"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

070. Вопрос: "Что такое Божия воля?"
 

  "2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
  (Рим. 12)"
  "19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
  20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
  21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
  (2 Петр. 1)"
  "Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
  (Рим. 12)"
  "20 Бог мира, воздвигший из мертвых Пастыря овцам Великого, Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, ко исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему Исусом Христом. Ему же слава во веки веком. Аминь.
  (Евр. 13)"





  
  "Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнее место, не оскорбись в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин лучшего. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят к человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и к исправлению человека или за грехи его. Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог – праведный Судия.  Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. (Автор неизвестен)" 
  "Старцы, собравшись, согласились между собой представить патриарху авву Исаака для рукоположения его во пресвитеры. Авва, услышав об этом, бежал в Египет и скрывался на поле, в траве. Отцы поспешно, отправились в погоню за ним. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел бродил по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва, и стал над ним. Утром старцы начали искать осла, а вместе с ним, к удивлению своему, нашли и авву. Они хотели связать его, но он не позволил им этого: «Я уже не убегу. Вижу, что на это есть воля Божия, и мне не уйти от нее, куда бы я ни убежал». (Отечник)" 






 
"Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: "Да будет воля Божия."
(Прп. Варсонофий Оптинский)"
 
 
 
 
"Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику.
(Прп. Исаак Сирин)"
 
 

 
"Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но — еще лучше...
Поэтому все просьбы наши мы должны заканчивать так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
 
 

 
"Великое благо — предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога... Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою. 
(Прп. Силуан Афонский)"
 

  

 

"Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходить Апостол призывает и убеждает каждого из нас?
Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть, очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят; и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть. И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся; и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя. И еще вопрошающему: кто взыдет на гору Господню? - дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем, и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.
(Прп. Макарий Великий)"

 


 

  "Отречемся от душ наших, по завещанию Спасителя, чтобы приобрести души наши! отречемся произвольно от порочного состояния, в которое они приведены произвольным отречением от Бога, чтобы получить от Бога святое состояние обновленного человеческого естества вочеловечившимся Богом! Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которою слилась наша воля, заменим волею Божиею, объявленною нам во Евангелии; мудрование плотское, общее падшим духам и человекам, заменим разумом Божиим, сияющим из Евангелия.
  Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, сколько нужно тебе быть осторожну, благоразумну. Не играй своею участью вечною! 
 Нет возможности исполнять вместе волю свою и Волю Божию. От исполнения первого исполнение второй оскверняется, становится непотребным. Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которой слилась наша воля, заменим волей Божией. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, который по неведомым причинм оставил твое прошение не исполненным. На Бога возложим всё попечение наше о себе, все наши печали, всю нашу надежду. 
  Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчения, оправдания себя, обвинения ближних и обстоятельств – это движения души против воли Божией, покушения воспротивиться и противодействовать Богу. Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия. При самоотвержении, при преданности воле Божией самая смерть не страшна, верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа. 
  Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся от своей греховной воли, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело... обстоятельства и настоящие, и будущие, предай... ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой. Блажен муж, вся воля которого в Законе Божием. Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее, как благ Господь, стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа. 
  Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом людям для руководств в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действие или попущения Воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. 
  Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия? Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим. Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: «Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя», как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком. 
  Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество. Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность будут поглощены постижением, желанием и исполнением воли Божией. 
  Блажен залог сердца в иноке, по которому он, упражняясь в каком бы то ни было подвиге, упражняется вполне бескорыстно, но ждет и жаждет единственно исполнить волю Божию, а себя предает со всею верой и простотой... управлению милосердного Господа Бога нашего. 
  Отвергнись себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет. Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва. Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа. 
  Одного собственного подвига недостаточно для служителей Божиих к предотвращению падения, гнездящегося в естестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: нужна помощь от Бога. Обученные внутренними бранями познают всесвятую волю Божию, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение о своем спасении. 
  Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе, тем соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волей Божией может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом. 
  Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершилась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного рассуждения. 
  Всякая жизнь в пустыне ли, в общежитии, когда она согласна с волей Божией и когда цель ее угождение Богу, преблаженна. Чтобы исполнить волю Божию, нужно знать её. Познание воли Божией может совершиться единственно при посредстве Божественного откровения. 
  Признайте и исповедайте Бога Правителем мира благоговейно, с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его; из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение. 
  Приготовлением (к молитве) служит отвержение попечении силой веры в Бога, силой покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающие из этого сознания сокрушение и смирение духа. 
  Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божию, заблаговременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие будет угодно Промыслу Всевышнего попустить Своему рабу во время его земного странствования. 
  Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие будут попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток, которые получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам. 
  Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией. Воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией. Воля наша в состоянии падения враждебна воле Божией. Сущность монашеской жизни заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией. 
  Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершается вследствие суда и определения Божиих. Должно видеть и созерцать Судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не позволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от человеческих и Ангельских умственных взоров. Судьбы Божии – всемогущее действие во вселенной всесовершенного Бога, Единого, в точном смысле. Духа, наполняющего вселенную и все, что за пределами вселенной, не объемлемого вселенной. 
  Сопротивление судьбам Божиим причисляется к начинаниям сатанинским... Враждебны воле Божией и Всесвятому Добру, исходящему от Бога, разум и добро падшего человеческого естества, порицаются и осуждаются им Судьбы Божии. Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас Судьбами Божиими во всех допущениях Божиих, как частных так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных. Дух наш возмущается против Судеб и попущений Божиих... от нашей гордости, от нашей слепоты. 
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))"






"В чем спасение-то? В том, чтобы стать причастником святости Божией, а это состоит в воле Божией, то т. е., чтобы Он преподал святость Свою тем, которые управляют сердца свои к Нему и никакой кривости не имеют в помышлениях своих, коих души уверишася, т. е. стали верными Богу и словесам Его. Если естественные силы души не будут очищены от скверн, которыми они погребены из-за грехов, и если не получат затем должного исцеления, преображения и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть излечено и укреплено, чтобы стать пригодным к служению. Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. Кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни.
(Прп. Симеон Новый Богослов)"

 
 
 
 
"Предпочесть благое желание другим желаниям принадлежит человеку, а исполнить избранное благое желание принадлежит Богу.
(Прп. Исаак Сирин)" 





  "Венец всех благих делании состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду, прибегать к Нему Одному от всего сердца и от всей крепости, быть преисполненным любовью ко всем, плакать перед Богом и молиться Ему о помощи и помиловании. 
  Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: «Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага.». 
  Против воли человека Божия демоны пытаются посеять в нем семена греха, но не могут исполнить этого намерения. Они делают все, что могут, но человек Божий не повинуется им, потому что сердце его пребывает в воле Божией. 
  Если демоны начнут смущать тебя по поводу пищи, одежды, или твоей нищеты, или по поводу оскорблений, которым подвергаешься, то ничего не отвечай им, но от всего сердца предай себя Богу, и Он успокоит тебя. 
  Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога. 
  Брат! Пойми следующее: Богу угодно, чтобы мы пребывали в Нем всей нашей деятельностью. Тогда и Он будет пребывать в нас, очистивших себя по силе нашей. Предпочитай волю Божию всякой мудрости человеческой и признай ее полезней всех человеческих разумений.
(Авва Исаия)" 






  "Да творим мы не что нам угодно, но что угодно Богу, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что угодно Богу и что не угодно. Этот священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; для того он и поставлен милосердным нашим Небесным Отцом. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей».
  Хотим мы в праздности и лености жить, но Богу это не угодно – сотворим же угодное Богу и, стряхнув сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах. Хотим мы страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодны Ему целомудрие и святость наши сотворим же угодное Богу и будем жить «целомудренно, праведно и благочестиво».
  Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу это не угодно обуздаем же язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово растворим солью разума «для назидания в вере» нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему.
  Воля Божия открыта в слове Божием. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: «Будь верен до смерти», и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: «Да будет воля Твоя».
Свт. Тихон Задонский)" 






 "Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, нечего бояться, и забыли. Так бывает и в житейском и духовном планах. Подымется буря бед или страстей – мы обыкновенно тревожимся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей. А Господь шлет нам урок: «Маловерные». И справедливо.
  Нельзя не обратить внимания на происшедшее, но всегда можно сохранить разумное спокойствие. Прежде всего, посмотри, чего хочет от тебя Господь,— и смиренно покорись под крепкую руку Его. Не мятись, не суетись, укрепи веру, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «Погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь можешь. Но да будет не моя, а Твоя воля». Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю. 
  «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
  Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией – всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу.
  Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод. 
  Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы. Если же отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня.
  Нам кажется, что хлеб и рыба-то, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камнем и змеей,— и не дает просимого. Скажешь: зачем же молиться? Нет, не молиться нельзя. Но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Святой Исаак Сирии и всякую молитву советует сокращать так: «Господи, ты знаешь, что для меня полезно: сотвори же со мною по воле Твоей». 
  Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле, но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
  Оттого в церкви начинают петь: «Слава в вышних Богу», а к концу доходят до слов: «Исцели душу мою... научи мя творити волю Твою». Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящей из души, а только возносимой языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели наши дела и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалой Богу, ибо Он творит все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела вос ходит.
  Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без словесной хвалы будем непрестанно словословить Господа. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его расходится далеко — так надо жить и всем христианам. 
  «Мир проходит, и похоть его». Кто этого не видит? Все течет вокруг нас: явления, лица, события, и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вкусим сладость от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая. Гонимся за другой и с тою то же; гонимся за третьей – опять то же. И ничто не стоит, все приходит и уходит.
  Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, продолжает апостол: «Исполняющий волю Божию пребывает вовек». Этот текучий мир чем держится? Хочет Бог и он стоит. Воля Божия — непоколеблемая и несокрушимая его основа. Так и из людей; кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим.
  Но как только кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания улягутся. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него и внутри и вовне приходит в спокойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот глубокий мир и безмятежность перейдут и в другую жизнь – и там пребудут вовеки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас – не текущего и постоянного в нас: хождение в воле Божией.
(Свт. Феофан Затворник)" 





 "Нужно сперва позаботиться, чтобы не оказалось нестройности и разногласий в начинаниях, а потом уже приступать с молитвой к Богу. Наша жизнь, утратив общение в добре, отпала и от Божией воли. Поэтому мы должны научиться в такой мере очищать нашу жизнь от дурного, чтобы и в нас, как в небесных жителях, беспрепятственно управляла Божия воля, так, чтобы мы могли сказать: «Как в Престолах, Началах, Властях, Господствах и во всякой премирной силе совершается Твоя воля, и никакой порок не препятствует действию добра, так и в нас да совершится доброе, что бы по истреблению всякого порока в душах наших успешно исполнялась во всем Твоя воля.» 
  Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к Доброму, будь добрым; приступая к Правдивому, будь правдивым; приступая к Терпеливому, будь терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым. А также будь достойным и во всем ином, приступая к Добросердному, к Благосклонному и Щедрому в благах, к Милующему всякого. И если еще что усматривается Божественного, во всем этом уподобляйся произволением и приобретай тем дерзновение в молитве. Ибо невозможно лукавому иметь общение с добрым и нечистому с чистым и нескверным.
  Как в мрачных пещерах, если внести туда свет, мрак исчезает, так, если будет совершаться во мне Божия воля, всякий лукавый произвол обратится в ничто. Целомудрием угасится невоздержание и страстное стремление ума. Смиренномудрием истребится кичливость. Скромностью уврачуется болезнь гордыни. А красота любви изгонит из души сонм зол: ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражение, злонамеренность, памятование огорчения, жажду мщения, кипение крови, недобрый взгляд – все это стадо зол уничтожится любвеобильным расположением. Божия воля исторгает и сугубое идолослужениенеистовую приверженность к идолам и вожделение серебра и золота. Потому мы и просим: «Да будет воля Твоя», чтобы стала недействительной воля диавола.
(Свт. Григорий Нисский)" 






"Ужас объемлет (на суде) нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день суда близок. Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем. В какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к успеху. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем больше наносит себе вреда.
(Прп. Ефрем Сирин)" 






"Толпы людей, не исполняющих воли Божией, ничем не отличаются от тех, кого нет совсем. Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и плохим, лучше всего. А что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего. Не исполнять волю Божию – значит быть в сети диавольской. Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малейшую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предписания посвоему, а не по воле и намерению Законодателя. Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах. Бог отвращает лицо Свое, когда поступаем недостойно заповедей Его. Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела.
(Свт. Иоанн Златоуст)" 






  "Как узнать, живешь ли ты по воле Божией? Вот признак: если ты скорбишь о какой-либо вещи, то значит не вполне предался воле Божией. Кто живет по воле Божией, тот не заботится ни о чем. И если ему нужна какая-либо вещь, то он и себя и вещь предает Богу; и если не получит нужную вещь, то все равно остается спокоен, как если бы имел ее. Душа, которая предалась воле Божией, ничего не боится: ни грозы, ни разбойников, ничего. Но что ни случится, — она говорит: «так Богу угодно». Если болен, — думает: значит мне нужна болезнь, иначе бы Бог не дал мне ее.
  И так сохраняется мир в душе и теле. Господь дал на землю Духа Святого, и в ком Он живет, тот ощущает рай в себе. Быть может, ты скажешь: почему же со мной нет такой благодати? Потому что ты не предался воле Божией, но живешь по своей. Посмотрите на того, кто любит свою волю. Он никогда не имеет мира в душе и всегда чем-нибудь недоволен. А кто совершенно предался на волю Божию, тот имеет чистую молитву, душа его любит Господа, и все ему приятно и мило.
  Великое благо — предаться на волю Божию. В душе тогда один Господь, и нет другой мысли, и она чистым умом молится Богу. Когда душа всецело предалась на волю Божию, тогда Сам Господь начинает руководить ею, и душа непосредственно учится от Бога... Горделивый не хочет жить по воле Божией: он любит управлять собою сам; и не понимает того, что не хватает у человека разума без Бога управлять собою.
(Прп. Силуан Афонский)"







 "Не желающий знать волю Божию, идет умом по пути, пролегающему над пропастью, и от всякого ветра легко падает: будучи хвалим он гордится; будучи порицаем, огорчается; наслаждаясь пищей, увлекается телесной страстью; в страданиях плачет; зная что-либо, хочет показываться знающим; и не понимая, притворяется понимающим; богатея, кичится; находясь в нищете, лицемерит; насытившись, бывает дерзок, а постясь тщеславится; с обличающими любит спорить, а на тех, кто его прощает, смотрит как на неразумных.
(Прп. Марк Подвижник)"


Картинки по запросу икона преподобного марка подвижника



"Светлейшее учение Спасителя нашего таково: "да будет воля Твоя". Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать себя и верить себе, и тогда они легко порабощают человека, принявшего такой образ мыслей.
(Прп. Варсонофий Великий)"





"Но человеческое своеволие чрезвычайно твёрдо. Именно через него мы совершили все те грехи, в которых мы каемся. Именно из-за него мы печемся о себе больше, чем печёмся о Боге. Мудрость же Церкви состоит в том, что она говорит нам: если ты хочешь следовать за Христом, ты должен руководствоваться Его волей, а не своей. И мы используем послушание для того, чтобы убить наше своеволие. Святые отцы говорят: послушание -- это могила нашего своеволия, из которой процветает смирение. Итак, монашеская жизнь -- это подчинение своей воли воле Божией посредством святого послушания. Цель же этого -- стяжать смирение, а через смирение стяжать святость.
(Схиархим. Иоаким (Парр))"


















  Ответ: "Понятие воля Божия - сугубо, т. е. имеет два значения: желания Божии и свобода Божия...
  Поскольку Бог есть абсолютная любовь, то желания Божии являются Его благостью, т. е. стремлением Всех трёх Ипостасей Святой Троицы как к абсолютному, полному блаженству Друг Друга, так и насколько это возможно, к полному, бесконечному блаженству всего разумного творения через их обожение (причастие к Божеству) - всех людей и всех ангелов...
  Воля Божия неотделима от Самого Божества и поэтому относится к истинам абсолютным...
  Милость же Божия (Его промысел) неотделима как от Его воли (благости), так и от Самого Божества (как от любви) тоже...
  Поэтому и милость Божия относится тоже к абсолютным истинам...
  В самой сжатой и сконцентрированной форме желания Божии выражены в Евангельских заповедях[ ... 
  Но необходимо различать волю и милость Божии от форм, в виде которых они выражаются... 
  Воля Божия может выражаться в материальной (наш мир), устной (проповедь Евангелия и пр.), письменной, печатной (Св. Писание), или духовной (Небеса, ангелы, помыслы, видения, созерцания и пр.) формах...
  Все формы, выражающие заповеди Божии (и Библия, и апостольские правила, и правила Вселенских соборов, и святоотеческие писания, и пр.) являются творениями Божиими и поэтому относятся к истинам относительным...
  Желания человеческие принципиально отличны по своей природе от желаний Божиих...
  Желание человека - это выражение его потребности в том или ином предмете, это проявление его недостаточности в чем-либо...
  Желание же Божие (воля Божия) - происходит не от недостатка, а от избытка...
  Бог - Существо самодостаточное, независимое ни от чего, неизменяемое...
  Святая Троица есть Абсолютная Любовь, Она - как бы переполненный Сосуд любви, из Которого неудержимо и бесконечно изливаются Его воля (благость) и милость...
  Бог Отец - Сама Любовь...
  Бог Слово - Сама Благость (воля)...
  Бог Святой Дух - Сама Милость...
  И любовь, и благость, и милость равночестны и равнославны, нераздельны, неслитны и неразлучны...
  Но как любовь - причина благости и милости, так и Бог Отец - причина Бога Сына и Бога Святого Духа...   
  И Ипостаси Святой Троицы тоже и равночестны, и равнославны, и нераздельны, и неслитны, и неразлучны...
  Св. отцы (напр., блаж. Августин) различали у человека три состояния его свободы:
  - падшее...
  - падательное...
  - непадательное...
  В падшем состоянии человек свободы не имеет по причине отсутствия в нем силы его воли (свободы)...
  Падательное состояние характеризуется свободой быть в состоянии не грешить...
  Непадательное состояние человека характеризуется его свободой не быть в состоянии грешить...
  Такого непадательного состояния достигали немногие совершенные христиане во время своих т. н. созерцаний, "восхищения" своих душ Духом Святым в духовный мир видений, когда они становились как бы "сосудами" ("домами") Святого Духа ...
  Непадательное состояние приобретают и люди, перешедшие из этой, земной жизни на Небеса ко Христу - в Церковь Торжествующую...    
  Именно такая свобода непадательного состояния и является образом воли (свободы) Божией в её втором значении...

"В будущем веке Ан­гелы и Святые никогда не пре­станут преуспевать в приум­ножении дарований, стремясь все к большим и большим бла­гам. Умаления же и прехождения от добродетели ко греху век оный (будущий - от авт.) не допускает.
(Прп. Григорий Синаит)"





 
"Святые, все без исключения, несмотря на то, что победили вечную смерть и раскрыли в себе вечную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многим и тяжким скорбям и искушениям. Отчего это? Свойственно грешникам привлекать на себя наказание Божие; по какой же причине жезл Божий не минует избранных Божиих, поражает их ударами? Разрешается этот вопрос, по наставлению Священного Писании и святых отцов, следующим образом. Хотя греховность и побеждена в праведных человеках, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святого Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования: не отнята и у них свобода в избрании добра и зла. Неизменяемость в добре — принадлежность будущего века. Земная жизнь до последнего часа ее — поприще подвигов произвольных и невольных. Умерщвля́ю тѣ́ло моé и порабощáю, — говорит Великий Павел, — да не кáко, ины́мъ проповѣ́дуя, сáмъ неключи́мь бýду.
(Свт. Игнатий (Брянчанинов))" 







  В заключение хочется отметить еще два понятия, неотделимые от понятия воли Божией...
  Случайность - это проявление воли Божией, которое атеист или маловер не может объяснить с точки зрения науки, логики или человеческой морали и нравственности...
  Закономерность (не путать с законом) - это совокупность случайностей (необъяснимых невеждами проявлений воли Божией), которая, тем не менее (по милости Божией), поддается человеческому прогнозированию..."
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статьи игум. Нектария (Морозова), иеромон. Симеона (Томачинского), Сергея Большакова с сайта Православие, и соответствующие же статьи с сайтов Правмир, Богослов, Логослово, Серафимов и Тихая пристань...



 


 
 
                                                ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !      
     
 
     
 
 
 
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (07 Окт 12)
Просмотров: 1232

Поиск