"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25]Добродетели [66]
Пороки [89]Вопросы и ответы [163]
Дневники [44]Фонотека [6]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

60. Вопрос: "Что такое воздержание и пост, и в чём между ними разница?"
 
  "5 Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица - чернее тьмы. 
  (3 Езд. 7)"






 
  "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все доброе зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин. (51-е апостольское правило)"
  "Люби голод и жажду [предпринимаемые] ради Христа. Насколько усмиряешь тело, настолько благодетельствуешь душе. Ведь [Бог] Воздающий по делам, словам и помышлениям, воздаст добром даже и за то малое, что мы с радостью претерпим ради Него. Ищи самого простого во всем, и в пище, и в одежде, не стыдись нищеты; потому что большая часть мира сего в нищете ходит. Не говори: я сын богатого человека; мне стыдно быть в нищете. Нет на свете богатее Христа, твоего Отца Небесного, родившего тебя во святой купели, но и Он ходил в нищете и не имел, где главу подклонити. (Свт. Геннадий Константинопольский)" 
  "Надо приучить себя как можно меньше кушать, но это с рассуждением, насколько позволяет твоя работа. Мера воздержания должна быть такова, чтобы после обеда хотелось молиться. (Прп. Силуан Афонский)"
   "Пост - время, чтобы раскаяться в грехах, очистить совесть в купели Иисуса Христа. Пост и молитва изгоняют бесов, делают человека небесным, радуют ангелов. Встречай пост весело и радостно, примирись со всеми. Постись со смирением, после еды ощущай голод, ибо кто ест неумеренно, изысканно, тот не постится. Берегись измерять пост воздержанием от пищи. Диавол тоже не ест, но грешит. Владея желудком, владей языком. Кто не в силах поститься, возмещай духовным деланием. Пост - пища для души. Постом мы доказываем, что больше любим Бога, чем плоть. Почувствуй пост как праздник души. Сила поста в воздержании от зла и укреплении веры. Пост – это любовь к ближним. Пост – дело святое. Пост – это самоуглубление, размышление о грехах: о том, как их избегать, как загладить совершенные ранее грехи, как искоренить дурные привычки, страсти. Положи пост на пищу, глаза, уши, язык. В посту очисти себя исповедью, причастись. (Протоиер. Валентин Мордасов)"
  
"Не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: «Отдай мне сегодня, а Богу отдашь завтра». Нет,— все часы жизни проводи так, чтобы это было благоугодно Богу. Содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого и что за каждую минуту этого часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что нет цены этому времени, которое в твоих руках. Считай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих дурных склонностей и пожеланий. (Прп. Никодим Святогорец)"
  "Рожденные для такой (вечной) радости, если презрят ее и проведут неблагоговейную жизнь во тьме и неведении Бога, по воскресении будут претерпевать двоякое мучение: поминая и то, что были рождены для неизглаголанной радости, и что презрели ее по легкомыслию и потеряли по своей вине. (Прп. Симеон Новый Богослов)"
  "Воздержание есть принадлежность всех добродетелей, поэтому подвизающийся должен воздерживаться от всего. Когда отнят будет какой-нибудь наималейший член тела человеческого, весь вид человека делается безобразным. И когда кто вознерадит об одной добродетели, расстраивается все благолепие воздержания, хотя он и не видит этого. Поэтому нужно трудиться не только в телесных добродетелях, но и в тех, которые имеют силу очищать нашего внутреннего человека. Ибо какая, например, польза соблюдать девственность тела, если душа блудодействует с бесом непослушания? Или как увенчается тот, кто хранит себя от чревоугодия и всякой другой телесной похоти, а забывает о превозношении и славолюбии, не терпя даже и малейшего оскорбления, тогда как знает, что Свет Правды уравновесит чашу (воздания) с делами правды только для тех, которые совершали их в духе смирения. (Блж. Диадох)" 
  "Часто глаз становится входом многих смертей: видит он раздраженного и сам возбуждается к той же страсти, видит благоденствующего не по достоинству и воспламеняется завистью, видит горделивого и впадает в ненависть. Или видит красивое лицо и впадает в вожделение. (Свт. Григорий Нисский)" 
  "Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. (Авва Исаия)" 
  "Кто избрал для себя самую воздержанную жизнь и довольствуется малым, тот славен и велик душой. (Прп. Исидор Пелусиот)" 
  "Человек, желающий жизни и благодати, которая в Боге и от Бога подается.., пусть бежит от смертоносного невоздержания к обожествляющему посту и воздержанию, чтобы, радуясь, войти в рай. (Свт. Григорий Палама)" 
  "Сухоядение и равномерность в количестве пищи при душевном расположении любви ко всем скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия. (Авва Евагрий)"
  "Если не лишить её насыщения, душа никаким средством не будет приведена к смирению. (Прп. Пимен Великий)" 
  "Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы. (Прп. Иоанн Дамаскин)"

  "Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы. Воздержание порождает помышление о смерти и память желчи и уксуса, которые вкусил наш Владыка и Бог. (Прп. Иоанн Лестничник)"
 
  "Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства. В это благоговение и покорность Богу должно приводить себя верою. Блаженны те, которые с самоотвержением следуют истинному Евангельскому учению, которые отреклись от удовлетворения похотениям тела и похотениям души! Она всюду ищет осуществить свое “я”, соделаться каким-то отдельным, самостоятельным, первенствующим существом, для которого должно существовать все прочее. Евангелие требует, чтоб такая жизнь была умерщвлена, чтоб человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место: в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни, может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования, — жизнь в Боге.
   Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель — милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, — вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух.
  Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу. 
  Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево – и войдешь в рай. Воздержание от угождения плотским похотям доставляет уму чистоту. Тогда воззрение ума на землю и все земное изменяется: ему открывается то, чего он до тех пор не видел,тленное в тленном и временное во временном. Помышления его начинают возноситься к вечности.
  Дела Божии должны быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может. Ощущение присутствия Божия наводит на душу спасительный страх, вводит в нее чувство благоговения, а воображение Господа и Святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе. 
  В Церкви Божией должно сохранять всевозможные благоговение и порядок как для славы Божией, так и для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.
  По мере того как мы возлагаем на себя благое иго поста, дух наш приобретает большую свободу: он устремляется в область духов, ему родственную, начинает часто обращаться к созерцанию Бога, погружаться в это неизмеримое и чудное созерцание, умедлять в нем. Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении позволяет неуклонно следовать учению Евангелия. 

(Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 
 
 

"Один монах спросил известного грузинского старца (ныне канонизированного в чине преподобного) Гавриила (Ургебадзе), что такое пост. "Сейчас объясню", - ответил он и рассказал монаху обо всех грехах им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: "А теперь иди ешь обед".
"Нет, отче, спасибо, я не хочу", - ответил монах. "Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде".

 
 

"В период Поста нужно воздерживаться не только от пищи, но, главное, от злых похотей. Всякий христианин, желающий достигнуть спасения, должен собрать свои мысли и употребить решимость к тому, чтобы жить проще, скромнее, направить усердие не к внешнему, а к внутреннему украшению. Внешний сосуд разрушается, распадается, становится добычей червей, подвергается тлению. А красота души не только не подвержена тлению, но наоборот, благоукрашаемая Духом Божиим она облагораживается всё больше и больше.
(Архим. Ефрем, Филофейский)"

 
 
 
  "Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты. Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. 
  Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. 
Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь,— все видит, и что ни говоришь, все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают.
(Свт. Тихон Задонский)"
 
 

"Помни, что в видимом воздержании плоти нет совершенства, его могут иметь и неверные — по необходимости или по лицемерию.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)" 
 



  "Не утрать нелицемерного благоговения, которое состоит в том, чтобы удерживаться «от всякого рода зла». Если ты избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно: тщеславия и гордыни. Не стыдись хранить благоговение в смиренном сердце, потому что развращающие тебя не принесут тебе пользы в день нужды. 
  Подвиг воздержания относится не только к получению удовольствия от яств, но простирается на всякое устранение препятствий (к духовности). Поэтому воздержанный, побеждая чрево, не будет (в то же время) уступать славе человеческой, и преодолевая постыдную похоть, не поработится богатством или другим каким-нибудь неблагородным расположением, например гневом. 
  Есть воздержание языка – не говорить много и не говорить пустого, владеть языком и не злословить, не празднословить, не клеветать одному на другого, не пересуживать брата, не открывать тайн, не заниматься тем, что не наше. Есть воздержание и для глаз владеть зрением, не устремлять взора или не смотреть внимательно на все приятное или на что-либо неприличное. Испроси себе Хранителя оку твоему, пусть не смотрит оно на возбуждающее к вожделению и не передает похоти сердцу, чтобы сердце не разлучалось с Царством. 
  Есть воздержание и в слухе — владеть слухом и не поражаться пустою молвой. Есть воздержание в раздражительности – владеть гневом и не вдруг воспламеняться. Есть воздержание от славы – владеть своим духом, не желая прославления, не искать славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалах. Есть воздержание помыслов — низлагать помыслы страхом Божиим, не склоняться на помыслы обольстительные и воспламеняющие не обольщаться ими. Есть воздержание в еде – владеть собой и не выискивать пищи обильной или дорогих яств, не есть не вовремя, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться алчностью и вкусом пищи и не желать то одной, то другой.
  Храни очи твои – и сердце твое не узрит зла. Не дозволяй глазам своим смотреть по сторонам и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрию. Кто обуздывает очи свои, тот делается легким, а у кого взор блуждает, тот возлагает на себя бремя. Кто постоянно хранит взор чистым и целомудренным, тот узрит наивысшую красоту рая. 
  Есть воздержание в питии – владеть собою и не ходить на пиры, не услаждаться приятным вкусом вин, не пить вина без нужды, не выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствием пить искусно приготовленные смеси, не употреблять без меры не только вина, но и воды. Есть воздержание в пожелании, в порочном сластолюбии — владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает в себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсть страхом Божиим. 
  Воздержан тот, кто свободен от пристрастия смотреть на женские лица, не пленяется внешностью, красотой, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно – нескромными, не длит беседы с женами. Велика награда за воздержание, и нет предела его величию. Поэтому подлинно блажен, кто приобрел воздержание. Блаженны воздержанные, потому что их ожидают райские радости. За то воздержание, каким изнурил ты себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге. 
  Есть воздержание в пожелании и в порочном сластолюбии - владеть чувством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не склоняться на помыслы, внушающие сладострастие, не услаждаться тем, что впоследствии возбуждает к себе ненависть, не исполнять волю плоти, но обуздывать страсти страхом Божиим. Ибо тот поистине воздержан, кто вожделевает небесных благ и, к ним устремляясь умом, отвращается от плотского вожделения, гнушается плотоугодием. 
  Воздержан тот, кто не любит смотреть на женские лица, не пленяется телесною наружностью, не привлекается красотами, не услаждается приятным для обоняния, не уловляется словами лести, не остается вместе с женщинами, особенно нескромными, не длит бесед с женами. 
(Прп. Ефрем Сирин)"

 
 
  "Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь – изнуряя плоть, воздержание освящает ее. Управляй своим глазом, чтобы когда-нибудь через зрение не вторглись в тебя стремительные волны вожделения. Воздержание рождает целомудрие, сохраняет здоровье и устраняет препятствия к добрым делам во Христе.  
  Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить.
  Воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого бывает осуждаемое Апостолом непощадение тела, но в совершенном отречении от собственных своих желаний. 
(Свт. Василий Великий)"

 
 
 

  "Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего безчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Воздержание в пище Бог повелевает для того, чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей. Глаз создан для того, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя. Не для того Бог создал тебе глаза, чтобы ты делал их орудием прелюбодеяния, но для того, чтобы, взирая на Его творения, благоговел перед Творцом. 
  Невоздержанность же омрачает, обезображивает душу, живого делает мертвым, побуждает к совершению беззаконий, возбуждает склонность к удовольствиям, умножает ненависть, будит вожделения.  
Человек воздержанный и подвизающийся в делах справедливости живет вместе с Ангелами и подражает их великолепию. 
(Свт. Иоанн Златоуст)"
 
 

"Как змее невозможно совлечь с себя старую свою кожу, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы застарелых своих во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека совлечь с себя не можем, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения.
(Прп. Вонифатий Феофанский)"
 
 
 
  "Иные воздерживаются от явного блуда, татьбы, любостяжания и подобных худых дел, и потому ставят себя в числе Святых; но им многого не достает, чтобы стать святыми на самом деле и поистине; потому что нередко в уме еще скрывается, живет и пресмыкается порок, и вовсе не удалялся от них. Святый же есть тот, кто освятил и совершенно очистил внутреннего человека. Некто из братьев, молясь вместе с другими братьями, пленен был Божественною силою и в восхищении видел горний град Иерусалим, светлые тамошние жилища, беспредельный и неизреченный свет, слышал голос, который говорил: "вот место упокоения праведных"!
  Потом, надмившись и возымев высокое о себе мнение, впал в глубину греха, и в последствии стал добычею великих зол. Если же так было с ним; то возможно ли простому человеку сказать: "поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение, сохранил себя от упомянутых худых дел, то ничего уже не остается, чтобы и мне быть Святым?" Воздержание от видимых худых дел не есть еще совершенство, как сказано; но очищение ума - вот совершенство!
(Прп. Макарий Великий)"

 
 
 
 

"Не все желания свои исполняй. Человекотворцем должно назвать того, кто успевает умягчить нрав необразованных и заставить их полюбить науки и образование. Равным образом и тех, кто людей невоздержной жизни приводят к жизни добродетельной и богоугодной, тоже должно считать человекотворцами, потому что они будто воссозидают людей. Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих. Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения.
(Прп. Антоний Великий)"
 

 



 
 




 
 
 
  Ответ: "И пост, и воздержание (говение), и благоговение - почти синонимы, т. е. слова, имеющие почти один и тот же смысл...
  Но в церковной жизни повелось еще от Ветхого Завета, что пост чаще всего относят только к воздержанию от пищи и питья (от предметов внешних)...
  В Священном Писании под постом подразумевается полное воздержание от употребления любой пищи и любого питья (примером тому являются и Моисей с сорокадневным постом на Синае, и др. пророки, и Сам Господь Иисус Христос после Своего Крещения в Иордане)...
  В последствии же, в связи с немощностью человечества, Церковь постановила дифференцированный подход к пощению разных по своим духовной и телесной силам людей...
  Характерным примером церковной снисходительности является т. н. заговение, предусматривающее непосредственно перед тем или иным постом мягкое воздержание христиан от тех или иных продуктов питания...
  Заговение позволяет чревоугодной немощности людей легче (мягче) перейти из этапа возможного объядения к периоду лишения себя той или иной любимой еды...
  Современный пост предусматривает для христиан возможность их избирательного воздержания: от мяса, от животных продуктов, от рыбы, от растительного масла (елея), от вина, от горячей растительной пищи (сухоядение), от сырой (холодной) растительной пищи, от воды (полное воздержание от пищи и питья)...  
  В первые три века по Рождеству Христову в церкви отсутствовали многодневные посты…
  Отсутствовали и сами понятия постной и скоромной пищи…
  Пища и питьё начали различаться по этим признакам с четвёртого века в появившемся тогда монашестве…
  Тогда же и там начали появляться и многодневные посты…
  Монашеские многодневные посты с дифференцированием пищи и питья стали постепенно переходить и в мирскую среду…
  До четвёртого века все христиане постились по одному дню от восхода солнца до его заката при полном воздержании от всякой пищи и питья (что практически и позаимствовали потом мусульмане)…
  Современные методики постов не имеют канонического характера, но являются только традиционно-историческими, т. к. по этому поводу церковь не вынесла ни одного соборного постановления/канона…
  Не случайно многие духовники довольно свободно советуют своим духовным чадам разнообразные способы постов (в соответствии с индивидуальностями своих пасомых и с их конкретными жизненными условиями/обстоятельствами)…
  Тем более, что пост из монастырей неблагоразумно механически переносить в мир…
  Ибо безрассудно подходить с одной и той же меркой к монахам и к мирянам, к давно воцерковляющимся и к новоначальным, и пр. …
  Пост как общепринятый в наше время термин является частным случаем воздержания внешнего - от наружных предметов (не только от пищи и питья, но и от телевизора, компьютера, празднословия, развлечений, от всего того, с чем человек может соединяться посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и пр.)...
  Благоговение же (благое/доброе воздержание) относят обычно к посту внутреннему - т. е. к воздержанию от страстей/стужевания и к стремлению к благостям/трезвению:

  "2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; 
  (Пс. 85)"

"Благодарное сердце можно иметь постоянно, несмотря ни на какие занятия и дела. Равно и все другие благоговейные к Богу чувства – страха Божия, упования, предания себя в волю Божию, а наипаче любви – тоже и можно, и должно иметь постоянно. Кто их имеет, тот непрестанно с Богом пребывает и непрестанно молится. 
(Свт. Феофан Затворник)"




 
  Понятие воздержания относят обычно ко всем видам христианского поста, т. к. под ним подразумевается частичное или полное ограничение в употреблении тех или иных духовных или материальных предметов... 
  Воздержание - суть самоограничение христианина в употреблении им того или иного творения Божия или творения человеческого (например, страстей и др. зла) которые он использует обычно с целью получения того или иного рода удовольствия...
  Воздержание - суть общий случай случаев частных (поста и благоговения)...
  Поэтому когда применяется термин воздержание, то могут подразумеваться и пост, и благоговение...
  Разница же между постом и благоговением состоит в том, что христианский пост без благоговения быть не может, а благоговение без поста быть может (у христиан, прошедших этап очищения от главных пороков)...  
  Цель воздержания (так же как и цель исполнения христианином любой другой заповеди Христовой) - радость Господа Иисуса...
  Смысл поста (так же как и смысл любой другой заповеди Христовой) для христианина заключается в том, чтобы разлюбить и зло, и творения Божии как источники удовольствия...
  Смысл поста (так же как и смысл любой другой заповеди Христовой) для христианина состоит и в том, чтобы удовольствие разлюбить, а Господа Иисуса Христа полюбить...
  А полюбив Христа - соединиться с Ним... 
  А соединившись с Иисусом - спастись...
  И спастись не только ещё здесь - в земной мимолетной жизни/церкви, но и Спастись в жизни бесконечной - в Царстве Божием/Церкви...

  "Духу легче и свободнее устремляться и лететь к Господу, когда тело не обременяется яствами, а душа заботами. В пост лучше и удобнее размышлять о себе, о вечной жизни и о грехах, препятствующих любить Господа. И о молитве чаще напоминает в пост то богослужение, то звон колокола, то множество молитвенников и исповедников, желающих исповедать или раскрыть глубину сердца своего перед невидимым Господом. 
  Постом и чувства очищаются, дабы вкусить и видеть, сколь благ возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Следовательно, пост — врачевство для духа и тела нашего, и Вы проводите его, конечно, так, как внушает Церковь и советует непрестанно Ваша совесть, Ваше сердце, бьющееся ко славе Господа. Мне пришло на мысль напомнить Вам в пост о посте духовном. Для того, чтобы наложить пост на самый дух, надо откинуть все попечения, отсечь все плотские пожелания, оставить все любимые мысли. Поститься — значит держать весь ум, все сердце при едином распятом, Господе Иисусе Христе. 
  Сия одна мысль, как крест, должна распинать всю душу Вашу и чувственные пожелания со страстями и похотями. Надеюсь, что покаяние Ваше в первые дни Четыредесятницы приготовит Вас к сему духовному посту, на весь пост, до дня Воскресения. Святой апостол Павел ничего не хотел видеть и знать у коринфян, кроме Иисуса Христа. Благословите Иисусово имя, держите имя Господа Иисуса Христа всегда в уме и в сердце Вашем! Когда слышите сие сладчайшее имя, тотчас всей мыслью обращайтесь к Иисусу Христу распятому, всем сердцем припоминайте имя Его, как Посетителя душ и сердец наших, как Самого Господа.
(Свт. Иннокентий Пензенский)" 



 

  Через воздержание (как и через исполнение всех др. заповедей Иисусовых), христианин радует Господа своим спасением (своими бесконечными обожением и блаженством)...
  Воздерживаясь от употребления той или иной твари или от того или иного рода зла, христианин, соответственно, воздерживается и от того или иного рода удовольствия, получаемого от них...
  Воздерживаясь же от того или иного рода удовольствия, христианин соответственно уменьшает и свою зависимость от него - он умаляется в своей любви к нему (в своей потребности в нем)...
  Уменьшаясь же в своей любви к удовольствию вообще (к любой твари и к любому роду зла), христианин приобретает главную свою способность - возрастать в любви к Господу Иисусу Христу...     
  Уменьшаясь же в своей потребности к удовольствию (а также к твари и ко злу, приносящим его), христианин возрастает тем самым в главной своей потребности ("алчбе и жажде") как в добре, так и в его Источнике - Господе Иисусе Христе...
  Через благоразумное воздержание христианин приобретает и возможность, и способность любить Христа всем своим существом (благоговеть)...
  Христос становится для постящегося христианина самым главным Предметом в его жизни ("Сокровищем")...  
  После окончания земной телесной жизни, душа такого христианина отходит к Предмету своей любви, к своему "Сокровищу" - Христу...
  Такой человек исполняет замысел (волю) Христа о себе - он достигает состояния своих бесконечных блаженства и обоживания...
  Поэтому Христос и радуется...
  Поэтому Христос и радуется, когда христиане постятся или исполняют другие Его заповеди...
  Потому что через жизнь по заповедям Христовым (в том числе и через воздержание) христиане спасаются - они достигают своего бесконечного блаженства во Христе, соединяясь в Нём со Святою Троицей и сами реально становясь богами...
  Из вышенаписанного становится совершенно ясно, что воздержание без покаяния (без Христа/без устремленности к Нему/без молитвы/не ради Иисуса/без любви ко Господу) и благоразумия (неумеренное, неуместное, несвоевременное) является неправильным/злым, наносящим вред постящемуся как внутренний (духовно-душевный), увеличивая его в гордости (напр., в тщеславии и осуждении), так и внешний/телесный (заболевания/расстройства желудочно-кишечного тракта/метаболизма, анемия и пр.)...
  В заключение напомним Вам о необходимости благоразумия при любом роде воздержания (особенно от пищи и супружеской близости)...
  Очень важно придерживаться и умеренности, и своевременности...
  Нельзя новоначальным христианам, каковыми мы все являемся, превышать меру, которая неизбежно приводит к сильной скорби, которая в свою очередь приводит к печали и унынию (которые отвлекают внимание христианина от Христа к себе самим)...
  Превышение меры при посте пищевом приводит и к телесной слабости человека, и к его неспособности выполнять свои общественные (например, семейные) и производственные обязанности...
  Одинаково важны как постепенность, так и неуклонность поста...
  Торопливость же и нетерпение - от безрассудства и гордости...
  Нельзя торопиться, а не то будет вред, а не польза...
  Всему свое время, своя мера и свое место...
  Важность благоразумия при любом роде воздержания невозможно переоценить...
  Только своевременное, уместное и умеренное воздержание (от любого предмета, независимо от его природы) может быть правильным (полезным) для христианина...
  Неблагоразумное же (от гордости, невежества, заблуждения и пр.) воздержание может быть не просто бесполезным, но и крайне вредным для безрассудного "подвижника"...
  Кроме того, существует и нечестиво-бесчинный тип безумного воздержания, неотделимый от стужевания (культивирования страстей)... 
  Понятию благоговения, таким образом, противостоит термин злоговения...
  Злоговение является свободным и осознанным воздержанием безумных людей (бесов) не только от истины и добра вообще (напр., от заповедей Господних), но и от Самого Источника добра - от Господа Иисуса Христа...
  Безумное воздержание человека от добрых предметов может привести его в состояние полного неприятия им ни Самого Бога, ни Его благодати - в состояние его полной неспособности соединяться с Христом...
  Именно злое/неправильное воздержание не позволяет усопшему человеку войти в Царство Небесное - соединиться с Церковью во Христе (с Ее неизреченным бесконечным блаженством)...
  Именно безумное воздержание принуждает умершего телом человека выбрать для своего вечного пребывания геенну с ее неизреченными страданиями...
  Привыкший ко злу и отвыкший от добра (особенно от благодати Божией) безумный человек испытывает от добра (особенно от благодати Божией) несказанные муки...
  Привыкший к воздержанию от благодати Божией нечестивый человек в Царстве Небесном испытывает несказанно большие муки, чем в геенне...
  Благодать Божия жжет бесчинного человека подобно огню...
  Геенна - суть способ (место) существования привыкшего к отсутствию благодати безблагодатного (привыкшего ко злу) человека...
  В Ветхом Завете есть замечательная иллюстрация на данную тему...
  Когда евреи были пленены халдеями и угнаны в изгнание в Вавилонское рабство, то три добролюбивых отрока радостно пребывали внутри огненной печи, жар от которой был настолько силен, что попалил насмерть множество стоящих окрест нее халдейских язычников...
  Один и тот же печной огонь (внутри печи!) орошал благочестивых отроков прохладною росою, и тот же самый огонь (снаружи!) не только не позволял халдеям приблизиться к печи, но и даже пожег их на расстоянии!...
  Даже и волосы на головах святых отроков не были опалены - расхаживая внутри печи, они радостно распевали благодарственные и хвалебные песни Богу...
  Печь здесь - образ Царства Небесного, Церкви, Христа...
  Огонь печи - образ благодати Божией...
  Отроки - образ усопших праведников, посвятивших свою земную жизнь исполнению заповедей Христовых, важнейшая из которых - правильное воздержание...
  Радость отроков - образ бесконечного и неизреченного блаженства праведников в Царстве Небесном... 
  Неповрежденность отроков - свидетельство их духовного родства, их подобия и Христу, и Его благодати... 
  Попаление язычников печным жаром - образ мучительного и смертельно опасного воздействия Благодати Христовой на нечестивых людей не только и не столько еще в их земной жизни, сколько в загробном мире...
  Стояние же халдеев поодаль от печи - образ отдаления от Царства Небесного (от благодати Христовой) нечестивых во аде, образ пребывания в геенне безумных людей, зло воздерживавшихся в земной жизни... 
  Непривычный к добру человек в геенне испытывает муки от отсутствия привычных на земле удовольствий...
  Но несравненно более тяжкие страдания он испытал бы в Царстве Небесном от благодати Христовой...
  Геенна и Царство Небесное - два единственно возможных способа (места) существования для усопших человеческих душ...
  Геенна - проявление любви Божией по отношению к усопшим людям, не терпящим добра, это милость Христова по отношению к ним... 
  Жар, который ощущали халдейские язычники, стоящие поодаль от печи, хоть и обжигал их, но все-таки был терпим для них и был несравним по своему воздействию с теми летальными последствиями, которые ожидали бы их, попади они вовнутрь полыхающей огнем печи...
  И хоть души людей в геенне и испытывают сильнейшие муки, все же они являются значительно меньшими по сравнению с теми страданиями, которые они ощущали бы, пребывая в Царстве Небесном...
  Ниже мы приведём соответствующий фрагмент из Библии, почти полностью посвящённый этой теме:

  "10 Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.
  11 Вы беременны сеном (условная мера зла - от авт.), разродитесь соломою (условно большею мерою зла - от авт.); дыхание ваше – огонь (скорбь как от своего собственного зла зла, так и от благодати/любви Божиих - от авт.), который пожрёт вас (и в геенне, и во Царствии - от авт.).
  12 И будут народы (нечестивые/бесчинные - от авт.), как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне (гееннском огне собственных страстей, т. к. там мучения грешников меньшие, нежели рядом с Богом в раю - от авт.).
  13 Слушайте, дальние (погибшие/отделённые/проклятые/анафемизированные своим собственным злом/грехом - от авт.), что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.
  14 Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем (благодати Божией - от авт.)? кто из нас может жить при вечном пламени (любви Божией - от авт.)?» –
  15 Тот (только - от авт.), кто ходит в правде и говорит истину (кто живёт по заповедям Божиим - от авт.); кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла (добролюбивые и ненавидящие зло - от авт.);
  16 тот (только - от авт.) будет обитать на высотах (во Царствии Горнем/Небесном - от авт.); убежище его – неприступные скалы (небесный Иерусалим - от авт.); хлеб ("Животный"/надсущный/бесконечное Причастие Святой Троицы во Христе - от авт.) будет дан ему; вода (та самая "живая"/"источник" благодати Божией - от авт.) у него не иссякнет (вспомним разговор Христа с самарянкой у колодца Иаковлева - от авт.).
  17 Глаза твои (праведников - от авт.) увидят Царя в красоте Его (с радостью/блаженством - от авт.), узрят землю отдалённую (Царство Небесное/Божие, райские Отеческие "обители" - от авт.);
  18 сердце твоё будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший [дань?] где осматривающий башни? (князи мира сего, стремившиеся в земной/дольней жизни лишь к славе/власти/богатству и к пр. преходящим/временным/порочным ценностям/приоритетам/целям - от авт.»
  19 Не увидишь более народа свирепого (злого - от авт.), народа с глухою, невнятною речью (бессовестных/двоедушных/малодушных - от авт.), с языком странным, непонятным (лживых/лицемерных/безрассудных - от авт.).
  20 Взгляни на Сион (горнее Царство Божие - от авт.), город праздничных собраний наших (по исходу душ из тел бренных - от авт.); глаза твои увидят Иерусалим (Небесный - от авт.), жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы её никогда не исторгнутся, и ни одна вервь её не порвётся (речь здесь идёт о бесконечности блаженства/обоживания во Царствии Небесном - от авт.).
  21 Там у нас великий Господь (Его благодать - от авт.) будет вместо рек, вместо широких каналов (вместо сточных/мутных вод мира сего/зла земного/человеческого/бесовского - от авт.) ; туда не войдёт (не сможет/не захочет - от авт.) ни одно вёсельное судно (бесчинные - от авт.), и не пройдет большой корабль (нечестивые - от авт.).
  22 Ибо Господь (благодать Его - от авт.) – судия наш (решающий фактор за гробом - от авт.), Господь – законодатель наш (известивший заблаговременно обо всей истине/канонах/правилах через пророков, апостолов и св. людей - от авт.), Господь – царь (Самое Главное/Цель/Средство/Жизнь - от авт.) наш; Он (только - от авт.) спасёт(благодатью Своею - от авт.) нас (только праведников, стремящихся к Святой Троице во Христе, любящих Её в Иисусе и способных жить/блаженствовать/обоживаться благодатью Божией - от авт.).
  23 Ослабли (по исходу души из тела - от авт.) верёвки (способности/стремление ко злу/греху - от авт.) твои (нечестивый/бесчинный - от авт.), не могут удержать мачты и натянуть паруса (злые/порочные деятельные возможности/способности - от авт.). Тогда (сначала на мытарствах/на Частном, а потом и на Страшном Судах - от авт.) будет большой раздел добычи (злые получат своё вечное зло/скорбь/дьявола в геенне, а добрые обретут своё бесконечное блаженство/добро/Бога во Царствии Небесном - от авт.), так что и хромые (покаявшиеся от всего сердца в земной жизни в своём зле и исправившиеся - от авт.) пойдут на грабёж (за "добычей" бесконечных блаженства/обоживания в Царство Божие, как бы похитив его из коварных/лживых лап человеконенавистника сатаны, как бы ограбив дьвола - от авт.).
  24 И ни один из жителей (насельников Обителей Райских/Отчих - от авт.) не скажет (уже - от авт.): «я болен» ( что имею в себе зло/грех/немощь/скорбь - от авт.); (ибо - от авт.) народу, живущему там, будут отпущены согрешения (упразднены благодатью Божией все те самые "болезни" и соделан во Христе богоподобный человек Нового/Небесного Века: бесстрастный/нетленный/бессмертный - от авт.).
  (Ис. 33)"

  А вот ещё немного о гееннских и Райских/Небесных образах (комментарии/объяснения, нам кажется, здесь - излишни):

  "
2 Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.
  3 И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.
  4 И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы.
  5 Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию.
  6 Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.
  7 И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьётся земля их кровью, и прах их утучнеет от тука.
  8 Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
  9 И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою:
  10 не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым её; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней;
  11 и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения.
  12 Никого не останется там из знатных её, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто.
  13 И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.
  14 И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.
  15 Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.
  (Ис. 34)"
  "1 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс;
  2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.
  5 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся.
  6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки.
  7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.
  8 И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
  9 Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные.
  10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
  (Ис. 35)""
 

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, Слова 40-е, 76-е и 77-е прп. Симеона Нового Богослова (См. библиотеку сайта), слова прп. Ефрема Сирина, "Слово о посте" свт. Амвросия Медиоланского с сайта Святоотеческое наследие, статьи Ольги Рожневой, протоиер. Андрея Ткачева, архим. Тихона (Шевкунова), протоиерея Валентина Асмуса, прп. Ефрема Сирина, протоиерея Александра Немчинова, архим. Никифора (Хори), Дмитрия Дементьева с сайта Православие.Ру и соответствующие же видеоматериалы и статьи с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Логослово...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/ 
  http://serafimov.narod.ru/temmat/vozderj.html
  http://serafimov.narod.ru/temmat/yazik2_.html#8
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0079
  http://www.pravoslavie.ru/put/57726.htm
  http://www.pravmir.ru/poslednyaya-propoved-prot-vsevoloda-shpillera-ne-bojtes-borby/
  http://azbyka.ru/dictionary/08/zagovenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/03/vozderjanie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/04/govenie.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/02/blagogovenie.shtml
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_14/topic_5920/

 

 




 

                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ! 
 
      
 
     
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (16 Дек 13)
Просмотров: 16592

Поиск