"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

059. Вопрос: "Что является источником помыслов в человеке?"
 
  "Многие люди, даже начинающие христиане, попадаются на такую примитивную бесовскую ловушку, когда бесы могут им внушать, например, матерные слова или какие-то невероятно гнусные мысли. И человек смущается: «У меня никогда такого не было, меня хорошо воспитывали. Откуда у меня такие мысли?» Начинает копаться в себе, смущаться. И уже это смущение является тем, во что его бесы хотят вовлечь. А когда мы понимаем, что не все мысли, которые к нам приходят, – от нас, что мысли, которые подвигают нас на зло, – не наши, тогда мы не чувствуем смущения, и искушение это прекращается. (Свящ. Георгий Максимов)"
  "Преподобный Иоанн Лествичник рассказывал о том, что видел очами духовными во время общей молитвы братии монастыря. Одни демоны повисают на плечах у монахов, другие отягощают их веки, третьи заставляют их зевать. Любой человек, живший в монастыре, это подтвердит. Почему во время богослужения человеку страшно хочется спать, болят ноги, спина? Но вот служба кончилась, человек вышел на улицу, и с ним уже все в порядке: и спать не хочется, и спина не болит. То же нередко происходит и при домашней молитве. Почему? Потому что бесу надо, чтоб человек не молился. И если человек знает, что это бес действует, а не его собственное естество, то он не поддастся жалости к себе, не скажет: «Нет, я, похоже, слишком устал, зачем мне такое переутомление, пойду лягу». (Игум. Нектарий (Морозов))"
  "Один монах сказал авве Арсению: «Помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов, посещай, по крайней мере, больных, потому что это дело любви». Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: «Иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия». Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах терпеливо пребудет в безмолвии. (Древний Патерик)"
  "Диавол, не имея власти напрямую или чувственным образом воздействовать на человека, беспокоит его только посредством воображения и картин, которые предлагает на мысленном экране и через образы, возникающие в уме. В этом случае человек сам решает - принять предложение (прилог) или отвергнуть. Вот так в основном действует диавол на человека,но то,что будет дальше, зависит от самого человека: поддаться или противостать. (Мон. Иосиф, Ватопедский)"
  "Помни два помысла и бойся их. Один говорит: "Ты – святой", другой: "Ты не спасёшься". Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: "Я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои". Верь так, и будет тебе это: простит Господь. (Прп. Силуан Афонский)"


  "Очень прекрасно любомудрствует учитель благочестия, преподаватель Евгений Авдеенко, но в частности о борьбе с древним змеем он учит нас о пребывании в мыслях небесных, которые не доступны диаволу. Дескать диавол может мыслить только о земном, т.е. питается землею. Но в реальной жизни существуют засады и сети, о существовании которых не знать нельзя. Откуда же тогда прельщенные подвижники, которые только к небесному стремятся мыслью и душой? Или как же тогда Иоанн Молчальник говорит, что дух тщеславия способен низвергнуть и совершенных? Проделывать такие вещи существо, мыслящее только о земном, вряд ли способно. Нельзя противника недооценивать.
  Потому Господь и говорит: «Будьте мудры как змии и просты как голуби». Варсонофий Великий уточняет, что эта мудрость змея – в отношении зла. И мне все-таки мыслится, что демоны умеют постигать суть духовных деланий и их последствия. А иначе как бы они воевали с нами, ведь это не шашки или нарды. О таком, именно коварном демоне, говорит Блаженный Диадох. Он воюет с подвижниками, которые победили почти все страсти. И вот как он воюет: он (демон) побуждает его по великому боголюбию к непомерной ревности, так что он (подвижник) не хочет допустить, чтобы другой кто угодил Богу паче его.
  Отличать ревность померную и непомерную может только тот, кто умеет различать меры, а это предполагает опыт и мудрость, хотя и злую, бесовскую, потому что воля их направлена на зло. Потому и нам хорошо мыслить о небесном, постигая меры и цель деланий, т.е. иметь мудрость. Но при том иметь и незлобие голубя, как учит Господь, т.е. чистоту и простоту сердца. Тогда как говорит Варсонофий Великий: «Тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною. Да и потом, если всецело мыслить о Небесном, но без совершенных чувств сердечных, то можно по отношению к земному сотворить что-либо несовершенное.
  Как, к примеру, Исаакий Киево-Печерский ради увеличения подвижничества повелел купить козла на торжище, снять с него шкуру и в неё, еще сырую, облек свое тело. Вообще-то, как сказал тот же наставник, в нас должно быть сострадание к твари. Говорю это, не оскорбляя прп. Исаакия, ведь это было в начале его подвига. А в начале всем свойственно нечто несовершенное. Но как пример того, что во всем необходимо рассуждение и чистое чувство.
  Как, к примеру, Василиск Сибирский от жалости к твари выпускал на волю уже пойманную рыбу. Это совершенное чувство милосердия. К своим противникам нам нужно правильно относиться, чтобы не потерпеть ни слева, ни справа. То есть не вменять их ни в совсем глупых, ни в совсем непреодолимых. Но, как сказал прп. Макарий Великий, ум и демон равномощны. Хотя все – и мы, и они – отличаемся по силе, мере и степени. Но нам помогает Господь, как явно, так и неявно, Благодатию Своею.
  Как-то в одной келии не мог я долго смирить мышей, появлялись все новые и новые, а, как известно, это народ беспокойный. Наконец, нашел я дыру в полу, через которую они заходили ко мне, и, как только её заделал, обрел покой. Точно так же меня занимал вопрос: как во мне появляется страстный помысел? Вот его не было, и вот он есть. Откуда он? Не обнаружив причины его появления, не истребить и его самого. Прп. Исаак Сирин учит, что помыслы рождаются в нас, выходят наружу и делаются видимыми только в Сокровенной области нашего ума.
  То есть наши страсти не просто находятся в нас, но и действуют, образуя срамные подобия свои, как там же пишет Св. Отец. Эти безОбразные призраки мы и видим, воспринимаем их как помыслы или образы. Посему истребить помыслы страстные и их зарождения можно не прежде, чем будут истреблены сами страсти, от которых они рождаются. Средства для этого даются Св. Отцами, в «Лествице», у Аввы Дорофея и иных. А пока не уничтожены страсти нельзя позволять помыслам перерастать в желания. С желаниями, если дать им зародиться, справиться в два или три раза тяжелее. 
  Еще нужно научиться различать помыслы, которые рождаются в нас самих, от помыслов, приходящих извне, от врага спасения. Но так как дело это хитрое и требует опыта, будем бить тех, кого поймали. Чаще всего это наши собственные помыслы. Увидели помысел приближающийся или уже представший пред умом, не пускайте и отрезайте - это вражии. Но у новоначального помыслы от врага незаметно наполняют дом и смешиваются с домашними. Поэтому, кого захватишь, того и бей, не разбираясь, по слову Апостольскому: «пленяем всякое помышление в послушание Христу». С опытом научишься и разберешься, с Божьей помощью.
  У нас в монастыре был схимонах С., из простых, было ему 90 с лишним лет. Жил на первом этаже корпуса, а над ним - на втором - жил иеродиакон. И вот этот схимник несколько ночей подряд в три часа поднимается к иеродиакону и ругает его: «Как тебе не стыдно, людям отдыхать надо, а ты музыку слушаешь». Иеродиакон был из благоговейных и с ужасом уверял, что у него и слушать-то не на чем. Но схимонах не верил: «Я-то ясно слышу, брат, не включай, пожалуйста». Так ему постепенно начал открываться духовный мир, а он по простоте своей не понимал этого. Дивны дела Божии!
  Мысли духовные и Божественные - не просто мысли: они имеют в себе невидимую силу и сообщают ее уму по Благодати. Как-то в конце зимы один отец принес мне в подарок картошку, которую я почти не ел всю зиму. Это утешило меня. Я испек картофель на печи и, когда сел вкушать, то продолжал размышлять над важной мыслию прп. Максима Исповедника. Когда пришел в себя, картошки уже не было, я ее съел и не заметил. Причем мне совершенно не было обидно, снедь духовная оказалась не только слаще меда и сота, но и картошки. Потому-то Авва Исаак Сирин так настойчиво учит, что размышление о Св. Писании исторгает ум от мира, ум забывает мир. Это очень сильное средство, но оно требует покоя совести от совершения явных грехов. Тогда Слово Божие в нас живо и действенно.
  Горе человеку, чрез которого соблазн приходит. Господь не сказал: «от которого соблазн приходит», а «через которого». Потому что соблазн сеют нечистые духи, а мы орудием бываем в их руках, если не внимаем себе и не бодрствуем. Поэтому, прежде чем что-либо сказать, предложить, не говорю уже о явном гневе или вражде, помыслим внимательно, не стоит ли за этим враг, и не его ли это начатки. Также и слушая чьи-либо слова и намерения увидим, не есть ли это для нас сеть невидимого противника. А если все это не отслеживать, то бывает горе и нам, и ближним нашим, а сатане радость. И если бы все люди не давали врагу действовать через них, но трезвились умом, то всем было бы легко, тихо и радостно жить.
  Нечто поведаю о «музыкальных помыслах» (была мне эта брань в течение месяца). Первое время пробовал затыкать уши ватой с воском, но музыка не уменьшалась. Тогда я понял, что слышу ее умом, а не ушами. Не слова, а только мелодию. Их было четыре, и каждая имела свое действие на душу. Первую неделю «свадебная восточная» сильно влекла на мирское веселье и в мир. Вторую неделю «флейты индийские» влекли на плотскую страсть, третью неделю «струны степные»» - на высокоумие (гордость). А самая тяжелая - «фагот тоскливый» - на уныние. Потом ушли по милости Божией. Я и сейчас иногда слышу спокойные мелодии, но как бы вдалеке, а если внимательно вслушиваться, то становятся ближе. Но, уже зная их действие на душу, не позволяю уму их слушать, и они уходят, уступая место тишине. Сказал это, чтобы стало понятнее: не нужно бояться войны с врагом, нужно просто знать его оружия и тактику и противопоставить свою. И по Божьей Благодати «убежит от вас», как говорит Апостол Иаков.
  От душевного утомления услышал мысленное внушение, как бы от себя самого: "Сходить что ли на озеро, рыбы поймать?» Мысленно же ему отвечаю: "Хорошее дело ты затеял, дух уныния. Сходи на рыбалку, я, по крайней мере, отдохну от тебя и половлю рыб мысленных в Священном Писании". Он тут же исчез, ибо крайне не любят они быть обнаруживаемы. А нам нужно учиться отличать наши желания от ихних "гласов". Они обычно советуют то, что не своевременно, не по силам, не к месту и не приносит пользы.
  Бесы овладевают нашей памятью и умом и омрачают его ясность. Всем хорошо известно состояние, когда внезапно на ум приходят воспоминания сладострастные, греховные, с побуждением воли нашей пожелать их. Это и есть состояние когда бесы овладевают нашей памятью. От чего это случается? По небрежности нашей и невниманию, как там же говорит священноинок Дорофей. Чтобы избавится от сего и по возможности изжить, необходимо хранить внимание и упражнять его в нерассеянной молитве и изучении Священного Писания. Омрачению ума предшествует жизнь рассеянная. В то время светлость умная рождается от предшествовавшей ей собранности и внимания.
  Есть мысли духовные, приводящие к здравию и соответствующие ему. Есть помыслы греховные, приводящие к страстям и болезням от них, и, наконец, есть помыслы прелести - источник вреда под видом пользы. Задача злого духа внушить нам помыслы и чувства ложные под видом чувств и помыслов духовных и удержать в этом состоянии, не допуская мыслей и ощущений здравых и духовно правильных. Это тонкая работа и брань, и без духовного руководителя разобраться очень трудно. А прямо разуметь учение св. отцов способны лишь немногие при Божием вразумлении и помощи.
  Но действительность такова, что мало кто ищет и самого различения своего состояния и положения. А еще хуже то, если начинают ложное и прелестное состояние почитать духовным и истинным. Как Тереза Авильская когда провалилась под лед и порезала себе ногу, тогда с гневом произнесла Господу, мол я Тебе служу, а Ты не мог удержать лед, чтобы он не провалился, потому у Тебя и последователей мало, что Ты им не помогаешь. Напомню, что эта душевнобольная тетка, которая по ночам каталась по полу в любовном экстазе, признана учителем церкви католической. Конечно, это пример состояния крайней прелести, но путь к ней лежит с ложных мыслей и ощущений. Так же как и путь к здравому состоянию лежит через здравые и правильные мысли и чувствования.
  У многих людей очень развито воображение так, что человек часто рассказывает небылицы, якобы случившиеся с ним или с другими. Этим людям можно и нужно эту способность свою использовать на добро - так им легче возноситься к познанию Бога через познание Его творения, познавая окружающий мир, видеть в нем Премудрость Творца. Но исцелить и очистить свое воображение необходимо, потому что эта область доступна для воздействия падшим ангелам. Как написано: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи". До общения со змием Ева этого не видела. Пример же того, как нужно правильно пользоваться силой воображения, явил нам Господь Иисус Христос. Когда на горе искушения диавол показал Ему все царства Вселенной во мгновение времени и предложил их, если Он только поклонится ему, то Господь ответил: "Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".
  Итак не малая вещь – не позволять воздействовать искусителю на нас посредством воображения. Посему-то исихасты и сводят свой ум из области головы в область сердца, чтобы там, в сей клети затворившись от всего внешнего, совершать чистые молитвы, а в прочее время не позволять умом творить и принимать мечтания греховные и неподобающие. Для этого нужно видеть вещи простыми, такими, какие они есть, без примеси страстей. Отсекая все страстное, иметь мысль простую и воображение чистое. Как в Отечнике повествуется, что к Макарию Великому привели женщину, на которую демон навел свои чары так, что все видели её лошадью. Даже ученики Аввы Макария гворили: "Зачем вы привели сюда эту лошадь?" Но Авва Макарий говорит им: «Это враг прельстил глаза ваши, а я вижу перед собой женщину» и исцелил её. Не случайно Авва сказал о глазах - воображение происходит в области глаз, каждый может в этом убедиться, понаблюдав за собою. (Записки православного монаха)"


 
 

 


  "Такова хитрость у лукавых бесов, - они постоянно заняты нами; как сторожа, подмечают наши наклонности и пожелания. Какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети. Бесы ищут в нас повода, потому что через свою склонность и пожелание мы скорее запутаемся. Молитвою и постом, слезами и поклонами и благодатию Божией изгоняются из нас бесы; однако и тогда, до исхода своей души, требуется великая осторожность, как бы нам неожиданно по небрежности нашей не сделать что-нибудь неугодное Богу; или как бы бесы не сделали нам какой напасти, и чрез то как бы не отошла от нас благодать Божия. 
  Ибо страшно лукавство и пронырливость злобнохитрых бесов, и бесчисленные злобные коварства и замыслы их. Во всех наших намерениях они мешают и противодействуют нам. Немногие познают сети их; но только души мужественные, которым и Бог открывает. Господь Бог наш да поможет нам и укрепит нас против всех скорбей бесовских, ныне и присно и во веки веков. Бесы следят за нами, как ловцы, и внимательно наблюдают за помыслами нашими. Каковы мы в помыслах, подобные же преподносят нам свои мечтания. 
(Прп. Паисий Величковский)"

 
 


 
"Диавол — искусник. Например, если духовному человеку принести во время Божественной Литургии скверный помысл, то он поймет это, встрепенется и отгонит его. Поэтому диавол приносит ему помысл духовный. "В такой-то, — говорит он, — книге о Божественной Литургии написано то-то". Потом он отвлекает внимание, например, на паникадило, и человек думает о том, кто его изготовил. Или же лукавый напомнит о том, что надо проведать такого-то больного. "Вот это да! — скажет человек. — Озарение пришло во время Божественной Литургии!" — тогда как внутрь уже встревает диавол. Человек начинает собеседовать со своим помыслом и, только услышав, как священник возглашает "Со страхом Божиим и верою приступите!" — понимает, что Божественная Литургия закончилась, а сам-то он нисколько не соучаствовал в ней. Да вот и здесь, в храме, когда монахиня идет зажигать свечи на паникадиле, я замечаю, что даже людям немолодым искуситель переключает туда внимание, и они глазеют на то, как сестра возжигает свечи. Это же совершенное детство!
  Подобные вещи только ребятишкам на радость. "Зажгла!" — говорят они. Малым детям есть в этом оправдание, но взрослым людям? Или, тогда как во время Божественной Литургии должно избегать движений, искуситель может подтолкнуть какую-нибудь из сестер перелистывать в священный момент книгу на аналое, создавать шум и отвлекать других молящихся, которые слышат шелест и спрашивают. "Что это такое?". Их ум уходит от Бога, а тангалашка рад. Поэтому следует быть внимательными, чтобы во время богослужения из-за нас не отвлекалось внимание других. Мы вредим людям и не понимаем этого. Или проследите за каким-нибудь чтением в храме; как только чтец дойдет до самого священного момента, от которого люди получат пользу, то сразу что-нибудь произойдет или ветер сильно хлопнет дверью, или кто-то закашляется. Внимание людей оторвется, и пользы от читаемых священных слов они не получат. Так делает свое дело тангалашка.
(Прп. Паисий Святогорец)"
 



 
"Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он (наш Ангел) удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями.
(Архим. Иоанн (Крестьянкин)"

 
 


"Бесы, хотя и омрачились падением, но свой ангельский ум и другие способности в какой-то мере сохранили. Они прекрасно изучили свойства человеческие физические и психические, они имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека; они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека. Так как явные страсти человек видит, также и вред от них, то бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения, красивую внешность и прочее, и прочее. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека.
(Игум. Никон (Воробьёв), 1894г.-1963г.)"
 



"Бог, невидимый для всей созданной твари, не имеющий меры и величины, всюду присутствующий и все наблюдающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, каждому открывает Себя соответственно: святым Ангелам, как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам, как злым, давая согласие на испытание людей.
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

 
"С того самого времени, как преступлением вошел в тебя грех, сатана имеет доступ ежедневно, как человек с человеком, беседовать как ни есть с душею, и внушать ей нелепые мысли. 
(Прп. Макарий Великий)"
 
 


  "Опасайтесь, чтобы не лишиться Божественной теплоты (ревности по Бозе - от авт.), потому что диавол употребляет великие усилия, чтобы лишить вас сего огня, данного вам Богом. Диавол знает, что он не может победить вас, доколе сей огонь будет в вас. Итак, сопротивляйтесь ему и старайтесь узнать его коварства.
  Чтобы не явиться пред вами в собственном своем виде, он скрывает свою ненависть к вам под видом любви и показывает вам различные приятные призраки, которые, без сомнения, не таковы, чтобы своим ложным и обманчивым видом могли совратить сердцá ваши с пути истины.
  Все усилия диавола клонятся к тому, чтобы препятствовать благочестивым занятиям тех душ, которые истинно служат Богу.
  Чтобы погасить в душé огонь, которым питаются все добродетели, диавол возбуждает в ней многоразличные страсти и особенно производит в теле леность и склонность к удовольствиям. Если же он приметит, что человек не исполняет его внушений и не принимает его советов в делах своих, то употребляет другую хитрость, которая имеет вид правды: является в подобии светлого Ангела, как говорит апостол Павел; употребляет и другие средства, чтобы склонить к себе сердце наше.
  Если же видит, что человек предохраняет себя от его обманов, и не принимает его внушений, и совершенно не хочет последовать его советам, со стыдом удаляется от него, после чего Дух Божий вселяется в человека.
  Я хочу, чтобы вы знали, дети мои, что я не перестаю молить Бога о вас день и ночь, чтобы открыл Он вам очи сердца вашего, и вы могли бы видеть множество тайных козней, которые изливают на нас злые духи ежедневно в эти нынешние дни. Хочу я, чтобы Господь дал вам сердце знающее и дух различения, чтобы вы смогли принести ваши сердца, как жертву чистую пред Отцом, в великой святости без порока. Истинно, дети мои, они непрестанно завидуют нам со своими злыми советами, и тайным гонением, и тонкой злобой, и богохульными помыслами; и свои предательства они сеют в сердце наше каждый день, и свою сердечную косность, и тьму своих печалей, которые они приносят нам ежечасно, и тусклость свою, которой они ежедневно делают тусклыми наши сердца, и весь гнев и взаимные обиды, которым они учат нас, и самооправдание в том, что мы делаем, и осуждение, которое они вносят в наше сердце, понуждая нас, когда мы сидим в одиночестве, осуждать ближних наших, которые и не живут с нами; и презрение, которое они поселяют в нашем сердце гордостью, когда мы жестокосердны и презираем друг друга, огорчая друг друга жестокими словами, жалуясь ежечасно, обвиняя других, а не себя, полагая, что невзгоды наши происходят от ближних, судя и рядя о том, что снаружи, тогда как грабитель наш внутри, в доме нашем; и споры, и раздоры, в которых мы оспариваем друг друга, пока не добьемся своего, чтобы явиться оправданными в глазах других.
  Злые духи внушают нам ревность о делах, которые мы не в силах исполнить, и заставляют томиться тем, что нам поручено и что на пользу для нас. Они заставляют нас смеяться, когда время плакать, и плакать, когда время смеяться, и просто сбивают нас постоянно с верного пути в сторону. И есть еще множество других хитростей, которыми они обращают нас в рабство себе, не время теперь все их описывать. Но когда они наполняют сердце наше всеми этими обманами, и мы кормимся ими, и они становятся нашей пищей, тогда Бог снисходит к нам, и посещает нас, чтобы вернуть нас из нашего тяжкого тела, и мы смогли покинуть его. И затем злые дела, которые мы в заблуждении нашем совершили, будут явлены нам в теле, подлежащем наказанию; и мы вновь облачимся в это тело — ибо Господь в Своем терпении попускает так, — и будет для нас последнее наше хуже первого. Потому не уставайте молить благость Отца, да снизойдет к вам помощь от Него, чтобы вы научились узнавать, что праведно.
  Истинно говорю вам, дети мои, сосуд, в котором мы обитаем, — погибель для нас и дом, исполненный войны. По истине, дети мои, говорю вам, что всякий, кто наслаждается по собственной воле и покоряется собственным помыслам, и принимает то, что сеется в сердце его, и услаждается этим, и полагает в сердце своем, что в том есть некие необычайные избранные тайны, и оправдывает себя в том, что делает, — душа такого человека — логово злых духов, подстрекающих его к злому, и тело его — сокровище нечестивых тайн, которые оно таит в себе; и велика над ним власть бесов, потому что он не обличил их открыто перед всеми людьми.
  Неведомо ли вам, что у них не единственный способ охотиться за нами, который мы могли бы узнать и избежать? Исследуйте, и вы не обнаружите такого, чтобы грех их и беззакония открывались телесным образом, ибо телесно они невидимы; но следует вам знать, что мы–то и служим телами для них, ибо душа наша принимает их мерзость, и затем, приняв ее, она обнаруживает ее посредством тела, в котором мы обитаем. Итак, дети мои, не будем же предоставлять им места, иначе мы навлечем на себя гнев Божий, а они сбегут к себе домой и посмеются над нами.
  Ибо они знают, что от ближнего — наша погибель, и жизнь наша — тоже от ближнего. Кто когда видел беса в его битве с нами, чтобы он упреждал и не давал нам совершить доброе дело, и нападал на нас телесным образом, так что мы испугались бы его и сбежали? Ибо они сокрыты, и это мы нашими делами делаем их явными. Ибо все они по своей умной сущности — из одного источника, но когда они бежали от Бога, возникло среди них великое разнообразие, по разнообразию их действий.
  И потому были даны им разные имена, по действию каждого из них. Так что одни зовутся Архангелами, другие Престолами и Властями, Началами и Херувимами; эти имена даны были им, когда они хранили повеления своего Творца. Других же, избравших дурной путь, пришлось назвать диаволом и сатаной по их злому состоянию; другие же были названы бесами, и злыми, и нечистыми духами, и духами–соблазнителями и князьями мира сего. Бесы сеют раздор в наши сердца, чтобы мы наполнились великой неприязнью друг к другу, и не могли бы терпеть никакого общения с нашим ближним даже на расстоянии.
(Прп. Антоний Великий)"

 



"Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим. Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние; а к очистившимся от страстей приражается только со стороны, или внешне. Когда мы плачем в молитве и тут же вмешивается смех, то сие есть от диавольской хитрости. Трудно постичь врага нашего тайные и тонкие действия.
(Прп. Серафим Саровский)"

 



  "Глава и князь царства тьмы, составленного из падших духов , — падший херувим, он – начало, источник, полнота зла. Отвергающие бытие падших духов непременно вместе с этим отвергают и христианство. Если нет падших духов, то вочеловечение Бога не имеет ни причины, ни цели. Вступая подвижничеством в мир духов для приобретения свободы, мы встречаемся, во-первых, с духами падшими, хотя втайне руководит нас и борется за нас божественная благодать, данная нам при святом Крещении, без которой борьба с духами и освобождение из плена их невозможны. Однако сначала мы бываем окружены ими и, находясь по причине падения в общении с ними, должны насильственно для себя и для них исторгнуться из этого общения.   Падшие духи так ненавидят род человеческий, что если бы им было попущено невидимо удерживающей их десницей Божией, то они истребили бы нас мгновенно. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в короткое время окончательно развратили бы людей, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности, тем удобнее они могли бы совершить это... что падший человек естественно влечется к злу.     Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа. 
  Эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно закрытыми в падших людях, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторглись к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. Повреждение людей заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов. превосходнее способности падших людей, которые связаны в своих начинаниях... тяжестью и плотностью своего тела. 
  Демонам предоставлено пребывать на земле со времени их. падения до кончины мира; всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они при их способности и при постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением или увлечением. Общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине (падения). Нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой. Духи, чувственно являющиеся людям, пребывающим в греховности и падении – демоны, а никак не святые Ангелы.
  Общее правило для всех людей заключается в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. Одно средство спасения от духов заключается в том, чтобы решительно отказываться от видения их и от общения с ними, признавая себя неспособными к такому видению и общению. Учение об осторожности и о спасительной недоверчивости к явлениям духов принято всей Церковью; оно есть одно из ее нравственных преданий, которое все чада должны хранить тщательно и неупустительно.
  Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования его пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением нами смущения, омрачения, недоумения. 
Свойство всех видений, посылаемых Богом, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своих греховности и ничтожества. Напротив того, видения от падших духов вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения.
  Бог, предоставляя на произвол падшим ангелам вожделенное им пребывание во зле, не перестает пребывать их верховным, полновластным Владыкой они могут совершать только то, что Богом попущено будет совершать им.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"













 

 
  Ответ: "Источников помыслов (по мнению напр., свт. Игнатия (Брянчанинова)) в человеке может быть четыре:
  1 - Сам человек (его дух и душа)...
  2 - Бесы...
  3 - Ангелы...
  4 - Бог...     
  Хотя некоторые св. отцы ангелов не указывают/не выделяют особо, относя их помыслы к Божиим (объединяя их в один чин)...
  Добрые помыслы об истинах абсолютных, относящиеся к Божеству и Его Правде, а также к совести, рождаются только в уме/духе/разуме человека, чаще всего либо посредством ангелов, либо же и прямым действием благодати Божией...
  Порочные же помыслы рождаются в человеке как в его уме, так и в его душе/рассудке (чаще всего посредством бесов - т. н. приражения/страстные прилоги)...
  Простые же помыслы об истинах относительных (например, связанные с выполнением производственных обязанностей, с семьёй, политикой, социумом, погодой, природой и пр.) рождаются как в уме, так и в душе человека чаще всего самостоятельно (непосредственно)...
  Простые и порочные мысли, образы и намерения человека производятся как его умом, так и разумной силой его души - рассудком...
  В результате грехопадения наших прародителей ум и рассудок человека переместились  из своего природного места (верхней части сердца) в его голову...  
  Эмоции (чувства) человека производятся раздражительной силой его души (расположенной в средней части человеческого сердца)...
  Желания человека производятся вожделевательной (желательной) силой души человека, расположенной в нижней части его сердца...      
  Злые помыслы в человеке производятся, как правило, посредством воздействия падших ангелов (бесов) на его телесные составы...
  Т. к. душа и тело у человека едины, то любой его помысел неизбежно изменяет что-то и в его теле...
  И наоборот: все телесные изменения (как внутренние, так и внешние) приводят к изменению и душевного, и духовного состояний человека - изменяют его помыслы...
  Человеческое тело - это удивительная химическая корпорация с огромным количеством удивительно сбалансированных по своему взаимодействию разнообразных "фабрик" и "цехов" по синтезу, производству и утилизации всевозможных строительных материалов и "отходов производства", где каждая клеточка в свою очередь является специализированным и сложнейшим, производственным химическим организмом... 
  Любая человеческая эмоция (вообще любой помысел) мгновенно являются еще и командой ("заявкой") для "производства" того или иного необходимого строительного компонента человеческого организма, либо же сигналом к "утилизации" тех или иных "отходов производства"...
  Например, гнев или страх мгновенно(!) увеличивают количество адреналина в крови и пр. ...
  И наоборот, производство того или иного гормона, того или иного вещества в человеческом теле неизбежно приводит к возникновению того или иного (иногда достаточно сложного) физиологического процесса, и приводящего в итоге к возникновению того или иного соответствующего ему помысла...
  Существует прямая взаимно перетекающая друг в друга причинно-следственная связь между психическим (душевным), духовным и физико-химическим (соматическим/телесным) состояниями человека...
  Бесы являются великолепными знатоками человеческих физиологии, психологии, анатомии, эндокринологии, нейрологии, рефлексии, биохимии, биофизики и пр., и пр. ...
  В течение многих тысяч лет (с самого начала человеческой истории и до сего дня) бесы внимательно наблюдают за человеком...
  Они знают о человеке практически все... 
  Они знают почти все и об устройстве нашего материального мира, не говоря уж о мире духовном, к которому они сами и принадлежат...
  Не будем забывать и о том, что бесы имеют хотя и падший, но все-таки ангельский ум...
  А их начальник (сатана) имеет ум аж серафимов...
  Воздействуя на те или иные телесные составы человека (например, на железы внутренней секреции), бесы через следствия (например, биохимию) способны повлиять и на возникновение соответствующих им причин - "помочь" душе произвести соответствующий помысел (например, повысив адреналин в крови, вызвать чувство гнева или страха и пр.)...
  Зная конституциональность внутреннего человеческого устройства, бесы комбинируют свое воздействие на его конкретные телесные составы в соответствии с конкретным же родом того или иного помысла...
  Например, если им надо спровоцировать какое-нибудь порочное чувство, они воздействуют на среднюю часть человеческого сердца...
  Если же они хотят вызвать в человеке порочное желание, то они воздействуют на нижнюю часть его сердца (или же и на половые железы и гениталии непосредственно)...
  Воздействуя же на головной мозг человека, бесы манипулируют его мыслями, памятью, воображаемыми образами и намерениями...
  В сочетании с соответствующими "благоприятными" внешними обстоятельствами, эти бесовские способы воздействия на неправославного человека могут быть весьма эффективными с точки зрения возбуждения и культивирования у него страстей...
  Достойно всякого сожаления, что современная медицина (например, психиатрия, эндокринология и сексопатология) не принимает во внимание бесовский характер многих профильных заболеваний человека... 
  Да и многие христиане, страдающие либо психическими, либо эндокринными расстройствами (например, распространяющимся с эпидемиологической скоростью в последнее время сахарным диабетом) нередко страдают невежеством в этой области демонологии и поэтому не в состоянии через правильную внутреннюю жизнь приобрести как душевное здравие, так и здоровье телесное...
  Бесы обладают способностью непосредственно воздействовать на материальные предметы...
  Об этом сохранилось множество примеров (т. н. "страхований") в святоотеческой аскетической истории...
  Об этом же свидетельствует и стремительно развивающийся в последнее время, т. н. "полтергейст"...
  Будет пользоваться этой способностью бесов и грядущий антихрист для совершения своих ложных чудес, чтобы прельстить многих маловерных и несведущих людей...
  Если человек является существом порочно  универсальным, то бесы имеют строго индивидуальную, порочную специализацию...
  Каждый бес может возбуждать только помыслы определенного (соответствующего ему) порока...
  Св. отцы их так и называли - дух гнева, дух блуда, дух чревоугодия, дух тщеславия и пр. ...
  Кроме разделения по "специальностям", внутри своей специализации бесы делятся и по своей злой силе - условно на слабых, средних, сильных, очень сильных и т. д. ...
  Очень сильные бесы могут вызывать в человеке помыслы непреодолимой силы, от которых ему невозможно избавиться даже и при помощи напряженной молитвы...  
  Такое состояние человека называется пленением... 
  О пленении (как о бесовском воздействии) Иова многострадального шла речь в аллегорическом разговоре между Богом и сатаною еще в Ветхом Завете...
  В Кн. Иова сатана по зависти клевещет Богу на Иова и предлагает проверить его всевозможными искушениями (скорбями)...
  Бог разрешает (попускает) это сделать сатане, но с условием сохранения свободы выбора Иовом добра и зла - т. е. при отсутствии полной власти сатаны над душою Иова (при исключении пленения):
  
  "3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
  4 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; 
  5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, - благословит ли он Тебя? 
  6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. 
  7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его." 
  (Иов. 1)"

 
  Самые же сильные бесы обладают такой мощью своего воздействия на человека, что способны даже силою злых помыслов лишать его и осознания самой своей личности, вызывая в человеке категорическое неприятие Бога и любой Святыни...
  Такое состояние называется беснованием... 
  Св. ап. Павел называл это и преданием тела человека сатане во спасение его души...
  Как это ни кажется странным, но беснование действительно может быть полезным для человека...
  Если мы обратимся к посланиям ап. Павла к коринфянам, то сами убедимся, что через некоторое время преданный им сатане развратник покаялся, исправился, исцелился, был прощен, утешен и принят опять в церковную общину Коринфа...
  Св. отцы очень много писали о бесовских искушениях, об их тактике и стратегии...
  Особенно подробно эти вопросы осветил в своих творениях авва Евагрий, который, например, отмечал, что духи блуда и тщеславия находятся во взаимной вражде друг по отношению к другу, и никогда вместе на человека не нападают... 
  Если кто-то из читателей является человеком достаточно опытным и внимательным, то он действительно может подтвердить, что когда возникает похоть, то тогда тщеславием, что называется и не "пахнет", и наоборот... 
  Применяют бесы нередко и тактические  хитрости: например, притупляют бдительность христианина простыми помыслами (разновидностью/проявлением праздномыслия/празднословия/стужевания) и, убедившись в его успокоенности и расслаблении внимания, постепенно и незаметно выстраивают в рассудке человека разные хитроумные и коварные, логические, либо ассоциативные мысленные цепочки, приводящие в итоге к всевозможным страстям...
  Часто они используют для этого вначале как бы невинные воспоминания, которые впоследствии переходят, например, в жесткий блуд, хулу, обиду, злопамятство, осуждение или тщеславие и пр. ...    
  Из всего вышесказанного следует, что бесы не обладают властью над человеческими помыслами, что они только лишь как бы приражаются к его телесному естеству, только лишь предлагая посредством телесных изменений принять человеку те или иные, возникающие в результате их воздействия, страсти...
  И только от самого человека зависит, примет ли он тот или иной бесовский помысел, согласится ли он с ним или нет, будет ли он им услаждаться, или же решительно отвергнет его, как мерзкий и ядовитый... 
  Согласие человека на бесовский помысел (услаждение им) соединяет человека с бесом и вводит человека в зависимость от беса (иногда непреодолимую)...
  Только от свободной воли самого человека зависит качество его внутреннего устроения - его внутренние действия во всей их полноте и разнобразии (помыслы)... 
  В связи с этим хочется отметить одно из проявлений обмирщения церкви нашего времени - почитание лжестарцев (следствие/проявление превозношениря ближнего) и неотделимой от от самого обмирщения (стремления к внешнему/земному/мирскому/суетному) такого явления как лжестарчество...
  Одним из критериев, по которым обмирщенцы поределяют своих "старцев (духовников)", является т. н. прозорливость...
   Во времена проповеди Евангелия это свойство (наряду с чудотворениями, пророчеством, мученичеством, говорении иностранными языками и пр.) христиан было очень распространено...
  Современные обмирщенцы от православия считают, что прозорливость является свидетельством святости человека (наряду с постом, четками, рясой и пр., и пр. внешними предметами)...
  Это является очевидным заблуждением, т. к. только истинная (а не показная/ложная) любовь (к Богу и к ближнему как к самому себе) является истинным проявлением святости человека/христианина (вспомним прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского и др.)...
  В связи с этим очень поучительной является одна история из жизни митр. Антония Сурожского, которую он сам рассказал в одной из свох миногочисленных бесед...
  В юности/молодости у о. Антония была ярко выражена способность к телепатии/прозорливость - он не только "видел" мысли (души) людей, но и "мог" общаться с ними без слов - на мысленном уровне (на уровне помыслов)...
  Будучи человеком внутренним (истинным христианином), о. Антоний обратился к Богу с вопросом/просьбой: "Господи, если моя прозорливость не от Тебя, а от бесов, то отними от меня ее, пожалуйста"...
  Мгновенно после этого обращения о. Антония ко Христу, его "прозорливость" исчезла (причем, навсегда)... 
  Вот Вам замечательный пример рассудительности в наши последние/внешние/суетные/мирские времена... 
  Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что собственно источниками человеческих помыслов бесы и не являются...
  Относят же св. отцы их к этой категории только для удобства ведения аскетической деятельности христиан (в связи с их огромной значимостью во внутренней жизни человека)...
  Необходимо также отметить и огромную пользу для христиан от бесов при правильном (рассудительном) использовании их деятельности...
  В силу большой опытности и наблюдательности бесов, они легко определяют все порочные наклонности каждого конкретного человека и особенно его главные пороки...
  Выделив же доминирующий порок в человеке, бесы именно его и пытаются развить в нем через т. н. "брани" (интенсивные, соответствующие этому главному пороку страсти)...
  Т. е. бесы играют роль диагноста смертельных духовных заболеваний в человеке - его главных пороков...
  Ведь духовную брань человеку очень трудно не заметить...
  А замечая, очень трудно через Исповедь и Причастие не исцеляться от доминирующих пороков...
  Спасибо бесам и Христу, премудро все устрояющему... 
  Кроме того, бесов можно использовать и как хорошие тренажеры в духовной жизни христианина...
  При помощи бесов православный человек может великолепно упражняться в молитвенном делании...
  Бесы отвлекают от Христа, а христианин вопреки им устремляет свое внимание к Иисусу...
  И так упражняется, благодаря бесам...
  Ибо именно от такого упражнения и возрастает у христианина та самая сила воли, при помощи только которой им и приобретается то самое Царство Божие...  
  В святоотеческой литературе мы находим примеры соответствующей же оценки бесовской деятельности...
  Ибо ничто и никто в этом мире не может погубить человека...
  Все в этом мире предназначено для спасения человека...
  И только от самого человека зависит, как он распорядится всеми внешними и внутренними обстоятельствами - с пользой для себя, или с вредом, ради вечной погибели своей, или же ради своего бесконечного блаженства... 
  Не обладают бесы и способностью читать мысли человека...
  О мыслях человека они только догадываются (правда, с очень высокой степенью вероятности), определяя их по изменениям в телесных внутренних и внешних (например, по мимике и жестикуляции) составах человека...
  Не обладают бесы и видением будущего...
  Их т. н. "пророчество" на самом деле основано на их же собственной способности быстро перемещаться в земном пространстве и на их полной осведомленности в том, что, где и как происходит среди людей и в природе...
  Нередко же их "пророчество" на самом деле является обычным мошенничеством - т. е. что они сами якобы "пророчествуют" - то они сами же потом и исполняют (хотя бы и при помощи людей - как своих орудий)...
  Это является одним из объяснений исполнения астрологических, карточных и др. прогнозов и гаданий (хотя причиной реализации человеческих предсказаний может быть как остаточная природная, естественная способность, оставшаяся людям от прародителей, так и особый промысел Божий)... 
  (Хорошим дополнением к этому контексту является статья Духанина Валерия с сайта Православие.Ru, под названием "Насколько ясно видят ясновидящие?"...  
  Ссылка прилагается: 
  Не обладают бесы и способностью к мгновенному перемещению в пространстве...
  Хотя они и быстро "бегают", но, тем не менее и им необходимо время для преодоления наших земных расстояний...
  Не обладают бесы и неутомимостью...
  Они тоже как бы и "утруждаются" от своей злой "работы", и устают... 
  В заключение нам хочется добавить о том, что хотя помыслы и рождаются внутри человека, но на них оказывают существенное влияние не только внутренние обстоятельства (например, духовная, душевная и телесная наследственность родителей и предков), но и все внешние обстоятельства, особенно на стадии воцерковления христианина...
  Поэтому христианину так крайне важно сохранять внутреннее свое внимание (трезвиться) и по возможности избегать внешних обстоятельств, способствующих возникновению у него страстей или отвлекающих его как от исполнения заповедей Иисусовых вообще, так и от молитвы, в частности..."
 
 
 Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, глава прп. Исаака Сирина о созерцании бесплотного естества, слово "О небесных силах" свт.Кирилла Ростовского с сайта Святоотеческое наследие, статьи архим. Тихона (Шевкунова), митр. Лимассольского Афанасия и иеродьякона Григория (Кация) с сайта Православие.Ру и соответствущие же статьи с сайтов Ни-ка, Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Тихая пристань...






 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (08 Дек 12)
Просмотров: 1504

Поиск