Икона Отечество. Новгород Великий. XIV в.
Ответ: "Мы нигде и никогда не читали у св. отцов прямого и ясного ответ на этот вопрос...
Мы нигде и никогда не слышали ни от кого, что они читали о прямом и ясном - однозначном ответе на этот вопрос у св. отцов...
А может быть, мы просто очень глупые и поэтому и читали, и слышали, но - просто не поняли...
Поэтому мы предложим Вам ответ от нашего умишка, как информацию к размышлению, а не как истину в последней инстанции...
Хотя мы очень надеемся, что наш ответ, все-таки, основан на святоотеческом наследии...
Наш ответ может показаться Вам очень глупым...
Не судите нас строго...
Нам кажется, что Бог Отец не стал воплощаться и вочеловечиваться из скромности (проявления любви к Богу Сыну и Богу Духу)...
Бог Отец - Источник всего (Всего)...
Бог Отец есть Любовь...
Подобно любящему отцу, оставляющему наследство своим детям, Отец предоставил Свою Божественную Славу в домостроительстве и Сыну (Благости), и Духу (Милости)...
Ведь Бог Отец любит не только падшее человечество и падшее "ангельство", но и Бога Сына, и Бога Духа...
Здесь проявляется гармония полной любви - ее всепоглощающая красота...
Отец - Бог (Любовь) рождает Благость - Бога Сына...
Сын Божий отдает всего Себя (жертвует Себя) во имя падшего человечества (а мы думаем, что и ради падших ангелов)...
И Отец же - Бог изводит из Себя Милость - Бога Духа Святого...
Дух же Святой делает все ради реализации единой воли и Отца, и Сына и Своей...
Примером тому являются и чудесные зачатие Христа, и Его рождение, и пр. ...
Ведь воля Ипостасей Божиих едина...
Нам кажется, что раз Бог есть Святая Троица, и Она есть Любовь, то и реализация Воплощения и Вочеловечения Божия (строительство Церкви - Домостроительство) должна была осуществиться не просто Всеми Ипостасями Божества (что и произошло на самом деле), но и в соответствии с особенностями (см. "любовь", "благость" и "милость" в материалах сайта) Этой Самой Любви, Которая рождает и Благость, и изводит Милость, и Которые и неслитны, и нераздельны, и неразлучны, и Которые любят Друг Друга так, как к великому нашему сожалению, нам пока почти вовсе и не понять...
Кроме того, в православии есть понятие антропоморфизма (человекоподобия, уподобления человеку) Божия...
Если обратиться к Библии или к святоотеческим творениям и молитвословиям, то можно обнаружить там много человекоподобных свойств Божиих...
К ним относятся руки, глаза, уши, мышцы, гнев, ярость, ненависть, жестокость, раздражение, нетерпение, насмешка, презрение, брезгливость (гнушение) смех, ирония, невежество, сомнение, нерешительность, пытливость и пр. многообразные способности как бы человеческих (несовершенных) эмоций, ощущений и чувств как телесной, так и душевной деятельности...
Антропоморфизм введен Богом по немощности человеческой - из-за неспособности падшего человечества к прямому (непосредственному) познанию Бога...
При помощи аналогий с человеческим естеством и его свойствами, Бог не только приоткрывает людям свои Божественные свойства, но и помогает им правильнее (истиннее) воспринять и использовать Свою волю (спасаться)...
Вочеловечение и воплощение Бога Сына ясным образом демонстрирует Любовь Божию...
Что для отца человеческого (напр., для Авраама) является самым ценным?...
Сын...
Особенно единственный (напр., Исаак)...
Как же надо отцу любить кого-то, чтобы ради него отдать на неописуемые страдания(!) и позорную (поносную) смерть(!) своего единственного сына (подобно Аврааму)...
И как же надо сыну любить и своего отца (подобно Исааку), чтобы безропотно и послушно(!) пожертвовать себя (всего без остатка) даже не только ради самого отца (это гораздо легче), но и ради этого кого-то...
Как же здесь проявляется и жертвенная любовь сына к этому кому-то тоже...
А теперь представьте себе, что у сына есть еще и родной (единственный и любящий) брат, который так же по любви и послушанию помогает осуществить все задуманное отцом ради спасения этого кого-то...
Какой же громадной должна быть любовь этого брата (Бога Святого Духа) и каковыми огромными должны быть послушание брата отцу, его доверие к нему, чтобы содействовать исполнению задуманного отцом жертвоприношения любимейшего брата...
Именно воплощение и вочеловечение Бога Сына является самым сильным и ясным способом показать всем людям всю полноту неизъяснимой Божественной любви Всех Трех Божественных Ипостасей...
Именно воплощение и вочеловечение Бога Сына является самым сильным и ясным способом показать всем людям всю полноту неизъяснимого Божественного послушания Бога Сына и Бога Святого Духа Богу Отцу...
Неизреченное, непостижимое единомыслие всех Ипостасей Святой Троицы в любви и послушании...
Антропоморфизм Божий...
По немощности человеческой дан он людям Богом...
Божественные Имена...
Отец, Сын...
Рождение Сына Отцом...
Разве Бог имеет половую принадлежность (напр., мужскую)?...
Разве Бог рождает, подобно человеку (женщине)?...
А тем более, разве может отец (мужчина) рождать?...
Не дело ли это матери (женщины)?...
Естество Божие неизреченно...
Неизреченно и то, что в православии называется рождением Бога Сына из Бога Отца...
Древние евреи (да и некоторые современные племена Африки) рождение детей (по своему главенствующему семейному статусу) присваивали не матерям, а отцам...
Жены называли мужей господами...
По подобию человеческому, снисходя к людям, Бог называет и Себя...
По подобию человеческому, снисходя к людям, Бог Отец "рождает" Бога Сына...
По подобию человеческому, снисходя к людям вообще (и, в частности, к самым немощным их представителям - к евреям), воплотился и вочеловечился именно Бог Сын, а не Бог Отец и не Бог Святой Дух (и именно в еврейском народе - как в самом немощном среди всех людей)...
И в заключение нам здесь хочется отметить такое свойство Бога Святого Духа (сильнейшим образом проявившееся в воплощении и вочеловечении Бога Сына) которое нередко ускользает от внимания многих православных христиан...
Это Его неизреченная скромность (смирение)...
Если обратиться к Священному Писанию, то можно ясно увидеть, что среди Трех Божественных Ипостасей Бог Святой Дух проявляет Себя реже Всех...
О Боге Святом Духе в Библии упоминается гораздо реже, чем о Боге Отце или о Боге Сыне...
Хотя совершенно понятно (по определению), что значение Бога Святого Духа в неизреченном деле Домостроительства (строительства Церкви как Тела Христова), спасения падшего человечества не может быть меньшим, нежели чем у Бога Отца и Бога Сына...
Божии Ипостаси во всем(!) равноценны...
Разница заключается только в Их происхождении - у Бога Отца причина бытия отсутствует, а у Бога Сына и Бога Святого Духа Причина бытия имеется, это - Бог Отец...
На этом различия между Божественными Ипостасями и заканчиваются...
Но, тем не менее, в Священном Писании Бог Святой Дух постоянно пребывает как бы в тени славы Бога Отца и Бога Сына...
И только лишь в книге Деяний св. апостолов видимая значимость Бога Святого Духа начинает постепенно возрастать...
Неизреченная Божественная скромность...
Вы только вникните - скромность (смирение) Бога(!)...
А мы - жалкие немощнейшие людишки, то и дело "пальцы веером" распускаем, типа мы "не фунт изюму" и пр. (как это было бы смешно, если б не было столь грустно)...
Замечательный наш богослов и исповедник отец Павел Флоренский в своей не менее замечательной книге "Столп и основание истины" писал, что эра Бога Святого Духа наступит в Восьмой День мирозданья - после Всеобщего Воскресения и Страшного Суда...
Не в том смысле, что Бог Святой Дух станет главнее Бога Отца и Бога Сына, а в том, что только тогда людям и откроются в полной мере Его тщательно скрываемые ранее (по Божественной скромности) и роль, и значимость, и все дела..."
Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта и соответствующие же статьи Андрея Десницкого с сайтов Православие и мир и Азбука веры...
Ссылки прилагаются:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
|