"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

071. Вопрос: "Христос в Евангелии говорил о том, что каждый человек будет отвечать за каждое слово, которое он произнесет в своей жизни,
что каждый человек, каждым словом своим, либо осудится, либо же оправдается. Что это значит?"
 



 
 
  "1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
  2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
  3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
  4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
  5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
  6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
  7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
  8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
  9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
  10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
  11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
  12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
  (Иак. 3)"
  "15 В речах - слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. 
  31 Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них и чтобы язык мой не погубил меня!
  1 Господи, Отче и Владыко жизни моей! Не оставь меня на волю их и не допусти меня пасть чрез них.
  5 Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека - в разговоре его.
  6 Уход за деревом открывается в плоде его: так в слове - помышления сердца человеческого.
  7 Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей.
  15 Наушник и двоязычный да будут прокляты, ибо они погубили многих, живших в тишине;
  16 язык третий многих поколебал и изгонял их от народа к народу,
  17 и разорял укрепленные города и ниспровергал домы вельмож;
  18 язык третий изгнал доблестных жен и лишил их трудов их;
  19 внимающий ему не найдет покоя и не будет жить в тишине.
  20 Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости;
  21 многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка;
  22 счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его;
  23 ибо ярмо его - ярмо железное, и узы его - узы медные,
  24 смерть лютая - смерть его, и самый ад лучше его.
  25 Не овладеет он благочестивыми, и не сгорят они в пламени его;
  26 оставляющие Господа впадут в него; в них возгорится он и не угаснет: он будет послан на них, как лев, и, как барс, будет истреблять их.
  27 Смотри, огради владение твое терновником,
  28 свяжи серебро твое и золото,
  29 и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих - дверь и запор.
  30 Берегись, чтобы не споткнуться ими и не пасть пред злоумышляющим.
  3 Твердо держи слово и будь верен ему - и ты во всякое время найдешь нужное для тебя.
  (Сир. 5:15; 22:31; 23:1; 27:5-7; 28:15-30; 29:3)"
  "21 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех;
  22 если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.
  23 Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
  (Втор. 23)"
  "14 От плода уст своих человек насыщается добром, 
  18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
  19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
  (Прит. 12)"
  "21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
  22 Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
  (Прит. 18)"

 






  "Рад, что ты мирна, будь и скромна, не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье, и недаром живет пословица: слово не воробей, выпус­тишь — не поймаешь. (Прп. Анатолий Оптинский)"
  "Для меня равно худо и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно - будешь иметь то и другое. (Свт. Григорий Богослов)"
  "Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия. Побудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтобы о ком-либо не сказать чего-либо худого, ибо худая речь хуже всякого яда. Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания.Язык неосторожного осуждателя, движимый диаволом, ядовитее языка змиина, потому что он возбуждает свары и горькие враждования среди братии, сеет мятежи и злодейства между мирными и рассеевает многолюдные общества. Любящий молчание пребывает близ Бога и Ангелов Его и в вышних место его. 
  В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более, чем дев. Боголюбивый ум есть свет осиявший душу, как солнце – тело.  Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Говорящий несмысленно не имеет ума, ибо говорит, ничего не думая. Помни, что от слов и слава, и унижение.
  Слово умное и душеполезное есть дар Божий; напротив, слово пустопорожнее, хотящее определить меру и расстояние неба и земли, величину солнца и звезд есть изобретение человека, всуе трудящегося, который по пустому самомнению ищет того, что никакой ему не приносит пользы, как бы желая решетом зачерпнуть воды, этого людям нет возможности найти.  Те, которые говорят все, что ни приходит им в голову, походят на двор без ворот, на который входит кто ни захочет, подходит к стойлу и отвязывает осла. (Прп. Антоний Великий)"
  "Мы предаемся злословию и злоречию, не разумеем, что слова, которые теперь произносим, станут против нас в день суда, пресекут нам путь и сделаются как бы стеной, через которую нельзя пройти. (Свт. Василий Великий)"
  "Слово дано всему разумно­му естеству для пользования им, и от него, как от разных неких явств, душа разную по­лучает пользу и разное чув­ствует услаждение. Научное слово для нее есть, как пе­дагог, нрав ее образующий; слово от чтения — как вода покойна, ее питающая; слово от деяния — как место злачно, ее утучняющее; слово от бла­годати — как чаша, упоявающая ее и веселящая; неизреченное же бла­годати радование — как елей, ее умащающий, веселящий и светлым соделовающий. (Прп. Григорий Синаит)"
  "Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Как двери в бане, часто отворяемые, скоро выпускают внутреннюю теплоту вовне, так и душа, когда много кто говорит, хотя бы говорил все хорошее, испускает память свою (сознательное стояние в строе духовных вещей) словесною дверию. От сего ум лишается наконец чистейших помышлений и по беспорядочному наплыву помыслов смятенную ведет речь к прилучившимся. В таком случае он не имеет уже Духа Святаго, хранящего нашу мысль в немечтании, ибо сей Дух Благий, как чуждый всякого мятежа и мечтания, бегает многословия. (Блж. Диадох, еп. Фотикийский)"
  "Многие не считают пороком празднословие. Но Христос говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Свт. Тихон Задонский)"
  "Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит при­крышкой отсутствия основа­тельного ведения. (Прп. Никодим Святогорец)"


"В любых конфликтных ситуациях не спешите с ответом. Лучше промолчать, если внутри в этот момент нет доброго чувства. Враг всех нас хочет поссорить. Вот почему так важно уловить момент, чтобы обратиться к Богу. А мы часто, к сожалению, мгновенно отрицательно реагируем на каждое замечание: "Не учи меня!", или "Потом сделаю", или же "Без тебя знаю". Этой реакции от нас и добивается враг, для того чтобы возникла ссора. А если в душе молиться, то ссоры не возникнет. Нужно помолчать, помолиться – и все злые порывы пройдут. Главное, не нужно лишних слов. Господь всё устроит.
(Протоиер. Владимир Ерёмин)"





 


  

  








  Ответ: "
Святые отцы дают много разных, но, тем не менее, единомысленных/согласных толкований на эти слова Господни (и непосредственно, и через пророка)...
  Они свидетельствуют, что под "словом" можно/нужно понимать абсолютно любое и каждое (вне всякого исключения) действие человека (как внутреннее, так и телесное - т. к. все поступки оказывают своё соответствующее воздействие/влияние на человека, на его духовно-телесное состояние), напр. :


"В самых малых делах: как дурных, так и добрых— будет строгое испытание. Подвергнемся наказанию и за нескромный взгляд, дадим отчет за праздное слово, сказанное для смеха, за злоречие, помыслы, пьянство. А в добрых делах получим награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох. (Свт. Иоанн Златоуст)"

 
  Но мы остановим Ваше внимание лишь на двух (как нам кажется - на самых важных) аспектах смыслов этих объяснений...
  Это любовь (добро) и ненависть (зло)...
  Всякий человек, говорящий (или делающий/думающий что-либо) с любовью (добром), в любви же (в добре) и возрастает (спасается - оправдывается)...
  Всякий же человек, говорящий (делающий/думающий) с ненавистью (злом), в ненависти же (во зле) и возрастает (осуждается - осуждает сам себя, погибает)...
  Кроме того, всякий человек, говорящий с любовью, предоставляет тем самым замечательную/лёгкую/удобную возможность/способность любимому ответить взаимностью и возрасти тем самым и любимому в любви (спасает и себя, и любимого - оправдывается) как к любящему, так и к самому себе (спасти/оправдать ответной/взаимной любовью и себя самого)...
  Всякий же человек, говорящий с ненавистью, предоставляет тем самым ненавидимому удобный/лёгкий предлог/способ/причину/мотив/соблазн взаимно возненавидеть и его самого (т. е. соблазняет его и тем самым ещё раз осуждается - осуждает сам себя, ведя одновременно к погибели/осуждению и ближнего)...
  Здесь крайне необходимо понять, что под "словом" Христос имел ввиду не только и не столько звуки уст человека (те или иные колебания воздуха или саму работу речевого аппарата), сколько его помыслы во время говорения (тех или иных поступков) - эмоции, желания, намерения, цели и пр. ...  
  Простите за трудноусваиваемые фразы...
  Но все простые предметы очень трудно/тяжело как формулируются, так и усваиваются..."

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта , "Слово о злоязычии и страстях" прп. Ефрема Сирина, "О злословящих" свт. Григория Богослова с сайта Святоотеческое наследие, статьи игум. Нектария (Морозова), Адрианы Михалчи, протоиер. Андрея Ткачева и Юрия Кищука с сайта Православие.Ру а также соответствующие же материалы с сайтов Ни-ка и Логослово...






 

 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
 
 
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (03 Ноя 12)
Просмотров: 1338

Поиск