"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

062. Вопрос: "Почему женщин не пускают на Афон?"


"Учащённая внимательная молитва при удалении от знакомства и свиданий с женщинами, есть средство сильное и действительное против блудной брани. (Авва Кир)"

  Записки православного монаха:
  "Необходимо исследовать: древние закрывали свои монастыри для жён и мирских соблазнов, потому что были сильные? Или были сильные, потому что закрывали? Подобно и о нас: открываем для всех сих, потому что слабые? Или слабые, потому что открываем? На наш взгляд как невозможно выпечь хлеб, если взять муки, но не дать воды и закваски, так невозможно проходить и правильную монашескую жизнь, если не создать необходимых условий внешних и внутренних.
  В одном монастыре список постригаемых накануне вывешивают в трапезной. И рясофорных послушников пишут сокращенно: «р. п.» Один вновь прибывший трудник спросил: «А что это означает?» А там был один монах юродивый и говорит ему: «р. п.» – это ручной пулемет: означает брата, достигшего непрестанной молитвы, он бесов длинными очередями косит». 
  Ну а если серьезно, тема ранних постригов и рукоположений непростая, монастыри сегодня не защищены от мира и его соблазнов. Братия соблазняется - падают, уходят в мир. Во всех больших монастырях со времени его открытия состав уже раза по три поменялся. Убегающие из мира, приходя в монастырь, часто мир там и находят, только в иной форме. Если бы все было так просто, то древние отцы наши и не закрывали бы двери для мира. Какой же выход?
  Только сильные меры: можно было бы в монастырях держать лишь послушников, больных и престарелых, плюс трудников, а монашествующих водворить на скиты закрытые. Но кто станет об этом радеть? Как один молодой иеромонах ответил на пожелание ему духовного преуспеяния по случаю дня ангела: «Духовного преуспеяния? Быть бы живу!» И многие, воистину, в таком положении: «быть бы живу». Конечно, спасаются с трудом и там, но ни о собранной молитве, ни о чистоте сердечной, к сожалению, в тех местах говорить не приходится.
  И вот, вместо духовных плодов в 60 или 100 крат, хорошо, если сломанной пальмовой веточкой нас обрящут в час исхода. Трудное время, но плыть по течению нельзя, будет еще хуже. На ковре самолете блага духовные к нам не прилетят, да и не полезно было бы нам. Но одно дело, стонать, что все вокруг гибнет, а совсем иное дело - внимательно осмотреться, укрепиться надеждой на Бога, и сделать то, что в наших силах. Говорю это не по дерзости и не как власть имущий - кто я: блоха во Израиле? Но и не говорить о сем нельзя, ибо если на одном поле сеять рожь и полынь вместе, то о каких колосьях и речь быть может. Откуда тогда и хлебу взяться?
  К сожалению мир имеет сейчас полный доступ в наши обители уже и не как гость, но как хозяин. Лично мне видится выход такой. Возьмите пример прп. Паисия Величковского. Он не пытался исправить Киевскую Лавру, ни Медведковский монастырь. Для этого нужно, чтобы все захотели. А вот все как раз и не хотят. Он построил свое и с нуля, совершенно не так как принято, а так как учат святые отцы. Он это сделал, хотя и тогда времена были несладкие в духовном плане. И важно не то, как это будет называться: «санаторий для инвалидов духовной войны» или просто «частный сектор», а важно, чтобы все другое было по сути. Да вот хоть устав прп. Паисия Величковского и взять за эталон. А ведь это возможно." 







 
"В монастыре человеческая душа проходит путь неустанного освящения. Люди уходят из мира и становятся монахами для того, чтобы, убежав от причин и последствий грехов, добиться христианского совершенства.
(Архим. Ефрем, Ватопедский)" 







  "Пришел как-то к старцу Паисию Афонскому в монашескую келью человек и стал допытываться: - Почему монахи здесь сидят? Почему они не идут в мир на общественное служение? 
  - А разве маяки не должны стоять на скалах? - ответил старец. - Или прикажете им тоже переехать в город и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, а у фонарей - своё. Монах - это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах это маяк в высоких скалах, призванный светить в морях и океанах для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали главного пункта своего назначения Бога."






"Монашество есть древо высокорослое и многоплодное, которого корень – отчуждение от всего житейского, ветви – беспристрастие души и неимение никакого сочувствия к вещам, которые оставлены, плод – богатство добродетелей и боготворная любовь и неотлучная от них радость. 
(Свт. Феолипт Филадельфийский)"


 

"В знаменитом месте своих "Постановлений" преп. Кассиан предупреждает современных ему монахов, что "Монаху всячески надобно избегать женщин. Ибо если однажды вовлекут его в знакомство с собою, то уже не допустят ему более иметь покоя в келье, или заниматься богомыслием, созерцать чистыми очами святые предметы". Женщины, конечно, искушают плотскими помыслами... Сегодня это предостережение остается своевременным, но для монахов XX века можно прибавить и следущее: избегай телефона, путешествий и сплетен – тех форм общения, которые больше всего связывают с миром – ибо они охладят твой пыл и сделают тебя даже в твоей монашеской келье игралищем мирских похотей и страстей!"
(Иером. Серафим (Роуз))"
 
 
 
 

"Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело. Не дело монаха служить миру от труда рук своих. Это дело мирских. Мирской че­ловек мало молится, а мо­нах постоянно. Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва; и в этом — польза всего мира, ибо мир стоит молитвою; а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет.
(Прп. Силуан Афонский)"

 
 
 
 

  "Мы же, монахи, такие то есть, которые, подобно мне, ленивы, нерадивы и грешны, - что мы постраждем тогда? Какой стыд, какие муки обымут нас, когда увидим тех, которые в жизни сей имели жен и рабов и рабынь, веселящимися в царствии небесном вместе с женами и детьми своими? Когда увидим тех, которые исправляли разные должности и обладали богатством, угодившими Богу?
  Или, короче сказать, - когда увидим всех тех мирян, которые исправляли всякую добродетель и жизнь свою проводили в покаянии и слезах, со страхом Господним, стоящими в веселии светлости праведных? - Когда помыслим, что мы, которые оставили отцов и матерей, братьев и сестер и весь вообще мир для спасения душ своих, - некоторые же из нас оставили чины, богатство и все другие блага мира сего, - и, удалившись из мира, сделались нищими и монахами для стяжания царствия небесного, за свое нерадение и леность и за поблажку худым похотям своим, сами себя довели до того, что нас отбросили ошуюю вместе с блудниками и прелюбодеями и со всеми жившими непотребно в мире сем, тогда - увы нам! - какой страх и трепет и какой стыд покроет нас?!
  Поверьте мне, братие, что этот стыд будет для нас мучительнее всякого мучения грешных мирян. Когда я, отвергшийся мира и всего мирского, стану наряду с грешными мирянами, которые имели жен и детей и были озабочиваемы делами мирскими, чтоб равной вместе с ними подвергнуться муке, а они, обратившись и увидев меня вместе с собою, скажут: и ты, монах, оставивший мир, здесь вместе с нами стоишь? Как же это, как? - Тогда чем имею защититься пред ними и что сказать им? Кто может, братия мои, описать как следует словом ту великую скорбь, какою я имею объят быть тогда? Конечно никто. Да и что сказать и чем защититься?
  Оставили мы, монахи, мир и все, что в мире, но не отвратились от него всею душою; между тем то и есть истинно удаление от мира и всего мирского, когда кто, убегши от мира, возненавидит все мирское. И что есть мир? - Послушай. Не есть он ни сребро, ни злато, ни лошади, ни мулы, ни яства, ни вино, ни хлеб, потому что все, что необходимо для поддержания телесной жизни, употребляем и мы, монахи, едим и пьем, сколько потребно. Не есть он ни дома, ни поля, ни виноградники, ни загородные жилища; а что же есть? Грех, пристрастие к вещам и страсти. А яже в мире что суть?
  Пусть это скажет нам Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов: не любите мира, ни яже в мире... яко все, еже в мире, похоть плотская, похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. Почему, если мы, удалившись от мира и оставивши его, не соблюдаем этого, что нам пользы от одного удаления? Из какой бы части мира мы ни вышли и в какую бы страну ни переселились, везде встретим те же вещи и те же нужды, потому, будучи человеками, куда ни пойдем, нигде не можем жить иначе, как живут человеки, яко человеки.
  Где бы мы ни находились, везде нам необходимо потребное для тела, и кроме того, везде встретим жен, детей, вино, всякого рода плоды и прочее. Так уж устроена жизнь наша. Итак, от всего этого не убежишь, а от чего убежать можно? От пристрастия к сему. Тогда и греха легко избежать. Если же мы имеем похоть плоти, похоть очес и парение помыслов, то как, находясь среди всего этого, избежать нам греха и не подвергнуться уязвлению от стрел его?
  Но я знаю очень хорошо, что многие и в древние, и в нынешние времена сохраняли и сохраняют себя неуязвленными от него, и, находясь среди вещей и дел мирских, среди попечений и забот житейских, проводили и проводят жизнь в совершенной чистоте и святости, следуя указанию святого Павла, который говорит: время прекращено есть прочее; да имущии жены, яко не имущии будут и купующии, яко не содержаще преходит бо образ мира сего.
  Посему и о прочем разумевай, то есть кого бесчестят и обижают и тем подвигают на гнев, тот пусть не гневается; кого хвалят, тот пусть не держит в уме своем того, что говорят в похвалу ему; кто побуждается сделать кому отмщение, тот пусть будет в мире как мертвый всем сердцем своим, и прочее. Кто раз сделался таковым, тот прочее пусть усердно ревнует о том, чтоб уж и всегда соблюдать себя беспечальным даже о самой жизни тела. 
  Таковыми были и во всякое время бывают те, которые усердно подвизаются. Если мы не подвизаемся сделаться такими и проводить такую жизнь, то что скажем тогда на будущем суде? Что презрели славу и богатство? Но Господь скажет нам: но вы не оставили зависти, спорливости и задора. А что это отстраняет и отделяет нас от Бога, об этом говорит Апостол Иаков: аще зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших (есть и доброе рвение, когда кто ревнует другому с доброю целию, то есть чтоб и самому делать то добро, которое видит в брате своем), не хвалитеся, ни лжите на истину.
  Несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. Немного после опять говорит он: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете, и к сему прибавляет: прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть?. И подумай, не сказал он, что мир только есть враг Богу, но и любы мира, потому что из-за нее бываем мы прелюбодеями и прелюбодейцами. А что это истинно, послушай Самого Христа Господа, Который говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. И в другом месте сказано: не пожелай, елика суть ближняго твоего.
  Из сего явно, что не тот только удаляется от Бога и бывает врагом Ему, кто делом совершает грех, но и тот, кто любит его и похотно желает какой-либо вещи, то есть имеет пристрастие и привязанность к чему-либо земному и мирскому, потому что в этом и состоит любы мира. Почему, пусть кто наг и лишен всего земного и мирского и явно не делает никакого греха, но имеет любовь и пристрастие к сему, то он враг Богу, как говорит и Иоанн Богослов: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Но и Господь наш Иисус Христос говорит: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим, так что кто имеет расположение, пристрастие и привязанность к чему-либо другому, тот уже не исполняет сей заповеди.
  Мы же, бедные и несчастные, оставили то, что велико, славно и высоко в мире, а сделавшись монахами, любим кто рясы светлые, кто другие одежды красивые, кто пояса, кто обувь, кто яства и пития сладкие, кто ножи и прочие орудия или другие вещи, еще более ничтожные, из-за которых отпадаем от любви к Царю всех Христу и становимся врагами Ему, не чувствуя того. Почему если не покаемся в этом как должно и не отторгнем от души нашей всякой злой похоти и всякого лукавства, спорливости, задора и гордости, то всеконечно осуждены будем в огнь вечный, вместе с мытарями, блудниками, грешниками и с теми богачами, которые жили нечисто.
  Восприимем же подвиг, братия мои, и начнем творить всякую добродетель, всякое же худо и всякую страсть отвергнем от всей души, возненавидим всякую вещь, и большую, и малую, которая подвергает опасности души наши, и будем употреблять только такие, которыми не был бы занимаем ум наш и не услаждалось сердце, чтоб не попасть ошуюю вместе с грешными мирянами, из-за таких ничтожностей, и не увидеть братий наших и отцов стоящими одесную Бога и нас осуждающими, - не увидеть, говорю, грешным игуменам каждого монастыря игуменов, Богу угодивших в тех же монастырях; грешным диаконам - таких, которые просияли, как светила, в таком же диаконстве; грешным послушникам и рукодельникам - таких, которые, тем же занимаясь или проходя еще и низшие послушания, явились святыми и за то увенчаны наряду со святыми мучениками; осквернившим юность свою плотскими грехами не увидеть сохранивших сию юность в чистоте; мужам, падшим по нерадению своему, не увидеть таких, которые терпели брань плотскую от юности до престарения, и, однако ж, сохранили целомудрие свое; старикам, до конца жизни творившим дела несмысленных детей, не увидеть таких, которые в старости покаялись или даже сделались монахами и в короткое время, под действием страха Божия, отсекли злой навык, укоренившийся с юношеского возраста; которые смеялись - таких, которые плакали; которые безвременно ели и пили до сытости и пресыщения - таких, которые и в определенное время не вкушали вдоволь; которые проводили время в утехах и весельях - таких, которые всегда были печальны и унылы, воспоминая страшный день суда и грехи свои; которые, оставя богатство и славу, пришли и сделались монахами и, однако ж, нисколько не хотели подчиняться и смиряться - таких, которые пришли к нам от бедноты, но пожили с нами в смиренном послушании и за смирение свое соделались светлейшими и славнейшими многих царей и патриархов, стоящих там же вместе с ними одесную. 
(Прп. Симеон Новый Богослов)"


Преподобный Симеон Новый Богослов

 

"С женщиною не ешь никогда. Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтоб она вошла в жилище (комнату), потому что вслед за нею идет буря помыслов.
(Прп. Антоний Великий)"

 

 

  "Те из христиан, которые проводят жительство христианское, спасаются, а те, которые, именуясь христианами, проводят жительство языческое, погибают. Прежде было гораздо более святых между монахами и спасающихся между христианами, нежели ныне. Причина этому — общее ослабление в вере и нравственности. Но и ныне есть истинные монахи и истинные христиане. Повторяю вам: имеются иноки, недостойные своего имени и призвания; но это — злоупотребление установлением Божиим.
  Установление Божие не перестает быть установлением Божиим, не смотря на злоупотребления им человеками. Так и христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или и многие христиане проводят жительство противоположное учению Христову. Как о христианстве, так и о монашестве, должно судить по истинным христианам и монахам. Это нелегко: благочестие и добродетель, как целомудренные девы, всегда под покровами и келлии, и неизвестности, как бы под покровами тканей; напротив того, блудницы стараются полуобнаженными являться на позор.
  Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он — главный и первый между подвигами иноческими. Все прочие подвиги — подвиги, служебные этому подвигу; предприемлются они для того, чтобы подвиг молитвы совершался успешнее, чтоб плоды молитвы были обильнее. «Глава всякого благочестивого жительства, — сказал преподобный Макарий Великий, — и верх всех добрых дел есть постоянное пребывание в молитве.»
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"







"Кто умом своим стоит всегда вне мира и все время молится Богу - тот монах.
(Прп. Иоанн Лествичник)"






"Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо.
Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог.
(Митр. Иларион (Алфеев))"














  
 

  Ответ: "В 2004 (2003?) г. Европарламент вынес резолюцию как о нарушении прав женщин на Афоне в частности, так и о нарушении права граждан Евросоюза на их свободное перемещение/пребывание на всей территории Евросоюза, к которому относится и территория Греции (на территории которой, в свою очередь и находится Афон)...
  Нам кажется, что Ваше недоумение по этой "проблеме" в недалеком будущем (в связи с интенсивно развивающимися в Европе приоритетами либеральных ценностей) "удачно" разрешится...
  Нам очень хочется спросить наоборот: "А почему, собственно, в другие монастыри женщин пускают?"...
  Или и в пику: "А почему мужчин пускают в монастыри женские?"...
  Правило №1 православного монастырского устава строго запрещает женщинам находиться на его территории (впрочем, как и наоборот)...
  Афон и некоторые скиты других православных монастырей, всего лишь пока еще, хоть и с большим трудом, но продолжают соблюдать это самое правило...
  Аналогичное правило, запрещающее мужчинам находиться в женских монастырях, тоже ведь никто пока еще не отменял...
  Монастыри ведь предназначены для создания максимально благоприятных условий, позволяющих их насельникам в минимально возможные сроки проходить как этапы очищения и освящения, так и достигать духовного совершенства... 
  Для этого монастырь и призван максимально (насколько это только возможно) изолировать монахов от внешнего мира с его многочисленными соблазнами...
  По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), монастырь подобен теплой оранжерее... 
  Монахи подобны нежным орхидеям... 
  Соблазны же подобны заморозкам и сквознякам...
  Женщины являются для монахов сильнейшим блудным соблазном...
  Вы только представьте себе человека в пустыне, который не пил неделю, которого привели к прохладному источнику в зеленом оазисе и которому не дают пить из него...  
  Сможет ли такой человек не думать как о самой воде, так и о ее питье?...
  Вопрос риторический...
  Применительно к монахам, это тоже подобно пытке, особенно, если они еще не прошли этап очищения и являются молодыми и здоровыми мужчинами... 
  Это подтверждается и нередкими примерами того, что монахи оставляют монастыри и женятся (т. е. они не только "думают о питье", но и в полной мере "пьют эту воду")...
  И это только верхушка айсберга...
  А каков же сам айсберг?...
  К сожалению, современные реалии таковы, что люди в монастыри нередко идут не для отречения от мира, не для умного делания, не для послушания, покаяния и достижения духовного совершенства...
  Часто причины совсем другие...
  Их легион...
  Если же и приходят в монастырь люди ревностные, то нередко они составляют в нем меньшинство и поэтому они не в состоянии изменить к лучшему ту ситуацию, которая в нем уже сформирована...
  Многие современные монастыри (к великому нашему сожалению) занимаются, в основном, хозяйственной, социальной, общественной, культурной, просветительской, коммерческой и пр. деятельностью, и очень-очень мало и редко (как довеском) практикуют умное делание, т. е. то, для чего они, собственно и предназначены...
  Одним из последствий такой ситуации является и т. н. православный туризм...
  Большинство монастырей, к сожалению, превратились в православные турбазы, где основной целью стало привлечение православных клиентов, среди которых, конечно же, подавляющая часть и принадлежит женщинам...
  Женщины (в силу природных особенностей своего характера) гораздо сильнее мужчин любят ездить, смотреть, слушать, говорить, общаться, покупать(!) и пр., и пр. ...
  А если же это еще соединено и со спасением, как им кажется, их души, то конечно же, в этом случае они становятся топ-клиентами для любого монастыря...  
  Свт. Иоанн Златоуст многократно и резко выступал против сожительства (даже невинного) мужчин и женщин даже в миру...
  Он говорил, что даже если и отсутствует похоть во взаимоотношениях между совместно проживающими, то, тем не менее, чтобы не соблазнять ближних подозрением, нельзя жить вместе мужчине и женщине, даже и по причине милости друг по отношению к другу...
  А сейчас стало нормой, когда высокопоставленные монахи (которые должны подавать пример благочестия) имеют у себя келейницами женщин...
  В древности в монастыри не брали даже безбородых юношей ради профилактики блудных искушений...
  Обмирщение монастырей, выражающееся как в стяжательстве и в связанном с ним половом либерализме так и в пр. стремлениях монахов к мирским радостям, возникло не сегодня и не вчера, и даже не в России...  
  Началось это еще в первые века проповеди Евангелия - с самого начала образования первых монастырей...
  Человечество вообще и монашество в частности, постепенно и неуклонно деградируют, становясь все немощнее и нерешительнее во всех сферах религиозной жизни...  
  Проявляется это и в умалении нестяжательности как в миру, так и в монашеской среде...
  Все больше и больше всевозможных предметов (а значит и попечений о них), вовсе не являющихся жизненно необходимыми, входят в повседневный обиход всех людей без исключения...
  Древние монахи пророчествовали о том, что в последние времена обстановка в монастырях будет хуже, чем в городах...
  В инославии это уже реализовалось...
  Россия же пока еще не докатилась до такого упадка (может быть в силу тысячелетней задержки прихода христианства на Русь), хотя соответствующая тенденция стяжательности (обмирщения) налицо...
  Эта тенденция началась в первые же века после крещения Руси и резко усилилась примерно лет 500 тому назад, во времена прп. Иосифа Волоцкого, сыгравшего решающую роль в концепции развития внешнего великолепия, благоустройства, богатства, хозяйственной деятельности монастырей и вытекающим их них делам благотворительности/милостыни...
  Нельзя забывать, что в те времена Россию/Русь нередко настигали эпидемии (моры), недороды, голод и пр. ... 
  Но, как известно, без рассудительности (или из корысто/власто/славолюбия и пр.) любое доброе дело/идею можно довести до абсурда/противоположности по смыслу...
  Благодаря неправильному пониманию этой концепции монастыри становились владельцами огромного количества земель, лесов, рек, озер, сел, деревень и пр., и пр. (упразднив главное/цель в монашестве и превратив второстепенное/средство в главное/цель)...
  Нередко безрассудные (а иногда и просто стяжательные) прикрываясь именем прп. Иосифа Волоцого, противопоставляли его как самому прп. Нилу Сорскому (которые на самом деле были единомысленны), так и их монашеским концепциям (общежитие/скит), которые на самом деле просто дополняют друга...
  При монастырях в те времена тут и там открывались нередко и всевозможные мастерские, и цеха, и фабрики и целые заводы (например, кирпичные, как на Валааме)...
  Где уж тут было непрестанно заниматься умным деланием...  
  Монахи становились (как минимум днем) помещиками, домоправителями, экономами, завхозами, бухгалтерами, казначеями, надзирателями, технологами, инженерами, крестьянами, рабочими и пр., и пр. ...
  Традиционная же православная каноническая концепция нестяжательности монастырей (особенно ведущих скитский и отшельнический образ жизни), осуществляемая тогда же на практике прп. Нилом Сорским потерпела в то время, к сожалению, серьезное поражение...
  Маммона и немощь человеческая победили...
  К сожалению, побеждают они и сейчас... 
  Материальное и бытовое благоустройство монастырей несомненно способствует и росту количества их насельников - будущих монахов...
  Но тот ли это случай, когда количество переходит в качество?...
  Может быть, было бы лучше, если бы и монастырей и монахов было бы меньше в разы, но зато это были бы действительно настоящие и монастыри, и монахи?...
  В старину монастыри образовывались вокруг подвижников благочестия...
  А сейчас монастыри начинаются не со святого отшельника (будущего настоятеля и духовника обители), а с благоустройства монастырского хозяйства...
  Сначала строят (восстанавливают) какой-нибудь монастырь, а уже только потом собирают в него братию...
  А в некоторых монастырях даже нет ни духовно опытного настоятеля, ни искусного наставника благочестия... 
  Все происходит с точностью до наоборот по сравнению с тем, как было раньше... 
  Начинают не с начала, а с конца...
  А это - суть неблагоразумие...  
  В древности главным деланием монахов (даже и самых совершенных) было покаяние (и это при их-то нестяжательности)...
  А если сравнить речи современных настоятелей монастырей (монашеской духовной элиты) и какого-нибудь светского топ-менеджера, то за исключением некоторых имен собственных и нарицательных невозможно обнаружить никакой разницы...
 И тут и там - одни и те же рассказы о неблагоприятных обстоятельствах, бытовых, хозяйственных, финансовых и пр. проблемах, о героическом их решении и ни слова о покаянии и сомнении в правильности предпринимаемых действий (как тактических, так и стратегических)...
  А ведь монашество (а тем более ее элита) должно подавать пример не эффективного менеджмента, ропота или хвастовства, а покаяния прежде всего (не говорим уж о молитве и пр.)... 
  Когда люди принимают решение о постриге, они должны ясно понимать, что за этим последует...
  А это прежде всего - отречение от мира (не только в смысле зла, но и в буквальном смысле)...
  Если человек хочет осуществлять внешнее общественное служение, то ему надо рукополагаться в белого священника и работать во славу Божию на приходе...
  Сейчас стало нормой служение монахов на приходе...
  А это должно быть лишь временным исключением...
  Внешнее общественное служение - дело мирской церкви, белого священства, приходов церковных общин, направляемых соответствующими епархиальными структурами...
  Дело же монастырей, "отложив всякое попечение", заниматься внутренним общественным служением - молитвою, путь к которой лежит через покаяние (умное делание, трезвение)... 
  Если мы обратимся к святоотеческой монашеской традиции, то непременно убедимся в том, что монахи выходили на общественное внешнее служение только после того, как через многолетнюю подвижническую жизнь, наполненную искусом, достигали состояния полного бесстрастия (например, прп. Серафим Саровский и мн. др.)...
  И даже бесстрастие само по себе не являлось в древности основанием для обязательного внешнего общественного служения (вспомним Арсения Великого и мн. др.)... 
  Для внешнего служения, кроме бесстрастия, монаху нужен еще и особый призыв Божий на этот особый же внешний подвиг...
  Древние монахи прекрасно понимали, что внешнее служение заключено в самом монашеском образе жизни полного отречения от мира сего...
  Сама по себе истинная монашеская жизнь - уже является прекрасным внешним, общественным служением, проповедуя Евангелие не на словах, а на практике...
  В наше же время нередко внутренняя монашеская жизнь в лучшем случае подменяется жизнью внешней (т. н. общественным служением), а в худшем она по своему существу ничем не отличается от жизни в миру (за исключением одежды и пр. внешних монастырских атрибутов), устремляя насельников монастырей к непрестанному внешнему же благоустройству... 
  В древности монахи даже специально искривляли прямые колонны храмов и не допускали эстетических совершенств, чтобы искоренить само стремление к внешней красоте, как к отвлекающему от Христа фактору...
  Сейчас же все непрестанно шлифуется и полируется...
  Монастыри стремятся не к духовному, а к внешнему, эстетическому совершенству (слепо или лицемерно говоря, что все материальное должно быть сделано для Бога на самом высочайшем уровне)...
  Это очень напоминает нам того самого толстого, зажравшегося кота из мультика про попугайчика, который вместо того, чтобы ловить мышей постоянно лижет свои ... (и не надо ему ни на какой Гаити)...
  Само же по себе благоустройство как таковое не есть зло...
  Зло - стремление (любовь) к благоустройству, попечение о нем ("Не заботьтесь...") даже и для мирян...
  Стремление к благоустройству монастырей не позволяет монахам стремиться ко Христу, Который говорил, что Богу надо отдавать Богово, а кесарю - кесарево... 
  Само по себе нестяжание тоже не есть абсолютное добро, оно тоже не должно быть самоцелью...
  Стремление только к нестяжательности в отрыве от ее Подателя ведет человека к фанатизму, отвлекая от Источника всякого блага - Самого Христа...
  Нестяжательность, так же как и любая другая заповедь Христова является всего лишь средством, при помощи которого человек может через покаяние разлюбить тварь как источник удовольствия и полюбить Творца всей твари - Господа Иисуса...
  А иначе самым простым способом спасения было бы обыкновенное прозябание на какой-нибудь помойке (а все нищие были бы святыми)... 
  Мы не хотим очернить современное Российское монашество...
  Мы не хотим очернить прп. Иосифа Волоцкого (замечательного святого и не менее замечательного строителя и игумена одного из лучших в свое время российских монастырей), проявившего себя не только великим аскетом-монахом, но и как великим апологетом, внесшим значительный вклад в дело борьбы с разъедавшей в те времена православие ересью жидовствующих...
  Прп. Иосиф написал замечательную книгу "Просветитель", которую по праву можно отнести к самому первому на Руси (в России) крупному апологетическому произведению... 
  Несмотря на богатство Волоколамского общежительного монастыря (которое достигалось тяжелым трудом его насельников), все монахи там вели строжайше аскетический (нестяжательный) образ жизни, ведомые личным жизненным примером своего настоятеля прп. Иосифа...
  Богатство же монастыря направлялось на обустройство обители, на строительство великолепных храмов, на милостыню голодающим мирянам и пр. добрые внешние дела (которые также заповеданы Господом, как дела внутренние)... 
  Но, как известно, любое доброе дело можно довести до абсурда (особенно в наше безрассудное время)...
  Мы просто констатируем факты, призывая всех к покаянию, а не к самооправданию... 
  Кто отрицает факты - тот либо лицемерит, либо слеп...
  А что ждет и тех, и других, с горечью предупреждал в Евангелии Христос...
  К сожалению, из-за отсутствия соответствующего покаяния, обмирщение русской православной церкви вообще и ее монастырей, в частности, продолжает развиваться в наши дни (вслед за "церковью" католической)...  
  Означает ли из всего вышеизложенного нами, что надо закрывать все "неправильные" монастыри и не открывать новые "неправильные"?..
  Не означает...
  Из всего вышеизложенного означает, что и все уже созданные монастыри необходимо продолжать развивать, и новые монастыри крайне же необходимо открывать всеми возможными методами и способами...
  Но необходимо всем каяться (как монахам и паломникам, так и всем нам) в обмирщенности и пытаться исправляться по мере сил...
  И только тогда все наладится с помощью Христовой...
  А господствующее мнение о том, что все, происходящее сейчас в церкви вообще и в монастырях, в частности (обмирщение), является неизбежным и правильным (соответствующим современным реалиям) - на самом деле является "широким путем" в католический духовный тупик...
  Нам думается, что в будущем вполне реальна и монастырская реформа, которая просто-напросто легализует (через введение соответствующих изменений в монастырский устав) в монастырях многие либеральные мирские нормы жизни, чтобы действительно "было все путем"... 
  Ну а пока еще формально мы живем в поле канонического монашества, хочется с поклоном обратиться ко всем православным женщинам-паломницам:
  "Пожалуйста, со страхом переступайте врата мужских монастырей...
  Помните, что вы нарушаете монастырское правило №1...
  Помните о предупреждении Христа, который говорил, что горе тому, кто соблазнит "хотя  бы одного из малых сих", что лучше бы ему с жерновом на шее броситься в морскую глубину...  
  Старайтесь, пожалуйста, быть внешне как можно менее привлекательными - и лицом, и одеждою (вы ведь понимаете, о чем мы говорим)...
  Побудьте, пожалуйста, в монастырях золушками, а не принцессами...
  Проявляйте, пожалуйста, большую осторожность и благоразумие, берегите (насколько это возможно) целомудрие насельников мужских монастырей - будьте к ним истинно милосердными...
  Контролируйте, пожалуйста, и походку, и позы, и интонации голоса, и мимику, и взгляд, и пр., и пр. ...
  Старайтесь, пожалуйста, не выходить из покаянного (молитвенного) состояния на территориях мужских монастырей...
  Оставляйте, пожалуйста, дорогие наши православные паломницы, свой природный навык обаяния за монастырскими стенами, и Господь, может быть, простит вам вашу дерзость посещения мужских монастырей... 
  Да подаст вам всем (и нам заодно - ведь и мужчины ездят в женские монастыри) Господь и покаяние, и смирение, и рассудительность..." 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Наставление новоначальным братиям" прп. Исаии Отшельника, "Советы новоначальному монаху о духовной жизни" прп. Ефрема Сирина, Письмо "О совершенстве в монашеской жизни" свт. Василия Великого, о чине для новоначальных прп. Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статья Паисия Святогорца с сайта Третий Рим, статьи еп. Гатчинского Амвросия (Ермакова), Юлии Даниловой, архим. Иустина (Пырву), Ивана Жука, архим. Алипия (Воронова), иер. Сергия Бегияна с сайтов Православие.Ру, Богослов.Ру, Православие и мир и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Богослов.Ру, Фома, Серафимов и Исихаст.Ру...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://serafimov.narod.ru/temmat/monash.html
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.y_06_0003 
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0026
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0053
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.e_08_0096
 
 http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.v_01_3022
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.y_04_0009
  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.xi_xv.s_04_0401
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68109.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/answers/6491.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/49368.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/61085.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/63002.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/63966.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/1491.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/65259.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/65551.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/65874.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/68041.htm
  http://www.pravoslavie.ru/sm/67999.htm 
  http://www.pravoslavie.ru/put/72375.htm

  http://www.bogoslov.ru/text/3572802.html
 
 http://www.bogoslov.ru/text/3808215.html
  http://www.bogoslov.ru/text/3830553.html
  http://www.pravmir.ru/sovremennoe-monashestvo-lyubov-rozhdaetsya-v-atmosfere-lyubvi/
  http://azbyka.ru/dictionary/19/ustav_monasheskiy.shtml
 
 http://azbyka.ru/video/category/5-cerkov-praktika-very/monashestvo/
 
 http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/
 
 http://azbyka.ru/tserkov/zhenschina_v_tserkvi/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/01/afon.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/09/iskus_monasheskiy.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/monastyr.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/monah.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/12/monashestvo.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/13/naselnik.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/13/nastoyatel.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/13/namestnik.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/otshelnik.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/15/postrig_monasheskiy.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/17/strannichestvo.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/18/tainoyadenie.shtml
 
 http://azbyka.ru/dictionary/18/trudnik.shtml
  http://www.bogoslov.ru/text/3629115.html
 
 http://www.bogoslov.ru/text/3767838.html
 
 http://www.bogoslov.ru/text/3669848.html
 
 http://www.bogoslov.ru/text/3695875.html
  http://www.bogoslov.ru/text/3861079.html
  http://www.foma.ru/vyivod-statej-po-temam.html?theme=%D0%9C%D0%BE%
 
 http://www.foma.ru/antonij-velikij.html
  http://www.isihast.ru/?id=2002


 
  P. S.
  "Сегодня мы прочитали статью на одном очень авторитетном, глубокоуважаемом нами православном сайте (не будем, во избежание соблазнов, оглашать его названия) о том, как некая монахиня (по её же собственным словам) якобы духовно "окормляет" мужскую колонию...
  Вы только представьте - женщина в мужской зоне...
  И не просто женщина, а монахиня...
  И она откровенно пишет, что имеет настолько большое влияние на тамошних зеков, что по её слову они даже могут убить человека - осужденного той же зоны...
  Хороша "окормительница"?...
  Вы только вникнете, куда всё катится...
  Монах (монахиня) должен сидеть в келье, каяться и молиться...
  И выходить из кельи монах может только по причине крайней необходимости (например для богослужений, участия в Таинствах или для работ, реально необходимых для поддержания жизнедеятельности монастыря)...
  Ибо св. отцы-монахи единодушно считали, что вышедший из кельи монах (даже и достигший совершенства) неизбежно/обязательно возвращается в неё уже другим (т. е. с большим злом и с меньшим добром)...
  А та монахиня-"окормительница" идёт аж в самое пекло...
  И себя соблазняет, и ближних своих...
  Мы неоднократно пытались отправлять на тот сайт аргументированные рецензии/комментарии критического характера на статьи подобного неправославного рода, но их, к сожалению, не публикуют...
  Публикуются же там либо восторженные комментарии читателей, либо же "детская" критика, не касающаяся ошибочного/неправославного существа некоторых очень важных, публикующихся там материалов... 
  Мы - за публикации любых статей на православных сайтах...
  Мы - против  безрассудной цензуры, формирующей неистинное понимание христианства..
  Мы - за возможность читателей православных сайтов аргументированно раскрывать неправославность (неправильность) любых материалов, которые они читают (раз уж этого не делают их глубокоуважаемые редакторы, в чью обязанность это и входит)... 
  Причем это условие мы в полной мере распространяем и на наш сайт...
  Если у кого-то из наших читателей возникнут какие-либо аргументированные недоумения по поводу "православности" наших материалов, они могут направить их через раздел "Задать вопрос"...
  А уж мы их обязательно опубликуем (см. напр., вопросы №10 и №12)...      
  Тем более, что воистину ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !"
 
         
 
 
 
     
     
      
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (06 Ноя 12)
Просмотров: 2510

Поиск