"Ищите прежде Царствия Божия и правды Его"

Категории раздела

О главном... [25] Добродетели [67]
Пороки [89] Вопросы и ответы [164]
Дневники [58]

Статистика

Форма входа

Логин:
Пароль:

Основной раздел

Главная » Статьи » Вопросы и ответы

077. Вопрос: "Какая самая главная проблема у современного православного христианина?"
 
  "11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти (только - от авт.) погибшее (увидевших свою погибель в своём собственном зле - от авт.). 
  (Мф. 18)"
  "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (так же как и геенна - от авт.).
  (Лк. 17)"
  "16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
  17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые (мнимо добрые - от авт.) имеют нужду во враче (в Христе, врачующем пороки - от авт.), но больные (видящие в себе реальные духовные болезни/пороки/зло - от авт.); Я пришел призвать не праведников (мнимых от авт.), но грешников к покаянию (через которое только и возможно спасение/Спасение - от авт.).
  (Мф. 2)"
  "38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.
  39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
  40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?
  41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.
  42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
  43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
  44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
  46 Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
  52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
  (Лк. 11)"
  "26 Всё мрачное (зло - от авт.) сокрыто внутри его (всякого/каждого человека - от авт.); будет пожирать его огонь (слепоты/заблуждения/беспечности/нечувствия/лицемерия - от авт.), никем не раздуваемый (кроме него самого - от авт.); зло постигнет (некающегося - от авт.) и оставшееся в шатре (во всём естестве без остатка - от авт.) его. 
  (Иов. 20)"






  "Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни, и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. (Архим. Георгий (Шестун))"
  "Человека убивают не обстоятельства, человека убивают собственные мысли. Не тот враг, кто стоит на пути, а тот, кто у тебя внутри. (Мон. Симеон, Афон)"
  "Многим кажется, что, будь они на другом месте, они были бы лучше.
Богатому кажется, что добродетели — мешает богатство, бедному кажется, что — бедность, ученому — ученость, больному — болезнь, старому — старость, молодому — молодость. Это всего лишь самообман и признание своего духовного поражения. (Свт. Николай Сербский)"
  "Мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: даже и ночью учит меня внутренность моя. Это вызовет другого рода впечатлительность — скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца. (Свщмч. Арсений (Жадановский))"
  "Некого винить - злоба внутри нас. (Прп. Никон Оптинский)" 
  "Если видишь вокруг что-либо нехорошее, то посмотри тут же на себя - не ты ли этому причина. (Св. прав. Алексий Мечёв)"
  "Все мои беды происходят в невидимой моей мысли и в невидимом сердце моём потому невидимый же нужен мне и Спаситель, ведущий сердца наши. (Св. прав. Иоанн Кронштадтский)"
  "Мы должны видеть причину всех случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. (Протоиер. Валентин Амфитеатров)"
  "Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол (разумеется Иуда) между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник - и на кресте спасся. (Свт. Феофан Затворник)"
  "Нам мешают не другие, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас и кружит повсюду; но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало. Зло — в нашей душе и мы виноваты в том, что приняли его, что не сохранили, но разрушили мир Христов. Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя - не было бы столько зла на свете. (Архим. Фаддей, Витовницкий)"
  "Царство Божие может наследовать только тот, кто борется с миром хотя бы только в самом себе. Но у нас часто даже мысли нет об этом, мы привыкли добиваться счастья и довольства в этой жизни, не соотнося её с будущей жизнью. Это есть плоскость, обращённость ума на земное, а не на Небесное. Кто спасёт нас? (Схиархим. Илий (Ноздрин))"
  "Одно из самых духовно опасных занятий - поиск персонифицированных врагов в обществе, в государстве, среди соседних народов. Единственным подлинным врагом христианина является зло в наших собственных душах. (Свят. Патр. Московский и всея Руси Алексий II)"
  "Вы пишете, что вы и не по месту тут и что в другом месте лучше будет вам, но это одно лишь внушение противника, усиливающегося вытащить вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. (Прп. Антоний Оптинский)"

  "Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтоб ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубляться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда грех наш привлечет к себе наши взоры — некогда нам будет наблюдать за недостатками ближнего, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми; тогда каждый из нас признает себя величайшим грешником в мире, единственным грешником в мире; тогда широко отвернутся для нас врата, объятия истинного, действительного покаяния.
  Смотришь на меня и, видя пред собою толикого грешника, невольно вопрошаешь: неужели в этом грешнике, в котором действие страстей так явно и сильно, — неужели в нем действует Дух Святой? 
  Справедливый вопрос! И меня он приводит в недоумение, ужас! Увлекаюсь, согрешаю; прелюбодействую со грехом, изменяю Богу моему, продаю Его за мерзостную цену греха. И, несмотря на мое постоянное предательство, на мое поведение изменническое, вероломное, — Он пребывает неизменен. Незлобивый, Он ожидает долготерпеливо моего покаяния, всеми средствами привлекает меня к покаянию, к исправлению. Ты слышал, что говорит во Евангелии Сын Божий?
  Не требуют, говорит Он, здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние Так говорил Спаситель; так и действовал. Возлежал Он с мытарями, грешниками, вводил их чрез обращение к вере и добродетели в духовное родство с Авраамом и прочими праведниками. Тебя удивляет, поражает бесконечная благость Сына Божия? Знай, что столько же благ и Всесвятой Дух, — столько же жаждет спасения человеческого, столько же кроток, незлобив, долготерпелив, многомилостив Дух.
  И грех-то привлекает Святаго Духа к человеку! Привлекает Его грех, не осуществляемый совершением, но зримый в себе, признаваемый, оплакиваемый! Чем более человек вглядывается в грех свой, чем более вдается в плач о себе, тем он приятнее, доступнее для Духа Святого, Который, как врач, приступает только к сознающим себя больными; напротив того, отвращается от богатящихся суетным своим самомнением. Гляди и вглядывайся в грех твой! Не своди с него взоров! Отвергнись себя, не имей душу свою честну себе! Весь вдайся в зрение греха твоего, в плач о нем! Тогда, в свое время, узришь воссоздание твое непостижимым, тем более необъяснимым действием Святаго Духа. Он придет к тебе, когда ты не чаешь Его, — воздействует в тебе, когда ты признаешь себя вполне недостойным Его!
   Души наши связаны каким-то мраком, какими-то нерушимыми узами самообольщения, которыми мир и время держат нас в плену и порабощении. Нужно усилие, постоянное усилие, борьба с собою, чтоб выплыть из ужасной темной пропасти; нужно терпение, чтоб великодушно перенести все невидимыя душевныя бури. Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами. "Бдите и молитесь, – сказал Господь, – да не внидете в напасть."
  Святые отцы утверждают, что до искупления все человеки были обладаемы грехом, творили волю греха и против желания своего. По искуплении рода человеческого Богочеловеком уверовавшие во Христа и обновленные святым Крещением уже не насилуются грехом, но имеют свободу: свободу или противиться греху, или последовать внушениям его. 
  Произвольно покоряющиеся греху опять теряют свободу и подпадают насильственному преобладанию греха. Те, которые под руководством Слова Божия ведут брань с грехом, противятся ему, одерживают в свое время полную победу над греховностью. Победа над собственною греховностью есть вместе и победа над вечною смертью. Одержавший ее удобно может уклониться от общественного греховного увлечения. Это видим на святых мучениках: победив грех в себе, они противостали заблуждению народному, обличили его, не остановились запечатлеть святое свидетельство кровью.
  Увлечённый и ослепленный собственным грехом не может не увлечься общественным греховным настроением: он не усмотрит его с ясностью, не поймет его как должно, не отречется от него с самоотвержением, принадлежа к нему сердцем.
  Сущность подвига против греха, подвига, которым обязан подвизаться каждый христианин, заключается в борьбе против греха, в расторжении дружбы с ним, в побеждении его в самой душе, в уме и сердце, которым не может не сочувствовать тело. «Вечная смерть, — говорит преподобный Макарий Великий, — находится сокровенною внутри сердца: ею человек — мертв, будучи по внешности жив. Кто в тайне сердца перешел от смерти к жизни, тот будет жив во веки, и уже не умрет никогда. Хотя тела таковых и разлучаются на некоторое время от душ, но они — освященные, и восстанут со славою. По этой причине смерть святых и называем сном».
  Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами. Как безобразна душа, когда она в смущении! Как она прекрасна, когда спокойна — еще прекраснее, когда завеет в ней благодатный мир от Господа. Это спокойствие, самый этот святой мир исходит в душу, обвиняющую себя, — и вот тому причина: «Душу, которая будет обвинять себя, — сказал великий Пимен, — Господь возлюбит». (Свт. Игнатий (Брянчанинов))"
  "Есть люди, которые боятся увидеть себя плохими. Они со всею тщательностью исполняют правила, соблюдают пост, не пропускают служб. Но цель их та, чтобы увидеть себя достойными и хорошими. И так они незаметно для самих себя питают свое самомнение и выращивают в себе фарисея. Отличительная черта этих людей - они на других смотрят свысока как на недостаточных. 
  Они требовательны к другим, осознавая за собой это право. Склонны к осуждению тех, кто не таков, как они. Любят возглавлять общественное служение. Они и перед Богом сознают себя значимыми и достойными, хотя прямо и не говорят об этом. Истинно же подвизающиеся не боятся увидеть себя плохими ни перед людьми, ни перед Богом. Потому что и сознают себя такими. К деланиям же духовным относятся, как к лекарству от своего недуга, потому и не уклоняются от них. Но делая, сознают себя неимеющими. Даже и смирение, которое стяжали, не видят, не понимают его в себе. (Записки православного монаха)" 

 
 







 
 
"Когда к старцу архимандриту Кириллу Павлову пришли и стали говорить, что сейчас очень много людей в храмах и можно надеяться, что вера в народе стала укрепляться, отец Кирилл сказал набрать полное ведро воды. Когда его набрали, он сказал: "Это количество людей, которые сейчас ходят в храмы". Потом он сказал эту воду вылить. И когда вылили, обратно стекло три капли. Он сказал: "Это те, кто спасается сейчас". "Большинство людей ходят в храм со словом "дай". Дай здоровье Господи, дай финансовое благополучие, дай семью, дай детей. Очень мало, кто приходит в храм со словами: "Прости Господи! Прости, что грешил; прости, что не любил; прости, что забыл тебя". И, к сожалению, большинство этих слов так и не произносят. Они не понимают, что в храм должен приходить кающийся грешник с покаянным лицом, а не мнимый праведник, который делает одолжение Богу, что он в храме находится.
(Архим. Кирилл (Павлов))"
 
 
 
"Если будем признавать себя виновными и грешными, тогда Бог благодатью Своею оправдает нас во Христе Иисусе. Хотя перед людьми мы можем быть не виноваты, но перед Богом всегда виновны. Поэтому лучше себя всегда и везде признавать виновными. Такое смиренное признание делает человека угодным Богу и людям. 
(Свт. Тихон Задонский)"

 
 
 
"Не внешнего врага надобно боятся, враг наш заключен в нас самих. Почему и ведется в нас непрестанная внутренняя война. Одержи мы в ней победу - и все внешние брани сделаются ничтожными, и все станет у воина Христова мирно, и все ему покорно. Нечего будет боятся врага со вне, когда то, что есть внутри нас, быв побеждено, покорится духу.
(Прп. Иоанн Кассиан Римлянин)"

 

 
"Не доискивайся зла вовнé, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, пусть каждый признает себя самого виновником собственного злонравия.
(Свт. Василий Великий)"
 
 
 
 "Мы сами осложняем путь спасения своими страстями, ложью, самооправданием и самообманом. 
(Игум. Никон (Воробьёв))"

 
 
  "Как может, кто бы то ни был, сказать: "поелику пощусь, веду странническую жизнь, раздаю имение свое; то я свят?" Ужели кто свят, не очистив внутреннего человека? Ибо очищение есть не одно воздержание от худых дел, но приобретение совершенной чистоты, чистоты в совести. Напряги, человек, помыслы свои, и войди к этому пленнику и рабу греха - уму твоему, и рассмотри этого, на самом дне твоего ума, во глубине помыслов, в так называемых тайниках души твоей, пресмыкающегося и гнездящегося змия, который убил тебя, поразив главнейшие члены души твоей; потому что сердце есть необъятная бездна. И если убьешь сего змия; то хвались чистотою пред Богом. А если нет; то, смирившись, как нуждающийся и грешный, умоляй Бога о тайных твоих.  Истинная смерть сокрывается внутри, в сердце; и человек умерщвлен внутренне.

  Посему, если кто в тайне прешел от смерти в живот; то истинно во веки он живет, и не умирает. Даже если тела таковых и разрушаются на некоторое время; то, поелику они освящены, восстанут со славою. Почему, успение Святых и называем сном. Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, - не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне. Представляй же, что сердце - гроб, что там погребены и помыслы и ум, объятые тяжелою тьмою. Посему, Господь приходит к душам, вопиющим к Нему во аде, то есть приходит во глубину сердца, и там, повелевая смерти, говорить: „отпусти заключенные души, взыскавшие Меня, Который могу избавить их.“ Потом, отвалив лежащий на душе тяжелый камень, отверзает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает заключенную в лишенной всякого света темнице. 
  Не малый предлежит нам подвиг сокрушить смерть. Ибо сказано: царствие Божие внутрь вас есть. А некоторым образом оказывается внутри нас пребывающим и сам воюющий с нами и пленяющий нас. Посему, никак да не ослабевает душа, пока не положит мертвым пленяющего ее. И тогда отбегут всякая болезнь, печаль и воздыхание, потому что проторжеся вода в земли жаждущей, и пустыня обратилась во множество вод. Ты, предполагающий это, при бдительном надзоре над своими помыслами, войди к уму твоему, пленнику и рабу греха и рассмотри, что есть на дне его, во глубине твоих помыслов, - этого, разумею, змия, гнездящегося в так называемых тайниках души твоей и умерщвляющего тебя в главнейших членах души твоей. Ибо сердце подлинно есть необъятная бездна.
  Посему, если убил ты сего змия, если очистил себя от всякого беззакония, изринул из себя грех; то похвались о Боге чистотою; а в противном случае, смирившись, как скудный еще и грешный, приступи ко Христу, молясь о тайных твоих. Ибо все ветхое и новое Писание рассуждает, по-видимому, о чистоте; и всякому человеку, Иудею и Еллину, слово о чистоте вожделенно, хотя и не во всех действенно. Достигнуть же сего, то есть, чистоты сердца, не иначе возможно, как чрез единого Иисуса. Ибо Он есть ипостасная и сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение.
(Прп. Макарий Великий)"

 



"Когда видишь кругом себя что-либо нехорошее, посмотри сейчас же на себя, не ты ли этому причина. 
(Св. прав. Алексий Мечёв)"

 


 
"Если душа твоя страстно прилепляется к красивым телам и подвергается потом тиранству страстных помыслов, рождающихся от сего: не предполагай, что они-то и есть причина происходящей в тебе бури помыслов и страстного движения, но знай, что причина сего сокрыта внутри души твоей, которая, как камень некий магнит железо, привлекает себе вред от лиц в силу предрасположения к тому и злой страстной привычки. Творения же Божии все добры зело, по слову Самого Бога, и ничего не имеют такого, что давало бы основание к похулению создания Божия.
(Прп. Никита Стифат)"

 

Картинки по запросу икона никиты стифата

 

"Лукавая воля вводит меня во грехи, а когда согрешу, то слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что во мне причина. Лукавый не заставит насильно меня согрешить. Грешу я по своей воле, почему же слагаю вину на лукавого?
(Прп. Ефрем Сирин
)" 

 

 










  
  Ответ: "Духовных проблем у современного православного христианина очень много (например, нерешительность и малодушие, о которых постоянно и говорили, и писали, пророчествуя, еще древние св. отцы)...
  Мы же хотим остановить Ваше внимание только на одной проблеме (к великому нашему сожалению, практически не затрагиваемой в современных средствах православной информации), неотделимо связанной со всеми другими:

 

  "12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?
  13 Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. 
  (Мф. 9)
  "54 Пусть не говорит грешник, что он не согрешил, потому что горящие угли возгорятся на голове того, кто говорит: я не согрешил пред Господом Богом и славою Его. 
  55 Господь знает все дела людей и начинания их, и помышления их и сердца их. 
  64 Он знает намерение ваше и что помышляете вы в сердцах ваших, когда грешите и хотите скрыть грехи ваши. 
  65 Потому Господь совершенно ясно видит все дела ваши, и обличит всех вас; 
  66 и вы будете посрамлены, когда грехи ваши откроются перед людьми, и беззакония предстанут обвинителями в тот день. 
  67 Что вы сделаете и как скроете грехи ваши пред Богом и Ангелами Его? 
  (3 Езд. 16)"
 
  В Своей Нагорной проповеди первой (головной/главной) добродетелью Христос назвал духовную нищету - способность человека видеть свое реальное зло...
  Следуя элементарной логике, можно сделать вывод, что и главной (первой) проблемой человека является, соответственно, духовная слепота - неспособность им видеть существующее в себе зло... 
  А поскольку любой предмет вообще (и любая добродетель, в частности), может быть приобретен человеком только если он его захочет (устремится к нему), если он почувствует в нем потребность, его недостаток в себе (поймет его важность и значимость для себя), то можно со всей уверенностью сделать заключение, что самой главной проблемой современного христианина (да и во все времена тоже) является его нежелание видеть имеющееся в нем зло...
  Или и другими словами: главной проблемой современного православного христианина является его желание видеть в себе мнимое добро...
  Или и другими словами: главной проблемой современного православного христианина является его нежелание каяться (т. к. покаяние начинается с желания видеть в себе зло)... 
  Ярким свидетельством тому (и одновременно следствием) являются частые случаи расцерковления выросших подростков (даже и алтарников)...
  Пока дети были маленькими и зависящими от своих родителей, они под действием их авторитета (а иногда и просто под примитивным давлением) мнимо (внешне) воцерковлялись...  
  Когда же дети приобретают независимость, свободу выбора и вступают в самостоятельную жизнь, они перестают вести церковную (христианскую) жизнь именно по причине отсутствия у них и изначального, и последующего всегдашнего покаяния, которое в свое время им не привили ни их биологические, ни их крестные родители...  
  Не было привито детям видение зла в себе, растущее из стремления (желания) видеть имеющееся в себе зло, которое является основой покаяния (первой заповеди Христовой)...
  Как правило, причиной неспособности прививать детям стремление видеть имеющееся в себе зло является отсутствие такового у самих родителей (и у крестных, в том числе)...
  По словам того же Господа, Царство Небесное (Церковь) находится внутри человека, а совсем не снаружи (напр., в храме) и что поклоняться Богу (воцерковляться) надо не коленями - внешне (поклоны - только средство), а внутри - "сокрушенным духом"...
  Христос (а до него и Предтеча) прямо призывали людей к покаянию, как к необходимому средству воцерковления - спасения ("Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное")...
  Без покаяния невозможно в принципе войти в Церковь...
  Об этом свидетельствуют множественные примеры расцерковления не только некогда "воцерковленных" подростков, но и аналогичные же примеры взрослых уже людей, якобы воцерковляющихся, а на самом деле даже и не приблизившихся к Церкви и на пушечный выстрел...
  Подтверждением тому являются примеры первосвященников и фарисеев, распявших своего Бога...
  Только через покаяние можно войти в Церковь...
  Только покаяние может быть причиной истинного воцерковления...
  Любая другая причина (мотивация) т. н. воцерковления человека на самом деле только создает его иллюзию...  
  Недаром Христос, акцентируя внимание иудеев на покаянии, сравнивал человека, "воцерковляющегося" без покаяния с ворами и волками в овечьих шкурах, проникающими в овчий двор (Церковь) незаконно, подкапывая или перелезая через забор...
  Нередко причиной нераскаянности человека может быть обыкновенное невежество, путающее стремление к добру (добролюбие) с стремлением выискивать его в себе (тщеславие)...
  Христианин должен стремиться непосредственно к добру, а не к мнимому видению его в себе... И уж тем более не к ложному мнению о том, что это имеющееся в нем добро (если даже таковое и существует по милости Божией) является плодом его собственных заслуг и усилий...
  И это стремление человека к добру должно осуществляться в строгой аскетической последовательности, которая является проявлением рассудительности...
  Если стремление человека к добру происходит с середины или с конца, то это свидетельствует о крайней степени безрассудства в человеке и приносит ему только вред, а не пользу...   
  Невозможно человеку научиться читать, предварительно не выучив алфавит...
  Невозможно человеку решать дифференциальные и интегральные уравнения, предварительно не выучив таблицу умножения...
  Невозможно человеку видеть окружающий мир, предварительно не открыв глаза...
  Невозможно человеку поесть, предварительно не открыв рта...
  На чем стоит ведро (с чего оно начинается)?...
  На донышке...
  Можно ли зачерпнуть воды ведром без дна?...
  На чем стоит покаяние ("Дом")?...
  На желании видеть свое зло ("Камень")...
  Невозможно построить надежный "дом на песке (на чем либо кроме видения своего зла)"...
  Ибо придет "вода (искушения)", подмоет "песок (лжемотивацию воцерковления)" и "дом (лжевоцерковление лжехристианина)" рухнет ...  
  Нежелание видеть в себе зло растет из безрассудства и гордости человека...
  Гордость ущемляется, "стесняется" - страдает от видения зла в себе и сопротивляется этому видению...
  Безрассудство говорит человеку, что поскольку спастись может только добрый человек, а не злой, то самый легкий способ для этого - видеть в себе добро... Не замечать в себе зло - позиция того самого глупого "страуса", засунувшего голову в песок (в свое мнимое добро) и не замечающего грозящую ему смертельную опасность (свое реальное зло)...
  Причинами нежелания видеть в себе зло могут быть и упрямство, и своеволие, и сластолюбие, недостаток мученичества (кротости) и мужества, малодушие (поскольку видение в себе зла неизбежно сопряжено с болью, страданиями, с сильными духовными и душевными скорбями), а иногда это может быть и откровенное злолюбие...
  Человеку очень трудно поверить в основное обетование Христово о том, что Он пришел спасти не "праведников", а кающихся грешников...
  Человек никак не может взять в толк, что праведности без покаяния не может быть по определению, что только увидев в себе зло и обратившись ко Христу, и возможно ему стать праведником - спастись...
  Это один из главнейших парадоксов христианства (наглядно подтвердившийся спасением разбойника на Голгофе), который человеку очень тяжело вместить...
  Истинно писал св. ап. Павел, что для душевного (мирского) человека все духовное (Христово) кажется безумием...  
  Христианину крайне необходимо уяснить для себя, что одно только видение добра в себе (хотя бы и реального), а тем более одно только стремление к этому видению, обязательно и непременно надмевают человека, отсекают его от возможности каяться, стимулируют в нем тщеславие, осуждение и пр. проявления гордости, которые духовно ослепляют человека...
  Даже если человек будет просить у Христа только смирения (и пр. добра), но при этом не будет видеть в себе проявлений гордости (и пр. зла) - он не сможет и раскаиваться в ней (и в пр. зле), он обязательно будет в гордости усиливаться (и в пр. зле), а в смирении умаляться (и в пр. добре)... 
  Именно в таких случаях и говорят, что Бог "не слышит" молитв человека... 
  Даже стремление и раскаивающегося человека, но только к добру относительному, как к конечной инстанции, тоже может быть очень вредным для него и привести человека к той же самой гордости...
  Невозможно напиться воды, предварительно не зачерпнув ее из колодца...
  Да и глупо стремиться к кружке, когда можно припасть к роднику...
  А тем более, если человек видит у себя большую флягу с водою (добродетели), он никогда не пойдет к источнику (Христу)...
  Только не имеющий воды (самодостоаточности в добродетелях), испытывающий жажду (раскаивающийся в реальной порочности, всегда присутствующей в любом человеке), будет стремиться к источнику (Христу)...
  Стратегическая цель христианина - Христос (Источник любого добра, Само Абсолютное Добро)...
  Добро - это только средство, при помощи которого человек может устремиться к Христу, захотеть Иисуса, соединиться с Богом в Христе (спастись), подобно ведру, с помощью которого только и можно напиться из глубокого колодца (вспомним беседу Христа с самарянкой у колодца Иаковлева)... 
  Там, где нет Христа, стремления к Иисусу - там всегда, в той или иной степени, но обязательно присутствует зло...
  Все, что делается без Христа (даже и исполнение Его заповедей), не ради Христа, без стремления к Христу, обязательно приводит "христианина" к гордости, а человека неправославного и ко всем остальным порокам... 
  Желание видеть в себе зло неотделимо от нежелания видеть в себе добро (поэтому смиренномудрые св. отцы искренне считали свои добродетели грехом, злом)...
  Почему человек погибает?...
  Потому что не любит Христа...
  Почему человек не любит Христа?...
  Потому что не смиряется...
  Почему человек не смиряется?...
  Потому что не живет по заповедям Христовым, первая из которых - покаяние...
  Почему человек не кается?...
  Потому что не видит в себе реальное зло...
  Почему человек не видит реально существующее в нем зло?...
  Потому что не хочет его видеть...
  Потому что хочет видеть (и мнимо видит) в себе свое собственное добро (которого на самом деле вовсе и нет)...
  О важности (значимости) желания видеть в себе зло свидетельствуют все св. отцы, начиная с самых древних времен...
  Даже и великие аскеты Египта, лежа уже на смертном одре, от всего сердца сокрушались о том, что не положили еще и начала своему покаянию (желанию видеть в себе зло)...
  Древние св. отцы, будучи реально бесстрастными человеками и являясь "сосудами Святого Духа", показывают всем современным христианам, что именно должно лежать как в самом основании (начале) их христианской жизни, так и на протяжении всего их коротенького пребывания на этой тленной земле...
  Насколько же примеры духовности современных христиан (как в миру, так и в монашеской среде) отличаются зачастую от той самой устремленности (направленности внутренней жизни) святых Божиих и соответственно от их мнений о себе самих...
  Как человеку определить, есть ли у него желание видеть в себе зло?...
  Если человеку кто-нибудь говорит об имеющихся в нем недостатках, пороках, грехах и пр. зле, а он злится, гневается, раздражается, обижается, спорит, оправдывается, обвиняет внешние и внутренние обстоятельства (ч. н., "переводит стрелки", "крутится как уж на сковородке") и пр., то такой человек не хочет видеть имеющееся в нем зло... 
  А если человек в ответ на обличение, осуждение и даже клевету ("гонение и поношение"), искренне и с сокрушением соглашается, испытывая чувства искренней же радости и благодарности, то в нем есть желание видеть в себе зло...
  И естественно, что человек, стремящийся видеть имеющееся в себе зло, искренне скорбит (испытывает реальную сильную боль), когда его (хотя бы и искренне) хвалят, превозносят, указывают на имеющиеся (хотя бы и реально) в нем достоинства и добродетели (а тем более, когда льстят)...
  Для любого человека является естественным чувство благодарности к тому, кто помогает ему достигнуть той или иной цели (особенно очень важной)... 
  Человек, достигающий цели или приближающийся к ней (напр., к спасению) - радуется... 
  А человек, встречающий препятствие в продвижении к своей цели, в достижении ее (напр., покаяния) - вполне естественно, огорчается... 
  Точно так же и христианин, желающий через видение в себе зла покаяться и спастись (или исполнить и любую др. заповедь Христову), вполне естественно благодарен (радуется) ближнему, указывающему ему на имеющееся в нем зло (и наоборот)... 
  Мало того, истинный христианин (согласный с тем, что все происходит по воле любящего всех Христа), искренне воспринимает все адресованное себе от ближних - даже и клевету (жития святых это подтверждают), как истину в первой инстанции... 
  Конечно же, христианин чувствует искренние и сокрушение, и боль, и страдания от видения в себе зла, т. к. он понимает, что этим своим злом причиняет боль и Христу... 
  Но христианин еще и радуется, потому что он понимает, что видение зла в себе - это единственно правильный путь спасения, через который только и возможно в этом зле уменьшиться и приобрести противоположное этому злу добро...
  Недаром еще и Христос говорил, что "нищие духом" (видящие в себе зло) блаженны...
  Желание (потребность) видеть в себе зло является проявлением (частным случаем) правдолюбия (добролюбия) - "алчбы и жажды правды"...
  А по обетованию Христову правдолюбцы обретают блаженство (радость, счастье)...
  Блаженны (радостны, счастливы) ведь не только старающиеся видеть в себе зло, но и стремящиеся благоразумно исполнять любую другую заповедь Иисусову...
  Ибо при исполнении любой заповеди Христовой, человек спасается, Иисус радуется и Его радость переливается в человека...
  Правильное (истинное) исполнение заповедей Господних всегда в той или иной степени сопряжено как со скорбью (напр., от видения в себе зла - "плачем"), так и с радостью...
  Об этом со всей определенностью говорит Христос в Евангелии (достаточно почитать Его Нагорную проповедь)... Там же Иисус обетовал ту самую радость (блаженство) тем, кого "гонят и поносят" (осуждают, клевещут и пр.) во имя Его...
  Христианство насквозь пронизано парадоксами (особенно духовными)...
  Сплошь и рядом в нем соединяются, казалось бы, несоединяемые предметы...
  В полной мере это относится и к исполнению любой заповеди Иисусовой, которое подобно медали, одной стороной которой является скорбь (от воздержания, от видения зла в себе и в ближних - от раскаяния), а другой - радость...
  Радость и скорбь являются неслитными и нераздельными компонентами исполнения любой заповеди Христовой во время земной жизни человека (в "юдоли плачевной")... 
  Антоний Великий сравнивал радость христианина с соком дерева, без которого оно погибает...
  Настоящий христианин - это в первую очередь тот, который очень сильно хочет видеть реально имеющееся в нем зло...
  Такой христианин ищет обличения, укорения, осуждения, даже и оклеветания со стороны ближних (стремится к ним), он и радуется и благодарит, т. к. исполняет заповедь Господню - спасается...
  Нередко эти радость и благодарность проявляются из христианина вовне, становятся заметны окружающим его людям и обидчикам, приводя их в сильнейшее недоумение и ставя их в тупик...
  Нередко же следствием радости и благодарности является и покаяние обидчиков - их обращение ко Христу...
  Искренние радость и благодарность христианина в ответ на обличение, осуждение, клевету и пр. ("удар левой рукой) - и есть та самая "подставка другой щеки", это и есть то самое "положение души своей за други своя", т. к. спасает и самого христианина, и его ближних ("друзей")...
  Стремление видеть в себе зло соединено с пониманием его важности (значимости) в деле спасения человека... 
  Этому способствуют и соответствующие размышления, и чтение святоотеческих творений (особенно о покаянии)...
  Здесь также проявляется христианский причинно-следственный парадокс... 
  Человек может хотеть видеть в себе зло только тогда, когда он поймет всю важность и необходимость этого... 
  А для этого ему необходимо увидеть в себе зло... 
  Напр., чтобы с пользой (правильно) читать книги о покаянии (понять важность видения зла в себе), надо сначала увидеть в себе свое собственное невежество в этой области знаний и пр. ...
  Все добродетели (как и все пороки) перетекают друг в друга в результате причинно-следственной взаимосвязанности, пребывая и неслитными, и нераздельными одновременно...
  По сути, как все пороки, так и все добродетели являются лишь соответствующими проявлениями как ненависти, так и любви... 
  Любовь подобна брильянту, а добродетели - его сверкающим трезвением и доброделиями граням... 
  Чему подобна ненависть и пороки, стыдно и писать, хотя догадаться нетрудно... 
  Желание видеть имеющееся в себе зло является первым из проявлений любви и к себе самому, и к ближнему, и ко Христу...
  Оно может быть разным по своей степени...
  Хотели ли св. отцы (кающиеся в духовной слепоте) видеть в себе зло?...
  Конечно, хотели (они и радовались и благодарили в ответ на обличение и пр.)...
  Просто они обладали высочайшей степенью смиренномудрия (следствия покаяния и жизни по всем остальным заповедям Христовым)...
  Величайшие св. отцы Церкви - аскеты, лики которых сияли на смертном одре, подобно солнцу, от всего сердца сокрушались в том, что еще не положили и начала своему покаянию...
  Что такое начало покаяния?...
  Желание видеть имеющееся в себе зло...
  И это - великие св. отцы древности...
  А что же говорить о нас- людях "последних времен"?...
  Мы тем более должны хотя бы каяться, если по своей немощности не можем совершать внешние подвиги, которыми жили древние св. отцы-пустынники...
  Здесь проявляется то же самое кажущееся причинно-следственное противоречие, т. к. степень смиренномудрия прямо пропорциональна степени устремленности к видению своего зла (покаяния)...
  Можно сказать, что покаяние вообще и желание видеть в себе имеющееся зло в частности, является своеобразным маркером, неким индикатором, как бы свидетельствующими о неопровержимой принадлежности человека к учению Христову...
  Можно сказать, что если человек не стремится видеть имеющееся в нем зло, то и христианином-то он по сути своей вовсе не является (хотя бы он и "подвизался" всю жизнь в монастыре или был архиереем)...
  Ибо, по словам Христа, только тот и является Его учеником (христианином), только тот и любит Его, кто исполняет Его заповеди (первая среди которых, по Его же собственным словам - покаяние)...
  Хочется еще отметить, что наше мнение о главной проблеме современного христианина ни в коей мере не только не противоречит пророчествам древних святых отцов, но и решительно подтверждает их, т. к. для того, чтобы человеку захотеть увидеть в себе зло (покаяться), ему действительно необходимы как соответствующие мужество, так и решительность (все тот же духовный, кажущийся причинно-следственный парадокс)...
  Нередко можно слышать слова невоцерковленных, инославных, мирских людей, представителей др. религий, да и просто атеистов о том, что православие (христианство) является уделом хлюпиков, дефектных нравственно, ущербных морально, хилых душою подонков (низов) человечества...
  На самом деле все обстоит с точностью до наоборот...
  Чтобы совершить внешний подвиг (броситься в огонь на пожаре, в прорубь, на пулеметную амбразуру, под танк и т. п.), требуется гораздо меньше мужества и решительности, чем для того, чтобы совершить подвиг внутренний - покаяться...
  Ибо внешний подвиг как правило, либо происходит непосредственно на глазах многих свидетелей, либо же становится известным впоследствии и вспомоществуется славой, признательностью, благодарностью, восхищением, превозношением от людей, а нередко награждается и властью, и богатством... 
  Причем, награда внешнему подвижнику как правило, полагается либо сразу после подвига, либо же через небольшой промежуток времени...
  Покаяние же никому не заметно, оно не приносит кающемуся никакой обязательной внешней награды, кроме гарантированной же внутренней, а иногда и внешней (от бесов и нечестивых людей) скорби... 
  Кроме того, даже и надежда на далекую духовную награду основана лишь на надежде на предметы Царства Небесного - т. е. на те, которые невозможно "пощупать" и которые православный христианин может приобрести лишь через длительный промежуток времени (не имея никаких гарантий но то)...
  Чтобы проверить эту простую истину, достаточно предложить любому превозносящемуся своей доблестью "крутышу" попробовать (в виде эксперимента) покаяться... 
  Вся его "крутизна" сразу же, ч. н. "сдуется" - неизвестно куда улетучится...
  Это со всей очевидностью доказывает, что истинная крутизна присуща только христианам и что термин "духовная нищета" (как и многие другие слова в Библии) ни в коем случае нельзя понимать буквально, а совсем даже наоборот - он означает истинную духовную мощь, нисходящую в христианина от всемогущего Бога ("Ибо сила Моя в немощи совершается")...
  Ибо действительно, истину говорил Господь, что Царство Божие (Христос, Церковь, воцерковление) только "силою (великим принуждением себя, усилием, подаваемым Христом) берется (достигается)", и только "нуждницы (истинно воцерковляющиеся, принуждающие себя к покаянию - "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное") восхищают (достигают Христа, приобретают Иисуса, соединяются с Ним - истинно воцерковляются, реально входят в Церковь, спасаются) Е (Его)"...
  В Символе Веры констатируется христианский догмат об апостольстве православной Церкви... 
  Нередко апостольство воспринимается только как преемство от них (апостолов) и до наших дней благодати Святого Духа при рукоположении православных священнослужителей (во время Хиротонии и при совершении всех других Церковных Таинств)... 
  И очень редко от внимания людей не ускользает не менее (а может быть и более) важный аспект значения апостольства, которое является прежде всего символом (примером) смирения, покаяния, которые в полной мере были присущи как первым ученикам Христовым (ярчайшие тому примеры - св. апостолы Петр и Павел), так и всем последующим поколениям истинных христиан..." 
 
 
  Замечательным материалом на данную тему являются соответствующие лекции проф. МДАиС Осипова А. И. с его официального сайта, статьи игум. Нектария (Морозова), иер. Александра Дьяченко, Марины Бирюковой, иер. Николая Булгакова, слово свт. Игнатия (Брянчанинова) с сайта Православие.Ру, статья Сергея Худиева с сайта Православие и мир и соответствующие же статьи с сайта Логослово...
 




 
 
                                                 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
Категория: Вопросы и ответы | Добавил: sglouk (24 Сен 13)
Просмотров: 1775

Поиск