"12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.
21 И созвал Моисей всех старейшин сынов Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
23 И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.
24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки.
(Исх. 12)"
"15 и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их.
(Исх. 40)"
"29 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
34 И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.
(Лев. 16)"
"2 И стал Давид царь на ноги свои и сказал: послушайте меня, братья мои и народ мой! было у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего, и потребное для строения я приготовил.
3 Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь.
4 Однакоже избрал Господь Бог Израилев меня из всего дома отца моего, чтоб быть мне царем над Израилем вечно,
(1 Пар. 28)"
"39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.
(Иер. 23)"
"2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя (пророчествоо Христе - от авт.) произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.
(Мих. 5)"
"46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Мф. 25)"
Икона Господь добрый Пастырь
"Дни текут и улетают, часы бегут и не останавливаются, в стремительном течении времени мир приближается к концу своему. Как воду невозможно удержать и остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь рожденного от жены. Бог определил меру жизни человека, и эту определенную меру дни делят на части. Каждый день, незаметно для тебя берет свою часть из жизни твоей, и каждый час со своей частицей неудержимо бежит путем своим. Дни предают погребению жизнь твою, часы кладут ее во гроб. Жизнь, которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из твоей жизни и с ней уходит; и в быстром полете времени часы уходят, исчезают и обращаются в ничто! Как спешно текут дни, так быстро пролетает и жизнь, — нет ей возможности остановиться и стать на одном месте! Такое-то житие наше в мире сем. Не так житие будущего века будет, якоже Божие слово и вера наша нас уверяет. Там житие наше единожды начнется, но никогда не скончается.
(Прп. Ефрем Сирин)"
"Я — тварь кратковременная, но вижу, что в видимом мире есть твари не кратковременные, а долговечные: например, камни, море, реки, горы, долины, вся вообще земля, всё вообще небо. (Всё это, я вижу, не от себя самого получило бытие, а от Всемогущего, Разумного Существа — Бога) Отсюда заключаю - если тварь существует так долго, так много столетий, даже тысячелетий, то Творец должен быть вечен. От кратковременного и эфемерного я естественно перехожу к долговечному, так как вижу его на самом деле, а от долговечного — к вечному собственно или бесконечному, потому что Бесконечный ничтожную частицу Своей бесконечности по времени и пространству благоволил уделить конечной, временной Своей твари: время — не что иное, как ничтожное чадо бесконечности, равно как и пространство.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
Ответ: " Разница есть, и она является принципиальной...
Вечность отличается от бесконечности/безначальности как земля/тварь отличается от неба/Творца...
Бесконечность - суть отсутствие конца...
Так же как безначальность - суть отсутствие начала...
Вечность - от слова век (время существования/бытия того или иного предмета/творения/создания Божия, земная жизнь человека, столетие и пр., и пр.)...
И век/вековой, и вечность/вечный (измерение временем/пространством) имеют ограничение по своему бытию - либо только по началу, либо только по концу, либо и по началу, и по концу (началоконечность бытия)...
Отсюда понятно, что и геенна, и Царство Небесное вечны...
Геенна (и её муки) вечна по ограничению своего начала и конца...
Царство Небесное вечно по ограничению Своего начала...
Отличие же вечности Царства Небесного от вечности геенны заключается в Его бесконечности - в отсутствии Его окончания (того самого "конца", зафиксированного в Символе веры)...
Вечность - свойство/признак любой твари:
"17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
(1 Тимофею 1:17 © Библия Онлайн, 2003-2020.)"
"1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евреям 1:1-2 © Библия Онлайн, 2003-2020.)"
"3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
(Евреям 11:3 © Библия Онлайн, 2003-2020.)"
Безначальность и бесконечность же являются признаками/свойствами/достоинствами, принадлежащими только Богу - Творцу времени/пространства/начала/конца...
Даже и бесконечность Царства Небесного обусловлена не самою по себе, но только милостью/волею Божией - самою Любовью...
Св. Писание и церковные оросы со всею очевидностью/определённостью свидетельствуют о том, что и век, и вечность суть творения Божии, напр. :
"28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мк. 3)"
"1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
(Евр. 1)"
"5 Как все, сотворённое в веке, имеет начало, равно и конец, и окончание бывает явно:
6 так и времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами, и окончания, являемые действиями и знамениями.
(3 Езд. 9)"
"И Царству Его не будет конца.
(Никео-Халкидонский Символ веры - свод Соборных христианских догматов/оросов/правил/непреложных истин)"
Итак, любая тварь вечна либо по соприсущей ей начальности, либо по соприсущим ей и начальности, и конечности...
Бесконечностью обладает предмет без конца, т. е. предмет, не имеющий своего окончания/завершения во времени/пространстве...
Тварный бесконечный предмет обязательно имеет свое начало во времени/пространстве - т. е. он по определению является и начальным...
Начальность и конечность всегда относятся только к твари...
Тварь либо начальна и конечна (наше современное/материальное мироздание и геенна), либо начальна и бесконечна (Царство Небесное и души людей и ангелов)...
Безначальность относится только к Творцу - к Святой Троице...
Бесконечность же, милостью/благодатью Божией может относиться и к твари...
Бог же - Святая Троица не имеет ни начала, ни конца, будучи вне сотворенных Ею же и времени, и пространства...
Бог и безначален, и бесконечен...
Святая Троица не зависит ни от времени, ни от пространства...
Святая Троица - вне их, Она вовсе не зависит от Своего творения...
Святая Троица - Творец и времени, и пространства, и начала, и конца...
Безначальность же к твари не относится, т. к. все творение Божие имеет свое начало во времени/пространстве...
Но разная тварь может быть как конечной, так и бесконечной...
Бесконечность распространяется лишь на ту тварь, которая имеет начало своего бытия, но не имеет его окончания по воле Творца...
Бесконечность творения определена Святой Троицей для Царства Небесного (Церкви), для входящих в Его состав душ людей, для их воскресших духовных тел (Богочеловека Христа, Божией Матери и всего человечества во время Второго Пришествия Господнего), ангелов и пр. предметов как настоящего, так и будущего духовного мира Восьмого Дня мироздания (после Страшного Суда)...
Собственно вечными предметами (имеющими свои начало и конец во времени/пространстве) являются все остальное творение Божие - в том числе и геенна...
Ад (как форма безблагодатного/безбожного состояния нечестивых/бесчинных людей и бесов) по мнению некоторых св. отцов (которого придерживаемся и мы) будет существовать лишь до Страшного Суда...
Почему существует такое мнение?...
Для этого есть множество различных оснований (как прямых, так и косвенных)...
Даже и в Библии - напр., в посланиях св. ап. Павла или у пророков:
"1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня.
(1 Кор. 3)"
"1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасётся, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
(Рим. 11)"
"14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
(Ос. 13)"
"20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов.
21 Я смою кровь (образ зла - от авт.) их, которую не смыл ещё, и Господь будет обитать на Сионе (в душах/естестве людей - от авт.).
(Иоил. 3)"
Нам здесь кажется уместным упомянуть и об очень интересном мнении великого подвижника/исихаста/просветителя/апологета свт. Григория Паламы...
Он писал, что человек по образу и подобию Божию имеет, как это ни странно - тело...
В отличие от ангелов...
И не только свт. Григорий был такого мнения, но и некоторые др. св. отцы тоже, напр. :
"Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью. Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения.
(Прп. Иустин (Попович))"
Именно тело даёт способность/возможность человеку творить - подобно Творцу/своему Создателю-Богу...
Именно тело даёт способность/возможность человеку творить своё покаяние многократно...
Ангелы же (вестники, греч.), не имея тел, творческой способностью не обладают...
Поэтому ангелы творить покаяние не могут - поэтому все те из них, кто во главе с сатаною воспротивились своему Творцу и пребывают во грехе...
Именно поэтому человек после смерти своего тела не имеет возможности покаяться, ибо уподобляясь бестелесным ангелам, вместе с телом его душа утрачивает как свою творческую способность вообще, так и свою способность к покаянию, в частности...
А что будет предварять Страшный Суд?...
Воскресение тел...
Люди вернут себе как творческие способности вообще, так и способность к покаянию...
Воскресшие тела будут обладать новой духовной сущностью...
Люди обретут новые (гораздо большие прежних - земных) творческие способности...
Люди в геенне всецело покаются за себя...
Люди в Царстве Небесном всецело покаются за людей в геенне как за самих себя...
Всеобщее Спасение...
Это не значит, что теперь можно грешить налево и направо...
Гееннских мучений Никто/никто (ибо по воле Божией человек сам может выбирать себе ад как свою посмертную форму бытия) не отменял - мучений страшных и длительных (бесконечных по субъективным ощущениям и вечных по факту)...
Время в геенне как бы останавливается...
Поэтому душа находящегося в аду человека (в каждом мгновении своего пребывания в нем) видит как бы нескончаемость своего существования в геенне и как бы реальную/истинную бесконечность претерпеваемых в ней мучений...
Об этом в церковном предании сохранились некоторые свидетельства грешников, побывавших в геенне (в результате их, как теперь говорят, клинической смерти)...
По земному времени они находились по ту сторону этого мира всего несколько минут или часов, а по их субъективному впечатлению прошли многие и многие годы (а некоторые даже и как бы во второй раз реально пережили всю свою жизнь...
"Один день мрака в аду ужаснее всех зол жизни.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
Ветхий Завет повествует о более чем трёх сотнях всевозможных заповедей и различных постановлений, которые Бог определил по Своим же Собственным словам, как "вечные", как данные евреям "навеки"...
Новый же Завет со всею очевидностью свидетельствует (как по словам Самого Христа, так и в посланиях св. апостолов) об упразднении подавляющего большинства этих телесных (формальных) Ветхозаветных обязательств для иудеев...
Христос лично, Своим Собственным примером отменил за ненадобностью отслужившие свой Ветхозаветный "век" (играющие роль узды для упрямых евреев) древние внешние постановления, акцентируя значимость и важность внутренних ценностей - вечного покаяния (культивируемого человеком лишь во время его земной жизни) и бесконечных благодати и любви...
Каждый человек (даже и грешный) имеет представление о справедливости, которое пребывает в его совести...
Представьте себе двух одинаковых по своей греховности людей - один из которых родился на заре возникновения человечества, а другой - перед Вторым Пришествием Христовым - перед самым окончанием бытия этого мира...
Оба они по земным меркам будут пребывать в одном и том же месте геенны - в одном и том же духовном круге/уровне ада (по мнению прп. Ефрема Сирина их там насчитывается 12 - соответственно душевным состояниям нераскаянных грешников)...
Оба они будут испытывать одни и те же адские муки за одни и те же нераскаянные грехи (приобретённое зло), совершённые ими во время их земной жизни...
Ну разве справедливым (даже и по меркам падших/убогих/человеческих понятий о справедливости) будет то, что один человек будет мучаться многие тысячи (а может быть и гораздо более) лет, а другой - мгновения?...
За одни и те же дела?...
Ведь не они же определяли время своего рождения на земле, но их Творец, Который есть сама Любовь, которая отстоит от справедливости как Небо отстоит от земли...
Даже и нам понятно, что это не только несправедливо, но и не имеет ничего общего с любовью...
В чём же дело?...
Да всё в том же - в разности естеств/природ мира дольнего/земного/материального и мира горнего/духовного (к которому относится и геенна)...
Духовный мир радикально/принципиально отличается от нашего мира...
Не только по сущности, но и по пространственно/временным свойствам/качествам/характеристикам:
"8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
(2 Петр. 3)"
Отсюда и разность субъективных ощущений течения времени человека, находящегося в мире материальном и в мире духовном...
Находящийся многие тысячи лет в геенне и находящийся в ней всего лишь одно мгновение (по меркам земного времени) не почувствует разницы - ему покажется, что он провёл в ней бесконечное количество времени...
Это является одним проявлений Божественной любви (благости/милости) и премудрости/промыслительности Господней...
Говорить о справедливости Божией по отношению к человеку было бы неправильно и унизительным для Господа - даже и хулою на Него, поскольку если бы Бог руководствовался справедливостью, а не любовью по отношению к человеку, то ни один бы из человеков не сподобился бы Царства Небесного (по этой самой справедливости), но все бы пребывали в геенне огненной...
Итак, по земным меркам/понятиям/ощущениям/законам время в духовном мире (и в геенне, и во Царствии Небесном) имеет начало - стало быть, пребывание в аду, равно как и тамошние мучения являются бесусловно вечными...
Так же как и пребывание в Царстве Небесном по земным понятиям является справедливым, поскольку и для них действуют те же самые духовные законы времени/пространства...
И благоразумный разбойник (первый насельник Рая), и те, кто обретёт Царствие лишь после Страшного Суда (т. е. в самый последний момент) по своим личным/субъективным ощущениям длительности/продолжительности блаженства будут равны/досточестны...
Хотя, вне всякого сомнения, в соответствии с Божественным принципом иерархичности вселенной/мироздания и Церкви, с различным духовным уровнем ангелов и людей, степень блаженства в Царстве Небесном (так же как и степень гееннских мук) была, есть и будет различна - а это уже согласно и с человеческим понятиями о справедливости...
О субъективности временных ощущений знают многие люди - нередко в периоды сильных/острых/стрессовых эмоциональных переживаний они удивляются тому, сколько прошло времени...
Иногда время для человека как бы замедляется/останавливается - напр., при депрессии, унынии, тревоге и пр. ...
Иногда же время летит как бы мгновенно - особенно во время радости, счастья, покоя, мира и пр. ...
Даже и современная наука (напр., теория относительности Альберта Эйнштейна) свидетельствует о том, что для предмета, движущегося с субсветовой скоростью, время идёт намного быстрее, чем на земле (то, что для него мгновение - на земле век)...
Господа Иисуса Христа называют Отцом Будущего Века - Царства Божия...
Господь и Сам Себя в Своих притчах сравнивал с добрым отцом и добрым же пастырем...
И это понятно, т. к. добрым может быть только любящий...
И Христос, и огромное/подавляющее количество св. отцов (в том числе и великих - столпов церкви) со всею ясностью/определённостью утверждали о бесконечности геенны/гееннских мук...
И лишь малая часть св. отцов (но и среди них тоже есть великие и по званию/титулу/статусу, и по образу/уровню подвижничества/духовности - напр., свт. Григорий Нисский или прп. Исаак Сирин) не исключала промыслительность геенны и её конечность...
И те, и другие св. отцы решали конкретные пастырские задачи...
И то, и др. мнение/информация в конкретных обстоятельствах/времени по отношению к конкретному социуму или по отношению к конкретному человеку является средством/лекарством, подвигающим пасомых к исполнению заповедей Христовых - к покаянию/ревности в первом случае (при злолюбии/нечестивости/невоздержности/бесчинстве/нерадении/упрямстве) и к надежде/благодарности во втором случае (напр., при отчаянии)...
Как поведёт себя и земной отец по отношению к сыну-наркоману/алкоголику?...
Если он станет говорить ему о временности ломки/похмелья, то остановит ли он сына от очередной дозы или от очередного стакана?...
Нет, конечно...
Наркоман/пьяница/курильщик прекрасно знает всё и о вреде, и о последствиях своего пристрастия...
Но они хорошо знают то, что их обязательные ломка/похмелье временны/ограниченны (т. е. вечны), а не бесконечны - они знают на своём опыте, что очередная доза "герыча" или алкоголя решает все синдромные проблемы, не только прекращая их, но и вновь вводя хоть и во временное, но всё-таки в состояние ложного блаженства - "кайфа"...
Если бы наркоманы/пьяницы не могли выходить из состояния ломки/похмелья - т. е. если бы оно было не временным (вечным), а бесконечным и они бы знали об этом, то конечно же, они либо никогда не стали бы употреблять наркотики/алкоголь, либо же прекратили бы их употребление...
Наркотики и алкоголь здесь образ зла (именно образ, т. к. всё творение Божие "хорошо весьма")...
Их злоупотребление - образ греха...
Временность ломки/похмелья - образ заблуждения человеческого о временности/лёгкости геенны/её мучений...
Слова Христовы и великого множества св. отцов о вечности геенны (гееннских мучений) во-первых, соответствуют истине по определению (ибо Бог-Христос есть Сама Истина и Он "дивен во святых своих"), а во-вторых, предлагая её (истину) нераскаянным грешникам, открывают им глаза на их заблуждение и поэтому являются прекрасным стимулом для покаяния - изменения жизни от заповедей человеческих/бесовских к заповедям Иисусовым/Божиим...
И напротив - допустим, что некто из хронических наркоманов/алкоголиков решил ч. н., в очередной раз "завязать" (образ покаяния), но из личного опыта (после многократных безуспешных попыток) он знает, что это невозможно (образ отчаяния) - что наркотик или алкоголь обычно всего лишь ждут своего часа/минуты (благоприятных обстоятельств), чтобы опять взять власть над человеком (т. н. рецидив)...
И если такому нарко/алкозависимому человеку объяснить, чтобы он поверил, что есть выход из этого вечного/непреодолимого тупика, что есть возможность/способность прекратить/закончить раз и навсегда эту его погибельную тягу/потребность к допингу, то он с удвоенной силой/терпением (образ надежды) начнёт своё воздержание/отказ - новую трезвую/трезвенную жизнь без дурмана...
И представьте, если говорят ему это не один человек/врач, а несколько, да ещё не каких-то там заштатных лекаришек, но светила от медицины - академики и профессоры, которые к тому же сами когда-то уже прошли весь этот путь на практике и теперь, передавая свой опыт другим больным, с успехом их исцеляют (обнадёживая не только словом, но и самим делом)...
Такова цель/функция тех св. отцов, которые выражали свою надежду на конечность геенны, основанную на личном духовном опыте (аскезе и созерцаниях/видениях/откровениях Божиих) и на промыслительности/премудрости/красоте Божией, которую они видели, благодаря своей сердечной чистоте...
И они вовсе не расслабляли свою паству (неся за неё ответственность перед Богом), но наоборот, являя живой пример самою своею жизнью - со всею определённостью/категоричностью/ясностью настаивали на всецелом посвящении своей жизни исполнению заповедей Христовых...
В сочетании же с надеждой на помилование и гееннских грешников, и с молитвой о спасении их душ (а если нет надежды, то к чему же и молиться за них?), являющейся и проявлением/следствием, и причиной любви, это давало в те времена (и даёт для рассудительных и любящих и ныне) замечательное пособие к спасению - к покаянию, к духовной милости и благодарности...
Для безрассудных же и ненавидящих/завистливых (в конце нашего ответа мы приведём притчу о работниках 11-го часа) - вспомним, напр., "праведного" брата "блудного сына", спасение всех грешников является подобным горящим углям или раскалённой стреле в сердце - средством не ко спасению, а к погибели...
Впрочем, для таковых вообще всё - вне всякого исключения (даже и самые заповеди Иисусовы) является средством для погибели (слава Богу, что конечной)...
Да помилует же, умягчит их жёсткие сердца и вразумит их (и нас вместе с ними) Господь - Творец всяческих...
Завершить же наш ответ нам хочется одним весьма нерациональным соображением...
Справедлив ли Бог - Творец вселенной и Создатель человека?...
Вопрос риторический, если принять во внимание, что Бог есть Любовь...
Коречно же - Бог как минимум справедлив и снисходителен...
Тогда возникает ещё один (вполне справедливый по человеческим меркам) вопрос...
Разве справедливо, что одни люди родились/умерли тысячи/сотни лет назад (давно) и находятся/страдают с тех пор в геенне, а другие родятся перед самым Вторым пришествием Христовым (или и просто намного позже них)?...
По человеческим понятиям - это несправедливо как минимум и не соответствует любви Божией по отношению к первым/ранним людям...
Но в том-то всё и дело (по нашему личному мнению, т. к. у св. отцов мы не встречали рассуждений/мнений на эту тему), что гееннская вечность - есть непостижимая для человека тайна, в которой мгновение ("день") и "тысяча лет" идентичны/равнозначны для переживающей эту вечность (как таинственную форму бытия/существования) души умершего человека (вспомним послание св. ап. Петра)...
Вечность (с нашей точки зрения) - некая непознанная/непознаваемая в земной жизни человека форма/разновидность безвременности/вневременности, а может быть и внепространственности - как в Ноевом ковчеге, где были собраны вся флора и фауна нашей планеты (у многих св. отцов есть мнение, что ад находится в центре нашей довольно небольшой Земли - т. е. собственно в преисподней)...
Души людей, пребывших в аду тысячи лет или один день по земным меркам временного бытия (по нашему же личному мнению), не будут иметь разницы в своих индивидуальных временных переживаниях по причине царящей в геенне вечности...
"1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 20)""
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|