"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

048. Вопрос: "Что означает слово "злоупотребление"?"

  "1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
  2 Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи.
  3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
  4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
  5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
  6 Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.
  7 Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя;
  8 а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, — всегда Господни.
  9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
  10 А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
  11 Ибо написано: «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога».
  12 Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.
  13 Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
  14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто.
  15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
  16 Да не хулится ваше доброе.
  17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
  18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
  19 Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
  20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
  21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
  22 Ты имеешь веру? имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
  23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, — грех.
  (Рим. 14)"
  "1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
  2 Кто думает, что он знает что‐нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
  3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
  4 Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого.
  5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, —
  6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им.
  7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
  8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
  9 Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
  10 Ибо если кто‐нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
  11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
  12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
  13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
  (1 Кор. 8)"

  "12 Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
  (1 Кор. 6)"
  "23 Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает.
  24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  25 Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
  26 ибо Господня земля и что наполняет её.
  27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
  28 Но если кто скажет вам: «Это идоложертвенное», — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля и что наполняет её.
  29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
 30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
  31 Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию.
  32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  33 так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
  (1 Кор. 10)"











 
"Не пища – зло, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие: а раз так, то в существующем нет ничего злого, оно лишь в злоупотреблении существующим.
(Прп. Максим Исповедник)"






"Прежде было гораздо более святых между монахами и спасающихся между христианами, нежели ныне. Причина этому — общее ослабление в вере и нравственности. Но и ныне есть истинные монахи и истинные христиане. Повторяю вам: имеются иноки, недостойные своего имени и призвания; но это - злоупотребление установлением Божиим. Установление Божие не перестает быть установлением Божиим, несмотря на злоупотребления им человеками. Так и христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или и многие христиане проводят жительство противоположное учению Христову.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Не вино, а пьянство - дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Будем воздерживаться от пьянства. Не говорю - будем воздерживаться от вина, но - будем воздерживаться от пьянства.
(Свт. Иоанн Златоуст, Патр. Константинопольский)"
















 
  Ответ: "Злоупотреблением по определению является неправильное/злое употребление человеком какого-либо предмета - т. е. с вредом как для него самого, (для своего спасения) так и с вредом/соблазном для ближнего...
  Под предметом мы имеем ввиду любую субстанцию - как материальной, так и умозрительной сущностей (всё, что только способен ощутить человек всеми чувствами своего естества: видеть, слышать, осязать, вкушать, обонять, о чём он может подумать, представить, пожелать и пр.) - даже и заповеди Христовы... 
  Человек наносит себе вред при употреблении того или иного предмета, если он не обладает рассудительностью...
  Безрассудное употребление любого предмета (злоупотребление) характеризуется четырьмя критериями:
  1) Неуместность...
  2) Неумеренность...
  3) Несвоевременность...
  4) Забвение Божие (отсутствие молитвенного состояния, основанного на внимании, благоговении и сердечном сокрушении/смирении)...
  Не случайно мы сказали о рассудительности...
  Что для одного человека - польза, то для другого человека может быть вредом...
  Все люди отличаются друг от друга (иногда - как воск от  меди)...
  Рассудительность должна быть у человека прежде всего (при употреблении им любого предмета)...
  Один человек, напр., режет себе вены, потому что его оскорбили на улице, а другой тысячу лет тому назад на столпе перетягивал себя веревкой аж до разрезания своих тканей...
  Один (в отчаянии/печали/обиде/гордыне) вредит своему телу (убивая его) во славу сатанинскую - губя и свою душу, и души своих ближних (соблазняя/склоняя и их к погибели), а другой (в надежде/радости/кротости/смирении) вредит своему телу (укрощая его сластолюбие) во славу Христову - спасая и свою душу, и души своих ближних (призывая их своим исповедничеством/мученичеством к жизни по заповедям Иисусовым)...
  Безрассудство являлось характерной чертой и Евангельских фарисеев, сделавших упор/акцент на букве/второстепенном (внешнем), а не на духе/главном (содержании) заповедей Божиих...
  Напр., вместо того, чтобы умаляться в любостяжании и возрастать в нестяжательности/мироотречённости через заповедь о хранении субботы, они поставили телесный покой выше цели самой заповеди, скрупулёзно высчитывая каждый шаг и любую телесную мелочь (возрастая в безумии, гордости, сребролюбии и пр.)...
  И в наши дни ещё часто можно встретить эти фарисейские рудименты в православии, когда люди ради "субботы" не хотят ничего делать...
  Труд (как телесный, так и душевно/духовный), сама способность человека к нему -  является таким же предметом/субстанцией, как и все прочие творения Божии (и одной из наказующих заповедей, данных человечеству в лице Адама и Евы после грехопадения прародителей)...
  И труд также (как и любой др. предмет) может быть как полезным (при рассудительном его применении), так и вредным (при безрассудном его использовании) для человека...


"Убегать от труда, как от наказания Божия, возможно ли без опасности большего наказания? Берегись низких побуждений, которые одни делают истинно низким труд.
(Свт. Филарет, митр. Московский и Колменский)"






  И труд тоже - как и любой др. предмет (как и любое др. творение Божие - напр., покой/отдых) сам по себе  (по замыслу/промыслу Творца) является лишь инструментом/средством для исполнения заповедей Господних (для Спасения человека)...
  И только от самого человека зависит - с пользой/добром для себя или с вредом/злом для себя он его употребит...

"Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены. Празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения. Как незасеянная и ненасажденная земля производит траву сорнуюи негодную, так и душа (и тело по своей соединённости с душою - от авт.), не упражняемая в добрых делах (а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности), по необходимости предаётся злым делам.
(Свт. Иоанн Златоуст)" 



  


  Если с первыми тремя признаками благоразумия (первой составляющей рассудительности вкупе с ведением) всё вполне ясно, то на забвении нам хочется сделать особый акцент...
  Рассудительность (как и любая др. добродетель) подаётся только Иисусом - только при покаянии в безрассудстве и только при соединении с Богом во Христе...
  Поэтому при забвении Божием человек по определению не может быть рассудителен, но - безрассуден, а, следовательно - и злоупотребляет...

  "12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке.
  13 Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
  (
Флп. 4)"
  Поскольку у нас у всех проблемы и с благоразумием, и с ведением, то самая лучшая профилактика против злоупотребления - это непрестанное покаяние и молитва, являющаяся неотъемлемой/важнейшей его частью/составляющей (стержнем/главою/основанием)...
  Ибо как истинное покаяние невозможно без молитвы по определению, так и правильная молитва невозможна без покаяния в принципе...
  Покаяние и молитва - нераздельны/неразлучны в этом земном веке...
  Это тот самый редкий случай, когда вполне оправдана следующая тавтология: правильная молитва - суть молитвенное покаяние, а истинное покаяние - суть покаянная молитва..."

 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта...
  Ссылка прилагается:

  http://www.alexey-osipov.ru/




 
 
 
 
                                                  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (20 Сен 12)
Просмотров: 1037

Поиск