"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

069. Вопрос: "Что такое сон и сновидения?"

"15 И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение.
 (3 Цар. 3)"

 
  "В том, что будущее знать не всем полезно, уразумел я из случая, бывшего с одним послушником, которого я близко знал. Когда он был ещё мирянином, увидел однажды себя во сне в великой схиме и был, очевидно, уверен, что будет схимником. Может быть из-за этого, будучи послушником, кое в чем уступал своей плоти и страстям, очевидно надеясь на будущие подвиги и покаяние. А так и почил послушником, вот поэтому многим не полезно знать будущее, и Господь его не открывает всем, но открывает лишь утвердившимся в добродетели и очистившим око ума и сердце покаянием."
 
"Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и ко­гда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.
(Архим. Серафим (Розенберг))"

 
 
 
"Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою.
(Свт. Феофан Затворник)" 
 
 

"Спи мало и в меру; и Ангелы посетят тебя. Когда ляжешь спать, не влагай рук твоих внутрь, чтоб не согрешить и не знаючи. Только человек (среди земных тварей - от авт.) способен принимать Бога. Ибо с этою одною живою тварью беседует Бог: ночью чрез сновидения, а днем чрез ум; достойным Его людям всячески предсказывает и предзнаменует Он будущие блага. Когда склоняешься на свое ложе, со благодарением воспоминай в себе благодеяния и Промысл Божий. Тогда, исполненный этим благим помышлением, ты полно возвеселишься духом и сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих — истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе — сердечную славу Богу всяческих. Ибо когда нет в человеке зла, тогда благодарение и одно, паче всякой многоценной жертвы, приятно Богу, Ему же слава во веки веков. Аминь.
(Прп. Антоний Великий)"
 
 
 
"Кто хранит стадо своё подобно Иакову, от того отступает сон; и когда он и уснёт немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огнь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: просвети очи мои, да не когда усну в смерть. Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость её, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным.
(Прп. Варсонофий Великий)"





"Баня и продолжительный сон, всё вместе взятое, очень не благоприятствуют духовной жизни и развивают леность и сладострастие. Избегай всячески нежить плоть, но обращайся с нею сурово - ради Царствия Божия.
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"

 
 
 



 






 
  Ответ: "И святоотеческая мысль, и научно-популярная тоже, довольно скудновато раскрывают эту тему...
  Но, тем не менее, кое-чем из того, что нам известно по этому поводу, мы попробуем с Вами поделиться, попытавшись соединить научную информацию и святоотеческое наследие...
  Мы будем очень рады, если кто-нибудь из наших читателей пришлет нам через раздел "задать вопрос" соответствующие дополнения или замечания по этой очень слабо освещенной в литературе сфере человеческой жизни...
  Обещаем, что непременно разместим их в материалах этого же ответа, как дополнения от читателей, т. к. мы реально ощущаем крайний дефицит наших знаний в этом конкретном направлении антропологии...
  Сон человека является средством, при помощи которого он отдыхает, т. е. восстанавливает силы и способности в первую очередь - своего ума, во вторую очередь - своей души, и в третьих - своего тела... 
  Сон является одним из последствий грехопадения наших прародителей (проявлением т. н. неукоризненной страстности), до которого люди (а может быть и вся живая тварь тоже) находились в непрестанно бодрствующем состоянии...  
  Сон является функцией гипоталамуса - небольшого, сложного по своей морфологии (форме) отдела головного мозга человека, расположенного в передней, нижней его части, между его полушариями (примерно там, где индусы рисуют на лбу красный кружок)...
  В бодрствующем состоянии любой человек, в той или иной степени, но обязательно трудится, затрачивает и силы, и энергию всего своего трехчастного естества...
  В состоянии бодрствования любой человек (в той или иной степени) может также и отдыхать всем своим трехсоставным существом... 
  Но разница между состоянием сна и состоянием бодрствования заключается в отсутствии и наличии сознания в человеке соответственно...
  В связи с этим и качество отдыха в состоянии сна у человека намного выше, чем наяву...
  Сон человека делится на две фазы:
  - фазу медленного сна...
  - фазу быстрого сна... 
  Во время медленного сна человек находится в полностью бессознательном состоянии, при полном же отсутствии каких-либо сновидений...
  В этой фазе у человека наблюдаются снижение частоты сердцебиения и дыхания, и полная телесная релаксация (расслабление)...
  Медленная фаза сна человека может занимать до 70-90% от общей его продолжительности...  
  Фазы быстрого сна имеют продолжительность всего по 5-10 минут и возникают всего несколько раз в течение каждого часа...
  Во время быстрого сна у человека повышаются частоты сердцебиения и дыхания, глазные яблоки начинают совершать быстрые, хаотические движения под закрытыми или прикрытыми веками, мышцы начинают непроизвольно сокращаться и напрягаться, человек может говорить, двигаться, ходить и совершать те или иные телесные поступки...
  Именно во время фазы быстрого сна человек и переживает сновидения...
  Сновидения являются теми же самыми человеческими помыслами, только в его бессознательном (сонном) состоянии... 
  Сновидения тоже могут быть и злыми, и добрыми, и простыми... 
  Сновидения могут быть как цветными, так и черно-белыми...
  Человек может помнить свои сновидения, а может и забывать о них по своем пробуждении от сна...
  Сновидения бывают у всех людей, но просто не все их помнят...
  Источниками сновидений тоже могут быть и бесы, и ангелы, и Бог, и само человеческое естество... 
  По мере очищения человека от зла, бессознательная составляющая сновидений в человеке начинает уменьшаться, доходя в бесстрастном христианине до полного осознания своих сновидений и полного своего контроля по отношению к ним...
  Бесстрастный христианин во время быстрой фазы может сознательно молиться (даже и сердечно), каяться, размышлять, отсекать порочные сновидения (например, блудные), плакать с реальными телесными слезами - т. е. реально трезвиться (как наяву)... 
  Человек вообще, а новоначальный христианин особенно, не властен над "тематикой" своих сновидений, поэтому ему не вменяется в грех порочное сновидение...
  Но, тем не менее, "ассортимент" сновидений (напр., блудные) напрямую зависит от духовного уровня человека, от его внутренней и внешней жизни, от совокупности всех тех действий, которые он совершил как в течение всей своей жизни вообще, так и  от тех поступков, в которых он проявил себя в течение дня, в частности...
  Именно поэтому в смертных грехах, совершенных человеком во сне накануне его Причастия, необходимо каяться на Исповеди...
  Не порочное сновидение само по себе является злом, а согласие на него человека во время сна и предваряющее согласие человека на соответствующий сновидению порок во время его состояния бодрствования...
  Т. е. здесь наблюдается почти полная аналогия с помыслами наяву, с той лишь разницей, что дается некоторая скидка на новоначальную бессознательность христианина...

"
Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого.
(Прп. Ефрем Сирин)"

 

"Закон извержения (ночные поллюции - от авт.) естественный и непроизвольный очищает для того, чтобы с большим усилием избегали мы произвольных и противоестественных извержений (посредством мастурбаций/онанизма и развратных мечтаний - от авт.). Ибо и тем, которые пребывают в грехах мнимых (не в действительных - заграждающих эпитимьей вход во святилище, пока не очистятся), и согрешающим произвольно - больший внушает страх, и тягчайшим угрожает наказанием. Ибо если невольное не легко бывает извиняемо, то явно, что произвольное не извинительно, если не будет уврачевано искренним покаянием.
(Прп. Исидор Пелусиот)"

 




  Христианин же, очистившийся от главных пороков и проходящий этап освящения, уже вменяет сам себе в грех впадение в искушение и во время сновидения... 
  По характеру сновидений можно судить, в некоторой степени и о характере самого человека...
  Например, черно-белый характер сновидений может свидетельствовать о преобладании рациональной составляющей в душе человека, а преобладание цветных сновидений может говорить о преимущественно творческой его натуре, способности к воображению, чувственности и искусству как таковому...
  Т. е. по характеру сновидений можно судить и о специфике деятельности мозговых полушарий человека, т. к. каждое мозговое полушарие у человека "заведует" своим, свойственным только для него видом психической деятельности...
  Чередование же цветности/бесцветности сновидений свидетельствует о паритетности психической деятельности полушарий человеческого мозга, о сбалансированности его рациональной и эмоциональной составляющих...
  Сновидения косвенно отражают/показывают не только душевное, но и о духовное состояние человека...
  Например, св. отцы писали, что полёты во сне свидетельствуют о гордости человека и пр. :

"
В сердцах чревоугодников - сновидения о снедях и яствах; в сердцах же плачущих - сновидения о последнем суде и о муках.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




 
  Человеческий сон (кроме отдыха человеческого естества) позволяет человеку и как бы несколько реабилитироваться от усиления в порочности, которую он культивировал в себе в бодром состоянии...
  Если бы человек не спал, то он быстрее бы возрастал во зле, непрестанно прибавляя и прибавляя его в себе...
  Проснувшийся человек имеет в себе меньший уровень зла, чем заснувший...
  Недаром народная мудрость говорит, что "утро вечера мудренее"...
  Сон является как бы некоей подушкой безопасности для человека, подобно и его телу...
  Сон в православии является как бы образом телесной смерти для человека, как бы позволяя ему с утра начать новую, добрую жизнь, отринув жизнь злую, прошлую, закончившуюся вчера... 
  Положение себя в постель в христианстве является как бы образом положения себя во гроб...
  Засыпание, переход из бодрствующего состояния в сонное, бессознательное, является образом и забывания о Боге, и умирания человека злого, умирания его как душою во зле, так и телом...
  Сам сон в православной аскетике - это образ самого забвения Божия, и самой человеческой жизни во зле, и его смерти земной, телесной: 

"Когда отходишь ко сну, вспомни о смерти, которой сон есть образ и преддверие.
(Свт. Филарет Московский)"





  Пробуждение же является образом и покаяния человека, и его обращения к жизни доброй, и образом всеобщего Воскресения по Втором Пришествии Христовом...
  Сновидения могут быть и ч. н., "вещими"...
  К ним должно быть нейтральное отношение...
  Св. отцы говорили, что нельзя их хулить, но нельзя и принимать их, напр. :

"Бесы тщеславия – пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её.
(Прп. Иоанн Лествичник)"




  
  
  Библия же в лице премудрого Соломона тоже предлагает относиться к сновидениям осторожно (мягко выражаясь):

  "2 Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям.
  3 Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица.
  4 От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного?
  5 Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей.
  6 Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего.
  7 Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. 
  (Сир. 34)" 

 
  Ясновидение, видение будущего, пророчество, неважно, проявляющиеся наяву или в сновидениях, могут быть естественными (оставшимися от прародителей), могут быть от ангелов и Бога, а могут быть и искушениями бесовскими...
  В святоотеческой литературе есть один очень поучительный пример на эту тему...
  Один монах стал замечать, что все, что ему снится, потом сбывается...
  Он решил, что получил дар пророчества (в древние времена это не было редкостью)...
  Несмотря на предупреждения братии о неприятии подобного, монах тот все более и более укреплялся в гордом мнении стяжания собою пророческого Божия таланта...
  Спустя некоторое время ему приснился "Страшный Суд", на котором Христос отправил в геенну все человечество кроме иудеев, предоставив последним бесконечное блаженство в Своих небесных обителях...
  Монах тот (незамедлительно по пробуждении своем) отрекся от христианства и принял иудаизм...
  Т. е. бесы могут очень легко безрассудного человека, что называется, "развести за три копейки"...

"Не должно вспоминать прошедшее и сны.
(Прп. Амвросий Оптинский)"



 
 
   В наше время можно привести немало аналогичных примеров (в том числе и в интернете) когда сновидения представляются вещими... 
  Св. отцы единодушно утверждают, что бесы не видят будущего, но могут его создавать, предварительно как бы "предсказывая" его искушаемому...
  Например, они сообщают ему через помыслы наяву или через сновидение о том, что завтра он проколет правое переднее колесо, зная, что соседский мальчишка уже сам подложил ему гвоздик (или подкладывают гвоздик сами, или внушают мальчишке это сделать) и пр., и пр. ...
  Таким образом, веря в вещие сны, человек или развивает в себе свою зависимость от бесов, возрастая во зле или же развивает в себе естественную способность к ясновидению и опять-таки начинает подвергать себя опасности увеличится в тщеславии, гордости, властолюбии, сребролюбии и пр. ... 
  Сновидений же от ангелов, Божией Матери и Бога люди удостаиваются очень редко по причине малой необходимости в них, разве только по особому промыслу Божию...
  Называются они нередко видениями, или тонким сном, т. к. происходят как бы на некоей границе между бодрствованием и сном, когда человек вроде бы и спит, но в то же время он находится в полной уверенности, что все происходит наяву, реально...
  При этом человек чувствует специфические, благодатные ощущения, особую радость, мир и распространение души, являющиеся доказательством истинности видения...
  Сновидения и видения же от бесов характеризуются душевною теснотою, беспокойством, страхом, иногда очень сильным, вплоть до леденящего всеобъемлющего ужаса, нередко и с попытками обставить все в свете, как правило в красном, малиновом или розовом...
  Свет же Христов в тонком сне подобен Фаворскому - он очень светлый (золотистый или белоснежный)...

"Общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине падения. Нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душой. Духи, чувственно являющиеся людям, пребывающим в греховности и падении – демоны, а никак не святые Ангелы. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





"Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.
(Свт. Феофан Затворник)"


 
  
  Библия свидетельствует о том, что сновидения от Бога могут иметь массовый характер...
  Когда Господь поражал казнями ожесточённых ненавистью к евреям египтян, Он им через вещие (истинные) сновидения показывал причину (их жестокость, упрямство, своеволие, гордость и пр.) этих наказаний, склоняя египтян к покаянию и обращению к истинному Богу:
 
  "17 Тогда вдруг сильно встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы;
 18 и, будучи поражаем - один там, другой тут, полумертвый объявлял причину, по которой он умирал: 
  19 ибо встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы они не погибли, не зная того, за что терпят зло.
  (Прем. 18)"

  Благоразумие сна выражается прежде всего в его умеренности...
  Чрезмерно длительный сон расслабляет человека, увеличивая его леность, нерешительность, малодушие, сластолюбие вообще и потребность в сексе, в частности...
  Чрезмерно малый сон лишает его сил, снижая способность к трезвению, молитве, приводя к печали, унынию, раздражительности, гневу и нервному истощению...
  Последние медицинские исследования показали, что во время сна интенсивность циркуляции спинномозговой жидкости в головном мозге человека возрастает на 90%, вымывая (подобно губке) из нервных тканей (нейронов) токсины, накопившиеся в них во время бодрого состояния...
  Мера сна определяется опытным путем, в соответствии с индивидуальностью человека и его образом жизни...
  Количество сна должно быть минимальным, но в то же время обеспечивать телесную, душевную и духовную бодрость и максимальную работоспособность человека...
  Надо постепенно снижать количество сна до появления слабости...
  Определив это минимальное количество, надо чуть прибавить, до появления бодрости, и так держать...
  Это очень похоже на определение меры в пище...
  И так же, как и с пищей, и здесь надо смотреть на изменения в повседневном образе жизни и менять по необходимости количество сна по критериям бодрости, слабости и затрачиваемых сил во время бодрого состояния...
  Зависит продолжительность сна и от перемены телесного и душевного здоровья человека, от климата, погоды и пр. меняющихся, внешних факторов...
  Важно отметить и то, что моменты засыпания и пробуждения человека очень сильно сказываются на его общем духовном состоянии..
  Крайне важно засыпать с молитвою...
  Это является хорошей профилактикой против возникновения как самих порочных сновидений, так и против впадения в них, в случае их возникновения...
  Очень полезно также незамедлительно, в первый же момент по пробуждении, начинать молиться, не дожидаясь подъема и начала активной телесной деятельности...
  От того, каковы у человека первые помыслы после его пробуждения, во многом зависит и качество всех его помыслов в течении всего дня, а значит и качество всей его телесной деятельности...
  Если например, человек сразу же по своем пробуждении соглашается со злыми мыслями и чувствами, возникающими у него, то, с большой степенью вероятности можно предположить, что и в течение всего дня он будет постоянно злиться на всех окружающих его людей и пр. ...
  Недаром в народе про такого человека говорят, что он встал не с той ноги (не с теми помыслами)...
  Еще в народе говорят: "Что посеешь, то и пожнешь"...
  Первые помыслы человека после его пробуждения - это его "сеяние"...
  "Пожинает" же он в течение всего дня именно то, что и посеял утром...
  Еще св. ап. Павел в своем послании к Галатам писал, что кто сеет в духовное, тот и пожинает духовное, а кто сеет в тленное - тот тлен (соответствующий "плод") и имеет (но уже, увы - "сторичный"):  
 
  "7Что посеет человек, то и пожнёт:
  8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. 
  (Гал. 6)"

"Мы должны уметь, проснувшись, умывшись, одевшись, перекреститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, перекреститься с тем, чтобы во имя Божие вступить в этот новый, не оскверненный ничем еще день, в котором возможно все. И затем остановиться и подумать: с чем я вступаю в этот день? Конечно, я вступаю в этот день со своим прошлым, я не такой новый, как этот день, я не родился сегодня, но с чем я вступаю? с горем ли вчерашнего дня? с надеждой, с трепетным ожиданием радости? с готовностью исправить ошибки прошлых дней? с чем?..
(Митр. Антоний Сурожский)" 

 
 

  Далее нам кажется необходимым отметить духовный смысл поговорки о том, что утро вечера мудренее...
  Обычный человек, как правило, в течение дня успевает ч. н., нахвататься (воспринять) и внешнего зла от ближних, и своих собственных, и бесовских страстей (вольно/невольно, осознанно/неосознанно), нередко привыкнув к вечеру к ним и став тем самым "немудрым"...
  Бессознательное же сонное состояние позволяет человеку и поневоле воздерживаться как от внешнего, так и от собственного внутреннего зла, снижая уровень его злолюбия (привычки/навыка ко злу) - делая проснувшегося тем самым "мудренее" (естественным образом позволяя утром начать пытаться жить как бы заново), с более высоким уровнем добролюбия"...


"Просыпаясь утром каждый день, вспоминай о том, что дашь отчёт Богу о всяком деле - и не согрешишь пред Ним и страх Его вселится в тебя.
(Авва Исаия)"





  "«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, пред лицо Отца Небесного, в сообщество Ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, нежели после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает; надо от Него принять благословение на дела, нужное вразумление и необходимое подкрепление. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине, вознестись к Господу умом и сердцем, и исповедать Ему нужды свои, намерения свои и испросить Его помощь.
  Настроившись молитвой и богомыслием с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговении и страхе Божием, с собранными мыслями. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.
  Лекари говорят: "Натощак не выходи наружу." В отношении к душе это исполняется утреннею молитвою и чтением. Напитается ими душа и уже не тощею выходит на дела дня.
(Свт. Феофан Затворник)" 
 


"Проснувшись, направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
 
  

"Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: “Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!” А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете... Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.
(Схиигум. Савва (Остапенко))"
 
 
 
  "Как только проснёшься ты утром и несколько помолишься, говоря: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,- первое надлежащее тебе дело есть заключить себя, как в некоем месте или позорище, в своем собственном сердце. Установившись здесь, возведи затем себя в сознание и чувство, что ошуюю тебя стоит уже тот враг твой и то страстное влечение, с коими ты состоишь в то время в борьбе, готовые тотчас напасть на тебя, и вследствие того восстанови в себе решительность или победить, или умереть, но не уступать; сознай также, что одесную тебя невидимо предстоят тебе победоносный Архистратиг твой, Господь наш Иисус Христос с Пресвятою Матерью Своею, и множеством Ангелов святых, с Архангелом Михаилом во главе, готовые на помощь тебе, и вследствие того воодушевись благонадежием.
  Вот восстанет на тебя князь преисподних, диавол с полчищами бесов своих и начнет разжигать страстное в тебе влечение, уговаривая притом тебя разными льстивыми обещаниями твоему самоугодию перестать бороться с сею страстью и покориться ей, уверяя, что так будет лучше и покойнее. Но внемли себе - в то же время должен слышаться тебе и с десной страны остерегательный и воодушевительный глас, который Ангел твой хранитель от лица всех, сущих одесную тебя, не преминет внушать тебе, говоря: "Ныне предлежит тебе брань с твоею страстью и другими врагами твоими. Не устрашись и не убойся и не убегай от страха сего с поля брани. Ибо Сам Господь Иисус, Архистратиг твой, стоит близ, окруженный тысяченачальниками и стоначальниками Бесплотных и всеми сонмами Ангелов святых, готовый споборать тебе против врагов твоих и не допустить их преодолеть тебя и победить, как обетовано: Господь поборет по вас".
  Посему стой твердо, нуди себя не поддаваться и всячески напрягайся перетерпеть это нападшее на тебя испытание, из глубины сердца взывая: не предаждь мене в души стужающих ми. Взывай к Господу твоему, к Владычице Богородице, ко всем Ангелам и святым. Придет помощь и ты победишь, ибо написано: пишу вам, юноши, ободренные и ретивые воители, яко победисте лукаваго. Пусть ты немощен и связан худыми навыками и враги твои сильны и многочисленны, но гораздо большая готова тебе помощь от Того, Кто создал тебя и искупил, и несравненно сильнее всех Бог Защититель твой в брани сей, как написано: Господь крепок и силен, Господь силен в брани, Который притом вящее имеет желание спасти тебя, нежели враг твой погубить тебя. Итак, борись и никогда не тяготись трудом от брани сей. Ибо этим трудом, нуждением себя и безжалостным, несмотря на боль, отрыванием себя от порочных навыков приобретается победа и стяживается великое сокровище, на которое покупается Царство Небесное и ради коего душа навсегда соединяется с Богом.
  Так каждый день с утра начинай во имя Божие борьбу с врагами твоими, оружием ненадеяния на себя и дерзновенной надежды на Бога, молитвою и безжалостным понуждением себя на подобающие труды и подвиги духовные, наипаче же оружием умно-сердечной молитвы: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Имя это страшное, как меч обоюдоострый, вращаемо будучи в сердце, поражает и прогоняет демонов и страсти. Посему Иоанн Лествичник сказал: "Именем Господа Иисуса бичуй супостатов". Об этой молитве ниже будем говорить в особой главе. Таким, говорю, оружием поражай того врага, ту страсть и то злое влечение, которое борет, в том порядке, который я указал в 13-й главе, а именно сначала сопротивлением страсти, потом возненавидением ее и, наконец, делами противной ей добродетели, совершая все сие, скажем так, в молитвенной атмосфере. Так действуя, будешь совершать дело, угодное Богу твоему, Который со всею торжествующею на Небесах Церковью стоит невидимо и смотрит на ратоборство твоё.
  Посему каждое утро со всем вниманием старайся рассмотреть и предусмотреть, какие случаи вероятно представиться могут в продолжение дня для совершения того или другого доброго дела, прилагая к тому и желание, и решение непременно так поступить, а вечером поиспытай себя, исполнены ли и как исполнены утренние твои добрые помышления и желания; затем в следующее утро возобнови опять те же намерения и желания, с живейшей ревностью и желанием исполнить их в точности.
(Прп. Никодим Святогорец)"
 
 


"Когда встанешь от сна, то первая мысль твоя пусть будет о Боге, первое слово и молитва — к Богу, Создателю твоему, содержащему жизнь твою, могущему всегда умертвить и оживить, поразить и исцелить, спасти и погубить. Поклонись и воздай благодарение Богу, воздвигшему тебя от сна и не погубившему с беззакониями твоими, но долготерпеливо ожидающему твоего обращения. Положи начало лучшему, говоря с Псалмопевцем: Сказал я: ныне я начал — и прочее, ибо путь свой к Нему хорошо совершает только тот, кто каждый день хорошо начинает. С утра будь в молитве Серафимом, в делах — Херувимом, в обхождении — Ангелом.
(Свт. Димитрий Ростовский)"



"Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами - слова Иисусовой молитвы. 
(Прп. Варсонофий Оптинский)"

 



"Утром, когда проснёшься, говори: Слава Тебе, Боже! 
(Прп. Амвросий Оптинский)"




"Утренняя молитва для человека то же,что утренняя роса для растений. 
(Прп. Ефрем Сирин)"




"Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении является искушать нас и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатие дня твоего Господу, ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, - говорил он, - предузнаю я всё течение дня моего».
(Прп. Антоний Великий)"




 

  Злоупотребление сном (чрезмерный сон - сонливость) св. отцы приравнивали к употреблению мяса (поясняя, что оно резко повышает похоть/либидо и сластолюбие): 

"Четыре вещи возбуждают блуд в теле: излишний сон, излишнее употребление пищи, смех и шутки, и украшение в одеждах. 
(Авва Исаия)"





  
  Воздержание же от сна в святоотеческой литературе называется бдением (разновидностью измождения/озлобления/ослабления излишне сильной/бодрой/чувственной плоти - бескровного мученичества) - оно обязательно соединялось с молитвословиями/псалмопением, молитвой, чтением, плачем/покаянием/слезами и пр. (с деланием внутренним/умным/духовным)...
  Даже сам сон древними подвижниками нередко осуществлялся в стоячем/сидячем положении (используя специальные подпорки: напр., забивая в стену кельи деревянные жерди для подмышек - как делал прп. Нил Столобенский) или на жесткой поверхности (земле и пр.) ...
  Многие из них уже больше не засыпали, один раз пробудившись хотя бы раз, но, считая пробуждение свидетельством достаточности сна, поднимались с ложа... 

"Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане — пища и питие, прибыль, игры, разные увеселения. Излишний сон вреден - он расслабляет душу и тело. 
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"



  

  В медицине широко известны случаи резких, естественных нарушений сонной способности человека (как бессонница, так и сонливость) - и физиологической, и психической природы (напр, при стрессах, при душевном или телесном переутомлении и пр.)...
  Понятно, что эти аномалии необходимо исцелять с помощью Божией врачебными средствами/способами... 
  Необходимо отличать и бесовские воздействия на человека, вызывающие в нём и бессонницу - причину последующей телесно/душевной анемии/слабости, и жесточайшую сонливость - причину неспособности к молитве, посту, чтению, размышлению и пр. ...
  Кроме сонливости и бессонницы, бесы способны возбуждать в христианине-подвижнике и телесную тяжесть, и слабость, и леность, и отчаяние, и уныние и пр. психо-соматические состояния, препятствующие исполнению заповедей Христовых - спасению человека:

"Ясные признаки пришествия к нам и действия на нас падшего духа суть внезапно являющиеся греховные и суетные помыслы и мечтания, греховные ощущения, тяжесть тела и усиленные скотские требования. Пришествие к нам падшего духа всегда сопряжено с ощущением смущения, омрачения, недоумения. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"





  Понятно, что против бесовских воздействий любые медикаментозные/медицинские средства бесполезны (а нередко и вредны), поэтому, выявляя их, необходимо бороться с ними только церковными средствами - непрестанным покаянием, молитвой (призыванием помощи/милости/бдагодати Божией), частыми Исповедью, Причастием и посильным/благоразумным понуждением себя к жизни по всем заповедям Христовым (ибо Царство Божие только усилием и приобретается - нудится)...
  Рассудительность, рассудительность и ещё раз рассудительность..."

  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статья игум. Бориса (Воронова), письмо прп. Исидора Пелусиота с сайта Святоотеческое наследие и соответствующие же статьи с сайтов Ни-ка и Православие. Ру, видеостатья иеромонаха Симеона "Архимандрит Клеопа (Илие). О снах и видениях", ПРОчтение, Выпуск 21 с сайтов Православие.Ру и Логослово, статьи дьякона Георгия Максимова "Православное отношение к снам и сновидениям", части 1-я и 2-я, соответствующие же материалы с сайта Азбука веры и статья о тестировании лево-право-смежнополушарных типов людей с сайта психолога Василия Пугача...
  Ссылки прилагаются: 
  http://www.alexey-osipov.ru/
  http://tihoprist.narod.ru/bookHTML/bookHTML2/53Son.htm

  http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.v.y_07_1009
  http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=oprelesti#prl59
 
 http://www.pravoslavie.ru/authors/379.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/71861.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/43216.htm   
  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4041/

  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_2240/
  http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4934/
  http://www.pravoslavie.ru/put/4309.htm
  http://www.pravoslavie.ru/put/64317.htm
  http://azbyka.ru/dictionary/17/snovideniya.shtml
  http://www.indigo-papa.ru/polusharie


                                             




                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

 
 
                      
     
 
     
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (25 Янв 12)
Просмотров: 1706

Поиск