"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [165]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

072. Вопрос: "Что такое смертный грех?"
 
  "16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
  17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
  (1 Ин. 5)"
  "16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? 
  (Рим. 6)"







 
 
"Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан Богом» 
(Прп. Марк Подвижник)"
 

 

  "Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого не могла бы омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз не повторялся грех человеческий - Кровь Богочеловека может омыть его. Грехи всего мира ничего не значат перед всесвятой Кровью вочеловечившегося Господа, пролитой за нас. Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Пребывает неисцеленным только тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем людям исцеление и спасение.
  Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием. Покаяние - вера, покаяние - признание искупления и Искупителя! Покаяние - усвоение себе заслуг Искупителя верою в Искупителя! Покаяние восполняет собою недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! Однако ж надо знать, что Бог дал покаяние единственно в помощь немощей нашей, - отнюдь не для подачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, должно обходиться с ним очень благоговейно, благоразумно, осторожно.
  Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы претворяет в уды блудничи. Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух...
  Не должно смущаться бывающими переменами, как чем-то необыкновенным; не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердный Господь всякого, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.
  Что значат грехи не смертные? Это грехи помышлением, словом, делом в ведении и неведении, которые не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и святые; но святые бодрствуют над собою и, заметив согрешение, в которое увлекла их общая человекам немощь, тотчас врачуют его покаянием. 
  Если последует разлучение души с телом в то время, как человек не успел омыть свои не смертные грехи покаянием, то душа не низводится по причине этих грехов во ад; ей попускается на пути к небу, на воздухе, истязание от духов лукавых, в соучастии с которыми совершаются человеками грехи, и предоставляется искупить согрешения добрыми делами.
  Если душа имеет достаточно добрых дел, в особенности если она во время земной жизни подавала много милостыни, то она искупает этою милостынею и прочими добрыми делами согрешения; ей отверзаются врата небесные, и она входит на небо для вечного упокоения и радования.
  Но случается, что у души бывает так много не смертных грехов и так мало добродетелей, что она за множество грехов не смертных низводится во ад. Святые отцы уподобляют смертный грех тяжелому камню, а не смертный грех ничтожному зерну песка. Если навязать один большой камень на шею человека и погрузить его в глубину, то он потонет: так достаточно одного смертного греха, чтоб потопить душу в пропастях ада.
  Несколько зёрен песка не составляют почти никакого груза: так и в святых Божиих не смертный грех, весьма умалившийся и измельчившийся постоянным наблюдением за собою и постоянным покаянием, не имеет почти никакого влияния на их вечную участь. Но этот же не смертный грех в душах, преданных земным попечениям, в особенности земным увеселениям, получает необыкновенную тяжесть и наравне со смертным грехом низвлачает окаянную душу во ад.
  Например, если кто сказал смешное и даже неблагопристойное слово, потом раскаялся в нем, того грех удобопростителен; если ж кто постоянно произносит смешные, кощунные и даже срамные слова, тот за постоянное свое празднословие и сквернословие удобно может подвергнуться вечному мучению во аде. Не смертные грехи многочисленностью своею могут принести ту же погибель душе, какую приносит ей смертный грех. Так, мешок, набитый мелким песком и навязанный на шею человека, может потопить его столько же удобно, как может потопить и самый тяжелый камень.
  Величайшая разница – согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу.
  Смертные грехи это - ересь, раскол (церкви - от авт.), богохульство, отступничество (отказ от православной веры, предательство веры в угоду представителям мире сего, дьявола - от авт.) колдовство, отчаяние, самоубийство, блуд, (и прелюбодеяние - от авт.), пьянство, святотатство, человекоубийство, грабёж, воровство и нанесение жестокой бесчеловечной обиды. Смертный грех православного, не уврачёванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке.

(Свт. Игнатий Кавказский и Ставропольский (Брянчанинов))"

 



"Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.
(Прп. Ефрем Сирин)"




  "Что значат грехи не смертные? Это грехи помышлением, словом, делом в ведении и неведении, которые не убивают души, но только более или менее уязвляют ее. Этих грехов не чужды и святые; но святые бодрствуют над собою и, заметив согрешение, в которое увлекла их общая человекам немощь, тотчас врачуют его покаянием. 
  Если последует разлучение души с телом в то время, как человек не успел омыть свои не смертные грехи покаянием, то душа не низводится по причине этих грехов во ад; ей попускается на пути к небу, на воздухе, истязание от духов лукавых, в соучастии с которыми совершаются человеками грехи, и предоставляется искупить согрешения добрыми делами. Если душа имеет достаточно добрых дел, в особенности если она во время земной жизни подавала много милостыни, то она искупает этою милостынею и прочими добрыми делами согрешения; ей отверзаются врата небесные, и она входит на небо для вечного упокоения и радования.
  Но случается, что у души бывает так много не смертных грехов и так мало добродетелей, что она за множество грехов не смертных низводится во ад. Святые отцы уподобляют смертный грех тяжелому камню, а не смертный грех ничтожному зерну песка. Если навязать один большой камень на шею человека и погрузить его в глубину, то он потонет: так достаточно одного смертного греха, чтоб потопить душу в пропастях ада.
  Несколько зерен песка не составляют почти никакого груза: так и в святых Божиих не смертный грех, весьма умалившийся и измельчившийся постоянным наблюдением за собою и постоянным покаянием, не имеет почти никакого влияния на их вечную участь. Но этот же не смертный грех в душах, преданных земным попечениям, в особенности земным увеселениям, получает необыкновенную тяжесть и наравне со смертным грехом низвлачает окаянную душу во ад.
  Например, если кто сказал смешное и даже неблагопристойное слово, потом раскаялся в нем, того грех удобопростителен; если ж кто постоянно произносит смешные, кощунные и даже срамные слова, тот за постоянное свое празднословие и сквернословие удобно может подвергнуться вечному мучению во аде.
  Не смертные грехи многочисленностью своею могут принести ту же погибель душе, какую приносит ей смертный грех. Так, мешок, набитый мелким песком и навязанный на шею человека, может потопить его столько же удобно, как может потопить и самый тяжелый камень.
 
 Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертью душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принесши в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад на вечное мучение. 
  Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида.
  Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием. Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, приняв от него эпитимию и впредь в этот грех не впадать.
  Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе! Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению.

(Свт. Игнатий Кавказский и Ставропольский (Брянчанинов))"

 

"Есть грех не к смерти, это — когда человек совершил беззаконие, му­чается совестью и горячо кается. Простится такой грех, хотя бы был чудовищным по своей великости. Но есть грех к смерти, когда че­ловек совершил беззаконие и не толь­ко не кается, но смакует преступле­ние, любуется им, цинично наслажда­ется, открыто хвастается...
(Мч. Николай Варжанский)"





"Есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согрешающих смертными грехами предъявляет свои права. 
(Архим. Иоанн (Крестьянкин))"
















  Ответ: "О смертных грехах св. ап. Павел пишет:

"Или не знаете, что неправедные Царствия Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царствия Божия не наследуют.
(1Кор. 6, 9-10)"
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистоФта, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал. 5, 19-21)"







  Так же  учит и свт. Игнатий (Брянчанинов):

  "Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, гра­беж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
  Только один из этих грехов – самоубийство – не подле­жит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, до­коле она не очистит себя удовлетворительным покаянием.
  Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою: "иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен. Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть: и не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был ecu преступник закона. (Иак. 2, 10-11)"
(Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. Творений., т. 3, Поч. Л., 2005 г., с. 207 )"
  "Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом.
  Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества.
  Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное.
  Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех... 
  Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного искоренения противоположною ей добродетелью.
  Страсть не всегда выражается делом; она может тайно жить в сердце человека, обладая его чувствованиями и помышлениями.
  Страсть познается из того, когда человек не престает воображать грех и услаждаться мечтанием его, когда плененный им, он уже не в силах противиться увлекающей силе греховных помышлений и картин, которые своею непотребною сладостью поглощают всю его мудрость и крепость.
  Страстный не престает совершать грех в мечтании и сердечном чувстве, чрез что поддерживает свое общение с темными духами и свою подчиненность им, а потому и свою вечную погибель... 

  "Лукавые мысли ваши!
  Вы приносите им всесожжения, как идолам!
  Вы признали как бы богами вашими лютые помышления, и приносите им жертву честнейшее из жертв: свободу вашу, которую подобало вам посвятить Мне вашим благоделанием и чистою совестью. (Прп. Исаак Сирский. Слово 53)

(Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собр. Твор., т. 3, Поч. Л., 2005 г., с. 209)"





  Изначально понятие смертного греха возникло во время Ветхого Завета Божия с евреями... 
  Некоторые особо тяжкие злодеяния (убийство, блуд, колдовство, язычество и пр.) Бог повелел наказывать жестоким умерщвлением согрешившего (как правило, дистанционно, чтобы не оскверниться прикосновениями к нему)... 
  Согрешившего смертным грехом, обычно выводили в пустыню за пределы стана (города) и побивали там камнями... 
  Такая болезненная смерть должна была являться хорошим отрицательным стимулом для упрямых во зле ("жестоковыйных") евреев - эффективным сдерживающим от зла (греха) фактором ("уздою")...
  Со времен Ветхого Завета протекло много всевозможных и важнейших событий в смысле Домостроительства (строительства Церкви)...
  Понятие смертного греха претерпело радикальное изменение из буквального значение в духовное, где смерть телесная стала обозначать смерть духовную...
  Смертным грехом того или иного человека в Евангельские времена является тот или иной порок, свободно и сознательно развитый в нем до максимально возможной степени...
  Традиционно в церкви принято считать смертными грехами всего лишь около нескольких десятков тех или иных пороков...
  Выделены они не потому, что они являются единственными в этом перечне, а потому, что являются самыми распространенными среди людей, т. е. из-за их особенной привлекательности и опасности для человека...
  Например, в старину и не предполагали, что наркомания или компьютерная игромания могут полностью подчинить себе человека, став для него самыми главными предметами в его жизни, его "сокровищем" и пр., и пр. ...
  Точно так же, как и мы не можем себе сейчас представить, какие новые предметы, доставляющие удовольствие, будут в будущем созданы человечеством в результате научно-технического прогресса... 
  Подобие можно взять из медицины...
  Исстари особое внимание людей обращалось к чуме, проказе, сибирской язве, тифу, оспе и пр. ...
  А сейчас все внимание врачей и людей приковано к спиду, гриппу, раку, сахарному диабету и пр., и пр. ...
  Человек находится в состоянии смертного греха в том случае, когда самым главным предметом в его жизни является нечто отличное от Христа (т. е. удовольствие, которое он от этого предмета получает)...
  Или и другими словами: смертный грех - это такое состояние человека, при котором больше всего на свете он любит (свободно и осознанно) нечто, отличное от Христа...
  Смертный грех - это прежде всего внутренне состояние человека...
  Смертный грех - это нечестивое состояние человека бесчинного, человека, смыслом и целью жизни которого является свободное и сознательное исполнение им тех или иных заповедей человеческих (по определению отличных от заповедей Христовых)...
  Смертный грех - это свободное и сознательное, самое сильное стремление человека к чему-либо, отличному от Христа (в конечном счете и определяющее его способность любить или ненавидеть)...
  Состояние смертного греха может быть различным по своей степени...
  Человек свободно и сознательно может стремиться к удовольствию как от добра и его Источника, так и от зла...
  Когда человек бесчинный (свободно и сознательно развивший в себе до максимума тот или иной порок) совершает те или иные телесные действия, то именно их в церкви и принято считать собственно смертными грехами...
  То, что смертный грех является прежде всего состоянием человека, свидетельствует и Евангелие, из которого мы видим, что люди, отдавшие Христа на пытки, издевательства и крестную смерть, даже и пальцем не притронулись к Иисусу...
  Мало того, они принадлежали к церковной элите, являясь первосвященниками, почти монахами (фарисеями), законниками, книжниками, народными старейшинами и внешне вели безукоризненный, праведный образ жизни... 
  Подтверждает это и Книга Бытия, показывающая, что и сатана тоже не притронулся к нашим прародителям...
  Мало того, поскольку у ангелов (хотя бы и падших) отсутствуют тела, то формально они и грешить-то смертными грехами не могут...
  Они даже вовсе не едят и не спят, не говоря уж про блуд...
  Но тем не менее, ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что бесы находятся в самом крайнем, насколько только это возможно, злом состоянии смертного греха...
  И сатану, и иудеев объединяет как раз это самое состояние смертного греха под названием зависть...  
  Иудеи из зависти предали Христа на смерть, будучи одержимы любовью к богатству, власти и славе...
  И сатана находился и находится в состоянии смертного греха ненависти к людям, из зависти же соблазнив Адама через Еву...
  И сатана, подобно иудеям, предал Адама смерти, не прикоснувшись к нему и пальцем, приведя его через преслушание в страстное и тленное состояние смертного греха...
  Недаром Христос называл фарисеев детьми змеиными, недаром Он говорил им, что отец их дьявол... 
  Сатана через Еву умертвил душу и тело Адама...
  Сатана через иудеев умертвил Тело Адама Нового - Тело Христово, предварительно умертвив души самих фарисеев и иже с ними...  
  Поэтому "классические", смертные грехи (убийство, блуд и пр.), выделяемые церковью особо, всего лишь позволяют как бы предупредить человека от злоупотребления теми или иными конкретными видами удовольствия от тех или иных конкретных предметов, в силу их особенной притягательности для него...
  Причем у разных св. отцов, из-за различных пастырских задач, которые они решали и перечень этих, т. н. смертных грехов (страстей, пороков), может быть различным, в зависимости от времени, места и социума, к которому они адресовали свои слова, письма, послания, книги и пр. произведения...
  Об опасности и вредности смертного греха неоднократно свидетельствуется и в Библии...
  Очень большое значение в Св. Писании уделяется злым телесным/внешним действиям (грехам) - как проявлению/причине/следствию злых внутренних/духовных состояний, поступков (стужевания), напр., блуду (в крайних степенях его развития - кровосмешению, мужеложеству, скотоложеству/зоофилиии, некрофилии и пр.) и чревоугодию...
  Время показало, что человечество непрестанно прогрессирует во зле (казалось бы, в таком уж и без того развитом/разнообразном) - напр., в древности (в ветхозаветные времена) ещё не известно было такое зло, как педофилия (о которой уже резко/многократно высказывался свт. Иоанн Златоуст) или лесбиянство, появившееся уже совсем недавно по историческим меркам (по крайней мере об этих проявлениях блуда в Библии не упоминается)...
  Ниже мы приведём некоторые соответствующие цитаты из Св. Писания: 

  "10 Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.
  11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
  12 Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.
  13 Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.
  14 Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
  15 Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.
  16 Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.
  17 Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.
  18 Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.
  19 Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они.
  20 Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут.
  21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
  (Лев. 20)"
  "20 Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная: 
  (Лев. 19)"
  "6 Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
  7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
  8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
  9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
  10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
  11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.
  12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
  13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
  14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
  15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
  16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
  17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
  18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.
  19 И к жене во время очищения нечистот ее не приближайся, чтоб открыть наготу ее.
  20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею.
  21 Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
  22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.
  23 И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить [семя] и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.
  24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас:
  25 и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней.
  26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами,
  27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля;
  28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;
  29 ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.
  30 Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш.
  (Лев. 18)"
  "1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего;
  2 только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
  3 и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя;
  4 и прикосновением к кому бы то ни было в народе своем не должен он осквернять себя, чтобы не сделаться нечистым.
  (Лев. 21)"
  "25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое. 
(Лев. 20)"
  "1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
  2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
  3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
  4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
  5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
  6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
  7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
  8 мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.
  9 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте;
  10 а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас;
  11 они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь;
  12 все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.
  13 Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла,
  14 коршуна и сокола с породою его,
  15 всякого ворона с породою его,
  16 страуса, совы, чайки и ястреба с породою его,
  17 филина, рыболова и ибиса,
  18 лебедя, пеликана и сипа,
  19 цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.
  20 Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех ногах, скверны для нас;
  21 из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле;
  22 сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою.
  23 Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас;
  24 от них вы будете нечисты: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
  25 и всякий, кто возьмет труп их, должен омыть одежду свою и нечист будет до вечера.
  26 Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист [до вечера].
  27 Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера;
  28 кто возьмет труп их, тот должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера: нечисты они для вас.
  29 Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою,
  30 анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет, –
  31 сии нечисты для вас из всех пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.
  32 И всё, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты;
  33 если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте.
  34 Всякая пища, которую едят, на которой была вода из такого сосуда, нечиста будет [для вас], и всякое питье, которое пьют, во всяком таком сосуде нечисто будет.
  35 Всё, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас;
  36 только источник и колодезь, вмещающий воду, остаются чистыми; а кто прикоснется к трупу их, тот нечист.
  37 И если что-нибудь от трупа их упадет на какое-либо семя, которое сеют, то оно чисто;
  38 если же тогда, как вода налита на семя, упадет на него что-нибудь от трупа их, то оно нечисто для вас.
  39 И когда умрет какой-либо скот, который употребляется вами в пищу, то прикоснувшийся к трупу его нечист будет до вечера;
  40 и тот, кто будет есть мертвечину его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера; и тот, кто понесет труп его, должен омыть одежды свои и нечист будет до вечера.
  41 Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его;
  42 всего ползающего на чреве и всего ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны;
  43 не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми,
  44 ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
  45 ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят.
  46 Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,
  47 чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно.
  (Лев. 11)"

  Здесь можно отметить, что от абсолютно чистого Творца по определению не может быть нечистое творение - что Господь отделил "нечистое" по немощи еврейского народа (по их особенной склонности к чревоугодию) ради хоть какой-то понятной для них аргументации в воздержании/посте...  
  Крайне необходимо осознать, что человек, свободно и сознательно находящийся в этом смертном (крайне злом) состоянии, полностью отвергает благодать Божию - единственную животворную силу...
  Он не воспринимает ее ни от Бога непосредственно, ни через святых людей, когда они молятся за него, ни через предметы Церковных Таинств...
 Недаром Бог говорил прор. Моисею, чтобы он не молился за жестоковыйных (упорных во зле) евреев...
  Недаром и св. Иоанн Богослов в одном из своих посланий писал об этом же, т. е. о том, что не следует молиться за людей, о которых доподлинно известно, что они "согрешают к смерти"... 
  Гораздо благоразумнее не тратить бесполезно на таких людей время и силы, а молиться за тех, кто хочет или способен воспринять благодать Божию...  
  Поскольку понятие смертного греха относится к категории простых, то в полной мере о нём нам все равно никогда исчерпывающе не рассказать, хотя бы и написать на эту тему огромное количество длиннющих статей - простите, если что не так, Христа ради..."

 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и статья иером. Арсения (Писарева) с сайта Православие.Ру и соответствующие же статьи с сайтов Азбука веры и Тихая пристань...


 

 


 
 
                                               ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !  
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: samcfv (05 Ноя 12)
Просмотров: 1189

Поиск