"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

068. Вопрос: "Как понять разницу между заболеванием психическим (душевным) и беснованием?"



  "32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
  33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить.
  (Мф. 9)"
  "1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их...
  (Мф. 10)" 
  "22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть. 
  28 ... Я Духом Божиим изгоняю бесов ...
  (Мф. 12)"
  "22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
  28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час.
  (Мф. 15)"

  "28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
  29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас.
  30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
  31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
  32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
  (Мф. 8)"
  "1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
  2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
  3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
  4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
  5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
  6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
  7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
  8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
  9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
  10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
  11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
  12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
  13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
  14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
  15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
  16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
  17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
  18 И когда Он вошёл в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
  19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
  20 И пошёл и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

  (Мк. 5)"
  "14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
  15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
  16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
  17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
  18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
  19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы (! - от авт.) не могли (! - от авт.) изгнать его?
  20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас;
  21 сей же род изгоняется только молитвою и постом (информация к размышлению для современных экзорцистов - от авт.).
  (Мф. 17)"
  "14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
  15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
  (Мк. 3)"
  "7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
  8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
  9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
  12 Они пошли и проповедывали покаяние;
  13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
  (Мк. 6)"
  "24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
  25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;
  26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.
  27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
  28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
  29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
  30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.
  (Мк. 7)"
  "17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
  18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
  19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
  20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
  21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
  22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
  23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
  24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
  25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
  26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
  27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
  28 И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
  29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
  (Мк. 9)"
  "14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 
  (Лк. 11)"
  "11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
  12 Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
  13 И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
  (Лк. 13)"
  "16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
  17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
  18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из неё. И дух вышел в тот же час.
  (Деян. 16)"
  "5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён... 
  (1 Кор. 5)" 
  "20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать. 
  (1 Тим. 1)"









  Чего боятся бесы. Из книги "Уловки невидимых врагов"
  "Однажды во время молитвы преподобного Иоанна Вострского у него открылось духовное видение и он узрел бесов. Не смея приблизиться к нему, они в то же время не отходили. Преподобный Иоанн спросил у бесов, чего они боятся. - У вас есть три великие вещи, которых мы боимся: одну вы носите на шее, другой вы омываетесь, третью вкушаете в церкви. - А что из этих трех для вас страшнее? – спросил преподобный. - То, что вкушаете в церкви, - ответили бесы. То, что христиане носят на груди, - это крест. То, чем христиане омываются в церкви, - это святая вода. То, что они вкушают в церкви, - это Святое Причастие. Крест – знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания. Святая вода очищает и означает чистоту духовную и телесную. Причастие – небесная трапеза, на которой душе в пищу предлагаются Тело и Кровь Господа. Разве удивительно, что бесы трепещут от этих трех святынь?"
  Своим грехом мы даём дьяволу права над собой.
  "В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Один человек объяснил это очень верно. «Раньше, — говорит, — диавол занимался людьми, а сейчас он ими не занимается. Он выводит их на [свою] дорогу и напутствует: «Ну, ни пуха, ни пера!» А люди бредут по этой дороге сами». Это страшно. Посмотрите: бесы в стране Гадаринской спросили у Христа позволения войти в свиней, потому что свиньи не давали диаволу прав над собой и он не имел право войти в них без разрешения. Христос разрешил ему это, чтобы наказать израильтян, поскольку закон запрещал им употреблять в пищу свинину.
  — А некоторые, Геронда, говорят, что диавола нет.
  — Да, мне тоже один человек посоветовал убрать из французского перевода книги «Преподобный Арсений Каппадокийский» те места, где говорится о бесноватых. «Европейцы, — говорит, — этого не поймут. Они не верят в то, что диавол существует». Видишь как: они всё объясняют психологией. Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатров, они подвергли бы их лечению электрошоком! Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия.
  — Геронда, а как еще человек может давать диаволу такие права?
  — Логика, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство — все это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святый Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне.
  К несчастью, в нашу эпоху люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Они не принимают советов от других. После этого они начинают говорить с бесстыдством и отгоняют от себя Благодать Божию. А затем человек — куда ни шагни — не может преуспеть, потому что он стал уязвим для бесовских воздействий. Человек уже не в себе, потому что извне им командует диавол. Диавол не внутри его — Боже упаси! Но даже и извне он может командовать человеком.
  Человек, оставленный Благодатью, становится хуже диавола. Потому что диавол не делает всего сам, но подстрекает людей на зло. Например, он не совершает преступлений, но подбивает на это людей. И от этого люди становятся бесноватыми.
  Часто ко мне приводили маленьких детей и говорили, что они одержимы. Чтобы убедиться, действительно ли это так, я всегда беру маленькую частичку мощей святого Арсения и зажимаю ее в ладони одной руки. В то же время я сжимаю и другую ладонь. Тогда я вижу, есть ли в ребенке бес, так как бесноватые смотрят со страхом и трепетом именно на ту руку, где находятся святые мощи, а не на другую, пустую. Иногда я погружаю святые мощи в воду и затем предлагаю пить одержимым малышам, а тем, кто не приближается к воде, я даю сначала сладкое: лукум, мед и т. д., чтобы у детей появилась жажда, – и тогда они немножко пьют. Потом у них бывает приступ, и некоторые излечиваются. Если же ребенок не одержимый, а у него просто психическая болезнь, тогда ничего из вышеописанного не случается.  
  - Геронда, где-то написано, что дьявол вселяется в сердце бесноватого человека, однако не хочет, чтобы тот знал об этом и начал бороться с ним с помощью Иисусовой молитвы. Это действительно так? 
  - Да, потому что бес имеет право жить в бесноватом какое-то время. Он может притаиться в человеке и сидеть тише воды, ниже травы. А когда с ним борются с помощью Иисусовой молитвы, то ему становится тяжело, он возмущается и может выйти из человека. Молитва Иисусова – это тяжелая артиллерия против дьявола. 
  Смирение – самый сильный шоковый удар по дьяволу. В одном монастыре после службы вынесли паломникам святые мощи для поклонения. Внезапно один из паломников, имевший в себе нечистого духа, подскочил к игумену и диким голосом спросил: «Что – силком, что ли, заставишь кланяться этим мощам?» Игумен со смирением и добротой ответил: «Нет, не силком, а по вашему свободному произволению». Тогда, закричав: «А я пойду силком!» — бесноватый бросился к святым мощам и приложился к ним. Видите, смирение и доброта игумена пришлись бесу не по нутру. Ведь бесы боятся смирения и доброты. 
  - Геронда, помогает ли бесноватым Божественное Причащение? 
  - Для тех, кто уже родился одержимым нечистым духом, частое Божественное Причащение – это самое действенное лекарство, потому что нечистый дух вошел в этих людей не по их собственной вине. Если такие люди не ропщут, до тех пор пока Благодать Божия не освободит их от нечистого духа, то они получат великую мзду. Терпя, такие люди причисляются к мученикам, и поэтому им необходимо причащаться часто.
  Однако если человек стал одержимым нечистым духом по своей собственной невнимательности, то ему нужно покаяться, поисповедоваться и – для того чтобы исцелиться – совершить подвиг. А причастится он с благословения своего духовника, когда это будет можно (после того как этот человек понесет соответствующую епитимью). Если такой человек причастится Святых Христовых Тайн не покаявшись и не поисповедовавшись, то нечистый дух овладеет им еще сильнее. Когда одного бесноватого подводили к Святой Чаше, чтобы его причастить, то он выплевывал Святые Христовы Дары. Христос принес Себя в Жертву, снизошел до того, что дал человеку Свое Тело и Кровь, — а этот несчастный выплевывал Святые Христовы Дары! Как это страшно! Видите: дьявол не принимает помощи. 
  - Геронда, а можно ли давать имена бесноватых для поминовения на проскомидии? 
  - Да, конечно. Когда священники с болью поминают имена бесноватых во время проскомидии, несчастные получают огромную помощь. 
  - Геронда, иногда бывает так: бесноватый покаялся, исповедуется и причащается регулярно, однако при этом продолжает оставаться под бесовским воздействием. Что происходит в этом случае? 
  - Бес не уходит, потому что духовное состояние этого человека ещё не стабилизировалось. Если Бог сразу же поможет человеку освободиться от бесовского воздействия, то он тут же даст бесу повод войти в него опять. Поэтому Бог – от Своей великой любви – попускает злу отступать медленно, постепенно. Таким образом человек и расплачивается за совершенный им грех, и одновременно делает свое духовное состояние более устойчивым. И чем более устойчивым он делает свое духовное состояние, тем быстрее отступает зло. То, насколько быстро человек освободится от бесовского воздействия, зависит от него самого. 
  Однажды отец, имевший бесноватого ребенка, спросил меня: «Когда мой ребенок станет здоров?» — «Когда ты сделаешь свое духовное состояние устойчивым, — ответил я ему, — тогда получит помощь и твоё чадо». Этот несчастный ребенок вначале жил духовной жизнью, однако отец этому противился и говорил, что тот сойдет с ума, если не изменит своего образа жизни. Потом отец сам начал водить собственного сына в дом терпимости. В результате ребенок был увлечён грехом и в него вошёл нечистый дух.
  Потом, когда находившийся в нём бес брал над ним власть, несчастный бросался на свою мать с нечистыми намерениями. Чтобы спастись от посягательств со стороны собственного сына, несчастная мать была вынуждена уехать на один из островов. Отец несчастного ребенка покаялся и старался вести духовную жизнь, однако его сын всё равно не исцелялся. Он исцелился только тогда, когда его отец посетил вместе с ним все монастыри и святые места, прочитал и хорошенько усвоил Жития всех святых и сделал своё духовное состояние устойчивым. 
  Об отчитке: 
  – Геронда, сегодня к нам в монастырь привезли бесноватую женщину и попросили позвать священника, чтобы он прочитал над ней заклинательные молитвы. Что нам надо было делать? 
  – В этом случае вам лучше было бы сказать тем, кто её привёз, чтобы духовник этой несчастной решил, необходимо читать над ней заклинательные молитвы или нет. Ведь если в ней находится диавол, то это значит, что либо она сама, либо её родители совершили серьёзный грех и тем самым дали диаволу права над этой несчастной. Ведь грех приводит за собой диавола. Если люди, совершившие грех, не покаются и не поисповедуются, то грех не уходит, а следовательно, не уходит и диавол. А может быть, Бог попустил этой несчастной впасть в беснование по какой-то другой причине, которую мы не знаем. 
  – Геронда, помогает ли бесноватым отчитка? 
  – Разным бесноватым – по-разному. Отчитка помогает в том случае, когда заклинательные молитвы читаются над бесноватым ребенком, который не давал диаволу прав над собой и не понимает, что такое исповедь. Или же отчитка может помочь взрослому человеку, который потерял разум и не может исповедоваться. Если бесноватый находится в здравом уме, то прежде всего нужно помочь ему найти свою вину – причину, по которой он стал одержимым. Ему нужно покаяться, поисповедоваться и только потом – если это будет необходимо – над ним можно прочитать заклинательные молитвы. Ведь бес может выйти из одержимого и после того, как над ним будет прочитана разрешительная молитва в Таинстве Исповеди.
  Некоторые священники собирают в одну кучу и тех, кто одержим нечистым духом, и тех, кто болен, и читают над всеми этими людьми вместе заклинательные молитвы. Помню, как на отчитку привезли человека, у которого была болезнь Паркинсона! Да вот и сегодня сюда привезли одного пожилого человека и говорили, что он одержим нечистым духом. Левая рука этого несчастного ходит ходуном. Иногда у него случаются припадки. «С какого времени, – спросил я его, – ты находишься в таком состоянии?» – «С детства», – ответил он мне. Я удивился. Потом я заметил, что слева на голове этого несчастного была небольшая вмятина. Видимо, эта вмятина была следствием родовой травмы, и то, что происходило с ним, было результатом именно этого. Представляете: человек болен, а ему говорят, что в нем сидит нечистый дух, над ним читают заклинательные молитвы, повелевают: «Изыди, нечистый дух», и в результате он становится посмешищем в глазах людей! Так нельзя!
  Сколько детей, которых считают бесноватыми, на самом деле не имеют в себе никакого беса! Однажды ко мне привезли двадцатипятилетнего парня, о котором говорили, что он бесноватый. Я дал ему выпить святой воды, и несчастный совсем никак не прореагировал на это. «А как проявляется то, о чем вы говорите? – спросил я его отца.  С какого времени он начал страдать этим недугом?» – «С шестилетнего возраста, – ответил мне он. – Мы держали магазин, и однажды туда принесли труп его убитого деда. Сразу после этого с ним и начались все эти странности». Так вот оно что: несчастный ребенок просто пережил нервное потрясение. Если бы на его месте оказался взрослый человек, то даже у него, после подобных переживаний, могло бы повредиться здоровье. А что ж говорить о малом ребенке! И вот, пожалуйста: теперь несчастного называют бесноватым! 
  – Геронда, заклинательные молитвы могут читаться не вслух, а про себя? 
  – Про себя даже лучше. Основное при чтении заклинательных молитв это то, что они должны читаться с болью, со смирением, а не с гордостью. Когда священники громко и гордо «повелевают» нечистому духу: «Изыди, душе нечистый», то это приводит диавола в ярость, он разъяряется, дергает за эгоизм бесноватого и может даже сказать ему: «Посмотри-ка, ведь он перед всем миром сделал из тебя шута горохового! А ну-ка дай этому попу по шее!» Бесноватый, заведённый нечистым духом, начинает бить священника, в результате чего убегает не бес, а священник со своим требником. Как-то раз один священник во время отчитки сказал бесноватому: «Я повелеваю тебе, нечистый дух, выйти из этого человека!» – «Ну так, всё правильно, – ответил диавол устами бесноватого. – Я потому и не выхожу, что ты мне повелеваешь» Поэтому я советую священникам, читая заклинательные молитвы, никогда не кричать слова: «Изыди, нечистый душе!» Можно подумать, что бесы их не слышат! (Прп. Паисий Святогорец)" 

  "Прелесть имеет три главных причины: гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Этих же причины суть: гордости — суетное легкомыслие (тщеславие), зависти — преспеяние, наказательному попущению — греховная жизнь. Прелесть от зависти и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно если кто смирится. Но прелесть наказательная — предание сатане за грех — часто попускает Бог Своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения предаются на мучительство бесов.
    Прелесть в двух видах является. Первая бывает началом второй, вторая — началом еще — в виде исступления. Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять Божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями и порождающая хуления, а далее наделяющая душу страхованиями наяву и во сне. Ибо за возгордением следует прелесть (от мечтаний), за прелестью — хуление, за хулением — страхование, за страхованием — трепет, за трепетом — исступление ума. Таков первый образ прелести от мечтаний. Второй образ её в виде воздействий бывает вот каков: начало свое имеет он в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти этой рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтательными идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действа своего и делает помешанным. В таком состоянии прельщаемый берется пророчествовать, дает ложные предсказания, представляет, будто видит некоторых святых. Опьяненный неистовством страсти, изменившись нравом, он и по виду становится как бесноватый. (Прп. Григорий Синаит)"
  "Пяти ради причин от Бога попускается нам быть боримыми от демонов. Первая причина та, что мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха. Вторая — чтобы мы, борьбой и трудом снискав добродетель, имели её твёрдой и неизменной. Третья — чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию. Четвёртая — чтобы, испытав делом, сколь зол грех, совершенно возненавидели его ненавистью. Пятая — чтобы, сделавшись бесстрастными, не забыли мы своей немощи и силы Помогшего нам. (Прп. Максим Исповедник)"

"Молитвою и постом, слезами и поклонами и благодатию Божией изгоняются из нас бесы; однако и тогда, до исхода своей души, требуется великая осторожность, как бы нам неожиданно по небрежности нашей не сделать что-нибудь неугодное Богу; или как бы бесы не сделали нам какой напасти, и чрез то как бы не отошла от нас благодать Божия. Ибо страшно лукавство и пронырливость злобнохитрых бесов, и бесчисленные злобные коварства и замыслы их. Во всех наших намерениях они мешают и противодействуют нам. Немногие познают сети их; но только души мужественные, которым и Бог открывает. Господь Бог наш да поможет нам и укрепит нас против всех скорбей бесовских, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 
(Прп. Паисий Величковский)"

 
 


"Душа — это иное, чем ум. Посмотрите на беснующихся и безумных. У них есть душа, но ума у них нет, что и есть безумие. От них отлучился ум, или же они расслаблены неким бесом. Для лишённых ума нет указаний от Бога. Хотя они и совершились, и приняли природу, но от неимения ума они падают на нож или пьют отраву как хорошее питье - очень скоро получая жалкую смерть. К этому принуждает безумие.
(Прп. Антоний Великий)"
 

 

"Бесноватые, когда бывают схвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не знают, предаваемы «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"

 

 








  
  
 

  Ответ: "Вопрос, который Вы затронули, является очень объемным по своему смыслу и в силу этого не очень хорошо вписывается в формат нашего сайта...
  Поэтому мы коснемся лишь некоторых (наиболее важных, с нашей точки зрения) его аспектов... 
  Дух (ум), душа и тело человека являются неслитными, нераздельными и неразлучными в этой его земной жизни... 
  Любое воздействие на один из этих трех компонентов человеческого естества, любое изменение в любом их них - немедленно сказывается и на состоянии других его составляющих...
  Не случайно душевные недуги называются психосоматическими (душевнотелесными)...
  Любое изменение в теле человека (например, гормональное) изменяет и его душевно-духовное состояние (и наоборот)...
  Болезнью вообще и болезнью душевною (психической) в частности, называется определенное медспециалистами отклонение от общепринятой нормы тех или иных параметров человека...
  Если сужать эту норму, то болезненность расширяется, а если эту норму расширить - то болезненность сузится...
  Строго говоря, истинно здоровыми были только "свежесозданные" Адам и Ева...
  После своего грехопадения наши прародители изменились всем своим существом - заболели...
  Всеобщая деградация человечества как вида, как раз и проявляется в расширении этой "нормы", оставляя с каждым поколением всё меньше и меньше и так уже лишь условно здоровых (и психически, и телесно, и духовно) людей:
 
  "50 Тогда я вопросил Его и сказал: когда Ты открыл мне путь, то позволь мне сказать Тебе: мать наша, о которой Ты говорил Мне, молода ли еще, или приближается к старости? 
  51 Спроси об этом рождающую, и она скажет тебе. 
  52 Скажи ей: "почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом?" 
  53 И она скажет тебе: "одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу". 
  54 Рассуди же ты: вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас; 
  55 и те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, так как творения, уже состаривающиеся, и крепость юноши уже миновала. 
  (3 Езд. 5)"
 
  Различают (условно) четыре психических состояния человека:
  -"нормальное"...
  -неврозное (пограничное между "нормальным" и "болезненным")...
  -психическое (болезненность средней тяжести)...
  -психопатическое (тяжкая по своей силе заболеваемость) ...
  Соответственно этим степеням, с ними и занимаются психологи, психотерапевты и психиатры... 
  Психические заболевания затрагивают все духовные и душевные (интеллект, воображение, эмоции, желания) способности человека...
  Причины психических заболеваний могут быть как врожденными (передаваемыми по наследству), так и приобретенными через неправильные образы как внутренней, так и внешней жизни (напр., через грех)...
  Величайшие мировые психологи отмечали, что если человек периодически, свободно и сознательно совершает деяния, резко противоречащие его совести, то он неизбежно (рано или поздно) заболевает психически...
  Заболеть психически можно и просто ведя неблагоразумный внешний образ жизни, в результате которого у человека просто напросто меняется физиология с последующими (напр., депрессия) психическими болезнями и пр. ...
  Беснование же имеет сверхъестественную природу и поэтому в значительной степени является таинственным...
  Но кое-что нам известно как из святоотеческой литературы, так и из Библии... 
  Беснование - это состояние человека, тело которого неслитно соединено с падшими духами (бесами)...
  Образуется как бы некий симбиоз: в теле человека пребывают сразу несколько духовных существ - сам человек и падший дух...
  Причем доминируют (властвуют) при бесновании уже именно падшие духи, а не человек, фактически как бы паразитируя на его телесном естестве... 
  Соединение человеческого тела может быть как с одним бесом, так и с несколькими, и даже с великим множеством (до нескольких тысяч, как у "Гадаринского бесноватого") бесов - "легионом"...
  Беснование может быть как врожденным, так и приобретенным...
  Беснование может быть осознанным и желанным (например, у магов, колдунов, чародеев и пр.) как у злых, так и у добрых людей...
  Беснование может быть неосознанным и невольным как у злых, так и у добрых людей (как для смирения оных, так и по особому промыслу Божию...
  Степень (тяжесть) беснования может быть очень разной...
  Она зависит как от количества "вселившихся" в тело человека бесов, так и от их индивидуальной силы...
  Тело бесноватого становится как бы "домом" бесовским, в котором они как бы "проживают"...
  При бесновании бесы могут иметь огромную (иногда неограниченную) власть на телом человека, а через тело и над его душою и духом...
  Например, воздействуя на мышцы, связки, сухожилия, кости, нервы и пр., бесы легко приводят бесноватого в состояние немоты, глухоты, слепоты, паралича, эпилепсии, лунатизма и пр., и пр. (см. Евангелие)...
  При бесновании человека, его тело очень тесно соединено с естеством падшего духа, поэтому во время контакта тела бесноватого со святынями, у них наблюдаются резкие реакции крайне "аллергического" неприятия...
  Строго говоря, неприятие святынь происходит у бесов, а не у бесноватых...
  Но поскольку бес не может или не хочет по своей воле выйти из бесноватого, то ему и приходится терпеть святыни и мучаться при контакте с ними, терзаясь видимо вместе с телом бесноватого в виде криков, воя, мата, падений, судорог, конвульсий и пр., и пр. ...
  При крайних тяжестях беснования, беснующийся даже может и не идентифицировать сам себя (свою собственную личность), пребывая в состоянии полных невменяемости, неадекватности, отсутствия собственной воли (свободы) и способности к самовыражению...    
  Все люди делятся на две категории - на тех, кто может воспринимать "чужой" жизненный опыт и на тех, кто может учиться только на своих собственных ошибках своего собственного жизненного опыта...
  Беснование, так же как и душевные (шизофрения, дебилизм, аутизм, всевозможные фобии, мании, депрессии и пр., и пр.) или телесные заболевания, являются не только последствиями первородного греха и наследственными болячками, но могут быть и особой волей Божией, особой милостью Христовой как по отношения к самим больным и бесноватым, так и по отношению к людям, которые с ними общаются и ухаживают за ними...  
  Например, люди с ярко выраженными рассудочными расстройствами (дауны, дебилы и др.) являются средствами, при помощи которых другие люди как раз и могут возрастать в любви (напр., ухаживая за ними)...
  Сами же такие, ничего адекватно не воспринимающие люди (так же, как и умирающие во младенчестве), относятся к категории людей, способных учиться на чужом жизненном опыте...
  По выходу их души из тела, они приобретают способность адекватно осознать и воспринять всю свою, прожитую бессознательно земную жизнь...
  Они способны воспринять не только опыт своей, бессознательно прожитой, земной жизни, но и опыт жизни всех других людей, с которыми они не только соприкасались во время своей земной жизни, но и опыт жизни тех людей, которые жили на земле и задолго до них...
  В связи с этим вызывает большое сожаление растущая с каждым днем в России тенденция т. н. "отчиток" (экзорцизма)...
  Как Библия, так и Церковное предание категорически не согласны с этим...
  Евангельская история о Гадаринском бесноватом, со всей очевидностью свидетельствует о том, что без воли Божией бесы не только в человека, но и в свинью войти не могут... 
  Неоднократно пишется об этом и в книгах Ветхого Завета...
  Напр., в 1 Кн. Царств прямо говорится о том,что на Саула нападал злой дух от Бога и Саул бесновался...
  Книга Иова многострадального также повествует о том, что сатана по попущению Божию вверг этого праведника в многочисленные искушения...
  Все Св. Писание прямо-таки вопиет о том, что без воли Божией и волос с головы человека не упадет, не то что его беснование... 
  Самовольные отчитки являются, таким образом, противлением воле Божией относительно бесноватого...
  Напр., незадолго до смерти от. Адриан из Псково-Печерского м-ря признавался, что все его отчитки были напрасны с точки зрения помощи самим бесноватым. "Не было", - сказал старец, - ни одного такого случая, чтобы я кому-нибудь на самом деле по-настоящему помог. Эти люди снова появлялись на отчитках." А ещё сокрушался: "Это же Господь попускает беснование как крест, а я, пусть и по любви, но эти кресты, получается, снимал?" 
  В Книге Деяний святых Апостолов совершенно ясно показана вредность самовольных отчиток, когда бес избил нескольких человек, пытавшихся безрассудно изгнать его из бесноватого:
 
  "13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
  14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.
  15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?
  16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома.
  17 Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
  (Деян. 19)" 
 
   А из посланий св. ап. Павла вообще следует, что он неоднократно предавал во власть бесам ("сатане") тела развратных людей во имя спасения их душ, напр.:
 
  "19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
  20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
  (1 Тим. 1)"
 
  О пользе беснования для человека свидетельствует и святоотеческая литература, из которой видно, что некоторые подвижники по своей воле отдавались беснованию ради спасения как своего, так и ради спасения ближних...
  Например, когда к одному монаху началось паломничество его почитателей, он упросил Христа о своем бесновании как для профилактики своего тщеславия, так и против превозношения себя поклонниками...
  В результате он стал совсем безумным, вплоть даже до того, что сидел как пес на цепи и ел свои собственные экскременты...
  Когда же его почитатели в нем "разочаровались", то его беснование закончилось, и он смог вести беспрепятственно и дальше свое уединенное служение Христу...
  Св. отцы высказывают свое единодушное мнение о том, что изгонять бесов может только человек, который сам победил их (пороки и все пр. зло) в себе самом - т. е. человек бесстрастный, святой...
  Как для беснования необходима воля Божия (польза), так и для изгнания беса необходима она же (польза)...
  Только святой человек, от Христа непосредственно воспринявший необходимость изгнания бесов, может дерзать делать это...
  Ведь всякому же ясно, что Господь и Сам может (без помощи человека) если это необходимо, удалить из бесноватого падшего духа (как Он многократно это делал еще при Своей земной жизни)...  
  Использование же человека, как инструмента для экзорцизма, может быть необходимым в наше время лишь в исключительных, особо промыслительных случаях...
  Нельзя путать наши "последние" времена с временами проповеди Евангелия, когда изгнание бесов как непосредственно Христом, так и его апостолами являлось свидетельством истинности христианства...
  В наше же время научно-технического прогресса, неверия, маловерия, скепсиса, атеизма и материализма, никакие чудеса вообще и экзорцизм в частности, не производят должного вероучительного эффекта (не приводят людей к покаянию)...
  Да и всякому благоразумному человеку совершенно понятно, что никакие внешние действия (молитвы и пр.) человека, не избавившегося от своего собственного внутреннего и внешнего зла, изгнать беса из бесноватого не могут...
  Даже если этот человек является "супермонахом", "суперстарцем" или "заслуженным" архиереем с митрами, драгоценными крестами, панагиями и жезлами... 
  Хотя бесы нередко и смеются над такими отчитчиками, делая вид, что со страхом и ужасными криками изгоняются из бесноватого...
 
  "24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
  25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
  26 тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.
  (Лк. 11)" 

  Когда Христос говорил о возвращении духа с семью другими, злейшими его в чисто прибранный и пустой (свободный) дом, Он имел ввиду под домом и таких "отчитчиков", и их почитателей, и таких "отчитываемых"...
  Очень опасно как "отчитчикам" играть в святых Божиих, так и почитателям, и бесноватым лицеприятствовать им, развивая друг в друге и гордыню, и безрассудство, и пр. пороки ("семь злейших")...
  История Церкви имеет немало примеров тому, как многие св. отцы, имея власть над бесами и будучи способными изгонять их одним(!) лишь своим словом, тем не менее, не делали этого...
  Они прекрасно понимали, что беснование является проявлением милости Божией по отношению как к самим бесноватым, так и по отношению к их ближним...
  Именно поэтому они и не изгоняли бесов, полагаясь лишь на премудрость и промысел Христовы...
  Мода же на отчитки пришла в Россию из католического запада, являясь религиозным фарсом, ничего общего не имеющим с истинным христианством...
  Распространяются же отчитки как в связи с тщеславием, сребролюбием, властолюбием и безрассудством "отчитчиков", так и в связи с "благодатной" почвой соответствующей им "православной" паствы...
  Изгнание бесов (так же как и остальные чудотворения) как Самим Христом, так и его учениками имело целью свидетельствовать об истинности Евангелия (о его Божественном происхождении) и призвано было привлекать к вере в Иисуса как в Мессию, а не просто/только к избавлению от них...  
  Поскольку формат нашего сайта является все-таки аскетическим, а не психосоматическим и не демонологическим, мы отправляем Вас, с Вашего же позволения, к авторам, которые, что называется, "в формате" и которые, с нашей точки зрения, предоставят Вам исчерпывающую информацию по данному, вне всякого сомнения, важному в деле спасения, вопросу... 
 
     
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, "Заклинание на духов нечистых" свт. Григория Неокесарийского с сайта Святоотеческое наследие, проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, статьи Духанина Валерия, архим. Тихона (Шевкунова), Марины Бирюковой с сайта Православие.Ru и соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка, Азбука веры и Логослово... 
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.i_iii.g_07_0017
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=oprelestybesov
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=oprelesti#prl4
  http://azbyka.ru/dictionary/14/oderzhimost.shtml
  http://azbyka.ru/dictionary/15/psihologija.shtml
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/60824.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/put/54894.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/3762.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/32695.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/63195.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/65090.htm
 
 http://azbyka.ru/dictionary/02/besnovanie-a.shtml
 
 http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/psihologiya/
 
 http://azbyka.ru/dictionary/14/otchitka_ekzortsizm.shtml
 
 http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_7/topic_7096/
 
  Рекомендуем мы также слово иеромон. Иова (Гумерова) о бесновании, статьи иер. Димитрия Первого и Жан-Клода Роше с сайта Православие.Ру и соответствующие материалы с сайта Азбука веры...

  Замечательным материалом является и статья Василия Каледы...
  Ссылка прилагается:
  http://www.pravoslavie.ru/smi/56300.htm

   Ну и замечательным же материалом на данную тему являются также статьи Татьяны Вигилянской, Алексея Верде, Елены Последышевой, В. И. Слободчикова, Юлии Мошковой, Валерия Ильина, Линн Паппас, Ольги Рожнёвой и Елены Живовой с сайтов Православие.Ру и Логослово...
  Ссылки прилагаются:  
  http://www.pravoslavie.ru/guest/32719.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/guest/30225.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/rusdom/exorcism.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/smi/57221.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/guest/4687.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/guest/35898.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/pravpsih.htm
 
 http://www.pravoslavie.ru/guest/59167.htm
  http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/section_1_43/topic_1571/   
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/ch2_5.htm

  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/ch2_6.htm

  К сожалению, в наши последние времена, целью большинства людей (и называющих себя православными в том числе) является не жизнь по заповедям Христовым, а "шалом" - не мир Христов ("иридий", греч.), а внешнее и внутреннее благополучие, душевный и телесный комфорт, для достижения которых используются все доступные средства (и религиозные в том числе)...
  Это неотвратимый процесс обмирщения как христианства вообще (католицизм, протестантизм и пр.), так и православия, в частности...
  Об обмирщении церкви (маммоне) можно прочитать в статьях иер. Сергия Бегияна и др. авторов с сайтов Православие.Ру, Азбука веры, Православие и мир и Логослово...
  Маммона...
  Увы...
  Но, тем не менее - ХРИСТОС всё равно ВОСКРЕСЕ !"

 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (19 Фев 12)
Просмотров: 2968

Поиск