принимаемые на себя неумеренно, несвоевременно или неуместно - неблагоразумно)...
  Ярким примером тому являются католические святые, стремившиеся к переживанию в полной мере всех страданий, перенесенных Христом...
  Способность переносить скорби, связанная с кротостью, терпением, мученичеством, смирением, мужеством и с пр. добродетелями у христианина развивается постепенно, по мере его жизни по заповедям Иисусовым...
  А уж тем более невозможно в полной мере перенести Крест страданий Господних (даже и совершенному христианину)...
  Человеку очень тяжело переживать в полной мере даже и видение своих собственных-то грехов, а не то что каяться за всё падшее человечество (подобно Христу), не говоря уж о беспрецедентных душевных и телесных муках Иисусовых...
  Поэтому постепенность является одним из критериев как правильности рассудительной (полезной) жизни христианина вообще, так и переживания скорбей, в частности...
  О причинах же всех
внешних (житейских/социальных/экономических/политических и пр.) скорбей ясно высказывается Сам их Податель через Своего пророка Моисея:

  "13
 Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей,
  14 то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;
  15 и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться.
  16 Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им;
  17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь даёт вам. 
  (Втор. 11)"

  Все св. отцы единодушны в том, что Господь разрешает бесам искушать скорбями (подобно Иова многострадального) всех преуспевающих и совершенных христиан (и через внешние материальные обстоятельства, и через бесчинных/нечестивых людей) - для их дальнейшего возрастания в мученичестве/любви и умаления в сластолюбии/ненависти...
  Кроме того, стойко переносимые внешние скорби являются великолепным примером для подражания христианам новоначальным, подвигаюшим их к ревности по Бозе и мужеству, помогая им легче преодолевать печаль и уныние...

  "5 Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. 
  (Пс. 68)"
  "6
 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
  12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него (у Иова - от авт.), в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
   21 и сказал (Иов - от авт.): наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!
  22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
  (Иов 1)"
  "6
 И сказал Господь сатане: вот, он (Иов - от авт.) в руке твоей, только душу его сбереги.
  7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.
  8 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].
  9 И сказала ему жена его: ты все ещё твёрд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
  10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.
  (Иов. 2)"

 
  В заключение нам хотелось бы вспомнить о промыслительности/полезности скорбей, выпавших на долю России/СССР в 20-м веке (напр., значение ВОВ, ВОСР - Великой Октябрьской Социалистической Революции с её Гражданской войной, коллективизацией, голодом, эпидемиями, репрессиями, ГУЛАГом и пр.)...
  В постсоветское время количество вновь открываемых/строящихся храмов и монастырей превзошло все ранее существующие показатели как на Руси, так и в дореволюционной России…
  Количество же реальных (хотя бы и не канонизированных) новомучеников в большевистские времена составило многие сотни тысяч…
  ВОСР поставила многих людей перед простым и ясным выбором между арестом/пытками/концлагерем/расстрелом/смертью за веру и лояльностью к большевикам…
  Огромное количество вроде бы двоедушных, нерадивых и колеблющихся православных перед этим выбором стали исповедниками веры даже до смерти – приобрели славное спасение…
  Промыслительность Божия в том и проявилась, что поставила человека перед этим простым, хотя и тяжёлым выбором…
  Россия приобрела через революцию и советские гонения великий сонм своих молитвенников/новомучеников в Царстве Небесном…
  В предреволюционные годы Россия стремительно обмирщалась – вслед за либеральным западом (материальные/человеческие/либеральные ценности доминировали над духовными/христианскими)…
  Стремительный рост промышленности и уровня жизни российского народа в предреволюционную эпоху практически не давал шансов для возрождения истинного православия, всё больше и больше увлекая россиян к царству мирскому/земному/временному, а не к Небесному/Божию…
  Революция положила конец влиянию запада и его ценностей в России, уничтожив либеральные ценности в СССР…
  И хотя коммунистическая идеология являлась неизмеримо ниже христианской, всё же она многое из неё восприняла в себя и уж конечно же, была намного выше западной в морально-нравственном плане…
  Коммунистическая идея была суррогатом по сравнению с христианством, но всё же она была неким морально-нравственным идеалом, где материальное/потребительское отношение к жизни уходило на второй план а на первое место выходила цель построения царства человеческого/коммунистического через жизнь по заповедям строителя коммунизма, весьма напоминающим христианские…
  Лучше суррогат правды и истины, чем полное их отсутствие…
  Доказательством этому служит современная Финляндия (бывшая часть Российской Империи), отделённая Лениным от России и показывающая самою собою то, какою бы была современная Россия, если бы она не прошла через горнило большевизма…
  Нам приходилось бывать в Финляндии (и в Хельсинки, и на периферии) – близко общаться и с простыми людьми, и с успешными бизнесменами…
  У нас сложилась устойчивая ассоциация с неким лесным апрельским озерцом, где в солнечный полдень в тине сластолюбиво и повсеместно поют/урчат/квакают многочисленные сытые/самодовольные лягушки, благоговейно/умиротворённо раздувая свои великолепные/радужные/шейные пузыри/мембраны…
  Финны (дети, старики, мужчины, женщины) были все как из инкубатора - все как один в сланцах, шортах и майках, сонно/одурманенно/медленно посасывая дорогущее (по российским меркам), но не очень уж хорошее (на наш вкус) пиво и колу, лениво посиживая в тенёчке на тротуарах под матерчатыми зонтиками за пластиковыми столиками и на пластиковых же (вихляющихся/зыбких под их дородными седалищами) стульях…
  Увы, высочайший материальный уровень, обратно пропорциональный уровню духовному – полное обмирщение населения…
  Россия была бы намного хуже/обмирщённее сейчас без ВОСР и ВОВ, т. к. в отличие от Финляндии, у неё имеется много природных богатств…
  Так что все скорби, выпавшие на долю России в 20-м веке, вполне обоснованно можно считать великой милостью/премудростью Божией…" 

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слово 7-е прп. Симеона Нового Богослова, письмо свт. Григория Неокесарийского, слово о страстях Христовых прп. Ефрема Сирина, Беседы о искушениях и испытаниях Божиих, и о причинах скорбей прп. Макария Великого, проповедь свт. Иоанна Златоуста   с сайта Святоотеческое наследие, статьи игум. Нектария (Морозова), митр. Лимассольского Афанасия, архиеп. Нафанаила (Львова), свт. Нектария Эгинского, архим. Серафима (Розенберга), Ольги Рожнёвой, архим. Андрея (Конаноса) и Елены Гаазе с сайта Православие.Ру и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Фома, Православие и мир, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://serafimov.narod.ru/temmat/krestno.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.i_iii.g_07_0006 
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0104
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.m_01_0109
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=skorbi
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_15/topic_5661/
  http://www.pravoslavie.ru/put/60535.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/55333.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/62504.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/2836.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/35732.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/35322.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/61029.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/61246.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/63601.htm
  http://www.pravoslavie.ru/smi/49316.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/66981.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/67909.htm
  http://www.pravoslavie.ru/sm/67999.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/69364.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/17/skorb.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/17/stradanija.shtml
  http://www.foma.ru/alyona-bikkulova-nastoyashhaya-vera-bez-boli-ne-rozhdaetsya.html
  http://www.foma.ru/rzhavchina-komforta.html
  http://www.pravmir.ru/my-obyazatelno-budem-skorbet/
  http://www.pravmir.ru/chto-znachit-nesti-krest/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_2/topic_8072/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_14/topic_5797/
 

 




 

                                             ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 

Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (20 Сен 12)
Просмотров: 1624

Поиск