"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

Молитва Иисусова (аудио) [1]О главном... [25]
Добродетели [66]Пороки [89]
Вопросы и ответы [163]Дневники [45]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

64. Вопрос: "Что такое благословение священника?"


  "22 Благословение Господа – награда благочестивого, и в скором времени процветает он благословением Его. 
  (Сир. 11)"
  "26
 Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
  27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
  28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.
  29 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал:
  30 вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море.
  31 Ибо вы переходите Иордан, чтобы пойти овладеть землею, которую Господь, Бог ваш, дает вам [в удел навсегда], и овладеете ею и будете жить на ней.
  32 Итак старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня.
  (Втор. 11)"
  "6
 Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
  7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
  22 Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.
  (Прит. 10)"
  "11 Благословением праведных возвышается город, ... 
  (Прит. 11)"



 




  "Каждый христианин просит благословения у священника или епископа на важные события в своей жизни. Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Сейчас, к сожалению, в сознании многих верующих сложилось превратное понимание благословения как разрешения или даже повеления на совершение каких-либо действий.
  
Большинство священников сегодня при просьбе о благословении осенит человека крестным знамением и, скорее всего, не произнесет при этом никаких слов либо скажет нечто вроде: «Бог благословит». Хотя нужно было бы сказать: «Бог благословен» или что-либо подобное. У греков священник при благословении говорит: «О Кириос», т .е. «Господь». Это сокращенный вариант ответа: «Господь благословен».
  
Чтобы увидеть, как понимается благословение в церковном Предании, которое выражается в том числе в предании литургическом, обратимся к нашему богослужению.
  
В конце вечерни и утрени хор поет, обращаясь к предстоятелю: «Благослови». Вслед за этим служащий священник произносит возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…» (кстати, здесь священник называет Бога священным Ветхозаветным именем «Яхве» – «Сый» – «Сущий». Это же имя пишут на иконах Христа).
  
Преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института М. Желтов говорит по этому поводу (ниже цитирую конспект его лекций из Интернета): «Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка в конце службы произносит это возглашение: «Сый благословен!..» У нас слово «благослови» часто ассоциируется с просьбой к священнику: «Батюшка, благословите!» И батюшка благословляет.
  
На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова «благословлять» является «благословлять Бога». И хор поет: «Благослови!», а священник говорит: «Сый благословен Господь», – благословляет Господа. И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а «благослови» имеется в виду «Бога».
  
И священник благословляет: «Сый благословен Христос Бог наш», тем самым, исповедуя Христа Богом. Благословение в библейском понимании этого слова – это благословение Бога. Такое понимание сохранялось довольно долго. Вспомним пример из жития преподобной Марии Египетской. Когда Зосима встречается с ней, то они долго спорят о том, кто должен кого благословить. Наконец, преподобная Мария уступает и говорит: «Благослови Бог», т. е. благословляет Бога.
  
Благословляя Бога, человек вступает с Ним в особые духовные отношения, и на него переходит это благословение. Такова библейская модель. Вслед за благословением Бога Сам Бог благословляет человека.
  
Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога. Именно такая модель используется в Библии.
  
Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить Бога, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст – Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель.
  
Теперь представим следующую ситуацию. Я попросил благословения на какое-либо дело и получил его. Значит ли это, что я непременно должен сделать то, что задумал? Нет, не значит. Я попросил благословения Божие – а значит, я попросил Бога вмешаться в мою ситуацию. И если это дело ко благу – Бог устроит все так, чтобы дело совершилось. Если же оно не ко благу – Господь каким-то образом укажет мне это. Во всяком случае, я не должен руководствоваться принципом во чтобы то ни стало сделать то, что мне благословили.
  
Однажды митр. Антонию Сурожскому задали вопрос: «Связано ли как-то благословение с молитвой? В Русской Церкви достаточно канонизировано: на всякое дело ты должен просить благословение… Какая связь: что Божие, а что нет? Всегда есть этот очень трудный момент: а может быть это Богу не угодно. У меня такая самость, что я часто просто забываю об этом, просто делаю и все. Но и это может быть механически: попросил благословения, и пошел, а ты отвечай, раз ты благословил. У меня есть опыт; я, если хочу, все равно сделаю, если и не разрешили, и я заплатил за это в той степени, как мне обещали. Есть в этом момент: накликать на себя беду.»
  
Владыка Антоний на это ответил: «Когда мы маленькие дети, мы спрашиваем папу или маму: можно я поиграю, можно то или другое?.. Когда мы делаемся немножко взрослее, мы понимаем, что сейчас нам не до игры, сейчас нам надо что-то другое делать, и тогда уже не просим: папа, позволь, мама, позволь, – а знаем, что сейчас время, я это буду делать с Божиим благословением, если это не плохое дело по себе. А дела бывают большей частью средние в том смысле, что оно, может быть, и не плохое, а может быть, и не особенно хорошее, ничего особенного в этом нет, я могу этим заняться.
  
А если все превращать в такую ситуацию, что о каждой вещи надо просить благословения, то во-первых, не у кого, во-вторых, еще хуже, когда есть у кого, что у него смекалки или ума или опыта хватит или он тебя будет останавливать и говорить: нет, надо непременно так, а не иначе. Надо как-то по-взрослому уметь сделать выбор, иногда подумав, иногда посоветовавшись, и как-то внутренне сказав: Господи, благослови, я это сделаю, как умею!»
  
Затем разговор с владыкой Антонием продолжился: «Можно, я Вас повеселю немножко? Я в России дошла с этим благословением, я хотела машину купить, пришла к батюшке: Мне надо, чтобы вы меня благословили машину купить… Он говорит: Я вообще, знаете, как-то больше духовным занимаюсь, а насчет машины надо посоветоваться с тем, кто машинами занимается, кто в них что-то понимает… С тех пор я разделила более или менее, но иногда путаюсь.
  
Слава Богу, вот, разумный человек оказался! Всегда можно сказать: Господи, по моему разуму это не плохое дело – благослови! Если оно не по Тебе, положи какую-нибудь преграду, чтобы это не случилось.
  
Надо помолиться и - почувствуешь!
  
Я думаю, что такие абсолютные правила рискованны. Сейчас у тебя настроение такое-то и душа открыта, и ты чувствуешь: вот, да!.. А в другой момент ты завял и у тебя нет такого живого чувства, что Бог тебя благословляет или нет. Я думаю, что тогда надо подумать: это хорошее дело, правильное? Или даже «среднее» в том смысле, что в нем ничего нет особенно ни хорошего, ни плохого, просто житейское какое-то дело. Молитесь о нем и дайте Богу что-то делать, чего вы сами не умеете.
  
Не всё мы можем делать и не обо всем можем просить: Господи, наставь меня – и вот Бог на душу тебе уже положил ответ. Иногда бывает так – я сейчас не о детях думаю, но о взрослых: человеку что-то нужно, и ты не можешь ему помочь. Есть в одном письме свт. Феофана Затворника очень замечательное место, где он говорит: иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он не созрел для того, чтобы принять эту помощь. Он, может, ее примет – механически: «Ах, освободился», а потом снова вернется к той же проблеме, потому что он ее не изжил в себе. Так что не обязательно всегда можно всякую проблему решить. Это не утешение, скажем, священнику, который ни на какие вопросы никаких ответов не находит, но это значит, что иногда чувствуешь, что нет, я мог бы формально что-то сказать, но это ответ не этому человеку и не тот ответ».
(Протоиер. Андрей Дудченко)"



Картинки по запросу фото священника андрея дудченко

 


"Благословение священника прими как честь и радость. Оно есть креста руки его крестообразное осенение, на лоб твой, на грудь, потом на правое плечо и на левое. Приняв же благословение, целуй руку его. И если не даст руки своей, моли его, чтобы дал тебе целовать ее. Не говорил ли я тебе, что велик есть Крест, и велика есть Животворящего Креста сила, им же ты и сам себя ограждаешь.
("Сын церковный". О священническом благословении)"

 
 
 




 

"Когда священник, благословляя, произносит молитву: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, тогда совершается тайна: благодать Святого Духа нисходит на благословляемого человека.
(Прп. Никон Оптинский)"






"Знаете, сколько силы имеют слова «благослови, батюшка», с которыми мы припадаем к своему старцу (духовнику)? Вы даже представить себе не можете. Тот, кто прошёл через это, тот знает.
(Архим. Ефрем, Катунакский)"






 
"Благословение священника - духовное оружие, соделывающее христианина безопасным от козней диавола.
(Свт. Иоанн Златоуст)"







"И если бы была в вас жажда благодати Божией и если бы вы ценили этот дар, то вы искали бы её от священника, усиленно просили бы её, а вы считали для себя унижением принимать благословение и особенно возмущало вас лобзание руки иерейской. Случалось ли вам в пути, в знойный день, задыхаться от жажды? В таком состоянии, когда человек видит возможность освежить себя водой, готов за глоток ее не только поцеловать руку дающему, а отдать за него все? Такое отношение было бы в людях и к благодати, если бы ценили ее и ощущали ее необходимость для жизни. А благодать для души то же, что пища для тела, силы для жизни, без нее человек слаб и мертв. 
(Протоиер.  Алексей Колоколов)"


















 
  Ответ: "Благословение является Церковным Таинством, условно не относящимся к категории Главных...
  Как и в любом другом Таинстве (кроме "освящения" материальных предметов), при благословении присутствуют четыре предмета: 
  - священнослужитель, совершающий священнодействие (благословляющий)...
  - благословляемый христианин...
  - благодать Божия, нисходящая на благословляемого через священнослужителя...
  - вера благословляемого, позволяющая ему воспринимать эту благодать и осуществлять в христианине соответствующие его вере благодатные изменения...
  При каноническом благословении священник наносит правою рукою на благословляемого Крестное Знамение...
  Пальцы на его руке образуют славянскую аббревиатуру Господнего Имени - Иисус Христос...






  Указательный палец священника символизирует букву "И"...
  Средний его палец является символом буквы "С"...
  Эти две буквы являются образом Имени - Иисус...
  Сведенные вместе безымянный и большой пальцы батюшки символизируют букву "Х"...
  Мизинец же его символизирует опять букву "С"...
  Эти же две буквы являются образом Имени - Христос...
  Поэтому сама благословляющая правая рука священника является истинным образом Десницы Самого Господа Иисуса Христа...
  Поэтому сам священнослужитель является во время благословения истинным образом Самого Господа Иисуса Христа...
  Поэтому воистину благословляет христианина (таинственно) не священник, а как бы Сам Господь Иисус Христос...
  Поэтому воистину прикладывается благословляемый не к правой руке человека-священника, а к истинному образу Самой Благословляющей  Богочеловеческой Десницы Христовой...
  Благословлять священник может т. н. "большим крестом" - от чела (см. фото вверху) благословляемого до его пупка и далее по порядку к правому и к левому его плечам (либо прикасаясь к христианину, либо же не прикасаясь)...
  А может и "малым крестом" - с некоторой дистанции... 
  Канонически благословляемый должен, подходя под благословение, сложить перед собой предплечья горизонтально, ладонями кверху, где левая располагается снизу, а правая сверху нее...
  Голова благословляемого должна быть приклонена...
  После благословляющей молитвы священника, уже благословленный должен с благодарностью приложиться либо к его поручи (символизирующей узы Христовы) либо к его деснице - как к Христовой, а не как к человеческой... 
  После этого благословленный с благоговением должен приложиться правой щекою к правой же щеке священника - не как к человеческой, а как к Христовой...
  После этого благословленный должен еще раз с сердечным сокрушением приложиться к деснице священника - как к Христовой же...
  В связи с этим достойно глубокого сожаления нередко встречающееся мнение среди людей (являющихся даже и "воцерковленными") о некоем "недостоинстве", "плохости", "негожести" некоторых священников, доходящее даже и до брезгливости, и не позволяющее им подходить под благословение и свидетельствующее о полном их невежестве...  
  Такие люди либо не понимают, либо же не хотят понимать, что благодати безразлично, через кого или через что ей снисходить...
  Они не понимают или не хотят понять, что все зависит только от их собственного смирения, а вовсе не от духовного уровня священника...
  Ведь неважно для человека, испытывающего сильную жажду, из какого ковша ему пить, из золотого, серебряного или деревянного - для него главное, чтобы вода была и свежая, и прохладная...  
  Ниже мы приведём соответствующий отрывок из письма свт. Николая Сербского (Велимировича):





  "Ваш приходской священник умер, и на его место пришел совсем молодой батюшка. Прежнему священнику вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе вас, вам кажется неудобным.
  Разве вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором.
  Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: "Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!"
  Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святаго. Сами подумайте, если вашему священнику 25 лет, то его сану тысяча девятьсот лет. И, когда вы целуете ему руку, вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря' Божия. А целуя священнический сан, вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением Небес и которые названы "земными Ангелами и небесными людьми". Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (см. 1 Кор. 16: 20).
  Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым. Целовать руку того, кто младше нас по возрасту, слушать того, кто моложе нас, хорошо еще и потому, что это охраняет от надменности и учит смирению. Радость вам и мир от Господа."




На фото ещё совсем молодой, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий || ( Ридигер ).

  К сожалению, в наши последние времена каноническое благословение можно встретить все реже и реже...
  Батюшки либо по невежеству, либо по ложному смирению не дают прикладываться ни к руке, ни к щеке, считая себя недостойными, не понимая, что во время благословения они не принадлежат уже себе, что их рука и щека принадлежат в это время Христу, а не им... 
  Нередко приходится буквально умолять священников, чтобы они позволили приложиться хотя бы к руке, не говоря уж про десную ланиту... 
  "Последние времена"...
  Чего стоит, например, современное чтение Евангелия во многих православных храмах...
  Священнослужители обычно читают его, стоя задом(!) к людям...
  Вы можете представить себе Христа во время Его Нагорной проповеди, стоящего к народу спиною?... 
  Или Христа, находящегося в лодке на море по причине многолюдства, проповедующего Евангелие и тоже отвернувшегося от народа?... 
  Мы, например, ну никак не можем, хотя с воображением у нас всё в порядке...  
  Священники объясняют свою позицию тем, что такова традиция в РПЦ, сложившаяся якобы издавна, что священник вместе со всеми прихожанами обращён лицом к алтарю как к Богу, что, мол, люди ведь не сетуют на впереди стоящих прихожан (обращённых к ним спиною)...
  Это всё правильно - но кроме одного...
  Речь ведь идёт о чтении Евангелия(!) - читающий Его священник и есть сам как бы воплощение Самого Христа, как бы проповедующего Лично в сей момент Благую Весть прихожанам храма... 
  В Элладской/Греческой Церкви (намного более древней РПЦ) почему-то всё это понимают - там священнослужители стоят к прихожанам лицом...
  Хотя и там тоже есть свои проблемы - напр., в Греции практически полностью упразднено Таинство Исповеди...
  Исповедь там принимается преимущественно только о смертных грехах - т. е. очень редко...
  Это означает, что в Греции стало невозможным очищение от пороков (освящение человека) - даже к Причастию все подходят без Исповеди, лишь по своему личному желанию... 
  Во время благословения священник поизносит молитвенные слова, т. н. "Крещальную формулу", заповеданную в Евангелии Самим Христом: "Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа"...  
  Что же означают эти слова Христовы?...
  "Во Имя" - буквально "во главенство"...
  Это подобно тому, как говорят люди: "во имя любви, во имя справедливости, во имя мира и пр."...
  "Во Имя Бога" означает пожелание того, чтобы именно Бог стал для человека Самым Главным Предметом в его жизни, чтобы только Бог стал тем самым "Сокровищем" для человека - чтобы единственной целью человека стал Христос и Его радость, а смыслом жизни человека стало бы возрастание в любви к Иисусу, потребность во Христе и, как следствие, соединение со Святою Троицей во Христе (что и есть собственно спасение)...
  А чтобы Христос стал для человека Самым Главным Предметом, человеку необходимо прежде отказаться от всех других своих главных предметов (совсем разлюбить их), т. к. невозможно христианину "служить и Богу, и маммоне"...
  Поэтому слова "во Имя Бога" для христианина, находящегося на этапе очищения, как раз и являются молитвою к Святой Троице во Христе, просьбою священника о действии благодати Божией, уменьшающей христианина в конкретном его главном пороке, доминирующем в нем на данное время...
  Отсюда становится ясной и цель, с которой новоначальный христианин подходит под благословение - это умаление его главного порока...
  Благословляемый обязательно должен находиться в состоянии устремленного ко Христу, сильного желания освободиться от того или иного главного своего порока, в состоянии благодарности, радости, благоговения, сердечного сокрушения от того, что Христос допустил его, такого порочного до Себя Святого, от того, что Христос по милости Своей "выжигает" благодатью благословения его главный порок подобно тому, как тот самый раскаленный уголь в видении прор. Исайи...       
  Если христианин так приступает к благословению, то в нем как раз и происходит то самое, таинственное внутреннее изменение...
  Христианин умаляется во зле и возрастает в добре...
  Таинство совершается...
  Но, к великому нашему сожалению, нередко люди благословляются как минимум бездумно, а как максимум и с порочными намерениями, хотя бы даже и неосознанными...
  Св. Писание гласит, что проклят всякий, творящий дело Божие с небрежностью, а тем более Таинство...
  И относится это не только к благословляемому, но и даже в большей мере, к благословляющему...
  Как часто во время богослужения, увидев зашедшего в храм священника, люди сломя голову бегут к нему через весь храм, чтобы благословиться...
  А ведь церковные правила строжайше запрещают христианам перемещаться по храму без крайней на то необходимости (а благословение к этому не относится)...
  Недаром св. прав. Иоанн Кронштадский не допускал подобного в своем храме и резко отчитывал таких "бегунков" за благословением...
  Они действительно, чем-то напоминают глупых кур, бегущих с вытянутыми шеями (руками) по деревенской улице (храму), наперерез проезжающей по ней машине (идущему батюшке)...
  К сожалению, в наши последние времена, священники крайне редко делают подобного рода замечания подходящим к ним благословиться людям, а и наоборот, с ласковой и снисходительной улыбочкой тщеславно и небрежно(!) раздают благословения налево и направо даже и во время богослужений (нередко при этом(!) заводя и суетные разговоры с благословляемыми)...
  Безрассудство...
  Все друг друга соблазняют к небрежности - благословляемые благословляющих, а благословляющие благословляемых...
  Вместо своего собственного спасения и спасения ближнего, соделывают погибель как себе самому, так и ближнему...
  Ведь о соблазнителях Христос говорил, что лучше бы им с жерновным камнем на шее броситься в морскую глубину, чем соблазнять... 
  И тем большее возникает сожаление, когда дело касается священнослужителей...     
  Во время же всенощной службы, обычно после чтения Евангелия, происходит помазание христиан маслом (елеем)...
  Священник благословляя, наносит Крестное Знамение малым крестом на чело христианина при помощи кисточки и посредством освященного елея...
  Если при простом благословении благодать нисходит на человека через десницу священника, то здесь - и через кисточку, подобно тому, как во время разрешительной молитвы на Исповеди она нисходит и через его епитрахиль...
  Масло и кисточка здесь используются по той же причине, по которой в Церкви используются и все другие (привычные для людей) материальные предметы - по немощности человека (для поддержания его в вере через телесные ощущения), подобно тому, как при Крещении используется вода, а при Причастии хлеб и вино...
  В Великом же Таинстве Елепомазания (Соборования) применяется такое же благословение, как и на Всенощном богослужении, только по другому чину (порядку) и многократно...
  Но цель всех типов благословений (хотя бы и заочно - например, по телефону или при окроплении святой водой иссопом) для новоначального христианина является всегда (например, на паломническую поездку) одной и той же  - умаление его главного порока (посредством этой поездки)...
  А что же делать с елеем, который нанесен на лоб?...
  Нередко можно слышать мнение, что его нельзя трогать, и даже нельзя умывать лицо несколько дней после помазания...
  Это мнение, конечно же, является заблуждением...
  Таинство совершается непосредственно при помазывании человека и молитве священника...
  Елей является всего лишь средством для этого, хоть и освященным...
  Благодать же (которая действует только во время совершения Таинства и осуществляет в христианине все необходимые для него изменения в его душе) не "боится" никаких материальных предметов (в том числе мыла и воды), она "боится" только греха благословленного, в широком смысле этого слова...
  Елей же полезно растереть по лбу, по векам, по носу, по губам, по ушам, по шее и по рукам...
  Где помазание лба - покаяние в безрассудстве (в порочном образе мыслей, в страстях), помазание век - покаяние в наслаждении зрением, помазание носа - покаяние в наслаждении обонянием, помазание губ - покаяние в празднословии и чревоугодии, помазание ушей - покаяние в наслаждении слухом, помазание шеи - покаяние в "жестоковыйности" (в гордом и своевольном упорстве ко злу), помазание рук - покаяние в наслаждении осязанием и в порочном образе жизни, и пр. ...
  По приходу же домой из храма, христианин, конечно же, может с благоговением совершить любые водные процедуры, т. к. мнение о вреде умывания после елепомазания является либо заблуждением, либо суеверием...
  Иначе в первую очередь спасались бы не смиренные, а неумытые и грязные...
  Вы можете спросить: "А почему тогда святые воздерживались от омовений?"...
  Они воздерживались не потому, что телесные нечистота хороша или чистота худа, а потому, что воздерживаясь от омовений, они воздерживались тем самым и от удовольствия, которое они приносят...
  А воздерживаясь от удовольствия от омовений, св. отцы умалялись в сластолюбии, одновременно же возрастая в мученичестве..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции с его официального сайта, статья протоиерея Андрея Ткачева с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи и видеоматериалы с сайтов Азбука веры, Православие и мир, Серафимов и Логослово, и видео о чуде (умиротворении бесноватого младенца), произошедшем от благословения священника в Грузии...







 

                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
 
        
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (20 Сен 12)
Просмотров: 3711

Поиск