"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

061. Вопрос: "Существуют ли какие-либо общие закономерности, характерные как для пороков, так и для добродетелей?"
 
  "14 Как напротив зла - добро и напротив смерти - жизнь, так напротив благочестивого - грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого. 
  (Сир. 33)"
  "27 Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путём. 
  (Прит. 29)"
  "12 и, по причине умножения (увеличения/возрастания - от авт.) беззакония (порочности/зла - от авт.), во многих охладеет (уменьшится - от авт.) любовь (как совокупность всех добродетелей/добра - от авт.)
  (Мф. 24)"
  "22 Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама - от авт.), и делами вера достигла совершенства?
  (Иак. 2)"
  "12 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
(Рим. 12)"
  "9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, 
  (Евр. 1)"







 
 
"Когда в твоём сердце нет Христа, вместо Него в нём будут деньги, имущество или люди.
(Свт. Амфилохий Иконийский)"



Картинки по запросу икона святителя амфилохия иконийского



"В нас есть и свет и тьма. Мы должны делать что можем, чтобы взрастить в себе свет - и тогда тьма уйдет.
(Прп. Иероним Эгинский)"







                           Рака с мощами прп. Иеронима Эгинского


9SORIGNIO
 


"Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
(Прп. Амвросий Оптинский)"

 
 

 
 
"Любовь больше даже молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая.
(Прп. Иоанн Лествичник
)"


 
 
 
 
 "Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божии, чрез которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своем послании даёт нам наставления, как достигнуть этих дарований. Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, т. е. добрые дела; в добродетели — рассудительность, т. е. разум духовный; в разуме — воздержание; в воздержании — терпение; в терпении — благочестие; в благочестии — братолюбие; в братолюбии — любовь. Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь — вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.
  Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит другую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.
(Схиигум. Савва (Остапенко))"


 
 

 
  "Молитва зависит от любви, любовь - от радости, радость - от кротости, кротость - от смирения, смирение - от служения, служение - от надежды, надежда - от веры, вера - от послушания, послушание - от простоты.
  Касательно же видимого подвижничества и того, какое доброе предначинание выше и есть самое первое, знайте, возлюбленные, что все добродетели одна на другой держатся, и взаимно между собою связаны, и как бы в некоей священной духовной цепи одна от другой зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от упования, упование от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
  Как и с противной стороны, пороки один другим производятся: ненависть раздражительностью, раздражительность гордостью, гордость тщеславием, тщеславие неверием, неверие жестокосердием, жестокосердие нерадением, нерадение разленением, разленение небрежностью, небрежность унынием, уныние малодушием, малодушие сластолюбием, и прочие пороки взаимно один от другого зависят: так и на доброй стороне добродетели во взаимной между собою зависимости. 
  Добродетели одна с другою связаны и одна на другой держатся, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так например, молитва держится на любви, любовь на радости, радость на кротости, кротость на смиренномудрии, смиренномудрие на служении, служение на надежде, надежда на вере, вера на послушании, послушание на простоте; как и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с жестокосердием, жестокосердие с нерадением, нерадение с разленением, разленение с небрежностью, небрежность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием; а таким же образом и прочие члены порока держатся один на другом.
  В одном сердце есть два рода жизни - жизнь света и жизнь тьмы.
(Прп. Макарий Великий)"
 
 

  "Все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собою; точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собою. По причине этого сродства произвольное подчинение одному благому помыслу влечет за собою естественное подчинение другому благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первою. Напротив того, произвольное подчинение одному греховному помыслу влечет невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечет к невольному впадению в другой грех, рождаемый первым.
  Знай, что все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собой. Это сродство, этот союз - грех. Если ты подчинился одной страсти, то чрез подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы, собеседованием с влагаемыми им помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями, то ты поступил в рабство ко всем духам. По побеждении твоем, они будут передавать тебя друг другу, как пленника. Этому учат святые Отцы, этому учит самый опыт.

   Молитва, будучи дочерью (следствием - от авт.) исполнения Евангельских заповедей, есть вместе и мать (причина - от авт.) всех добродетелей.
 
 От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и добродетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добродетелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются противоположные им добродетели.
(Прп. Паисий Святогорец)"







"Зло одно от другого получает силу, равным образом и добро возрастает крепнет одно от другого.
(Прп. Марк Подвижник)"


 

  

"Добродетели имеют между собою равность в том отно­шении, что все воедино сво­дятся, к одному ведут концу и один все вместе лик доброде­тели полным делают. Но есть добродетели, большие других добродетелей, как объемлю­щие и совмещающие в себе очень многие, или даже и все добродетели, каковы — боже­ственная любовь и смирение и божественное терпение.
(Прп. Григорий Синаит)"







"Тщеславие и сребролюбие суть взаимные друг друга породительницы. Ибо иные богатеют из тщеславия, а иные обогатясь - тщеславятся.
(Прп. Максим Исповедник)"



  
"
Все страсти тесно связаны между собою: ненависть со скупостию, гордостию, завистию и другими! Дай только овладеть собою одной страсти — тобою овладеют и другие. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



  

"Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"Спасение же наше иначе не может состояться, если не изменится ум наш и не соделается иным действием силы Божией, так чтобы стал он умом обоженным, т. е. бесстрастным и святым. Обоженным бывает тот ум, который внутри себя имеет Бога. Впрочем, чтобы стал таковым ум сам от себя, это невозможно. Только тот ум, который соединяется с Богом посредством веры и познает Его через делание заповедей, — только такой наивернейше сподобляется видеть Его и созерцательно; ибо через посредство веры, какую имеет он во Христа, вселяется Христос внутрь его и делает его обоженным. Сохраняется же ум обоженным через то, если всегда поучается в том, что есть Христово, и непрестанно внимает закону Его; ибо поколику внимает кто закону Христову, потолику соблюдает и заповеди Его (и через это содержит себя обоженным); как опять кто имеет ум обоженным, тот потому самому всегда поучается в том, что Христово, непрестанно внимает закону Его и творит заповеди Его (свидетельство причинно-следственной взаимосвязанности - от авт.). 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"






"Ибо обыкновенно одна добродетель вызывает другую, подобную ей, и помогает ей тем самым, что, установившись в сердце, предрасполагает его и к принятию своей подобницы, уготовляя наперед там для нее как бы престол для восседания. Кто добре и всеусердно упражняется в одной добродетели, тот вместе с тем не только научается наперед, как упражняться и в другой, но с умножением навыка в ней возбуждает, растит и крепит и все другие добродетели, по причине нераздельности их между собой, ибо они все суть лучи, исходящие от одного и того же Божественного света.
(Прп. Никодим Святогорец)"







"Цель, и единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить в себе страсти (пороки вообще: как внутренние, так и внешние - от авт.) и заменить их противоположными добродетелями.
(Прп. Варсонофий Оптинский)"









  "Правда означает всякий вид добродетели, так что равно достоин ублажения алчущий как благоразумия, так и мужества, и целомудрия или чего-либо другого, что только заключается в том же понятии добродетели.
  Ибо невозможно одному какому-либо виду добродетели, в отдельности от прочих, самому по себе быть совершенной добродетелью. В чём не усматривается чего-либо доброго - значит, оно противоположно добру: целомудрию противоположно распутство, благоразумию - безумие, да и всему хорошему, без сомнения, есть нечто противоположное.
  Если в правде не усматривается вместе и всё истинное, то невозможно остальному быть добром.
(Прп. Пётр Дамаскин, Толкование на 4-ю заповедь о блаженствах)" 




Картинки по запросу икона петра дамаскина




"Благодать помогает мало кушать, а бес толкает на многоядение и услаждение пищею.
(Прп. Силуан Афонский)"


















  
  Ответ: "Ваш вопрос связан с вопросом № 96...
  Как для пороков, так и для добродетелей (для этих двух противоположных предметов) можно выделить девять общих, основных закономерностей:
  1. Неслитность...
  2. Нераздельность... 
  3. Соборность...
  4. Причинность...
  5. Следственность...
  6. Причинно-следственная взаимосвязанность/взаимозаменяемость...
  7. Симметричность...
  8. Антагонистичность...
  9. Иерархичность...       
  Система - суть совокупность тех или иных предметов/элементов (в данном случае пороков и добродетелей) объединенных одними и теми же (идентичными) закономерностями...
  Человек в настоящем своем, падшем состоянии, представляет из себя единую, неслитную, нераздельную, соборную, симметричную, взаимосвязанную систему, построенную по иерархическому принципу и состоящую из двух подсистем...  
  Одна подсистема состоит из пороков и относится ко злу...     
  Другая подсистема состоит из добродетелей и относится к добру...  
  Каждая подсистема возглавляется системообразующим, соборным пороком...
  Злая подсистема возглавляется ненавистью...
  Добрая подсистема возглавляется любовью...
  Ненависть является причиною четырех главных, соборных, неслитных и нераздельных пороков: своеволия, гордости, сластолюбия и злолюбия... 
  Эти четыре фундаментальные, главные пороки являются в свою очередь, причинами всех остальных пороков злой подсистемы... 
  Любовь является причиною четырех главных, соборных, неслитных и нераздельных добродетелей: послушания, смирения, мученичества и добролюбия...
  Эти четыре фундаментальные главные добродетели являются, в свою очередь, причинами всех остальных добродетелей доброй подсистемы... 
 
  1). Неслитность системы - суть способность каждого предмета системы (порока или добродетели) иметь свойственные только ему одному качества...
  Об индивидуальных качествах пороков и добродетелей излагается в соответствующих разделах нашего сайта...  
  2). Нераздельность системы - суть способность каждого предмета системы быть всегдашней, обязательной и неотъемлемой частью системы...
  Рассмотрим, например, своеволие:
  Человек не может нарушить волю Божию и исполнить свою волю без превозношения себя самого с уровня твари как минимум на уровень Творца, т. е. без гордости...
  Человек исполняет свою волю, нарушая волю Божию и превознося себя только по причине своего стремления к удовольствию (по причине сластолюбия)...
  Своеволие разъединяет человека с Богом, поэтому оно относится ко злу...
  Человек же, свободно и сознательно творящий зло, стремится к нему (злолюбив) по определению...  
  Можно сказать, в частности, о своеволии, что оно и горделиво, и сластолюбиво, и злолюбиво...
  Или, например, что сластолюбие и своевольно, и горделиво, и злолюбиво...
  То же самое относится в полной мере и к добродетелям...   
  3). Соборность системы - суть способность того или иного предмета системы состоять из других предметов системы...
  Например, ненависть человека к Богу состоит из его своеволия, гордости, сластолюбия и злолюбия...
  Ненависть же человека к Богу означает по определению и ненависть человека к самому себе, состоящей и из жестокосердия, и из жестокости, т. к. посредством неё он обрекает сам себя на вечные гееннские муки...
  4). Причинность системы - суть способность того ли иного предмета системы являться причиною другого предмета системы...
  Например, ненависть, рождающая жестокосердие и жестокость, является причиною и своеволия, и гордости, и сластолюбия, и злолюбия, которые в свою очередь, являются причинами всех остальных пороков...
  В полной мере это относится и к доброй подсистеме...      
  5). Следственность системы - суть способность того или иного предмета системы являться следствием другого предмета системы...
  Например, своеволие, гордость, сластолюбие и злолюбие являются следствиями ненависти...
  Отсюда становится ясным, что все пороки, являясь их следствиями, одновременно являются и следствиями ненависти... 
  В полной мере это относится и к доброй подсистеме...
  6). Причинно-следственная взаимосвязанность/взаимозаменяемость системы - суть неслитная и нераздельная способность каждого предмета системы являться одновременно и причиною, и следствием изменения как абсолютной, так и относительной величины друг друга... 
  Например, культивируя гордость, человек адекватно возрастает и в своеволии, и в сластолюбии, и в злолюбии, и в причине гордости - ненависти...
  Возрастая же в гордости, своеволии, сластолюбии, злолюбии и ненависти, человек соответственно умаляется в смирении, послушании, мученичестве, добролюбии и любви...
  Т. е. взаимосвязанными являются предметы как внутри любой подсистемы, так и предметы, принадлежащие разным подсистемам...

"Как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву (причину - от авт.) болезненно выжигает или отделяет её железом и причиняет искусственную боль, чтобы излечить болезнь (следствие - от авт.) - подобно сему Врач душ и телес употребляет оружие скорбей (мученичество - от авт.), чтобы исторгнуть корни (причину - от авт.) и загладив следы греха (следствие - от авт.), огнём страдания (мученичеством - от авт.) выжечь заразу наклонности к греховным услаждениям (сластолюбие - от авт.).
(Свт. Филарет Московский)"






 
  7). Симметричность системы - суть структурная и количественная идентичность (тождественность) предметов одной подсистемы по отношению к предметам другой подсистемы...
  Например, ненависть симметрична любви, своеволие - послушанию, гордость - смирению, сластолюбие - мученичеству, злолюбие - добролюбию и пр. ... 
  8). Антагонистичность системы - суть наличие прямо противоположных по своему качеству свойств у каждого симметричного предмета каждой подсистемы... 
  Например, ненависть желает вечной скорби, а любовь противостоит ей, т. к. она желает бесконечного блаженства и пр. ...
  9). Иерархичность системы - суть способность каждого предмета системы иметь разные по своей степени как абсолютную величину, так и относительную значимость...
 
  Любой порок, так же как и любая добродетель могут иметь разные по своей степени как врождённую, так и приобретенную, абсолютные величины...
  Любой порок, так же как и любая добродетель могут иметь разные по своей степени как врожденную, так и приобретённую, относительные друг по отношению к другу величины...
  Из всего вышеизложенного следует, что культивируя любой предмет любой подсистемы, человек одновременно культивирует и главные, и системообразующий предметы этой подсистемы...
  Например, возрастая в обиде, человек адекватно и одновременно возрастает и в злолюбии, и в сластолюбии, и в гордости, и в своеволии, и в ненависти...
  То же самое относится и к добродетелям: например, культивируя прощение, христианин соответственно и одновременно возрастает и в добролюбии, и в мученичестве, и в смирении, и в послушании, и в любви...
  И наоборот, культивируя (увеличивая) любой предмет любой подсистемы, человек одновременно угнетает (уменьшает) и симметричный ему, и главные, и системообразущий предметы другой подсистемы...
  Например, возрастая в обиде, человек адекватно и одновременно умаляется и в прощении, и в добролюбии, и в мученичестве, и в смирении, и в послушании, и в любви...
  То же самое относится и к добродетелям: например, культивируя прощение, христианин соответственно и одновременно умаляется и в обиде, и в злолюбии, и в сластолюбии, и в гордости, и в своеволии, и в ненависти...





 
  Каждую подсистему человека можно уподобить своеобразному генеалогическому древу, где ствол - системообразующий, соборный предмет, ветви - главные, соборные предметы, а ветки - простые предметы...
  Воздействуя на ту или иную ветку, человек одновременно воздействует и на всё дерево...
  Человек может выращивать дерево, а может и губить его...
  Воздействуя же на одно дерево, человек одновременно автоматически воздействует и на другое дерево, но с противоположным эффектом...  
  Если одно дерево выращивается, то другое дерево симметрично гибнет, и наоборот...
  До своего грехопадения у человека не было злой подсистемы...
  Человек обладал только одною доброю системою...
  Его добрая система была сугуба:
  Она обладала любовью к добру и его Источнику - Святой Троице (Абсолютному Добру)... 
  Она обладала и ненавистью ко злу...
  Истинное предназначение ненависти - ненавидеть зло...
  Человек должен был использовать ее как инструмент при исполнении заповеди Божией, данной прародителям по их создании - хранить и возделывать рай...
  Хранить рай - это и означает ненавидеть зло (отвращаться от него, умаляться в нём)...
  А возделывать рай - это значит любить добро (стремиться к нему, возрастать в нём) и его Источник, Саму Абсолютную Доброту - Бога...
  Сущность грехопадения человека состояла в неправильном использовании им данных ему при его создании, инструментов...
  Человек использовал любовь и ненависть вопреки воле Божией, с точностью до наоборот...
  Любовь стала любить зло...
  Ненависть же стала ненавидеть добро и его Источника - Бога...
  Ненависть стала ненавидеть и своего собственного носителя - человека...
  Оружие мира (ненависть) человек обратил против самого себя...
  В результате добрая система как бы раскололась на две подсистемы - добрую и злую...
  Каждый предмет злой подсистемы современного падшего человека - суть реликтовый предмет бывшей до грехопадения системы доброй, только как бы "испорченный" (порочный)...
  Отсюда и симметричность, и антагонизм... 
  Напр., изначально гордость (так же как и гнев) была предназначена для возвышения Бога и добра, а не себя самого и зла; для уничижения зла, а не добра и ближнего, и пр., и пр. ...
  Цель заповедей Христовых как раз и заключается в том, чтобы приблизить, насколько это возможно, падшего человека к его исходному, доброму состоянию - т. е. до своего грехопадения... 
  Заповеди Христовы - это подробная инструкция по правильному использованию человеком любви и ненависти, которая в Ветхом Завете в общем виде звучала еще и как: "Уклоняйся от зла (ненавидь/отрицай/отвергай зло) и делай (люби/принимай/усвояй) добро (стремись к нему)"..." 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, творение свщмч. Дионисия Ареопагита "О небесной Иерархии" с сайта Святоотеческое наследие и соответствующая же статья с сайта Тихая пристань...
 
  




 
     
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (18 Окт 12)
Просмотров: 1062

Поиск